Варнава апостол - послание варнавы. Значение варнава, апостол в православной энциклопедии древо

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель Господь, равноангельное житие твое провидев, преподобне, от юности избра тя служити Ему в преподобии и правде, последи же многими небесными дары тя украси: демоны прогоняти, недуги врачевати, скорбящия утешати, ожесточенныя сердца умягчати. Темже от нас, недостойных, приими хвалу, и молитву сотвори о спасении душ всех чтущих любовию память твою, да величаем тя сице:

Радуйся, во славу Божию поживый; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый; радуйся, небесная сокровища возлюбивый. Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю; радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче. Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый; радуйся, винограда Христова делателю усердный. Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь душу твою ко приятию благодати Духа Святаго предуготованную, яко волею по стези благочестия течеши, в немже родителями твоими христолюбивыми наставлен был еси, от юности храняше тя в болезнех и напастех. Ты же от лет малых прославлял еси Всещедраго Бога, Врача душ и телес, поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, пришел еси, отче преподобне, к старцу Геронтию, да направит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги духовныя. Ты же обрел еси в нем монашескаго делания добраго наставника, его же отеческим советом повинуяся и всякое мирское попечение отлагая, молитве и смирению научался еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:

Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное; радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный. Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный; радуйся, учением благочестия издетска напоенный. Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый; радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый. Радуйся, душу свою к Богу устремивый; радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый. Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси; радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя, отче преподобне, егда совету старца Геронтия последуя, отечество и дом свой оставил еси и во обитель Троице-Сергиеву вселился еси, идеже в посте, молитве, неустанном труде и бдении пребывая и всякая мира искушения побеждая, единому Богу воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй старцев-наставников богомудрых Григория и Даниила, проречение от них приял еси, преподобне, яко многих ко спасению путевождствовати будеши. Послужил же еси ты преданно наставником своим до самыя их кончины, с терпением житие подвижническое проводя и восходя от силы в силу. Темже и мы, твоей верности и послушанию старцем дивящеся, вопием ти таковая:

Радуйся, ревности Божественныя исполненый; радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый. Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси; радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся. Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый; радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю. Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый; радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури искушений обители многолюдней избегая, в Гефсиманский скит вселился еси, отче преподобне, в безмолвии житие проводити желая и с Богом невозбранно беседовати, за вся люди Спасителю мира молитвы вознося и поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев земли Российстей ближнии и дальнии, их же ты с любовию принимая, руководствовал еси ко спасению. Темже старец твой схимонах Григорий вручи тебе две просфоры, глаголя: сим питай алчущих – словом и хлебом, тако хощет Бог, и благослови тя на подвиг старчества и священства. Мы же, прославляюще укрепившаго тя Господа, радостно тебе вопием:

Радуйся, во обитель святую Богом призванный; радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый. Радуйся, образе истиннаго послушания; радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение. Радуйся, бдение и молитву возлюбивый; радуйся, от страстей себе подвигами очистивый. Радуйся, кротостию и смирением всех удививый; радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный. Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый; радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси. Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче; радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Бооготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, егда образа монашескаго и священства сподобился еси, и от того часа многих к Солнцу Правды Христу приводил еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 5

Вишдевше людие православнии ангельское житие твое, отче Варнаво, смирения твоего глубину, кротость, любовь нелицемерную, милование к скорбящим, болезней благодушное терпение, воздержание и велия дары духовныя, удивишася и прославиша Человеколюбца Бога, даровавшаго им таковаго заступника и утешителя. Сего ради и мы, любовию побуждаеми, похвальная песнопения тебе приносим и молитвенно тя на помощь призываем:

Радуйся, сыном утешения во иночестве нареченный; радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый. Радуйся, небесному покровителю твоему, святому апостолу Варнаве подражавый; радуйся, Евангелия Христова немолчный проповедниче. Радуйся, избраный Богом на священное служение; радуйся, сан священства, яко дар Божий приявый. Радуйся, с благоговением и страхом Божиим Жертву Безкровную приносивый; радуйся, у престола Божия о людех ходатаю верный. Радуйся, пастырю, в вере и благочестии паству свою воспитавый; радуйся, милости источниче неистощимый. Радуйся, к чистому и непорочному житию путеводителю; радуйся, о душах наших к Богу молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник силы и славы Божия явился еси, отче Варнаво, дивными бо чудесы землю нашу озарил еси и сугубую благодать восприял еси недуги целити, скорбящия утешати, бесы прогоняти. Отвсюду бо земли нашея страждущия люди – мужи и жены со младенцы, старцы с юнотами, богатии и убозии к тебе притекаху и предстательством твоим здравие душ и телес обретаху, вопиюще Подателю всех благих Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси в земли Российстей, отче Варнаво, яко светило многосветлое, просвещающее светом истины всякаго человека, приходящаго к тебе. Ты бо монахам и мирским был еси наставник и многих подвижников веры возрастил еси, благочестием их напоив. Озари лучами добродетелей твоих и всех нас, любящих тя и молитвенно тебе взывающих:

Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый; радуйся, верою чудодейственною озаренный. Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю; радуйся, живущим в миру дивный помощниче. Радуйся, безмездный врачу болезней душевных и телесных; радуйся, верный путеводителю ко спасению. Радуйся, любовию твоею вся покрывали; радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергаяй. Радуйся, многими дарованьми духовными от Бога украшенный; радуйся, подвижников и старцев Российских воспитателю. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, истинный пастырю душ человеческих.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящи показати любовь Свою к чадом Божиим, Премилосердая Мати Господа благослови тя, преподобне Варнаво, на реце Выксе обитель девичью во имя Иверской иконы Ея воздвигнути, яже бысть оттоле пристанище благоутишное многим девам и женам русским. Ты же, преподобне, явился еси благий отец и наставник всем собравшимся в ней инокинем, и яко добрый кормчий направлял еси сестер обители ко спасению, наставляя словом и примером жития своего единем сердцем и единеми усты воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новыя труды и подвиги ко устроению обители Иверстей подъял еси, отче преподобне, инокинь ея на усердное Христу Богу служение подвизая, и был еси им учитель благодатный и праведный. Тогда воздвигоша врази гонения противу обители, покушающеся отвратити тя от трудов сих. Ты же, благодатию свыше укрепленный, мнози скорби и искушения препобедил еси и вверил еси судьбы сестер промышлению Божию, подвизая их усердно молитися ко Пресвятей Владычице Богородице. Темже память твою святую славим и вопием ти сице:

