Как быть профессионалом своего дела. Профессионал — кто это? Что необходимо знать и уметь профессионалу

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Параллель между профи и личным интересом

Человек живет ради себя. Это давно известная прописная истина, которые многие люди почему-то пытаются по-другому интерпретировать. Ведь как это так — жить только для себя, попахивает махровым эгоизмом!

Но увы, есть только личный интерес. Нет интереса любимого дела, своих детей, Родины, друзей или общества. По истине, когда так говорит человек, он на самом деле камуфлирует или свои слова (просто врет), или не видит свое сознание (не понимает, что к чему).

Невозможно помочь своей семье, близким, своему делу, не разобравшись толком в своем поведении, мотивации, желаниях и способностях. Не зная, какими личными ресурсами я обладаю, нет понимания того, что я могу предложить другим людям. Это тоже самое, когда говорят, что человек не может полюбить другого человека, не полюбив самого себя.

Но если личность раскрылась, она знает свои плюсы и минусы, тогда появляется понимание и того, что и как она может привнести в этот мир. Какую пользу может дать окружающим людям, как укрепить свою семью, принести счастье в отношения с противоположным полом.

К чему я тут завел тему о понимании быть самим собой. Да все просто — мастер всегда знает, что он собой представляет, где у него минусы, в чем он силен, над чем еще надо поработать в личностном и профессиональном плане. И не важно, в какой области он профи — столяр, учитель, мама, родитель или спутник жизни.

Личный и бескорыстный интерес

Не нужно на мой взгляд путать эти понятия, хотя для многих они могут иметь одинаковый смысл в разных ситуациях. Отличие бескорыстных поступков от личных достаточно четкое. В первом случае мы делаем кому-то что-то хорошее, не требуя ничего взамен. Во втором, наши действия имеют четкую цель, которую и пытаемся достичь, получив при этом что-то взамен.

Причем бескорыстный поступок никогда не просчитывается заранее — награду за него не ждут, зато есть понимание, что все сделано хорошо и кому-то от этого польза. Личный же всегда нацелен на награду самому себе, чаще всего в виде получения каких-то навыков, возможностей или ресурсов.

Поэтому когда меня кто-то упрекает, что он сделал мне добро, а я такая «свинья» на это позитивно не отреагировал, я сразу задумываюсь, а бескорыстно ли делалось мне это «добро». Ведь если бескорыстно, упрека не будет. А если с корыстью, то я пытаюсь рассчитаться с этим человеком, после чего надолго (а чаще, навсегда), ухожу от контакта с ним, дабы не получить очередную «добрую» милость.

Кто он, этот мастер с большой буквы

Итак, за становление и развитие профессионала, на мой взгляд, отвечает именно личный интерес человека. Если он хочет стать мастером, он им станет.

Но вот как понять, перед тобой профессионал (начинающий или утвердившийся) или обычный человек? Попытаюсь описать признаки, по которым легко определяется мастер своего дела.

Мотивация профессионала

Первым делом именно мотивация. Именно это движет человеком, чтобы стать лучше в какой-то области человеческой деятельности или сразу в нескольких. На мой взгляд — это приобретение новых и улучшение старых навыков. Психологи в таком случае говорят — человек работает над собой, он обеспечивает свой личностный рост.

А имея навыки, появляются другие возможности — лучшее общение и взаимодействие с коллегами по работе/друзьями/близкими, большая зарплата, увеличенный статус в обществе и т.д. Настоящего профессионала всегда ценят намного больше обычного работника.

То же самое можно сказать и о близких отношениях. Если, например, муж развивает себя в личностном плане, от этого выигрывает его жена, дети, родители. Что автоматом сказывается и на нем самом! Я еще не видел ситуаций, когда хороший муж при уважительном и грамотном общении со своей женщиной, получал негативную реакцию в в долгой перспективе.

