Танк т 38 боевое применение

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы.

Советский легкий плавающий танк Т-38

При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была при­нята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. Необходимо отметить, что в то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

Танки Т-38 форсируют реку.

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве.


Советский легкий плавающий танк Т-38 с номером "22" в одном из танковых музеев

Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.


Советский легкий плавающий танк Т-38

На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), "газовской" четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.


Видео: Невский Пятачок: подъем легкого плавающего танка Т38

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам (за исключением подшипников).
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Электрооборудование Т-38 выполнялось по однопроводной схеме с напряжением 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.


Советский легкий плавающий танк Т-38

Новая машина имела большое количество недостатков. Например, по донесению завода №37 в АБТУ РККА - с 3 по 17 июля 1935 года Т-38 выходил на испытания только четыре раза, все остальное время танк находился в ремонте. С перерывами испытания нового танка шли до зимы 1935 года, а 29 февраля 1936 года постановлением совета труда и обороны СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной Армии взамен Т-37А. Весной того же года началось серийное производство новой амфибии, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.


Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя. Бронекорпуса и башни для танков Т-38 поступали только с Подольского завода имени Орджоникидзе, который к 1936 году сумел наладить их производство в необходимом количестве. В 1936 году на небольшое количество Т-38 установили сварные башни производства Ижорского завода, задел которых остался после прекращения производства Т-37А.

Осенью 1936 года на НИБТ полигоне прошел испытания на гарантийный километраж серийный плавающий танк Т-38 с тележками новою образца. Они отличались отсутствием поршня внутри горизонтальной пружины, а для того, чтобы направляющий стержень не вышел из трубки при возможном случае разгрузки катков, к кронштейнам тележки крепился стальной трос. В ходе испытаний в сентябре - декабре 1936 года этот танк прошел 1300 километров по дорогам и пересеченной местности. Новые тележки, как отмечалось в документах, "в работе показали себя хорошо, показав ряд преимуществ перед прежней конструкцией".


Видео: легкий плавающий танк Т-38

В выводах, содержащихся в отчете об испытаниях Т-38 было сказано следующее: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево".


Советский легкий плавающий танк Т-38 с пушкой ШВАК-1

С начала 1937 года в конструкцию танка ввели ряд изменений: на смотровую щель в лобовом щитке механика-водителя стали устанавливать броневую планку, предохраняюшую от попадания свинцовых брызг при ружейно-пулеметном обстреле танка, в ходовой части стали использовать тележки нового образца (со стальным тросом). Кроме того, и производство пошел радийный вариант Т-38, оснащенный радиостанцией 71-ТK-1 со штыревой антенной. Ввод антенны находился на верхнем переднем листе корпуса между местом механика-водителя и башней.


Советский легкий плавающий танк Т-38 в одном из танковых музеев

Весной 1937 года выпуск плавающих танков Т-38 был приостановлен - из войск поступало большое количество рекламаций на новую боевую машину. После летних маневров 1937 года, приведенных в Московском, Киевском и Белорусском военных округах, руководство Автобронетанкового управления Красной Армии поручило конструкторскому бюро завода модернизировать танк Т-38.


Советский легкий плавающий танк Т-38. Вид сзади. Отлично виден винт.

Модернизация должна была заключаться в следующем:

повышение скорости движения танка, особенно на местности,
повышение скорости и надежности при движении на плаву,
повышение боевой мощи,
улучшение удобства обслуживания,
повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.
Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.


Видео: легкий плавающий танк Т-38

Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.


Трофейный легкий плавающий танк Т-38 на службе в Вермахте.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.


Видео: легкий плавающий танк Т-38

Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.


Советский легкий плавающий танк Т-38 под номером "22"

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 - линейный плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.)
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
Т-38М - линейный танк с автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 (1937 г.)
Т-38М2 - линейный танк с двигателем ГАЗ-М1 (1938 г.)
Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
ЗИС-30 - САУ на базе тягача "Комсомолец" (1941 г.)


Советский легкий плавающий танк Т-38. Чертежи машины.

1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного легкого танка чехословацкой армии. Было заказано 150 танков, из которых первые 20 нужно было сдать к концу года, а остальные 130 - к концу мая 1939-го.

Выполнению этих планов сильно мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идет об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. Первые боевые машины для перуанской армии были готовы 8 августа 1938 года. После объявления мобилизации в сентябре 1938 года танки были реквизированы чехословацкой армией, но затем все-таки отправлены в Перу. Эта страна получила 24 машины LTP.

Первым в эту латиноамериканскую страну прибыл танк, названный "Лима". После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных под руководством чешского инженера Чевички, машина подверглась испытаниям на высоте 3725, а позднее - 4500 м над уровнем моря.

Свою службу в частях перуанской армии LTP начали с участия в... военном перевороте. В 1946 году Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских "стюартов". Готовых танков в Чехословакии в то время уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.

Поразительно, но последние, правда не подтвержденные, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!
Контракт со Швейцарией на поставку танков LTH заключили 16 декабря 1937 года. С августа 1938 по апрель 1939 года ЧКД изготовила 24 машины, вооруженные, в отличие от чехословацкого прототипа, 20-мм пушками "Эрликон".
Такими же пушками предполагалось вооружить и 21 машину LTL для Литвы, изготовление которых планировалось начать в апреле 1939 года.

В результате всех этих экспортных усилий к 15 марта 1939 года - началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии. Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода БММ (немцы переименовали ЧКД в Богемско-Моравскую

машиностроительную фабрику) 22 мая 1939 года. Интерес, проявленный руководством панцерваффе к чехословацкой боевой машине, оказался не случайным.

При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой "Шкода" А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.35. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.

На танке использовался двигатель "Прага" ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Это позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперед и одна - назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт - 0,57 кг/см2.

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой - 15, кормы - 12, крыши - 10, днища - 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15-25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам легкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III, выпускавшийся в то время в мизерных количествах. К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 30-х годов технологию изготовления корпуса и башни - клепкой на каркасе из уголков. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда.
Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных еще для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Экипаж был увеличен до четырех человек.


Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.
Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя.
На 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.
С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е - вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее, в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941 - 1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960-1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 70-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика ЗИП. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года, после выпуска 1414 танков всех модификаций, производство Pz.38(t) прекратили.


Кроме того, БММ изготовила 21 танк LT-40 для словацкой армии, а также 15 танков TNH n.А. в 1942 году. Последний был предложен вермахту в качестве скоростного разведывательного; он имел 37-мм орудие и скорость 60 км/ч при броневой защите 35 мм. Боевая машина была испытана, но в серию так и не пошла. В дальнейшем БММ выпускала уже только самоходные орудия.

Помимо линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 процентов от общего числа произведенных машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в корпусе.

Уцелевшие башни от подбитых и недостроенных танков использовались для вооружения дотов. Всего с 1941 по 1944 год было использовано 435 таких башен со штатным вооружением.
Боевое крещение танки Pz.38(t) получили во время польской кампании; в ней участвовали 59 машин 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта. К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух немецких танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).