Радуйся, Матере Божия чадо верное и возлюбленное; радуйся, Покровом Ея невидимо осененный. Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; радуйся, во дни и в нощи молитвы к Ней слезно возносивый. Радуйся, обитель во имя Пресвятыя Богородицы воздвигнувый; радуйся, яко в ней инокинь множество собрал еси. Радуйся, велиих трудов и скорбей не убоявыйся; радуйся, все упование на Пречистую Богородицу возложивый. Радуйся, смиренно моливый Владычицу путь твой управити; радуйся, небесную помощь от Нея восприемый. Радуйся, храм Вратарницы Афонския во обители Владычицы устроивый; радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне Варнаво, како прослави тя Бог еще на земли и великими дары благодатными обогати: прозорливости, пророчества, любве, молитвы, исцеления. Ты бо, якоже другий Илия, дождь с небесе свел еси, сего ради вси людие православнии, от бедствия избавльшиися, благодарственно взываху Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь благодатию Божественною преисполнен быв, преподобне отче Варнаво, прозорливыма очима грядущая, яко настоящая, провидел еси, и тайну беззакония верным предвозвестил еси, яко бурю гонений воздвигнет диавол на Церковь Русскую Православную. Последи же скорбь чад Божиих обратится в радость духовную и по всей земли Российстей, яко крины сельныя, процветут храмы и обители иноческия. Мы же, сбытие сих проречений ныне зряше, глаголем ти сице:

Радуйся, духом премудрости и разума озаренный; радуйся, духом совета и крепости исполненный. Радуйся, духом ведения настоящаго и будущаго просвещеннный; радуйся, даром прозорливости просиявый. Радуйся, даром рассуждения почтенный; радуйся, дара Божественнаго ведения удостоенный. Радуйся, бедствия, на Церковь Божию грядущая, предзревый; радуйся, к венцем исповедническим истинных рабов Божиих предуготовлявый. Радуйся, великому пророку Божию Илии уподобивыйся; радуйся, молитвами твоими дождь на землю благовременно низведый. Радуйся, бездетным родителем чадородие даровавый; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 9

Весь в Бозе был еси, святе Варнаво, егда с молитвою на устах предал еси праведную душу твою в руце Божии, мирно и безмятежно, в алтаре пред престолом храма Божия колена преклонив. Смерть бо тебе воистинну упокоение бысть от великих трудов и подвигов непрестанных. О таковом блаженном успении твоем радующеся, воспоем Создателю нашему песнь: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи обилие радости духовныя, еюже исполнени быша сердца верных о прославлении твоем, отче Варнаво, в лице преподобных, яко великаго старца и чудотворца Церкве Русския. Темже, поюще твое прославление, молим тя: не забуди чад твоих, почитающих имя твое и взывающих тебе благодарно:

Радуйся, грады и веси Российския славою твоих подвигов напоивый; радуйся, в чудесех от Бога прославленный. Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти приготовивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый. Радуйся, близость отшествия твоего ко Господу предвидевый; радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй. Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый; радуйся, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, Церкве Русския Православныя новое торжество; радуйся, всея Российския земли пресветлый светильниче. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче; радуйся, о всем мире печальниче и молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасения всех желая, пастырю добрый отче Варнаво, до конца дней своих многих людей, мирскими делы обремененных, наставлял и укреплял еси, отраду им своим попечением подавая и тяготы трудов облегчая. Такожде и по отшествии твоем помощь и заступление подаеши во всех нуждах и испытаниих молящимся тебе и поющим о тебе благодарственную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стеною заступления православным людем страны нашея явишася чудотворныя мощи твоя, преподобне Варнаво, подаеши бо от них врачевание страстем неисцельным, слепым даеши свет, глухим слышание, разслабленным здравие, страждущим раковыми язвами исцеление и всем благодать изливаеши, радостию озаряя приходящих к раце мощей твоих и воспевающих тебе с любовию таковая:

