Зона поражения града. Реактивная система залпового огня «град

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

В войнах на территории Южной Осетии и Донбасса широко применялась система «Град». Что это превосходная система для пуска реактивных снарядов, знают военные в более чем полусотне стран мира. Производство этих машин уже давно прекращено, но они переживут еще не одно военное столкновение в разных концах планеты.

«Град»: система залпового огня

Под названием «Град» известна советская машина для стрельбы реактивными снарядами. Составляющими частями системы являются:

  • Грузовой автомобиль для передвижения установки;
  • Механизм для запуска снарядов;
  • Система управления.

К месту учений или боевых действий снаряды подвозятся как обыкновенными гражданскими транспортными средствами повышенной грузоподъемности, так и специализированными военными грузовиками.

Боеприпасы, применяемые в «Граде», имеют чрезвычайно высокое осколочное действие, из-за чего достигается значительная степень поражения живой силы противника. Заряд всегда один, но объем его может регулироваться.

Для запуска его используется двигатель, построенный по реактивному принципу: из задней части его вырывается сгоревшее топливо, что и обеспечивает высокую скорость и дальность. Для улучшения аэродинамики имеются складные «крылья».

Система «Град»: технические характеристики

Боевая машина состоит на вооружении многих стран мира вот уже более 50 лет - и в первую очередь благодаря впечатляющим техническим показателям:

  • Для передвижения применяется грузовик «Урал» повышенной проходимости. Шасси его построено по формуле «6 на 6 », благодаря чему ему не страшны ни грязь, ни песок, ни снег, ни крутые спуски и подъемы. Известны также его высокие качества по преодолению достаточно глубоких водных преград.
  • Двигатель располагает почти 200 л. с., что позволяет машине развивать на хорошей дороге до 75 км/ч.
  • Максимальный снаряженная масса боеприпасов достигает рекордных 11 тонн, а в боевом положении показатель увеличивается еще на 3 тонны.
  • Размеры системы, в сравнении с аналогами, достаточно компактны: длина около 7 м, ширина - 2,5 м, высота - немногим более 3 м. Все это делает машину чрезвычайно маневренной и без преувеличения юркой, что очень важно в условиях боевых действий.
  • Наконец, самое главное - качество стрельбы. А оно у «Града» выше всяких похвал. За несколько минут грузовое средство передвижения превращается в мощное боевое орудие. Для поражения пехоты и боевой техники используются снаряды 122 калибра, вылетающие каждые полминуты. Дальность стрельбы (в зависимости от модификации) колеблется от 4 до 45 км. Площадь возможного поражения пехоты залповым огнем достигает 14,5 гектар.

Историческая справка

Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.

Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:

  • Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
  • Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
  • Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
  • Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.

Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.

Боеприпасы для «Града»

В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:

  • Боевая составляющая - активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
  • Двигатель - построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
  • Стабилизатор - для лучшего качества и дальности полета.

В середине 50-х дальность боеприпаса весом чуть более 60 кг не превышала пары десятков километров. Для нанесения удара на близкий объект снаряды обвешивали специальными кольцами: чем ближе находился враг, тем больше колец требовалось.

Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:

  • Поражение химическими веществами;
  • Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
  • Нарушение радиосвязи;
  • Уничтожение противотанковых бомб.

Модификации оружия

Производство «Градов» велось на протяжении 28 лет - почти до самого развала СССР. За несколько десятков лет в первоначальное изобретение уральских ученых было привнесено немало доработок.

На базе исходной 21-й боевой машины были созданы:

  • Машина с уменьшенным весом для использования в воздушно-десантных войсках:
  • Версия для морских пехотных войск;
  • Вездеходный вариант с «гусеницей» вместо колесной базы;
  • Усовершенствованные машины с повышенной дальностью и огневой мощью;
  • В начале нового тысячелетия уже российские инженеры сделали возможным ведение огня с применением технологий спутникового позиционирования;
  • Система для поражения вражеских субмарин «Дамба» производилась специально для охраны водных рубежей России;
  • Модификация с 50 ракетами на борту (имела кодовое название «Прима», но так и не вышла за пределы конструкторских бюро ввиду развала Советского Союза).