Есть такой жизненный закон — меняешься ты, меняются и окружающие тебя люди. Меняешься со знаком минус — получаешь то же негативное качество отношений от близких и родных. Растешь в плюс — открываются новые возможности, окружающие люди раскрываются с лучших сторон. Но только в наше время мало кто меняется, многие чего-то ждут…

Широкое образование

Многие могут с этим пунктом поспорить, но я все же поясню свою точку зрения. Здесь речь идет не о количестве законченных высших учебных заведениях. Я о том, как человек получает новую информацию и что он с ней делает. Настоящий профи много читает, смотрит обучающие ролики, слушает советы мастеров по своей профессии. А потом полученные знания методично практикует. А не сидит на месте и предполагает, что завтра он сделает так-то и так-то. Делать надо сразу.

То же касается профессионального роста, например, в супружеских обязанностях. Я не про секс буду сейчас говорить — возьмем тему того же воспитания детей. Одно дело — на все махнуть рукой и понадеяться на то, что ребенок вырастет сам или его грамотно введут в новую жизнь детсадовские воспитатели.

Нет, профессиональный родитель должен самостоятельно или с помощью грамотных учителей научиться воспитывать своего ребенка. Ведь это же его ребенок, о каких чужих руках идет речь, когда открывать маленькому человечку должны именно твои руки. И не перекладывать столь сложное занятие на бабушкины и дедушкины плечи. Это же Ваше дитя! 🙂

В наше современное время есть много возможностей получить нужную адекватную и полезную информацию практически по любым вопросам, будь то работа, семья или быт. Как говориться — ешь, не хочу!

Но увы, кто-то не хочет учиться, получать новую информацию (ждут халявы), кто-то не умеет учиться (не впитали родители с молоком этот навык, не показали они на своем примере как это делается и т.д.), а кто-то не считает это важным в жизни (часто так думают приспособленцы).

В мое время, когда я был подростком, найти толковую книгу об окружающем мире, психологии, общении или развитии своих навыков было очень сложно. У меня до сих пор лежит книга «Советы молодой паре» аж 1974 года издания. И в ней много есть полезной информации не только для молодоженов, но и уже устоявшимся в браке мужчине и женщине.

Сейчас есть все, ты только читай и внедряй полученные знания — вот такой бы я нарисовал лозунг в любой современной библиотеке. 🙂

Компетентность

Профессионал прекрасно знает на что он способен, к чему он должен стремиться и что ему мешает в работе. Свои проф. возможности и навыки он постоянно повышает, а в работе всегда отвечает за свою деятельность.

Если накосячсил — берет ответственность и все исправляет молча. Если видит, что нужна помощь в рамках своей работы, без проблем поможет (но в случае, если от этого не откажется клиент).

То же самое и в личных отношениях с друзьями и близкими людьми. Набедокурил — сам исправляй ситуацию. В чем-то сомневаешься, не лезь. Не просят, не делай «великих» подвигов.

Чтобы оставаться всегда компетентным, недостаточно много изучать поле своей деятельности (работа, семья и т.д.). Нужно понимать рамки, в которых ты можешь 100% помочь, а также всегда помнить об ответственности. И вообще, жизненный закон (Сделал добро — получил добро, сделал зло, получил — зло) никто не отменял.

Система жизненных ценностей

Настоящий профессионал в своей работе или в других областях своего присутствия всегда имеет свой стержень — систему ценностей. Он понимает, что такое «плохо» и что такое «хорошо». У него есть всегда свое мнение на происходящие события, он имеет свой ответ на них, но также он может быть гибок к ответам других людей по ситуации.

Главная цель мастера — получить результат и желательно позитивный. Но даже ответ со знаком минус даст ему пищу для размышлений, что позволит в будущем не наступать на уже испытанные грабли. А это может быть возможным, только имея четкое представление куда ты идешь, чего хочешь, какие есть для этого способы и как они трактуются в современной морали.

Человек без системы никогда не сможет добиться 100% результата — его все время будет тянуть в разные стороны, дающие иногда противоположный результат, к которому он стремится. Это как парусник без паруса — куда ветер подует, туда лодку и потащит. А направив парус, уже можно плыть в заданном направлении и добиваться результата.

Думаю, не стоит уточнять, что в систему жизненных ценностей профессионала входят такие понятия как честность, правдивость, справедливость, гуманность и другие важные качества высокоморального человека!

