Участники команды яхты апостол андрей. Яхта «Апостол Андрей. Морские приключения и испытания

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Яхта «Апостол Андрей»… Построена в Твери, в 1996-1999 годах она прошла вокруг света по всем четырех океанам. Такого события доселе не было в истории мирового мореплавания. Капитана яхты Николая Литау.

В 1991 году судьба свела Николая Литау с английским журналистом и яхтсменом Майклом Кларком, который мечтал пройти на яхте вокруг Европы через российские внутренние воды. Правда, в ту пору еще действовало положение, что по внутренним водным путям СССР можно было ходить только под советским флагом. Руководитель клуба «Путешествие» Дмитрий Шпаро, Николай Литау и его помощник Аркадий Гершуни помогли англичанину осуществить свою мечту. После этого путешествия Николай Литау и Аркадий Гершуни решили построить свою яхту. Литау обращается к тверскому конструктору Валерию Конюхову. 7 ноября 1992 года Литау и Гершуни сидят в Твери на кухне у Конюхова. Здесь впервые и прозвучали слова «Северный речной маршрут». Дело в том, что к концу ХХ века вокруг света не обошел разве только ленивый. А вот Северный Ледовитый океан не прошел под парусом никто! Клуб Дмитрия Шпаро поддержал этот проект. Яхта должна была стартовать из Мурманска или Петербурга, пройти Северное море и Английский канал, пересечь в меридиональном направлении Атлантику, обогнуть мыс Доброй Надежды, пройти через Индийский океан на восток вокруг Австралии, поднять на север по Тихому океану до Камчатки, войти в Берингов пролив и вернуться в Мурманск Северным морским путем. Для этого нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытание штормами, сыростью, жарой, а главное - льдами.

К тому времени Николай Литау уже полностью переехал в Тверь. Вместе со строительством яхты шло и формирование команды. В нее вошли и тверские яхтсмены. Все годы, пока строилась яхта, у нее не было названия. Предлагались самые разные наименования, но ни одно из них не подходило. И тогда обратились за помощью к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию11. «Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». Так и сделали.

Кругосветное путешествие «Апостол Андрей» начал в Петербурге 14 ноября 1996 года. Медлить было нельзя. Финский залив, первый этап плавания, уже покрывался льдами. «Апостол Андрей» отправился буквально в неведомое. Совпадение в том, что 13 ноября 1996 года вышел первый выпуск тверской газеты "Караван+я", которую я редактирую до сих пор.

За время плавания яхта встретилась с айсбергами. На яхту нападали 20-тонные киты. Об этом писали газеты и показывались фильмы. И только выдающийся инженер, конструктор Валерий Федорович Конюхов по-прежнему работал в Твери за кульманом и компьютером, создавая новые яхты. Вчера мы с ним встретились. Договорились, что после того как освободится Волга ото льда мы пойдем на яхте в небольшое путешествие, но обсудим более великие свершения.

Геннадий Климов

Заказ книг Геннадия Климова -

Чтобы осуществить проект, задуманный капитаном Литау, и пройти на парусном судне Северным морским путем, нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытания холодами, сыростью, а главное – льдами. Такой проект был разработан. Он принципиально отличался от привычных конструкторских решений: корпус было предложено сделать стальным с гранеными обводами без шпангоутов.

1 июля 1993 года яхта была заложена в Твери. То, что строительство затянется на долгие 3 года, предположить не мог никто. Финансовые и организационные проблемы, технологические и технические сложности срывали все сроки и планы организаторов экспедиции. Старт откладывался, но подготовка к походу не прекращалась. Заканчивались работы по корпусу лодки, параллельно московская компания «Электра» расчитывала и уточняла проект яхтенного электрооборудования, в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро Александра Стружилина разрабатывался проект палубного оборудования, рангоута и такелажа. Там же, в северной столице, в мастерской Прохорова шились паруса.

Наконец, 31 июля 1996 года после трех лет трудов, надежд и сомнений яхту, пока еще безымянную, в сопровождении милицейских машин медленно вывозят из ворот Тверского вагоностроительного завода. Этот день запомнился многим: и строителям, и будущим членам команды, и горожанам. Такого ливня в Твери старожилы не припомнят до сих пор. Казалось, океан вылился с небес, и под его потоками началась дорога к океану. 9 августа 1996 года яхту спустили на воду, а в конце сентября перегнали в порт приписки Москву.