Более полувека на страже границ России стоит система «Град». Что это мощнейшая установка, способная остановить даже самого грозного супостата, не секрет, пожалуй, ни для кого. Но не стоит забывать и о том, что это еще одно замечательное изобретение советских ученых, которое значительно продвинуло военную промышленность.

Видео: как стреляет СЗО «Град»

В это видео будет показано, как работает и производит выстрелы система «Град», история ее изобретения:

В годы Великой Отечественной войны советская реактивная артиллерия проявила себя как могучее оружие на полях сражений. Тогда фронт получил более 10 тысяч многозарядных самоходных пусковых установок и более 12 миллионов реактивных снарядов. В составе гвардейских миномётных частей насчитывалось 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий реактивной артиллерии.

После окончания войны были предприняты шаги по улучшению и модернизации реактивных систем залпового огня (РСЗО) с учётом последних достижений техники и опыта боевого применения. Так, в 1945 г. была начата разработка боевой машины дальнобойной 200-мм реактивной системы залпового огня МД-20 «Шторм-1» со снарядом ДРСП-1. За ней последовала 140-мм боевая машина БМ-14, которую и приняли на вооружение в 1952 г., и она до сих пор состоит в войсках ряда стран. В 1951 г. начался выпуск РСЗО БМ-24 с открытыми рамными направляющими.

30 мая 1960 г. вышло постановление Совета Министров за № 578-236 о начале работ по полевой дивизионной реактивной системе «Град». Пусковая установка М-21 проектировалась в тульском НИИ-147 и СКБ-203 в Свердловске (ныне Екатеринбург), твердотопливные заряды создавались в московском НИИ-6. Ведущей организацией назначили НИИ-147, ныне ГНПП «Сплав». Руководил проектом главный конструктор А.Н. Ганичев.

РСЗО «Град» предназначалась для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, подавления артиллерийских и миномётных батарей, а также разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления. Специально для неё разработали новый 122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21-ОФ (9М22), который стабилизировался в полёте как хвостовым оперением, так и вращением, создаваемым на направляющих установки.

На первый взгляд влияние вращательного движения являлось несущественным: десяток оборотов в секунду снаряда не создавало достаточного гироскопического эффекта, зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Для того, чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья оперения сделали складывающимися. Выбранная схема стабилизации оказалась практически оптимальной и её приняли для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч». Две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания в конце 1961 г.

1 марта следующего года в Ленинградском военном округе начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тысяч километров пробега боевой машины. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км – из-за поломки левого лонжерона перегруженной рамы испытания приостановили. Артиллерийскую часть системы переставили на новую ходовую часть. Однако опять были отмечены прогибы заднего и среднего мостов, изгиб карданного вала. Тем не менее, систему «Град» приняли на вооружение постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. Затем в 1964 г. начался серийный выпуск. В странах НАТО установка числится под индексом М1964.

Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в Перми. В 1970 г. изготовили 646 единиц, в следующем – 497, из которых 124 пошло на экспорт. В первом полугодии 1972 г.

выпустили 255 боевых машин, из них 60 – на экспорт. К 1995 г. в пятьдесят стран мира было поставлено свыше двух тысяч РСЗО БМ-21. Серийное производство реактивных снарядов 9М22 начали на заводе № 176 Приокского совнархоза, запланировав в 1964 г. изготовить 10 тысяч снарядов.

Самоходная установка БМ-21 системы «Град» состояла из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д.

Сама артчасть служила для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Она представляла собой пакет из 40 направляющих трубчатого типа: четыре ряда по 10 труб. В каждой из них имелась спиральная борозда для первичной закрутки снарядов. Калибр трубы – 122,4 мм, длина -3000 мм.

Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производилось с помощью электропривода или вручную. Подъёмный механизм располагался в центре основания артчасти, коренная шестерёнка качающейся части входила в зацепление с зубчатым сектором люльки. Угол возвышения придавался вращением коренной шестерни.

Поворотный механизм находился с левой стороны основания; его коренная шестерня входила в зацепление с не-

30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивал зону поражения. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем – до 18,8 км.

Войсковые учения и участие в локальных конфликтах подтвердили превосходные качества «Града». Первое боевое крещение система получила в марте 1969 г. в конфликте между СССР и КНР у острова Даманский. Остров тогда занимали китайские войска, и попытка выбить их оттуда с помощью танков и бронетранспортёров закончилась неудачей. После массированного применения установок «Град», стрелявших фугасными снарядами, китайские силы были полностью уничтожены. Собственно, залпы «Града» и закончили конфликт.

В 1970 – 1990-х гг. РСЗО «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные. В ряде случаев система применялась обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырёх БМ-21. Но основную партию БМ-21, отправленную морем, выгрузили в Эфиопии. Позже эти машины приняли участие в боевых действиях против Сомали.

В 1992 г. российские войска в Чечне оставили 18 установок БМ-21 и 1000 ракет. В ходе войны 1994 – 1995 гг. обе стороны в Чечне интенсивно использовали «Град». 9 февраля 1995 г. начальник генштаба МО генерал армии М. Колесников заявил, что с 11 декабря по 8 февраля уничтожили в числе другой чеченской техники 16 установок «Град». Более интенсивно комплекс «Град» применялся в ходе второй чеченской войны.

За прошедшие годы в Советском Союзе, а потом в России «Град» выпускался в нескольких версиях.

А – артиллерийская часть 9К51, Б – ходовая часть – шасси Урал-4320-02, Урал-4320-10 или Урал-4320-31; 1 – система централизованной подкачки шин, 2 – ящик ЗИП, 3 – выхлопная труба (у БМ-21 глушитель и выхлопная труба была под передним бампером), 4 – люлька пусковой установки, 5 – устройство передачи данных на дистанционный пульт пуска, 6 – аппаратура дистанционного ввода данных о выпущенных ракетах, 7 – антенна радиопередатчика, 8 – антенна аппаратуры спутниковой навигации, 9 – воздухозаборник, 10 – пульт наводчика, 11 – ЭВМ «Багет-41», 12 – дополнительная поисковая фара-прожектор, 13 – фара со светомаскировкой (у БМ-21 там стояли проволочные защитные решётки), 14 – одометр

БМ-21 – оригинальная РСЗО на шасси автомобиля Урал-375Д.

БМ-21-1 – модернизированная установка 2003 г. на шасси Урал-4320, дальнейшая доработка в процессе производства на Мотовилихинском заводе в Перми. Добавлена спутниковая навигационная система НАП СНС, автоматическая система управления огнём на базе бортовой ЭВМ «Багет-41».

9П138 «Град-1» – 36-ствольная облегчённая версия на шасси ЗИЛ-131. Комплекс 9К55 – из боевой машины, ракет, транспортёра боеприпасов 9Т450 и заряжающей машины 9Ф380. Установка могла использовать только ракеты «ближнего радиуса действия» – до 15 км. На Западе установку называют ВМ-21 b или М1976.

БМ-21 В «Град-В» – разрабатывалась для воздушно-десантных войск с 1963 г. Она должна была заменить буксируемую РСЗО РПУ-14, которая на тот момент стояла на вооружении ВДВ. Разработкой новой системы под индексом 9П125 занималось Государственное КБ компрессорного машиностроения МАП и агрегатный завод «Универсал». Система являлась облегчённой 12-ствольной 122-мм установкой на шасси ГАЗ-66Б (ГАЗ-66 – в десантном варианте без металлической крыши). «Град-В» помещалась в военнотранспортный самолёт, её можно было десантировать в заряженном варианте на парашютно-десантной платформе. Установку приняли на вооружение в 1967 г. На экспорт она практически не поставлялась. БМ-21 В участвовала в войне в Афганистане. Обозначение в НАТО – М1975.

