Церковь тимофея. Именные иконы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Святой апостол Тимофей происходил родом из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был еллин и ярый последователь язычества. Мать же его Евникия и бабка Лоида происходили из иудейского рода. Когда святой апостол Павел посетил в первый раз Листру вместе с апостолом Варнавою, то после исцеления одним лишь словом хромого от рождения множество жителей Листры уверовали во Христа (см.: Деян. 14, 6-8), в числе их была и вдова, мать апостола Тимофея — Евникия. Она с великою радостью приняла апостола Павла в свой дом и отдала ему своего сына Тимофея для обучения слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставления и, удаляясь из Листры, поручил его другим христианам. Когда апостол Павел прибыл во второй раз в Листру (см.: Деян. 16, 1), то, видя Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякою добродетелью украшенного, от всех тамошних христиан уважаемого, апостол Павел взял его с собою и сделал своим неразлучным спутником и сотрудником своего апостольства. Вместе с первоверховным апостолом Тимофей трудился и терпел гонения, посещал с ним Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Апостол Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. Апостол Павел, оставляя Листру из-за преследования иудеями, обрезал апостола Тимофея — не ради какой настоятельной причины к спасению, но, так как в этой стране было много иудеев, чтобы они не соблазнялись о нем, ибо знали, что апостол Тимофей происходил родом от еллина.

Святому апостолу Тимофею была поручена Церковь Ефесская. «Смотри, — пишет ему апостол Павел, — чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» (1 Тим. 4, 12-14). «Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, потому что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив, и с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2, 22-25). Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Будь бдителен, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, исполняя служение твое (2 Тим. 4, 25)».

Апостол Тимофей исполнил повеления своего святого учителя. Он был первым епископом Ефеса и с ревностью старался утверждать веру христианскую; он также пользовался наставлениями апостола Иоанна Богослова, который проповедовал в Малой Азии и по смерти епископа Тимофея принял епископство Ефесское, вернувшись с острова Патмос.

Апостол Тимофей до конца жизни своей являл себя добрым воином Христа и скончался в 91 году по Р. Х. мученической смертью за имя Христово.

Совершилось это в городе Ефесе во время языческого праздника, называемого Катагогиум, когда мужчины и женщины, наряженные в маски, с дреколием и оружием при неистовом пении и пляске обносили идолов вокруг города. Святой апостол Тимофей вышел навстречу толпе с увещанием и проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников набросилась на апостола, швыряла в него камнями и до смерти забила палками. Христиане с честью похоронили тело мученика за стенами города.

В 4-м веке мощи апостола Тимофея были переданы Константинополю и поместили в церкви Святых Апостолов, он покоился около могил Св. Андрея и Св. Луки.


Сегодня мощи в виде главы Св. апостола Тимофея находятся в Италии, местечко ТЕРМОЛИ (область Молизе). Кафедральный собор Санта-Мария-делла-Пурификацьёне (Сан-Бассо)

собор Божией Матери (Santa Maria della Purificazione, сокр. — Сан-Бассо) 11 века. В соборе хранятся мощи святого апостола Тимофея, ученика апостола Павла, которые были обнаружены 11 мая 1945 года священником Бьяджио д’Агостино при реконструкционных работах. Второе имя собору дали мощи святого Сан-Бассо — покровителя города, чьи мощи также хранятся здесь. В городе проходит Рыбный фестиваль Термоли.

Покровителем населённого пункта считается святой San Basso, San Timoteo (или как говорят на Западе... Тимоти ).

Среди святых, нареченных этим именем - святой апостол Тимофей . Он родился в городе Литры в Малой Азии. В 52-ом году апостол Павел обратил его ко Христу. Это произошло так: когда апостолы Павел и Варнавы в Листре исцелили хромого от рождения человека, многие жители тогда уверовали в истинность христианства, в их числе был и святой Тимофей, вместе со своей матерью Евникой и бабушкой Лоидой. После этого семена веры настолько сильно проросли в святом Тимофее, что он стал одним из самых ближайших учеников апостола Павла, и его верным помощником в проповеди Евангелия. В 65-ом году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Церкви Ефесской. 15 лет непрестанно апостол Тимофей стоял во ее главе.
Когда апостол Павел уже находился в темнице, предвидя свою скорую кончину, и попросил, чтобы к нему прибыл его любимейший ученик апостол Тимофей, где он наставлял его.
Сам святой Тимофей также окончил свою жизнь мученически. В один из дней в Ефессе язычники устроили праздник. Они носили идолов по городу, сопровождая это песнями и обрядами. Святой Тимофей пытался образумить их, увещевая об истинности христианства. Однако, язычники не слушали его слов. Они пришли в ярость и стали избивать камнями апостола Тимофея. Так он принял мученическую смерть. Мощи святого перенесли в Царьград, в храм Святых Апостолов.

