Ребенок в депрессии что делать. Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию. Симптомы депрессии у детей

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Раньше психологи еще спорили по поводу того бывает ли у детей депрессия? Ведь такие проявления депрессивного состояния как снижение тонуса организма, отстранение от людей, заторможенные реакции, ощущение тоски и печали, ослабление интересов свойственно в основном взрослым людям.

Все эти признаки трудно выявить у детей, так как они у них слабо выражены и ребенок не всегда может сказать о своих чувствах, ощущениях. Сейчас уже доказано, что расстройства психики не могут появиться просто так.

Они передаются генетически, появляются вследствие неправильного воспитания или негативного влияния окружающего мира.

Обычно депрессия у детей характеризуется ухудшением здоровья. Чаще всего это такие недомогания как головокружение, нарушение сна, тошнота, слабость, вялость, различные болевые ощущения. Взрослые, наблюдая у ребенка все эти недомогания теряются, обращаются к врачам, а те в свою очередь делают анализы и не находят не заболеваний внутренних органов, не нарушений систем организма. При хронической депрессии в таком состоянии ребенок может находиться не один месяц. Чаще всего детей беспокоят болевые ощущения в животе и головные боли.

Обычно дети считают, что они неизлечимо больны. Это выражается в их постоянных упоминаниях о чьей-либо болезни или смерти, они зачастую встревожены без повода, нервны, плаксивы. Хоть тревоги их и кратковременны, но они сравнительно быстро переходят в постоянное немотивированное ощущение страха. Дитя начинает переживать, когда мама не приходит вовремя забирать его из детского сада. Он думает, что с мамой по дороге обязательно случилось что-то страшное: напали бандиты или произошла авария. Ребенок наряду с этими переживаниями начинает волноваться и за свою жизнь, здоровье.

Осенняя депрессия детей в разном возрасте проявляется по-разному. У совсем маленьких детей снижается аппетит, ребенок сбавляет в весе, становится капризным, замедляются его движения. У детей дошкольного возраста депрессия проявляется в виде выражении печали на лице, скупой мимики, старческой походки. Симптомы депрессивного состояния у младшего школьника: тоска, безразличие, замкнутость, отсутствие интереса к играм со сверстниками, школьным занятиям.

Самый частый признак появления депрессии у ребенка- жалобы на скуку, которые означают снижение интереса к жизни. Дети начинают часто и долго плакать и чем младше ребенок, тем более он слезлив. Причем депрессивный ребенок плачет по любому поводу: при замечаниях и поощрении, при обиде и даже радостном событии. Обычно свое плохое настроение дети считают виной родителей. Ребенок начинает постоянно высказывать упреки и претензии родителям. А при хронической депрессии, становясь старше, еще и угрожают им, вплоть до демонстративных попыток покончить с жизнью.

У школьников депрессия проявляется еще в трудностях запоминания и осмысления учебного материала. Дети не понимают прочитанный текст, намного больше времени тратят на выполнение домашнего задания. Ребенок становится медлительным, неловким, что детям этого возраста никак несвойственно. Дети в школе выглядят неуклюжими, вялыми, не хотят бегать и играть с одноклассниками на переменах, на физкультуре стоят в сторонке, отказываются посещать спортивные секции, в которые до начала депрессии сами и просились.

Депрессия бывает хронической, временной, сезонной. А какие же признаки осенней депрессии у детей?

Основные симптомы осенней депрессии у детей

  1. Постоянное ощущение скуки, изменения веса или снижение аппетита, отсутствие энергии.
  2. Низкая самооценка ребенка, неуверенность в себе, потеря интереса к ранее любимым занятиям.
  3. Появление чувства вины, безнадежности.
  4. Желание спрятаться от людей, избегание общения, частые разговоры о болезни или смерти.
  5. Периодическое и немотивированное раздражение, жалобы, крики, плач ребенка, частые прогулы в школе.
  6. Жалобы на плохое самочувствие, при этом враждебность и агрессивное поведение.
  7. Ребенок делает все назло родителям, считает их виновными в своей печали, негативному отношению к жизни.

Лечение депрессии

Не ждите, что депрессивное состояние у ребенка пройдет само. Нет, его нужно лечить. Как утверждают медицинские специалисты, чем раньше распознается депрессия, тем быстрее она лечится. Затягивать с лечением нельзя, так как депрессия может стать хронической, и тогда ребенка нужно будет постоянно пролечивать специальными средствами: антидепрессантами, травами, витаминами.

