Григорианский хорал композиторы. Анти-григорианские течения: гимны и секвенции. Структурный обзор рассказа «Фараон и хорал»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Григорианский хорал.

Западноевропейская хоровая музыка XIV – XV веков

Характер хоровой музыки западноевропейского средневековья обусловлен следующими явлениями и процессами:

1. Существование и передвижение в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на различных ступенях исторического развития, множественность укладов и политических строев в различных частях Европы и, при этом, настойчивое и последовательное стремление католической церкви к объединению многоликого мира не только идеологией, но и общими принципами музыкальной культуры.
2. Неизбежная двойственность музыкальной культуры на протяжении всей эпохи средневековья: церковное искусство неизменно противопоставляло свои каноны многообразию народной музыки и одновременно было вынуждено идти на компромисс – уступать вторжению местных народных музыкальных элементов в свои канонизированные формы.

Итак, характер средневековой культуры определялся зависимостью от христианской церкви, т.е. отрицались все ценности земной жизни ради воздаяния после смерти, во всем проповедовался аскетизм.

Григорианский хорал.

На протяжении II-VI вв. идет процесс формирования церковной музыки.

Музыкальный язык этого периода опирался на приемы псалмодии, как особого рода речитации с мелодическими вступлениями и заключениями (истоки из ритуального древнеиудейского пения) и приемы мелизматического склада ряда песнопений, например, широко распетых аллилуй (истоки из коренных мелизматических традиций в музыки Сирии, Армении, Египта).

Трехвековая деятельность римских певцов при участии духовенства разрешилась результатом – церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределенные в пределах церковного года, составили официальный свод – антифонарий. Входящие в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослужения католической церкви с конца VI века.

Термин «Григорианский хорал» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604 гг), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. [с. 150 Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.]

Исполнялся григорианский хорал мужскими голосами в унисон на различные церковные тексты, в том числе и прозаические. Языковой основой хорала являлась латынь, однако некоторые песнопения исполнялись на греческом языке, а в некоторых восточно-европейских странах (Хорватии и Чехии) допускалось исполнение и на церковнославянском языке. Тестами служили библейские строки.
Григорианское пение монодийно, хотя, в дальнейшем григорианский хорал становится основой ранних форм многоголосия (органума, дисканта). Ладово-интонационная основа григорианского хорала – 8 модусов, называемых также церковными ладами. Ритмика хорала основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей.

Григорианский хорал записывался при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой, в XII в. возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском хорале – диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (т.н. cantus planus – ровное пение). В этом виде григорианский хорал сохранился в эпоху Возрождения, барокко и в XVIII- XIX вв. и послужил тематической и конструктивной основой многоголосной хоровой музыки.
В эпоху средневековья происходит становление и развитие хорового многоголосия от раннего двухголосия до вершин полифонии готического стиля (эпоха Перотина XIII в.) и ars nova XIV в.

1) формирование определенного ритмоинтонационного материала мелодических линий;
2) организация вертикали;
3) установление складов многоголосия;
4) развитие определенных техник письма;
5) зарождение соответствующих принципов организации музыкальной формы.

Жанры хоровой музыки эпохи средневековья:

Монодийные:

Псалмы
Секвенции
Гимны – песнопение-посвящение божеству или герою

Органум
Кондукт
Клаузула
Мотет
Месса

Лекция 1. Часть 2.

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (от латинского cantus gregorianus - григорианское пение), традиционное литургическое монодийное песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа - латынь. Отбор и канонизация текстов и напевов начаты в конце 6 века при папе римском Григории I Великом. Мелодика, подчиненная богослужебному тексту, основана на нерегулярном чередовании долгих и кратких длительностей, на средневековых диатонических, так называемых церковных, ладах. Григорианский хорал явился основой ранних форм европейской полифонии. Смотри также Монодия, Хорал, Осмогласие.

  • - религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Назван именем папы римского Григория I, который канонизировал в VI – VII вв. свод песнопений «Антифонарий»...