Имя Тимофей носит древнегреческие корни. В переводе на русский язык оно означает «почитающий Бога». На Руси оно получило широкое распространение после принятия христианства. Святым заступником всех носителей имени считают христианского мученика Тимофея, князя Псковского. Он строго отстаивал православную веру, за что нес притеснения и был причислен к лику святых.

Даты празднования именин

Тимофей именины отмечает несколько раз в году.

  • 1 января в православном календаре почитают мученика Тимофея, диакона.
  • 17 января, 4 февраля - день апостола Тимофея.
  • почитают память мученика Тимофея Сицилийского.
  • 14 февраля - день памяти преподобного Тимофея Исповедника.
  • 26 февраля по православному календарю отмечают праздник святителя Тимофея, патриарха Александрийского.

  • чтят память преподобного Тимофея Кесарийского.
  • 29 апреля - день праведного Тимофея.
  • 2 июня настоящие именины в честь получившего при Крещение имя Тимофей.
  • 23 июня православие чтит память священномученника Тимофея, епископа Прусского.
  • 14 августа - день памяти святителя Тимофея, епископа Проконесса.

Вот сколько дней в году может отмечать Тимофей именины. По православному календарю есть еще несколько дат, которые напоминают о святых личностях с подобным именем.

Влияние имени на характер

Практически все Тимофеи отличаются излишней чувствительностью и восприимчивостью. Они постоянно напряжены. Тимофеи очень любознательны и проявляют интерес ко многим вещам. Тимофея легко ранить, но он никогда не будет за это мстить. Правда, обиды прощать ему очень сложно, легче забыть о случившемся. Скорее, он просто перестанет общаться с обидчиком. Друзьям следует тщательно подбирать слова при общении с Тимофеем. Он не потерпит даже самой безобидной насмешки в свой адрес. Родителям также стоит быть начеку со своим сыном. Он тяжело реагирует на любые размолвки. Зато тем, кто его уважает, Тимофей готов помогать безгранично. Как правило, в детстве Тимофеи часто болеют, особенно ЛОР-заболеваниями.

Ученичество Тимофей воспринимает хорошо. В школу ходит с удовольствием, проблем с учебой не имеет. Отличается послушанием, усидчивостью, хорошей памятью. Лучше всего ему даются точные науки, особенно физика и математика. Гуманитарные дисциплины доставляют некоторые трудности. Тимофеев всегда нужно хвалить. Признание одноклассников также очень для них важно. Любит внимание Тимофей. Именины, отмечает он с особой радостью. Особенно любит походы в цирк и на театральные представления.

Зимние Тимофеи отдают предпочтение спорту. Благодаря своему упрямому характеру, они достигают в этой сфере хороших результатов.

Как правильно общаться с Тимофеем?

Тимофеев нужно правильно воспитывать с раннего детства. Жизненные ситуации также формируют его характер. Если самолюбие Тимофея было сильно ущемлено, то он надолго запомнит обиду, и это может сказаться на дальнейшем его общении с людьми. Но это достаточно редкий случай. Чаще всего уравновешенность Тимофея помогает ему спокойно переносить конфликтные ситуации, не погружаясь в них. Он быстро забудет о конфликте, переключив свое внимание на более приятное общение в кругу близких людей. Уравновешенный Тимофей всегда сдержанно ведет себя в незнакомой компании, но в кругу близких и друзей он достаточно открыт. Особенно откровенен он при личной душевной беседе. Тимофей именины предпочитает отмечать исключительно в кругу близких людей.

Энергетика имени

Имя Тимофей - это спокойствие, умеренность, но в то же время подвижность и самостоятельность. Поскольку имя достаточно редкое, оно сразу же затрагивает слух и даже оказывает психологическое влияние. Эмоциональные колебания, заложенные в имени, переходят и на его владельца. Как правило, Тимофеи могут и веселится, и находится в задумчивом уединении, и проявлять негодование. Но на людях Тимофеи стараются не открывать свой внутренний мир. Тем не менее, они любят повышенное внимание к своей персоне, но чаще добивается его, просто уходя в тень.