Малышей от депрессии обычно лечат игровой терапией, арттерапией, побуждая ребенка играть с куклами, заниматься творчеством, например, рисовать позитивные рисунки. Таким образом, малышам помогают открыто выражать свои чувства. С детьми постарше много разговаривают, чтобы ребенок не держал в себе переживания, полностью выговорился, раскрылся. Иногда прописывают антидепрессанты. Длительность терапии зависит от ряда причин, включая и степень депрессии.

Что такое депрессия у детей? Методы лечения депрессии у детей. Полезная информация для развития ребенка.

Депрессия у детей раннего возраста является сложной темой для большинства родителей. Хотя дети всегда были уязвимы к психическим расстройствам, многие дети, страдающие от депрессии не диагностированны к ним относятся как к застенчивым, отрешенным и ленивым, упрямыми или непослушным. Совсем недавно, эмоциональные проблемы увеличились, депрессия дети часто объясняются как временная реакция на стресс (расстройства адаптации), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство, или какой-либо другой неудача. В то время как дети имеют эти и другие нарушения, они часто сосуществуют с депрессией или диагностируются вместо депрессии.

Депрессия является одним из психических, эмоциональных и поведенческих расстройств, которые могут начаться в детстве и юности. Этот тип депрессии влияет на мысли ребенка, чувства, поведение, и тело. Депрессия у детей и подростков является серьезной проблемой. Депрессия может привести к неуспеваемости, алкоголю или другим наркотикам, и даже самоубийству. Депрессия является серьезным психической проблемой здравоохранения, что может влиять даже на очень маленьких детей. При депрессии у детей, как правило, не хватает энергии и энтузиазма.Они часто становятся замкнутыми и не в состоянии сосредоточиться и наслаждаться жизнью. Если они находятся в школе, они обычно учатся плохо. Иногда они раздражительны и несчастны или даже агрессивны. Если они достаточно взрослые, чтобы говорить, они могут называть себя глупыми и уродливыми и не способными любить и быть любимыми, ничего не стоящими, или даже безнадежными. Они могут быть заняты темами смерти и умирания, иногда, они могут думать или даже делать попытки самоубийства. Даже маленькие дети могут сделать импульсивные, опасные вещи причиняющие боль или даже покончить с собой, хотя их идеи смерти весьма отличаются от взрослых. Возникновения депрессии увеличивается в последующих поколениях и начинается в более раннем возрасте. Несмотря на то, подростки и взрослые женщины с диагнозом депрессивного расстройства встречаются в два раза чаще, чем мужчины. Мальчики до 12 лет чаще страдают от депрессии, как девочки.

Выявление признаков депрессии.

Существуют два основных типа депрессии: депрессия, которая длится не менее двух недель, и мягкая, но хроническое дистимическое расстройство (расстройство настроения характеризуется легкой депрессией), в которой сильно подавленное настроение, кажется, связано с темпераментом ребенка или личности. Дистимическое расстройство встречается в детском возрасте, оно может начаться до подросткового возраста. Эти дети при занятии своей деятельностью, как будто поглощены несчастным оцепенением, и только короткие периоды улучшения настроения и мировоззрения. Сильное депрессивное расстройство, наиболее тяжелая и ​​наиболее инвалидизирующая форма депрессии, встречается приблизительно у 1% детей дошкольного возраста и 2% препубертат(6 — 12 лет) детей школьного возраста в любой момент времени. Кроме того, около 2% детей страдают от дистимии. У более двух трети детей с дистимией развивается депрессия в течение 5 лет. Маленькие дети часто не говорят о таком чувстве как депрессия, поэтому загадочное, не специфические жалобы на физическое состояние (головные боли, боли в животе, другие боли и боли) могут быть первыми признаками тяжелой депрессии у ребенка школьного возраста. Другие маленькие дети с депрессией также могут быть раздражительными, испытывают беспокойство при расставании со своими родителями; плохая концентрация и колебания или преувеличенные страхи. Не у всех детей, которые страдают от тяжелой депрессии, депрессия проявляется, но вместо этого они могут вести себя раздражительными или капризными, переходя от крайнего уныния к внезапному гневу. Обычно, есть и другие ключи или признаки того, что ребенок находится в депрессии. Он / она может потерять интерес или удовольствие к любимой деятельности. Ребенок может жаловаться на усталость или ему не хватает энергии для выполнения повседневной деятельности. Он / она могут плохо спать. Дети с депрессией могут иметь проблемы с концентрацией внимания или принятие решений, чувство бесполезности, гнев или чувство вины, может означать, суицидальные мысли или размышления о смерти.