    Энциклопедия культурологии

  • - Средневековый латинский термин choralis произошел от греческого choros -- хор -- и означал хоровое церковное песнопение. В католической музыке хоралы были одноголосными, то есть предназначались для пения в унисон...

    Музыкальный словарь

  • - традиционное литургическое монодийное песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа - латынь...

    Современная энциклопедия

  • - церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. ведет свое начало от первых времен христианства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - общее наименование песнопений церковной католической музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католической церковью местных христианской песнопений...
  • - род религиозных песнопений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - религиозные песнопения на латинском языке или на родных языках. В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие названия...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ; мн. хора/лы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - см....

    Толковый словарь Даля

  • - ХОРА́Л, -а, муж. Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. | прил. хоральный, -ая, -ое. Хоральное пение...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ХОРА́Л, хорала, муж. . Религиозное многоголосное песнопение. «Открылось небо над тобою, ты слушал пламенный хорал.» А.Блок. || Музыкальная пьеса в такой форме...

    Толковый словарь Ушакова

  • - хора́л м. 1. Многоголосное культовое песнопение, исполняемое всеми присутствующими в храме. 2. Музыкальное произведение такой формы...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - хор"...

    Русский орфографический словарь

  • - ХОРАЛ а, м., ХОРАЛЬ choral m., нем. Choral <лат. choralis муз. Церковное хоровое песнопение, духовная хвалебная песнь. БАС-1...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Мелодия умеренного движения, преимущественно из тонов одинаковой ритмической длительности, по которой исполняются хоровые церковная песни...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ" в книгах

Григорианский календарь

Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

Григорианский календарь принятое ныне летосчисление; то же, что новый стиль. Название – по имени Григория XIII.Григорий XIII (в миру Уго Бонкомпаньи)Gregorius XIII (Ugo Boncompagni) (1502–1585)папа римский. Родился в Болонье в богатой дворянской семье. Изучал право в Болонском университете,

Из книги Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке автора Казиник Михаил Семенович

МОДУЛЯЦИЯ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Грегорианский хорал

Приложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Из книги Упрямый Галилей автора Дмитриев Игорь Сергеевич

Приложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Григорианский календарь в действительности не отличался той степенью новизны, которую ему обычно приписывают. Фактически он представлял собой старый юлианский календарь с внесенными в него поправками1787.

Приложение 7. МоеUhane: Гавайский хорал о времени сна

Из книги Реальность снов автора Сильверторн Джулия

Приложение 7. МоеUhane: Гавайский хорал о времени сна Мы думаем, будет достаточно уместно закончить эти приложения хоралом, который очень близок и дорог нам. С ним мы провели бесчисленные часы в песнях, чувствах и переживаниях. Этот хорал от наших друзей, наставников Хуны и

Григорианский календарь и введение «нового стиля»

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Григорианский календарь и введение «нового стиля» Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше тропического на 11 минут 14 секунд, за 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. В конце III века н. э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, но, говорят

Хорал

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Хорал Хорал (от греч. coroV; называется также cantus firmus – лат., corale или canto fermo – ит., plain-chant – фр.) – церковная мелодия с текстом, которая поется, в медленном темпе, всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. Х. ведет свое начало от первых времен христианства.

Григорианский календарь

БСЭ

Григорианский хорал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Протестантский хорал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Хорал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Б. Юлиано–григорианский календарь

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Б. Юлиано–григорианский календарь В последнее время стали раздаваться голоса, утверждающие, будто с древних времен недельный цикл претерпел изменения, а значит, изменилась и последовательность дней. Основной календарь, который сегодня используется во всем мире,

2. Что такое григорианский календарь?

