Артиллерия град. Точность и дальность стрельбы установки "Град". Залповая установка "Град": радиус поражения, ТТХ, снаряды

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В истории советской военной техники есть немало таких технических решений и машин, которые до сих пор остаются в строю за счет своей боевой эффективности и надежности. Так, система залпового огня «Град» и ее вариации до сих пор стоят на вооружении десятков стран во всем мире.

Общие сведения

По паспорту комплекс назывался РСЗО «Град» (9К51). Предназначался для подавления пехоты противника, легкобронированной техники, а также для решения некоторых других задач, которые возникали по мере развития боевой обстановки. Система залпового огня «Град» была принята на вооружение армии Советского Союза еще в 1963 году.

Калибр используемых патронов - 122 мм. Снаряды размещаются в направляющих, общее число которых - 40 штук. В некоторых источниках встречаются утверждения о том, что врага и за пару сотен километров могут достать снаряды, которые выпускает система залпового огня «Град». Дальность этой установки в реальности не превышает 20,4 км.

Непосредственно артиллерийская часть может быть смонтирована на шасси любого более-менее подходящего грузового автомобиля. Чаще всего привлекаются «Уралы». Об используемой платформе можно узнать, посмотрев на индекс модификации. Впрочем, РСЗО «Град-1» вообще выпускалась на базе ЗИЛа. По нормальной дороге установка может передвигаться со скоростью до 75-90 км/ч.

Предназначение

Согласно документам, система залпового огня «Град» предназначается для выполнения следующих боевых задач: подавления и уничтожения открыто расположенной и окопавшейся на местности пехоты противника, техники, в том числе и легкобронированной, батарей минометов и ствольной артиллерии, а также командных пунктов. Возможно поражение и прочих целей в зоне вражеской активности.

Считается, что система залпового огня «Град» способна уничтожать только легкую бронетехнику. Но, как показали события в Грузии в августе 2008 года, снаряды 122 мм этой реактивной системы приводят вражеские танки в состояние отборного металлолома.

Впрочем, это неудивительно: толщина брони на крыше башни старых модификаций Т-72 равна 410 мм (у новых Т-72 толщина брони в этом месте - от 510 мм), а запас взрывчатого вещества в одной «градине» - до 18 килограммов (есть и более мощные современные типы снарядов). Вполне достаточно, чтобы уж если не подбить танк, то вывести из строя его экипаж.

Конечно, система залпового огня «Град», дальность которой не позволяет отнести ее к категории противотанковой артиллерии, использовалась в таком амплуа, как говорится, не от хорошей жизни, а по причине исчерпания противотанковых средств.

Кроме того, система «Град», характеристики которой здесь описываются, обладает прекрасной проходимостью, что позволяет перегонять комплексы своим ходом в составе колонн тяжелой бронетехники. Перезаряжается комплекс силами расчета, который пользуется специальной транспортно-заряжающей машиной. В ее роли выступает трехосный ЗИЛ-131. На шасси монтируются два стеллажа, в каждом из которых - 20 снарядов.

Какие компоненты входят в комплекс?

Состав следующий:

  • Сама боевая машина, лежащая в основе установки, - автомобиль «Урал-375Д», на который устанавливаются направляющие для реактивных снарядов.
  • Во-вторых, машина для их транспортировки и заряжания.
  • В-третьих, чтобы своевременно получать и корректировать данные, которые необходимы для точного поражения вражеских целей, используется автомобиль «Береза». Он делается на основе ГАЗ-66, известного своей неприхотливостью и проходимостью.

Характеристика боевой машины

Как мы уже говорили, это машина повышенной проходимости, артиллерийская часть которой устанавливается в кормовой зоне. Направляющие для снарядов смонтированы на массивном поворотном основании. Там же имеется механизм для поворота и подъема базы, приспособления для прицеливания и прочее оборудование. Наводиться на цель благодаря этому можно в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Таким образом, «Град» - реактивная система залпового огня, которая может использоваться сразу в нескольких областях.

Направляющие

Внутренний диаметр направляющих - 122,4 миллиметра, их длина составляет три метра. Чтобы снаряды в полете вращались, в стенке каждой трубы имеется направляющий паз П-образной формы. Направляющие расположены пакетом в четыре ряда, в каждом из которых имеется десять труб. Весь механизм жестко крепится на отдельной сварной люльке. В вертикальной плоскости наводка может выполняться в диапазоне от 0 до +55 градусов.

Соответственно, в горизонтальной проекции этот показатель составляет 173 градуса (то есть 70 градусов вправо и 103 градуса влево от автомобиля). Наведение выполняется посредством работы электрического привода.

СУО

Система управления огня, она же СУО, обеспечивает возможность как полноценного залпа всеми снарядами, так и одиночного запуска. Привести установку в действие можно непосредственно из кабины, но допускается также использование пульта (радиус действия - 50 метров). Полный залп выполняется всего за 20 секунд. Производитель гарантирует возможность ведения стрельбы при температуре от -40 до +50 градусов по Цельсию.

Так как используется особая система автоматизированной стабилизации, а снаряды сходят с направляющих в строго последовательном порядке, ракетная система залпового огня «Град» при этом практически не раскачивается. Это является огромным плюсом в условиях боевых действий.

Некоторые сведения о проходимости

В боевое положение установка приводится всего за три с половиной минуты. Современные модификации могут двигаться по шоссейным дорогам со скоростью до 90 км/ч, а также своим ходом преодолевать реки и ручьи глубиной до полутора метров. Для связи используется стандартная радиостанция Р-108М. Машина оборудована полноценными системами пожаротушения.

Вообще «Град» - реактивная система залпового огня, которая обладает редкой живучестью. Все установленные механические и электронные системы весьма надежны, так что до сих пор можно встретить машины, которые начали эксплуатироваться еще в Афганистане.

Преимущества модернизированного варианта

Известен также модернизированный вариант «Града», имеющий название БМ-21-1. В этом случае в качестве шасси используется дизельный автомобиль «Урал-4320». Но куда важнее то обстоятельство, что в конструкции установки в этом случае используется АСУНО, то есть полностью автоматизированная система наведения и управления огнем. Аппаратура подготовки и пуска, а также спутниковая навигационная система установлены на машине изначально.

Все эти системы обеспечивают выполнение следующих функций: точное ориентирование пакетов направляющих со снарядами, синхронизация координат месторасположения установки прямо на ходу с отображением в режиме реального времени на дисплее бортового компьютера.

Такой вот ультрасовременный «Град». Система залпового огня, фото которой неоднократно встречаются в данной статье, позволяет экипажу осуществлять наведение на цель, даже не подходя к направляющим и не пользуясь прицельными приспособлениями. Что еще лучше, есть возможность дистанционной записи во взрыватели снарядов.