Радуйся, святыя мощи твоя, яко сокровище велие, явити изволивый; радуйся, обитель твою сим освятивый. Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный; радуйся, сосуде благодати, миро целебное болящим источаяй. Радуйся, чудесными исцелениями от мощей твоих верных возвеселивый; радуйся, всем приходящим к ним благ преизобильный подателю. Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю; радуйся, немощей и страстей душевных целителю. Радуйся, молящимся у раки мощей твоих скорую помощь подаваяй; радуйся, великий чудотворче, на утешение нам дарованный. Радуйся, на земныя скорби и нужды наша призираяй; радуйся, радости духовныя нас исполняяй.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти по достоянию о множестве чудес, яже от мощей твоих являются, отче Варнаво, ихже благодатию сияет обитель твоя святая, от безбожных разоренная. Темже инок множество зде собравшихся вкупе со всеми чтущими любовию память твою воспевают Богу, дивному во святых Своих, песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник старчества благодатнаго явился еси и яко Ангел пожил еси на земли, преподобне отче Варнаво. Сего ради многих подвижников благочестия и старцев воспитал еси, да не увянет цвет благоуханный старчества в Российстей земли. Ныне же, на небесех пребывая со ученики твоими в сонме святых земли нашея, поминай нас, вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, сиянием добродетелей твоих землю нашу просветивый; радуйся, светильниче Божественныя благодати. Радуйся, блистанием чудес Отечество твое земное озаривый; радуйся, многих сим в Православней вере утвердивый. Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих; радуйся, наставлениями и молитвами твоими подвижники совершенныя воспитавый. Радуйся, в юном послушнике будущаго старца Захарию прозревый; радуйся, купца Василия, будущаго старца Серафима Вырицкаго, на путь духовнаго подвига направивый. Радуйся, яко будущему Оптинскому старцу Варсонофию мир оставити помогл еси; радуйся, будущаго подвижника и старца епископа Тихона Череповецкаго духовный учителю. Радуйся великаго святителя митрополита Трифона духовный отче и наставниче; радуйся, Царя-страстотерпца Николая Втораго на подвиг служения его благословивый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию дарова ти Господь, предивный угодниче Божий, якоже бо в земней жизни твоей пророчествовал еси и, совершал еси дивная и многая чудеса, тако и доныне не престаеши чудодействовати и источати исцеления всем чтущим тя. Темже и нас молитвою твоею исцели, буди нам помощник скорый и врач духовный, да покаянием очищени, в Царство Небесное внидем и тамо с тобою и со всеми угодившими Богу воспоем Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое прославление в лице святых земли нашея, хвалим, славим и ублажаем тя любовию, преподобне отче наш Варнаво, яко заступника и молитвенника о нас пред Господом. Ты же дарованною тебе благодатию освяти, просвети и настави на путь спасения нас, грешных; услыши нас, скорбных, недугующих, страждущих, вопиющих к тебе, великому всероссийскому старцу-утешителю таковая:

Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, великий Божий угодниче. Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси; радуйся, яко со Ангелы ныне предстоиши Пресвятей Троице. Радуйся, во иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся; радуйся, звездо сияющая в лике преподобных. Радуйся, под кровом обители преподобнаго Сергия подвиг иноческий совершивый; радуйся, подвизающимся в ней спасения вечнаго ходатаю. Радуйся, яко разоренную Иверскую обитель молитвами твоими обновивый; радуйся, яко с молитвами о сестрах ея Богу предстоиши. Радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Варнаво, ты явился еси в Отечестве нашем столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, заступник, утешитель и хранитель всем прибегающим к тебе. Не забуди убо нас, чад своих, сохрани и заступи от находящих зол, да твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе Господе нашем, поюще Ему победную песнь: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Творец...» и 1-й кондак: «Избранного угодника Христова...».)

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому

О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру Преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе-реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова.

Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим – любовь Божию и согласие стяжати; алчущим – не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим – утешитися; изгнанником и странником – пристанище обрести; в темнице сущим – от уз свободитися; благочестивым – в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ва­си­лий Ильич Мер­ку­лов (в ино­че­стве Вар­на­ва) ро­дил­ся 24 ян­ва­ря 1831 го­да в с. Пру­ди­щи Туль­ской об­ла­сти, ря­дом с те­ми ме­ста­ми, от­ку­да при­шли на Вык­су ос­но­ва­те­ли на­ше­го го­ро­да бра­тья-за­вод­чи­ки Ба­та­ше­вы.

Дет­ство и от­ро­че­ство

Ро­ди­те­ли Ва­си­лия, Илья и Да­рья Мер­ку­ло­вы, бы­ли кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми. Лю­ди доб­рые и бо­го­бо­яз­нен­ные, они ра­до­ва­лись рож­де­нию сы­на и на­рек­ли его в честь свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го .
Как вспо­ми­нал о сво­ем дет­стве ста­рец, был он маль­чик шуст­рый и по­движ­ный. На­бож­ные ро­ди­те­ли от­да­ли сво­е­го от­ро­ка в шко­лу пса­лом­щи­ков, где тот изу­чал Ча­со­слов и Псал­тырь. Неко­то­рое вре­мя спу­стя по­ме­щик, вла­де­лец Мер­ку­ло­вых, про­да­ет их в се­ло На­ро–Фо­мин­ское Мос­ков­ской гу­бер­нии. Но­вый вла­де­лец, князь Щер­ба­тов, при­ка­зы­ва­ет обу­чить под­рост­ка сле­сар­но­му де­лу.
В сво­бод­ное от ре­мес­ла вре­мя Ва­си­лий по­се­ща­ет рас­по­ла­гав­шу­ю­ся неда­ле­ко Зо­си­мо­ву пу­стынь и зна­ко­мит­ся с от­шель­ни­ком – мо­на­хом Ге­рон­ди­ем. Это за­став­ля­ет его со­вер­шить ре­ши­тель­ную пе­ре­ме­ну в жиз­ни – по­свя­тить се­бя слу­же­нию Бо­гу.

По­слуш­ник Геф­си­ман­ско­го ски­та

Осо­бен­но он утвер­дил­ся в этом, ко­гда в 1850 го­ду по­се­тил вме­сте с ма­те­рью Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Спу­стя год Ва­си­лий ухо­дит ту­да вме­сте с Ге­рон­ди­ем, ре­шив­шим за­кон­чить свою жизнь око­ло мо­щей Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, а в 1852 го­ду по бла­го­сло­ве­нию на­мест­ни­ка Лав­ры Ан­то­ния пе­ре­хо­дит в рас­по­ла­гав­ший­ся в трех ве­стах от Лав­ры Геф­си­ман­ский скит. Этот скит жил по уста­ву Са­ров­ской Пу­сты­ни, опи­сан­но­му са­ров­ским стар­цем Па­и­си­ем Ве­ли­ким.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния в ски­ту осо­бен­но боль­шое вли­я­ние на бу­ду­ще­го стар­ца ока­зал мо­нах Да­ни­ил (Схи­мов­ский).
17 фев­ра­ля 1856 г. Ва­си­лий по­лу­чил от­пуск­ную гра­мо­ту, то есть сво­бо­ду от по­ме­щи­ка.
23 де­каб­ря 1957 г. он ста­но­вит­ся по­слуш­ни­ком. И лишь спу­стя по­чти де­сять лет, 20 но­яб­ря 1866 г., по­сле смер­ти стар­ца Да­ни­и­ла Ва­си­лий при­ни­ма­ет по­стриг и впо­след­ствии несет по­двиг стар­че­ства под име­нем Вар­на­ва («ди­тя ми­ло­сти, сын уте­ше­ния»).