Признаки детской депрессии :

Регулярная печаль, плач и/или безнадежность.
Отсутствие интереса или неспособность заниматься деятельностью.
Плохая концентрация.
Социальное расслоение, чувство одиночества, и/или плохая связь с другими людьми.
Низкая самооценка, чувство вины, повышенной чувствительность к отказам.
Повышенная раздражительность, злость или враждебность; трудности в отношениях с партнерами.
Головные боли и/или боли в животе.
Частые отсутствия в школе или неудовлетворительность деятельностью.
Существенное изменение во вкусе(в еде) и/или режима сна.
Говорит или пытается убежать из дома.
Мысли или выражения про самоубийство или суицидальное поведение.


Причины депрессии у детей.

Депрессия является сложным состоянием. Скорее всего корни её в генетической и / или биохимической предрасположенности, депрессия также может быть связана с нерешенным горем, возможно, в ответ на ранние реальные или воображаемые потери. Депрессия может также отражать, что ребенок научился чувствовать беспомощность, а не чувство мотивации и искать решения проблем в жизни. Некоторые серьезные депрессии дети испытали в раннем детстве они связанны со стрессами в том числе детскими травмами или смертью одного из родителей или других значимых людей. Они могут жить в семьях, где они регулярно становятся свидетелями или жертвой родительской агрессии, запретов или строгого наказания, или конфликтов между родителями. Такое давление семьи может способствовать развитию депрессивного настроения в ребенке. Депрессия также передается по наследству. Часто один из родителей ребенка с депрессией, страдает тем же заболеванием. Таким образом, и генетический риск и жизненный опыт может способствовать депрессии ребенка. Депрессия обычно мешает социальной и академической успеваемости ребенка. Когда у ребенка серьезная депрессия, снижается успеваемость в школе и он / она теряет интерес к школе и ровесникам. Иногда симптомы беспокойство, разочарование, и снижение концентрации может ввести в заблуждение родителей или учителей, думая, что у ребенка синдром дефицита внимания, тогда как в Фактически, ребенок находится в депрессии. Это не редкость для детей, которые оценены по одному состоянии с диагнозом другие расстройства, потому что два различных расстройств могут сосуществовать. Сопутствующие расстройства Более половины детей с депрессией имеют также по меньшей мере одно психическое расстройство, как правило, тревожные расстройства, дефицит внимания, поведения или оппозиционной-вызывающее расстройство или расстройство пищеварения. Почти треть детей с диагнозом дефицита внимания и гиперактивности и 20-30% был первоначально поставлен диагноз депрессия в конечном итоге оказываются страдающих биполярным расстройством, которое характеризуется крайние перепады настроения от восторга до тяжелой депрессии. Факторы риска. Для детей у которых подавленные родители, риск развития депрессии гораздо выше. Из исследований с близнецами и двойняшками, а также с другими братьями и сестрами, которые воспитывались вместе и друг от друга, по оценкам, 50% или более от риска детской депрессии передается по наследству. Дети в состоянии стресса, те, кто испытал потерю, тех, кто злоупотребляет веществами (включая табак), лиц с хроническими заболеваниями, и тех, у кого расстройства внимания и обучения или расстройства поведения на более высокий риск депрессии . Хотя мы не знаем всех факторов, которые вызывают генетическую предрасположенность ребенка к развитию депрессивных расстройств, вполне вероятно, что основные факторы включают смерть или развод родителей, неспособность ребенка адаптироваться к непрактичным требованиям или оценкам, жизнь в соответствии со строгими моральными убеждениями со стороны родителей; неспособность установить твердые эмоциональные связи в младенчестве из-за отказа или пренебрежения; избыток наказания и критики со слишком маленьким вознаграждением и похвалы, физическое, эмоциональное или сексуальное насилие; запугивание;. и травмы, таких как терроризм или стихийные бедствия. Последние пункты исследований многие из основных симптомов депрессии у подростков и взрослых ангедония (психологическое состояние, характеризующееся неспособность получать удовольствие от обычно приятной деятельности), грусть и раздражительность, низкий уровень энергии, последние изменения в уровне энергии, низкая самооценка, плач, гиперактивность, которая начинается в возрасте после 2лет, и игры или разговоры о темах, связанное со смертью также характерны депрессии у детей. Сложность испытывать радость, когда подвергаются приятным аспектам повседневной жизни, особенно характерно для наиболее отсталых детей.