Навыки мастера в работе

Самые главные навыки профессионала я на мой взгляд, описал. Теперь кратко в виде списка напомню установки, которыми обладает мастер в своей повседневной работе (в личной жизни они тоже имеют место, только описываются другими словами). Итак, профессионал:

  • Умеет четко донести информацию клиенту . Не умеешь общаться, значит будут большие проблемы взаимодействия с боссом, его представителями.
  • Здоров, следит за собой, спокоен и уравновешен . Дерганный, не выспавшийся, забивший на свое самочувствие спец не эффективен в работе.
  • Умеет передать свои знания другому человеку . Быть учителем — это задача очень сложная, трудоемкая и затратная, но необходимая для мастера.
  • Хорошо разбирается в людях . Он должен иметь знания о поведении людей, их взаимодействии с окружающим миром, да и об интуиции не нужно забывать.
  • Если не уверен, за работу браться не будет . Профессионал не будет рисковать своей репутацией, если видит, что он на данном этапе своего развития не сможет осилить поставленную перед ним задачу.
  • Не держится за клиента, если потеряет его доверие . Такое бывает, когда клиенту покажется, что профессионал не обладает нужными знаниями и навыками для решения его задачи. Но здесь не нужно путать клиентов, которые паталогически не доверяют никому (а таких хватает) или пытаются контролировать весь процесс работы мастера.
  • Не обещает 100%-ную гарантию успеха . Он может только предложить клиенту, что приложит все свои усилия, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
  • Не стесняется попросить помощи у коллег . Если мастер чего-то не знает, ему не сложно показать свою некомпетентность в чем-то и попросить совет у другого спеца.
  • Не навязывает свои услуги . Странно конечно звучит эта фраза в наше кризисное время, но это так. Но это правильно на мой взгляд, ведь потом спасибо не скажут.

В общем, где-то так. Может быть что-то забыл написать про навыки профессионала, но буду рад вспомнить вместе с Вами в комментариях!

Типы мастеров своего дела

Я делю профессионалов на два класса. И сейчас опишу, что понимаю под каждым из них.

Супер-профи

Это такой мастер экстра-класса, который уже достиг многого, его авторитет неприкасаемый, его навыки ценятся дорого. Он с легкостью расскажет о своих способностях и возможностях по выполнению предлагаемой клиентом задачи.

То же самое можно в моем понимании сказать и о человеке, который профессионально подходит к делам семьи, брака и т.д. Здесь супер-мастер всегда поможет своему спутнику жизни разобраться в ситуации, сможет быть ему учителем, без проблем станет учиться новому сам или вместе с партнером. Это зрелый и психологически развитый человек, без косяков на этапе созревания, начиная с внутриутробного периода и заканчивая средней школой.

Растущий профи

А это еще пока недоделанный экстра-мастер. Он налегает на новые знания, приобретает новые навыки, развивает свои способности. Он с удовольствием берется за любую работу, связанную с его производственной деятельностью. Причем делает он ее с тщательным усердием, вне зависимости от получаемой потом за нее награды.

А вот обычные работники сначала зондируют информацию о сложности задачи, ее оплате, а уже потом начинают что-то там решать (браться, не браться). Для профи (растущего или экстра-класса) важна сама задача, которая стоит перед ним. Причем приоритет отдают конечно тем задачам, которые позволят им получить или новые знания, или развить старые навыки или получить новые.

Кстати, профессионала легко можно узнать по тому, как он рассказывает о своей работе. Он с большим удовольствием расписывает все действия, раскрывает понятия (причем простым языком!), показывает примеры. Можно сказать, он как пророк фанатично несет свои знания всем людям. И он всегда работает на перспективу.

В общем, растущий мастер — это супер-профессионал, но только в маленьких штанишках. Пока носить папины брюки-клеш ему рано, но он уже примеряется к ним. 🙂

Здесь я буду опираться на свой практический опыт управления большим структурным подразделением (более 200 человек) более 4-х лет, а также небольшим коллективом (8 лет руководства). Хоть это было и в прошлом, но память и навыки еще свежие!