На­род­ный ду­хов­ник

В 1871 го­ду Вар­на­ва ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­ны, 10 ян­ва­ря 1872-го – в иеро­мо­на­хи, а еще неко­то­рое вре­мя спу­стя на­мест­ник Лав­ры утвер­дил его в зва­нии на­род­но­го ду­хов­ни­ка пе­щер Геф­си­ман­ско­го ски­та.
С это­го мо­мен­та на­чи­на­ет­ся из­вест­ность Вар­на­вы сре­ди ве­ру­ю­щих. За его бла­го­сло­ве­ни­ем идут па­лом­ни­ки из мно­гих угол­ков Рос­сии. В сви­де­тель­ствах совре­мен­ни­ков, с ним об­щав­ших­ся, на­хо­дим мно­го при­ме­ров про­зор­ли­во­сти стар­ца. В ян­ва­ре 1905 г. на ис­по­ведь к Вар­на­ве хо­дил сам им­пе­ра­тор-му­че­ник Ни­ко­лай II.

Устро­и­тель Ивер­ской оби­те­ли на Вык­се

Стар­че­ство на Ру­си бы­ло осо­бой фор­мой мо­на­ше­ства. Стар­цы остав­ля­ли по­сле се­бя не толь­ко чи­сто ду­хов­ное, но и ма­те­ри­аль­ное во­пло­ще­ние этой ду­хов­но­сти – мо­на­сты­ри, ко­то­рые жи­ли под их вли­я­ни­ем.
Мно­го сил и тру­дов о. Вар­на­ва по­ло­жил на со­зда­ние и на­ше­го Ивер­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. Оби­тель ве­дет свою ис­то­рию с 1863 г., ко­гда здесь в по­стро­ен­ной бо­га­дельне по­яви­лись пер­вые на­сель­ни­цы.
Бла­го­да­ря тру­дам стар­ца к на­ча­лу XX ве­ка мо­на­стырь стал про­цве­тать.

17 фев­ра­ля 1906 г. стар­ца не ста­ло. А 19-го в от­вет на прось­бу се­стер Ивер­ско­го мо­на­сты­ря о за­хо­ро­не­нии стар­ца в сте­нах мо­на­сты­ря обер-про­ку­рор Свя­тей­ше­го Си­но­да от­ве­ча­ет те­ле­грам­мой, что усоп­ший бу­дет по­гре­бен на брат­ском клад­би­ще Геф­си­ман­ско­го Ски­та.
В 1913 го­ду под­ни­ма­ет­ся во­прос о пе­ре­име­но­ва­нии Вык­сун­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ивер­ский Вар­нав­ский жен­ский мо­на­стырь. Но его ре­ше­нию, ви­ди­мо, по­ме­ша­ли вой­на и ре­во­лю­ция.

Ка­но­ни­за­ция

В 1989 го­ду на Со­бо­ре под­нят во­прос о ка­но­ни­за­ции иеро­мо­на­ха Вар­на­вы. По­сле изу­че­ния ма­те­ри­а­лов пред­се­да­тель ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции мит­ро­по­лит Юве­на­лий до­ло­жил пат­ри­ар­ху Алек­сию II о воз­мож­но­сти ка­но­ни­за­ции стар­ца Вар­на­вы.
30 сен­тяб­ря 1994 г. пат­ри­арх на­пра­вил пись­мо на­мест­ни­ку Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­ри­ту Фе­о­гно­сту, в ко­то­ром со­об­щил, что ко­мис­сия еди­но­глас­но при­шла к вы­во­ду о воз­мож­но­сти при­чис­ле­ния иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва) к ли­ку ме­сто­чти­мых свя­тых Мос­ков­ской епар­хии в сон­ме Ра­до­неж­ских свя­тых.
В 1995 го­ду, в день Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, в Успен­ском Со­бо­ре мос­ков­ско­го Крем­ля свя­тей­шим пат­ри­ар­хом бы­ла со­вер­ше­на ка­но­ни­за­ция иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва).

История христианства на Кипре неразрывно связана с именем св. апостола Варнавы - ее основателя и первого архиепископа. Согласно Священному Преданию, Варнава играл ведущую роль среди 70 Апостолов, к числу которых принадлежал. Многие годы он проповедовал христианскую веру на своем родном острове, благодаря чему Кипр стал первой страной в мире, управление которой осуществлялось христианином.

В "Деяниях Апостолов" прямо указывается на происхождение Варнавы: Левит, рожденный на Кипре. Согласно утверждениям святого Стефания и монаха Александра, в данной характеристике нет ничего противоречивого. Варнава действительно мог принадлежать к прославленному роду Левитов, представителями которого являлись пророки Моисей и Самуил, и одновременно быть киприотом. Исторические реалии таковы, что еврейские предки Апостола, гонимые войнами, оказались на Кипре вынужденными переселенцами. Здесь, на острове, где существовала довольно сильная еврейская община, семья Варнавы жила в мире и достатке. Подтверждением их материального благополучия представляется тот факт, что они обладали землей не только на Кипре, но и в Иерусалиме.

Иерусалимское поместье св. Варнава продал, а вырученные деньги пошли на поддержку миссионерской деятельности его сподвижников. Благодаря этим пожертвованиям он заслужил право быть нареченным собратьями по вере Варнавой (от рождения его звали Иосифом) - именем, которое переводится как "утешитель".

Проповедовать христианство по миру Варнава стал вместе с двумя другими последователями нового учения -Павлом и Марком. Св. апостола Павла Варнава знал еще до посвящения, скорее всего, по совместной учебе. Именно Варнава ввел Павла в круг своих единоверцев и убедил их принять Павла, несмотря на то, что тот прежде был известен как противник христианства.

