Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Толкование на книгу Бытия

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №2179

Как исполнить повеление Бога - господствовать над грехом и его влечением?

Ирина Ф , Минск, Беларусь
11/01/2006

Здравствуйте, уважаемый отец Олег.

Объясните, пожалуйста, почему Господь Бог призрел на дар Авеля и не принял дар Каина?

И разъясните смысл стиха обращенного к Каину: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" .

Заранее спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Мне уже приходилось отвечать на этот вопрос о дарах Авеля и Каина. Должно поискать этот ответ на сайте. Повторюсь в главном: Авель принес свой дар от всего сердца, с благоговением и смирением пред Богом. Каин принес свой дар с лукавством и скрытым протестом против Бога. Он принес этот дар не по велению сердца своего, а ради существовавшего обычая, чтобы о нем плохо не подумали родители и другие люди. Протест его и богоборческое начало были выражены тем, что он принес Богу дар от плодов земли. Этим приношением он, с одной стороны, хвастался собой и своим трудом (почему и был уверен в принятии его дара Богом), а с другой, укорял Бога таким неозвученным помышлением: "Вот видишь, как вышло - Ты, мол, проклял землю за грех моих родителей, а я вот какой молодец, ибо от этой проклятой земли какой тебе дар принес"! За это гордостное лукавство и скрываемое им богопротивленчество Бог отверг жертву Каина. Этим отвержением Бог призвал Его к покаянию и пересмотру свой жизни и отношения к Богу. Но Каин не только не исправился, но позволил богопротивленческому греху и зависти настолько овладеть собой, что подвигся восстать на брата и убить его, как кажущейся ему объект его "незаслуженного" унижения.

Так богопротивленчество всегда переходит в восстание против Бога в лице Его истинных служителей и верных сынов и рабов. Вот почему за любым восстанием людей, бывшем на земле, стоял первый восставший богоборец сатана и его бесы, и это всегда приводило к кровопролитию, убийствам и братоубийствам. Таким образом, все творимые на земле убийства (кроме вынужденных Божьих казней) происходят от тех же мотивов, какие были у первоубийцы Каина, главными из которых являются зависть и богоборчество. Из этих же мотивов первосвященники иудейские и члены синедриона убили Господа Иисуса Христа своим неправедным осуждением и "умытыми" руками запуганного ими римского прокуратора Понтия Пилата.

Что касается приведенного тобой стиха, то его надо посмотреть в несколько большем контексте:

Быт.4:
" 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец , а Каин был земледелец .
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его ,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его .
6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился ? и отчего поникло лице твое ?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица ? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ".

Мы видим, что даже различие в выбранном роде занятий сказывается на людях. Каин более заземленный, землелюбивый и привязанный к земле, через которую он самовыражается и обезпечивает себя, и еще и Богу дает дар. Эту гибельную черту - пристрастие к землице - мы наблюдаем у потерявших внутреннюю веру российских крестьян. Для них богом и идолом стала землица (земляной надел), с которого они чаяли получить все блага. Духовная жизнь при этом стала помехой и от нее отделывались лицемерным православным обрядоверием, смешанным с элементами ушедшего в тень язычества. Вот почему диавол легко уловил их посулами и обещаниями богоборцев-революционеров дать землю крестьянам. Бога-то у них отняли даже во внешнем почитании, а взамен дали земли, но лишь в виде общих или разрозненных могил.

Авель был пастухом и прообразом пастырей словесных овец Христовых. Образ его жизни способствовал ему не иметь привязанности к земному и определенному месту (отечеству). Пася скот, он вполне мог заниматься созерцательной жизнью и думать об истинном и непреходящем Отечестве иже на небесах.