  • Если берем готовый продукт . Если стоит выбор взять человека с навыками или со связями, первый вариант предпочтительный. И чаще всего единственно верный — зависеть от связей подчиненного мало кому понравится.
  • Выбор между профи или растущим . Конечно, профессионал предпочтительней практически всегда. Но есть случаи, когда лучше вырастить своего мастера. Например, если в поиске попадаются только растущие, а мастеров нет. А время идет.
  • Психолог — лучший друг . Да, это так. Грамотный психолог может легко понять, передним цельная личность, или ей до спеца как до Луны. Ведь бывали случаи, когда руководитель делал тестирование без знаний психологии и потом приобретал кота в мешке.
  • Плохих кандидатов на мастера не бывает . Бывают специалисты, по своим профессиональным и личностным качествам не соответствующие или предлагаемой должности, или корпоративной этике предприятия. А тут опять психолог в помощь!
  • Самые важные навыки специалиста . Как это ни странно звучит, но не его супер профзнания в какой-то области. Главные навыки для работы на дядю — это желание работать по вакансии, ответственность и наличие способностей работать в данной профессии. Звезда в узкой нише — это недокомлпект по всем другим направлениям в работе. А человек с общими навыками и способностями может при наличии желания и ответственности в будущем стать мега-спецом предприятия или фирмы. А таких днем с огнем не сыскать!
  • Обязательно узнайте кто родители кандидата . И это очень даже серьезно — кто по профессии были папа и мама может дать существенное понимание, в каком направлении проще будет развиваться специалисту, а где ему лучше не лезть.
  • Проведите психологическое интервью с кандидатом . С помощью такой беседы можно задавать разные вопросы, которые позволят во многом оценить будущего мастера. На помощь идут стрессовые вопросы, невербальные проявления, рационализация.

Пару важных слов о рационализации

Часто при общении бывают такие моменты, когда человек, пытаясь «сохранить свое лицо» перед собеседником, своим неудачам дает рациональные красивые объяснения. Например:

— Почему Вы уволились с той работы спустя пару месяцев?

— Мне было неудобно добираться до моего рабочего места.

Объяснение выглядит симпатично, но тут же напрашивается вопросик — зачем устраиваться на работу, которая так далеко находится? А значит вряд ли человек ушел из-за далекого расстояния рабочего места. То есть человек рационально дает выдуманное объяснение, скрывая истинную причину ухода с работы.

Так работает тип психологический защиты, называемый рационализацией. Используя его, человек неприемлемые для его морали желания и поступки неосознанно (или осознанно, что страшнее) подменяет на приемлемые. По-другому — это «красивое» объяснение своих неудач.

А такой подход к своим проблемам разрушает доверие к специалисту. И профессионалу не стать профессионалом, который часто использует рационализацию.

Послесловие

И еще маленькая, но важная деталь. Мастер со временем создает свою систему работы, причем по разным рабочим аспектам — будь то какая-то методика или процесс взаимодействия, или поиск и получение новых знаний. Он так нарабатывает свою руку, что создает эффективный шаблон успешного выполнения той или иной задачи, причем, с наличием гибкости в последующих изменениях (мастер не консервативен, он постоянно учится!).

И не нужно забывать, что настоящих профессионалов из всех спецов профиля меньше 1%. Таких людей по их работе видно за версту. А поэтому его ценность совсем другая, нежели стоимость любого другого работника.

То же самое относится и к профессиональному отношению при создании семьи. Счастливых семей (это мое личное мнение!) — еще меньше, чем 1%. Так может стоит задуматься над этим и каждому стремится стать мастером не только своего любимого дела! 🙂

Надеюсь, мое видение профессионала принесло Вам, дорогие читатели, свою пользу. Если я подтвердил Ваше видение этого вопроса, отлично. Если же есть у Вас какие-то сомнения или Вы готовы поспорить со мной по каким-то моментам статьи, прошу описать свое мнение в комментариях!

Надеюсь, на жаркую, но позитивную дискуссия! Я к ней готов!