Русские иконы святого апостола Тимофея многие православные почитают как чудотворные. На православной иконе он изображен мужчиной средних лет, несмотря на то, что прожил долгую и богоугодную жизнь. Он одет в облачение епископа и держит в руках Святое Евангелие. Святой жил в одно время с Христом и был одним из 70-ти апостолов, учеником Павла. В 65-м году он был рукоположен апостолом в епископа Эфесского, и нес служение Богу в этом сане 15 лет, до самой своей мученической смерти. Погиб святой апостол от рук язычников, которых пытался вразумить. В тот день они устроили празднование в честь своих богов, плясали и приносили жертвы. Взбешенные вмешательством епископа, они долго издевались над ним, а потом до смерти закидали камнями. Память св Тимофея чтут не только православные всего мира, но и католики. Чудодейственные иконы апостола Тимофея напоминают нам о его подвиге и вызывают благоговение.

Молитва перед иконой святого Тимофея помогает привести неверующего ко Христу

Святой апостол с верой и самоотречением нес свой подвиг. Он проповедовал Христа, возглавлял церковь Его много лет, и заботился о пастве. Это имя многократно упоминается на страницах Нового Завета. Святой апостол Павел очень любил своего ученика и ценил за самоотречение и служение ближним. В Послании к филиппийцам он писал, что не смог найти для них лучшего пастыря, и что он будет заботиться о них так же, как заботился в свое время о нем, Павле. Перед чудотворной иконой свт Тимофея молятся о возвращении заблудших на путь истинный, об укреплении веры, о даровании сил в исполнении воли Божьей. В переводе с греческого имя Тимофей означает “почитающий Бога”. В России есть множество храмов в честь апостола-мученика. Прихожане этих храмов молятся перед иконой святого об укреплении православия, процветании церкви Божией и отражении внешних врагов. Русскую православную икону Тимофея принято дарить людям, носящим это красивое старинное имя, ведь для них святой является самым близким помощником и молитвенником.

Где купить вышитую бисером икону святого Тимофея

Мы всегда стараемся поддержать наших близких, в том числе и молитвенно Даря родным и друзьям иконы, православные верят, что святой образ защитит их и сохранит от зла. Если у Вас есть знакомый с именем Тимофей, обязательно подарите ему вышитую бисером икону святого. Такой подарок будет не только нести духовный посыл, но и просто останется памятью на всю жизнь. Если Вы не умеете вышивать, то купить икону св Тимофея можно в храме, в иконной лавке, в православном интернет-магазине, заказать в иконописной мастерской. Современные производители икон предложат Вашему вниманию широчайший выбор христианских икон – от лаконичных, помещенных в простые деревянные рамки, до эксклюзивных, украшенных эмалью, серебром, полудрагоценными камнями, растительными орнаментами.


Христианские праздники и дни в феврале

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя Тимофей, что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».

Детство и юность праведника Тимофея

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.

Мать будущего святого, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост подвижника Тимофея

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

Гибель апостола Тимофея

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам. Святой Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Праздник подвижника Тимофея в традициях народа

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.

На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

Святой апостол Тимофей, имя которого переводится на русский язык как «любящий Бога», любимейший из учеников первоверховного апостола Павла , апостол из числа семидесяти происходил из семьи, смешанной по религиозным убеждениям – отец, эллин, исповедовал язычество, а мать Евника и бабка Лоида были благочестивыми иудеянками. Появился он на свет примерно около 17 года от Р.Х. в малоазийской провинции Ликоании, в большом и знаменитом тогда городе Листры, теперь эта территория принадлежит Турции, область Конья.

Добрые плоды воспитания и духовного образования, данного матерью и бабкой будущему апостолу, позже святой апостол Павел отмечал особо, вспоминая об этом во Втором Послании к Тимофею (2 Тим. 1; 5).

Впрочем, отец, имя которого первоисточники не сохранили, не мешал жене и теще в исповедании иудаизма, к тому же Евника рано овдовела, и юный Тимофей был с малых лет беспрепятственно наставляем в Законе Божием. Ему были привиты многие нравственные добродетели, и не просто как некие знания: как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, юный Тимофей «превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью». Таким образом, милостью Божией его дух был изначально приготовлен, чтобы принять веру Христову как истинную и служить Господу горячо и преданно, как и его наставник – святой апостол Павел, который называл его не иначе как «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1, 2), «возлюбленным сыном» (Кор. 4, 17, 2 Тим. 1, 2) в своих посланиях к нему.

