Игумен Петр (Еремеев): «Одна из задач ректора – создать атмосферу доверия и простоты в общении преподавателей и студентов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Игумен Пётр (в миру Руслан Николаевич Еремеев) – игумен Русской Православной Церкви, доктор богословия, настоятель и председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, настоятель храма во имя святого апостола Иоанна Богослова под Вязом, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, главный редактор журнала «Монастырский вестник».

Биография

Родился 2 декабря 1973 года в городе Армавире Краснодарского края. Был крещён во младенчестве. Семья, в которой родился и рос будущий игумен, не была религиозной. Впервые после крещения осознанно пришел в храм в возрасте 17 лет.

«Я пришёл в храм и сразу попал к хорошему священнику, протоиерею Петру – настоятелю храма в моём родном городе Армавире. Увидев случайно оказавшегося в храме и озирающегося юношу, отец Пётр спросил: «Что ты здесь делаешь, хлопец?». Я ответил, что зашёл в храм, поскольку мне это всегда было интересно. Но раньше я не решался войти, хотя и был крещёным ».

Общение с протоиереем Петром Клитовченко зародило интерес к православию и церковной жизни, и со временем будущий игумен стал посещать храм регулярно, исповедоваться и причащаться.

С подачи духовника в 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. На предпоследнем курсе перевёлся в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1995 году и продолжил обучение в Московской духовной академии.

27 марта 1998 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС епископом Верейским Евгением пострижен в монашество с наречением именем Пётр в честь новопрославленного священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором МДАиС епископом Верейским Евгением во иеромонаха. В период обучения в академии, будучи избран, являлся редактором студенческого православного журнала «Встреча».

В 1999 году окончил Московскую духовную академию. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.

По направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии в 2000-2003 годах проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета (Болгария). За диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX – начале XX века» был удостоен степени доктора богословия.

В 2003 году Святейшим Патриархом Алексием II утверждён в должности проректора Московских духовных школ по организационно-административной работе.

«Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса. Мне было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии я преподавал историю Поместных Православных Церквей ».

В 2005 году иеромонаха Петра ждало новое ответственное поручение: Святейшим Патриархом Алексием II он был определён проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии и настоятелем собора Рождества Христова города Хабаровска. Основными задачами этого периода стали: проектирование и строительство семинарского комплекса, начало и налаживание учебно-образовательного процесса семинарии.

«В Хабаровске я получил первый опыт по-настоящему приходской жизни и личной ответственности за конкретный проект. Это было замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении – Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля ».

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «Юриспруденция».

В 2006 году иеромонах Пётр был возведён в сан игумена. В 2007 году был награждён орденом святителя Иннокентия Московского III степени.

По итогам деятельности возглавляемой игуменом Петром (Еремеевым) группы специалистов в 2009 году Хабаровская духовная семинария первой в России прошла лицензирование программ высшего образования по Государственному стандарту «Теология». Это положило начало процедуре лицензирования программ Смоленской, Санкт-Петербургской и Московской духовных школ.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 21 мая 2010 года назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. В январе 2011 года назначен ректором новоучреждённого Российского православного университета, на площадку которого согласно законодательству были переведены программы религиозного образования.

«Первое, что я узнал по вступлении в должность ректора: у вуза, который через месяц должен выпускать очередных специалистов, закончилась лицензия. А последние несколько месяцев институт вообще не имел права вести образовательную деятельность. Тогда же на меня свалились проверки по факту обращений в Трудовую инспекцию и прокуратуру о задержках по заработной плате и следом судебные претензии от коммунальных служб. В срочном порядке пришлось проходить процедуру лицензирования всех направлений подготовки – вначале уровня бакалавриата, а затем и магистратуры. С нуля разработали всю документацию для лицензирования программ бакалавриата по целому перечню направлений: религиоведение, история, психология, филология, юриспруденция, экономика. Параллельно получали лицензию на образовательную деятельность по специалитету, проводили госэкзамены и выпускали ребят, завершивших обучение ».

10 апреля 2011 года на Божественной литургии в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом за усердное служение Церкви Божией и пастырское попечительство удостоен права ношения палицы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал №23) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, а также настоятелем и председателем Приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы. Новоназначенному игумену было поручено обеспечить разработку проектной документации и запуск процесса научной реставрации архитектурного ансамбля монастыря.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 марта 2014 года в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Красногорского района Московской области.

6 сентября 2014 на Божественной литургии в Высоко-Петровском монастыре в день святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, года удостоен права ношения наперстного креста с украшениями.

За период наместничества игумена Петра (Еремеева) в Высоко-Петровском монастыре были организованы: реставрация надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла, надвратной Покровской церкви с колокольней, святыми вратами и Казанской часовней, Толгской церкви, Петровского собора, а также начаты работы на иных объектах наследия. В 2015 году были проведены масштабные торжества по случаю 700-летия со времени основания обители с первым в истории Патриаршим крестным ходом, повторившим путь основателя монастыря святителя Петра из Кремля к обители. Осуществлён переезд Государственного литературного музея из помещений Нарышкинских палат. В 2017 году в монастырь была возвращена святыня – древний чтимый список Влахернской иконы Божией Матери. В настоящее время одним из важнейших проектов остаётся реставрация оставшихся храмов Высоко-Петровского монастыря.






Дата рождения: 2 декабря 1973 г. Страна: Россия Биография:

В 2000-2003 гг. проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия.

В 2005 г. окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция».

Образование:

1995 г. — Московская духовная семинария.

1999 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

2003 г. — специализация в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета.

2005 г. — Санкт-Петербургский университет МВД России (экстерн, специальность «юриспруденция»).