Конечно же, залп осуществляется без выхода экипажа из кабины, что существенно повышает мобильность и маневренность всей системы в целом.

Какие могут использоваться типы снарядов?

- Классические 9М22 . Наиболее распространены, могут быть использованы на расстоянии от 5 до 20,4 км. Если выполняется стрельбы на среднюю дальность, то есть на 13-16 километров, следует пользоваться малым, а при стрельбе на дистанцию до 12 километров - большим тормозным кольцом. В длину этот снаряд равен 2,87 м, его общая масса составляет 66 кг. Непосредственно головная часть весит 19 кг и содержит 7 кг взрывчатки. Взрыватель - головной, ударного действия. Допускаются три установки: на мгновенный взрыв, а также на среднее и предельное замедление. Взрыватель ставится на боевой взвод только после того как снаряд сойдет с направляющих и уже успеет отлететь от установки минимум на 450-500 метров. Так обеспечивается безопасность расчета «Град». Система залпового огня (ТТХ приводятся в статье) использует и другие варианты НУРС.

- 9М22У. Не менее часто используемый НУРС с головной частью осколочно-фугасного действия. От предыдущего типа отличается тем, что дает в несколько раз больше осколков, что и обуславливает его широкое применение против пехоты противника. Максимальная дальность стрельбы составляет в этом случае 21 км. Снаряд летит со скоростью 690 метров в секунду.

- 9М23 «Лейка». Также относится к категории осколочных снарядов, но имеет химическую головную часть. Чаще всего снаряжается 1,83 килограммами непосредственно взрывчатого вещества, к которому добавляется 3,11 кг поражающего состава Р-35. Как вариант применяется головная часть с 1,39 кг взрывчатки и 2,83 кг смеси Р-33. Особенность снаряда заключается еще и в том, что он может быть оснащен взрывателем, активируемым по радиосвязи. В этом случае поражение системой «Град» происходит за счет облака отравляющего вещества, которое образуется на высоте от полутора до тридцати метров. При взрыве дает ровно 760 осколков, каждый из которых имеет массу 14,7 грамма.

- 9М43. Тяжелый снаряд (56,5 килограмма), применяемый для постановки световых завес перед своими боевыми порядками. Может быть использован на дистанции от пяти до двадцати километров. В состав боевой части входит пять навесок красного фосфора, каждая из которых имеет массу в 0,8 кг. Запуск всего десяти таких снарядов создает устойчивую завесу шириной в километр и такой же глубиной. Облако держится в среднем около пяти минут.

- 9М28К. Необычный снаряд, используемый для дистанционного противотанкового минирования. Весит 57,7 кг, причем масса непосредственно боевой части составляет 22,8 кг. В каждом снаряде имеется три мины, каждая из которых весит пять килограммов. Максимальная дальность находится в пределах 14 км. Чтобы надежно заминировать квадратный километр фронта, требуется порядка девяноста снарядов. Мины самостоятельно ликвидируются по прошествии суток. В принципе, такие снаряды имеет не только «Град». Система залпового огня «Ураган» также может быть использована для дистанционного минирования.

- 9М16 . Аналогичен предыдущей разновидности, но используется для постановки противопехотных минных полей. Сам снаряд весит 56,4 кг, причем на головную часть приходится 21,6 кг. В каждом содержится по пять мин ПОМ-2. По отдельности они весят около двух килограммов. В этом случае максимальная дальность залпа составляет пять километров. Для минирования квадратного километра требуется не менее двадцати снарядов. Они оснащены механизмом самоуничтожения, который может срабатывать через сотню часов после разброса по местности.

- 9М28Ф. Особо мощный фугасный снаряд. Общая его масса - около 60 килограмм, боеголовка весит 21 кг, причем вес взрывчатки составляет 14 кг. Эффективная дальность стрельбы - от полутора до пятнадцати километров.

- 9М28Д. Особый тип снаряда, который предназначен для постановки активных радиопомех в УКВ- и КВ-диапазоне, что резко затрудняет радиосвязь противника. Всего восемь таких снарядов способны эффективно давить связь на частоте от 1,5 до 120 МГц.

Максимальная дальность применения - 18,5 км. Общая масса снаряда составляет 66 кг, из них на боевую часть приходится 19 кг. Каждый передатчик рассчитан на час непрерывной работы, радиус действия - не менее 700 метров. В принципе, такими средствами может похвастать не только «Град». Система залпового огня «Смерч» имеет в своем боекомплекте аналогичные снаряды (даже более мощные).

- 9М42. Осветительный снаряд, входящий в состав системы «Иллюминация». Запускается на высоту порядка 450-500 метров, откуда освещает территорию в квадратный километр на протяжении девяноста секунд. Уровень освещенности - порядка двух люксов.

Где используется на сегодняшний день?

Считается, что система «Град», характеристики которой описываются в статье, стоит на вооружении тридцати стран мира, но по факту их число куда больше. Что касается РФ, то в войсках государства имеется 2.5 тысячи установок, из которых 350 стоят на боевом дежурстве, а прочие находятся на консервации.

На дежурстве в войсках береговой обороны имеется около сорока «Градов». Согласно статистике, в армиях мира имеется не менее трех тысяч БМ-21 «Град». Система залпового огня, характеристика которой впечатляет, сразу же разошлась по всему миру. В принципе, такое количество РСЗО ничуть не удивляет, так как на Мотовилихинских заводах в Перми данная установка выпускалась в течение многих лет, причем большими партиями.

А ведь «Град» производился не только там! В одной только Перми со стапелей сошли три тысячи установок БМ-21. Там же изготовили не менее трех миллионов снарядов к ним. Но это еще не весь «Град»! Система залпового огня, фото которой представлены в статье, была неоднократно модернизирована иностранными государствами, которые в некоторых случаях сумели создать достойное оружие.

За примерами далеко ходить не надо. Так, на территории Украины осталась не одна сотня машин «Град». Система залпового огня, Украина в которой весьма нуждалась, была переведена на шасси автомобиля КРАЗ, что позволило избежать зависимости от поставок запасных частей.

Кроме того, еще в 1966 году была начата разработка аналогичной установки для вооружения кораблей. Работы продолжались долгих двенадцать лет, пока она не была принята на вооружение. На ее же базе появилась «Дамба». Это специальная РСЗО, которая использовалась для обороны побережья от возможной высадки вражеского десанта или пловцов-диверсантов.

В войнах на территории Южной Осетии и Донбасса широко применялась система «Град». Что это превосходная система для пуска реактивных снарядов, знают военные в более чем полусотне стран мира. Производство этих машин уже давно прекращено, но они переживут еще не одно военное столкновение в разных концах планеты.

«Град»: система залпового огня

Под названием «Град» известна советская машина для стрельбы реактивными снарядами. Составляющими частями системы являются:

  • Грузовой автомобиль для передвижения установки;
  • Механизм для запуска снарядов;
  • Система управления.

