Игры на развитие внимания у младших школьников. Развитие концентрации внимания младших школьников

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание . На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания

Исключение лишнего

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых

отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке

предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и

найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи

найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к

Найди отличия

Цель:развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание:

Ребенку предлагаются:

а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б)карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены

две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.

Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Срисовывание по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения

следовать образцу, развитие межой моторики руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для

рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на

чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два

уровня сложности:

1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена

фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам

на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не

Кого испугался охотник?

Цель: развитие объема и устойчивости внимания. Оборудование: рисунок с

изображением леса, зверей и охотника.

Описание. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу.

Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен

бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться

охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»

Корова Маня и ее хозяйка

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.

Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти ювилистую

линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти

короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен

лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова

Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.

Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой

тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить

Найди тень

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех

его теней; рыцаря и трех его теней.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен

рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

Сравни, назови, сосчитай

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме.

Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с

рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок.

Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение».

Найди героев передачи

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

Найди дорожку

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. |

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру

образца (13x10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,

запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти

воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и

постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу

карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же

геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на

образце».

Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. : картинки с изображением разного количества звезд. Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».

Быстрее нарисуй

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с

изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам

знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие

детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого

яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению

задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с

ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

Нарисуй круг и треугольник

Цель: тренировка распределения внимания.

Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2

альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка.

Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками, на одном,

листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать

и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два

карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать

одной рукой круг, а другой треугольник. Неважно, какой рукой, какую

фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что

начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной

работе, так и при групповой.

«Слушай хлопки!»

Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.)

хлопок- поза аиста (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую;

хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу).

хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания:

До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу.

Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 мин.

«Канон» (25 мин.)

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

«Зеваки» (25 мин.)

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

«Буквы алфавита» ( 25 мин для детей, знающих буквы)

Цель игры: Развитие внимания.

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква-один хлопок.

Наиболее главным направлением современного учебного процесса является развитие внимания у ребенка в дошкольном возрасте и у младших школьников. При этом ответственность за полное развитие внимания ложится на плечи не только на образовательные учреждения, но и на родителей.

Для чего нужно развивать?

Человеческое внимание является процессом познания, заключающимся в обработке полученных данных, которые поступают к ЦНС организма от его органов чувств.

Каким образом происходит обработка этой информации, что влияет на ее процессы и как можно регулировать ее и контролировать? Психология и нейропсихология отвечают на эти и другие актуальные вопросы.

Основные свойства внимания начинают формироваться в возрасте от шести до восьми лет. Специалисты уделяют особое внимание такой сфере, как развитие сосредоточенности у детей в дошкольном возрасте и у школьников младших классов.

Виды

Для получения эффективных результатов по развитию внимания в дошкольном возрасте и учащихся младших классов необходимо, чтобы родители и учителя понимали и осознавали процесс того, как дети воспринимают объекты, его свойства и критерии.

Прежде, чем браться за развитие и повышение внимательности при помощи разнообразных упражнений и тестов, следует понять, что от приложенной воли малыша к , оно может быть:

  • произвольное;
  • непроизвольное;

послепроизвольное.

Презентация: "Комплекс занятий для развития внимания детей"

Первый вид сосредоточенности вырабатывается тогда, когда ребенок усилием воли концентрируется на определенном объекте. Практически все игры по развитию направлены именно на этот вид внимания.

Неподконтролен воли ребенка. Внимательность развивается при взаимодействии какого-то внешнего раздражителя на органы чувств.

Послепроизвольный вид внимания развивается на фоне интереса к внешним объектам. Концентрация, развивающаяся на этом фоне, в дальнейшем, будет необходимо именно для обслуживания данного увлечения, т.е. интереса.

Главные свойства внимания

Атрибуты сосредоточенности раскрывают некоторые аспекты проявления концентрации во время того, как субъект взаимодействует с объектом.

Главные свойства:

  • удерживание объекта в поле концентрации;
  • одновременное удержание внимания на определенном количестве объектов;
  • длительность концентрации на одном объекте;
  • возможность перенаправления внимания с одних внешних данные на другие;
  • возможность полного распределения внимания на несколько объектов.