Место работы: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Российский православный университет святого Иоанна Богослова (Ректор) Место работы: (Ректор) Научные труды, публикации:

Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века (кандидатская диссертация).

Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века (докторская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 2007 г. — орден свт. Иннокентия Московского III ст.
Web-сайт: http://рпу.рф

Публикации на портале Патриархия.ru

Игумен Петр (Еремеев): Мы стараемся развивать добрую традицию участия Российского православного университета в Рождественских чтениях [Интервью]

Игумен Петр (Еремеев): 700-летие Высоко-Петровского монастыря должно стать праздником для всей Москвы [Интервью]

28.05.2018

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, рассказал о том, как он получил благословение возглавить вуз, с какими трудностями столкнулся в первые годы руководства, как сегодня меняется образовательный процесс, и как вузу удается отвечать запросам современной молодежи.

Отец Петр, Вашим интервью мы подводим некий итог циклу публикаций на нашем портале «Люди Церкви: 25 лет РПУ», приуроченному к юбилею возглавляемого Вами вуза. Мы разговаривали с преподавателями и выпускниками разных лет, которые вспоминали время своей учебы в РПУ. Как Вы думаете, как они описывают атмосферу, царившую в институте?

– Судя по тому, что я слышу от выпускников, воспоминания разные, и они зависят от периода обучения.

90-е годы – это время, когда все сферы церковной жизни находились в состоянии подъема и возрождения. В то время настроение в православных учебных заведениях, если так можно сказать, было радостным, и оно буквально охватывало все сферы жизни и светских православных вузов, и семинарий. Я ведь и сам учился в те годы, помню это очень хорошо.

Картина в РПУ несколько меняется к нулевым годам. Связано это не только с тем, что вуз переживал непростое время по материальным причинам, но и с потерей ориентира в развитии как учебного заведения. Меняется кадровый состав, меняется сам студент, так об этом говорят сами выпускники тех лет. И это все тоже имеет определенную взаимосвязь с церковной и общественной жизнью того времени.

В 90-е ведь очень много сил было брошено на внешнее восстановление Церкви, разрушенной в советское время архитектуры, устроения церковной жизни – от прихода до епархии. Ну и, конечно, архитектуры в буквальном смысле.

–––––––––––

Когда я закончил духовную академию, на рубеже 90-х и нулевых, начали все чаще звучать слова, что необходимо больше внимания уделять не куполам и колоколам, а живым людям, церковным общинам. В нулевые в церковном сообществе начинается переоценка того, что мы должны делать, к чему стремиться, в том числе и в православных высших учебных заведениях.

–––––––––––

Конечно на настроение студентов нашего вуза влияли и финансовый кризис, и поиск концепции развития православного образования в новых условиях.

Когда в 2010 году я возглавил институт, пришлось не без труда вместе с коллегами достигать понимания, на какого абитуриента теперь должен ориентироваться вуз, какими должны быть критерии оценки качества образования, каким должен быть выпускник, на какого работодателя мы должны рассчитывать в построении своей образовательной деятельности.

В 2010 году Вы стали ректором Православного института святого Иоанна Богослова, в 2011 году указом Патриарха Кирилла Вы были назначены ректором Российского православного университета. Расскажите, пожалуйста, чем отличаются эти учебные заведения, и как Вы входили в новый для себя процесс жизни светского учебного заведения?

– 21 мая, в день святого апостола Иоанна Богослова, я получил Указ Святейшего Патриарха Кирилла возглавить Православный институт святого Иоанна Богослова и соответствующее решение Совета учредителей института.

К большому сожалению, в буквальном смысле принять эстафету у ректора и основателя института архимандрита Иоанна (Экономцева) я не мог. Отца Иоанна к этому времени уже не было в Москве. Я получил лишь некие материалы, которые свидетельствовали о попытках экспертной группы во главе с ВРИО ректора игуменом Даниилом найти варианты выхода из сложившейся финансовой ситуации и кризиса в управлении. С другой стороны, получил наработки от группы преподавателей, которые параллельно работали, не находя взаимопонимания с приглашенными отцом Даниилом экспертами, где предлагались другие пути развития нашего учебного заведения.

Я внимательно изучил все эти материалы и понял, что к концепции развития смогу вернуться не раньше июля-августа по одной простой причине: на этот момент в институте должен был завершиться образовательный процесс и начаться сессии и выпускные экзамены, а у вуза уже почти полгода отсутствовала лицензия на образовательную деятельность, накопились миллионные долги по зарплате, висели долги по взносам в фонды и налоговым отчислениям, коммунальщики уже отключали здания за длительные задолженности по оплате.

Это означало, что более сотни выпускников, оплативших обучение, не могли быть дипломированы. Вузу грозили суды, огромные издержки и полный репутационный провал. Нам с коллегами пришлось срочно интенсифицировать процессы по получению лицензии, составлять и обеспечивать реализацию индивидуальных планов обучения.

В условиях отсутствия в вузе управленческого аппарата я нашел поддержку у коллег в ПСТГУ. Опыт взаимодействия при лицензировании по государственному стандарту Хабаровской духовной семинарии (впервые в стране!) помог нам найти правильные выходы в оформлении текущих документов и позволил институту получить лицензию быстрее ожидаемого срока. В июне удалось привлечь на работу в ректорат ряд очень хороших специалистов, некоторые из них трудятся в вузе и сегодня.

Эту работу мы сделали в неожиданно сжатые сроки, что стало вразумлением для меня: нельзя отказываться от этого, казалось, непосильного послушания. Искушение такое было, ведь назначение ректором института застало меня врасплох, а опыта работы в светском вузе у меня не было.