С уважением, Ваш Максим Довженко

Есть ли в нашей жизни навык, который способен сделать человека успешным практически во всех отраслях, независимо от того, с какой конкуренцией придется столкнуться? Мы будем преуспевать во всем и научимся добиваться любых целей. Что же это за навык, которым владеют успешные люди и не пользуются менее удачливые? BroDude расскажет тебе, как из зеленого юнца перейти в разряд достойного мужа, как превратиться из незадачливого любителя в профессионала, который гарантированно добивается поставленных целей.

1. Не нужно ждать вдохновения

Возьмем в пример сценариста, которому необходимо ежедневно делать большой объем работы. С одной стороны, это его деятельность, за которую он получает деньги, с другой – нужно некоторое количество вдохновения, чтобы делать то, что необходимо. Можно ли делать работу хорошо только тогда, когда чувствуешь мотивацию и силы творить, особенно в такой творческой профессии? Безусловно, это неотъемлемые качества, но еще большую роль играет самодисциплина.

Если работать полагаясь лишь на вдохновение, то получится создавать качественный материал время от времени, а основной пласт задач будет выполнен из рук вон плохо. Секрет в том, что ты должен понимать необходимость своей работы и делать все для ее выполнения, не давая мозгу и шанса подумать, что определенная деятельность требует вдохновения, иначе работать будет невозможно.

Отличным примером стал разговор Стивена Кинга (СК) и Джорджа Мартина (ДМ), в котором иллюстрируется пример того, как важно настроить себя на работу, а не ждать вдохновения:


ДМ: Да как тебе удается писать столько книг за такое короткое время? Я думаю: «Отличные были полгода, я написал аж три главы», а ты написал за это время три книги!
СК: Это моя работа. Я пишу по 6 страниц в день, а затем редактирую их. Выходит, что книгу с 360 страницами я пишу около двух месяцев.
ДМ: У тебя нет дней, когда находит ступор? Ты написал за неделю одно предложение? Когда ты проверяешь электронную почту и думаешь: «Может, не так уж я и талантлив?». У тебя не бывает таких дней?
СК: Нет.
ДМ: (дарит миру и Кингу непередаваемую гримасу, изобилующую всей гаммой эмоций, переживаний и капелькой ненависти).

Какие оправдания ты можешь найти для себя после того, когда сам Стивен Кинг, король ужасов, говорит о том, что даже столь тонкая субстанция, как вдохновение, может быть систематизирована и ? Если ты профессионал своего дела, то тебе не нужны жалкие оправдания: ты просто берешь и делаешь свою работу.

2. Разница между профессионалом и любителем

Неважно, в чем именно ты пытаешься стать лучше, но если делать работу только тогда, когда пик мотивации на пределе, то не получится развить в себе умение последовательно совершать определенные действия, чтобы добиться результата и стать профессионалом. Это даже можно назвать суперспособностью – ежедневно придерживаться графика и выполнять свою работу, особенно когда не чувствуешь необходимость этого в данный момент. Именно такая способность и нужна тебе, чтобы преуспевать в своих делах. Когда ты тренируешься каждый день, независимо от обстоятельств, то делаешь свое тело все лучше и лучше, работаешь над навыками, становишься лидером в своей профессии. Это действенно, это работает, но почему же так сложно соблюдать это правило?

3. Быть профессионалом очень непросто

Приблизить планы к их реализации очень непросто, насколько бы ты ни был профессионален. На самом деле, быть профи очень сложно. Большую часть времени мы боремся со внутренними конфликтами. У нас есть цели, которых бы очень хотелось достигнуть, но мы приступаем к их реализации только тогда, когда находим для этого достаточное количество времени, вдохновения или мотивации.

Даже создав идеальное расписание, будут дни, когда ты захочешь схалтурить и не выполнить свою работу. В зале не будет сил на тренировку, на работе будешь сидеть в соцсетях. Но умение активировать работоспособность именно в тот момент, когда меньше всего хочется трудиться, и делает человека профессионалом. Профи всегда придерживаются графика, а любители подвластны воздействию внешних факторов, которые способны нарушить их расписание.

4. Ты никогда не пожалеешь о начале важной работы

Мы не хотим сделать из тебя трудоголика и не говорим, что лишь потому, что работают больше остальных. Их козырь заключается в дисциплине и том, что они делают необходимые вещи для достижения результата, а не говорят об этом.

