Установка фердинанд. Как строил танк Фердинанд Порше и почему у него получилась самоходка? Видео: полезная лекция Юрия Бахурина о САУ "Фердинанд"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Герои популярных книги и фильма «Место встречи изменить нельзя», работники легендарного МУРа в качестве транспорта используют автобус, прозванный «Фердинанд». Из уст водителя главный герой узнает, что машина названа за сходство силуэта с немецкой самоходкой.

Из этого небольшого эпизода можно узнать, насколько была известна в среде фронтовиков самоходная артиллерийская установка производства Фердинанда Порше. Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, эти установки запали в память всех, кому доводилось видеть их в бою.

История создания

Своим рождением самоходная установка прорыва «Фердинанд» обязана другому, не менее эпичному образцу германского танкового гения. Начало 1941 года ознаменовалось личным заказом Гитлера двум крупнейшим КБ Германии 26 мая на совещании, в присутствии высших чинов инженерного ведомства, относящихся к бронетанковым силам.

В присутствии представителей КБ были проанализированы бои во Франции, выявлены недостатки немецких боевых машин. Фердинанду Порше и Штайеру Хаккеру, директору «Хеншель» были официально сделаны особые заказы. Создать они должны были тяжелый танк, предназначенный для прорыва линий обороны противников Германии.

Еще одна причина заказа в неэффективности большинства германских танков в борьбе с толстокожими английскими «Матильдами» Мк.II. В случае успеха планируемой операции «Морской лев» панцерваффе должны были столкнуться, по разным оценкам, с 5 тысячами таких машин. На этом же совещании фюреру были представлены макеты танков Порше и Хеншеля.

Лето 1941 года двояко повлияло на разработки новых танков.

С одной стороны, конструкторы были заняты доработкой стоящих в серии машин. С другой Вермахт познакомился с танками КВ, произведшими как на генералов, так и на рядовых танкистов громадное впечатление. Осенью 1941го работы по разработке тяжелого танка были продолжены в форсированном режиме.

Управление вооружения, курировавшее создание машины, было на стороне фирмы Хеншель. По их же просьбам разработки возглавил Эрвин Адерс, вошедший в историю как главный конструктор танка-символа Вермахта.


Фердинанд Порше в этот период вступает в серьёзный конфликт с Управлением вооружений из-за технических несоответствий проектируемой и заказанной чиновниками башней проектируемого танка. В последствие это сыграет свою роль в судьбе обоих прототипов.

Гибнет в авиакатастрофе доктор Тодт, единственный союзник Порше в продвижении именно его модели. Однако сам Фердинанд был уверен в успехе своей разработки. Пользовавшийся неограниченным успехом у Гитлера, он разместил на свой страх и риск в фирме Нибелунгенверк заказ на изготовление корпусов для своих машин.

На испытаниях сыграла роль вражда любимчика фюрера и чиновников Управления.

Несмотря не превосходство модели Порше, зафиксированные по ходу испытаний, было рекомендовано принять на вооружение образец Хеншеля, к ужасу техников германской армии. Предложение Гитлера выпускать две машины встретило сдержанный отказ, мотивированный невозможностью выпускать в военное время два дорогостоящих, но равнозначных танка.

Неудача обернулась к Порше лицом, после того как в марте 1942 года стало ясно, что требуемое Гитлером новое мощное штурмовое вооружение, оборудованное 88-мм орудием, невозможно создать на базе PzKpfw. IV, как планировалось первоначально.

Тут и пригодились построенные Нибелунгенверком, 92 единицы шасси, для так и не попавших в серию «Тигров» конструкции Порше. Сам создатель с головой окунулся в новый проект. Увлекшись расчетами, он проработал схему с расположением экипажа в расположенной сзади просторной боевой рубке.

После согласований с Управлением вооружений и доработок завод Нибелунгенверк приступил к сборке корпусов новых самоходок на базе многострадальных шасси. В этот период, неясно кем, был убран заложенный Порше курсовой пулемет. Эта «доработка» сыграет потом свою роль в судьбе САУ.

Начало 1943 года ознаменовалось выходом из ворот первых самоходок и отправки их на фронт. В феврале приходит подарок фюрера создателю САУ – машине официально присваивается имя «фатера», «Фердинанд». По приказу того же «бесноватого» самоходки без приемки идут на Восток. Немало удивлённый Порше вспоминал, что ждал с фронта жалоб на свои недоработанные в спешке машины, но не получил ни одной.