Однако, важны возрастные различия в признаках и симптомах депрессии.

От рождения до 3 лет: Депрессия может проявляться в проблемах с кормлением, задержкой развития, которая не имеет идентифицируемых физических причин, истерики, отсутствие игривости, индивидуальный и менее выражение положительных чувств в целом.

Возраст 3-5 : Может быть невезучим, с учетом фобий и преувеличенных страхов, склонность к задержкам или регрессу на важных этапах развития, таких как приучение к туалету, и склонность чрезмерно извиняться за незначительные ошибки и проблемы, такие как разлил пищу или забыл убрать игрушки.

Возраст 6-8 : расплывчато выражает жалобы на физическое состояние, агрессивное поведение, цепляется за родителей, и не воспринимает новых людей.

Возраст 9-12 : выражает болезненные мысли, чрезмерно беспокоится о школьной работе, бессонница, и обвиняет себя что разочаровывает родителей и учителей.

Ребенок, который проявляет некоторые или даже все эти черты не означает автоматически,что у ребенка депрессивное расстройство. Когда эти признаки и симптомы присутствуют, особенно если симптомы тяжелые и / или сохраняются регулярно в течение месяца или более, важно поставить диагноз у специалиста психического здоровья, который специализируется на детях, особенно если у ребенка есть другие факторы риска.Ранняя диагностика и лечение, может привести к сокращению депрессивных эпизодов, помочь избежать будущих эпизодов, и предотвращение потенциально опасных или неудачных результатов, таких как, членовредительство или самоубийство.

Обследование и лечение

Для детей с легкой депрессии, когнитивно-поведенческая терапия, как правило, первый шаг. Когнитивно-поведенческая терапия является одним из видов психотерапии, которая включает в себя помощь людям, развивает навыки преодоления, что позволяет им лучше справляться, менять ситуации и учит их, как изменить разрушительные или отрицательные мысли. Члены семьи могут быть приглашены для участия в терапевтических сессиях. В делах, касающихся длительной или тяжелой депрессии, препарат может быть рекомендован для сопровождения психотерапии. Редко лекарства, назначаются детям, которые в возрасте до 5 или 6лет. Психотерапия, однако, может быть эффективна для детей дошкольного возраста.Чтобы помочь самым маленьким детям, психотерапия направлена ​​на родителей, цель в том, чтобы научить их, как помочь своему ребенку. Дети и подростки редко требуют госпитализации по поводу депрессии.

Индивидуальная психотерапия, терапия предлагает поддержку и сострадание, поощряя открытие чувства депрессии и симптомы. Лечение может переключаться между игрой и разговором, потому что цель лечения заключается в оказании помощи ребенку говорить о своих чувствах. Если есть конкретное обстоятельство или событие, которое ускорило депрессию, терапия дает ребенку шанс разрешить некоторые из его чувств и принять даже трудною реальность. Для детей младшего возраста или детей, которые имеют проблемы с речью, игровая терапия может предоставить возможность для общения, выражения чувств и сознания. В игре, депрессивный ребенок способен общаться или разыгрывать его чувство утраты, безнадежности, вражды или опасности и в конечном счете иметь дело с этими болезненными эмоциями.

Когнитивная поведенческая терапия — часто эффективны в лечении депрессии у детей старшего возраста, когнитивная терапия фокусируется на необоснованные идеи и неясные чувства, которые являются частью депрессии, такие как негативное отношение к себе, миру, и будущему. Обычно депрессивный ребенок чувствует вину за неудачи, усиливает негативные события, и сводит к минимуму положительные события и достижения. Когнитивная терапия сосредоточена на выявлении и коррекции негативных моделей мышления или неправильного толкования и оказание помощи ребенку, меняя его мышление.

Групповая терапия — Этот подход направлен на детей, чтобы помочь им развивать социальные навыки, которые могут привести к увеличению чувства собственного достоинства и самостоятельности. Дети могут легче выразить свои чувства в благоприятной среде группы. Группы поддержки для родителей могут помочь им управлять конкретными проблемами поведения, использовать положительное подкрепление, общаться с детьми соответствующим образом и научиться лучше слушать своего ребенка.