На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка Pz.38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года оставшиеся машины этого типа объединили во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки Pz.38(t) использовались, главным образом, в полицейских и учебных целях. Часть танков, снятых с вооружения панцерваффе, немцы передали своим союзникам - Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии.

LT vs.38 можно считать самым широко использовавшимся чехословацким танком, хотя и не в самой Чехословакии. Начавший производиться в 1938 году, LT-38 вырос на опыте разработки и производства танка LT-35, и стал самым удачным танком чехословацкой индустрии. LT-38 в различных вариантах экспортировался в различные страны и заслужил там прекрасную репутацию: Швеция (THN Sv), Иран/Персия (TNH), Перу (LTP), Швейцария (LTH-Pz39) и Латвия (LTL).


В 1938-39 годах Германия захватила Чехословакию, и в марте 1939 года 150 недостроенных LT-38 были конфискованы и переданы компании CKD в Праге для завершения сборки. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140. После захвата Чехословакии танк LT-38 стал одним из самых важных танков, используемых германскими танковыми частями, и находился в производстве как танк до июня 1942 года. В ходе войны PzKpfw 38(t) экспортировался и использовался союзниками Германии: Румыния (50), Словакия (90), Болгария (10) и Венгрия (102). Также PzKpfw 38(t) использовался и войсками стран антигерманской коалиции. Один танк был захвачен английскими и французскими войсками в мае-июне 1940 года, другой экземпляр (№543 на башне) был захвачен позже, во время итальянской компании в 1943 году или в Нормандии в 1944 году, и был испытан в Англии. Некоторое количество PzKpfw 38(t) было захвачено Красной армией и было использовано в боевых действиях. Наконец в мае 1945 года PzKpfw 38(t) под обозначением LT-38/37 вернулся в Чехословакию и использовался в армии как тренировочный танк до начала 1950-х годов.

Статистика производства Panzerkampfwagen 38(t)Модель Период Количество
Ausf A 05-11/1939 150
Ausf B/C/D 01-11/1940 110/110/105
Ausf E/F 11/1940 - 10/1941 275/250
Ausf S 05-12/1941 90
Ausf G 10/1941 - 06/1942 321

Дополнительно было собрано 179 шасси Ausf G, но танки завершены не были.

Примерно 1400 PzKpfw 38(t) было выпущено в 8-ми вариантах (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях и с улучшенной бронезащитой. Все они были вооружены чешскими 37мм. орудиями Skoda A7 vz.38 (германская маркировка 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8)). Корпус ранних PzKpfw 38(t) был клёпаным (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклёпок, которые наносили ранения (в том числе и смертельные) экипажу), а поздние варианты были, в основном, сварные. Позже броня ранних моделей PzKpfw 38(t) были усилена, а некоторые, возможно, были перевооружены германским 37мм. орудием KwK 35/36 L/46.5. Несколько PzKpfw 38(t) было переоборудовано в огнемётные танки путём замены встроенного пулемёта на огнемёт, а горючее для него подавалось по шлангам из, находящегося сзади танка, прицепа с цистерной (200 литров). Также на базе PzKpfw 38(t) был разработан прототип плавающего танка AP-1, но он так и не был запущен в производство. В дальнейшем производились шасси PzKpfw 38(t) улучшенных версий Ausf H/K/L/M и использовались как основа для различных машин (таких как Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M и Hetzer). Вдобавок, ранние модели, возвращавшиеся для ремонта, часто служили основой для различных переделок.

PzKpfw 38(t) производились под контролем Германии и массированно применялись в польской компании (3-я лёгкая дивизия), в Норвегии (31-ый армейский корпус), Франции (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии), на Балканах (8-я танковая дивизия) и в СССР (6-я, 7-я, 8-я, 12-я, 19-я и 20-я танковые дивизии). В ходе боёв в СССР, недостаток огневой мощи и бронезащиты сделал PzKpfw 38(t) неэффективным и, практически, бесполезным. С 1942 года ему отведены второстепенные роли: разведка и тренировка экипажей. В сентябре 1939 года в планах было разработать лёгкий разведывательный танк, и в начале 1942 года 15 PzKpfw 38(t) nA (neuer Art) были изготовлены BMM (CKD/Praga), но этот вариант не был принят в производство. В 1942 году обычная германская практика по адаптации шасси к различным машинам началась с Marder III и Flakpanzer 38(t). В 1942 и 1943 годах, после снятия башен, несколько PzKpfw 38(t) использовались как тренировочные машины для водителей танков. Эти тренировочные машины получили обозначение PzKpfw 38(t) Schulfahrwanne и использовались в тренировочных школах Вермахта и NSKK (полувоенная организация). 351 башня с PzKpfw 38(t) была использована в германских фортификациях в Норвегии (75), Дании (20), на западном Атлантическом побережье (9), в Юго-Западной Европе (150) и Восточной Европе/Восточном фронте (78).

Тактико-технические характеристики Panzerkampfwagen 38(t)

Ausf A Ausf G

Вес: 9400кг 9850кг
Экипаж: 4 человека 4 человека
Двигатель: Praga EPA/6 цилиндров/125л.с. Praga EPA/6 цилиндров/125л.с.
Скорость: Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч
Запас хода: Дорога: 250км
Бездорожье: 160км Дорога: 250км
Бездорожье: 160км
Длина: 4,60м 4,61м
Ширина: 2,12м 2,14м
Высота: 2,40м 2,40м
Вооружение: 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t) 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t)
Боезапас: 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов
Броня: 8-25мм 8-50мм

Одной из самых интересных модификаций был Aufklarungspanzer 38(t) - Sd.Kfz.141/1. Они использовались как разведывательные машины и имели башню "Hangelafette" (вооружённые машины имели 20мм. орудие KwK 38 L/55 и пулемёт MG42) или модифицированную надстройку с 75мм. орудием KwK 37 L/24 и пулемётом MG42. В 1943-44 годах было построено только 50-70 Aufklarungspanzer 38(t), вооружённых 20мм. орудием и всего 2, вооружённых 75мм. орудием, в 1944 году. Самым удачным редизайном PzKpfw 38(t) был Jagdpanzer 38 Hetzer (истребитель танков). Интересное предложение внёс Krupp: установить на шасси PzKpfw 38(t) башню от Panzer IV, но оказалось, что технически это неосуществимо. Германские конструкторы начали разработку собственного улучшенного варианта Panzerkampfwagen 38(t) шасси под обозначением Panzerkampfwagen 38(d), но проект достиг только стадии прототипа. Они использовались для нескольких различных машин, включая серию "Е" (Entwicklung).