Боевое применение

Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.

Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед.

В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.


Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.

Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.

Мощная контратака советской пехоты 14 июля окончательно расстроило планы по вывозу этой техники.

Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.

В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».

После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.

И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.

Среди танкистов и артиллеристов распространились легенды о громадном числе этих САУ, так как любую немецкую самоходку с дульным тормозом и кормовой боевой частью они принимали за «Фердинанда».

Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.

Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.

Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.

Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».


Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.


Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Движение машины осуществлялось за счёт 2х двигателей фирмы Майбах, работавших на бензине.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».


Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Что бы сменить каток у доктора Порше уходило около 4х часов, эта же операция на «Тигре» занимала около суток.

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.


Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Оптика была представлена монокулярным прицелом, обеспечивающим наведение орудия на дальности 2 км.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Вклад в культуру и историю

Машина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника.

Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз.


Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу.

Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль.

Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.

Часто встречается «Фердинанд» и в компьютерных играх по мотивам Второй мировой.

Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины.

Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей.

Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд».

Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место.

Видео

20 апреля 1942 года Гитлеру были показаны опытные образцы тяжёлых танков, разработанные конструкторскими бюро «Хеншель» и «Порше». Они произвели неплохое впечатление, и поначалу фюрер отдал распоряжение о серийном производстве обеих машин. Но потом решено было остановиться на проекте фирмы «Хеншель». В это же самое время появилась необходимость создания самоходного орудия под 88-мм пушку Pak 43 фирмы «Рейнметалл». При этом техническое задание требовало довести толщину лобовой брони до 200 мм и задавало ограничение по массе для будущей машины — 65 тонн. Невостребованные шасси «Порше» решили использовать в качестве базы для новой самоходки.

Работы начались в сентябре 1942 года. Проектирование вели совместно фирма «Порше» и берлинский завод «Алкетт». Из-за большой длины пушки Фердинанд Порше выбрал для своего орудия схему с задним расположением боевой рубки и размещением двигателей в средней части машины. В связи с задней компоновкой боевого отделения бытует мнение о том, что шасси вообще развернули задом наперёд. Это мнение ошибочно: и танк, и самоходка «смотрели» в одну сторону. Это можно понять хотя бы по тому, что ведущее колесо как у танка-прототипа Порше, так и у САУ располагалось сзади.

В феврале 1943 года Гитлер лично присвоил новому орудию имя «Фердинанд», отдав дань уважения конструктору. 16 февраля 1943 года заводы «Нибелунгеверкен» приступили к сборке детища доктора Порше.

Боевая рубка самоходки представляла собой усечённую четырёхгранную пирамиду. Материалом для неё служила цементированная морская броня. Лобовой лист рубки в соответствии с техническим заданием имел толщину 200 мм. Лобовая броня корпуса, изначально имевшего всего 100-мм защиту, усиливалась при помощи ещё одного листа такой же толщины, который был закреплён при помощи специальных болтов. На бортах и корме броня была тоньше — всего 80 мм. Сзади рубки был оборудован круглый люк, предназначенный для демонтажа повреждённого орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа в экстренных случаях.

Амбразура для орудия в лобовом листе рубки прикрывалась маской грушевидной формы. Скоро выяснилось, что конструкция маски была не слишком удачной и при попадании в неё мелкие осколки и брызги раскалённого металла проникали внутрь машины. Чтобы исключить эту опасность, на масках орудий почти всех «Фердинандов» закрепили бронированный щиток квадратной формы.

Из-за того что рубка располагалась в задней части машины, а двигатели стояли посередине, экипаж самоходки оказался разделён. В рубке находились командир, наводчик и двое заряжающих, а в передней части, в отделении управления, располагались механик-водитель и радист. Отделения разделялись между собой металлическими перегородками, так что связь внутри танка осуществлялась при помощи внутреннего переговорного устройства.

Толстая броня и прекрасная пушка делали «Фердинанд» чрезвычайно опасной машиной. Выпущенные им снаряды гарантированно пробивали советские танки с дистанции около 1000 метров. Советским артиллеристам и танкистам приходилось вести огонь с куда меньших дистанций, так как в противном случае германский бронированный монстр оставался неуязвимым.

Однако нельзя достичь идеала во всем. Детище Порше было очень тяжёлым и не отличалось хорошей проходимостью и мобильностью. Перед каждым выходом «Фердинанда» на боевое задание требовалась тщательная разведка маршрута.