2. Что такое григорианский календарь? Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Трентского собора (1545–1563 гг.),

Григорианский календарь

Из книги О календаре. Новый и старый стиль автора

Григорианский календарь Григориа?нский календа?рь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.В григорианском календаре длительность года принимается

Григорианский раскол

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Григорианский раскол Григорианство, Григорьевщина – раскольническое движение в Русской Православной Церкви, существовавшее с 1925 до начала 1940-х годов, спланированное ОГПУ для ослабления Церкви и пользовавшееся на начальном этапе своей деятельности его поддержкой.

Структурный обзор рассказа «Фараон и хорал»

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Структурный обзор рассказа «Фараон и хорал» Очевидно, главный герой рассказа Сопи, а действие происходит в Нью-Йорке, вероятно, на рубеже XIX и XX веков. Обратив внимание на эти основные сюжетные элементы, вы должны понять основу сюжета: что пытается сделать главный герой?

Характеристика

В музыковедческой литературе «тропированием» называют добавление (обычно молитвословного) текста к существующему распеву мелизматического типа, а результат такой поэтической обработки заданной мелодии называют «тропом». Троп - современное типологическое обобщение различных аутентичных наименований жанра, в том числе prosa (prosula) и versus, которые встречаются в нотных и музыкально-теоретических памятниках IX-XII веков.

В более широком смысле тропами называют любые средневековые обработки григорианской монодии, связанные с дополнением её новой музыкой и новым текстом. Один из первых известных тропов-дополнений - «Quem quaeritis», впервые зарегистрированный в рукописи X века Санкт-Галленского монастыря (см: de:Quem-quaeritis-Tropus).

Kyrie мессы на Пятидесятницу (верхние 2 нотоносца) и его троп «Cunctipotens genitor» (нижние 2 нотоносца)

Тропированию подвергались песнопения мессы: в проприи - интроиты (как «Quem quaeritis» в Винчестерском тропаре), аллилуйи , оффертории , причастные антифоны (коммунио); в ординарии - все кроме Credo , и оффиция (респонсории, заключительный версикул «Benedicamus Domino» и др.). При ссылке на тропированное песнопение указывают инципит исходного материала и инципит тропа, например Kyrie «Cunctipotens genitor» (см. нотные примеры).

Оригинальные сборники тропов носили название «тропарей» (troparium) . Наиболее известен Винчестерский тропарь (кембриджская и оксфордская рукописи, составленные около 1000 г.), который содержит более 160 двухголосных органумов и древнейший сохранившийся образец литургической драмы (см.: en:Winchester Troper).

Тропирование трактуется как важная социально-эстетическая тенденция в среде церковных поэтов и музыкантов - отход от «канонической» интерпретации плавного распева, специфическое (в отношении содержания ограниченное рамками католической догматики) проявление свободы творчества.

Другие значения термина

В древнегреческой теории музыки «троп» (τρόπος ) - синоним для (более употребительного) «тон» (τόνος ). И то и другое обозначает лад , а точнее (метонимически) - звукоряд модального монодического лада. В дефинитивной части своего учения о ладах Боэций (в труде «Основы музыки», написанном в начале VI в.) слово tropus приводит наряду с tonus и modus (то есть все три слова поначалу выглядят как полные синонимы), но по ходу развёртывания учения применяет только modus - слово, которое по мнению ряда исследователей музыкальной античности представляет собой адаптированный латинский перевод древнегреческого τρόπος .

Примечания

Литература

  • Sengstschmid, Johann . Zwischen Trope und Zwölftonspiel: J.M. Hauers Zwölftontechnik in ausgewählten Beispielen. Regensburg: Gustav Bosse, 1980.
  • Hansen, Finn Egeland . Tropering: Et kompositionsprincip // Festskrift Søren Sørensen, edited by F.E.Hansen, S.Pade et al. Copenhagen: 1990, pp.185-205.
  • Knapp, Janet . Which Came First, the Chicken or the Egg?: Some Reflections on the Relationship between Conductus and Trope" // Essays in Musicology: A Tribute to Alvin Johnson, edited by L.Lockwood and E.Roesner. : American Musicological Society, 1990.
  • Sedivy, Dominik . Tropentechnik. Ihre Anwendung und ihre Möglichkeiten. Ph.D. diss. Wien. University of Vienna, 2006.
  • Summers, William John . To Trope or Not to Trope?: or, How Was That English Gloria Performed? // Music in Medieval Europe: Studies in Honour of Bryan Gillingham, ed. by T.Bailey and A.Santosuosso. Aldershot, Burlington (VT), 2007.
  • The Cambridge Companion to Medieval Music. Cambridge, 2011.