Все три года строительства лодка жила без имени. Найти подходящее, звучное имя, соответствующее той идее, ради которой было прожито и пережито немало, оказалось делом нелегким. В газете «Московская правда» был даже объявлен конкурс. Названия, присланные читателями в редакцию, были красивыми, романтичными, реалистичными: от «Витуса Беринга» до «Мастера и Маргариты». Но ни одно не стало единственно точным. Тогда, помня о традициях русского флота, Клуб «Приключение» обратился с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II благословить уходящих в плавание и помочь выбрать для яхты имя. Ответ пришел неожиданный:

«Благодарю Вас за письмо от 27 августа с.г. и сообщение о том, что в ознаменование 300-летия Российского флота построенная в Твери яхта вскоре отправляется в кругосветное путешествие. Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание Вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». На мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного, чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте название, с честью и достоинством перед всем миром свидетельствуя о духовном становлении обновляющегося ныне Отечества нашего и славных традициях Российского флота. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящем плавании».

Чин освящения состоялся в Москве. По благословению Патриарха его совершил иеромонах Иероним, настоятель храма Святителя Григория Неокессарийского на Большой Полянке.

«Апостол Андрей» – океанская яхта, созданная специально для плавания в полярных морях.

Длинна – 16,2 м
Ширина – 4,8 м
Осадка – 2,7 м
Водоизмещение – 25 т

Корпус яхты, сваренный из стальных листов, имеет граненые обводы. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок.

Две мачты – грот (19 м) и бизань (14 м) – несут 130 кв.м. парусов. Вооружение – бермудский кэч. Максимальная скорость под парусами до 12 узлов. Крейсерская скорость под парусами 5-7 узлов.Вспомогательный двигатель Iveco имеет мощность 85 л.с.

Лодка оснащена современными средствами навигации, радио- и телефонной связи, имеет все необходимое для жизни и работы экипажа 5-7 человек.

По предложению Патриарха Алексия II, яхта получила имя в честь Святого апостола Андрея Первозванного, который является покровителем русского флота и моряков всего мира.

«Апостол Андрей», яхта, оставившая за кормой не одну тысячу морских миль, имеет и свою земную биографию.

Чтобы осуществить проект, задуманный капитаном Литау, и пройти на парусном судне Северным морским путем, нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытания холодами, сыростью, а главное – льдами. Такой проект был разработан. Он принципиально отличался от привычных конструкторских решений: корпус было предложено сделать стальным с гранеными обводами без шпангоутов.


1 июля 1993 года яхта была заложена в Твери. То, что строительство затянется на долгие 3 года, предположить не мог никто. Финансовые и организационные проблемы, технологические и технические сложности срывали все сроки и планы организаторов экспедиции. Старт откладывался, но подготовка к походу не прекращалась.

Заканчивались работы по корпусу лодки, параллельно московская компания «Электра» расчитывала и уточняла проект яхтенного электрооборудования, в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро Александра Стружилина разрабатывался проект палубного оборудования, рангоута и такелажа. Там же, в северной столице, в мастерской Прохорова шились паруса.


Наконец, 31 июля 1996 года после трех лет трудов, надежд и сомнений яхту, пока еще безымянную, в сопровождении милицейских машин медленно вывозят из ворот Тверского вагоностроительного завода. Этот день запомнился многим: и строителям, и будущим членам команды, и горожанам. Такого ливня в Твери старожилы не припомнят до сих пор. Казалось, океан вылился с небес, и под его потоками началась дорога к океану. 9 августа 1996 года яхту спустили на воду, а в конце сентября перегнали в порт приписки Москву.


Все три года строительства лодка жила без имени. Найти подходящее, звучное имя, соответствующее той идее, ради которой было прожито и пережито немало, оказалось делом нелегким. В газете «Московская правда» был даже объявлен конкурс. Названия, присланные читателями в редакцию, были красивыми, романтичными, реалистичными: от «Витуса Беринга» до «Мастера и Маргариты». Но ни одно не стало единственно точным.



Тогда, помня о традициях русского флота, Клуб «Приключение» обратился с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II благословить уходящих в плавание и помочь выбрать для яхты имя. Ответ пришел неожиданный:

«Благодарю Вас за письмо от 27 августа с.г. и сообщение о том, что в ознаменование 300-летия Российского флота построенная в Твери яхта вскоре отправляется в кругосветное путешествие. Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание Вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». На мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного, чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте название, с честью и достоинством перед всем миром свидетельствуя о духовном становлении обновляющегося ныне Отечества нашего и славных традициях Российского флота. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящем плавании».