Впервые Варнава увидел Христа в Иерусалиме. Неизгладимое впечатление произвели на Варнаву необычные способности Господа Иисуса творить чудеса. Ни капли сомнений не оставалось в душе Варнавы, что он видел того самого Спасителя, ниспосланного человечеству свыше. И, пав перед Христом на колени, Варнава попросил его благословения.

После распятия Господа Иисуса Христа Варнава был среди тех, кто стал продолжателем дела Учителя, посвятив всю свою жизнь обращению людей в христианскую веру. Исходя из Новозаветного повествования, свое первое поручение Варнава получил сразу после мученической кончины святого Стефана. Он должен был отправиться из Иерусалима в Антиохию, чтобы на месте разобраться, приемлемо ли проповедовать христианскую веру среди эллинов. Объясняется это тем, что поначалу у Апостолов не было единства мнений насчет данного вопроса, и свои разъяснительные беседы они вели исключительно с евреями.

В Антиохии Варнава с огромным воодушевлением вел пропаганду христианства, примкнув к эллинистам - сторонникам активного распространения учения среди более широкого круга, а не только евреев. Варнаве и Павлу удалось собрать значительную сумму для укрепления христианской общины в Иерусалиме, после чего и наступил период их совместных трудов по утверждению христианской церкви. Там же в Антиохии Варнава возглавил группу "учителей и пророков", в которой состояли Павел, Лука, Киринеос и другие. Вообще, очень часто в "Деяниях" имя Варнавы упоминается первым, что явно свидетельствует о его лидерстве.

Следующим местом для миссионерского путешествия Варнавы был избран Кипр.

Как сказано в "Деяниях Апостолов", христианство пришло на Кипр уже в 33 году вместе с теми киприотами, что оказались среди 3000 уверовавших во Христа в день Пятидесятницы. Однако христианская проповедь на острове ограничивалась тогда иудейской средой, почему и не была особо популярна. С прибытием на Кипр св. апостолов Варнавы и Павла христианское учение приобрело черты последовательного и целенаправленного, в результате чего все больше жителей Кипра было вовлечено в лоно христианской церкви.

Известно о двух посещениях Варнавой Кипра, первое из которых состоялось в 45 году. Вместе с апостолом Павлом и Марком Варнава сошел на берег в Саламине. Вероятнее всего, проповедники следовали по проложенным тогда дорогам и исколесили весь остров. В Китионе (Ларнаке) они встретили воскрешенного Христом Лазаря и рукоположили его в сан епископа Китийского. Епископом Тамассоса стал крещенный Варнавой Ираклидий, а епископом Амафунта - Аристоклианос.

В Пафосе, по преданию, св. апостол Павел совершил несколько чудес. Одним из них стало наказание колдуна Элима: Павел временно ослепил его, чем заставил римского проконсула Сергия Павла безоговорочно принять христианство. Обратив, таким образом, в новую веру самого правителя Кипра и образовав на острове христианские общины, Апостолы имели все основания считать свою миссию успешной.

О втором визите Варнавы на остров сведения еще более скудны. Однако мы знаем, что за семь лет своего пребывания на острове (с 50 по 57 год) Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, неустанно шел к своей цели - закладывал прочный фундамент церкви Христовой на Кипре.

Противодействие Варнава встречал и со стороны своего давнего врага Элима, который постоянно настраивал местных иудеев против Апостола. Не раз такого рода организованные или стихийные возмущения угрожали жизни Варнавы. И однажды Апостол все-таки не избежал печальной участи из-за ненависти тех, кто оказался не способен внять христианскому учению из уст Варнавы.

Посмертное служение

Случилось это в Саламине. Св. апостол Варнава никогда не расставался с Евангелием от Матфея, которое переписал собственной рукой. Готовясь к смерти, он завещал положить это Евангелие с собою в гроб. Затем, простившись с Марком, апостол направился в синагогу. На собрании иудеев он последний раз попытался вразумить своих соплеменников, доказывая им на основании книг пророков мессианство Иисуса Христа. Сирийские иудеи, удивленные смелой речью, некоторое время молча слушали Варнаву, но, придя в себя, с яростными криками вскочили со своих мест. Возбужденная толпа вывела апостола за пределы западной границы города, и там он был забит камнями. Ненависть убийц к проповеднику была настолько велика, что, не довольствуясь его смертью, они захотели уничтожить и тело Варнавы, которое бросили в пламя костра.

Когда толпа иудеев разошлась по домам, на место расправы пришел апостол Марк с братией. В пепелище они обнаружили совершенно не тронутое огнем тело своего учителя. Христиане с честью погребли его в одной из пещер близ Саламина, положив на грудь святое Евангелие. Апостол Марк, выполняя последнюю волю дяди, разыскал св. апостола Павла и рассказал ему о мученической кончине св. апостола Варнавы. Павел, оплакав гибель своего друга, с любовью принял его племянника в число своих самых ближайших соратников. Так Марк, некогда разъединивший в земной жизни Павла и Варнаву, стал символом их будущего вечного единения.

С течением столетий место погребения апостола Варнавы было забыто. Однако Господь для назидания христиан пожелал прославить Своего верного служителя. В V веке архиепископу Кипра Анфиму в сонном видении трижды было указано место, где покоилось тело святого. Когда по его приказу раскопали засыпанную землей пещеру, из нее разлилось необыкновенное благоухание, а в обретенном гробе нашли не подвергшиеся тлению мощи святого с Евангелием от Матфея на груди. На месте погребения апостола был построен великолепный храм, в алтаре которого положили его честные мощи. Евангелие, переписанное рукой св. апостола Варнавы, архиепископ Анфим преподнес в подарок византийскому императору Зинону в знак благодарности.
День памяти Варнавы празднуется 11(24) июня. Стоит ли говорить, сколь высоко Апостол почитается на Кипре - острове, который его трудами был направлен на путь обретения христианства.