15 октября 1943 года Адольф Гитлер согласился разрешить производство "Gepard", как временный промежуточный вариант до тех пор, пока не будет завершена разработка настоящего танка ПВО на шасси Panzer IV. Он был вооружён 20мм. орудием Flak 30 или 20мм. Flak 38 L/112.5 (с боезапасом 1020 снарядов), и собирался на модернизированном шасси Ausf L/M. Вооружение и бронезащита Gepard в боевых условиях оказалась неприемлемой, и с ноября 1943 года по февраль 1944 года компанией BMM (Praga/CKD) из заказа 150 штук была изготовлена только 141 машина. Первые 87 Gepard появились на фронте в январе 1944 года и составляли Flugabwehrzug (взводы ПВО) в составе танковых дивизий и дивизий танковых гренадеров (иногда и в дивизиях Waffen SS, например в 12-ой Waffen SS танковой дивизии "Hitlerjugend" в Норвегии в 1944 году). На первое декабря 1944 года в танковых частях находилось всего 9 Gepard.

Бронированные восстановительные машины на базе Hetzer (Bergepanzer 38(t) Hetzer) и на базе PzKpfw 38(t) (Bergepanzer 38(t)) имели низкую, открытую сверху, надстройку и экипаж - 4 человека. Внутри находился один пулемёт MG34 для местной обороны. С октября 1944 по май 1945 года компанией BMM (Praga/CKD) было изготовлено 170 таких машин. 64 из них базировались на шасси Hetzer, остальные - на шасси PzKpfw 38(t). На базе Bergepanzer 38(t) Hetzer собирались 150мм. самоходные гаубицы, 30 из которых было выпущено в 1944 году. На один из Bergepanzer 38(t) Hetzer в виде эксперимента установили 20мм. зенитное орудие Flak 38. В 1945 году прошли испытания модифицированного Bergepanzer 38(t) Hetzer, вооружённого 75мм. орудием K51 L/24 и имевшим обозначение Vollkettenaufklarer 38(t).

На шасси танка PzKpfw 38(t) выпускались следующие боевые машины:

Bison (Grille) Ausf H (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG33/1 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf K/M (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG 33/2 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf. H/M - 15cm s.IG. (Sd. Kfz. 138/1) - самоходная гаубица
Munitionspanzer 38(t) Ausf M - перевозчик боеприпасов
Schutzenpanzerwagen 38(t) Ausf M - пехотная бронемашина (проект)
Marder III (Sd. Kfz. 139) - 76.2мм Pak 36 (советская) самоходная установка
Marder III Ausf. H/K/M (Sd. Kfz. 138) - 75мм. Pak 40 самоходная установка
Befehlswagen 38(t) - командирский танк
Munitionsschlepper 38(t) - перевозчик боеприпасов
Panzerjager 38(t) / Jagdpanzer 38(t) Hetzer
PzKpfw 38(t) nA - лёгкий разведывательный танк
Morsertrager 38(t) Ausf M - перевозчик миномётных боеприпасов (прототип)
Flakpanzer 38(t) Gepard - (Sd. Kfz. 140) - танк ПВО
Bergepanzer 38(t) - лёгкая восстановительная машина
Leichter Raupenschlepper Praga T-3 - лёгкий тягач / пехотная бронемашина
Schwerer Raupenschlepper Praga T-9 - тяжёлый тягач / пехотная бронемашина
Aufklarungspanzer 38(t) - (Sd. Kfz. 140/1) разведывательная машина
Flammpanzer 38(t) - огнемётный танк

Советский легкий плавающий танк Т-38 участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол в тысяча девятьсот тридцать восьмом, во время присоединения Западной Украины в тридцать девятом, во время конфликта с Финляндией. В последний раз Т-38 использовали во время наступления на Карельском перешейке в 1944 году, на реке Свирь.
Опыт войсковых испытаний Т-37А оказался разочаровывающим. Как вскоре выяснилось, конструкция машины обладала множеством недостатков. Среди них особенно

досадными были недостатки в конструкции трансмиссии, которая оказалась недостаточно надежной. Помимо этого слетали гусеницы, плавучесть амфибии оказалась недостаточной. Как следствие, КБ завода №37 получило заказ на конструирование машиныа которой были бы изжиты недостатки серийного танка. Руководил проектированием Н.Астров, работы над проектом начались в конце тридцать четвертого года. Основное внимание при проектировании уделили как уставанию выявленных недостатков, так улучшению надежности узлов и агрегатов танка.

Разработка танка и путь в серию.

В начале лета 1935 года, начались испытания новой амфибии, которая получила войсковой индекс Т-38. Общая компоновка машины в целом повторяла таковую у своего предшественника. Хотя механик-водитель находился не слева, а справа. Соответственно башню сместили влево. В конструкции танка нашли широкое применение узлы серийного Т-37А. Т-38 оказался ниже и шире, а дополнительных поплавков не имел вовсе. Вооружение оставили прежним, все тот же пулемет ДТ винтовочного калибра. Конструкция башни, за исключением некоторых деталей осталась прежней. Прежним остался и двигатель, все тот же ГАЗ-АА. Двигатель совместно с главным фрикционом и КПП расположили вдоль оси машины между местами командира и водителя. Ходовая Т-38 во многом заимствована у предшественника. В частности конструкция гусеницы и тележек подвески повторяли таковую у Т-37А. Изменения коснулись ведущего и направляющего колеса, которое по своим размерам стало аналогичным опорным каткам. Движение на воде обеспечивал трехлопастный винт, для изменения направления движения служил плоский руль. Отбор мощности для движения происходил от редуктора, укрепленного на КПП.
Однако танк Т-38 оказался недостаточно надежным в эксплуатации и в период прохождения испытаний зачастую оказывался в ремонте, а не на полигоне. Но, несмотря на это двадцать девятого февраля тысяча девятьсот тридцать пятого года его приняли на вооружение, вместо Т-37А. Оба танка какое-то время одновременно состояли в производстве. Серийная машина в деталях отличалась от своего прототипа. Изменения коснулись как люка механика-водителя, так и бронекорпуса. В ходовую внесли дополнительный опорный каток. Бронекорпуса Т-38 производил исключительно Подольский завод, который к тому времени смог выпускать в достаточных количествах. В тридцать шестом году, выпустили некоторое количество Т-38 со сварными башнями из задела Т-37А, производства Ижорского завода.

Тактико-технические характеристики Т-38

ТТХ легкого плавающего танка Т-38
Боевой вес, кг. 3160
Экипаж, кг. 2
Длина общая, мм. 3730
Ширина, мм. 2220
Высота, мм. 1660
Клиренс, мм. 290
Ширина трака, мм. 200
Вооружение
Пулеметов, шт х тип. 1 х ДТ
Патронов, шт. 1515
Толщина брони.
Верт. корпуса, мм. 9
Горизонт. корпуса, мм. 6-4
Башня, мм. 9
Двигатель
Тип. 4т/4ц/к/ж
Марка. ГАЗ-АА
Мощность макс., л.с. 45
При частоте об./мин. 2400
Передач КПП. 4/1
Скорость макс. 45
Тип топлива. Бензин 1 сорта.
Емкость бака, л. 120
Запас хода.
-шоссе, км. 240
-проселок, км. 120
Уд. давление кгс./см. 2 0,43
Преодолеваемые препятсвия.
Подъем, град. 30
Спуск, град. 30
Ров, мм. 1400
Стенка, мм. 600

Легкий танк Т-38, выпуска 1936 г.