9А51 «Прима» – 50-ствольная РСЗО на шасси Урал-4320. Пусковая установка с системой управления огнём, транспортно-заряжающей машиной и новая ракета 9М53Ф составили комплекс 9К59. Время полного залпа «Примы» равнялось 30 сек. К сожалению, из-за финансовых трудностей начала 1990-х гг. «Прима» не пошла в массовое производство.

«Град-П» или «Партизан» – переносный комплекс – создан в Советском Союзе во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ. На переносной пусковой установке 9П132 массой всего 35 кг имелась одна трубчатая направляющая. Расчёт состоял из 2 человек. В боекомплект входило несколько снарядов, в том числе 9М22М, который первоначально создавался для «Град-1». Его максимальная дальность – 11 км, минимальная – 2 км. Для улучшения кучности стрельбы на дистанциях до 7 км на снаряд надевалось тормозное кольцо диаметром 122 мм. Несколько сотен установок «Град-П» поставили во Вьетнам, где они нашли широкое применение. Особенно эффективно «Град-П» поражал американские аэродромы в Южном Вьетнаме. Изготовление пусковых установок 9П132 велось на Ковровском механическом заводе. Так, в 1970 г. изготовили 406 единиц, из которых 400 пошло на экспорт во Вьетнам. В первом полугодии 1972 г. выпустили ещё 155, все пошли на экспорт.

БМ-21ПД «Дамба» – разрабатывался для поражения подводных диверсантов и сверхмалых подводных лодок противника при обеспечении противодиверсионной обороны в пунктах стоянки и базирования кораблей, а также при охране оперативных участков морской государственной границы. Комплекс действовал в сопряжении с гидроакустической станцией береговой обороны или в автономном режиме. В состав комплекса входила транспортно-заряжающая машина.

2Б26 – боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси автомобиля КамАЗ-53502.

А-215 «Град-М» – 22-ствольная морская версия, принятая на вооружение в 1978 г.

Выпускались РСЗО «Град» и за рубежом. В 1975 г. в Чехословакии создали систему КМ-70: артиллерийскую часть «Града» установили на шасси автомобиля Татра-813.

БМ-21У «Град-М» – украинский вариант модернизации советского БМ-21 на шасси КрАЭ-6322; есть также вариант на шасси КрАЭ-6322-120-82.

В Белоруссии выпускается реактивная установка залпового огня БМ-21 «Град-1А» (известный как «Белград») на базе МАЗ-6317, на котором можно разместить сразу два боекомплекта вместо одного. На марше личный состав перевозится в кабине, а не в открытом кузове, что существенно в климатических условиях средней полосы.

Ещё один «Град» под аббревиатурой FIROS (Field Rocket System – полевая система реактивной артиллерии) выпускается в двух модификациях FIROS 25 и FIROS 30 в Италии фирмой BPD Difesa е Spazio. Снаряды обоих типов имеют одинаковый калибр 122 мм, но они оснащены различными реактивными двигателями, вследствие чего обладают различной максимальной дальностью стрельбы. Пусковая установка, состоящая из двух модулей, как правило, собирается на шасси 10-тонного грузовика с формулой 6×6.

Копии установок «Град» с той же артиллерийской частью, но на разных шасси, выпускаются в Польше (WR-40 «Langusta»), Румынии (АРR-21, АРR-40), Китае (Туре 81 SPRL, Туре 83 SPRL. и др.), КНДР (ВМ-11, МRL. 122 тт М1977 и МRL 122 тт М1985), Иране (НМ20, НМ23 и НМхх), Пакистане (КRL 122), Египте (RС-21) и других странах. На сегодняшний день «Град» и его копии состоят на вооружении 65 стран.

Л. КАЩЕЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Советская реактивная система залпового огня БМ-2 «Град», принятая на вооружение в 1963 году, применяется даже в наше время.