Именно совокупность отдельных атрибутов внимания формируют общий уровень концентрации у детей дошкольного возраста и у учеников младших классов. Этот уровень создает для человека фронтальное изображение представлений об окружающей реальности, а также о задачах и вопросах, которые нужно решить.

Психология для каждого атрибута определяет конкретное понятие и, соответственно, всесторонне его изучает для последующей корректировки в развитие внимания у детей.

  1. Концентрация – это возможность человеческого мозга удерживать концентрацию на объекте определенный промежуток времени.
  2. Объемом внимания называется возможность концентрировать единовременно на нескольких внешних объектах.
  3. Устойчивость внимания подразумевает то время, которое человек способен сосредотачиваться на одном объекте в полной мере.
  4. Переключаемость в психологии называется способность свойств внимания выбирать куда направить концентрацию, прежде всего.
  5. Функция распределения внимания обуславливает удержание в поле сосредоточенности сразу несколько разных объектов.

Пожалуй, можно выделить еще одни немаловажный аспект, необходимый для развития внимательности. До того момента, как человек не разовьет свое внимание до уровня оперирования определенным объемом полученной информации, он не в состоянии будет в полной мере распределять и переключать сосредоточение на разных предметах. Вследствие чего, будет отсутствовать устойчивость внимания.

Предположительно, именно эта особенность обуславливает ранние занятия с детьми в дошкольном возрасте по развитию внимания. Период с 4-х до 6-ти лет наиболее подходящий для обучения, т.к. дети начинают активно познавать окружающие их объекты.

Родители в этом периоды должны максимально уделять внимания своим детям и учить их сосредотачиваться и распределять концентрацию. При этом важно достичь оптимального развития в нескольких направлениях.

Методы улучшения свойств внимательности

В чем же заключается суть занятий, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста и у учеников младших классов? Главной задачей учителей и родителей заключается в развитии аспектов произвольного вида внимания. Ниже представлены упражнения и задания, разбитые на две группы – дошкольники и учащиеся младших классов. Выполняя данные задание систематически, можно развить у ребенка все аспекты внимания.

Упражнения для дошкольного возраста

Специалисты разработали несколько заданий, который способствуют развитию внимания у детей в данном возрасте:

  1. Задания на повышение сосредоточенности. Данное упражнение равноценно будет как для родителей, так и для детей. Суть заключается в том, чтобы испытуемый нарисовал изображение на бумаге. После этого необходимо передать его взрослому. При этом ребенок отварачивается. В этот момент, родитель пририсовывает к картинке какую-то деталь. Задача ребенка обнаружить изменение. Упражнение можно усложнять путем рисования мелких деталей. Однако рекомендуется это делать постепенно и на разных рисунках.
  2. Задание на атрибут «объем». Работа происходит также в паре. Родитель и ребенок разделены перегородкой (можно использовать плотный картон). Взрослый на столе выкладывает любую фигуру из 8-ми палочек и на мгновенье убирает перегородку. Дошкольник должен воспроизвести фигуру. Если он успешно справляется, то ход передается ему. Время фиксации изображения также можно увеличить, к примеру, на 30 сек.
  3. Эффективным заданием на проверку устойчивости внимания является игровая форма «ладушки». Важно оговорить условия и сценарий игры перед началом. Данное упражнение также положительно влияет на моторику и координацию.
  4. Задание на уровень переключаемости концентрации происходит в игровой форме «Съедобное – несъедобное». Родитель кидает малышу мяч и называет различные объекты, фигуры и предметы. Те, которые являются съедобными, ребенок ловит мячик, а если названный предмет невозможно съесть – отбрасывает.

Упражнения для учащихся младших классов

Возраст, в котором ребенок первый раз идет в школу, отличается тем, что малыш уже имеет произвольный и послепроизвольный вид внимания. Обусловлено это тем, что у него уже сформировались какие-то увлечения, а обучение уже идет.

Однако тех свойств внимания, которыми обходился ребенок до поступления в школу, на этом этапе уже не достаточно.