Вид на днище. Т-38

Совершенствование конструкции Т-38

Освоение танка в серии не положило конец работам по совершенствованию его конструкции. В 1936 году танк оборудовали тележками нового образца. При прохождении пробега на гарантийный километраж, тележки новой конструкции показали свое преимущество.
Отчет комиссии по результатам испытаний содержал предложения установить двигатель М-1 для улучшения динамики Т-38. Помимо этого в отчете имелись замечания о том, что гусеницы все же продолжают спадать на пересеченной местности, рабочие места экипажа оставляют желать лучшего, плохо работает амортизация подвески. Следовало улучшить как плавучесть, так обзор слева по борту, для механика-водителя. В тридцать седьмом году конструкция танка претерпела некоторые изменения, наиболее значимыми были тележки нового образца и освоение в производстве радийного варианта укомплектованного радиостанцией 71-ТК-1 и штыревой антенной. Весной этого же года выпуск Т-38 пришлось остановить вследствие большого числа жалоб поступавших из армии. После летних маневров КБ завода №37 настоятельно рекомендовали провести модернизацию танка Т-38.
Суть состояла в следующем:

  • повышение скорости движения;
  • улучшение плавучести и скорости движения на воде;
  • усиление вооружения танка;
  • повышение срока службы и надежности узлов и агрегатов;
  • повышение удобства обсаживания;
  • унификация узлов и деталей с тягачем «Комсомолец».

Процесс модернизации проходил весьма медленно. Немногочисленное КБ было загружено обеспечением производства тягача «Комсомолец» и работами по проекту танка-амфибии Т-29. Поэтому первые два модернизированных Т-38 увидели свет только весной тридцать восьмого года. Были изготовлены всего два прототипа танка –Т-38М1 и Т-38М2. Машины имели тележки от тягача «Комсомолец» и двигатель ГАЗ М-1 в 50 лс. Вариант Т-38М1 имел увеличенный по высоте на 100 мм бронекорпус, что в итоге давало увеличение водоизмещения на 600 кг. Помимо этого изменения коснулись ленивца, для уменьшения продольных колебаний, его сместили вниз на сто миллиметров вниз. Танк оборудован радиостанцией. Бронекорпус Т-38М2 увеличили на 75 миллиметров, так что прирост водоизмещения составил 450 кг. Место положения ленивца осталось прежним. Радиостанции танк не имел. В остальном танки были идентичны.

На испытаниях мая-июня тридцать восьмого года оба танка показали свое преимущество над серийным Т-38. АБТУ решило начать серийно производство Т-38М с учетом выявленных изменений, которые показались оправданными в процессе испытаний. План предусматривал к началу тридцать девятого года освоить в производстве бронекорпуса Т-38М. Однако первые корпуса смогли получить только в феврале. Как следствие первые три Т-38М покинули цеха в апреле 1938года. После прохождения испытаний интерес к этим танкам упал. Более перспективным на тот момент казался танк Т-40. Поэтому заказ ограничили опытной партией в семь машин, которые в дальнейшем использовали в качестве учебных. В 1939 году завод №37 получил предписание изготовить 122 не модернизированных Т-38, используя задел бронекорпусов сохранившийся с тридцать седьмого года. Всего за годы производства изготовили 1175 линейных танков и 165 радийных Т-38, включая 7 Т-38М.

Первая попытка усилить вооружение

Одновременно с работами над Т-38М, КБ завода №37 предприняло попытки усилить вооружение серийного Т-38. Для чего разработали новую коническую башню под установку пулеметной спарки из крупнокалиберного пулемета ДК и того же ДТ. Эти работы были закончены только к весне тридцать девятого года, когда уже в производстве осваивали опытные Т-40. Поэтому и эта модернизация оказалась неактуальной.

Экранирование легкого танка

По итогам применения танков во время гражданской войны в Испании, во втором-третьем квартале 1938года проходили испытания Т-38 с экранированным корпусом. В соответствии с заданием усилили бортовую и лобовую броню танка. Каких-то других сведений, равно как и результатов испытаний не найдено. В 1941 году слушатели ВАММ разработали проект железобетонной брони для Т-38. По – сути это была съемная опалубка, которая давала возможность заливать броню бетоном непосредственно перед боем и демонтировать после, если в том возникнет необходимость. Однако война прервала дальнейшие работы по этой теме. Повторно к идее экранирования вернулись уже в начале войны. По проекту, разработанному в НИБТ полигона, на верхний лист Т-38 крепили 12-мм лист брони. Лист установлен таким образом, что закрывал подбашенную коробку и имел вырез для наблюдения механиком-водителем. Так же экранами прикрывали верхнюю часть борта и лба башни. Испытания обстрелом показали вполне удовлетворительный результат, но работы по этой теме были остановлены в октябре 1941 года.

20-мм пушка в танке. Новая попытка усилить вооружение

Новая попытка усилить вооружение Т-38 предприняли летом 1941 года. Тогда сотрудники НИБТ полигона перевооружили пару танков 20-мм пушкой ШВАК. По документам такие машины проходили какТ-38Ш либо Т-38ШВАК. Танки передали ОКБ-16, где в конструкцию внесли некоторые изменения обеспечивающие удобство заряжания, удержания и возможность ведения огня одиночными выстрелами.
В начале августа пушку установили в танк и отправили на испытания. В процессе, которых выявили немало недостатков. Наиболее существенными были отсутствие пулемета, что не позволяло рационально использовать боекомплект пушки.
При ведении огня из пушки очередями, имелась столь сильная вибрация, что временно заклинивало башню. Неудачная конструкция прицела не давала возможности вести огонь далее трехсот метров. Помимо этого ведение огня командиром было недостаточно удобным. Несмотря на все недостатки, опыт перевооружения признали удачным и таким образом перевооружили еще один Т-38. О дальнейших испытаниях танков данной модификации не известно. Первого октября сорок первого года, приказом наркома Малышева работы по этим танкам, а так же по экранированию Т-38 и Т-40 прекращены.

Танк Т-38 видео.

  • Танк Т-38 видео. Подъем, выезд после восстановления
  • Лёгкий танк Т-38 Видео
  • Тест-драйв Т-38, видео

LT vz.38 - ТNHР -
Panzerkampfwagen 38(t) -
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном "ЧКД-Прага" под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых "истребителей танков" типа "Хетцер" с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ - TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа "Кристи", которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней - колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа "Прага" ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и "боевую" поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться "Туран" I (с 40-мм пушкой) и "Туран" II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Прага"

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость
Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer"ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga ;
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 ;
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

В середине 30-х гг., в период модернизации чешской армии, военное ведомство привлекло большие средства для увеличения числа легких танков. Как уже говорилось выше, "подмоченная" репутация танка LT vz 35, произведенного фирмой «Шкода», препятствовала увеличению выпуска этой модели. Поэтому министерство вооружения объявило о конкурсе проектов на создание нового улучшенного легкого танка. Две модели представила "Шкода", еще четыре - ЧКД. Военные предпочли модель TNHP-S, производства фирмы ЧКД, Первоначально фирма предназначала свой танк на экспорт, однако он оказался востребован чешской армией.

