Великие открытия человечества. История танков, танкостроения. Первый танк и создание концепции современных танков

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Танк Пороховщикова был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях.

В самом начале первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 года после долгих проволочек на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой Вездеход.

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили - разрешение на постройку Вездеход было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.

Конструкция Вездехода была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/кв.см. По бокам от гусеницы помещались две колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала - таким образом осуществлялся разворот всего корпуса.

Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. Интересно, что бронирование Вездеход было многослойным: она состояла из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки из волос и водорослей, и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм.
В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин - броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель. Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. По хорошей дороге Вездеход должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Такая схема, при относительной простоте, обладала одним глобальным недостатком - фактически Вездеход мог двигаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево и вправо мог привести к их полной поломке.

Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.
При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте «ложился» на гусеничную ленту. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина - 2 метра, высота (без башни) - 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч..

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию Вездеход, которая состоялась 20 июля 1915 года
Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие - Вездеход ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.
Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.
В 1916 году провел в Петрограде испытания - 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 вёрст в час, что было исключительно высоким показателем.
Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.
Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что «построенный экземпляр „Вездехода“ не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…»
Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как «самоход» - то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им «русского танка» действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы Вездеход имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту.
От дальнейших работ по «Вездеходу» решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам Вездеход отправить в ГВТУ.

Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: танк в мире, кто его создатели?

Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:

Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 - 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:

  • Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
  • Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
  • Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.

Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.

Германия, Россия и прочая Антанта

Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.

Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:

Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:

Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:

  • Англия – 2905 шт.
  • Франция – 3997 шт.

Хотясамый первый танк в миребыл создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую , а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.

Первые в мире боевые танки появились 15 сентября 1916г. во время Первой Мировой войны.
В этот день немцы столкнулись с английскими машинами. Первая встреча показала, что железные машины неуязвимы для пуль. Первыми танками были эти громоздкие и медленные машины, которые могли преодолевать рвы и заграждения из проволоки.

В 1914г. Э. О. Свинтон попросил у военного министерства такую машину. В сентябре 1915г. прошло испытание первой английской боевой машины «Маленький Вилли». Это был бронированный трактор. 28 сентября испытания другого варианта — «Большой Вилли». Он был задействован 30 января 1916г. Был принят на вооружение под маркой МкI.
Идея создания первого танка принадлежит русскому конструктору В. Д. Менделееву (1886-1922 гг.). Его вариант весил 170 т, был вооружен 120-мм пушкой и защищен 150-мм броней. Но этот проект, предложенный в 1911г., не был одобрен техническим комитетом царской армии.

Танк МкI был неповоротливым. МкII и МкIII не имели хвостовых колес и их управление было очень сложным. Обслуживали танк водитель, командир и трансмиссионщики. В апреле 1917г. стали появляться танки МкIV с более мощной бронёй. У немцев к тому времени появились бронебойные пули.

Первый в мире стоматолог появился в самой древней цивилизации мира ещё 7500 лет назад в шумерской цивилизации. При раскопках в Ниппуре обнаружили клинописные таблички с рецептами лекарств для стоматологии, найдена →

Утюг в узнаваемом для нас виде появился в 14 веке, а на протяжении всей предыдущей истории человечество применяло подручные средства для того, чтобы выглядеть опрятно.

Древние греки, а позже древние римляне →

"Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" ,
"Стоножка", "Марка-1", танк Mk.I.

Э. Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) обратился к командующему британскими войсками в Европе генералу Джорджу Френчу (George Arthur French), сообщив о проходящих экспериментах ("О необходимости истребителей пулеметов"). Генерал откликнулся, а офицеры из штаба изложили в деталях, какая машина им требуется. Будущий "сухопутный броненосец" должен был иметь противопульную броню, преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения в несколько рядов, развивать скорость на местности не менее 4 км/ч. Вооружение должно было состоять из одной пушки и двух пулеметов, экипаж из 6 человек.