Мы видим, что Писание повествует нам сперва то, что Господь не призрел на Каина или призрел на Авеля, а потом речь идет об их дарах. Т.е. Бог сперва смотрит на сердце, расположение и внутреннее устроение человека, а затем на его дар. Внешний дар Каина и внешний дар Авеля был лишь существовавший по тогдашним условиям способ выражения их внутреннего устроения. Если отвергалось Богом внутреннее устроение, то внешним выражением этого отвержения и было отвержение предложенного дара. Уместен вопрос, каким образом в то время Бог принимал дар человека, а каким презирал его? Ответ на него простой: если Бог никак не касался предложенного дара, то это означало его отвержение Богом. Если же дар попалялся огнем от Бога - значит жертва была принята Богом. Из этого мы узнаем, что когда святой пророк Божий Илия Фесвитянин приносил Богу залитую водой жертву в доказательство истинности Бога Израиля, то он просил именно того древнего вида принятия ее Богом. Бог не отверг прошения Илии и попалил жертву, жертвенник, дрова и воду огнем с неба. Таким образом, в его споре об истинном Боге со жрецами Ваала Илия использовал древний вид жертвоприношения и оказался в этом случае в качестве Авеля, тогда как сотни жрецов оказались в качестве отвергнутого Богом и посрамленного Каина. Только результат последовал уже другой: новый Авель в глазах устрашенного и изумленного народа торжествовал, а новый коллективный Каин был заклан новым Авелем. Это заклание Илией жрецов не было местью, но вынужденным действием по предотвращению губящего израильский народ духовного заразного заболевания - идолопоклонства Ваалу, иначе именуемого еще Вилом.

Ульянов по кличке "Ленин" сознательно избрал себе кличку на букву "л", чтобы из заглавных букв его составного имени получилось имя того древнего идола "Вила" (В.И.Л.). Вот почему те, кто идут в мавзолей кланяться или почтить память В.И.Л., они вместе со своим прикреплением ко всем грехам и злодеяниям этого В.И.Ла и его партии, одновременно приобщаются греху древнего идолопоклонничества Ваалу (т.е. князю бесовскому Вельзевулу), а через это и ко греху каинонитов (т.е. к проклятым потомкам Каина первоубийцы). Так российские крест -ьяне (или христ иане) из-за пристрастия к земле сошли по совету иудеев со своего жизненного Креста и превратились в братоубийц каинонитов. Они-то – крестьяне на земле и крестьяне, лишившиеся земли, раб -очие – и стали главной движущей силой "рабоче-крестьянской" каинонитской братоубийственной революции, приведшей в России к восстанию "проклятого" древнего змия ("проклятьем заклейменный").

Каин огорчился по своей великой гордости и крайнему самолюбию. Для него несносно было смирение пред Богом, и он сильно огорчился случившемуся безчестию. Поникшее к земле лицо Каина явилось символом его уклонения от Бога вышнего, его греха и раболепия земле, его рабства демонам. Призывая его к покаянию, Бог своим вопрошением указал на эти внешние признаки внутреннего порабощения греху: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Далее Бог, укоряя Каина за грех, разъясняет ему признак отсутствия греха или доброделания: если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?

Т.е. когда человек делает богоугодные добрые дела, то он бывает простым, цельным, с ясным, открытым и устремленным на небо (поднятым) лицом. Ему нечего бояться Бога или пытаться что-то скрывать от Него. Это выражение можно сравнить с подобным, но более сильным и возвышенным новозаветным выражением:

Ин.3:
" 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ".

И возлюбленный Богом Богослов обращался к теме Каина-Авеля:

1Ин.3:
" 10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны".

Из этого мы узнаем то, что скрыто в повествовании книги "Бытия": что Каин был сыном диавола; был от лукавого (т.е. подчинялся ему); что дела его были злы; что он не любил брата своего Авеля, но возненавидел его за праведность. Их жертвоприношения и имевший место конфликт, закончившийся гнусным братоубийством, были лишь условиями обнаружения злобы Каина и праведности Авеля.

Этот закон говорит нам, что только богоугодное творение доброго делает человека свободным от власти греха, что отражается на его лице и виде. Не делание такого приносящего благоволение Божье и благодать добра свидетельствует о том, что у дверей сердца такого человека лежит грех, который и отделяет его от Бога. Чем грех отделяет человека от Бога? Тем, что влечет тебя к себе . Вот это влечение греха, именуемое со стороны человека похотью , и есть самое страшное гибельное его действие, ибо оно подменяет Бога и Его истинные блага грехом и его мнимыми, но сразу ощутимыми "благами". Почему и апостол Павел призывает нас Еф.4,22: "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" . А апостол Иаков описывает страшное следствие похоти: Иак.1,14-15: "но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть " .

Вот почему Бог в лице Каина сразу открывает нам эту важнейшую суть греховного влечения и научает нас деятельному покаянию: ты господствуй над ним . Над чем должно господствовать грехолюбивому, но кающемуся человеку? Над грехом? Но как это делать? Над влечением греха! Над его похотью (похотением)! Над его приражение в виде страстного помысла! Как господствовать? А так, что не позволять греховному приражению помысла проникать внутрь ума, а греховному влечению - в сердце.