Семейная терапия — решает проблемы, которые могут ухудшить депрессию у детей, такие как отсутствие родительских границ (в которых родители, относятся к своим детям, как сверстники), тяжелые супружеские конфликты, строгие или суровые правила, или небрежное или чрезмерно активное участие в отношении ребенка.

Лекарства

Лекарства иногда используются как часть полного подхода к лечению депрессии ребенка.В настоящее время проводятся исследования, чтобы выяснить роль лекарства и реакцию ребенке. Некоторые недавние исследования показали улучшение с использованием антидепрессантов. Все чаще назначают антидепрессанты: флуоксетин, имипрамин, нортриптилином, пароксетин и сертралин. Другие антидепрессанты включают бупропионом и венлафаксин. Ребенку старшего возраста перед началом принятия лекарств, определяют специфические симптомы депрессии в беседе между ребенком, родителем и врачом. Возможные побочные эффекты лекарства, должны быть подробно описаны.

Госпитализация -депрессивные дети всегда должны быть обследованы на риск суицида или самостоятельного нанесения себе и другим вреда. Если ребенок думает о смерти в результате самоубийства или имеет хорошо продуманный план, госпитализация может быть необходима. В противном случае, если ребенок в состоянии нормального функционирования,и его семья является относительно благоприятной, интенсивная терапия может быть заменена на амбулаторное лечение.

Большинство людей уверены, что депрессия – это проблема, которая может касаться только взрослых, но дети также восприимчивы к этой опасности. Депрессия проникает в каждодневную жизнь ребенка, причем дети часто не способны определить или объяснить взрослым, что происходит. Подозревая, что у вашего ребенка депрессия, прочтите советы ниже. Они помогут распознать симптомы, а также расскажут, как говорить об этой проблеме с ребенком.

Шаги

Часть 1

Наблюдайте эмоциональные изменения

Понаблюдайте за изменениями детских эмоций. Нужно помнить, что у некоторых детей симптомы депрессии проявляются мало или вообще не наблюдаются. Если вы думаете, что у ребенка депрессия, нужно понаблюдать за колебаниями настроения и изменениями эмоций, которые начали проявляться в последнее время.

    Замечайте любые следы продолжительной или беспричинной грусти или беспокойства. Это может быть слезливость, частый плач, а также общее состояние тревоги. Также следует обращать внимание на постоянное напряженное состояние, ночное недержание мочи у ребенка, чья постель до этого была сухой, пугливость, напряженность или резкие приступы страха при появлении других людей или каких-то предметов.

    • Также следует отмечать длительную неспособность справиться с потерей, которая может растянуться на недели и даже месяцы.
  1. Прислушайтесь к выражениям вины или безнадежности. Возможно, у вашего ребенка начали проскакивать выражения «я виноват (это моя вина)», или «а толку, для чего? (нет смысла стараться)». Наличие таких выражений может сигнализировать как о сильном выражении обычных детских страхов, так и о присутствии серьезных проблем, отражающих более сильные чувства тревоги..

    • Чувство безнадежности может выражаться по-разному: неспособность выполнять домашние задания, отсутствие интереса к вещам, которые раньше привлекали, общее выражение вины, даже если известно, что в случившемся вины ребенка нет.
  2. Остерегайтесь увеличения гнева и раздражительности. Иногда депрессивный ребенок демонстрирует явные и выразительные признаки. Такие дети слишком остро реагируют на происходящее, выражая раздражение, гнев и разочарованность по поводу незначительных дел. Они чувствуют пренебрежение в самых обыденных ситуациях. Также они становятся неугомонными и стремятся к повышению уровня тревоги. Такие дети утрачивают способность сохранять спокойствие и самообладание.

    • Также это может проявляться в неспособности переносить любую критику. Обратите внимание, если ваш ребенок реагирует на отказ слишком чувствительно или не способен нормально принимать критику, даже если ее подают в очень мягкой форме. Если конструктивная критика воспринимается болезненно, это может свидетельствовать о проблемах.
  3. Поищите признаки отсутствия радости и удовлетворения жизнью. Также необходимо обращать внимание на уровень счастья ребенка. Проблему можно обнаружить, заметив, что уже несколько дней вы не слышали детского смеха или ребенка не интересуют любимые вещи. В этом случае нужно предпринять меры, чтобы поднять его/ее дух. Если все усилия оказываются бесполезными, у вашего ребенка депрессия.