И второе, что удалось сделать в этих условиях, – параллельно с выпуском провести летом 2010-го абитуриентскую кампанию, когда, по сути, многие вуз уже похоронили. Во всех справочниках для абитуриентов было указано отсутствие лицензии у института. Но получилось и выпускникам государственные дипломы вручить, и переводную сессию провести, не потеряв обучающихся, и объявить в рамках закона абитуриентскую кампанию, и принять на обучение новых студентов.

Как-то рассчитались и с основными финансовыми задолженностями.

––––––––––

Первый год в институте был годом крайнего напряжения сил ректора, преподавателей, персонала и студентов.

––––––––––

Почти сразу стало очевидно, что надо выводить за рамки института, являющегося светским учебным заведением, все программы подготовки церковных служителей: катехизаторов, миссионеров и т.д. Действующее законодательство дает такое право только религиозным образовательным организациям. Поэтому осенью 2010 года мы предложили Его Святейшеству учредить такой вуз и ввести в него это образовательное направление. Так в 2011 году появился Российский православный университет.

Получается, уже в 2010 году удалось решить финансовые и инфраструктурные проблемы института?

– Тогда мы смогли лишь разобраться в ситуации и диагностировать главные проблемы. Немалую их часть решаем по сей день.

Большая благодарность Святейшему Патриарху, ведь он почти сразу помог оплатить больше половины суммы внутреннего и внешнего долга института. Это уберегло нас от почти начавшихся судебных тяжб, позволило в значительной части рассчитаться по долгам с коммунальными службами, коллективом и налоговыми органами, минимизировать штрафы. Так что в 2010-2011 годах нашей задачей было сохранение института как учреждения.

В экстренном порядке нам пришлось решать кадровый вопрос, усиливать профессорско-преподавательский состав специалистами с необходимым уровнем образования, учеными степенями и званиями, готовить документы для лицензирования магистерских программ и бакалавриата. У вуза ведь на тот момент был только специалитет, а уже через год набор на обучение был возможен только на бакалавритат. Представьте. Пришлось за несколько месяцев делать неимоверный объем документов по десятку разных направлений подготовки. Я сейчас рассказываю и сам не верю в то, что мы смогли решить задачу, да еще в тех условиях. В этом огромная заслуга деканов, руководителей кафедр, преподавателей. Но без этого у института не было бы будущего.

Одновременно с этим необходимо было решать бытовые проблемы: с текущими кровлями, с отсутствием работающих туалетов в отдельных зданиях и т.д. Мы этим занимались на протяжении нового 2010/2011 учебного года.

Была проведена аккредитация Ученого совета, чтобы иметь право выступать перед Высшей аттестационной комиссией и присваивать ученые звания.

Первые два года были очень трудными, но удивительными по результативности. И тот огромный объем работы, который пришлось проделать, чтобы сохранить вуз и обеспечить перспективу, невероятный положительный эмоциональный подъем, – все это помогло создать в институте условия для работы. Хотя много проблем осталось, и не все, к сожалению, получалось и получается решать хорошо и правильно.

Про православное образование

В чем уникальность института, который Вы возглавляете?

– Святейший Патриарх Кирилл в начале моей работы вполне конкретно описал специфику Института святого Иоанна Богослова. Тогда я услышал следующее:

«Во-первых, институт нужен Церкви, и его необходимо сохранить.

Во-вторых, он не должен готовить сугубо церковные кадры – для этого есть духовные академии и семинарии. Вы должны готовить молодежь для жизни и работы в светском обществе со светской профессией, но с православным мировоззрением.

В-третьих, ваши абитуриенты – не обязательно дети духовенства, не обязательно выпускники православных гимназий и лицеев. Ориентироваться надо на абитуриентов из обычных школ, обычной среды».

––––––––––

Наша задача – предложить и обеспечить для светской аудитории качественное ценностно-ориентированное высшее образование.

––––––––––

Таково было короткое слово Патриарха ко мне. Это напутствие целиком соответствует тем идеям, которые я услышал тогда от своих коллег по институту: от профессора А.Б. Зубова, протоиерея Льва Шихлярова, епископа Антония (Пантелича) и многих других. При знакомстве с институтом они мне говорили, что всегда наш вуз давал молодежи возможность получить высшее светское образование, развить в себе новые качества, профессиональные навыки и получить личный духовный опыт, который базировался бы на практике церковной жизни.

Как это сделать? В ответе на этот вопрос кроется специфика нашего учебного заведения.

Она состоит в том, например, что мы приглашаем студентов войти в общину духовного центра нашего вуза – храма апостола Иоанна Богослова под Вязом (переданного Церкви в 2011 году усилиями отца Петра, настоятеля храма. – прим. ред.), но не настаиваем на этом, понимая, что иногда к нам приходят и воцерковленные ребята, которые являются прихожанами других храмов. Эта свобода характеризует христианскую общину нашего института.

Хочется надеяться, что нам удалось взять курс на синергию светского учебного заведения, и православной общины, составляющей его ядро: вокруг ректора-священника, преподавателей-священников, преподавателей и студентов – активных верующих мирян. А далее уже практика жизни христианской общины вуза: богослужения, совместные паломничества, социальная работа. Наряду с образовательным процессом это создает условия для развития, роста наших студентов, да и нас вместе с ними.


И так вы решаете задачу подготовки светских кадров с православным мировоззрением?

– Мы – это все, кто преподают, трудятся и учатся в институте. Здесь надо обратить внимание на структуру управления вузом и процессами его жизнедеятельности. На протяжении последних лет за формирование кадрового состава и образовательных программ отвечают факультеты и кафедры, как это и должно быть. А не как было в начале, когда все должен был делать ректор и ректорат. Не все пока с этим гладко, но мы внедряем такую систему управления. Вместе, разделяя ответственность, мы решаем задачу по формированию в вузе христианской атмосферы.