[арам. ; греч. Βαρνάβας] († ок. 57), ап. от 70 (пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов). Считается основателем Кипрской Православной Церкви и ее 1-м архиепископом.

Кроме Деяний святых апостолов важнейшими источниками, повествующими об апостольской деятельности В., являются апокрифические «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы) (V в., до 488 г.), приписываемые ап. Марку, и Энкомий (похвальное слово) (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.) мон. Александра Кипрского . По словам агиографа, Энкомий написан на основе сочинений Климента Александрийского (III в.) и «др. древних авторов». Ряд сведений о В. содержится в житиях кипр. святых I в.- Ираклидия , еп. Тамасского, и Авксивия , еп. Солийского (BHG, N 204, 743 - оба не ранее VI в.).

Начало апостольской деятельности

В. происходил из состоятельной евр. семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян 4. 36), или Иосиф (Epiph . Adv. haer. I. 2. 30, 25). Апостолы нарекли его В., что означает «сын утешения» или «сын пророчества» (Деян 4. 36). Он принадлежал к колену Левитову, причем Александр Кипрский уточняет, что В. вел свой род от прор. Самуила (1. 9). Согласно Александру Кипрскому, В. в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (буд. ап. Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила . Благодаря В., убедившему апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошел в общение с учениками Христа (Деян 9. 27). Семья В. имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христ. общины (Деян 4. 37).

В Деяниях апостолов не говорится об обстоятельствах обращения В. По свидетельству мон. Александра, в Иерусалиме В. стал очевидцем исцеления расслабленного у купальни Вифезда , а также др. чудес, совершенных Христом в иерусалимском храме. В. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения (1. 12). Он обратил в христианство свою сестру Марию, мать ап. Иоанна Марка.

Апостольская деятельность В. началась после побиения камнями первомученика Стефана (34/5 г.). Спасаясь от гонений, начавшихся после смерти Стефана, члены иерусалимской общины «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же нек-рые из них Кипряне и Киринейцы, к-рые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 19-20). Когда в Иерусалиме стало известно о распространении христианства в Антиохии, апостолы поручили В. отправиться туда (Деян 11. 22). Прибыв в Антиохию, он утвердил новообращенных и поддержал деятельность эллинистов (Деян 11. 23). Потом, отправившись в Тарс, он привел оттуда Савла (Деян 11. 25) и привлек его к проповеднической деятельности среди антиохийских язычников. Целый год они вместе проповедовали в Антиохии, многих обратив ко Христу. Их ученики впервые в истории стали называться христианами (Деян 11. 26). Среди обращенных иудеев-киприотов были исцеленный от проказы Аристоклиан (впосл. еп. Амафунтский) и, вероятно, Мнасон (впосл. еп. Тамасский) со своим другом Феоной (Хождения и мучение Апостола Варнавы, § 20).

Узнав о грядущем голоде (44 г.), антиохийские христиане собрали деньги и послали их через апостолов В. и Савла иерусалимской общине (Деян 11. 29-30). В. и Савл вскоре возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собой племянника В. Иоанна Марка (Деян 12. 25).

В Антиохии В. возглавил круг «пророков и учителей», куда входили Симеон Нигер, Луций Киринеянин, Манаил, воспитывавшийся вместе с Иродом Антипой, и Савл (Деян 13. 1). На протяжении 11-й и 12-й глав и 1-12 стихов 13-й главы (до рассказа об обращении проконсула Сергия Павла) при описании их апостольской деятельности имя В. всегда стоит впереди имени Савла. Жители Листры сравнивали В. с Зевсом, а Савла с Гермесом (Деян 14. 12).

1-е путешествие апостолов Варнавы и Павла

По Божественному внушению они отправились на проповедь, обратив ее как к эллинам, так и к иудеям. В этом путешествии их сопровождал племянник В. Иоанн Марк. Из Антиохии они прибыли на Кипр (весна 45 г.), проповедовали в Саламинских синагогах и прошли весь остров до Пафоса (Пафа) (Деян 13. 4-6). В Пафосе рим. проконсул Сергий Павел, «призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие» (Деян 13. 7). Их оппонентом выступил иудейский маг и псевдопророк Вариисус (Елима). Савл совершил чудо, временно ослепив Вариисуса, в результате чего многих обратил в христианство, в т. ч. и самого проконсула (Деян 13. 6-12). Т. о., Кипр стал первой страной, где у власти был христ. правитель. С этого момента Савл стал именоваться Павлом. В Пафосе, согласно местному преданию, ап. Павел претерпел мучение «сорока без одного» ударами.

Маршрут апостолов не указывается в Деяниях, а в кипр. источниках существуют различные версии. Среди городов и местностей, в к-рых побывали апостолы, упоминаются Китий, Тамас, Палехори, Агрос, Лампадист, Солы, гора Олимп (совр. Олимбос) и др. Наиболее вероятно, что апостолы передвигались по острову, пользуясь системой рим. дорог.

В Китии (совр. Ларнака) они встретили прав. Лазаря Четверодневного, к-рый из-за преследования иудеев вынужден был покинуть Палестину и переселиться на Кипр. В. и Павел рукоположили его во епископа Кития (Χατζηϊωάννου . Τ. 1. Σ. 352-356).

В «Хождении ап. Варнавы» рассказывается, что они посетили г. Лампадист (по мнению одних исследователей, он располагался к востоку от совр. сел. Какопетрия, по мнению др.- к юго-западу от сел. Мицеро, на вершине, где находятся развалины визант. ц. Панагии Ламподусы). Здесь они встретили Ираклия из Тамаса, с к-рым познакомились еще в Китии. В. крестил его с именем Ираклидий и рукоположил во епископа Тамаса (§ 16-17). Согласно житию св. Ираклидия, его крещение произошло в «реке Солейской» (т. е. в р. Сетрах, протекающей по горной долине Марафаса и впадающей в море у г. Солы). Около места крещения Ираклидия сейчас находится мон-рь св. Иоанна Лампадистиса (сел. Калопанайотис).

Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в М. Азию, о чем упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl VII. 25, 15-16). Далее (без Иоанна Марка, к-рый отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христ. общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян 13. 13-52; 14. 1-26).

Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан. Для решения этого вопроса они отправились в Иерусалим, где рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Иерусалимский Собор апостолов (48 г.) принял решение не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (Деян 15. 1-31 и Гал 2. 9). Павел и В. жили в Антиохии, «уча и благовествуя» (Деян 15. 35). Через нек-рое время они решили посетить основанные ими христ. общины в М. Азии. Однако между ними возникло разногласие из-за Иоанна Марка, к-рого Павел не хотел брать с собой, поскольку тот оставил их в Памфилии во время 1-го путешествия (Деян 15. 36-38). В конце концов В. отправился на Кипр с Марком, а Павел с ап. Силой - в М. Азию и далее во Фракию и Элладу (48 или 49 г.) (Деян 15. 39-41). На эпизоде расставания апостолов заканчивается повествование об апостоле В. в Новом Завете. Разногласие между апостолами не повлекло за собой вражды (Ioan . Chrysost . In Acta Apostolorum. 34.1): ап. Павел с уважением говорит о В. в своем послании (1 Кор 9.6) (ок. 56). О более позднем сотрудничестве апостолов существует одно косвенное упоминание в Послании Колоссянам (Кол 4. 10).

Путешествия В. в Александрию, Рим и Медиолан

Ряд источников содержит разноречивые сведения об апостольской проповеди В. в Александрии, Риме и Медиолане (совр. Милан). Климентовы «Встречи» (Recognitiones, IV в.), находящиеся в составе Климентин и дошедшие в лат. переводе Руфина Аквилейского (V в.), говорят о деятельности В. в Риме еще во время земной жизни Спасителя. Климент встретил В. в Риме, где апостол проповедовал Евангелие (Recognitiones. I 6). Акты ап. Петра (§ 4) также упоминают о пребывании В. в Риме (NTApo. Tüb., 19242. S. 233). В Псевдо-Климентовых гомилиях рассказывается о том, как Климент Римский встретил В., «одного из учеников Сына Божия», в Александрии (Hom. 1. 9-16; Hom. 2. 4) и спрятал его в своем доме, чтобы защитить от толпы философов, старавшихся опровергнуть проповедь В. с помощью силлогизмов. В. возвратился в Иудею, куда затем прибыл Климент. Они встретились у ап. Петра, и В. просил Климента сопровождать его в Рим (Hom. 1. 14-16. 5).

Александр Кипрский считает, что путешествие В. из Антиохии в Рим, а затем в Александрию и его возвращение в Антиохию состоялись позднее - вскоре после побиения камнями первомученика Стефана (2. 20-21).

Древнейшие источники не говорят о проповеди В. в Медиолане. Наиболее раннее упоминание об этом встречается в Апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.). Подробно его деятельность в Медиолане описана в соч. «De adventu Barnabae Apostoli» в составе «Datiana Historia Ecclesiae Mediolanensis» или «De situ civitatis Mediolanensis» (IX в.), где говорится, что В. отправился в Рим сразу после расставания с ап. Павлом, т. е. прибыл туда ранее др. апостолов и первым возвестил там евангельское учение. На Западе В. считается небесным защитником Милана и покровителем бондарей и ткачей.

2-е путешествие В. на Кипр

После расставания с ап. Павлом В. прибыл из Антиохии на остров в сопровождении Иоанна Марка (Деян 15. 35-39). Как рассказывается в «Хождении ап. Варнавы», они сели в Лаодикии на корабль, плывущий на Кипр, и ночью высадились на берег в Кроммиакити (совр. Кормакитис). Их приняли у себя Аристон и Тимон, слуги языческих жрецов (§ 14). На следующий день они отправились в Лапиф, однако не вошли в город, т. к. там совершался языческий праздник (§ 16). Оттуда они поднялись в горы в г. Лампадист (здесь в «Хождении ап. Варнавы» помещается эпизод крещения Ираклидия, к-рый большинство исследователей относят ко времени 1-го путешествия), взошли на гору Хионодес (совр. Хионистра) в Троодосе и спустились в Палеа-Пафос (совр. Куклия) (§ 18). Здесь они остановились у Родона, бывшего рабом в храме Афродиты и ставшего христианином. В Палеа-Пафосе В. был узнан Вариисусом, к-рый приложил все усилия, чтобы не допустить его прибытия в Пафос. Поэтому В., Марк и Родон пошли в Курион (§ 18). Приближаясь к этому городу, они встретили процессию идолопоклонников, двигавшуюся к святилищу, в которой участвовало множество обнаженных мужчин и женщин. В. проклял это позорное шествие, и тотчас обрушилась зап. часть городских стен, задавив и покалечив многих, остальные нашли прибежище в святилище Аполлона (§ 19). Вариисус, собрав иудеев у городских ворот, воспрепятствовал входу апостолов в город (§ 19). На следующий день апостолы пришли в селение около Амафунта, где их принял Аристоклиан, затем отправились в Амафунт, где совершались языческие торжества. Вариисус возмутил против них живших там иудеев и снова помешал войти в город (§ 20). Наконец, они достигли Кития, где их никто не принял (§ 21), и отплыли оттуда в Саламин (Констанцию) (§ 22).

Мученическая кончина В.

Год смерти В. (ок. 57) устанавливают, исходя из общей хронологии событий, изложенных в Деяниях святых апостолов. Ранее предпочтение отдавалось др. дате - 61-62 гг. В «Хождении» рассказывается, что по прибытии в Саламин В. стал проповедовать в синагоге (§ 22). Через 2 дня в город приехал Вариисус и поднял против В. иудеев. Они схватили апостола и хотели вести его на суд к правителю Саламина, но, узнав, что на Кипр приехал один благочестивый родственник имп. Нерона, иудеи решили казнить В. тайно. Ночью, надев аркан на шею, апостола повлекли из синагоги к ипподрому и далее за городские стены, где предали сожжению (§ 23). Прах В. собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море (§ 23). Однако Марку вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах и похоронить его в одной из пещер около города, где прежде поселились иевусеи . Вместе с прахом апостола они положили Евангелие, к-рое тот получил от ап. Матфея (§ 24). Марк, Тимон и Родон 3 дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит (§ 25). В Житии св. Авксивия говорится, что там Марк рукоположил Авксивия, только что прибывшего из Рима, во епископа г. Солы (§ 8). Оттуда Марк на егип. судне отплыл в Александрию.