Если ознакомиться с мемуарами и воспоминаниями фронтовиков, то может показаться, что счёт произведённых «Фердинандов» шёл на тысячи и воевали они по всей линии фронта. В реальности было построено всего лишь 90 машин, а единственное массированное их применение произошло на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри и посёлка Тёплое в составе двух дивизионов.

Там «Фердинанды» получили боевое крещение, и оно оказалось нелёгким. Правда, надо отметить, что броня сыграла свою роль и наибольшие потери самоходки понесли на минных полях. Только одна машина оказалась под концентрированным огнём семи советских танков и батареи 76-мм противотанковых орудий, но на ней нашли всего одну пробоину — в борту, возле ведущего колёса. Ещё три «Фердинанда» были уничтожены бутылкой зажигательной смеси, гаубичным снарядом крупного калибра и попаданием авиационной бомбы.

Из всей советской техники способными эффективно противостоять «Фердинандам» оказались только СУ-152. Им удалось подбить за один бой четыре машины немцев.

После Курской битвы «Фердинанды» отправили во Францию и Австрию для ремонта и модернизации. Одним из важных дополнений в конструкции стал пулемёт, установленный в шаровой установке на лобовой броне. Прежде самоходка не имела оружия защиты от пехоты, и это могло оказаться фатальным в реальных боевых условиях. Кроме пулемёта добавили командирскую башенку и повернули броневой щиток на маске орудия другой стороной, так что швы его стали смотреть наружу. Это упрощало монтаж щитка. Боекомплект орудия был увеличен до 55 выстрелов. После модернизации самоходка получила новое имя — «Элефант». Однако до самого конца войны её чаще по привычке называли «Фердинандом».

Несмотря на то что на Восточном фронте самоходных орудий Порше воевало совсем немного, они успели породить настоящую волну боязни «Фердинандов». Так могли назвать любую немецкую самоходку, даже ту, которая внешне ничем не напоминала бронированного монстра. Кроме того, за уничтожение «Фердинанда» полагался орден, в связи с чем нашлось немало желающих приписать себе столь громкую победу.

Попытка использовать «Элефанты» в Италии в 1944 году оказалась провальной. Туда было отправлено 11 машин, но оказалось, что местные грунты совершенно не подходят для них. Самоходки вязли прямо под огнём, и немцы не имели даже возможности их эвакуировать из-за постоянного обстрела. Несколько машин были выведены из строя американскими самолётами. 6 августа в Австрию на ремонт вернулось всего 3 самоходных орудия.

1 мая 1945 года два последних «Фердинанда» были захвачены советскими и польскими солдатами в ходе боя у площади Карла-Августа.

Обсудить материал вы можете .

Скачать рендеры машины во всех разрешениях можно .

Самоходная артиллерия по своему устройству во многом напоминает танк. Обладая меньшей маневренностью и броней, она имеет высокую огневую мощь. Такие установки наиболее эффективны при поддержке наступлений танковых и пехотных соединений.

Самоходные артиллерийские установки (САУ) начали использоваться уже в Первую Мировую . Постепенно они заняли свою нишу в вопросе боевого применения и активно применялись во Второй Мировой войне. С учетом их боевых качеств вне масштабных конфликтов самоходки практически не применяются.

САУ «Фердинанд» (Ferdinand) - тяжелая противотанковая (ПТ) артиллерийская установка Третьего Рейха времен Второй Мировой войны . Была создана с ориентиром на уничтожение танков противника, применялась преимущественно на Восточном фронте.

История разработки

Историю создания САУ Фердинанд связывают с проектированием танка «Тигр I» . Разработку вели конкурирующие фирмы Порше и Хеншель, представив в 1942 опытные образцы VK 4501 (P) и (H) соответственно. Гитлер предложил собирать обе машины параллельно, однако на совещании с Управлением Вооружениями было решено оставить вариант Хеншеля.

Модель танка Фердинанда Порше имела проблемы с трансмиссией и небольшой запас хода. Вместе с тем производство двигателей требовало большого количества цветных металлов, которые в Германии были в дефиците. Однако Порше не стал дожидаться результатов совещаний и начал сборку первых танков.

Машины Порше так и не были приняты на вооружение. Осенью 1942 Гитлер распорядился использовать их шасси под тяжелую штурмовую САУ с 88-миллиметровой пушкой Pak 43 и 200-миллиметровой броней. Данные условия потребовали значительных изменений в компоновке машины.