Школа – это то место, где ребенку придется в течение нескольких часов на объектах, зрении и слухе. При этом школьнику младших классов нужно уметь не только удерживать, но и переключать его. Следует довести объем внимания до того предела, когда ребенок сможет оптимально обрабатывать входящие данные и на процессе обучения.

Со стороны воспитателей и учителей следует включить в каждый урок время на развитие концентрации. При этом важно, чтобы урок начинался именно с упражнений по активации внимания. Таким образом, школьник сможет концентрироваться на обучении, а не «витать в облаках».

Немаловажную роль относят и к занятиям с родителями. Поэтому так важно знать, как лично каждый родитель сможет активировать сосредоточенность у учащегося младших классов. Ведь такие навыки помогут малышу качественно выполнять домашнее задание, повышать интерес к процессу обучения, и при этом, останутся силы на свои увлечения.

Ниже приведены различные задания и упражнения по развитию произвольного вида у учащихся начальных классов. Выберите наиболее оптимальные и интересные для Вас.

  • Упражнение для развития концентрации «Пуговицы». Задание предполагает работу в паре. Взрослому и ребенку дается 2 набора по количеству одинаковых пуговиц. Однако пуговицы в каждом наборе разные. Также выдается бумага, которая расчерчена на квадраты. В середине стола устанавливается перегородка (лучше использовать картонную). Тот, чей ход первый, раскладывает пуговицы на своём поле (листе бумаге). Перегородка убирается и второй игрок должен запомнить расположение «фишек». Далее, перегородка возвращается, и второй игрок повторяет расклад.
  • Задание по развитию на объем внимания. Родитель на листе бумаге пишет числовой ряд из десяти чисел. Показывает школьнику на 30-40 сек, а ребенок должен их воспроизвести. Задание лучше повторять от 10 до 15 раз, каждый раз увеличивая количество цифр.
  • Упражнение на устойчивость концентрации. Школьнику дается текст, где есть ошибки. Задача Вашего чадо за определенный промежуток времени выявить их. На начальном этапе можно давать небольшие отрывки. При этом объем заданий за один урок можно повышать до 5. Важно начинаться с простых текстов.
  • Пожалуй наиболее результативным упражнением является задание «Найди недостающее число». Это упражнение дает возможно проанализировать уровень переключаемости внимания. В том случае, если школьник хорошо ориентируется в математике, задание можно усложнить, добавив сложный ряд цифр. Кстати, можно искать не только числа, но и животных, растения и другое.
  • Очень интересное задание «Жук» направлено на развитие атрибута распределения концентрации. Возьмите лист бумаги и разделите его на квадраты. Малыш должен представить, как по полю ползает жучок. При этом взрослый должен давать команду: жук ползет влево, жук ползет вверх и т.д. Ребенок должен мысленно водить жука, не используя палец или ручку. В момент, когда родитель говорит «Стоп игра», школьник карандашом рисует точку в том квадрате, где жук остановился. В этом задание развитие распределения работает как у взрослого, так и у школьника.


Как видно из заданий, все упражнения на развитие внимания у дошкольников и детей младших классов, проводятся в паре – родитель и дитё. Такие совместные задания не только развивают концентрацию, но и создают доверительную атмосферу. При этом качество обучения в школе значительно повышается.

Младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

Недостаток внимания является одной из причин плохой обучаемости детей младшего школьного возраста. Ребенку с дефицитом внимания, трудно сконцентрироваться на подаваемом материале, он испытывает трудности с запоминанием. Поэтому, так важно развивать это качество у детей. Специалисты рекомендуют заниматься с ребенком специальными играми и упражнениями на развитие внимания, которые можно выполнять в домашних условиях. Но чтобы правильно организовать такие занятия, родители должны разобраться, что же собой представляет понятие «внимание».

Что такое внимание

Внимание относится к наиболее важным человеческим качествам. Оно характеризует процесс отбора необходимой информации и отбрасывание ненужной. Человеческий мозг каждую секунду принимает тысячи сигналов из окружающего мира. Внимание является своеобразным фильтром, который «просеивает» всю поступающую информацию, оберегая наш мозг от «перегрузки».