Ведь православное мировоззрение формируется личным опытом духовной жизни, не только в богослужебном контексте, но и в социальной работе, в участии в общественной деятельности.

––––––––––

В первую очередь, православное мировоззрение должно выражаться в умении студентов и выпускников находить правильные ответы на сложные вызовы современной жизни.

––––––––––

Плюс к этому мы окончательно утвердили стандарт дополнительного образования, который присутствует в каждой специальности, – «Основы православного мировоззрения», куда входит оптимальный объем знаний по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, основным богословским аспектам вероучения, по истории Русской Православной Церкви, по основам христианской психологии – в той части, что формирует взгляды на важные жизненные вопросы.

Про студенческие годы

Вернемся к Вашим студенческим годам. В 1999 году Вы окончили Московскую духовную академию. Чем запомнились годы обучения?

– Я начинал учиться в Ставропольской духовной семинарии, где царила очень братская атмосфера, свойственная небольшим учебным заведениям. Иподиаконствовал у митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона. Однажды с ребятами в семинарии придумали и начали издавать многотиражку – газету «Православное слово». Делали ее семинаристы, а расходилась она по всей обширной кавказской епархии.

Потом была учеба в МДА. И тут на первом курсе мы небольшой группой студентов загорелись идеей создания студенческого журнала «Встреча». В академии тогда у нас была готовность поднять невозможное, хотя дело с выпуском журнала выглядело безнадежным. Но все сложилось удачным образом.

С финансированием помог Международный общественный фонд единства православных народов, с которым нас познакомил дядя нашего однокурсника – народный артист России Н.П. Бурляев. Президент фонда В.А. Алексеев решил, что журнал духовной академии – это хороший проект, который стоит поддержать.

Тогда еще студент-первокурсник, а ныне архиепископ Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, предложил название – «Встреча», потому что мы в новоиспеченной редакции долго встречались и никак не могли придумать нашему журналу название. Так с шутливого эпизода с выбором названия началось издание первого в духовной академии студенческого журнала (журнал «Встреча», возглавляемый в разное время пятью главными редакторами, издается до сих пор уже на протяжении семнадцати лет – прим. ред.). Меня ребята избрали редактором, уже не помню с чьей подачи.

––––––––––

С первого курса академии образовательный процесс для меня был растворен работой в редакции студенческого журнала «Встреча».

––––––––––

Для меня годы семинарской и академической жизни – самые лучшие. Это годы приобретения знаний, опыта, к которому добавляется интересная работа над журналом. Но и на вахтах тоже мы сидели, территорию тоже убирали.

Вторым главным послушанием в академии у меня был хор, подаривший мне дружбу с отцом Никифором (Кирзиным) и ребятами с разных курсов духовных школ.

И, конечно, Лавра. Я не представляю, как сложилась бы моя жизнь если бы не лаврские отцы, атмосфера, в которую я был погружен в студенческие годы в этом древнем монастыре с живой традицией.

После духовной академии Вы учились в Софии? Зачем это понадобилось?

– В нулевых годах студентам и работникам МДА разрешалось и предлагалось получать второй диплом в светских вузах – диплом государственного образца. Перед руководством академии в то время стояла следующая задача: когда МДА получит необходимый образовательный статус для государственной аккредитации, она должна быть обеспечена преподавательскими кадрами с признаваемой государством квалификацией.

После окончания духовной академии у меня появилась возможность поступить в докторантуру Софийского государственного университета святого Климента Охридского по линии межгосударственного обмена между Министерствами образования России и Болгарии. Поскольку во время учебы в МДА я писал работу о духовных академиях начала XX века, мне было интересно обратиться к опыту зарубежных учебных заведений, которые были созданы русскими эмигрантами из числа преподавательского состава духовных академий и семинарий и которые имели прямое отношение к созданию богословского факультета в Софийском университете.

Докторский диплом, признаваемый государством, сослужил свою службу очень скоро – когда мы, преодолевая сопротивление «старой гвардии» в образовательном ведомстве страны, успешно запустили дальневосточный образовательный проект – провели первое государственное лицензирование Хабаровской семинарии по государственному стандарту, что открыло перспективу к аккредитации всех духовных учебных заведений нашей Церкви.

Про лидерство и роль руководителя

В чем Вы видите свою задачу как ректора?

– Одна из задач ректора – создать атмосферу доверия и простоты в общении преподавателей и студентов и, конечно, прозрачности в оценке успешности освоения учебных дисциплин.


Сегодня моя работа в институте усложняется наличием других церковных послушаний, но я тешу себя надеждой, что мои коллеги по ректорату, деканы и заведующие кафедрами компенсируют мои упущения.

Ректор, безусловно, должен быть ежедневно в прямом доступе у каждого студента и преподавателя. Я пытаюсь сделать это хотя бы интерактивно, для этого и присутствую в социальных сетях. Меня очень радует то доверие, с которым ко мне относятся коллеги и студенты, и огорчает, что сам я не всегда дотягиваю до уровня их ожиданий.

В последнее время удается «разбудить» и выпускников. Это очень многое для нас значит. Встречи выпускников по годам обучения, по специальностям позволяют сегодня возрождать утерянные связи и развивать удобные форматы общения. Мы стремимся дать возможность выпускникам вернуться к дружбе с теми, с кем они учились. Это важная задача. Так формируются и сохраняются традиции.

И еще много других задач.

Какой Вы руководитель?

– Все восемь лет ректорства я ищу в лице своих коллег – преподавателей, проректоров, попечителей – поддержку, чтобы трудиться в соработничестве с ними. Я ведь никогда не хотел быть руководителем.