Новый танк с честью выдержал трехмесячные испытания, продемонстрировав способность пройти более 5584 км (из них 1553 км по пересеченной местности) без сколько-нибудь серьезных поломок". Кроме того, танк оказался очень прост в обслуживании, ему требовалось всего полчаса ежедневного ухода. По результатам испытаний в июле 1938 г. 150 боевых машин этой модели были заказаны чешской армией, и новый танк получил название LT vz 38. Первые 20 танков появились на свет уже в конце 1938 г. Однако неблагоприятная внешнеполитическая ситуация привела к тому, что дальнейшее производство LT vz 38 было заморожено". Только в конце мая 1939 Г, после оккупации Чехословакии, возобновился выпуск этих танков для нужд гитлеровской Германии. 22 мая 1939 г. появились на свет девять серийных машин. Новые танки произвели неизгладимое впечатление на немцев. Они по всем параметрам превосходили немецкие PzKpfw 1 и PzKpfw II.

Руководство вермахта потребовало от фирмы ВММ (Bohmisch-Mahrische-Maschinenfabrik - так немцы назвали ЧКД) немедленно закончить заказ на 150 машин и приниматься за производство еще 325 единиц. На немецкой службе чешский танк получил название PzKpfw 38(t).

Стоит заметить, танк PzKpfw 38(t) а именно чешский легкий танк LT vz 38 изобрел русский инженер-конструктор Сурин Алексей Михайлович (закончил Политехнический институт в Киеве), который после Октябрьской революции эмигрировал в Чехию, где и основался. По сути, Сурин изобрел танк LT vz 38, который изобрел русский танк, который воевал против России.

Предоставим слово отставному полковнику Икену: «Чешские офицеры в Миловицах рассказали нам о замороженном серийном производстве нового легкого танка. Этот танк, впоследствии получивший название PzKpfw 38(t), имел боевую массу 9,7 тонны и вооружение, сходное с моделью PzKpfw 35(t). Высшее командование вермахта пока ничего не знало о новом танке. По окончании нашего визита в Миловицы мы, не снимая формы и личного оружия, посетили завод ЧКД, пионера Богемско-Моравской тяжелой индустрии. С 1907 г. под именем Пражского автомобильного завода это предприятие: выпускало различные транспортные средства - автомобили, тяжелые грузовики и трактора. Кстати, именно этот завод произвел впечатление солидного, но очень старого предприятия.

Типичная картина периода окончания словацкого восстания 1944 г. Дороги усеяны подбитыми остовами немецких танков, включая такие, как этот словацкий PzKpfw 38(t). Немцам потребовалось два месяца, чтобы подавить восстание, оставшиеся в живых повстанцы в октябре 1944 г. ушли в Татры. Ныне на площади города Банска Быстрица, бывшего центра вооруженного восстания, в намять о событиях 1944 г., стоит танк PzKpfw 38(t)S.

Вахтер на ломаном немецком объяснил нам, что завод закрыт, а все работы остановлены. Однако, впечатленный нашими требованиями, он вызвал инженеров из проектного отдела. Несмотря нa отсутствие у нас соответствующих документов, эти люди любезно согласились показать нам завод. Во время экскурсии они рассказали о новом танке, только недавно запущенном в серийное производство. Я сразу же оценил преимущества этого танка с ведущими передними колесами, новой трансмиссией Вильсона, с четырьмя парами опорных катков, с листовыми рессорами и эффективной полуавтоматической 37-мм пушкой. Я немедленно доложил о новом танке майору Томалю, танковому эксперту при ОКХ (*ОКХ - Oberkommando des Heeres - Верховное командование сухопутными войсками Германии. - Прим. пер.). Немедленно была создана комиссия ОКХ в составе членов комитетов по совершенствованию вооружений WA Pruf 6 и распределению военных заказов WAB6.

В апреле 1939 г. комитет по вооружениям принял решение о передаче фирмы ЧКД под свою юрисдикцию. С этого момента фирма была переименована в ВММ. Аннексия прошла без эксцессов и сопротивления со стороны персонала фирмы. В том же апреле со сборочных линий ВММ сошли первые 100 танков PzKpfw 38(1). Несмотря на очевидные достоинства этих простых и надежных машин, комитет по танкостроению WA Pruf 6 не оказывал должной поддержки их производству, по крайней мере, до тех пор, пока не сосредоточил в своих руках все вопросы их использования на службе вермахта.

Глава этого ведомства, полковник Вильгельм Филиппе, впоследствии принявший командование 2-м танковым полком, с 1937 г. отвечал за развитие немецкого танкостроения. Именно в его компетенции было обеспечение адаптации танка PzKpfw 35(t) к нуждам наших бронетанковых войск. В рекордно короткие сроки он решил эту проблему, высвободив место для четвертого члена экипажа и обеспечив танк новой немецкой радиостанцией, с успехом применявшейся и на танках PzKpfw 38(t).

Модификации танка PzKpfw 38(t)

Первые 150 танков PzKpfw 38(t) Ausf А были произведены ВММ в период с мая по ноябрь 1939 г. В целом этот танк был идентичен TNHP-S, однако имелись и незначительные отличия. За счет уменьшения боекомплекта для пушки на 18 снарядов - с 90 до 72 удалось выкроить место для заряжающего, тем самым увеличив экипаж до четырех человек. С января по ноябрь 1940 г. появляются на свет еще 325 танков Ausf В, С и D. От предшествующей модели PzKpfw 38(c) Ausf А эти танки отличало наличие дымовых шашек на корме и отсутствие на левом борту боевой поручневой антенны, которая позволяла неприятелю легко определять местоположение танка.

Между ноябрем 1940 г. и октябрем 1941 г. появляются 525 танков новых Ausf Е и Е Учитывая опыт боевых действий в Польше, выявивший слабость бронирования немецких танков, броневая защита новых машин была увеличена до
25 мм (в лобовой части корпуса) и 15 мм (на бортах).(* Поданным отечественных источников, на танках PzKpfw 38(t) Ausf E лобовая броня корпуса и башни была увеличена до 50 мм, а бортовая броня - до 30 мм. См. Panzer 38(t). История создания и применения. М. Восточный фронт, 1996, с. 7. -Прим. ред.)