Ученые определили свойства внимания, способные привести к отклонениям в деятельности и поведении ребенка:

  • объем внимания – при его снижении малыш не может сконцентрироваться на нескольких предметах одновременно, удерживать их в уме;
  • избирательность внимания – при ее недостатке малыш не способен сконцентрироваться на той части материала, которая нужна для решения поставленной задачи;
  • устойчивость и концентрация – при их снижении ребенок не может долго сохранять внимание, постоянно отвлекается;
  • переключаемость внимания – при плохом развитии этого свойства малышу трудно переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания – при его недостаточном развитии ребенку тяжело выполнять несколько дел одновременно;
  • произвольность внимания – при ее недостатке малышу трудно сосредоточивать внимание по требованию.

Для преодоления выше перечисленных недостатков необходима правильно организованная работа.

Главное правило занятий играми и упражнениями на развитие внимания – систематичность. Заниматься желательно каждый день, делая 1-2 выходных дня в неделю. Продолжительность занятий в первые дни должна составлять не больше 15-20 минут, постепенно увеличиваясь.

Упражнения на развитие внимания для младших школьников

Очень важно с первых занятий заинтересовать ребенка. В младшем школьном возрасте дети лучше воспринимают занятия, если они проходят в игровой форме, позволяют проявлять инициативу и фантазию.

Приведем наиболее популярные упражнения на развитие внимания для младших школьников.

«Что изменилось?» На столе раскладывают мелкие предметы, например, карандаш, спичка, ластик. Общее количество их должно быть 10-15 штук. В течение 30 секунд (можно считать до 30) ребенок должен рассматривать расположение предметов. Затем он оборачивается к столу спиной, и три-четыре предмета перекладывают на другое место. После этого ребенок оборачивается к столу и снова 30 секунд разглядывает предметы. Газетным листом накрываются предметы на столе, и малыш описывает, какие из них были переложены и куда именно.

«Найди домик». Ребенку предлагают рисунок, на котором изображены 7-8 разных животных, каждый из которых ищет свой домик. Можно, чтобы животное и домик соединяли линии. Попросите малыша, не проводя карандашом по линиям, определить, где чей домик. Если в первые занятия ему будет сложно это сделать, пусть воспользуется карандашом. В последующие занятия нужно, чтобы он находил домик без помощи карандаша.

«Раскрась вторую половину». Приготовьте картинку, раскрашенную наполовину. Попросите малыша раскрасить вторую половину, точно так, как раскрашена первая. На следующих занятиях усложните задание. Предложите ребенку сначала дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. Для таких рисунков подбирайте симметричные изображения, например, бабочка, домик, стрекоза, елка.

«Съедобное – несъедобное». Бросайте ребенку мячик, при этом называя предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, малыш должен поймать мячик, если несъедобный – пас мячом пропускается.

«Не собьюсь». Ребенок считает вслух от 1 до 31. Вместо чисел, включающих тройку, или кратных трем, нужно говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь, …». Упражнение на развитие внимания, памяти и мышления для деток после семи лет.

«Найди отличия». Школьнику показывают ряд написанных цифр, например, 45789132. Дают ему посмотреть на них, затем цифры закрывают. Ребенок должен ответить, какие цифры он запомнил, сколько всего записано цифр, назвать соседей цифр 7, 9, 3.

«Счет с помехой». Ребенку младшего школьного возраста дают лист бумаги и ручку. Он должен называть числа от 1 до 20, одновременно записывая эту же числовую последовательность, но в обратном порядке. Таким образом, произнося «1», он записывает «20» и так далее.

«Какое что бывает?». Ребенку предлагают отвечать на вопросы, подыскивая максимальное число ответов. Можно задавать следующие вопросы:

  • что бывает высоким? (столб, дерево, дом, человек);
  • что бывает широким?
  • что бывает длинным?
  • что бывает круглым?
  • что бывает пушистым?
  • что бывает холодным?

Это хорошее упражнение на развитие внимания, памяти и мышления для детей младшего школьного возраста.