Также на новую немецкую самоходку были установлены уже имевшие серийное производство двигатели Майбах. Это потребовало перепроектирования системы охлаждения и топливных баков. Все работы делались в большей спешке, что впоследствии стало причиной ряда недоработок.

Уже к концу декабря 1942 новые САУ представлены для испытаний. В качестве награды Гитлер присвоил им имя конструктора «Фердинанд». Весной 1943 артиллерийские установки стали поступать на фронт.

В конце 1943 оставшиеся после первых сражений установки возвращены в Германию для модернизации. В лобовой части появился курсовой пулемет, заменены орудия, появилась командирская башенка с семью перископными устройствами. Эти аспекты позволяют легко отличать версии САУ по фото.

Была учтена и уязвимость установок перед минами - передняя часть днища получила дополнительную броню, гусеницы стали шире. Новая модель получила название «Элефант» (Elephant, с нем. «слон», иногда пишут Elefant), однако данное название закрепилось лишь в англоязычной литературе, поскольку именно с модернизированной версией столкнулись союзники после открытия второго фронта.

Инструкция по эксплуатации

Руководство по применению изначально ставило САУ «Фердинанд» в невыгодное положение. Ограниченный запас хода и низкая маневренность ограничивали их применение в массовом наступлении, хотя и допускало использование в позиционных боях. Также тяжелый вес установки не позволял ей переправляться через большинство мостов.

Самоходная артиллерия «Фердинанд» (упрощенное наименование «Фердь» некорректно) была рассчитана на уничтожение советских танков. Значительная броня обеспечивала надежную защиту против их снарядов. Предполагалось за счет брони использовать САУ в качестве первого эшелона наступления на советские позиции.

Конструкция боевой машины

Конструкция САУ «Фердинанд» была в значительной степени переделана после того, как из танка решили сделать артиллерию. Ввиду значительной длины пушки башню перенесли в кормовую часть, там же располагалась рубка основного экипажа.

Силовая установка с двигателями, генераторами, охлаждением и топливными баками перенесена в среднюю часть, от отделения управления она отделена термостойкими перегородками. С учетом расположения отделений прямое сообщение между управлением и рубкой отсутствовало.

Несмотря на отсутствие пулемета имелись бойницы в рубке для стрельбы из личного оружия. Они представлены небольшими люками с заглушками, три в корме и по одному с каждого борта. В корме также имелась дверь, через которую экипаж мог покинуть установку. На крыше рубки дополнительно имелось два люка для экипажа, небольшие люки для установки перископа и вентилятора.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью велось с помощью перископических устройств, предусмотренных в отделении управления и в рубке. Смотровые щели для механика-водителя и радиста имелись также в передних скошенных бортовых листах.

САУ оснащалась радиостанцией FuG 5, монтированной в отделении управления. Ее телефон работал в радиусе 6,5 км, телеграф - 9,5 км. На машинах командиров устанавливались более мощные FuG 8 с дополнительной антенной.

Броневой корпус

САУ «Фердинанд» обшивались катанной закаленной броней. Лобовая защита имела толщину в 200 мм, верхняя часть корпуса, борта и корма - 80 мм, нижняя часть борта - 60 мм. Днище имело броню в 20 мм, однако передняя часть (1,35 м) дополнительно усиливалась листом в 30 мм. Все крепления обеспечивались болтами с пулестойкими головками.

Экипаж

Экипаж артиллерийской установки состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления. Основной расчет, включая командира - в рубке. С появлением курсового пулемета радист выполнял и роль стрелка.

Вооружение

Вооружение САУ «Фердинанд» изначально рассчитывалось на противодействие танкам и другой бронетехнике. Орудие поражало практически любые машины. Лишь ИС-2 и М26 «Першинг» на определенном расстоянии с нужного курсового угла могли выдержать попадание снаряда.

88-мм пушка StuK 43

Ключевое вооружение самоходной артиллерийской установки - 88-миллиметровая нарезная пушка Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. Ее устаревшее обозначение - StuK 43. Версия 43/2 - танковый вариант Pak 43.

Масса орудия - 2,2 т, в походном положении оно крепилось на специальной установке. Имело два противооткатных устройства и вертикальный клиновый затвор, работавший на полуавтоматике. Механизмы наведения размещались слева на позиции наводчика. Для этого применялось перископическое устройство SFlZF1a/Rblf 36 с пятикратным увеличением.