Чин освящения состоялся в Москве. По благословению Патриарха его совершил иеромонах Иероним, настоятель храма Святителя Григория Неокессарийского на Большой Полянке.


Справка: Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Сын Ионы, рыбака с озера Галилейского, он вместе с братом Петром был учеником Иоанна Крестителя. Когда учитель однажды указал им на идущего мимо Иисуса Христа, сказав: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», Андрей последовал за Христом, первым свидетельствовал о нем, как о мессии.

Поэтому его называют Первозванным.Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям божественного учителя, видел бесчисленные его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и воскресения Спасителя. После вознесения Христа на небо, восприняв благодатные дары Святого Духа, сошедшего на апостолов, Андрей пошел проповедовать Евангелие, призывая «покаяться и креститься».

Согласно жребию, апостол Андрей направился в страны Причерноморья и учил Слову жизни во Фракии, Скифии, углубился в край Новороссии, Кавказ, вернулся к «великому городу Севасту (Севастополю)» и, наконец, Днепром поднялся до гор Киевских. Благословил их, водрузил крест и сказал ученикам: «На сих горах воссияет благодать Божия и будет град велик и церкви многие». Потом, продолжая свой путь, он достиг Великого Новгорода и варягов.

Мученическую кончину апостол Андрей принял в греческом городе Патры (Патросе) в 62 году. По преданию, крест, на котором был распят апостол, имел особую форму – в виде латинской цифры Х (в иконографии – Андреевский крест).

Святой апостол Андрей особо почитается россиянами и считается покровителем Российского государства. В 1699 году был учрежден первый и самый старший российский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. С 1998 года этот орден является высшей наградой Российской Федерации.

До октября 1917 года Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 году боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги. Память святого апостола Андрея Первозванного русская православная церковь чтит 30 ноября.

Эх, братцы. Пока "Победа", по данным разведки, удачно достигнув Полюса еще 30-го июня, бежит в обратный путь, я поснимала сегодня, как к выходу в Арктику готовится судно не столь большое, как атомоход, но тоже очень интересное.
Парусная яхта "Апостол Андрей".
В Шлиссельбурге, на Охтинских верфях, очень хорошо и тихо. Чайки выгуливают у зарослей на берегу своих серых птенцов, ласточки заполошно покрикивают и чиркают по воде крыльями, под солнечными лучами в неглубоких заводях осторожно греются мальки.
Но сказать, чтобы отдохнула душой - к сожалению, нет. Уже очень давно преследует состояние запредельной, отупляющей напряженности, когда куча не сделанных по работе дел сваливается в один громадный ком, и он несется вскачь, все увеличиваясь и грозя сломать мне шею.
А "бросить все к черту, и в Кисловодск" не могу.

Капитан "Апостола Андрея" Николай Литау - товарищ очень известный. Всех заинтересованных отсылаю прямиком на его сайт - там и про него, и про экспедицию, и про яхту все подробно рассказано. Он мне показался простым в общении и, вообще, очень славным мужиком.

А теперь несколько картинок из Шлиссельбурга. (Хоть одна вовремя разобранная и выставленная по фактическому времени съемка, о боги) .

Кэп собственной персоной. У штурвала.


А вот и его яхта. Она, конечно, примостилась как ласточка на жердочке - крошечная и в самом углу, так что даже с воды ее было снять затруднительно.

А теперь прошу под кат. Там вы увидите имя старого грузового судна, которое самым первым попалось мне на глаза, когда я подошла к берегу. Увидела, усмехнулась и подумала: "Видно, это уж точно судьба". А от нее, как известно, не уйти.


Конечно, это могло быть только такое имя.


Вот такие прекрасные нимфы ходят в Арктику в роли юнги, по совместительству кока и штатного фотографа. Зовут ее, между прочим, Анной.


Капитан с командой обсуждает, как завтра выходить из водных артерий Петербурга на чистую воду - до Мурманска.


А вот и найден маршрут.


Вот эту фигулину питерского производства будут испытывать яхтсмены в высоких широтах.


Фигулина в интерьере:)


Мастер в размышлениях.


Нравятся мне отражения. Хоть и не умею их снимать.
Просто жизнь любого человека в какие-то моменты так на них похожа - нечто колеблющееся, лишенное цельности, обманчивое в своих раз и навсегда очерченных линиях и границах.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»