Есть цель, которая для тебя очень важна, и ты будешь много работать над тем, чтобы достигнуть ее. Не потому что хочешь больше работать, а от осознания важности конечных результатов и необходимости трудиться, чтобы их добиться. Тебе придется работать не тогда, когда будет удобно, а когда это будет необходимо. Стать профессионалом – значит, выполнять первостепенно приоритетные задачи, невзирая на прочие факторы. Не стоит строить из себя трудоголика и играть роль жертвы, которая загружена делами сверх меры. Это удел любителей, не осознающих важности великой цели, которой необходимо достигнуть.

5. Как стать профессионалом

Есть три шага, с помощью которых как настоящего про.

1. Осознай, для чего именно ты хочешь усердно трудиться
Твоя цель – это главный импульс, ведь намного проще получить что-то, когда знаешь, чего хочешь. Звучит просто, но многие люди не добиваются успеха лишь потому, что не знают предмета своих желаний.

2. Создай расписание, в котором будут указаны все действия
Это необходимо сделать, чтобы ежедневно отслеживать задачи, с которыми предстоит разобраться. Очень важно создавать расписание из действий, которые нужно выполнить, а не из результатов, которых нужно достичь.

3. Придерживайся графика в течение хотя бы одной недели
Перестань ныть о том, как тяжело следовать расписанию на месяц или год, и соблюдай свое недельное расписание. В течение следующих 7 дней не позволяй себе сходить с выбранного пути. Делай так каждую неделю, не выстраивая грандиозных планов. Со временем ты заметишь, как выработаешь дисциплину и будешь крайне требователен к соблюдению графика.

Человек и профессионал
Важное сегодня слово «профессионал».
Очень знакомое и вместе тем непонятное… Страшное:)

Я решил создать этот журнал, потому что осознал необходимость — в первую очередь для самого себя — в четком определении ключевых характеристик профессионала. Причем вне зависимости от сферы деятельности. Я уверен, что в любой сфере есть одинаково ценные кристаллы профессионализма – отличительные принципы, определяющие статус профессионала.

Понимание того, что значит слово «профессионал» не из словаря, а из действительности сделает мою жизнь лучше. Я стану лучше понимать других людей и разбираться в них. Я стану лучше понимать себя.

Люди делятся на профессионалов и непрофессионалов. По какому принципу?
Назвать себя профессионалом – самонадеянно, когда называют профессионалом другие – приятно. Почему?

Есть множество подобных фактов о профессионалах, не до конца осознанных или исследованных людьми. По этой самой причине очень часто у людей совершенно разные представления о том, каким должен быть профессионал . А разное индивидуальное восприятие одного и того же слова – это причина непродуктивного общения. В мире всё начинается с общения, и если уже оно само непродуктивно, то всё, что за ним следует – то есть отношения, дела – становится еще более непродуктивными.

Сегодня слово «профессионал», а с ним и тот факт реальности, который оно обозначает, находится в постоянном движении. Развитии или деградации – неважно. Происходит отход от традиционного, словарного восприятия профессионала к «рабочему» — такому пониманию, которое отражает его настоящие, существующие признаки. Почему? Потому что это даст возможность людям общаться эффективнее. Кто управляет этим процессом? Никто из людей. Жизненная необходимость.

В современной стремительной реке времени, в ежемоментных попытках не разбиться о пороги проблем, управляя хрупким суденышком своих возможностей, нет места для игры слов. Всем должно быть одинаково понятно, что значит слово «профессионал» — как и любое другое, важное для сохранения равновесия в личных или деловых отношениях: экипажу Вашего судна – чтобы не разбиться о скалы, капитанам других кораблей – чтобы не столкнуться с Вами, персоналу ближайшего порта – чтобы обслужил Ваш крейсер как того требует обслуживание крейсера, а не туристического лайнера.