Следом появляется серия PzKpfw 38(t) S - экспортный вариант, идентичный по конструкции Ausf А -С.В. 1939 г., еще до оккупации Чехословакии, Швеция разместила в ЧКД заказ на 90 машин типа TNHP-S, однако немцы присвоили уже произведенные танки. Только в 1940 г. они согласились продать шведам лицензию на производство PzKpfw 38(t). Последней серийной модификацией стал танк PzKpfw 38(t) G, весивший 9,5 тонны. Когда производство PzKpfw 38(t) было закончено, невостребованные шасси последней модификации использовали для создания самоходных противотанковых орудий.
Всего было произведено 1411 танков PzKpfw 38(t) (не считая трех прототипов). В начале 1942 г. появилось несколько разведывательных танков типа PzKpfw 38(t) Neuer Art (нового образца) с усиленным бронированием (до 35мм) и 8-цилиндровым двигателем «Прага». Этот 15-тонный танк мог развивать предельную скорость порядка 62 км/ч. Однако до серийного производства дело не дошло, и даже уже созданные танки так никогда и не появились в войсках.

Общее описание конструкции танка PzKpfw 38(t)

Танк PzKpfw 38(t) Ausf А имел боевую массу 9,4 тонны, был рассчитан на четырех человек экипажа (командир-стрелок, радист, механик-водитель и стрелок-заряжающий). Основное вооружение -37-мм полуавтоматическая противотанковая пушка «Шкода» (немецкое обозначение - 37-мм KwK 37(t). Дополнительное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов ZB-53, один из которых размещался в башне независимо от пушки, а второй, курсовой, - в лобовой части корпуса. Пулемет, расположенный в башне, обслуживался заряжающим и мог весnи огонь как одновременно с пушкой, так и самостоятельно. Второй пулемет был закреплен за радистом, а в особых случаях из нero вел огонь водитель.

Толщина брони составляла 25 мм в лобовой части корпуса и башни, 15 мм - на корме и по бортам, 10 мм - крыша танка. В качестве силовой установки танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем "Прага" ЕРА с жидкостным охлаждением и мощностью 125 л. с. при 2200 об./мин, планетарной коробкой передач и двухступенчатым механизмом поворота. Танк PzKpfw 38(t) развивал максимальную скорость 40 км/ч при запасе хода в 250 км.

Ходовая часть (с одного борта) состояла из четырех пар обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных по два на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Каждый каток имел независимую подвеску на полуэллиптических листовых рессорах. В передней части корпуса находились ведущие колеса, а в задней - колесо натяжения гусеницы. В верхней части подвески располагались еще два сдвоенных маленьких поддерживающих катка. Стальные гусеницы шириной 293 мм снабжались дополнительными шипами для придания танку дополнительной устойчивости в условиях гололеда и снежных заносов. Управление танком облегчала удобная пятискоростная коробка передач «Прага - Вильсон».

Башня PzKpfw 38(t) не имела силового привода, поэтому перемещение пушки в вертикальное положение, а также поворот башни осуществлялись вручную. Для управления огнем командир танка имел в своем распоряжении перископ и телескопический прицел тип 2.6. Стрельба велась с углами склонения/возвышения от - 10 гр. до +25°. Командир танка располагал также командирской башенкой с четырьмя смотровыми щелями, место командира оборудовалось перископом. Радиостанция Fu 5 размещалась слева в передней части корпуса. Поскольку конструкцию танка пришлось приспосабливать для размещения дополнительного члена экипажа, отсек для радиста оказался крайне тесным и неудобным. PzKpfw 38(t) Ausf А имел штыревую трехметровую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности 5 км, и дополнительную поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Система внутренней связи в танке не была предусмотрена, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи цветных лампочек (красной, зеленой и синей) и соответствующих кнопок. Впоследствии эти кнопки покрасили в цвета сигналов, чтобы можно было осуществлять связь в темноте.

PzKpfw 38(t) на испытаниях в Великобритании

В 1939 г, фирма ЧКД, стремясь выйти на британский рынок вооружений, предложила англичанам оценить качества своего нового танка TNHP-S. Изготовленный из мягкой стали прототип был отправлен морем на испытания в Англию. В танковом музее в Бовингтоне я нашел подробный отчет об испытаниях чешского танка и с удовольствием познакомлю своих читателей с выдержками из него. Забегая вперед, скажу, что в целом новый танк англичанам не понравился. Несмотря на то, что TNHP-S во многом превосходил современные ему английские машины и мог сравниться лишь с самой последней моделью крейсерского танка А-9, англичане нашли массу недостатков в его конструкции. Однако обратимся к документу:

«За период испытаний - с 17 по 29 марта 1939 г. - танк прошел 291 км, из них 103 км по пересеченной местности. Обзор командира танка неудовлетворителен, расположение перископа и четырех смотровых щелей не позволяете точностью определить расстояние до цели. В целом позиция командира удовлетворительна, хотя расположение гашетки мешает занять удобное положение за орудием. Местоположение рации очень мешает пулеметчику, сидящему в башне. Конструкция башни неудовлетворительна. Позиция водителя в целом удовлетворительна, хотя при движении на марше один из членов экипажа должен сидеть сзади, выполняя роль штурмана. В остальном же место механика-водителя расположению и оборудовано удачно.

Вентиляция плохая, при движении в танке сильно чувствуется запах выхлопных газов. Ручной тормоз действует очень быстро, поэтому во время движения в колонне требуется особая осторожность. В нормальных условиях танк почти не заносит, он устойчив даже при движении на предельной скорости. Машина легко осуществляет повороты, нормально идет задним ходом, но при спуске с препятствий ход становится тяжелым и жестким. Мощность двигателя оптимальная.
Конструкция шасси не позволяет использовать его в качестве орудийной площадки. Очень качественные рессоры позволяют танку мягко двигаться по пересеченной местности. Плавный ход напоминает движение нашего крейсерского танка А-9 I. Максимальная скорость танка на трассе № 12 составила 10 миль в час. Способность преодолевать препятствия достаточно высокая. Танк одолел поток глубиной 5 футов, прошел 7-футовую траншею с отвесными скатами, но не смог взобраться на песчаный холм высотой 4 фута. Максимальная высота препятствия, которое танк способен преодолеть без затруднений, составляет 2 фута 10 дюймов. Выхлопы негромкие. При движении по пересеченной местности танк идет тихо, зато на дороге гусеницы издают очень сильный грохот. Гусеницы не новые, но износ не большой. В целом гусеницы высокого качества, натяжение хорошее, при движении не соскакивают.

Башня не имеет силового привода и поворачивается стрелком вручную. Впрочем, учитывая балансировку башни, это представляется весьма проблематичным и в любом случае требует огромных мускульных усилий... Командиру танка крайне неудобно заряжать орудие или прочищать его в случае засорения, однако, если эту работу будет выполнять третий член экипажа, ему придется действовать в еще более сложном положении. Из боекомплекта удобно расположены лишь ящик со снарядами для 37-мм пушки. Пулеметная лента для башенного пулемета при стрельбе прямо по ходу или левее мешает водителю.

В целом конструкторский замысел и качество его исполнении можно признать достаточно высокими, но не выдающимися. Затраты на производство этого танка должны быть меньше, чем для А-9. В наших танках гораздо выше требования к удобствам экипажа и возможности быстрой эвакуации раненых. В заключение следует отметить, что данная машина по своим качествам приближается к нашим крейсерским танкам, но имеет существенные недостатки в организации боевого отделения, расположении членов экипажа и общей боеспособности.Вот примерные варианты решения проблемы оптимального размещения членов экипажа и повышения боеспособности танка.