Жизнь в Лавре и преподавание в МДА были внутренне понятны и созвучны моим интересам. Хотя, может быть, моя природная активность ошибочно кем-то и воспринимается за желание или способность к руководящей работе. Наверное, я излишне инициативный человек, у меня постоянно рождаются какие-то идеи, я всегда готов «подорваться» и подставить плечо любому, кто предложит нечто полезное для Церкви и общества. Но все же я не руководитель по характеру. Скорее, инициативный участник команды, помощник руководителя, готовый исполнять работу в любом объеме.

Руководство – это личная ответственность за принятие решений, сопряженная порой с полным непониманием тебя даже близкими людьми. Участь руководителя в этом смысле всегда незавидная.

Ответственность, которая вместе с должностью на меня сейчас возложена, требует решительности в каких-то моментах и терпения в других, даже против личного эмоционального настроения. Я с десятого раза соглашаюсь кого-то уволить или отчислить, хотя по логике и аргументации все верно и требует решения. Вместе с тем мне трудно терпеливо ждать профессионального роста коллег, тут я излишне поспешен и резок. Это, конечно, не качества руководителя.

Про новое поколение студентов

Вы ощущаете спад или подъем интереса молодежи к православному образованию?

– В нашем вузе количество поступающих за эти восемь лет изменилось мало. Сколько поступает, столько примерно и выпускаем. Но мы рассчитываем на увеличение числа поступающих, потому что у нас для этого есть необходимые площади, и с этого года мы предоставляем бюджетные места.

Яркая иллюстрация эффективности новых подходов в организации работы института – факультет психологии. С каждым годом он берет все новую и новую высоту.

Есть успешные подвижки в построении образовательного процесса и внеучебной работы на факультете религиоведения. Мы пытаемся найти новые кадровые и содержательные решения для развития направлений подготовки по юриспруденции, экономике, журналистике.

Непросто обстоит дело с набором на историю и филологию, как и в государственных вузах, хотя у нас есть бюджетные места на этих специальностях.

––––––––––

Сегодня перед нами стоит вопрос не количества студентов (в этом ситуация более-менее стабильная), но как сделать работу профессорско-преподавательского состава эффективной, а обучение – интересным, соответствующим запросам современной молодежи, чтобы дать возможность выпускникам обрести профессию и дорогу в жизни.

––––––––––

Это сложная задача, но у нас вуз небольшой, и мы сообща пытаемся ее решать. Тут я смотрю с надеждой на каждого преподавателя.

В чем особенность нынешних студентов?

– Молодежь стремительно меняется. Те, с кем я общался семь-десять лет назад, и сегодняшние студенты – очень разные люди. Они живут на разных скоростях, у них другое умение слушать. Если речь будет монотонной, ты можешь быть не услышанным. Поэтому надо постоянно учиться общению с этим поколением студентов. С ними нужно говорить короткими и яркими предложениями, иначе все бесполезно.

Думаю, сегодня высшее учебное заведение должно измениться настолько, насколько изменилась современная молодежь.


Часто общаетесь со студентами? В каком формате это обычно происходит?

При необходимости встречаемся лично.

Про финансирование вуза

Не секрет, что зарплата преподавателей в нашей стране, особенно в православных вузах, не самая высокая, случаются и перебои с выплатами. Как удается сохранить преподавательский штат на высоком уровне?

– Самое первое, что любому вузу позволяет сохранить состав преподавателей, наряду с регулярным финансовым обеспечением зарплатного фонда, – это своя Школа на каждом факультете. Преподаватели объединяются в группы по научным, социальным и личным интересам. Факультеты имеют такие ячейки в виде кафедр, зачастую – преподавателей из выпускников, которые остались в вузе.

Поэтому, когда в вузе бывали неурядицы с зарплатой, преподаватели и сотрудники находили в себе силы понимать сложившуюся ситуацию. Они знают, что задержка зарплаты была связана с тем, что ребята вовремя не оплатили обучение. Но вуз изыскивал возможности внешнего финансирования.

––––––––––

В основе распределения денежных средств лежит принцип самоокупаемости и финансовой прозрачности.

––––––––––

Каждый декан имеет доступ к бухгалтерской отчетности. Последние годы мы даем деканам на руки бюджет. Тем самым показываем, что живем одними интересами, одними задачами. Нам надо вместе обеспечивать этот бюджет, разделяя ответственность.

Из чего складывается бюджет вуза?

– Основная часть бюджета – это оплата за обучение студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Вторая часть, которая с каждым годом становится все значительнее, – дополнительное образование, курсы повышения квалификации; кроме этого, мы участвуем в грантовых программах.

Конечно, нам помогают попечители, в том числе из числа друзей и выпускников института. Пока эта помощь незначительна, тут надо заслужить, заработать доверие.

Как удается удерживать на доступном уровне платное образование в текущей непростой экономической ситуации?

– Бюджет, в основе которого находятся только средства, получаемые в оплату за образование в нашем социально ориентированном учебном заведении, построен быть не может. Если бы мы брали за обучение 350 тысяч рублей в год, как в отдельных частных вузах, это было бы реально. Но у нас обучение стоит 70-80 тысяч рублей в год, и сильно поднимать стоимость пока не можем. Понимаем возможности тех, кто у нас обучается. И опускаться тоже не можем, иначе упадет уровень зарплат, а значит, и качество преподавания.

Каждый год в период формирования бюджета перед нами стоит задача прохождения по тонкому ребру рентабельности и целесообразности. Но теперь будет легче, поскольку у лучших из абитуриентов с этого года появилась возможность поступить на бюджет. И количество бюджетных мест с каждым годом будет расти.

Про будущее вуза

В каком направлении будет идти развитие вуза? Какие у Вас планы в МПИ и РПУ?