Когда святой апостол Павел пришел с апостолом и учеником его Варнавой с проповедью о Христе в Листры, то им во славу Божию было совершено чудо исцеления хромого от рождения (Деян. 14, 6–18). Жители города, преимущественно язычники, сочли апостолов за Зевса и Ермия – языческих божеств, сошедших с неба в человеческом облике. Но апостолы горячей проповедью убедили всех, что они не боги, а обычные люди и что чудо исцеления было совершено не магической силой волшебства, а по воле Господа Иисуса Христа, Бога Живого, к которому призвали обратиться. Чудо, убежденность проповеди тронули многих, пробудив в них стремление больше знать о Христе и, узнав, последовать за Ним. Среди них была и овдовевшая Евника, которая приняла апостолов в своем доме и заботилась о них все время их пребывания, а затем с радостью отдала Тимофея в обучение святому Павлу.

Однако апостол видел, что мальчик был еще слишком мал, чтобы перенести тяготы и лишения миссионерских путешествий. Он решил, что Тимофею лучше пока остаться с матерью, а чтобы за время взросления он возрастал и в вере, то назначил ему попечителей, знающих Евангелие и могущих наставить в вере.

О проповеди апостола Павла узнали иудеи из Антиохии и Иконии. Разгневанные такой смелостью, они явились в Листры и, призвав на свою сторону тех, чье сердце не было тронуто апостольской проповедью, побили святого Павла камнями так сильно, что даже сочли его за умершего и бросили бездыханным за городом. Встревоженные ученики нашли его, апостол пришел в себя, вернулся в город, и затем они с Варнавой оставили Листры.

Святой апостол Павел вернулся в Листры во втором миссионерском путешествии и нашел святого Тимофея повзрослевшим душою, окрепшим телесно и просвещенным в вере настолько, что еще совсем молодой человек, он пользовался великим уважением у местных христиан. Теперь же святой взял его с собою, и так Тимофей вышел на путь проповедования слова Христова вместе с его учителем, о чем сказано святым Павлом: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3, 10–11). Однако прежде чем пуститься в путь, по настоянию святого апостола Павла святой Тимофей принял обрезание. Это было важно для того, чтобы, как пишет святой Иоанн Златоуст в его «Творениях», «…слушатели имели более доверия к Тимофею, и он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание», и во время проповеди среди иудеев они не усомнились в нем, так как было известно многим, что отец его был язычником.

Святой апостол Тимофей сопровождал святого Павла, разделяя с ним все – и радости, и страдания. Называя апостола Тимофея своим сыном, святой наставник доверял ему самостоятельные проповеди, давая такие рекомендации: «Ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2, 20–22). Вместе с тем, уже не раз испытав на себе тягчайшие гонения, избиения и заключения в темницу, зная, что путь апостольский – радостный путь во славу Бога, но путь страдания – от людей, святой апостол обращается в Посланиии к Римлянам к христианам Рима: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. 16, 10–11).

Святой апостол Тимофей сопровождал апостола Павла во втором его путешествии после разлуки с апостолом Варнавой – о том подробно говорится в «Деяниях святых апостолов», в главах 16 – 17. После того как святой апостол Павел попал в гонение в Фессалониках (Солуни), он ушел в Пергию, где затем святой Тимофей был оставлен им вместе с апостолом Силой для наставления новообращенных, а апостол Павел последовал в Афины. Находясь в Афинах, апостол Павел послал святого Тимофея в Фессалоники с его 1-м Посланием к Фессалоникянам. Святой Тимофей проповедовал вместе с учителем в Коринфе, Ефесе, и во многих Посланиях святого апостола Павла имя его любимого ученика, духовного сына упоминается с призывом следовать во всем ему. Вновь святой Тимофей увиделся с наставником в Ефесе, где был оставлен им, очевидно, для подготовки к рукоположению в епископство, однако перед тем уже стал пресвитером местной христианской общины. В этот период святой Тимофей по направлению святого апостола Павла совершил еще одно относительно недолгое путешествие из Ефеса – надо было собрать пособие для нуждающегося народа Палестины. По возвращении его он вновь сопровождал апостола Павла, теперь уже в Рим, где апостол был взят под стражу. По предположениям историков Церкви, апостол Тимофей в то время тоже был в Риме. Что они были там оба, также можно полагать, исходя из первых глав Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону. По эпистолярной традиции той эпохи все письменные послания начинались с имен отправителей, одного или нескольких, и указывались все, например: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (Кол. 1, 1), а время этих посланий как раз приходилось на начало 60-х годов от Р.Х.