Потому-то и сказано Богом о двери в душу, у которой грех лежит своими приражениями и похотениями. Каким же образом должно не позволять действию в себе влечения греха и приражения страстного помысла? Держанием двери запертой для них! А как же нам расслабленным и грехолюбивым это возможно? Никак. Вот почему Господь указал нам на Себя: Ин.10,9: "Я есмь дверь : кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" . Итак, Господь предлагает нам заменить нашу слабую и никчемную дверь (т.е. способность противиться греху, не впускать его в свою душу и не отдаваться его влечению (что и есть господствовать над ним), на Его дверь, которой для нас является Он Сам в Своем имени! Призывая Его имя на каждое греховное приражение, мы только и можем противостоять греху! Отсюда справедливо отцы Церкви определили покаяние как: непрестанное призывание имени Иисуса Христа (ибо и грех действует на нас непрестанно) + очищение помыслов - т.е. действие Дверью-Христом, когда злые помыслы не впускаешь и гонишь их именем Иисуса, а добрые впускаешь и пасешься на них, как на пажити Божьей + терпение находящих за эти два делания скорбей и искушений. Таким образом, только таким святоотеческим покаянием мы можем исполнить повеление Бога господствовать над грехом и его влечением.


Быт.4:7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей лежит;

Это – одно из трудных для истолкования мест Библии , благодаря, главным образом, тому, что оно совершенно различно читается в русской и славянской Библии. Последняя, руководясь переводом LXX, имеет это место в такой форме, которая сообщает ему совершенно новый смысл, не имеющий для себя никакой опоры в контексте. Это недоразумение объясняется, по всей вероятности, тем, что греческие переводчики недостаточно точно поняли здесь смысл основного термина еврейского глагола naschat и уже затем, допустив одну неточность, должны были приспособительно к ней переделать несколько и всю остальную фразу. Русский перевод ближе к подлиннику, мысль которого более ясно может быть выражена в следующей фразе: так как лицо есть зеркало души, то мрачный вид и понурый взор служит отражением темных мыслей и настроений. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то ты испытываешь приятно-легкое состояние духа, радостно и весело поднимаешь свое лицо. Когда же ты делаешь что-либо дурное, то ощущение духовной тяготы гнетет твое сердце и заставляет тебя опускать вниз свои взоры. Коль скоро последнее случилось, то знай, что у дверей твоего сердца лежит грех и ты близок к падению; поэтому, пока еще не совсем поздно, собери все свои силы и постарайся отразить предстоящий греховный соблазн.

он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Заканчивая предыдущее вразумление Каину, как бы так говорил ему: «тебя искушает злая склонность, но ты бодрствуй и подавляй ее, не допускай, чтобы злоба, гнездящаяся в тебе и олицетворенная здесь в виде лежащего при дверях сердца зверя, созрела до решимости на злодеяние». Во всем этом библейском разделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии человека и художественно-верное изображение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой различных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека.

Братоубийство Каина

Быт.4:8. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого насилия и разрушения богоучрежденного порядка, так и первый опыт этой смерти был самым типическим выражением всех этих ее свойств. Древнехристианская традиция, основанная на словах самого Господа Иисуса Христа (; ; ), сохранила память об Авеле, как о первом праведнике. Это было первым проявлением предвозвещенной Богом вражды между Семенем жены и семенем змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и Иоанн Богослов в одном из своих посланий ().

Суд и наказание Каина

Быт.4:9. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой?

По примеру суда над падшими прародителями () и суд над преступным их сыном милосердый начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании.

Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос.

Быт.4:10. И сказал [Господь]: что ты сделал?

Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие.

Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога (; ; ; ; ). «Кровь Авеля вопиет, т. е. требует отмщения (), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою (), поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет).

В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием.

Быт.4:11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека. При осуждении, напр., проклинались только диавол и земля, последняя ради человека (); теперь же сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров (; ; ).

Быт.4:12. ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Вместо этих слов русского перевода славянский текст имеет: «стеня и трясыйся будеши на земли» (στένων καὶ τρέμων – LXX). «Сей последний перевод, – по справедливому замечанию митр. Филарета, – сделан, кажется, для загадочного изъяснения знамения, положенного на Каина (), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли» (). Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от нее имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и в бездомном скитании по лицу земли. И действительно, на примере Каина мы несем наглядное подтверждение известной мысли Премудрого: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» ().