К месту учений или боевых действий снаряды подвозятся как обыкновенными гражданскими транспортными средствами повышенной грузоподъемности, так и специализированными военными грузовиками.

Боеприпасы, применяемые в «Граде», имеют чрезвычайно высокое осколочное действие, из-за чего достигается значительная степень поражения живой силы противника. Заряд всегда один, но объем его может регулироваться.

Для запуска его используется двигатель, построенный по реактивному принципу: из задней части его вырывается сгоревшее топливо, что и обеспечивает высокую скорость и дальность. Для улучшения аэродинамики имеются складные «крылья».

Система «Град»: технические характеристики

Боевая машина состоит на вооружении многих стран мира вот уже более 50 лет - и в первую очередь благодаря впечатляющим техническим показателям:

  • Для передвижения применяется грузовик «Урал» повышенной проходимости. Шасси его построено по формуле «6 на 6 », благодаря чему ему не страшны ни грязь, ни песок, ни снег, ни крутые спуски и подъемы. Известны также его высокие качества по преодолению достаточно глубоких водных преград.
  • Двигатель располагает почти 200 л. с., что позволяет машине развивать на хорошей дороге до 75 км/ч.
  • Максимальный снаряженная масса боеприпасов достигает рекордных 11 тонн, а в боевом положении показатель увеличивается еще на 3 тонны.
  • Размеры системы, в сравнении с аналогами, достаточно компактны: длина около 7 м, ширина - 2,5 м, высота - немногим более 3 м. Все это делает машину чрезвычайно маневренной и без преувеличения юркой, что очень важно в условиях боевых действий.
  • Наконец, самое главное - качество стрельбы. А оно у «Града» выше всяких похвал. За несколько минут грузовое средство передвижения превращается в мощное боевое орудие. Для поражения пехоты и боевой техники используются снаряды 122 калибра, вылетающие каждые полминуты. Дальность стрельбы (в зависимости от модификации) колеблется от 4 до 45 км. Площадь возможного поражения пехоты залповым огнем достигает 14,5 гектар.

Историческая справка

Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.

Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:

  • Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
  • Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
  • Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
  • Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.

Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.

Боеприпасы для «Града»

В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:

  • Боевая составляющая - активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
  • Двигатель - построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
  • Стабилизатор - для лучшего качества и дальности полета.

В середине 50-х дальность боеприпаса весом чуть более 60 кг не превышала пары десятков километров. Для нанесения удара на близкий объект снаряды обвешивали специальными кольцами: чем ближе находился враг, тем больше колец требовалось.

Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:

  • Поражение химическими веществами;
  • Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
  • Нарушение радиосвязи;
  • Уничтожение противотанковых бомб.

Модификации оружия

Производство «Градов» велось на протяжении 28 лет - почти до самого развала СССР. За несколько десятков лет в первоначальное изобретение уральских ученых было привнесено немало доработок.

На базе исходной 21-й боевой машины были созданы:

  • Машина с уменьшенным весом для использования в воздушно-десантных войсках:
  • Версия для морских пехотных войск;
  • Вездеходный вариант с «гусеницей» вместо колесной базы;
  • Усовершенствованные машины с повышенной дальностью и огневой мощью;
  • В начале нового тысячелетия уже российские инженеры сделали возможным ведение огня с применением технологий спутникового позиционирования;
  • Система для поражения вражеских субмарин «Дамба» производилась специально для охраны водных рубежей России;
  • Модификация с 50 ракетами на борту (имела кодовое название «Прима», но так и не вышла за пределы конструкторских бюро ввиду развала Советского Союза).

Более полувека на страже границ России стоит система «Град». Что это мощнейшая установка, способная остановить даже самого грозного супостата, не секрет, пожалуй, ни для кого. Но не стоит забывать и о том, что это еще одно замечательное изобретение советских ученых, которое значительно продвинуло военную промышленность.

Видео: как стреляет СЗО «Град»

В это видео будет показано, как работает и производит выстрелы система «Град», история ее изобретения:

Со времен первого грандиозного залпа знаменитых «Катюш» и по сей день русские ракетные установки считаются лучшими в мире. Разработка реактивных систем залпового огня всегда была приоритетной отраслью в военной индустрии России. Приоритет этот не является негласным, он документально зафиксирован: в 1938 году сотрудники Реактивного научно-исследовательского института получили патент на многоствольную систему, стреляющую ракетными снарядами.

Работы по созданию систем неуправляемого реактивного оружия увенчались успехом: конструкторы добились прекрасной боевой мощи, и все благодаря залповому принципу ведения огня. В начале 40-х годов снаряды ствольной артиллерии значительно превосходили одиночные ракеты. Стрельба последними не имела достаточной кучности и точности. Однако инженеры смогли умело компенсировать этот недостаток, используя несколько стволов для пуска ракет. На различных модификациях «Катюш» было от 12 до 48 направляющих, время залпа составляло менее 10 секунд.

В период Великой отечественной войны в Советском союзе был налажен выпуск целой серии реактивных установок, имеющих различные калибры и различное количество направляющих. Этими легендарными машинами комплектовались Гвардейские минометные полки, по огневой мощи с которыми не могло сравниться ни одно другое подразделение.

После войны залповым реактивным системам также уделялось огромное внимание. В 50-х гг. были спроектированы две установки: БМ-14 калибра 140 мм имела дальнобойность 9.8 километров, дальнобойность БМ-24 того же калибра составляла 16.8 километров. Точность турбореактивных снарядов повышалась за счет их вращения во время полета. Большинство западных экспертов к концу 50-х гг. придерживалось мнения, что дальнейшее развитие будет весьма затруднительно. Они считали, что невозможно превзойти существующий уровень эффективности этого вида вооружения и свои ведущие позиции в войсках ракетной артиллерии эти системы должны уступить другому оружию.

Однако отечественные специалисты не разделяли подобного мнения и работы по проектированию ракетных систем залпового огня шли полным ходом. В 1963 г. на вооружение ракетно-артиллерийских войск поступила РСЗО «Град» (БМ-21), ставшая базовой установкой для межвидовых типов реактивного вооружения СССР. В течение очень долго времени эта установка в технологическом плане не имела себе равных среди зарубежных аналогов.

Разработка «Града» была утверждена специальной правительственной директивой от 30 мая 1960 года. Проект был поручен НИИ-147, возглавлял который А.Н.Гоничев, чей талант гениального конструктора и многолетний опыт позволили в самые сжатые сроки разработать оригинальную конструкцию, основанную на совершенно новом, никогда ранее не использовавшемся подходе. Разработкой отдельных узлов системы занимались различные организации, так, пусковая установка разрабатывалась в СКБ-203, твердотопливные элементы – в НИИ-6, за начинку боевых отсеков отвечало ГСКБ-47.