– Сегодня Московский православный институт святого Иоанна Богослова готовит специалистов по светским направлениям образования. При этом, желая давать всестороннее образование, мы ввели дополнительный курс по основам православного мировоззрения, позволяющий взглянуть на все аспекты гуманитарного наследия, на понимание наших традиций с точки зрения большого наследия русской культуры. Вот за этот блок ценностно-ориентированного образования в МПИ, кстати, отвечает Российский православный университет. В рамках сетевого сотрудничества сформировалась очень эффективная модель, в которой РПУ патронирует МПИ св. Иоанна Богослова.


Параллельно учебному процессу мы создаем для студентов внеучебные формы совместной работы, которые обогащают их опытом, в том числе духовным.

Одновременно с этим ряд вузов Москвы, познакомившись с нашим опытом образования, подписывают договора с РПУ на чтение курса «Культура, этика и религия в жизни современного человека». Причем в таком же объеме, который мы даем в нашем МПИ св. Иоанна Богослова. Возникает интересная перспектива системной работы в этом направлении.

Что бы Вы пожелали абитуриентам, которые сейчас стоят перед выбором специальности и вуза?

– К большому сожалению, молодые люди очень поздно понимают, что настоящая взрослая жизнь началась еще вчера. Золотое время, когда человек обучается, может воспринимать информацию в больших объемах, приобретает важный опыт, формируется как личность, быстро проходит.

Поэтому я говорю абитуриентам и первокурсникам: «Друзья, не думайте, что жизненный выбор вы будете делать завтра. Его вы сделали еще в школе, когда выбирали ЕГЭ, когда мечтали о своей будущей профессии. И вот теперь вы вступили на почти прямую дорогу. Вы уже живете полноценной взрослой жизнью, каждый сегодняшний день определяет вашу судьбу на все последующие годы. То, что сегодня вы заложите в себя, приобретете, то, что сегодня вы обозначили для себя как ценность, этим вы будете жить в будущем».

Для ребят уже сейчас очень важно понять, какая профессия им по сердцу. Если в процессе обучения кто-то из них понимает, что ошибся, то мы помогаем найти новый путь. Поэтому в первый год учебы, когда можно что-то подправить в выборе студента, мы стараемся показать все возможные перспективы в его профессиональном выборе.

Беседовала Юлия ДЕНИСОВА


И Православного института святого Иоанна Богослова. Настоятель московского храма во имя св. ап. Иоанна Богослова под Вязом .

Биография

В 2003 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утверждён в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе.

В 2005 году определён Святейшим Патриархом Алексием проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии .

В 2007 году награждён орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского , III степени.

По прибытии в дальневосточную столицу иеромонаху Петру, помимо административного послушания в семинарии и курирования строительства новых зданий духовной школы, было поручено настоятельство в соборе Рождества Христова, на территории которого после открытия расположилась семинария. С вводом в эксплуатацию корпусов духовной школы в 2006 года Хабаровская духовная семинария стала одной из благоустроенных духовных школ Русской Православной Церкви. В 2009 году семинария первой в России прошла процедуру лицензирования программ высшего образования по государственному стандарту.

21 мая 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Петр был назначен ректором Российского православного института святого Иоанна Богослова.

16 сентября 2010 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Петр был назначен настоятелем храма Святого Иоанна Богослова, что под Вязом - патриаршего подворья на Новой площади.

14 января 2011 года указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен ректором Российского православного университета.

Ссылки

интервью
  • Игумен Петр (Еремеев): Фестиваль «Сорок сороков» возвращает Москве традиции церковного городского праздника
  • Игумен Петр (Еремеев): Где взять деньги на церковное образование?
  • Развитие теолого-религиоведческого образования как решение задачи обеспечения межнационального согласия
  • Игумен Петр (Еремеев): Православный университет - место формирования национальной элиты
  • Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев): В каждом есть Человек

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 2 декабря
  • Родившиеся в 1973 году
  • Ректоры вузов России
  • Игумены Русской православной церкви
  • Выпускники Московской духовной академии
  • Доктора богословия

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Петр (Екатериновский)
  • Петр (Кончуев)

Смотреть что такое "Петр (Еремеев)" в других словарях:

    Еремеев, Петр Васильевич - (1911 02.10.1941) летчик истребитель, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 27 иап ПВО. В ночь на 29 июля 1941 года в 1.36 над деревней Головино Истринского района Московской области на… …

    Щенятев, князь Петр Михайлович - сын князя Михаила Даниловича, внук князя Данилы Васильевича Щени; умер в 1568 г. бездетным. С его кончиной прекратился род князей Щенятевых. В малолетство Иоанна IV он принадлежал к сторонникам кн. Ив. Феод. Бельского и митрополита Иоасафа и во… … Большая биографическая энциклопедия

    Российский православный университет святого Иоанна Богослова - Российский православный университет св. Иоанна Богослова (РПУ святого Иоанна Богослова) Год основания 1993 Ректор игумен Пётр (Еремеев) (с 2010 года) Расположение Москва … Википедия

    Храм апостола Иоанна Богослова под Вязом - Церковь Святого Апостола Иоанна Богослова под Вязом (Иоанно Богословский храм у Китайгородской стены) православный храм Покровского благ … Википедия

    ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович - Николай Никанорович (6.12.1863, погост Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ. 18.03.1937, София), д р богословия, чл. кор. Императорской АН (1909), Болгарской АН (1929), заслуженный проф. СПбДА, историк Церкви, библеист. Почетный… … Православная энциклопедия

Беседу вела Наталья Топоркова

Семья — подобие Церкви

Интервью с игуменом Петром Еремеевым, ректором Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, настоятелем московского храма во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом, доктором теологии на тему: «Семья — подобие Церкви».