Баллистика орудия позволяла на расстоянии в 2 км пробивать броню в 132 мм при угле встречи в 60 градусов. Со 100 метров в тех же условиях пробивалось 202 мм брони. Боекомплект состоял из 50 снарядов - бронебойно-трассирующие Pzgr.39-1, подкалиберные Pzgr.40/43 и осколочно-фугасные Sprgr 43. У модифицированного «Элефанта» боезапас увеличен до 55 снарядов.

1×7,92-мм пулемет

Первоначальный вариант САУ «Фердинанд» не имел пулемета. В модифицированной версии января-марта 1944 появилась шаровая установка MG-34 калибра 7,92 мм. Располагалась она справа в лобовой части. Боезапас - 600 патронов.

Техническая характеристика

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса - 8,14 м;
  • ширина - 3,38 м;
  • высота - 2,97 м;
  • клиренс - 0,485 м.

Боевая масса танка - 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

САУ имела два V-образных двенадцатицилиндровых карбюраторных двигателя Майбах HL 120 TRM, работавших на водяном охлаждении. Мощность каждого составляла 265 л. с. при 2600 оборотах в минуту.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности - 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий - наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива

Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего - порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности - на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Достоинства и недостатки

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» получила неоднозначную оценку современников и историков. Машина во многом оказалась импровизацией, создаваемой на ходу и в спешке. Однако даже несмотря на это в ней имелось немало новаторских решений.

Из преимуществ проекта выделяют электрическую трансмиссию и подвеску с продольными торсионами. Технологии показали хорошую эффективность, но оказались слишком сложными и дорогостоящими для массового применения, особенно в условиях войны. Также обращают внимание и на значительный расход топлива.

В боевых условиях самоходка наглядно продемонстрировала свои преимущества. Мощное орудие пробивало почти любой танк на большинстве дистанций. Лобовая броня не пробивалась ничем, определенный урон машина получала лишь с бортов и от мин.

Такое бронирование позволяло ставить самоходки в первый эшелон атаки для преодоления обороны советских войск. Однако подобный метод быстро показал свою неэффективность - пехотное и танковое прикрытие артиллерии отстреливалось, после чего установки подрывали в ближнем бою, используя ткань для закрытия обзора и бутылки с зажигательной смесью. Такие способы не всегда заканчивались успехом, однако в любом случае показывали уязвимость артиллерии в ближнем бою.

В итоге САУ «Фердинанд» зарекомендовал себя достаточно хорошо, однако так и не получил массового производства и применения. Бытует мнение - если бы не начатое изготовление танков Порше, такие установки никогда бы не появились ввиду своей технической сложности.

Применение во Второй Мировой Войне

Первое использование САУ «Фердинанд» связывают с Курской битвой . Артиллерийские установки были включены в состав противотанковых батальонов 653 и 654. Им отводилась роль тарана для преодоления обороны. Первое боевое применение - 8-9 июля 1943 в районе станции Поныри.

В ходе боев и последующего отступления к Орлу потеряно свыше трех десятков самоходок. Оставшиеся в середине августа переброшены к Житомиру и Днепропетровску, где стали на ремонт. Позднее они принимали участие в боях под Никополем и Днепропетровском.

Зимой «Фердинанды» возвращены на модернизацию. Полученные модификации САУ «Элефант» переброшены в Италию и участвовали в боях под Неттуно, Анцио и Римом. Остатки были вновь переброшены сначала в Австрию, затем в Польшу.

В июле 1944 САУ базировались в районе Тернополя, где ввиду масштабного советского наступления оказались втянуты в тяжелые бои. Многие машины подрывались собственными экипажами ввиду невозможности эвакуации с поля боя.

Оставшиеся двенадцать установок 3 августа переброшены под Краков. Позже они были эвакуированы в Германию и находились в резерве. Последние бои «Фердинанды» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Фердинанд - тяжелая САУ, разработанная нацистской Германией в 1942 году.

Тигр от Порше

В 1941 году Порше предоставил Гитлеру чертеж своего нового танка Тигр, и машина сразу же была принята в разработку. Предполагалось, что это будет тяжелый танк весом 45 тонн с башней и двумя двигателями. Танк был построен австрийским заводом Nibelungenwerk, и уже в апреле 1942 года прошел свои первые испытания на полигоне Куммерсдорф. Испытания возглавлял лично Гитлер.