Как видно из таблицы, непродуманное расположение экипажа приводит к тому, что во время движения танк остается без огневого обеспечения, а во время остановки теряет способность маневрировать. Предлагаемые ниже вари

анты решения этой проблемы осуществимы лишь при существенном увеличении внутрибшенного пространства или включении четвертого танкиста в экипаж танка. Если ведущие колеса и двигатель расположить сзади, можно избавиться от карданного вала и тем самым опустить вращающийся пол башни. Настоящая конструкция пола представляет плохую опору для ног стрелка и заряжающего... Стрелку крайне неудобно одной рукой заряжать пушку, поэтому скорострельность не превышает 6-8 выстрелов в минуту. Стрелок не в состоянии заряжать спаренный пулемет. Повысить темп стрельбы можно, объединив обязанности заряжающего и стрелка из башенного пулемета, но в таком случае этому танкисту придется за-нять еще более неудобное положение. При наличии заряжающего в кормовой нише башни не придется располагать такой большой боекомплект, что позволит установить там радиостанцию.

Танк легко управляется, имеет плавный ход, но на пересеченной местности подпрыгивает. Из этого следует, что во время продвижения по незнакомой территории экипаж рискует получить серьезные травмы. Жесткость подвески вызывает такую сильную тряску в башне, что при скорости свыше 5 миль в час невозможно заряжать орудия. На этой скорости стрельба очень слабая. Кроме того, существует еще целый ряд факторов, снижающих боевую мощь танка. Среди них: неудачный стреляющий механизм танкового орудия, неудовлетворительное крепление пушки, некачественный телескоп, слабость систем наблюдения за стрельбой, несовершенная балансировка пушки. В целом боевое
отделение танка намного хуже, чем у наших легких танков с Км V no MK VI В».

Когда я дошел до этих строк, мне на память пришла лисица из известной басни. "Зелен виноград" - хочется повторить вслед за ней и напомнить читателям, что на тот момент у английских легких танков вообще не было танковых пушек (!!!), и они вооружались одними пулеметами!

Боевая летопись танка PzKpfw 38(t)

Боевое крещение танки PzKpfw 38(t) Ausf А получили в период польской кампании, действуя в составе 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Из 59 машин PzKpfw 38(t) 7 были выведены поляками из строя, но впоследствии их удалось отремонтировать". Несколько PzKpfw 38(t) в апреле 1940 г. принимали участие в операции «Вессерюбунг» - вторжении в Норвегию. Однако очень скоро они были отозваны с норвежского фронта и спешно переброшены на новый - французский. К началу наступления на Францию PzKpfw 38(0 уже находились в строю 7-й и 8-й танковых дивизий (всего 229 единиц).
На этот раз потери были намного ощутимее, чем в Польше (" Поданным отечественных источников, только 7-я германская танковая дивизия потеряла в боях во Франции танков PzKpfw 38(t) См. Panzer 38(t).), но, поскольку большинство танков снова удалось отремонтировать, ущерб оказался невелик.

Совершенно иная судьба ожидала чешские танки в России. Чарльз К. Климент и Хилари Л. Доул в своей монографии приводят данные о потере 796 танков PzKpfw 38(t) в первые шесть месяцев боевых действий. Принимая во внимание то обстоятельство, что на тот момент чешские танки составляли больше четверти всех машин панцерваффе, можно представить масштаб понесет кого урона. Первые же месяцы операции «Барбаросса» заставили немецкое командование сделать неутешительный вывод о том, что PzKpfw 38(t), так же, как и PzKpfw 35(t), совершенно не приспособлен для ведения танковых операций в условиях России. Пришлось срочно искать новое применение оставшимся машинам и шасси. Какое-то количество чешских танков было передано союзникам Германии (" Часть танков PzKpfw 38(t) Германия Продала Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. См. Указ. соч., с. 33- - Прим. ред.), оставшиеся в строю PzKpfw 38(t) использовались в полицейских целях для обеспечения порядка на оккупированных территориях, а также для борьбы с партизанами. Большое количество nанков этого типа после демонтажа башен использовалось в качестве шасси для самоходных артиллерийских установок. Снятые с танков башни применялись в качестве элементов для береговых фортификационных сооружений (например, на Корсике и в Италии).

Полковник в отставке Генрих Вуст так вспоминает о боевом пути PzKpfw 38(t) в своих мемуарах "Танковый марш из Праги в Эйзенах": «Осенью 1939 г., в польскую кампанию, старые добрые крупповские PzKpfw I окончательно отправились на покой, а взамен мы получили PzKpfw II, PzKpfw IV и совершенно новые чешские машины PzKpfw 38(t).

150-мм тяжелое пехотное орудие "Бизон". Создано на базе шасси PzKpfw 38(t) сразу двух Ausf - Н и М. Самоходка вооружалась 150-мм тяжелой пехотной гаубицей sIG 33 н состояла на вооружении вермахта в 1943-1944 гг.
Этот"-Бизон» был захвачен в Бельгии бойцами Первой американской армии, во время противостояния фашистскому наступлению в Арденнах.

Для того чтобы поближе познакомиться с новыми танками, мы решили сами забрать их с завода в Праге. Прикинув, что на старых машинах нам потребовалось бы 4-5 дней для того, чтобы преодолеть 350 км, мы на случай непредвиденных обстоятельств отвели на путешествие недельный срок Часть экипажей отправилась за танками, остальные стали с нетерпением ждать их возвращения. Каково же было наше изумление, когда меньше чем через два с половиной дня после отгрузки танков с заводских цехов, мы услышали возле своих казарм шум моторов! Колонна PzKpfw 38(t) с легкостью зашла в ангары и остановилась. Командир колонны рассказал, что танки шли так легко и мягко, что не пришлось делать долгие остановки и путешествие превратилось в короткий марш. В дивизии с энтузиазмом восприняли эти новости и прониклись глубоким уважением к ходовым качествам новых танков. Нашим PzKpfw II и PzKpfw IV чешские машины намного уступали в качестве бронезащиты и вооружения. Но за счет повышенной маневренности он почти не отличался от других легких машин. На испытательных маневрах танк показал столь высокие ходовые качества, что даже впоследствии, когда производство PzKpfw 38(t) было прекращено, на базе его шасси создавались самоходные противотанковые орудия («Мардер» и «Хетцер»). Этому способствовали высокое качество отдельных элементов шасси и повышенная мобильность танка. Двигатель, рулевое управление и ходовой механизм работали слаженно, как единое целое. Следует также отмстить высокую надежность PzKpfw 38(t). За время его эксплуатации нам практически не пришлось сталкиваться с серьезными поломками.