Сейчас различные модификации имеются на вооружении более чем 30 стран мира. Более того, она стала важным этапом в развитии реактивной артиллерии.

Разработка

Всё началось в 1945 году, когда НИИ-147 в городе Тула занимался разработкой массового производства гильз для привычных нам простых снарядов. В процессе была разработана технология, позволявшая стенки гильз делать достаточно прочными для использования в качестве камеры сгорания реактивного двигателя. Так началась разработка полноценной реактивной системы залпового огня.

В 1960 году были утверждены требования к разрабатываемой машине, и НИИ147 совместно с НИИ-6, СКБ-203 и ГСКБ-47 приступили к разработке. В этом же году начались первые испытания двигателей снарядов.

1 марта 1962 года возле Ленинграда начались испытания двух опытных образцов машин. При стрельбе задние мосты не выдерживали нагрузок и выходили из строя, поэтому были усилены использованием легированной сталью и отключением подрессоривания одного из двух.

28 марта 1963 года систему «Град», получившую наименование БМ-21, приняли на вооружение Советского Союза, а 29 января следующего года машина оказалась в серийном производстве.

Начиная со следующего в производство запустили Урал-375Д, использовавшийся в качестве шасси БМ-21, в это же время началось поступление в войска.

Конструкция

Пусковая установка монтируется на доработанном грузовом шасси, обычно Урал-375. Это полноприводная шестиколёсная машина с двигателем мощностью 180 л.с. и ручной коробкой передач. Благодаря полному приводу, шасси обладает отличной проходимостью, способно преодолевать брод глубиной до 1,5 метров без подготовки.

В зависимости от модификации, используются автомобили серии Урал-375, Урал-4320, в системе «Град-1» применяется ЗИЛ-131, а белорусская «Град-1А» – МАЗ-6317. Скорость достигает от 75 до 90 км/час, масса от 10 до 17 тонн, запас хода от 750 до 1200 км.

Пусковая установка состоит из 40 трубчатых направляющих, расположенных по 10 в ряд и установлена на поворотном основании, приводимом в движении электроприводом либо вручную. Возможно наведение по вертикали от 0° до +55° и по горизонтали от 102° влево до 70° вправо.

Для того, чтобы избежать чрезмерного раскачивания пусковой установки во время стрельбы, порядок пуска снарядов рассчитан и строго определён.

Для перезарядки используется транспортно-заряжающая машина на базе ЗИЛ-131. Он несёт на себе 2 яруса, вмещающих по 20 снарядов каждый.

Вооружение

Специально для «Града» разработали неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122 мм. Его конструкция стала скачком вперед развития реактивной артиллерии.

Снаряд создавался с помощью раскатки и вытяжки стального листа и обладал складывающимся стабилизатором.

Такая конструкция стабилизатора не была новинкой, например, немцы применяли её в авиационных ракетах, но с существенными недостатками. Перья их стабилизатора значительно удлиняли сопло ракеты, требуя увеличения массы и габаритов.

Стабилизатор советских конструкторов имел изогнутые перья, а после вылета с направляющих раскрывались пружинным механизмом под углом 1°, закручивая снаряд для стабилизации.

Компоновка снаряда традиционна и предусматривает головной контактный взрыватель, боевую часть за ним и корпус двигателя сзади. Корпус снаряда состоит из 2 секций, соединённых между собой резьбой.

Сзади расположено центральное сопло и 6 периферийных вокруг. Камера двигателя изнутри покрыта теплозащитным покрытием, предотвращающим чрезмерный нагрев, ведущий к потере прочности и помогающий получить повышенную скорость горения благодаря сокращению потерь энергии.

Один залп из РСЗО «Град» такими снарядами поражает живую силу на площади около 1 километра.

Боевое применение

2 марта 1969 года китайские солдаты нарушили границу СССР, пытаясь захватит остров Даманский. 15 марта китайцы перешли в решительное наступление, пустив в бой несколько пехотных рот.