Категории:

  • История музыки
  • Духовная музыка
  • Музыкальные термины
  • Музыка Средневековья
  • Вокальная музыка
  • Музыкальные жанры
  • Текстомузыкальные формы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Троп (музыка)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Троп (музыка). Троп (от др. греч. τρόπος оборот) в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную… … Википедия

    Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

    Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

    Швейцарская музыка, история которой восходит ко II веку до н. э., сложилась в результате смешения народных традиций древних племён, заселявших территорию Швейцарии. Из народной музыки страны наиболее популярно пение йодль (тирольское… … Википедия

    Складывалась в результате взаимодействия разл. нац. традиций, к рые восходят к древним культурам племён, населявших территорию страны, во 2 в. до н. э. гельветов (кельтское племя) и ретов (ретийское племя), позднее (5 6 вв.) алеманов и… … Музыкальная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Лад. Лад одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Содержание 1 Определение лада 2 Принципы лада … Википедия

    - (древнегр. dodecaphonia двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой нововенской школы… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. dodeka двенадцать и ponn звук, букв. двенадцатизвучие) способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами (Komposition mit zwцlf nur aufeinander bezogenen Tцnen , А. Шёнберг), один из видов совр … Музыкальная энциклопедия

Григорианский хорал - это важнейший и в течение многих столетий единственный вид литургического пения, использовавшийся в римско-католических церквях. Он отличается особым великолепием и красотой. Слово «григорианика» образовано от имени одного Уже можно догадаться, как его звали. Это Григорий I, которого часто именовали Великим. Этот человек проживал в VI столетии нашей эры. Он и не подозревал, что григорианский хорал у потомков будет ассоциироваться именно с ним. Хотя и не все помнят о нем.

Канон распевов, старинные записи хоралов

Однако григорианский хорал появился намного раньше. Его корни тянутся еще от синагогального пения. А оно возникло давно. Великий первым стал записывать и коллекционировать синагогальные монодии. Позже он составил базирующийся на них канон распевов, исполняющийся на латыни. Старинные записи григорианского пения (они обозначены невмами - предшественниками современных нот) датированы IX столетием. Как же это было давно… Люди уже тогда знали, что такое григорианский хорал.

Популярность григорианского пения и Умберто Эко

Любопытно, что григорианское пение, на протяжении долгого времени исполнявшееся только в стенах церквей, именно в ХХ столетии стало пользоваться популярностью у широкого круга слушателей. Казалось бы, в прошлом веке на пьедестал былавоздвигнута незамысловатая поп-музыка, но это только на первый взгляд…

Повсеместное увлечение григорианикой стартовало приблизительно 30 лет назад. Это может показаться странным, но начало ему положило кино, а точнее - экранизация произведения Умберто Эко под названием «Имя розы». Она пришлась по вкусу многим любителям хороших фильмов. Композитор по имени Джеймс Хорнор и постановщик Жан-Жак Ано в качестве саундтрека картины о загадочных событиях в старинном монастыре использовали только григорианское пение, причем не испортили его чрезмерной обработкой. Некоторые режиссеры взяли на заметку этот удачный ход, и вскоре Питер Джексон включил в свой фильм «Властелин колец» аналогичные хоралы, то же самое сделал и Джордж Лукас в ленте «Звездные войны». Может быть, отчасти поэтому данные картины стали культовыми. Григорианский хорал и обеспечил успех этим фильмам.

