Церковный хлебушек. Православный священный хлеб (артос, просфора, антидор). Что такое агиасма

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней - и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

«Что такое просфора, антидор, артос»

Издательство «Ковчег»

По благословению Преосвященного Симона,
Епископа Мурманского и Мончегорского.

Хлеб – это символ жизни. Без хлеба не может жить человек. Но есть такой Хлеб, Который дает человеку жизнь настоящую, то есть вечную. Таким Хлебом называет Себя наш Спаситель, Господь Иисус Христос: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (И.6,51).

Господь исполнил обещание, дал людям этот Хлеб, во время пасхальной трапезы с учениками, последней перед Его страданиями. Трапеза эта стала называться «Тайной вечерей», тайной ее называют не потому, что был какой-то секрет, а потому, что совершил Господь удивительное Таинство. Он взял хлеб, благословил, преломил, раздал ученикам и произнес: «при¬имите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; потом взял Чашу, в которой по обычаю праздника было разведенное водой вино, благословил, подал ученикам и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставле¬ние грехов». (Мф.26,26-28; 1Кор.11,24)

Прозвучали слова Творца всего мироздания и Источника жизни, Его Божественной силой тотчас хлеб стал Его Плотью, а содержимое в Чаше Его Кровью. Подавая людям Свои Плоть и Кровь, Господь непостижимым образом не изменил внешнего вида материи, для того, чтобы мы могли принять Его Тело и Кровь под видом обычной свойственной нам пищи. «Сие творите в Мое во¬с¬по-минание», - прозвучало как Заповедь во все века, во всеуслышание тем, кто желает настоящей жизни и счастья.

Ежедневно (во время Великого поста не каждый день) в храмах совершается Божественная Литургия. В самом начале службы готовит священник хлеб и растворенное водою вино, как символы необходимого в жизни питания тела и радости души. Во время богослужения возносит священник эти Дары от лица всей Церкви, и вся Церковь возносит со священником, как бескровную жертву, свою благодарность, любовь и верность Небесному Отцу: «Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!» Совершается Евхаристия, то есть Благодарение, просит священник от лица всей Церкви ниспослать Духа Святого и освятить Дары, и освящает их Господь также, как когда-то на Тайной Вечери, чтобы напитать Свои чада Своим Телом и Кровью. Так через каждого причастника утверждается Его Новый Завет, Жизнь, Любовь, Сила, Радость входит в мир, в каждую семью, в человечество, освящая не только живых, но и усопших.

Когда-то прихожане сами приносили в храм все то, что необходимо для богослужения: хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей. Все, что жертвовали для храма, называли просфора – приношение. Теперь этим словом называют выпекаемый в церкви хлеб.

Хлеб сам по себе символизирует единство Церкви Христовой. Мука из перемолотых зерен напоминает множество людей, составляющих единое человечество. Добавляемая в муку святая вода знаменует благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Закваску, положенную в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто наш Спаситель уподобил Царству Небесному, то есть Царству Духа Святого в людях.

Выпекаемая в Церкви просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Таким образом, напоминает хлеб церковный о нашем Спасителе: Сыне Божием и Сыне Человеческом. Две части просфоры напоминают о двух Его естествах: Он Совершенный Бог и Совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос вочеловечился, то есть оставаясь Богом, стал Человеком, во всем подобным нам, только без греха, абсолютно святым. Он принес Себя в жертву за все грехи людей, как самый святой, чистый Дар из всего человечества.

Для совершения Божественной Литургии священнику необходимо иметь пять больших, так называемых служебных просфор. Из одной из них священник приготавливает Агнец, который станет позднее Телом Христовым. Из четырех других вынимаются частицы в честь Пресвятой Богородицы, разных чинов святых, а также о здравии и упокоении поминаемых священником людей. Приносят священнику множество маленьких просфор, из которых вынимает он частицы, поминая при этом имена те, которые написаны в записках о здравии и упокоении. В конце Литургии, после причащения прихожан священник опускает все эти вынутые частицы в Чашу и молится: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Это действие служит великому утешению усопшим и воздействию благодати Божией на весь живущий ныне мир.