РСЗО «Град» должна была заменить устаревшие БМ-14. В системе использовались осколочно-фугасные снаряды М-21-ОФ калибра 122 мм. Основными целями для них служили районы сосредоточения бронетехники и живой силы неприятеля, минометные и артиллерийские батареи, узлы снабжения, бункерные укрепления и узловые опорные пункты.

Предварительные испытания опытных образцов «Града» успешно завершились в декабре 1961 г. 31 декабря конструкторы предоставили Главному ракетно-артиллерийскому управлению две готовые к использованию системы. В начале весны 1962 года на полигоне в Ленинградской области прошли полномасштабные испытания РСЗО «Град», планировалось осуществить более 650 пусков ракет и обкатать комплекс на маршруте в 10 тыс. км. Но проехав немногим более 3.3 тыс. км шасси сломалось: вышел из строя левый лонжерон рамы, испытания пришлось приостановить. После замены шасси тестирование продолжилось, однако и на этот раз не обошлось без неполадок: прогнулись средний и задний мосты и деформировался карданный вал, соприкасавшийся при работе с осью балансира.

Но, несмотря на некоторые конструктивные недочеты, 28 марта 1963 г. боевую машину приняли на вооружение. Первые серийные образцы поступили в войска в 1964 г.

Производством систем занимался пермский завод №172. В 1970 г. с конвейера сошло 646 установок, в следующем году – почти 500, причем 124 предназначались для экспортных поставок. За шесть месяцев 1972 года выпуск составил 255 единиц, 60 из которых – экспортные. К середине 90-х годов более 2000 советских ракетных систем залпового огня было закуплено 50 странами мира.

Реактивные снаряды 9М22 (М-21-ОФ) производились заводом №176. В 1964 году планировалось выпустить 10 тыс. снарядов, по 5 тыс. в каждом полугодии. Однако уложиться в график предприятию не удалось. К апрелю 1964 г. было выпущено около 650 ракетных носителей и 350 боевых отсеков.

В состав РСЗО «Град» входит пусковая установка, монтированная на шасси грузовой автомашины Урал-375Д, механизм управления огнем и автомобиль для транспортировки и заряжения боеприпасов. В дальнейшем была разработана система под индексом БМ-21-1, которая включает грузовик Урал-4320 повышенной проходимости. Модификация «Град-1»
устанавливается на ЗИЛ-131. Скорость передвижения боевых машин составляет 75-90 км/ч. Современные системы
» Град» предусматривают комплекс автоматизированного управления огнём «Виварий». Стрельба производится неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм. Информация о целях удара обрабатывается в машине управления 1В110 «Береза», входящей в состав батареи.

Снаряженная масса БМ-21 составляет 13.7 т. Количество членов экипажа – 6 человек. Залп производится за 20 секунд, перезарядка осуществляется за 7 минут, боекомплект подается со специальной зарядной платформы. Штатный боезапас состоит из 3 залпов.

Боевая часть системы, служащая для наведения и пуска снарядов, имеет 40 трубчатых направляющих, по десять в четырех рядах. Их длина составляет 3 метра, диаметр ствольного канала – 122.4 мм. При движении по ствольному каналу снаряд приобретает вращательное движение, придаваемое специальным винтовым пазом, которым оборудованы направляющие.
Вертикальное и горизонтальное наведение установки может производиться как вручную, так и при помощи электрического привода.

Подъемное устройство, располагающееся в середине основания, главной шестерней взаимодействует с зубчатым валом люльки. При осуществлении наведения в ручном режиме или электроприводом главная шестерня придает вращение зубчатому валу, благодаря чему направляющие сдвигаются на необходимый угол возвышения. Поворотное устройство находится в левой части основания. Оно своей главной шестерней цепляет неподвижное внутренне кольцо погона.

При электрическом и ручном наведении системы главная шестерня обкатывает неподвижное внутреннее кольцо, приводя в движение поворотную часть установки. Наводящие устройства обеспечивают вертикальное наведение боевой части на угол от 0 о до 55 о. Диапазон горизонтального поворота составляет 172 о (70 о в левую сторону от машины и 102 о в правую). Наведение осуществляется главным образом электроприводом.

Люлька оборудована специальной уравновешивающей системой, проводящей в частичное равновесие качающуюся часть установки. В ее конструкцию входя два идентичных пластинчатых торсиона. Одним концом торсион закреплен в люльке, другой конец через систему рычагов подведен к основанию.

К прицельным устройствам боевой машины относятся механический прицел, коллиматор К-1 и орудийная панорама ПГ-1М.
Первоначальным боеприпасом «Града» был осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М22, открывший новую страницу в истории ракетной артиллерии. Главный конструктор НИИ-147 Александр Ганичев предложил революционно новый способ изготовления снаряда: если раньше корпус просто вырезался из стального цилиндра, то теперь использовался высокотехнологичный метод вытяжки из стальных пластин, применявшийся для производства артиллерийских гильз. Еще одним нововведением стало складывающееся оперение снарядов «Града», для удержания которого используется специальный хомут, не позволяющий стабилизаторам выходить за габариты ракеты. Во время полета снаряд стабилизируется как при помощи хвостового оперения, так и благодаря продольному вращению. Первоначальное вращение, придаваемое ракете при выходе из сопла, поддерживается лопастями стабилизаторов, который имеют наклон в 1 о к главной оси.

Реактивный снаряд имеет длину 2.87 метра, и массу 66 кг. Боеголовка весит 18.4 кг, из которых 6.4 кг – взрывчатое вещество. Эффективность осколочного действия 9М22 вдвое превосходила снаряд М-14-ОФ, фугасного – в 1.7 раза.

Пороховой заряд воспламенялся при помощи запалов, которые активировались электрическими импульсами. Масса ракетного заряда, расположенного в хвостовой и головной шашках, составляет 20.4 кг.

В конструкцию снаряда входили головные ударные взрыватели дальнего взведения МРВ или МРВ-У. Установить взрыватели можно было на большое или малое замедление и на мгновенное действие. Взрыватель взводится после вылета из сопла при преодолении снарядом 200-450 метров.

Дальнобойность 9М22 – 20.4 км, фактическая минимальная дистанция нанесения удара составляет не многим более 5 км. Боевые характеристики позволяют вести огонь и на 1.5 км, однако в этом случае произойдет рассеивание ракет на большой площади. Продольное рассеивание при максимальной дистанции удара – 1/130, поперечное 1/200.

Максимальная скорость снарядов – 715 м/с. При выходе из направляющих ракета имеет скорость 50 м/c.

При стрельбе на малые дистанции использовались специальные устройства – тормозные кольца, призванные увеличить кучность залпа. При дальности менее 12 км снаряды оснащались большим тормозным кольцом, от 12 до 16 км – малым тормозным кольцом.