Григорианский поп

В далеком 1990 году произошло знаменательное событие: в популярной музыке появился новый стиль. Какой именно? Конечно, григорианский поп. У него было немало последователей. Но самые известные - это коллективы "Gregorian", а также "Enigma", прочно укрепившиеся в чартах и в душах фанатов популярной музыки, пропитанной некой мистикой. Однако в их песнях ничем не искаженный одноголосный вокал нередко заменялся синтезатором. Честно говоря, это был не совсем настоящий григорианский хорал. Но это не умаляло достоинств композиций данных групп.

Выходцы из монастырей

А в следующем десятилетии появилось большое количество хоров, вышедших из монастырей, а также церквей. Некоторые из них стали относить к популярной музыке. Пример, который первым приходит в голову - это группа монахов-цистерцианцев, вышедших из монастыря, названного в честь Святого Креста Господня, что находится в Вене. Они прославились в 2008 году. Корреспонденты писали, что это типичная «бой-группа», которая отличается от других подобных коллективов только тем, что ее участники одеты в рясы. Через пару лет такую же популярность завоевали монахи-бенедиктинцы, проживавшие в Авиньоне.

Григорианский хорал после школы

Любопытно, что основная масса фанатов григорианики представлена подростками. Такой вывод можно сделать на основе исследований и опросов. Кроме того, чтобы убедиться в этом, можно просто ознакомиться с комментариями, оставляемыми на сайтах коллективов их фанатами. Молодежь признается, что такая музыка - это лучшее, что есть в их жизни.

Вероятно, григорианика позволяет тинейджерам приоткрыть дверь в другой, загадочный мир, получить Видимо, очарование хоралов заключается в их простоте. Вместе с тем, создается впечатление, что из другого, мистического и таинственного измерения. Это и есть особенности григорианского хорала. Возможно, число его поклонников будет увеличиваться, ведь это, на первый взгляд, спокойное пение способно вызвать бурю эмоций, а многие именно в этом и нуждаются.

Основание римской певческой школы как определённой организации относится, по всей вероятности, ещё ко времени папы Сильвестра I (314 - 335). На первых порах она развивалась как бы параллельно иным, монастырским школам. Но, выдвигаясь в роли западного церковного центра, Рим претендовал на главенствующее положение и стремился обобщить и упорядочить всё своё церковнопевческое достояние. Опираясь отчасти на опыт Византии и не порывая также связи с другими церковнопевческими центрами (особенно с Миланом), Рим переработал по-своему всё, чем располагала христианская церковь, и создал на этой основе канонизированное её искусство - григорианский хорал.

Страница из антифонария

В течение IV, V, VI веков римские певцы накапливают, отбирают и шлифуют огромное количество различных напевов, попадающих в Рим отовсюду или появившихся здесь, на месте. Осуществляется ли создание устойчивых форм ритуального пения под руководством отдельных пап, или совершается всего лишь в их время - судить трудно: легенда приписывает им определённые личные заслуги, а история не даёт этому вполне достоверных подтверждений. Так, папе Дамазию (до 384 года) приписывается установление порядка в вокальных частях литургии, при папе Целестине I (до 432 года) будто бы определился характер вступительной её части и т.д. И дальше, вплоть до папы Григория I (590 - 604), процесс систематизации богослужебных напевов, оформления церковного ритуала основывался на практике римской певческой школы. Создание антифонария, приписываемое папе Григорию, было подготовлено, по крайней мере, трёхвековой деятельностью римских певцов при участии местного духовенства. В итоге церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределённые в пределах церковного года, составили при папе Григории (по меньшей мере - по его инициативе) официальный свод - антифонарий . Входящие в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослужебного пения католической церкви.

Папа Григорий I, художник Ф. Сурбаран.