— Дорогой отец Петр! Фонд «Русская Береза» почти 9 лет работает с проблемами многодетных и неполных семей, а также детей-сирот из русской глубинки. По опыту нашей работы: моральное, нравственное и духовное положение народа пока очень плачевное. Большая часть подопечных фонда — матери-одиночки, которые рожают детей от разных мужчин, даже не вступая с ними в брак. Как Вы считаете, почему такое происходит? Вследствие чего? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Установление семьи — это глубоко религиозное явление. Ведь семья — это проекция горнего мира. В Священном Писании мы видим полное раскрытие этого понятия. Семья устраивается по подобию Церкви, глава которой есть Христос, а все остальные — ее члены, и поэтому семья гармонично воспринимается как малая Церковь. Целью брака является подготовка брачующихся и их детей к вхождению в Божье Царство через научение разделять радости, терпеть скорби, преодолевать житейские проблемы, через совершенствование любви.

В советский период, когда насаждался атеизм, было разрушено религиозное восприятие семейных ценностей и осталось понимание семьи лишь как ячейки земного общества. В атеистической концепции мира семья ведь не воспринимается как институт, способствующий совершенствованию личности человека, обожению человека. Именно поэтому семья рассматривалась как инструмент организации масс и воспроизводства.

В такой концепции связь мужчины и женщины лишается сакрального значения и низвергается в земные страсти. К сожалению, в современном восприятии многих людей мы видим именно такое понимание брака — как совместной организации быта, рождения и воспитания детей. И сегодня это еще не самый плохой вариант.

Для человека верующего в семье все имеет духовный смысл. Семейная жизнь как лестница, на которой первая брачная ночь, рождение ребенка, преодоление препятствий и умножение радости есть ступени в духовном развитии, венец которого — вхождение после земной жизни в Небесное царство. Такое христианское понимание брака создает в высшей мере крепкую мотивацию для супругов и детей преодолевать любые угрозы семье. Теперь, когда утеряно это понимание, серьезное испытание может легко разбить брачную связь за считанные годы, месяцы, а порой даже и дни.

Что касается такого явления как матери-одиночки, то это прямое следствие той глобальной проблемы упрощения высокого понимания отношений мужчины и женщины, о которой я упомянул выше. К большому сожалению, случайные связи, а нередко безответственное отношение мужчины в итоге приводят к одиночному материнству. Едва ли мы в праве сегодня обвинять тех женщин, которые послушались голоса совести и сохранили детей, даже понимая, что им суждено воспитывать их без отца. При этом ведь нередко мать сохраняет ребенка вопреки давлению близких людей — родителей и подруг, которые уговаривают ее сделать аборт. Я убежден, что общество обязано заботиться об одиночных матерях.

Ваша диссертация 1999 г. «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» рассказывает о назревшей идейной борьбе в академическом образовании. Как эти проблемы повлияли на ход истории? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Мой выбор темы был связан с тем, что в то время проходил первый этап реформирования духовных учебных заведений, и мои коллеги и друзья по Московской духовной академии живо интересовались этой проблематикой.

Мне эта тема представлялась одной из важных в жизни Церкви, поэтому я решил ее изучить в рамках научного исследования. В ходе работы я увидел много общего между вызовами Церкви и ее системе образования тогда и сегодня, много нового узнал о сущности реформы дореволюционного духовного образования, о ее связи с процессами в Церкви и общества того времени.

Реформы духовного образования конца XIX — начала XX века были вызваны тем, что их инициаторы понимали несоответствие положения вещей в церковном образовании текущим задачам церковного служения. Мы видим, что именно вследствие преобразований, которые серьезно изменили саму систему работы в духовных академиях и семинариях во второй половине XIX века, произошел такой яркий рассвет духовного образования в начале века XX. Весь тот колоссальный потенциал, который послужил во благо Церкви через подготовку и проведение Поместного собора, был сформирован благодаря тем реформам. Они позволили усилить научные школы в духовных академиях и впоследствии сильно повлияли на светскую университетскую жизнь, особенно, на изучение философии и истории в конце XIX — начале XX века. Поэтому я думаю, что очень многие положительные моменты в развитии Церкви, которые мы видим в конце XIX века — начале XX века были обязаны реформам духовного образования той поры.

— Существует ли сейчас проблемы в духовном образовании? Отличается ли современное духовное образование от дореволюционного? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Сегодня мы наблюдаем тенденцию к адаптации духовного образования к условиям современной образовательной деятельности в России. Духовное образование переходит на Болонскую систему бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Недавно была создана Общецерковная докторантура и аспирантура имени святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, целью которой стало сведение опыта научно-образовательной деятельности, накопленного в духовных академиях, и формирование системы постдипломного образования, универсального для всей Русской Православной Церкви. Сегодня происходит переосмысление назначения духовных училищ. Есть положительный опыт в некоторых епархиях, когда училище превращено в средне-специальное учебное заведение. Это более оправдано, чем духовное училище, принимающее на обучение выпускников школ.

— Где лучше учиться ребенку из православной семьи: в светской школе или в православной? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Я видел много хороших светских школ, видел и весьма посредственные православные школы. Думаю, в этом вопросе не надо обобщать, лучше смотреть на обстановку в конкретной школе.

Студенты Вашего вуза преимущественно выпускники светских школ или православных?

— Это преимущественно выпускники светских школ.

Какие задачи ставит перед собой РПУ в образовании студентов?

— У нас две основные задачи. Первая — качественное образование, которое позволит выпускнику самореализоваться благодаря полученной профессии. Вторая — приобщение студента к традициям Русской Православной Церкви через жизнь в христианской общине: участие в богослужениях и паломнических поездках. В комплексе это формирует образованного, гармонично развитого человека.

— РПУ довольно часто называют светским ВУЗом. В чем его основное отличие от других православных учебных заведений?