"Маленький Вилли"

Опытный экземпляр на шасси трактора "Буллок" под руководством инженера У. Триттона, лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо соорудили за 40 дней на машиностроительном предприятии У. Фостера в Линкольне. Они дали машине название "Маленький Вилли". При боевом весе около 18 тонн ее вооружение должно было состоять из 40-мм автоматической пушки Максима, расположенной в башне в центре корпуса. Вооружение не было установлено, и она испытывалась с фальшивой башней (для веса). Нужно отметить, что сделана она была еще до того, как получили одобренную военными спецификацию, поэтому, хотя испытания и закончились успешно, было решено, что для боя "Маленький Вилли" еще не годится.

Главным недостатком называли то, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц. У инженеров возникла мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения (спонсоны) съемными.


Танк "Большой Вилли" на испытаниях 2 февраля 1916 года.

Вопреки техническому заданию

Выбор был окончательно сделан в пользу машины с ромбическими гусеницами, получившей название танк "Большой Вилли" , а затем "Мать", первый образец которой фирма Фостера выпустила в конце 1915 года, а уже 30 января 1916 года представила машину на испытания. 2 февраля 1916 года в парке Хатфильд неподалеку от Лондона его наблюдал министр вооружений Д. Ллойд Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании, а сэр Уинстон Черчилль даже забрался в него через дверцу в спонсоне.


Танк "Большой Вилли".

Машина успешно перебиралась через нарытые в парке рвы и воронки. Первый танк , конечно, имел немало недостатков, оказался и малоподвижным, и непрочным, но задачам, поставленным перед ним, вполне отвечал. В связи с чем было решено заказать сразу 100 таких "сухопутных броненосцев" и испытать их в боях Первой мировой войны.

Первый танк был известен под рядом названий - "Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" и даже "Стоножка", в серийное производство он поступил с обозначением "Марка-1", или сокращенно танк Mk.I . Для танков было придумано деление на "самок" и "самцов" по типу установленного на них вооружения.

  1. Первый тип ("самец") был пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57-мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м, скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту.
  2. Второй тип ("самка") был вооружен шестью пулеметами "Виккерс" и пушек не имел.

Всего было изготовлено 75 "самцов" и 75 "самок", причем в бою пушечные танки должны были поддерживать пулеметные.


Танк "Марк I" (самец).

Танки Mk.I, 1916-1917 г.
Нажмите на фото танка для увеличения

Надо отметить, что первый английский танк появился на свет вопреки выданному на него техническому заданию, в котором говорилось, что на машине должна стоять 40-мм автоматическая пушка Максима, получившая в английской армии характерное название "Пом-Пом" и два пулемета, но Мк.I этому не соответствовал.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Steven J. Zaloga,"French tanks of World war 1";
  • David Fletcher. British Mark IV Tank;
  • С. Федосеев. "Сухопутные корабли". Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000);
  • R. P. Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank;
  • David Fletcher. British Tanks 1915-19.

Уже в конце XIX столетия имелись все технические предпосылки для изобретения такого грозного оружия, как танк . К этому времени изобрели двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель, броню, пушки и пулеметы. Перед началом войны 1914-го года был создан гусеничный трактор «Холт», явившийся предшественником танка. В самом начале Первой мировой войны перед воюющими сторонами встал вопрос выхода из позиционного тупика, создания орудия, с помощью которого можно прорвать фронт и достичь желанных побед.

Мысль о создании бронированной гусеничной боевой машины, беспрепятственно преодолевающей вражеские рвы, окопы и заграждения проволоки впервые высказал английский полковник Суинтон. 20 октября 1914 г. он представил свои предложения в военное министерство. После тщательного изучения и обсуждения министерство приняло его идею в целом. Тут же были сформулированы основные требования к будущей боевой машине: иметь небольшие размеры, пуленепробиваемую броню и гусеничный ход, двигаться со скоростью не менее 4 км/ч, преодолевать проволочные заграждения, рвы, окопы, воронки до 4-х метров шириной, иметь 2 пулемета и пушку.