Каково бы ни было личное участие папы Григория I в создании антифонария, легенда о нём, если можно так выразиться, исторически убедительна. Стремление утвердить единую, обязательную для римской церкви систему церковного пения - в духе всей деятельности этого папы по укреплению и централизации высшей церковной власти. Папа Григорий I происходил из богатейшей патрицианской семьи, владевшей обширными землями и располагавшей очень крупными средствами. Он получил хорошее по тому времени богословское образование, смолоду питал интерес к делам церкви и религии, обладал, видимо, сильным, волевым характером. Был претором Рима, основал несколько монастырей, вступил в орден бенедиктинцев. В 578 году его направили в Константинополь как папского нунция. Пробыв там около семи лет, он имел возможность вникнуть в положение византийской церкви и наилучшим образом ознакомиться с её певческой школой. Возвратившись в Рим, занимал ряд высоких духовных должностей, а с 590 года стал римским папой.

Как глава римской церкви, Григорий I не только проявлял большую энергию и инициативу в церковных делах, но постоянно вторгался в сферу светских, государственных интересов, будучи идеологом, верховным организатором церкви - и одновременно смелым политиком. Своей реальной деятельностью и своими писаниями он стремился упорядочить влияние римской церкви как вселенской, противопоставить высшую власть папы - власти константинопольского патриарха. Преуспел он и как политик: в течение ряда лет ему удавалось ограждать Рим от нашествий лонгобардов, откупаясь от их короля крупными суммами! При таком размахе деятельности естественно было для Григория I вмешаться и в богослужебно-певческие дела римской церкви и способствовать их упорядочению: это являлось тоже немаловажной стороной укрепления её власти и пропагандистской силы. Григорианский хорал призван был служить именно этому - и та или иная инициатива папы Григория I стоит здесь вне сомнений.

Григорий и его голубь, Corpus Christi College, Cambridge, 389

Подлинник антифонария, составленного при Григории I, не сохранился; существуют лишь его позднейшие копии. Языком григорианского хорала остался латинский, и впредь традиционный в письменности средневековья. Однако со временем латынь, когда-то живой язык в Древнем Риме, становилась всё более далёкой от развивающейся в средние века реальной речи даже самих римлян - не говоря уж, конечно, о многочисленных языках и наречиях молодых народов, населявших Западную Европу. Тем не менее латынь остаётся и поныне основой католического богослужения. Мелодический склад григорианского хорала в его первоначальном виде мы не можем представить с полной точностью. Дело в том, что на рубеже VI и VII веков запись мелодии основывалась не на принципе её точного воспроизведения, но лишь на принципе её напоминания - при наличии крепкой устной традиции, накопившихся навыков певцов.

Титульная страница антифонария Харткера (Санкт-Галлен, конец X в.). На миниатюре св. Галл вручает (составителю певческой книги) Харткеру антифонарий. Вверху и внизу стихи, предупреждающие о его незыблемости: Auferat hunc librum nullus hinc omne per aevum / Cum Gallo partem quisquis habere vult / Istic perdurans liber hic consistat in aevum / Praemia patranti sint ut in arce poli.

Вообще всю предысторию григорианского хорала, весь путь его формирования в целом невозможно понять вне такого особого явления, как устная традиция. Стариннейшие церковные песнопения в течение многих веков передавались, так сказать, из рук в руки, от певца к певцу, из Малой Азии в Европу, из одного христианского центра в другой. Трудно предположить, что этот процесс не был связан с той или иной эволюцией самих напевов. Известно, что к IV веку в хоровой практике восточных хритиан выработалась система своего рода мнемонических указаний: руководитель хора движениями рук (хейрономия) напоминал о направлении мелодии. Направление, но без интервальных обозначений, указывалось и в стариннейших нотных записях средневековья. Точно так же и ритм, который, надо полагать, определённым образом устанавливался при хоровом исполнении, не был точно зафиксирован раз навсегда. Словом, интонационно-ритмическое движение могло иметь как бы ряд вариантов, что вполне закономерно при устной или наполовину устной традиции. Лишь значительно позднее, когда появились иные, более совершенные системы записи сначала высотных, а затем и ритмических соотношений звуков, григорианский хорал мог быть зафиксирован с большой точностью (по традиции он и в дальнейшем записывается мензуральной нотацией на четырёх линейках). Между тем к той поре сам хорал не мог не претерпеть значительных изменений - как показывают многочисленные примеры его многоголосных обработок начиная с XI века: он стал более медленным и мерным по движению, как бы застыл, "растянулся", утратил ритмическое многообразие.