— Сейчас мы имеем два высших учебных заведения. Российский православный университет — это религиозное образовательное учреждение, целью которого является развитие программ религиозного образования. В составе университета действует Православный институт святого Иоанна Богослова — это светское учебное заведение, имеющее государственную лицензию и аккредитацию по целому ряду светских специальностей. В совокупности два этих ВУЗа дают одну хорошую путевку в жизнь. Поскольку выпускник получает диплом государственного образца по выбранной специальности и вместе с тем за годы обучения получает опыт духовной жизни в университетской церковной общине. Поэтому мы светские в том плане, что готовим специалистов по светским специальностям, и мы церковные, потому что уклад нашей университетской жизни — православный. Хотя мы не обязываем студентов и преподавателей ходить в храм, сама обстановка в ВУЗе должна располагать к этому.

— Один из приемных сыновей (Александр, 12 лет) мечтает стать митрополитом. Посоветуйте, пожалуйста, что ему нужно делать и можно ли вообще мечтать о получении высшего духовного сана? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Для начала необходимо помочь ребенку перестать мечтать стать митрополитом. Родителям и близким можно посоветовать деликатно перевести эти детские мечты в область шутки. Христианскому пониманию смысла жизни и служения совершенно противно стремление к чинам и званиям. При этом, конечно, необходимо поощрять желание ребенка быть полезным Церкви, желание послужить людям.

— В продолжение вопроса. На мальчика очень повлияло житие Небесного покровителя нашей семьи и фонда «Русская Береза» святителя Алексия митрополита Московского. Теперь он часто просит отвезти его на службу в Елоховский собор, чтобы приложиться к мощам святителя, у которых его приемная мама трудилась 10 лет. Наша семья почитает святителя Алексия. Даже очень существенные события, чудеса происходят у нас именно в праздник святителя Алексия. Недавно на экраны вышел фильм «Орда». Этот фильм поддержали многие православные, как некую импровизацию чуда, свободу духовной мысли и т.д. А вот нас этот фильм покоробил, так как, изучая житие святителя и историю Руси того времени, мы не увидели в фильме того Собирателя Земли Русской, благодаря которому через несколько лет была одержана победа над татаро-монгольским игом. Скажите, насколько Вы, как духовное лицо, относитесь к подобным духовным импровизациям? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Художественное произведение не может оцениваться с точки зрения строгого соответствия исторически данным. Исторические события в искусстве неизбежно интерпретируются людьми, участвующими в творении. В случае художественного фильма это сценаристы, режиссеры, монтажеры, актеры... Поэтому я бы не искал в фильме «Орда» соответствий или несоответствий. Как священник могу сказать, что в этом фильме был хорошо отображен смысл слов из Священного Писания о том, что сила Божия проявляется в немощи, и это очень важно.

Как Вы относитесь к тому, что в школах появился такой предмет как «Основы православной культуры»?

— «Основы православной культуры» — это возможность дать детям базовые знания о духовной культуре, о тех именах и событиях отечественной истории, о которых, к сожалению, не говорят в рамках других учебных курсов. Мы говорили сегодня о святителе Алексии Московском — так вот, в развитии страны он и святой преподобный Сергий Радонежский подчас играли роль более важную, чем современные им государственные деятели. На этих людей мы смотрим через призму духовной жизни Отечества именно в рамках «Основ православной культуры». Вместе с тем изучаем значение икон, значение храмов, значение культурного наследия, созидания самобытности нашей нации. Вне этого предмета такие темы едва ли изучались бы так подробно. Я убежден, что это очень полезный учебный курс, позволяющий детям познакомиться с духовной культурой нашей страны.

— Как Вы думаете, все ли люди должны быть обязательно образованными? Например, крестьяне? Вот они захотели стать образованными, и деревня разрушилась. А жили по церковным праздникам да по народному календарю, не зная грамоты, и все было в порядке. Нужно ли образование жителю деревни? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Образование как получение необходимых для жизни знаний — это задача каждого человека. Господь для того дал нам способность мыслить, оценивать и анализировать, чтобы мы пользовались этим для решения задач, которые Он, люди или мы сами перед собой ставим, делали бы свою жизнь соответствующей Его замыслу как в плане духовного развития так и в части удобства пользования земными благами, которые Он дает нам. Другое дело, что к каждому месту свое знание. Едва ли необходимо работнику села изучать высшую математику, да он и не будет этого делать. Едва ли необходимо, хотя бывало и такое, физику-ядерщику изучать вопросы, связанные с возделыванием земли.

Сегодня мы часто замечаем, что традиционный уклад жизни нашего общества разрушается все больше. Однако разрушают его не знания — мы сами делаем это, когда отходим от наших традиционных нравственных устоев. Например, сегодня часто бывает, что фермер не может продать плод своих трудов по достойной цене и вынужден за бесценок продавать его перекупщикам, которые связаны коррупционными схемами с правоохранительными органами и местной властью, и тем самым этот труженик оказывается в безнадежном положении. В этой ситуации сельское хозяйство разрушает коррупция — безнравственные люди. Это такой своеобразный снежный ком, когда одно преступление порождает другое и все вместе разрушает устои нашей жизни. Задача властей состоит именно в том, чтобы регулировать жизнь общества так, чтобы люди разных профессий могли сосуществовать в нем в гармонии и взаимной пользе.

— И последний вопрос от редакции «Русской Березы», но, наверное, самый важный: от чего зависит судьба России? Или от кого. Ваше мнение (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Господь дал нам все для того, чтобы мы, живя в мире, помогали друг другу в развитии нашей страны. Для этого у нас есть богатейшие природные ресурсы, богатейшее культурное наследие. Судьба России зависит от каждого из живущих в ней людей.

Спасибо за интервью.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»