Залп полностью загруженной установки наносит урон живой силе, расположенной на открытой местности, на площади до 1050 м 2 , небронированной технике – на площади до 840 м 2 .

На основе 9М22 в 1963 г. в НИИ-147 разработали осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка», сохранивший массу, габариты, двигательную систему и баллистические характеристики прототипа. Боеголовка «Лейки» снабжена химическими веществами Р-33 или Р-35. Масса первого составляет 2.83 кг в комплекте с 1.39 кг взрывчатки, вес второго – 3.11 кг с 1.8 кг взрывчатки. По площади поражения снаряд 9М23 в полтора раза превосходит химический турбореактивный снаряд М-14 калибра 140 мм.

В конструкцию «Лейки» входит механический взрыватель МРВ и радиолокационный взрыватель 9Э310, использующийся для детонации снаряда на установленной высоте, задаваемой в пределах от 1.5 до 30 метров. Благодаря взрыву в воздухе значительно увеличивается площадь поражения ОВ и осколками. Среднее количество поражающих осколков – около 760, средний вес – 15 г. Использование радиолокационного взрывателя уменьшило дальнобойность на 1.6 км.

ГНПП «Сплав» занимаются разработкой новых снарядов для системы «Град». Первый из них - снаряд с дальностью стрельбы до 35 км и головной частью повышенной мощности. Кроме применения двигателя на смесевом топливе, используется ОФ головная часть с блоком готовых поражающих элементов. Эффективность поражения цели увеличивается вдвое по сравнению с штатным. Второй образец оснащен отделяемой головной частью с парой самонаводящихся боевых элемента, предназначенными для уничтожения бронетехники. Третий образец имеет дальность стрельбы 33 км и отделяемую ОФ головную часть. Он включает дистанционный взрыватель, после активации которого головная часть отделяется от двигателя. Затем, заторможеннная парашютной системой, она практически по вертикальной траектории движется к цели. Взрыватель может быть запрагромирован на подрыв при высотах 0-30 метров от поверхности земли.
В 1970-90 гг. д ля «Града» разработаны современные 122-мм снаряды. Данные образцы включают:

Неуправляемый реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф (слева), снаряд

9М28К с кассетной головной частью (в центре) и 3М16 (справа)

1. Система «Иллюминация». Осветительный РС 9М42 , 1,5 минуты
освещающий с высоты 450-500 м область диаметром 1000 м;

2. Неуправляемый РС 9М28К с кассетной головной частью. Предназначен для дистанционной постановки противотанковых мин ПТМ-3 кумулятивного действия. Длина — 3019 мм; масса — 57,7 кг; масса головной части — 22,8 кг; масса ВВ — 1,85 кг; масса мины — 5 кг; кол-во мин — 3; дальность стрельбы — 13,4 км; время самоликвидации — 16-24 часа;

3. РС 9М519 . Предсталяет собой комплект из 8 реактивных снарядов для создания радиопомех в диапазоне от 1,5 до 120 МГц (КВ и УКВ-диапазонов) с дальностью стрельбы до 18,5 км. За счет передатчиком Р-032 помехоопределенной литеры в течение часа создает шумовые и заградительные помехи в радиусе 700 метров, прерывает радиосвязь, что приводит к дезорганизации противника. Длина — 3025 мм; масса — 66 кг; масса головной части — 18,4 кг;

4. Неуправляемый реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф .
На дальности до 15 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 2270 мм; масса — 56,5 кг; масса головной части — 21,0 кг; кол-во поражающих элементов — 2440 осколков корпуса по
3 г каждый и 1000 готовых по 5,5 г;

4 . Реактивный дымовой снаряд 9М43 весом 66 кг с дальностью стрельбы 20,2 км. Снаряд включает 5 дымовых элементов, снаряженных 800 г красного фосфора. Пуск 10 снарядов на 5,3 минуты создает сплошную завесу глубиной 0,8 км и 1 км по фронту. Длина — 2950 мм;

5 . Реактивный снаряд 3М16 для постановки противопехотных минных заграждений весом 56,4 кг. Его головная часть весом 21,6 кг содержит 5 противопехотных осколочных мин ПОМ-2 весом 1,7 кг, каждая из которых содержит 130 г ВВ. Максимальная дальность стрельбы снарядами с противопехотными минами составляет 13,4 км; пуск 20 ракет минирует 1000 метров фронта. Чтобы мины не были опасны для собственных войск, они имеют программируемое устройство самоликвидации в интервале от 4 до 100 ч с момента постановки;

6. 9М521 с ОФ головной частью повышенного могущества. На дальности до 40 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 2840 мм; масса — 66 кг; масса головной части — 21,0 кг; кол-во поражающих элементов — 2440 осколков корпуса по 3 г каждый и 1000 готовых по 5,5 г;

7. 9М522 с отделяемой ОФ боевой частью. На дальности до 37,5 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 3037 мм; масса — 70 кг; масса головной части — 25,0 кг; кол-во поражающих элементов — 1210 осколков корпуса по 7,5 г каждый, 690 готовых по 5,5 г, 1800 готовых по 0,78 г;

8. 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами. Разработан для уничтожения военной техники, включая основные боевые танки, САУ и другие на дальности до 30 км. Длина — 3037 мм; масса — 70 кг; масса головной части — 25,0 кг; бронепробиваемость — 60-70 мм с дистанции 0,1 км под углом 30 0 по нормали;

9. 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами. На дальности до 30 км уничтожает легкую бронетехнику (БМП, САУ, БМД, БТР) и живую силу на стоянке. Длина — 3037 мм; масса — 70 кг; масса головной части — 25,0 кг; кол-во кумулятивно-осколочных боевых элементов — 45.

9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами (слева) и 9М519 (справа)

Помимо работы над реактивными снарядами, проводится усовершенствование самой машины БМ-21, которая в скором времени может получить два транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). Данные одноразовые полмерные моноблоки сократят время заряжения до5 мин.

Стоит отматить, что на базе БМ-21 были созданы другие разновидности реактивных систем залпового огня, которые с успехом применяются в различных родах войск:
БМ-21В «Град-В» - авиадесантируемая система;
9К132 «Град-П» - легкая переносная одноствольная пусковая установка;
БМ-21 ПД «Дамба» - система, разработанная в 80-х годах, предназначена для защиты военно-морских баз от морских диверсантов и сверхмалых подводных лодок. В составе комплекса находится транспортная машина 95ТМ, боевая машина БМ-21ПД и неуправляемый снаряд ПРС-60.

А-215 «Град-М» - корабельная система для вооружения десантных кораблей ВМФ;
9К55 «Град-1″ - 36-ствольная система для артиллерийских подразделений полкового звена;
9К59 «Прима» - многоцелевая система повышенного могущества.