Быт.4:13. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: «вящшая вина моя, еже оставитися ми» . Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин – авон , имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими – во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии , гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.

Быт.4:14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли,

Под лицом земли в еврейском тексте (hadama – населенная людьми и культивированная) понимается, очевидно, страна Едем, бывшая первообиталищем человечества: изгонялся из рая или сада земли Едем, Каин же изгоняется и из всей этой земли. Этим, конечно, не исключается возможность видеть здесь и сравнение с прахом, возметаемым ветром с лица земли (; ).

и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле;

Это параллель той же самой мысли об изгнании из Эдема, как страны, освященной особым благодатным присутствием Бога и ознаменованной дарованными Им обетованиями.

и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

«Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество» (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии , сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей ().

Быт.4:15. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро.

В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой – являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой в течение всей последующей жизни.

И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

По вопросу о «знаке», положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как, напр., впоследствии радуга послужила знамением неповторяемости потопа (), несгораемая купина – свидетельством божественного посланничества Моисея (), возвращение солнца на пятнадцать ступеней – знамением выздоровления царя Езекии ().

Блаженный Феодорит в своем толковании на это место говорит: «самое определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его», полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или – что еще гораздо проще – потому, что оно полностью было начертано на его челе. Несколько аналогичный этому случай имеется, по-видимому, в книге пророка Иезекииля ().

Быт.4:16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

В силу божественного повеления, Каин принужден был оставить ту отечественную землю, где благоволил наиболее осязательным образом обнаруживать Свое присутствие, и превратиться в бездомного (бесприютного) скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства называется землею Нод и определяется словами на восток от Едема. По мнению некоторых толковников, земля Нод – это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение всего вообще кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной, действительно на восток от Едема, «страны блаженства».

Построение первого города

Быт.4:17. И познал Каин жену свою;

Невольно рождается вопрос: кто же была жена Каина? Очевидно, одна из сестер, разъясняют святой Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит «так как это было вначале, и между тем, роду человеческому надо было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах». Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина рискнула соединить свою судьбу с заведомым братоубийцей. Позднейшее раввинское предание приписывает Каину в качестве жены, рожденную одновременно с ним сестру, называя ее то Азурой, то Савой.

и она зачала и родила Еноха.

Отсюда начинается краткая история новой, обособлявшейся ветви первобытного человечества или точнее – генеалогия каинитов. Она состоит почти из одного только перечня главных имен, лишь изредка сопровождаемого небольшими пояснительными замечаниями. Но, принимая во внимание особое свойство древне-библейских имен выражать отличительные особенности и положение каждой личности в патриархальной фамилии, – мы должны находить (читать) историю их жизни в анализе самых их имен. Так, напр., имя первого сына Каинова Енох – значит «освятитель, начинатель, обновитель» – могло быть дано ему, как первенцу (ср. ; ) и как «инициатору» новой формы жизни – «городской», взамен прежнего беспокойного скитания. Нарекая своего сына именем «начинателя, обновителя», Каин, очевидно, выражал ту свою заветную мечту, что с рождением сына в момент начатой им постройки города как некоторого культурно-оседлого жилища, если не для него самого лично, то для его потомства наступает новый, более светлый период жизни, что Енох, родившийся уже не бесприютным скитальцем, а оседлым горожанином, откроет собой новую, более счастливую эру истории каинитов.

И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

или, точнее, с еврейского – «и он был строящим город», т. е. положил основание, сделал его закладку, предоставил самую постройку города Еноху и дальнейшим генерациям. Этот город должно представлять себе лишь в виде простого укрепленного пункта, вероятно, опоясанного рвом и огороженного тыном для защиты от нападения диких зверей. С точки зрения материальной культуры, постройка первогорода – событие чрезвычайной важности, так как оно знаменует переход от кочевого быта к оседлому и говорит даже о значительном прогрессе последнего.

Быт.4:18. У Еноха родился Ирад [Гаидад];

Ламех и его жены, – песнь Ламеха.

Быт.4:23–24. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла!

Эти два библейских стиха, известные под именем «песни Ламеха», представляют собой древнейший памятник семитической поэзии, так как в нем мы впервые встречаемся с характеристическим ее признаком – параллелизмом мыслей и строф. «Во всей всемирной литературе нет памятника древнее данного отрывка семитической поэзии», – говорит один ученый полуотрицательного направления (Ленорман).