Учителя начальной школы отмечают, что переход к школьному обучению - это достаточно трудный период для детей, так как в это время происходит перестроение памяти, внимания, мышления. Под влиянием обучения познавательные процессы становятся произвольными. Такие бурные изменения часто приводят к трудностям в обучении, потому что у детей еще не до конца сформированы определенные навыки и умения, чтобы управлять произвольными процессами при помощи волевых усилий. Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на объекте, у них сохраняются повышенная отвлекаемость, наблюдается небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать иллюстрации и слушать рассказ учителя, решать задачу и запоминать правило. Они не умеют выделять главное и существенное в учебном материале, отвлекаясь на яркие второстепенные детали, например, при чтении научного текста с красочными иллюстрациями. Поэтому важной задачей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие внимания и внимательности.

В развитии внимания детям помогают не только учителя на уроках, но и родители в домашних занятиях. Чтобы правильно организовать своевременную поддержку маленькому ученику, родителям надо понимать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания - процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Виды тренировочных упражнений на развитие внимания

В методике школьного обучения разработано много эффективных упражнений на внимание. Это классические задания, творческие занятия, упражнения комплексные и направленные на решение какой-либо конкретной задачи. Подбор упражнений будет зависеть от следующих причин:

  • цели, которая стоит перед родителями;
  • уровня сформированности свойств внимания у ребенка.

Графические диктанты

Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам, которые учителя проводят как разминку на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою очередь, упражнение способствует развитию зрительного восприятия, слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3 клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более сложная тематика, увеличение количества просчитанных клеточек, усложнение направлений. Темами таких заданий могут быть: животные (жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко, лимон, помидор); окружающие предметы (дом, зонт, кораблик, ключик). Взрослые могут самостоятельно придумать темы для таких заданий.

Проводятся диктанты в двух вариациях:

  • Учащемуся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем раскрасить по своему усмотрению. Этот вариант больше подходит медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое восприятие.
  • Взрослый диктует последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в каких направлениях они располагаются. Такое задание считается более сложным, предлагается школьникам, у которых развито произвольность действий.

Важно : родителям в домашних условиях лучше начинать диктанты с простых изображений, постепенно переходя к сложным, например, мышка, собака, верблюд. Для достижения хорошего результата нужен положительный настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 - 25 минут.

Развивающее упражнение «Божья коровка»

Задание очень похоже на описанные выше графические диктанты. Взрослый предлагает учащемуся стилизованного жучка (игрушка, вырезанное изображение), которого надо передвигать по клеточному полю под диктовку. Упражнение предполагает, что ребенок должен проследить путь жучка глазами, не используя подручных средств (карандаша, ручки). Задание трудное, проводится после соответствующей подготовки ребенка. Направлено на развитие произвольного внимания у младших школьников.

«Корректурная проба»

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном бланке (правильно подобранном тексте). Учителя советуют родителям выполнять такое упражнение с младшим школьником каждый день в течение 5 минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим вариантом задания будет зачеркивание знаков разным способом, например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить кружочком первую букву. Упражнение хорошо вырабатывает навык распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть внимательным и сосредоточенным».

«Перепиши правильно»

Педагоги начальных классов часто на уроках письма или чтения проводят упражнения, в которых ученики манипулируют с буквами и словами. Популярным является задание, в котором школьникам предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи. Задание сложно для ребятишек из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности. Для выполнения упражнения необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9 лет.

Методика Мюнстерберга

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком. Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять периодически.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть выделенные курсивом слова, например, слбмуха кенгсад уджалето мцбк;
  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарога куцвчира бюдкарова с;
  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурец зескапуста дыйквишня ткбпомидор чшя;
  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруда невытащишь рыбкуиз пруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому первоклассникам его еще сложно выполнять, лучше начинать работу со второго класса.

Диктант с комментированием

Такое упражнение проводится с учениками 2-3 класса, когда они уже владеют произвольным поведением. Взрослый подбирает текст (на первых порах несложный для детского восприятия), затем один раз медленно читает каждое слово с проговариванием всех орфограмм (правил написания). После комментирования слово записывается ребенком. Для стимуляции школьника можно использовать поощрительный приз. Примерный текст для комментированного письма:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают , воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях. Желаем удачи в развитии ваших детей!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»