Система «Град» активно применялась в Афганской войне (1979-1989), Карабахском локальном конфликте, двух Чеченских войнах, в войне в Южной Осетии. Широкое распространение в арабских государствах получила модернизированная пусковая установка «Град» с 30 направляющими, которая монтировалась на шасси ISUZU или ЗИЛ-131.

Залп батареи БМ-21 «Град» в Южной Осетии. Со 100% нельзя сказать, что это видео из Южной Осетии. Плотное построение РСЗО наводит на мысль о прошедших учениях Северо-Кавказского военного округа.

БМ-21 «Град» на военных учениях в Балгарии. На вооружении болгарской армии находится 100 РСЗО «Град» в действии и 200 в запасе.
——
ещё интересные фото: walkarounds.airforce.ru/artillery/rus/bm-21/index.htm
www.defencetalk.com
pwm.org.pl
spruebender.net/forum2


Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи - технологического обеспечения производства боеприпасов - к более сложной и комплексной - разработке реактивной системы залпового огня.

Залп РСЗО БМ-21 Град — видео

Проводившиеся под руководством А.Н. Ганичева работы были поддержаны приказом председателя Госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г. и Постановлением Совета Министров от 30 мая 1960 г., а тактико-технические требования к системе были утверждены 10 октября 1960 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров создание реактивного снаряда М-21ОФ и PCЗО в целом поручалось НИИ-147, пороховой заряд двигателя разрабатывал НИИ-6, а боевую часть снаряда - ГСКБ-47. Боевую машину БМ-21 (2Б5) поручили спроектировать СКБ-203. Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты уже в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных - 81. Вскоре приступили к полигонным пускам.

Государственные полигонные испытания начались 1 марта 1962 г. и проводились с задействованием двух боевых машин на полигоне Ржевска под Ленинградом. При их проведении имели место поломки боевой машины. Для устранения их предпосылок путем использования легированных сталей усилили задний мост шасси. Кроме того, ограничились отключением подрессоривания только одного из мостов ходовой части вместо ранее производившейся аналогичной операции с обоими задними мостами. Этого оказалось достаточно для придания необходимой устойчивости боевой машине при стрельбе, а нагрузки не превысили допустимого уровня. Постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» была принята на вооружение, а в соответствии с Постановлением от 29 января 1964 г. № 98-32 передана в серийное производство. Фактически система стала поступать в войска только в следующем году, когда в Миассе было развернуто серийное производство шасси для БМ-21 - Урал-375Д.


Масштабы производства БМ-21 СССР впечатляют: только на Мотовилихинских заводах было изготовлено около 3 тысяч БМ-21 и более 3 миллионов снарядов к ним. Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. В начале 1994 года в Вооруженных Силах Российской Федерации имелось 4500 РСЗО БМ-21 и около 3000 - в армиях других стран. РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.

Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения - от электропривода.


Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд, конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа.
Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например, такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.


В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя. Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций, соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза - 37 мм.

Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения. Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.

В связи с тем что при длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для -для хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из нитролинолеума.


В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина. 26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда. Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части - 24,5 кг (со стабилизаторами - 26,4 кг).

Изготовление полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей» применили небольшие выступы - зиги на внешней поверхности, формируемые в процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при изготовлении которой использовались продукты переработки топливных зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами, без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975-1980 г.


Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 - 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем - 66,4 кг, вес боевой части- 19,18 кг, вес взрывчатого вещества - 6,4 кг.

Пороховой заряд (порох РСИ - 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстояниях 150- 450 м от боевой машины. От установки взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном срабатывании - преимущественно осколочный, при замедленном - преимущественно фугасный.
По осколочному действию боевая часть снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному- всего в 1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда. Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому направлению- 1/110 от дальности.

При пусках на дальность 20 км половина попаданий укладывалась в пределах удаления 200-300 м относительно центра группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое тормозное кольцо, на меньшие дальности - большое. В результате пуски проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий, применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а небронированной техники - 840 м2.


Реактивные снаряды

9М22 — осколочно-фугасный снаряд

9М22У — усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд;

9М22С — зажигательный снаряд;

9М23 — осколочно-химический снаряд, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;

9М28Ф — осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью;

9М521 — осколочно-фугасный снаряд

9М522 — осколочно-фугасный снаряд

9М28Д — агитационный снаряд;

9М43 — дымокурящий снаряд (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);

9М42 — осветительный снаряд для системы «Иллюминация»;

9М28К — снаряд с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;

ЗМ16 — снаряд с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2 (сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);

9М519-1-7 («Лилия-2») — комплект снарядов для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.

«Угроза-1М» — управляемый снаряд

Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.


Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.

При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для частичного уравновешивания качающейся части используется уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы механизмов.


Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6). Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач - пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м.

Некоторое количество пусковых установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р-108М.


Модификации

БМ-21В «Град В» - авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;

9К132 «Град-П» - легкая переносная одноствольная пусковая установка для стрельбы 122-мм снарядами «Град-П»;

А-215 «Град-М» - корабельная РСЗО для десантных кораблей ВМФ;

«Град-1» - 36-ствольная РСЗО для вооружении артиллерийских подразделений полкового звена;

БМ-21 ПД «Дамба» - РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.

9К510 «Иллюминация» - реактивная система для стрельбы осветительными снарядами. Каждый реактивный снаряд этой системы подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, при этом в течение 90 секунд обеспечивается освещенность 2 люкса.

9К51М «Торнадо-Г» - дальнейшее развитие системы: модернизированная боевая машина 2Б17-1/2Б17М, новыми НУРС с увеличенной до 40 км максимальной дальностью стрельбы.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) - представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.

Бастион-01, Бастион-02, БМ-21У «Верба» - украинские модернизации БМ-21.


Модификации боевых машин

2Б5 - боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси Урал-375Д.

2Б17 - боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51 на шасси Урал-4320.

2Б17-1

2Б17М - модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б26 - боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси КамАЗ-5350. Модернизация боевой машины 2Б5 с переносом её огневой части с шасси Урал-375Д на шасси КамАЗ-5350. Модернизацию осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы». Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года.