– вот типичный для еврейской поэзии пример параллелизма мыслей, т. е. повторения одной и той же мысли, только в разных словах.

я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Здесь точно также повторяется одна и та же мысль, хотя и с некоторыми вариациями. Гораздо труднее вопрос о том, в каком смысле следует понимать всю эту речь Ламеха перед своими женами о каком-то будто бы совершенном им убийстве. Говорится ли все это только в вопросительной форме, т. е. в смысле того – «разве я убил мужа... и юношу», или в положительной – как уже о совершившемся факте только двойного убийства, или же, наконец, лишь в предположительной – именно, что я убью всякого, кто станет на моей дороге, будет ли то зрелый муж, или юный отрок? Большинство современных экзегетов склоняются на сторону последнего решения вопроса, находя, что здесь прошедшее время глагола «убил» употреблено вместо будущего, для выражения несомненности исполнения выражаемого им действия: «я несомненно убью, все равно, как бы уже убил», дерзко и хвастливо заявляет о себе Ламех.

В зависимости от такого взгляда на характер текста и вся песнь Ламеха получает значение победного гимна мечу. Восхищенный кровавым изобретением своего сына Тувалкаина, Ламех как бы подходит к своим женам и, потрясая грозным оружием, надменно хвалится перед ними этой новой культурной победой, создающей ему положение деспота и властелина. «Я убью всякого, будет ли то почтенный, зрелый муж или легкомысленный отрок, раз он осмелится нанести мне хотя бы малейшее оскорбление. И если Бог за Каина обещался воздать всемеро, то я, вооруженный грозным изобретением своего сына, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!» Таким образом, «самый древний из дошедших до нас памятников поэзии – воспроизведенная в Библии кровавая Песнь Каинова внука Ламеха, дышит не материальной нуждой, а дикой злобой и свирепым высокомерием», – замечает, вопреки позитивистам, наш известный философ-богослов В.С. Соловьев.

Рождение Сифа

Быт.4:25. И познал еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла имя ему: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

На место двух старших детей и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой – безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына – по имени Сифа. Значение его имени объяснено в самом тексте, в смысле «утверждения, основания» истинной веры, или «подстановки, возмещения» той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. «Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее» (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь. В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа ().

Религия Еноса

Быт.4:26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос;

Имя этого патриарха в буквальном переводе с еврейского означает: «слабый, хилый, немощный, смертный», откуда – в качестве производного существительного: «человек», характеризуемый именно со стороны вышеуказанных свойств его природы (). Уже одно это имя достаточно свидетельствует о том духе смиренной покорности пред Богом, который отличал благочестивых сифитов, в противоположность горделивому самомнению и высокомерию каинитов.

тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Славянский текст имеет здесь свою вариацию, именно вместо слов «тогда начали» – "сей упова" ; произошло это от смешения двух фонетически сходных еврейских слов, из которых одно значит «начинать», а другое – «подняться, уповать»; предпочтение здесь должно быть отдано русскому переводу.

Что касается до смысла этой библейской фразы, то она прежде всего говорит о торжественном призывании во дни Еноса имени Бога как Иеговы, т. е. о начале общественного богослужения. Во-вторых, как думают некоторые из отцов Церкви (Златоуст, Феодорит, Ефрем Сирин), – она указывает на то, что благочестивые сифиты за свою ревность Иегове, торжественное Его прославление начали называться «во имя Иеговы» «иеговистами» (). Все это особенно выделяло благочестивых сифитов, ревнителей Бога и давало им право на то наименование «сынов Божиих», с которым мы встречаемся позднее (). И вот в то время, как поколение каинитов через основание города, изобретение светских ремесел и искусств клало первый камень мирского могущества, племя сифитов, совокупным призыванием Бога, полагает основание Царству Божию на земле – Церкви, как обществу людей, объединенных между собой верой в Искупителя (Иегову) и надеждой на избавление через Него.