После освобождения из темницы в Риме святой апостол Павел прибыл в Милет, потом в Ефес, и, очевидно, там произошло рукоположение молодого пресвитера Тимофея в епископский сан, после того как, согласно свидетельству святителя Димитрия Ростовского, святой апостол Иоанн, первый проповедник Евангелия в Ефесе по выпавшему ему жребию, был взят под стражу в Ефесе и выслан на Патмос.

Унаследовать епископскую кафедру после проповеди тут любимого ученика Иисуса – великая честь и ответственность. И потому Первое послание святого апостола Павла содержит завещание апостолу Тимофею, в котором подробно изложены правила богослужебных собраний. Здесь же апостол рассказывает молодому епископу, какими личными качествами должен обладать священник, чтобы достойно исполнять его нелегкую и ответственную миссию, дает необходимые наставления, разъясняет пастырские обязанности.

В посланиях к народам, которые посещал святой апостол Павел с благовествованиями и затем поддерживал в них веру письменными наставлениями, он неоднократно превозносил его замечательные качества, однако, как говорит о святом апостоле Павле святитель Димитрий Ростовский в его жизнеописании, «святой апостол Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его». Святой апостол Павел даже советовал любимому ученику пить не только воду, но малое, как лекарство, количество вина, чтобы поддерживать силы и избегать недугов.

«…Святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь», – эта замечательная характеристика святителя Димитрия Ростовского созвучна похвалам апостола-наставника. Его, находясь во вторичном и последнем для него римском заключении, призывал святой апостол Павел, который уже знал в духе, что его срок подошел. Строки с 9-й по 22-ю четвертой главы 2-го Послания апостола Павла к Тимофею после его признания возлюбленному духовному чаду в предчувствии конца звучат как эпитафия самому себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). Известно, что к концу его служения среди апостолов и их последователей начались брожения, стали появляться лжеучения, уводившие некоторых последователей христианства в сторону от Истинного Слова. Один Лука оставался с ним в последние его дни, и потому святой апостол просил: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 9) и потом еще раз ниже: «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4, 21), и еще – чтобы привел апостола Марка, нужного ему для служения. Вся последняя глава послания (2 Тим. 4, 10–22) звучит так лично, так как-то по-семейному, что становится ясно – святой апостол Тимофей для святого апостола Павла был очень близким человеком, оба были связаны узами родства не по крови, но по духу, которое превосходит кровные узы.

Епископом Ефеса святой апостол Тимофей был в течение 15 лет, научая в вере новообращенных, помогая укреплению ее в тех, кто уже принял Крещение, совершая многие деяния во славу Божию и спасения паствы. Кончина его случилась там же, в Ефесе, в царствие императора Домициана. Ефесские язычники совершали свой ежегодный праздник «катагогиум», посвященный богине охоты Диане, во время которого они надевали чудовищные личины то ли животных, то ли чудовищ, брали своих идолов, дреколья и с неприличными плясками и варварскими нестройными песнопениями обходили дома. Причем одними плясками и песнями дело не обходилось: разгоряченные, почти полубезумные, они бросались на прохожих, тех, кто осмеливался им препятствовать, могли забить до смерти, и все эти безобразия были в обычае как особо торжественное проявление местного идолопоклонства.

Святой Тимофей, епископ Ефесский, не мог безразлично смотреть на бесчинства, творимые в городе. Он стал против беснующейся толпы и начал проповедовать слово Божие и призывать услышать его во славу Бога Истинного. Но язычники, распаленные многими нападениями на других горожан и уже совершенными ими насилиями, не только не вняли словам святого апостола, а, наоборот, впали в еще большее умопомрачение – они начали бить его дрекольями, мучили и забили до смерти. Когда едва дышавшего пастыря нашли христиане, он уже отходил к Богу. Святой апостол Тимофей мученически отошел к Богу примерно в период между 89 и 91 годами от Р.Х. и поначалу был упокоен в месте, которое называли Пион, что в переводе с греческого означает «тучное». После него епископство принял святой апостол Иоанн, вернувшийся из ссылки на остров Патмос.

Через почти три века, в 361 году от Р.Х., сын святого равноапостольного царя Константина Великого Констанций повелел перенести святые останки святого апостола Тимофея в Константинополь и положить в церкви святых Апостолов вместе с останками апостола-евангелиста Луки и апостола Андрея Первозванного, согласно сохранившимся фрагментам «Церковной истории», составленной Федором Чтецом-Анагностом, жившим в конце V– начале VI века.