Фирма «Уильям Фостер и Ко» за рекордно короткий срок (40 дней) создала танк на основе гусеничного трактора «Холт». Главными конструкторами танка, названного «Маленький Вилли», были лейтенант Уильсон и инженер Триттон. На испытаниях машина проявила хорошие ходовые качества и в ноябре фирма «Холт» решила приступить к изготовлению машины. Недостатком была небольшая ширина преодолеваемого препятствия в виде рва, окопа. Чтобы танк легко преодолевал 4-х метровые окопы, крутые возвышения и вертикальные насыпи, конструкторы увеличили длину машины на 1 м, придав форму параллелограмма обводу гусеницы и пустив ее поверх корпуса. По предложению Дейнкурта вооружение разместили в боковых полубашнях — спонсонах. Так появился новый танк — «Большой Вилли». Корпус и ходовая часть танка были закрыты броней толщиной 5-10 мм. Внутри «сухопутный крейсер» выглядел как машинное отделение маленького корабля, у водителя и командира впереди была отдельная рубка. Мотор «Даймлер», трансмиссия и коробка передач занимали очень много пространства, перврначально внутри машин находились еще и топливные баки. Между крышей и верхом двигателя находилась полка с боеприпасами. При движении внутри танка скапливались пары бензина и выхлопные газы, из-за работающего двигателя температура поднималась до 50 градусов. Едкий пороховой дым заполнял танк после выстрела пушки. Экипаж машины страдал от перегрева и угорал. Тяжелый танк часто садился на грунт и камни из-за узкмх гусениц, отсутствовала радиосвязь и даже внутреннее переговорное устройство. Наблюдение из танка велось через незащищенные щели, что не обеспечивало осмотра, но являлось причиной лицевых ранений у танкистов.

Управляли танком 4 человека: водитель, его 2 помощника и командир. На танке установлено три коробки передач, одна была возле водителя и служила для изменения скорости движения, две другие стояли по бортам машины, использовались для изменения скорости танка и его поворота. С помощью двух тормозов осуществлялся тормоз гусениц, за это отвечал командир танка. 15 сентября 1916 г. в сражении на Сомме впервые были применены танки. Благодаря участию в атаке танков в 20 раз меньше были потери пехоты.

Дальше последовал ряд модификаций Mk («Большого Вилли»),последующие модели были более совершенными. Так, танк MkC имел 19,5 тонн веса, при этом развивал скорость 13 км/ч. На вооружении было 4 пулемета, экипаж был из 4 человек. Последний плавающий танк MkI, созданный в 1918 г., имел вращающуюся башню, 3 пулемета и 4 члена экипажа. Имея вес 13,5 тонн, он имел скорость 43 км/ч на суше и 5 км/ч на воде. За годы войны англичане создали 13 различных модификаций и выпустили 3 тысячи танков.

Лучшим танком Первой мировой войны считается «Рено» FT, фирмы «Рено», ставший прообразом будущих танков. При весе всего в 6 тонн он развивал скорость 9,6 км/ч, имел на вооружении пулемет (позже — пушку), экипаж состоял из двух человек. Впервые на эти танки установили бортовые радиостанции, что моментально повысило управляемость танковыми частями. Компоновка основных узлов танка является классической: двигатель, трансмиссия, спереди — отделение управления, сзади — ведущее колесо, в центре находится вращающаяся башня. Немецкая фирма «Бремерваген» не смогла наладить массовый выпуск танка A7V.

Русская версия танка была предложена мастером машиностроительного завода Пороховщиковым еще в августе 1914 года. При испытании его машина развивала скорость до 25 км/час. Первые английские и французские танки такой скоростью не обладали. Затем мастер усовершенствовал свою гусеничную машину, создав ее колесно-гусеничной, предвосхитив танкостроение того периода на несколько лет. Танк Пороховщикова был водонепроницаемым и легко преодолевал всевозможные водные преграды. К сожалению, промышленность России была не готова к выпуску таких сложных машин и танк не был применен в русской армии.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»