    Обратите внимание на привычки питания ребенка. Вам следует зафиксировать любые необъяснимые изменения аппетита, если они длятся долго. Это может быть повышение аппетита или наоборот, отсутствие желания принимать пищу. Также при проявлениях депрессии ребенок обычно утрачивает интерес к пище, которая раньше была любимой.

    Будьте в курсе социальной жизни ребенка. Уход от социальной жизни – это обыкновенная поведенческая реакция, чтобы изолировать себя от сверстников. Если у детей проявляется депрессия, они могут уходить от социальной жизни, как среди друзей, так и в семье. Остерегайтесь этого. :

    • Предпочтение играть одному, а не со сверстниками.
    • Отсутствие интереса в поддержании дружественных отношений, которые ранее были значимы.
  4. Обратите внимание на любые изменения в структуре сна. Это могут быть противоположные изменения – постоянная сонливость или бессонница. Также следует обращать внимание на участившиеся утверждения об усталости и нехватке энергии, сопровождаемые снижением интереса к деятельности, которая раньше интересовала ребенка.

Часть 3

Поговорите с ребенком

    Знайте, что ребенок может скрывать симптомы депрессии. Многие дети еще не научились правильно выражать свои внутренние переживания. Поэтому маловероятно, что сын или дочь подойдет к вам и заявит: «У меня депрессия». Также не следует ожидать, что он/она попробует объяснить проблему, поскольку дети сами толком не могут понять происходящее.

    • Будьте внимательны, о чем ваш ребенок “не” говорит, и будьте готовы поднять этот вопрос самостоятельно. Дети могут смущаться и болезненно относиться к обсуждению собственных проблем. Признаки депрессии перечислены в этой статье в описании ‘наблюдения за признаками и симптомами’.
  1. Слушайте своего ребенка так, как будто он не способен толком объяснить и понять, что происходит. Уделяя каждый день время на выслушивание ребенка, вы даете ему возможность рассказать о том, что с ним происходит. Дети обычно прямы и честны в описании вещей так, как они их видят, даже если они не могут нормально объяснить или понять происходящее.

    • Спрашивайте каждый вечер у ребенка, как он себя чувствует. Если замечается беспокойство или грусть, выделите время, чтобы поговорить с ними о проблемах и причинах отсутствия счастья.
  2. Облегчите ребенку коммуникацию с вами. Вы должны понимать, что коммуникация с детьми затрудняется, если использовать ярлыки «капризный» или «трудный», или вести себя с ними, как с непослушными. В этом случае детям значительно труднее выразить то, что они чувствуют глубоко в себе.

    • Также нужно внимательно относиться к любым вопросам, которые дети поднимают сами. Чтобы сохранить правильный подход к ребенку в будущем, не нужно игнорировать никакие вопросы (например, говоря «это глупо»).
  3. Поддерживайте хорошие отношения с наставниками детей в школе и других учреждениях. Благодаря этому вы сможете получить отзывы и сигналы на события, которые сами не можете заметить. Это также позволит определить, являются ли одинаковые проблемы устойчивыми в разной обстановке.

    • Например, можно поговорить с учителем, если вы подозреваете, что у ребенка депрессия. Запланируйте встречу, чтобы обсудить воспитательные проблемы, и спросите, не замечаются ли на занятиях какие-либо странности поведения.

Часть 4

Принимаем дальнейшие меры
  1. Не спешите делать выводы. Заметив какие-либо из описанных выше симптомов, НЕ делайте выводов и не ставьте ребенку диагноз: депрессия. Такой скачок к выводам только увеличит количество проблем в будущем, особенно если вы скажете об этом ребенку. Вместо этого лучше сохранять спокойствие и предпринимать необходимые меры, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает то, в чем он/она нуждается.

Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Откуда это?

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок .

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью .

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Признаки суицидального поведения у детей:

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.

Что потом?

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников », вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лучше взрослых лечите!

Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф . Это что же – всех лечить?

Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

Чем могут помочь родители

Американская академия педиатрии советует :

Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.

Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.

Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.

Просвещайте других

  • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
  • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
  • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
  • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
  • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
  • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
  • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
  • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.

Создайте план безопасности

  • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
  • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
  • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
  • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
  • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»