Свт. Кирилл Александрийский

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

Свт. Филарет (Дроздов)

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

Слова обличения, с трудом изъясняемые в еврейском, еще большую трудность представляют в греческом тексте семидесяти толковников, который, однако, требует здесь замечания, потому что ему буквально следует славянский перевод, и невразумительностию своею останавливает читающего. Мысль сих слов, сколько можно постигнуть ее догадкою, вероятно, есть следующая: «Если ты право , то есть как должно принес твою жертву, то есть принес ее истинному Богу и совершил по установленному чину, но неправо разделил , то есть принес в жертву не лучшее из даров Божиих и отделил для сего менее нежели десятину, то не согрешил ли ты? Умолкни , прекрати твое негодование». Впрочем, кроме того, что сей перевод не соответствует еврейскому тексту, он представляет нечто странное в соединении понятий, когда правым называется принесение жертвы, неправо отделенной и потому недостойной. Ближайший перевод текста еврейского может быть следующий: если добро творишь , שאת, то не возношение ли? (или: не приятие ли ? или: не прощение ли ?) а если не добро творишь, то не у дверей ли грех лежит ? Из многих мыслей, которые подает сия речь, истинная должна быть та, которая наиболее сообразна с намерением глаголющего Бога и с свойством обличения Его. В обличениях Его вообще примечается такой порядок, что Он сперва указует на некоторое видимое и ощутительное зло, которому подвержен грешник, и потом, дабы привести его к покаянию, дает ему разуметь, что оное зло есть следствие греха. В настоящем случае указание на видимое зло заключается в сих словах: для чего ты огорчился и для чего потупил взоры ? В следующих словах должно быть объяснено происхождение сего зла от греха, и посему смысл их должен быть таков: «Если делаешь добро , если ты благ и непорочен, то отчего поникнуть лицу твоему ? Не должно ли быть совершенно противное сему? Не возношение ли שאת? Не должно ли твое лице быть вознесено и твоею собственною радостью, и Моим (глаголет Бог) благоволением?» (ибо נשא פנים значит и возносить свое лице чувствованием своего достоинства (Ис. 3:3) , и возносить лице другого вниманием и благоволением (Быт. 19:21) . «А если не делаешь доброго , если в тебе нет благости и чистоты сердца, то у дверей грех лежит ». Это он показывается из сердца на лице и является в мрачных взорах и расстроенных чертах подобно псу, лежащему у ворот дома и лютыми взорами преследующему мимоходящих. Он у дверей , на дороге: если не запрешь и не свяжешь, то возбудившаяся злая склонность немедленно устремится на злое дело, а затем не укоснит и наказание». К тебе вожделение (или стремление ) его ; но ты господствуй (или: и ты будешь господствовать ) над ним . Сие заключение обличения Божия Блаженный Августин разумеет о грехе, св. Златоуст принимает за указание на Авеля. По сей последней догадке вид и смысл текста должен быть следующий: к тебе стремление брата твоего, то есть он естественно у тебя в послушании как младший; и ты будешь господствовать, или , по крайней мере, первенствовать и начальствовать над ним как первородный; и потому для чего напрасно возмущаешься, завидуя Авелю? Но сему изъяснению не благоприятствует как вообще свойство выражений еврейских, так особенно то, что во всем тексте обличительной речи нет ни имени Авеля, ни ясного указания на него. Напротив того, указание на грех, о котором пред сим упомянуто здесь, и близко, и ясно, и потому перевод текста должен получить следующий вид и смысл: к тебе вожделение его , то есть греха; тебя искушает злая склонность, но ты господствуй над ним , то есть преодолевай злую склонность, не допускай ее придти в силу, подавляй зло в самом его начале. То же наставление и в таком же виде преподает Апостол (Рим. 6:12) : да не царствует грех в смертном вашем теле, так чтобы вы слушались его в похотях его .

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? Умолкни: к тебе обращение его, и ты тем обладаеши

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе, – по преданию или самонадеянности, – он спешит к таинству покаяния и в нем очищается от грехов своих… А у безбожника нет борьбы с грехом; неверующий отдается в полное подчинение греху, он – раб греха… В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере – свобода духовная.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

Лопухин А.П.

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

«у дверей грех лежит…» Русский перевод ближе к подлиннику, мысль которого более ясно может быть выражена в следующей фразе: так как лицо есть зеркало души, то мрачный вид и понурый взор служит отражением темных мыслей и настроений. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то ты испытываешь приятно-легкое состояние духа, радостно и весело поднимаешь свое лицо. Когда же ты делаешь что-либо дурное, то ощущение духовной тяготы гнетет твое сердце и заставляет тебя опускать вниз свои взоры. Коль скоро последнее случилось, то знай, что у дверей твоего сердца лежит грех и ты близок к падению; поэтому, пока еще не совсем поздно, собери все свои силы и постарайся отразить предстоящий греховный соблазн.