На этих испытаниях Тигр соревновался с танком Henschel VK 45.01 (H), и последний показал себя лучше Тигра, несмотря на то, что на машину Порше изначально возлагались большие надежды.

Поломки Тигра в ходе тестовых заездов привели к тому, что проект был отменен в пользу более перспективного конкурента. Однако немцы были настолько уверены, что Тигр пойдет в серийное производство, что пока шли тестовые испытания, завод уже успел выпустить сотню гусеничных шасси для него. Поскольку проект отменили, это стало проблемой. Гусеничные шасси Тигра не подходили ни к одному из проектируемых немецких танков. Тогда Порше поручили разработку нового танка для этих траков, чтобы пустить их в ход.

Преобразование Тигра в САУ

Порше предоставил проект новой САУ 22 сентября 1942 года. Это была тяжелая ПТ (противотанковая пушка), оснащенная 88-миллиметровым орудием L/71, которая на тот момент тоже находилась на стадии разработки. Новую САУ планировалось выпустить на замену устаревших Marder II и III, которые активно применялись на Восточном фронте. Дальность стрельбы у новой ПТ по оценкам должна была составлять 4500-5000 метров. Для того времени это были очень внушительные цифры.

Новый танк проектировался на основе Тигра, только он должен был быть еще больше размером. Это была длинная и широкая ПТ, имеющая бронирование тяжелого танка. 100 гусеничных шасси, предоставленных Порше для разработки, могло хватить только на 91 ПТ, потому что танк прибавил в весе. Когда проект был закончен, Гитлер одобрил его, и 30 ноября 1942 года началась разработка прототипа. Первые испытания новой ПТ начались 19 марта 1943 года.

Был впечатлен результатом и приказал ускорить производство. Уже в мае первая серия танков была выпущена, и танк получил свое новое прозвище Фердинанд в честь своего разработчика Фердинанда Порше.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа - для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Фердинанд в бою

Вся партия из 89 машин была отправлена на Восточный фронт в период с мая по июнь 1943 года. Там они проходили боевую подготовку перед операцией на Курской дуге. В боях Фердинанд доказал свое превосходство и мощь. Перед взводом стояла задача уничтожить советские танки Т-34 с расстояния 5 км. С этой задачей они справились превосходно, однако продвигаясь вглубь линии фронта Фердинанды вскоре обнаружили свои главные недостатки: плохой угол обзора и отсутствие пулемета.

Советские пехотинцы быстро распознали недостатки Фердинанда и с легкостью уничтожали эти танки, просто спрятавшись и дождавшись, пока САУ проедет немного вперед. Затем танк закидывали гранатами и коктейлями Молотова. Фердинанд был грозным оружием в бою против танков, но оказался невероятно уязвим перед пехотой, в результате чего танковый взвод на Курской дуге потерпел поражение.

Немецкое танкостроение времён 2й мировой войны было одним из лучших в мире. Смелые инженерные идеи воплощались на крупнейших заводах страны «Нибелунгенверке», «Алкетт», «Крупп», «Рейнметалл», «Обердонау» и т.д. Образцы техники усовершенствовались, приспосабливаясь к ведению боевых действий, которых ещё не знала история. Количественное и качественное применение бронетанковой техники могло решить исход боя. Танки - железный кулак воюющих держав. Противостоять им не просто, но возможно. Таким образом, на арену боевых действий выходит мобильная противотанковая артиллерия с подобной танкам конструкцией ходовой, но с более мощным орудием. Одним из известнейших немецких ПТ-САУ, участвовавших в ВМВ, был «Фердинанд».




Гений инженерной мысли Фердинанд Порше прослыл любимчиком Гитлера за свой "Фольксваген". Фюрер хотел, чтоб доктор Порше устремил вектор своих идей и знаний в военную промышленность. Известный изобретатель не заставил долго ждать. Порше спроектировал новое шасси для танков. На его ходовой испытывали новые танки «Леопард», VK3001(P), Tiger(P). Испытания показали преимущества инновационной модели шасси. Таким образом, в сентябре 1942г. Порше было дано распоряжение разработать ПТ-САУ с 88-мм пушкой на основе ходовой, предназначенной для тяжёлого танка «Тигр». Штурмовое орудие должно быть хорошо защищено, пушка должна находиться в неподвижной рубке - таковы были распоряжения фюрера. Переработанные танки Tiger(P) стали прототипами «Фердинанда». Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась боевая рубка с 88-мм орудием и пулемётом в лобовом листе (позже пулемёт убрали из-за переизбытка массы, что стало существенным недостатком в ближнем бою с пехотой противника). Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм. В итоге проект был утверждён, и поступило распоряжение на постройку 90 таких машин.
6 февраля 1943г. на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению Гитлера новая машина получила официальное обозначение «8,8-mm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Ferdinand». Таким образом, фюрер признавал достижения Фердинанда Порше, присвоив самоходке его имя.