Просфору с вынутой частицей прихожане получают в церковной лавке, обычно по одной просфоре к каждой записке о здравии и о упокоении. Дома святой хлеб можно разрезать, просушить и потреблять каждое утро после молитв натощак.

Оставшийся после приготовления Агнца хлеб, называют Антидор, это греческое слово происходит от слов «анти» - вместо и «диорон» - дар, то есть точный перевод этого слова - вместо дара. Это связано с тем, что хлеб этот преподается вместо Страшных Даров тем прихожанам, которые не причащались на данной литургии.

Антидор принимают из рук священника благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку. Вкушают антидор в храме или дома натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия.

Есть еще в Церкви святой хлеб, называемый «Артос» (по-гречески квасной хлеб). На верхней части артоса изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы.

Освященный артос лежит в течение всей Святой седмицы пред образом Спасителя, с ним совершается крестный ход вокруг храма во все дни Светлой седмицы. В субботу Светлой седмицы в конце литургии артос раздробляется и раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос следует сохранять очень бережно, в святом углу возле икон, обычно принимают сначала антидор, затем – просфору и артос. Если же по недосмотру святыня в вашем доме покрылась плесенью, испортившиеся просфору и артос можно сжечь или закопать в землю там, где не становятся ногами, например: в могильном холмике.

Настоятель Никольской церкви села Озерецкое:

протоиерей Алексий Тимофеев

Артос представляет собой святой хлеб, общий для всех членов церкви. Во время Светлой седмицы его устанавливают рядом с образом Христа напротив ворот храма. Артос: когда раздают в церкви, собирается большое количество народа, потому что многие хотят получить кусочек теля Христа для лечения недугов и восстановления души. Раздают артос прихожанам и верующим в субботу после Пасхи.

Раздача артоса

Раздача артоса — что же это такое и когда происходит? Этот обычай берет свое начало с появления христианства. После воскрешения Иисуса и вознесения на небеса последователи его учения собирались вместе на общую молитву. Подражая Тайной Вечере, ставили хлеб на место Иисуса.

Далее в церквях в день Пасхи стали выставлять хлеб, который символизировал силы для жизни, которые дал нам Спаситель. На артосе изображен крест с терновым венцом, а отсутствие Распятого символизирует победу жизни над смертью. Во время раздробления и раздачи артоса, которое происходит раз в год, приходские церкви использую термин хлеб Богоматери. Спеченные артосы устанавливаются напротив ворот храма на специальный стол, освещаются особой молитвой, после чего окропляются священной водой. Происходит этот процесс на литургии после прочтения молитвы в первый день Пасхи. Потом святой артос устанавливается напротив образа Христа, где и лежит до конца Святой седмицы.

С наступлением субботы читается специальная молитва для раздробления и раздачи артоса. Происходит процесс раздробления после литургии с целованием Креста. После этого частицы артоса раздаются народу и прихожанам как святыня. Когда раздается артос прихожанам, собирается много народа, так как многие хотят получить такой святой символ, который по верованиям способен лечить недуги и улучшать здоровье.

Хранение и применение артоса

Поскольку хлеб символизирует тело Христа, то его частицы применяются верующими как средство от лечения недугов, слабостей и укрепления духовного здоровья. После получения в храмах частицы артоса верующие хранят их и используют для восстановления духовного благополучия. Используются такие части в основном при различных болезнях, а перед тем, как съесть кусочек, необходимо сказать «Христос воскресе!». Хранить части артоса нужно в углу, где стоят иконы. Если кусочек артоса испортился, то надо его сжечь или отправить в реку с чистой водой.

Пасха в 2016 году

В 2016 году Пасха будет праздноваться 1 мая, в воскресенье. Суббота ознаменуется священным процессом раздробления артоса. В воскресенье же соберется большое количество верующих на раздачу артоса в 2016 году, дабы освятить себя, пищу, избавиться от грехов.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.