Штурм Соммы. 5 июня 1940 г. части 7-й танковой дивизии заняли плацдарм глубиной в 3 км на южном береuу реки Сомма. В 16.00 основные силы дивизии совместно с 25-м танковым полком начали прорыв на юг. Гладкий спуск к реке на деле оказался очень вязким, поэтому его предстояло преодолеть наискосок. Роты легких PzKpfw 38(t) без труда справились со спуском, а вот ротам средних танков PzKpfw IV пришлось туго, большинство из них оставили гусеницы в топкой грязи. Эта досадная неудача существенно замедлила наступление. В общем, трудно представить местность, преодоление которой представляло бы сколько-нибудь серьезную трудность для PzKpfw 38(t). Водители умудрялись даже заставлять танк карабкаться по песчаным ямам! В полной мере это преимущество чешских машин проявилось на берегах Соммы, когда PzKpfw 38(t) без труда следовали за тяжелыми и быстрыми .

«Дивизия-привидение» (как в в шутку стали называть 7-ю танковую дивизию), 12 июня, прорвав линии Вейгана, овладела городом Сен-Валери на 6epeгy Ла-Манша. Во время церемонии капитуляции один из французских генералов спросил генерала (будущего генерал-фельдмаршала) Эрвина Роммеля, какая дивизия одержала над ними победу. «Седьмая танковая!» -гордо ответил Роммель. «Седьмая танковая!» - воскликнул француз, и в сердцах выругался. «Черт бы побрал эту «дивизию-привидение»! Всюду она! Сначала в Бельгии, потом на Сомме, теперь здесь! Эта дивизия, как призрак, возникает в самых разных местах Франции!

Единственный прототип легкого многоцелевого шасси вооружения leichter Einheitswaffentrager на базе PzKpfw 3H(t) был создан в начале 1945 г. Первая модификация подъемника вооружалась 105-мм пушкой, вторая -ее вы видите на снимке - 88-мм.

С этих пор 7-я танковая с гордостью носила имя «дивизии-привидения». Во многом своей славой дивизия обязана именно танкам PzKpfw 38(t). Например, утром 12 июня, сразу же после завтрака, генерал Роммель вместе с полковником Ротенбургом, командующим 25-го танкового полка, сели в PzKpfw 38(t) и отправились на разведку. Они часто предпринимали
такие вылазки на 20-30 км за линию фронта, но Роммель никогда не ходил в разведку ни на PzKpfw III. ни даже на PzKpfw IV. Почему? Во-первых, эти танки были менее скоростными, чем PzKpfw 38(t), a кроме того, они намного чаще ломались. Зато маневренный, проворный и надежный PzKpfw 38(t) был словно специально создан для таких опасных предприятий.

Машины на базе танка PzKpfw 38(t)

Истребитель танков "Мардер" III (Marder lll) . К концу 1941 г. выяснилось, что все имевшиеся в распоряжении вермахта танки бессильны против тяжелых советских машин. Единственным орудием, которому удавалось сокрушить броню этих танков, оказалась трофейная советская 7,62 см дивизионная пушка Ф-22. В конце декабря 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск принимает решение использовать надежные шасси PzKpfw 38(t) для создания самоходных артиллерийских установок. В качестве главного оружия предписывалось использовать модифицированную советскую 7,62-см противотанковую пушку Ф-22. Так появилась знаменитая противотанковая самоходная установка истребитель танков 7,62-см RAL36(t) auf Pz 38 (t) Marder III SdKfz 139 .

Вращающаяся башня танка была заменена неподвижной боевой рубкой, в которой монтировался лафет с люлькой советской пушки Ф-22, прикрытый щитом толщиной 14,5 мм. В 1942 г. пражская фирма ВММ изготовила 344 САУ «Мардер III» с 76-мм пушкой.
Еще одним истребителем танков, созданным на базе шасси PzKpfw 38(t). стало противотанковое самоходное орудие, вооруженное 75-мм немецкой пушкой РАК 40/3."

Кроме того, на шасси PzKpfw 38(t) производились самоходные противотанковые орудия sIG 33 со 150-мм гаубицей 15 см slG 33 auf PzKpfw 38 (t) «Бизон» (SdKfz 138/1) . В начале 1943 г. было произведено около 90 таких орудии."
В более поздних модификациях САУ «Мардер III» двигатель располагался в центральной части корпуса, что позволило переместить экипаж в бронированную рубку, установленную на корме, и повысить тем самым его безопасность. Такие установки производились в 1943-1944 гг. и были удачным выходом из положения до поступления на вооружение вермахта более совершенных средств для борьбы с тяжелыми советскими танками (КВ-1, КВ-2).

Истребитель танков «Хетцер» (Hetzer) . Как уже говорилось выше, «Мардер III» являлся не более чем временным решением в деле обеспечения противотанковой обороны немецких войск на советском фронте- Однако именно эти самоходные установки явились предшественниками мощных истребителей танков, поступивших на службу вермахта на заключительном этапе войны, Первый немецкий истребитель танков 7,5-см Panzerjager 38 (t) был разработан фирмой «Хеншель и сын АГ» на базе шасси PzKpfw 38(t).

Новая самоходка, получившая название Hetzer («Хетцер» - охотник), имела совершенно новый широкий низкий корпус и просторную рубку (с большими углами наклон броневых листов) для четырех человек экипажа. Бронирование лба корпуса и рубки составляло 60 мм, борт н корма - 20 мм. Вооружался «Хетцер* 75-мм противотанковым орудием РАК 39 L/48 и 7,92-мм пулеметом MG-34, установленным на крыше рубки. Боекомплект состоял из 41 бронебойного снаряда и 1200 пулеметных патронов.

Самоходки обеспечивались улучшенной модификацией двигателя «Прага» АС/2800, что позволяло ей развивать скорость до 42 км/ч. Выпуск самоходных установок начался в мае 1944 г. и продолжался до конца войны. К марту 1945 г. фирмами ВММ и "Шкода» было произведено 2584 установки (Поданным отечественных источников, в 1944-1945 гг. было изготовлено 2840 истребителей танков Hetzer.)

На базе истребителя танков «Хецер» были разработаны следующие бронированные машины специального назначения:
- ремонтно-эвакуационный танк (БРЭМ) (Bergepanzer 38(t)Hetzer);
- огнеметный танк (flammpanzer 38(t) Hetzer).
Кроме того, шасси PzKpfw 38(t) использовались при создании командирских танков, тягачей для подвоза боеприпасов. Но, пожалуй, самым экзотическим вариантом был учебный танк, двигатель которого в целях экономии драгоценного бензина работал на дровах!

Постскриптум

Лучше всего о месте чешских PzKpfw 38(t) в истории немецких бронетанковых сил сказал полковник в отставке Гельмут Ритген. Приведенное ниже его высказывание цитируется автором по книге Вальтера Спилберга «Die Panzer-Kampfwagеn 35(t) und 38 (t) unc ibre Abarten». «До того момента, как мне предложили помочь в написании этой книги, я как-то не отдавал себе отчета в том, что все танковые полки, создававшиеся в период 1940-1941 гг. (то есть 29-й, 39-й, 27-й и 21-й), оснащались танками PzKpfw 38(t). Это означает, что без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз».

___________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»