Итак, в чём же была инновация ходовой части сконструированной Порше. Применительно к одному борту ходовая часть «Фердинанда» состояла из трёх тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлось размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков, а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф.Порше, работала она очень эффективно. Кроме того, она оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, что являлось немаловажным достоинством во время боевых действий. Ещё одним оригинальным компонентом конструкции «Фердинанда» была электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колёсам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а, следовательно, и приводы управления ими, что упрощало ремонт и эксплуатацию силовой установки, а также снижало вес самоходки.

Разделив 90 машин на два батальона, командование направило один в Россию, а второй во Францию, позже переведя его также на советско-германский фронт. В боях «Фердинанд» показал себя, как мощный истребитель танков. Эффективно работало орудие на дальних дистанциях, при этом советская тяжёлая артиллерия наносила самоходке не критический урон. Для орудий полевой артиллерии и танков уязвимыми были только борта «Фердинанда». Большую часть новых машин немцы потеряли на минных полях, которые не успевали разминировать или не наносили на карту свои. В боях под Курском было потеряно 19 самоходок. При этом боевая задача была выполнена, и "фердинандами" было уничтожено более 100 танков, противотанковых орудий и прочей советской военной техники.

Советское командование, впервые столкнувшись с новым типом техники, не придала ему высокого значения, так как было увлечено другим грозным соперником - «Тигром». Однако несколько брошенных и сгоревших самоходок попали в руки советских техников и инженеров и были исследованы. Несколько машин расстреляли из разных орудий для проверки пробития брони новых немецких штурмовых орудий.

Солдаты же узнав о новой самоходке «Фердинанд», стали так называть и другую технику с кормовым расположением башни или рубки. Много толков и легенд ходило о мощной немецкой самоходке. Поэтому после войны в СССР изрядно удивились, что было выпущено всего 90 настоящих «фердинандов». Также был массово выпущено руководство по уничтожению "фердинандов".

Неудачи под Курском заставили отправить ПТ-САУ на ремонт и перекомпоновку. Также была пересмотрена стратегия ввода этих машин в бой. Для защиты самоходок от заходов во фланг и тыл и во время ближнего боя, к ним были приставлены сопровождающие танки Pz.IV. Также был упразднён приказ о совместных боевых действиях самоходок и пехоты, так как из-за активного артобстрела «фердинандов», сопровождающая пехота несла большие потери. Вновь выведенные на поле боя машины уже лучше и быстрее справлялись с боевыми задачами, неся минимальные потери. За время боёв на Запорожском плацдарме было потеряно всего 4 машины. А после участия «фердинандов» в боях на Западной Украине было принято решение отправить уцелевшие машины в глубокий тыл на ремонт и апгрейд. Машины с новыми гусеницами, подрихтованной ходовой, которая страдала чаще всего, с пулемётом в лобовой бронеплите (использовался радистом) и другими мелкими изменениями вступили в бой уже на итальянском фронте, но обновлённая самоходка несла другое название - «Элефант»…

Резюме. Мощная немецкая ПТ-САУ недаром заслужила столько легенд и сказов. Во время войны для советских солдат слово «фердинанд» стало эпитетом. Тяжелейшая махина весом 65 тонн (после перехода батальона «фердинандов» по одному из мостов через Сену, мост просел на 2см.) была хорошо бронирована и оснащена мощным орудием. Лобовая броня сдерживала выстрелы большинства советских полевых орудий и танков, но слабобронированные борта и корма были уязвимы. Также слабыми местами были решётка в передней части корпуса, под которой располагалась силовая установка, и крыша. Ахиллесовой же пятой, как оказалось, стала ходовая, особенно передняя её часть. Вывод её из строя практически всегда заканчивался поражением. Неповоротливый «Фердинанд», оставаясь неподвижным, мог вести огонь только в ограниченном секторе по причине статичности рубки. В таком случае экипаж взрывал самоходку, если прежде этого не сделал противник.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»