Однако это вовсе не значит, что григорианский хорал был к началу VII века таким же, каким он становился к XII - XIII векам. Напротив, не зная детально его ритма, мы вправе предположить значительную ритмическую гибкость мелодии, то псалмодически следующей за текстом, то приобретающей большую ритмическую чёткость и оформленность в гимническом складе, то импровизационно-напевной в юбиляциях. Очевидно, наподобие ладоинтервальных формул, характерных, как увидим далее, для хорала, сложились и своего рода ритмические формулы, быть может с различными их функциями в началах или заключениях различных форм богослужебного пения. НО все эти формулы были особым руслом, направлявшим движение мелодии, но не определявшим его с полной точностью во всём масштабе.


В связи с самой природой григорианского хорала и с особенностями его первоначальной записи существуют различные возможности, даже различные принципы его современной расшифровки. Нельзя, по существу, ни исключить возможности самостоятельного метроритмического движения в хорале, ни подчинить весь хорал нашим представлениям о метроритме. Нельзя именно потому, что хорал был наполовину искусством устной традиции, допускающей большую свободу, чем наша запись длительностей, и не требующей вместе с тем той безграничной свободы, которую предполагает у нас отказ от фиксации длительностей вообще. По всей вероятности, в псалмодических частях хорала мелодия не была ритмически строго оформленной и подчинялась свободному произнесению прозаического текста, переходя к ритмическим формулам, возможно, лишь в концовках фраз. Другой тип мелодического движения был характерен для тех образцов хорала, в которых сочетался и силлабический склад (по звуку на слог), и распетые слоги. Наконец, особый тип движения мог отличать юбиляции, аллилуйи, вообще мелизматическое пение: здесь ритмическая периодичность могла сочетаться со свободой импровизации, с замедлениями, ускорениями, с задерживанием определённого звука и т.д. Таким образом, нет реальных оснований придерживаться лишь одного какого-либо принципа ритмической расшифровки образцов григорианского хорала.


01. Cantos extraídos da Liturgia dos Mortos
02. Subvenite
03. In paradisium - Psmal
04. Ego sum resurrectio et vita
05. Credo quod Redemptor meus
06. Libera me, Domine
07. Regem, cui omnia vivunt
08. Peccatem me quotidie
09. Requiem - Kyrie,
10. Gradualle: Requiem aeternam
11. Si ambulem
12. Alleluia: Requiem aeternam
13. De profundis
14. Dies irae
15. Domine Jesu Chrsite
16. Sancuts
17. Agnus Dei
18. Lux aeterna
19. Antequam nascerer
20. Clementissime Domine Advento
21. Rorate Coeli
22. Ave Maria
23. O Virgo Virginum
24. Sancta et Immaculata Páscoa
25. Isti sunt agni novelli Pentecostes
26. Veni Creator Spiritus

Оценивая в принципе григорианский хорал как сложное явление с многообразными истоками и многовековой последующей историей, мы не в праве отрицать в нём ни следы связи с внекультовой мелодикой бытового или даже народно-бытового происхождения, ни бесспорной направленности на служение католической церкви. Сама обязательность хорала, насаждаемого повсюду, где эта церковь имела власть, в том числе у народов, очень далёких от Рима, от романской культуры, от латыни, уже придавала григорианскому хоралу смысл далёкого, отрешенного от жизни, в своём роде догматического церковного искусства.

По кн. Т. Ливановой "История западно-европейской музыки до 1789 г."



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»