Несмотря на простоту метафоры, всё дело именно так и обстоит. Все проблемы везде и во все времена начинались из-за непонимания. Вавилонская башня рухнула. Люди не смогли сотрудничать из-за отсутствия понимания. Сегодня всё повторяется – самопровозглашенная глобальная деревушка Земля сможет избежать участи вавилонской башни только если будет в силах извлечь уроки и сделать правильные выводы. А главные из них – это слушать друг друга и говорить на одном языке – не буквально — генетически языки могут быть разные, но тот минимум, важный для сотрудничества и сохранения равновесия должен быть известен всем участвующим сторонам – назовем этот минимум Лингва Франка выживания.

Земля – это люди. Каждый человек, по свое воле или иначе, оказывает влияние на ход событий. Каждый несет ответственность за происходящее. За будущее. Каждому живущему на планете человеку исключительно важно осознать необходимость в приобретении общего знания и общего языка. Человек должен контролировать происходящее, а не пытаться отреагировать на случайности, особенно сегодня, когда все в жизни подчинено воле человека. Человек должен уметь разговаривать с другими, он должен уметь понимать и уметь быть понятым. Пусть читателя не смущает не совсем правильная грамматика последней фразы с точки зрения языка. С точки зрения логики и реальности всё верно – именно «уметь быть понятым».

Самому учиться контролировать как тебя поймут.

Кто же такой профессионал? Что он делает и чего он не делает? Что он может и чего не может? Что руководит деятельностью профессионала? Что определяет поведение профессионала? В чем заключается сверхзадача профессионала? Как узнать професcионала среди прочих и как увидеть профессионала в себе?

Ставлю задачу для себя порассуждать на эту тему, предлагаю читателю над этим поразмыслить.

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

В нашем обществе, чтобы стать успешным человеком, нужно обладать профессиональными знаниями и уметь пользоваться ими.

Тех, кто занимается какой-либо областью, подразделяют на:

  • новичков;
  • профессионалов;
  • мастеров.

Новичок лишь начинает приобретать знания и навыки в определенном виде деятельности. Он ничего не умеет или обладает минимальными навыками. Большинству людей желательно иметь учителя, помогающего ученику развиваться в данном направлении.
Профессионал - человек, добившийся отличных результатов и способный плодотворно и успешно трудиться в определенной отрасли.

Далеко не каждый профессионал стремится стать мастером. Он может удовлетворяться решением освоенных задач. Но каждый новичок стремится стать профессионалом своего дела.

Мастер обладает феноменальными способностями в реализации умений и навыков, полученных при обучении и осуществляемых профессионально. Чтобы стать профессионалом, достаточно копить знания и трудиться в этом же направлении. Чтобы стать мастером, нужно научиться выходить за рамки и границы, видеть возникающие проблемы шире, чем простой обыватель и даже профессионал.

Существует огромная разница в профессиональном подходе и подходе новичка. На несколько отличий следует обратить особое внимание новичку, если он считает, что пришло время стать профессионалом.

  1. Во-первых, для последнего не свойственно искать самого легкого пути решения проблемы. Профессионал не склонен ожидать чуда или бежать за «блестками». Он понимает, что решения не лежат в готовом виде. Их необходимо принимать, основываясь на анализе, сравнении, исследовании. Конечно, в любой области существуют определенные правила и тенденции. В жизни ситуации оказываются настолько уникальными, что рекомендаций бывает недостаточно, и необходимо учитывать множество сопутствующих факторов для принятия решения.
  1. Профессионал это прекрасно понимает. Но новичку свойственен иной подход. Он жаждет изучить механизмы и получить готовые алгоритмы для работы, чтобы все случалось как бы само. Но такого не бывает. Совершенствовать знания и умения придется постоянно. Иначе, даже поднявшись на профессиональный уровень, но остановившись в развитии, человек просто скатится до уровня новичка. Жизнь постоянно идет вперед. Появляются новые технологии, реализуются новые идеи. Если человек не идет в ногу со временем, он просто остается «на обочине».

Новичок и профессионал: волшебство или терпение и труд

Вторым отличием, выделяющим профессионала, это наличие таких черт, как терпение и упорство. Он точно знает: куда, зачем и как идет и понимает, как может растянуться путь.
Для осуществления планов он наметил необходимые ресурсы, и больше. Любой план является идеальным, а в реальности придется его изменять и корректировать.
Профессионал осознает, что легкой реализации дела не получится. Но он терпеливо и упорно движется в выбранном направлении, учитывая возникающие на пути непредвиденные ситуации.