Генерал-лейтенант О.А. Лосик отдал приказ применить секретные на тот момент «Грады», когда был убит полковник Д.В. Леонов, уничтожено несколько БТР и советские пограничники были вынуждены покидать остров.

В 17 часов 10 минут дивизион РСЗО открыл огонь, который привёл к значительным потерям противника, уничтожению его резервов и отступлению.

С тех пор БМ-21 использовался в большинстве локальных конфликтов мира, каждый раз показывая свою эффективность.

Экспорт и зарубежные аналоги

В СССР было выпущено более 3 тысяч таких систем и более 3 миллионов реактивных снарядов. Помимо этого, по лицензии «Град» производили в Египте, Ираке, Иране, Китае, Румынии, ЮАР.

Более 30 стран имеют на вооружение РСЗО «Град», и это не считая аналогов. Помимо лицензионных копий существуют и импровизации зарубежных конструкторов, кроме того, в Италии и Турции созданы свои машины, способны использовать снаряды «Града».

Итальянские РСЗО FIROS-25 и FIROS-30 не добились какого-либо успеха на международном рынке, позже их производство было свёрнуто из-за несоответствия стандартам НАТО.

Турецкая Т-122 «Sakarya» является интересным образцом, поскольку в ней используются одноразовые транспортно-пусковые контейнеры, заряжаемые на заводе и не требующие никакого обслуживания.

Благодаря такому решению время перезарядки составляет всего 5 минут, сама перезарядка производится благодаря бортовому крану.

Эпилог

Несмотря на время разработки и отставание от современных систем по дальности, точности и мощности залпа, «Град» остаётся востребован во всём мире, став своеобразным автоматом Калашникова – дешёвым, простым, надёжным и смертельно опасным оружием, которое никогда не подведёт.


Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи - технологического обеспечения производства боеприпасов - к более сложной и комплексной - разработке реактивной системы залпового огня.

Залп РСЗО БМ-21 Град — видео

Проводившиеся под руководством А.Н. Ганичева работы были поддержаны приказом председателя Госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г. и Постановлением Совета Министров от 30 мая 1960 г., а тактико-технические требования к системе были утверждены 10 октября 1960 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров создание реактивного снаряда М-21ОФ и PCЗО в целом поручалось НИИ-147, пороховой заряд двигателя разрабатывал НИИ-6, а боевую часть снаряда - ГСКБ-47. Боевую машину БМ-21 (2Б5) поручили спроектировать СКБ-203. Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты уже в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных - 81. Вскоре приступили к полигонным пускам.

Государственные полигонные испытания начались 1 марта 1962 г. и проводились с задействованием двух боевых машин на полигоне Ржевска под Ленинградом. При их проведении имели место поломки боевой машины. Для устранения их предпосылок путем использования легированных сталей усилили задний мост шасси. Кроме того, ограничились отключением подрессоривания только одного из мостов ходовой части вместо ранее производившейся аналогичной операции с обоими задними мостами. Этого оказалось достаточно для придания необходимой устойчивости боевой машине при стрельбе, а нагрузки не превысили допустимого уровня. Постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» была принята на вооружение, а в соответствии с Постановлением от 29 января 1964 г. № 98-32 передана в серийное производство. Фактически система стала поступать в войска только в следующем году, когда в Миассе было развернуто серийное производство шасси для БМ-21 - Урал-375Д.


Масштабы производства БМ-21 СССР впечатляют: только на Мотовилихинских заводах было изготовлено около 3 тысяч БМ-21 и более 3 миллионов снарядов к ним. Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. В начале 1994 года в Вооруженных Силах Российской Федерации имелось 4500 РСЗО БМ-21 и около 3000 - в армиях других стран. РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.

Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения - от электропривода.


Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд, конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа.
Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например, такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.


В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя. Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций, соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза - 37 мм.

Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения. Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.

В связи с тем что при длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для -для хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из нитролинолеума.


В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина. 26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда. Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части - 24,5 кг (со стабилизаторами - 26,4 кг).