Тактико-технические характеристики БМ-21 Град

— Год(ы) производства: 1960 - 1988
— Количество выпущенных, шт: более 8500
— Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320
— Колёсная формула: 6×6

Габаритные размеры БМ-21 Град

— Длина в походном положении, мм: 7350
— Ширина в походном положении, мм: 2400
— Высота в походном положении, мм: 3090
— Клиренс, мм: 400

Вес БМ-21 Град

— Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870
— Масса в боевом положении, кг: 13 700

Калибр БМ-21 Град

Расчёт БМ-21 Град

— 3 человека

— Количество направляющих: 40
— Максимальный угол возвышения: 55
— Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200.
— Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М
— Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин: 3,5
— Время залпа, с: 20

Дальность стрельбы БМ-21 Град

— минимальная ОФС: 4000 м, КАС: 2500 м, УАС: 1600 м
— максимальная ОФС: 40 000 м, КАС: 33 000 м, УАС: 42 000 м

Одним из символов локальных конфликтов, запылавших после распада Советского Союза на многих территориях, ранее входивших в его состав, стала установка «Град». Фото этой ракетно-артиллерийской системы, опубликованные в газетах и на страницах интернет-изданий, порой выдают за доказательство российского военного присутствия или представляют в качестве иллюстрации картин ожесточенных боев. В любом случае, если применяется БМ-21, хорошего мало. Эффективность этого оружия очень высока.

«Катюши» и развитие СЗО

В нашей стране залповые установки появились раньше, чем во всем остальном мире. Реактивный научно-исследовательский институт запатентовал многоствольную пусковую систему, стрелявшую ракетами, еще в 1938 году. С тех пор работы по совершенствованию РСЗО велись в СССР практически непрерывно, получив особое развитие в годы Великой Отечественной войны. «Катюши» - легендарные гвардейские минометы - составляли боевые соединения полкового эшелона, но по ударной мощи их можно было сравнивать с дивизиями. Залповый принцип, в отличие от ведения огня одиночными реактивными снарядами, прижился в войсках по очень простой причине. С конца тридцатых до середины пятидесятых годов ракеты в основном были неуправляемыми, двигались по обычной и по точности попадания уступали артиллерийским средствам поражения. Топливо сгорало недостаточно равномерно, возникали флуктуации импульса, что приводило к большим величинам рассеивания. Нивелировать этот недостаток могло только массированное применение, в результате которого поражались площади со всем, что на них в этот момент находилось. Вторая мировая война носила характер столкновений больших количеств живой силы и техники. Исходя из опыта, полученного с 1939 по 1945 год, была сформулирована концепция систем залпового огня, создаваемых в последующий период в СССР. Ярким ее выражением стала БМ (боевая машина), имеющая маловыразительный индекс «21», она же установка «Град». Радиус поражения стал значительно большим, по сравнению с «Катюшей», огневая мощь многократно возросла.

Предшествующие системы

В конце тридцатых годов к идее залповых ударов реактивными снарядами, как и вообще к ракетной технике, советское военное руководство относилось с некоторым недоверием. Сказывалась обычная армейская консервативность в сочетании с уверенностью в проверенных временем видах вооружений. Тем не менее многим энтузиастам нового типа боеприпасов удалось переломить сопротивление, и уже вскоре после нападения Германии дивизионы «Катюш» вышли на огневые позиции, внеся в ряды агрессоров смятение и панику. Успешное применение СЗО в ходе боевых действий в Европе, а затем и в Азии (против Квантунской группировки японских войск) окончательно укрепило сталинское руководство в мысли о целесообразности дальнейшего развития этого направления военной техники. В первой половине 50-х годов были разработаны и приняты новые образцы. БМ-14 имела калибр РС 140 мм и могла поражать площадные цели на десятикилометровых дистанциях. БМ-24 стреляла еще дальше, на 16 800 м. Казалось, что что-либо более совершенное создать трудно, особенно учитывая, что артиллерия вообще род войск довольно консервативный, обладающий технической базой, не так зависящей от научного прогресса, как авиация или флот. Пушки и гаубицы служат десятилетиями, не претерпевая конструктивных изменений, и это никого не удивляет. Тем не менее, по мнению великого конструктора А. Н. Гоничева, сделать еще можно было многое. В мае 1960 году именно он получил важное правительственное задание. ТТХ установки «Град», создание которой ему поручили, должны были значительно превосходить параметры БМ-14 и БМ-24, уже стоявших на вооружении.

Задачи и смежники

Ничего революционного в новой конструкции сначала применять не планировали. Общие принципы уже в целом сформировались. Предполагалось, что снаряд будет твердотопливным, это диктовалось массовостью применения в войсках и особенностями условий хранения на складах и в прифронтовой полосе в случае военного конфликта. Точность стрельбы установки «Град» можно было повысить, применив трубчатые направляющие, более жестко задававшие вектор движения во время пуска и на начальном этапе полета. Вращательный момент, придаваемый снаряду с той же целью уменьшения рассеивания, возникал не только благодаря стабилизаторам, расположенным под углом к линии полета, но и за счет специальных бороздок-направляющих, нарезанных внутри ствола, подобно тому, как это реализовано в С другими факторами, ухудшавшими параметры стрельбы, также следовало бороться, причем не только силами головной проектной организации, но и смежников. ПУ создавало СКБ-203, за топливные элементы отвечало НИИ № 6, а боевые заряды разрабатывало ГСКБ-47. Название «почтовых ящиков» и сегодня мало кому о чем-то говорит, а тогда, в 1960-м, и подавно. В обстановке секретности создавались все образцы вооружений, в том числе и установка «Град». Фото опытных экземпляров хранились в особых папках со строгими грифами. Весь персонал, имеющий отношение к созданию новой СЗО, давал соответствующие В течение многих лет никто из работников оборонных предприятий не мог ездить за границу, даже в

Испытания

В самом конце 1961 года была готова к испытаниям первая предсерийная установка залпового огня «Град», затем еще одна. Главное ракетно-артиллерийское управление Советской Армии к весне приготовило площади полигона (Ленинградская область) для планируемых пусков 650 ракет и дальнейших ходовых тестов по маршруту протяженностью 10 тысяч километров. Неизвестно, виной ли была спешка, но полного пробега ходовая часть не выдержала, она смогла проехать лишь 3300 км, после чего сломалась рама. Шасси пришлось заменить, но, как выяснилось, неполадки случайными не были, а носили системный характер. Под воздействием динамических нагрузок прогнулись два моста и вышел из строя карданный вал. Впрочем, эти неприятности не помешали государственной приемке. В условиях испытаний была заложена избыточная ходовая дальность. Установки «Град» с 1964 года начали поступать в войсковые части.

Механизм наведения

Разумеется, главными в этой системе залпового огня были показатели, подтвержденные испытательными стрельбами, а не ходовые качества. Из Москвы до Владивостока эти СЗО своим ходом гнать никто не собирался, для доставки есть и другие средства, а безаварийный пробег трех с лишним тысяч километров красноречиво говорил о том, что шасси, в общем и целом, сделаны не так уж плохо, хотя и нуждаются в некотором усилении. Главным же агрегатом машины является боевая часть, состоящая из сорока (по 10 в ряд) труб-направляющих, длиной в 3 метра и с внутренним диаметром 122,4 мм. Дальность стрельбы установки «Град» зависит от наклона блока стволов относительно горизонтальной плоскости, угол которого задается подъемным устройством. Находится этот узел в центре основания и по своему принципу представляет механический редуктор, включающий две кинематические пары: зубчатый вал и шестерню для задания направления и с помощью которой создается нужное возвышение. Приводится в движение механизм наведения с помощью электропривода или вручную.

