Строительство храма василия блаженного на красной площади. Казанский собор на красной площади

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

В 1552 году на великий славянский праздник Покрова Божьей Матери на далёкой чужбине русские рати взяли штурмом Казань, Иван Грозный в честь этого знаменательного для Руси события приказал заложить на величественный православный храм Покрова Божией Матери . Сейчас мы знаем его под названием Собор Василия Блаженного .

Возвели за 6 лет - с 1555 по 1561 гг, что по меркам того времени было просто очень быстро.
В июне 1557 года митрополит Макарий освятил тогда ещё не достроенный храм во имя Покрова Богородицы в присутствии Ивана Грозного.

Строительство продолжилось и после смерти царя, закончившись уже во время правления сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича. Поднявшись свои купола на высоту 60 метров, Покровский собор стал самым высоким строением в Москве, он оставался таким до конца 16 века, тогда при Борисе Годунове построили колокольню церкви Иоанна Лествинчика, высотой 81 метр.

Силуэт храма причудливой формы воцарился над Китай-городом, широко раскинувший свои территории. Новый собор восторгал москвичей и вызывал удивление у приезжих в Москву иноземцев.


Саша Митрахович 25.12.2015 12:10


Слова одного летописца про Собор Василия Блаженного: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой».

До сих пор не умолкают споры среди исследователей о том, кто был архитектором такого чуда. По официальной версии храм возводило два зодчих, Плотник Яковлев и Барма. Но некоторые историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, прозванный народом - Плотник. Другие выдвигают предположение, правда ничем не подтверждённое, что архитектор был из Италии, за эту гипотезу свидетельствует оригинальный и несвойственный для русской архитектуры стиль - смешение русского зодчества и европейского Ренессанса.

После завершения строительства возникла легенда, согласно которой царь приказал ослепить великих мастеров, чтобы никто и нигде не смог построить храм краше . Но легенду опровергли историки, они нашли подтверждения тому, что зодчий Плотник занимался постройкой и других храмов на Руси, в частности Казанского кремля.

Покровский храм очень сильно пострадал от пожара в 1737 году, но был восстановлен, после чего под его купола были перенесены престолы пятнадцати церквей с Красной площади.

Во время Екатерины II, во второй половине 18 века, собор полностью реконструировали, сохранив восьмеричную символику маленькие купола вокруг башен убрали, шатровая колокольня объединилась с собором. В то же время собор разукрасили в современную цветовую палитру, собор стал ещё краше и нарядней, превратившись в настоящее архитектурное чудо.

Несколько раз за свою многовековую историю находился на грани полного уничтожения, но по Промыслу Божьему храм прекрасно пережил все исторические катаклизмы и сохранился до нашего времени практически в первозданном виде.

«Поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов»

Первый раз собор оказался под угрозой уничтожения, когда Наполеон, войдя в и лицезрев такое чудо, захотел перенести собор в Париж, но воплотить такой проект в жизнь ему оказалось не под силу. Перед отступлением он приказал взорвать храм и Московский кремль, жители пытались помешать вандализму, но безуспешно, и тут случилось божественное вмешательство - внезапно хлынул проливной дождь и затушил горящие фитиля.

Также после революции 1917 года храму грозил снос. В сентябре 1918 года большевики расстреляли протоиерея Иоанна Восторгова, настоятеля собора Василия Блаженного, всё имущество храма было конфисковано, его звонницы и колокола переплавили, сам храм был закрыт.

Лазарь Каганович в 1936 году предлагал снести Покровский собор, чтобы расчистить Красную площадь для массовых праздничных демонстраций и парадов. Только героическое личное мужество и самопожертвование архитектора П.Д. Барановского спасло храм от уничтожения. Он наотрез отказался готовить собор к сносу и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх.

Есть легенда, что Барановский стоя на коленях в Кремле умолял Сталина не сносить собор Василия Блаженного, он спас Покровский собор, но сам заплатил за это тюремным заключением.

Покровском собор стал музеем и стал принимать экскурсии туристов. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, по ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

Первое всенощное бдение и литургия в храме прошло в ноябре 1990 года, его колокола вновь зазвонили на освящении Казанского собора. В престольный праздник Покрова 13-14 октября, самый святой для храма праздник, здесь совершается божественная служба.


Саша Митрахович 26.12.2015 10:20

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Что есть что в церкви

По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.

Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.

Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.

На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.

В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.

В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.

Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.

Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.

Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.

Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.

Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.

В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.

Красная площадь на протяжении многих веков служила ареной важных событий отечественной истории.

Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте у восточной кремлевской стены была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась - Торговая, а в 16 веке ее стали звать Троицкой, потому что в южной части площади находилась церковь Троицы. Красной площадь стали называть только в 17 веке.

Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 г. в присутствии императора, императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».

Русскому скульптору Ивану Петровичу Мартосу (1754-1835 гг.), уроженцу города Ични Черниговской области, заказывали работы императоры Павел I , Александр I , Николай I.

Первоначально монумент предназначался для Нижнего Новгорода, но по настоянию Мартоса, был поставлен в Москве. Хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

И. П. Мартос изображает момент, когда Минин (фигура слева) обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.

Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие.

На щите Пожарского изображен Спас.

Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху.

Волосы его подстрижены в скобку.

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность.

Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали, несмотря на то, что в Кремле после 1917 года был снесен памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А. М. Опекушина.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного , как мешающий прохождению парадов на Красной площади.

Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

В конце XIX-го века вокруг памятника Минину и Пожарскому заливали главный в Москве каток.

В последние годы эта традиция восстановлена - каток заливают на Красной площади на месте, где 113 лет простоял памятник спасителям Отечества.

В 30-е годы 16 века на Красной площади был построен помост, получивший название Лобное место. Этот помост служил своеобразной трибуной для объявления важнейших правительственных указов и для торжественных церемоний.

Возле Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.

В нынешнем виде Лобное место существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое каменное возвышение с площадкой, окружённой парапетом, и лестницей.

Торговые ряды

В 1786 году по проекту архитектора Дж. Кваренги напротив кремлевской стены были возведены торговые ряды. Это здание, разрушенное во время Отечественной войны 1812 года, было перестроено в 1814-1815 годах, а в 1818 году перед ним установили памятник героям борьбы с польской интервенцией Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. В 1930 году этот памятник работы скульптора И. Мартоса был передвинут к Покровскому собору.


Верхние торговые ряды (здание ГУМа).


Государственный Исторический музей.


Воскресенские ворота , памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.

Эти здания были сооружены в псевдорусском стиле, перекликавшемся с башнями и стенами Кремля.

Собор Василия Блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы на Рву).


Собор Василия Блаженного.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.


Храм Казанской иконы Божией Матери.

Скульптор В. М. Клыков. Архитектор Ю. П. Григорьев.


Недалеко от Красной площади находится Болотная площадь, на которой находится скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

Источники материала: Википедия, http://www.hrono.ru, http://www.openmoscow.ru.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»