Однако в XIII веке мощи апостола оказались в Италии, в городе Термоли – очевидно, были перенесены из Константинополя во избежание поругания: за последующие века многие хранившиеся там святыни покинули его, будучи вывезены в Европу, поскольку город неоднократно оказывался во власти то варваров, то мусульман.

Честные мощи святого апостола Тимофея, помещенные в ящик, были обретены в 1945 году в Термоли. О том, что это именно останки первого епископа Ефесского, свидетельствовала надпись на ящике: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли». Останки святого апостола хранятся в бронзовой урне в крипте собора Божией Матери. Крипта, часовня под храмом, перевод названия с греческого – «скрытая», подземное сводчатое помещение, в западном церковном зодчестве обычно располагается под алтарной и хоральной частями здания и устроена для погребения мощей святых. Сюда верующие приходят поклониться им и почтить память их и их подвига во славу Божию.

Значение иконы

Если Вы принимаете как данность утверждение: икона – окно в мир горний, то непременно чувствуете на молитве, как между Вами и иконописным образом образуется особое, священное пространство, в котором Вы пребываете одновременно с первообразом того, чей лик смотрит на Вас с иконы. Ведь произнося слова молитвы, Вы обращаетесь не в никуда, не в пустоту, Вы говорите с личностью святого в едином пространстве Святого Духа, исходящего от его иконы, просите, спрашиваете, благодарите. И если вдруг Вас одолели сомнения, колебания в вере, то, прибегая к помощи святого апостола Тимофея перед иконой его, Вы заручаетесь помощью и поддержкой самого любимого духовного чада святого апостола Павла, прекрасного проповедника, мудрого наставника, который на своем земном пути испытал много тягот, лишений. Но в трудностях, чем они жестче, тем больше, всегда скрыто немалое искушение все бросить, в одночасье отказаться от тягот, чтобы здесь и сейчас жить легче. А потом… Ну, кто на самом деле знает, что будет – потом? Вот тут начинаются сомнения и колебания: а стоит ли это все терпеть, ради чего? И лишь имя Господне возвращает нас и подкрепляет на прямом пути веры, и житие святого апостола Тимофея, неразрывно связанное с житием святого апостола Павла, чьи судьбы теснейшим образом по воле Божией переплелись, тому прекрасный и уникальный пример.

Великолепна икона Юрия Кузнецова «Святой апостол Тимофей». Тона ее весьма сдержанны по сравнению со многими другими иконами кузнецовского письма. Она не сверкает открыто, но посверкивает красками, как драгоценными каменьями, которые в правильной огранке сияют отражением не внешних плоскостей, но свет, живущий в них, исходит, преломляясь внутри камня, и открывает его особую глубинную суть. Так, воплощая блики великолепия Царства Божия, которые нам дано видеть на земле и где ныне пребывает святой Тимофей, епископ Ефесский, иконописец подчеркивает, что с иконы на нас смотрит аскет, которого его наставник, сам призывавший к максимальной сдержанности в плотской жизни и максимальной самоотдаче в жизни духовной всех, кто следует по пути христианина, жалел и даже призывал хотя бы временами смягчать его аскезу.

Величайший ревнитель веры, вышедший один против толпы разъяренных идолопоклонников, наверняка зная, что ему придется отдать жизнь за маломальскую возможность спасти своей ревностью о Боге хотя бы одного из них, – ему ли не быть нашим советчиком и молитвенником за нас перед Престолом Его? Высоколобый старец, указующий тонкими перстами на книгу Евангелия в левой руке как на путь Истины, образ его – не спасение ли для души, впавшей в духовное смятение?

Читая жития святых, открывая для себя всю драгоценную красоту их человеческой натуры, переливающейся, как все самоцветы мира, мы восхищаемся этим величием. Однако и им Царство Божие силою давалось, и они отдавали на то все силы, какие имели от рождения, и многими трудами стяжали милость Господню, получая от Него еще большие, и снова, приумножив их, возвращали Богу. Теперь они служат Ему, становясь для человеческих душ маяком в воздушном мраке на пути к Богу и точкой опоры для крепкого стояния на земле. Молитва же перед иконою любого из них – это как дивная встреча с оставленным отчим домом, в котором ожидают каждого, кто стремится вернуться домой из временных скитаний в мире сем.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»