Производственные новшества

ТТХ установки «Град» напрямую связаны с характеристиками ракет, которыми она стреляет.

В качестве основного боеприпаса для БМ-21 планировался осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М22. Его производство было поручено заводу № 176, который в 1964 году должен был изготовить 10 тысяч штук. С заданием, однако, предприятие не справилось, возникли неожиданные трудности и непредвиденные сложности. За первый квартал завод успел выпустить 650 ракет и 350 боевых частей к ним. Оправданием нарушению графика могло служить новшество, требующее времени для внедрения, но улучшающее технологию в дальнейшем. По настоянию Генерального конструктора Александра Ганичева был внедрен способ изготовления корпусов методом шаблонной вытяжки из листовой стали, подобный тому, что применялся при производстве артиллерийских гильз. Ранее ракеты резали на радиальных станках из цельных заготовок, что приводило к высокому расходу металла и излишним трудозатратам. Еще один новаторский подход был применен в способе крепления складных стабилизаторов снаряда, которым стреляет установка «Град». Радиус поражения 9М22 несколько превышает 20 км. Предельные дистанции не являются оптимальными в плане точности. Разлет в крайних точках максимальный. Собственно, минимальная дальность стрельбы установки «Град», установленная в 5 км, является условной, вести огонь можно и в радиусе полутора километров, но с большим риском угодить не туда, куда нужно, что при огромной разрушительной силе боеприпасов может вызвать очень неприятные последствия.

«Вытяжная» технология себя оправдала. Корпус ракеты действительно стал легче. Производство удешевилось, но не в этом состояло главное достижение. Существенно возросла дальность стрельбы установки «Град». При той же массе снаряда она могла поражать загоризонтные цели.

Запуск ракеты

В истории локальных конфликтов имели место эпизоды, когда снаряды, предназначенные для БМ-21, запускались с листов шифера, поставленных на кирпичи для придания нужного угла. В этих случаях, конечно, точность попадания была невысокой. Подсобными средствами не может быть заменена установка «Град». Фото ближневосточных террористов, пытающихся нанести ущерб противной стороне с помощью самодельных устройств, предназначены главным образом для оказания психологического давления.

Ракета 9М22 весит 66 кг при длине 2870 мм. Боевое отделение имеет массу 18,4 кг и содержит 6,4 кг тротила. Запуск происходит при электроимпульсном воспламенении запала. Твердое топливо состоит из двух шашек общей массой 20,4 кг. Подрыв головной части осуществляет взрыватель МРВ (МРВ-У), который становится на боевой взвод автоматически после вылета ракеты на 200-400 метров. Ствол снаряд покидает, имея скорость 50 м/c, затем разгоняется до 700 м/с. Дальность стрельбы установки «Град» может быть искусственно ограничена с помощью тормозных колец (большого или малого). В 1963 году специалисты НИИ-147 создали осколочно-химический вариант снаряда, получивший обозначение «Лейка» (9М23), имеющий те же летные характеристики, что и 9М22.

Обычный 9М22 и «Лейка»

Испытания показали, насколько мощным оружием является установка «Град». Площадь поражения при полном залпе составляет 1050 кв. м при ударе по живой силе, и 840 кв. м для бронетехники.

Дальнейшее развитие аппаратной части снаряда коснулось взрывателей. «Лейка» может оснащаться ими в двух вариантах (механическом и радиолокационном). Любой бризантный боеприпас становится намного эффективнее, если его подрыв осуществляется на оптимальной высоте, в том числе и снаряд, которым стреляет установка «Град». Площадь поражения осколками и отравляющими веществами при инициации в 30 метрах от поверхности резко возрастает, правда, применение радиолокационного взрывателя уменьшает дальнобойность на 1600 метров.

Разные типы боеприпасов для «Града»

За период производства БМ-21 постоянно велись работы по совершенствованию существующих боеприпасов и созданию новых (специальных). Ими может быть заряжена любая установка «Град». Снаряды 3М16 имеют кассетную головную часть, 9М42 освещают в течение полутора минут местность в радиусе 500 м с дневной яркостью, 9М28К разбрасывает противопехотные мины (по 3 каждый), самоликвидирующиеся в течение 16-24 часов. РС 9М519 создают устойчивые местные радиопомехи.

БМ-21 в основном использует простые неуправляемые боеприпасы, но есть и особые виды снарядов, например 9М217, снабженный устройством самоприцеливания и кумулятивным зарядом для борьбы с танками.

Созданы и дымовые заградители, и боеприпасы увеличенной мощности, и многие другие неприятные для врага сюрпризы, которыми может быть заряжена установка «Град». Радиус поражения становится все больше, убойная сила растет, точность повышается.

Модернизированная БМ-21

Столь совершенная и надежная система, используемая армиями десятков государств и получившая всеобщее признание благодаря простоте обслуживания и надежности, несмотря на внушительный возраст, может применяться еще долго. Время от времени ее характеристики улучшаются за счет последних технологических достижений, главным образом информационного характера.

В 1998 году под Оренбургом была продемонстрирована прошедшая глубокую модернизацию установка «Град». Фото и видео этой машины на этот раз не скрывались от общественности и были опубликованы всеми ведущими новостными информационными каналами. Отличия от базовой модели заключались в наличии поста управления огнем, названного «Капустник-Б2», созданного на базе быстродействующего компьютера «Багет-41». В состав комплекса управления огнем входит также метеосистема, навигационный определитель, новейшая аппаратура кодированной связи, работающая в автоматическом режиме обмена данными. Прицельная дальность стрельбы установки «Град» увеличилась вдвое (до 40 км). Улучшились и баллистические показатели снарядов, получивших новые стабилизаторы и более совершенную центровку. В процессе разработки находятся новые топливные смеси.

В ходе эксплуатации выявились новые способы модернизации, позволяющие существенно сократить время заряжания и другие ТТХ установки "Град". В последние десятилетия появились композитные материалы, применение которых может увеличить степень скрытности техники для радаров и облегчить конструкцию. Скорее всего, в ближайшее время установка залпового огня «Град» вместо трубчатых стволов получит полимерный одноразовый моноблок, что приведет к сокращению времени перезарядки до 5 минут.

Модернизированные СЗУ наряду с новейшими системами «Прима» в ближайшее время получат Вооруженные силы Российской Федерации. Предусмотрены варианты монтажа не только на автомобильные платформы, но и на некоторые корабли. Залповая установка «Град» также может быть использована в качестве элемента защиты береговых баз.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»