Могут появиться разные проблемы. Но есть четкая внутренняя уверенность, что они непременно решатся.

К проблемам относятся по-разному. Принимая ее в виде вызова, решать ее и жить в целом существенно интереснее. Для новичка не свойственно проявление терпения. Ему хочется всего и сразу. Он верит, что стать профессионалом просто. По волшебству миллионы «упадут» прямо на голову, сделав счастливым… Кого-то может это и огорчит, но такого не бывает. Известно, что даже если по «случайности» человек сказочно разбогатеет, счастья это не принесет и существует большая вероятность, что богатство он быстро потеряет.
Чем грезить о сказочных богатствах, лучше двигаться к успеху постепенно, проявляя старание и прилагая усилия. Тогда заработки будут восприниматься заслуженно, а растущая прибыль станет естественным результатом признания нового уровня профессионализма. Нужно запастись терпением, усердием и упрямством. Если этих черт недостаточно, человек просто сойдет «с дистанции», не дойдя до профессионального уровня.


Третье отличие настоящего профессионала – умение брать на себя ответственность. Новичок жалуется, что нет необходимых условий для реализации, кто-то в чем-то виноват, он не нашел нужной информации по какому-либо вопросу, было слишком мало времени.
У профессионала другой подход. Возникающая проблема изучается, и сразу находятся пути решения с учетом различных факторов. Он не переносит ответственность на обстоятельства. Напротив, есть понимание, что причиной происходящего в жизни является он сам. Поэтому, чтобы реально что-то изменить, необходимо принятие ответственности.
Бесполезно пытаться повлиять на кого-либо, но можно изменить себя. Тогда и жизнь вокруг постепенно изменится в нужную сторону. Вот почему он принимает решения и берет ответственность. Никто, кроме него не создает его жизнь и не влияет на нее по-настоящему.


Конечно, есть еще множество отличий новичка от профессионала. Но, если человек начинающий осваивать выбранную область, основывается хотя бы н трех базовых постулатах и следует им, он обязательно дойдет до профессионального уровня.

Не действуйте, как новичок, прыгая с места на место, перекладывая на кого-то ответственность за свои шаги или надеясь на волшебные результаты, которые появятся «ниоткуда». Двигаясь с подобным подходом, вы, скорее всего, быстро разочаруетесь и отбросите занятие в сторону. А такой нулевой результат останется лишь потому, что вы не приложили должных усилий, чтобы сделать его положительным, и не уделили изучению вопроса должного времени. Поэтому, наберитесь терпения, возьмите все в свои руки, и постепенно, двигаясь шаг за шагом, добивайтесь поставленных целей. Будучи новичком, действуйте профессионально, и тогда вы станете настоящим профессионалом.

Уровень мастера


Эта следующая ступень, идущая за профессионализмом. Как говорилось, далеко не каждый профессионал стремится стать мастером. Нельзя сказать, что не каждый на это способен. Потенциал находится внутри человека. И каждый из нас свободен и вправе открыть его в себе.

Чтобы стать мастером, недостаточно профессиональных навыков и умений. Необходимо более широкое понимание, выходящее за пределы узкой специализации. Нас учат обычно обретению навыков в какой-либо отдельной области. Однако, правильнее постигать общий метод, универсальный для всех областей знаний. То есть, главным становятся не получение знаний как таковых, а способ их восприятия и постижения в целостности бытия.
Если человек готов двигаться дальше и становиться мастером, то необходимые знания будут сами приходить к нему, помогая в пути. Это не значит, что усилий, терпения и упорства больше не понадобиться. Эти качества должны быть еще более развиты, чем у профессионала. Переход на этот уровень будет еще сложнее. Он станет возможным, если во главу угла ставятся не эгоистические цели, а целостный подход, при котором главным становится не сам человек и его умение, а то дело, благодаря которому окружающий мир становится хоть чуточку лучше.

Какие по Вашему мнению нужны навыки. чтобы стать профессионалом своего дела?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»