«он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним…» Заканчивая предыдущее вразумление Каину, Бог как бы так говорил ему: «тебя искушает злая склонность, но ты бодрствуй и подавляй ее, не допускай, чтобы злоба, гнездящаяся в тебе и олицетворенная здесь в виде лежащего при дверях сердца зверя, созрела до решимости на злодеяние». Во всем этом библейском разделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии человека и художественно-верное изображение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой различных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека.

КТО ТАКОЙ КАИН В БИБЛИИ?

Каин - первый сын Адама и Евы, т.е. первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Прославился тем, что стал первым в истории убийцей на Земле (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первенец. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» — то есть победит те последствия грехопадения, которые с ними случились. Поэтому назвала Ева своего первенца «Каин», что значит «человек от Господа».

Но все оказалось гораздо сложнее, чем они думали изначально. И поэтому через какое-то время, когда Ева родила еще одного мальчика, она назвала его Авель , что значит «прах, плач», то есть — как дым, как прах рассеялись ее надежды, ее мечты на скорое избавление. Может быть, только в этот момент они до конца осознали чудовищность последствий, которые повлекло за собой грехопадение.

Авель стал скотоводом, а его брат Каин — земледельцем.

Конфликт начался с жертвоприношения Богу (это были первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. (Быт. 4:2-4)

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. (Быт. 4:4-5)


Здесь мы видим, что не все жертвы Богу угодны. Жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью. И проводя параллель на нас сегодняшних, тоже надо сказать, не все то, что мы жертвуем для Бога, для храма, не все это Бог приемлет, не все это идет впрок. Наверное, имеет значение то сердце, с которым мы приносим свой дар, то состояние нашей души, для чего мы это делаем, с каким чувством мы это делаем. Вот это, наверное, имеется в виду как главное условие. И если что-то у нас в сердце не в порядке, то, может быть, Господь от нас тоже не примет дар.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и от чего поникло лицо твое?» (Быт. 4:6) Такое ощущение, что Господь чего-то не знает… Все знает. Это вопросы Господь обращает Каину, чтобы тот сам себе задал их: «подумай, почему ты огорчился, почему поникло лицо твое? задумайся над этим…»

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица. А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:7)

Замечательные слова! «Он тебя (грех) влечет к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех будет лежать у дверей и у каждого из нас с вами тоже в какой-то момент жизни обязательно грех лежит у двери, и он влечет нас к себе. Но «ты господствуй над ним» и не позволяй ему господствовать над тобой, будь хозяином положения, оставайся свободным от этого. И Господь напрямую обращается к Каину, напрямую говорит с ним, вразумляет его, направляет его, пытается как-то его воспитать.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. (Быт. 4:8)


Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?» Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». (Быт. 4:9) Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление. Ответ совершенно наглый, совершено бесцеремонный, грубый и очень неприличный: «разве я сторож брату моему?». Циничный ответ. О чем это говорит? О том, что душа Каина до такой степени уже озлобилась и прониклась грехом, что в общем-то взывать к его исправлению, к покаянию уже невозможно. Только может быть, какие-то сложные жизненные условия на протяжении многого времени могут заставить его пересмотреть свое отношение, свою позицию, и что-то изменить.

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле». (Быт. 4:11-12)

Вот такое жесткое наказание - Каин был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно ».(Быт. 4:13) Это не слова покаяния, это не слова человека, который сожалеет. Это слова человека, который считает: «Ну, и что я такого сделал, что Ты меня так наказываешь? Ты меня слишком сильно наказываешь. Я не вижу, что я настолько сильно нагрешил, чтобы Ты меня так сильно наказывал. Что я такого сделал?» То есть он не понимает, не осознает степени своего ужасного поступка.

Вот так печально закончилась история двух братьев — Каина и Авеля.

После убийства Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан в землю Нод (Быт. 4:11-14). А чтобы первый же встречный не убил преступника — первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу — Бог отметил Каина особым знаком. В современном языке выражение «Каинова печать» имеет смысл «печать преступления». Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было преступление Каина и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание. У него была жена, которая тоже последовала за ним. Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох и потомство Каина потом тоже распространялось по земле.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф , что значит «основание» — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Материал подготовлен на основе статьи в журнале "ФОМА"



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»