Согласно Энкомию Александра Кипрского, В. был схвачен в Саламине во время проповеди в синагоге сир. иудеями и после долгих мучений был предан побиению камнями. Иудеи решили сжечь тело апостола, чтобы уничтожить его бесследно, но оно чудесным образом осталось невредимым в огне и было тайно погребено ап. Марком и др. христианами (2. 29).

Обретение мощей В.

Согласно Энкомию Александра Кипрского (4. 40), гробница апостола, его мощи и Евангелие были обретены после явления В. Анфемию, архиеп. Саламина (ок. 488). В. трижды являлся Анфемию во сне и велел искать его мощи в 5 стадиях от города, в месте, называемом Игиас (в переводе с греч. «Место здравия», т. к. там часто совершались чудеса), в пещере под рожковым деревом. На груди апостола было обнаружено Евангелие от Матфея, переписанное рукой В. (4. 40). Доски переплета были сделаны из туевого дерева (Suda . Θ. 541).

Это событие произошло в критический период для Кипрской Церкви, когда Антиохийская Церковь при патриархе-монофизите Петре Гнафевсе стремилась установить над островом свой контроль под предлогом, что Кипр получил христианство от Антиохии. Евангелие, найденное в гробу В., было отвезено архиеп. Анфемием в Константинополь и предъявлено визант. имп. Зинону (474-491). Обретение мощей апостола являлось важным аргументом в полемике с Антиохийским Патриархом, т. о. была доказана и окончательно признана автокефалия Кипрской Церкви как основанной апостолом. Архиепископ, избиравшийся Кипрскими епископами, получил 3 имп. привилегии: носить порфировую мантию, имп. скипетр (вместо посоха) и подписываться киноварью.

Корпус песнопений включает в себя: тропарь 3-го гласа (общий апп.): « »; кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь»: « » с икосом (в греч. Минее икос отсутствует); канон 2-го гласа, творение Феофана, ирмос «̀ρδβλθυοτεΕν βυθῷ κατέστρωσε ποτὲ» (), нач.: «῾Ως ἀνὴρ ὑπάρχων ἀγαθός, καὶ τῆς παρακλ̀ρδβλθυοτεσεως, υἱὸς φανεὶς» (); 2 самогласна, 1 группа из 3 подобнов и 2 группы стихир, посвященные обоим апостолам. В греч. Минее есть др. 2 самогласна, посвященные этим апостолам; седален и светилен иные.

Литургийное чтение из Апостола (Деян 11, 19-26, 29-30) выбрано, потому что в нем упоминается В. В греч. Минее указано общее чтение апостолам (1 Кор 4. 9-16); Евангелие также общее.

А. А. Лукашевич Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г.


Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «С проседью в длинной бороде» (Ч. 3. § 7. № 66). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) указано изображать его вместе с ап. Варфоломеем «русым аки Иоаким Богоносец, риза бакан, испод лазорь, во амфоре (омофоре) и свиток».

Парные изображения В. с ап. Варфоломеем представлены: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 312v, 3-я четв. XI в.), в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.) - оба в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.- оба в мучении, В. в огне (по версии апокрифического сочинения «Хождения и мучение Апостола Варнавы»); в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.- оба в мучении, В. побиваем камнями (по версии Энкомия (Похвального слова) Александра Монаха).

Устойчивые черты иконография В. приобрела на Кипре, откуда апостол был родом и где принял мученическую кончину. В росписях храмов XII в. святой представлен в центре апсиды, как правило в рост, в одной зоне с отцами Церкви, в паре с др. почитаемым кипрским святым - еп. Епифанием; оба в омофорах, в руках свитки: ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, 1105/06 г.; ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг.- в медальоне (парно с еп. Епифанием); ц. Аракос Панагии близ дер. Лагудера, 1192 г. В росписях более позднего времени местоположение святого в кипрских храмах сохраняется в зоне вимы и прилегающих к ней участков, иконография остается неизменной, т. е. В. представлен как святитель в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, XIII-XIV вв., в церкви мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, 1494 г.; ц. Христа Антифонита близ Калогреи, 90-е гг. XV в. (на сев.-вост. пилоне); в ц. св. Мавра в Килани, кон. XV в. (вост. часть софита в сев.-вост. нише); в ц. арх. Михаила в Холи, XV-XVI вв. (на сев. стене вимы, сохр. только голова).

Поясное изображение В. в омофоре со свитком в руках гравировано на лицевой стороне креста-мощевика (на нижнем конце) московской работы из Благовещенского собора Московского Кремля, нач. XVII в. (ГММК).

Наличие образа В. в минейных циклах (настенных минологиях и иконах) неустойчиво, нередко под 11 июня изображается только ап. Варфоломей.

В композиции «Собор святых апостолов» В. представлен на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 158; Миjовић . Менолог. 359, 373; Евсеева . Афонская книга. С. 309; Христианские реликвии. С. 134-136.

Э. В. Шевченко

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим ) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе ().

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск ().

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: «Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого ().

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, «что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого – воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком – на Кипр ().

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

*На русском языке издано:

Послание / Пер. Ив. Чупровского // Христианское чтение. 1830. ХХХVII. С. 3 слл. То же / С введ. и прим. свящ. П. А. Преображенского // Писания мужей апостольских. М., 1860 (Памятники древней христианской письменности в рус. пер. Т. 2. прил. к ж. «Православное обозрение»).*



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»