Изготовление полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей» применили небольшие выступы - зиги на внешней поверхности, формируемые в процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при изготовлении которой использовались продукты переработки топливных зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами, без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975-1980 г.


Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 - 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем - 66,4 кг, вес боевой части- 19,18 кг, вес взрывчатого вещества - 6,4 кг.

Пороховой заряд (порох РСИ - 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстояниях 150- 450 м от боевой машины. От установки взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном срабатывании - преимущественно осколочный, при замедленном - преимущественно фугасный.
По осколочному действию боевая часть снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному- всего в 1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда. Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому направлению- 1/110 от дальности.

При пусках на дальность 20 км половина попаданий укладывалась в пределах удаления 200-300 м относительно центра группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое тормозное кольцо, на меньшие дальности - большое. В результате пуски проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий, применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а небронированной техники - 840 м2.


Реактивные снаряды

9М22 — осколочно-фугасный снаряд

9М22У — усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд;

9М22С — зажигательный снаряд;

9М23 — осколочно-химический снаряд, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;

9М28Ф — осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью;

9М521 — осколочно-фугасный снаряд

9М522 — осколочно-фугасный снаряд

9М28Д — агитационный снаряд;

9М43 — дымокурящий снаряд (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);

9М42 — осветительный снаряд для системы «Иллюминация»;

9М28К — снаряд с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;

ЗМ16 — снаряд с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2 (сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);

9М519-1-7 («Лилия-2») — комплект снарядов для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.

«Угроза-1М» — управляемый снаряд

Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.


Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.

При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для частичного уравновешивания качающейся части используется уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы механизмов.


Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6). Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач - пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м.

Некоторое количество пусковых установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р-108М.


Модификации

БМ-21В «Град В» - авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;

9К132 «Град-П» - легкая переносная одноствольная пусковая установка для стрельбы 122-мм снарядами «Град-П»;

А-215 «Град-М» - корабельная РСЗО для десантных кораблей ВМФ;

«Град-1» - 36-ствольная РСЗО для вооружении артиллерийских подразделений полкового звена;

БМ-21 ПД «Дамба» - РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.

9К510 «Иллюминация» - реактивная система для стрельбы осветительными снарядами. Каждый реактивный снаряд этой системы подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, при этом в течение 90 секунд обеспечивается освещенность 2 люкса.

9К51М «Торнадо-Г» - дальнейшее развитие системы: модернизированная боевая машина 2Б17-1/2Б17М, новыми НУРС с увеличенной до 40 км максимальной дальностью стрельбы.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) - представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.

Бастион-01, Бастион-02, БМ-21У «Верба» - украинские модернизации БМ-21.


Модификации боевых машин

2Б5 - боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси Урал-375Д.

2Б17 - боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51 на шасси Урал-4320.

2Б17-1

2Б17М - модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б26 - боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси КамАЗ-5350. Модернизация боевой машины 2Б5 с переносом её огневой части с шасси Урал-375Д на шасси КамАЗ-5350. Модернизацию осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы». Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года.


Тактико-технические характеристики БМ-21 Град

— Год(ы) производства: 1960 - 1988
— Количество выпущенных, шт: более 8500
— Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320
— Колёсная формула: 6×6

Габаритные размеры БМ-21 Град

— Длина в походном положении, мм: 7350
— Ширина в походном положении, мм: 2400
— Высота в походном положении, мм: 3090
— Клиренс, мм: 400

Вес БМ-21 Град

— Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870
— Масса в боевом положении, кг: 13 700

Калибр БМ-21 Град

Расчёт БМ-21 Град

— 3 человека

— Количество направляющих: 40
— Максимальный угол возвышения: 55
— Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200.
— Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М
— Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин: 3,5
— Время залпа, с: 20

Дальность стрельбы БМ-21 Град

— минимальная ОФС: 4000 м, КАС: 2500 м, УАС: 1600 м
— максимальная ОФС: 40 000 м, КАС: 33 000 м, УАС: 42 000 м



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»