Слово артос (в переводе с греческого языка - квасной хлеб) - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней - и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

Светлая Суббота - последний день Светлой седмицы - единого семидневного дня Пасхи. В Светлую Субботу православные верующие всего мира принимают из рук священства великую святыню, овеянную светом Пасхальной радости, - Артос.

Что такое Артос? Это особый хлеб, сделанный из квасного теста (на закваске), который после специальной молитвы и окропления святой водой, ставят перед иконостасом храмов, где он стоит всю Пасхальную неделю (Светлую седмицу).

Каждый день седмицы уважаемые прихожане на Пасхальном крестном ходу торжественно обносят его вокруг храма, священники кропят его святой водой. Сверху на святом хлебе изображается икона Воскресения Христова. Таким образом, Артос становится вместилищем пасхальной благодати, радости пасхального дня.

Наконец, за последним богослужением Светлой седмицы по Пасхальному чину Священство раздаёт Артос прихожанам храмов.

Верующие приносят Пасхальный хлеб домой, раздробляют его на небольшие части, сушат и хранят до следующей Пасхи в своих домах.

Когда в жизнь входят болезни, беды и горести, православные христиане с утра натощак едят частичку святого хлеба с пением пасхального тропаря «Христос Воскресе», запивая святой Крещенской водой.

И Господь согревает сердца Пасхальным светом, дарит им утешение, духовную радость.

Пасхальная радость - особенная. Этой радости не понять всему миру. Это не весёлость, состоящая в учащённом ритме сердца, в повышенном уровне гормонов радости, приподнятом настроении.

Съёв мороженое, услышав любимую песню, встретив возлюбленного или любимую девушку, не получить Христову Радость. Все увеселения мира не дадут истинной радости.

А в чём же Христова радость? В чистоте души, в чистоте совести. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя Послания апостола Павла, пишет, что апостол советует Коринфянам: «не упадать духом в скорбях, но радоваться, если только будут иметь чистую совесть… если мы и скорбим ныне, то не малое имеем и утешение… от доброй совести».

Таким образом, живая христианская совесть - голос Божий в душе - это главная радость сердца.

Апостол Павел призывает христиан: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость?

Вы - совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его.

Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие.

На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения - без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей.

Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять…

Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость - плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств»

Это не значит, что христианин всюду и всегда ходит с блаженной улыбкой. Это не значит, что у верующих вечно приподнятое настроение. Само понятие настроения несёт в себе переменчивость. Вчера оно хорошее, сегодня - плохое. Но у православных христиан иная радость.

Наша радость вечна. В боли, скорби, голоде и холоде, даже в печали и скорби тела и сердца, она не оставляет нас. Потому что она от Бога, потому что она вечна.

И христианин верит, и христианин ждёт всю земную жизнь вечности с Богом. Весь блеск и великолепие мира, все земные наслаждения не способны отвести взгляд верующего сердца от Истины.

Эта радость - сила, дающая жизнь. Сверхъестественный покой, непонятный мирскому человеку.

Только верующий понимает сердцем, что стоять уставшему на каждой Воскресной службе до конца своих дней, лучше, чем лишние часы выходного дня понежиться в тёплой постели.

В проповеди после богослужения Светлой Субботы настоятель нашего храма протоиерей Виктор обратил внимание прихожан, на взаимную любовь. Нужно любить всех людей, особенно тех, кто говорит нам не то, что мы хотим услышать, а то, что нам полезно - правду.

Во взаимной любви и творении добрых дел ещё один источник истинной христианской радости.

Твёрдая вера в Бога, сострадание к ближнему, чистая совесть и надежда на вечную жизнь - истинная христианская радость, которую не отнимет у нас никто, так как её даёт Бог.

Одним из источников этой радости и утешения является святой Пасхальный хлеб - Артос, бережно хранимый и благоговейно употребляемый весь год православными христианами.

Теги:

  • Нновости


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»