Рассказы по природоведению для дошкольников. Виды детских рассказов о природе, их характерные особенности. Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Сказка для детей 5-8 лет «Дерево желаний»

Шатохина Софья, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Назначение: Данное произведение рекомендуем воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: Воспитывать интерес к литературному произведению.
Задачи:
- формировать умение сопереживать героям произведения.
- совершенствовать умения самостоятельно сочинять сказки.
- Прививать заботу и не обижать друзей.

В одном лесу жил – был воробей. У него был свой очень красивый домик с симпатичным окошком.


У него был друг дятел. Познакомились они давно, когда были еще малышами и продолжали свою дружбу очень долгое время. Дружба у них была крепкая.


А в этом лесу росло красивое, волшебное дерево.


Подумал дятел, может это волшебное дерево - исполнит мое желание. А дерево было не простое, а говорящее.
Прилетел дятел к дереву и говорит:
- Милое дерево, исполни мое желание, пожалуйста.
- Постараюсь. Говори, чего ты хочешь? – спрашивает дерево.
- Хочу быть взрослым, чтобы у меня было много друзей, чтобы все были счастливы, - попросил дятел.
- Иди домой, все твои желания сбудутся, - отвечает дерево.
Пришел дятел домой и действительно стал он уже взрослым. По дороге домой он встретил много разных птиц и зверей, с которыми он успел подружиться.


Вернулся дятел к дереву и говорит:
- Огромное спасибо тебе дерево, все мои желания ты исполнил.
- Но это должно остаться нашей тайной, об этом никто не должен знать, - отвечает ему дерево.
- Хорошо, расти большим, деревце, - пожелал дятел и отправился гулять.
Прилетел дятел к воробышку, не смог удержаться и рассказал своему лучшему другу о волшебном дереве.
Они поиграли вместе, полетали над лесами и лугами, понаблюдали за бабочками. Приблизился вечер, и они разлетелись по домам.
Но воробушек тоже захотел загадать желание, и полетел тоже к волшебному дереву и стал просить, чтобы дерево исполнило его желание тоже.
Но дерево все позеленело, погрустнело.


Очень расстроилось дерево, что дятел не сдержал свое обещание. А воробушек тоже был расстроен, что его желание не исполнилось. Воробушек полетел к дятлу и говорит:
- Никакое твое дерево не волшебное, не исполнило оно мое желание.
Дятел тут же со всей силы полетел к дереву и стал его умолять простить его за то, что он не удержался и рассказал воробышку, не сохранил тайну. Но дерево стояло молча, только листики тихонечко раскачивались на ветру, как будто прогоняя дятла, а ветки дерева опускались все ниже и ниже, как бы прячясь ото всех.
Расстроился дятел, что дерево не отвечает, улетел далеко в лес и спрятался от всех, наказывая сам себя.
Но на следующее утро, воробушек прилетел к домику дятла, стал его звать, но ему никто не ответил. Догадался воробушек, что это из – за волшебного дерева произошло. Стал он искать дятла, долго его искал, но все – таки нашел.
- Друг мой дятел, это я виноват, не удержался, полетел к дереву, просил исполнить желание. Прости меня, давай и дальше дружить, ты мой лучший друг. У меня нет лучше друга, чем ты. Пожалуйста, полетели домой, поиграем, я больше так не буду поступать.


Дятел, долго думал, но все – таки простил воробья.
Так что храните тайны и секреты, и дружба будет крепкой и долгой.

Консультация для родителей

Российский книжный рынок пестрит красивыми детскими изданиями. Нарядные, с яркими иллюстрациями, они создают волшебный мир знаний, в том числе и знаний о природе. Книга, как и фильм, позволяет ребенку увидеть и узнать то, что скрыто от него расстоянием и временем.

В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребенку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Многие интересные особенности поведения и образа жизни животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдений и здесь на помощь приходит художественная литература.

Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость к чужому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости.

Поэтому большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Первые сказки для малышей должны быть небольшими по объему, а их содержание должно вызвать положительные эмоции. Действия сказочных персонажей будят воображение малыша. Он с интересом слушает, как катится по лесу веселый колобок, встречая по дороге волка, медведя, лису. В другой сказке звери встречаются возле маленькой рукавички. Ребенок без труда запоминает их первые характеристики:

Кто- кто – кто, кто в рукавичке живет?

Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик и т. п.

С волнением следит малыш за приключениями девочки Маши из сказки «Три медведя». Глаза ребенка полны волнения за девочку, которая спит и не знает об опасности. А сколько искренней радости переживает малыш при благополучном окончании сказки!

Сказка должна иметь счастливый конец и не содержать сцен издевательства над живыми существами, уничтожения их. Малышу и даже ребенку старшего дошкольного возраста трудно понять объективную необходимость убивать животное с целью использования его в пищу, даже если это домашнее животное, специально для этого выращенное. Чрезвычайная чуткость нервной системы ребенка является благоприятной почвой для воспитания сопереживания любому живому существу.

Сцены издевательства над животными, хотя они и представлены в некоторых сказках как возмездие за жестокость самого животного, ранят малыша, а затем постепенно развивают в нем ожесточенность, равнодушие к страданиям других. Как же поступает в таких случаях взрослый? Чаще всего он старается убедить малыша, что животное заслуживает жестокое наказания и, в конце концов, ребенок произносит: «Так ему и надо, волк злой» (Сказка «Три поросенка»). Но как, же быть? В тех случаях, когда сказку рассказывают ребенку младшего и среднего дошкольного возраста, некоторые слова, а иногда и фразы, абзацы, желательно заменить. Сцену издевательства взрослый может заменить курьезной сценкой. Волк может упасть, промахнуться, оказаться в воде, но все это не должно причинять животному боль, а тем более лишать его жизни. Детям старшего дошкольного возраста можно читать сказку без изменений, ведь через некоторое время они сами научатся читать. Однако после прочтения сказки следует поговорить с ребенком о том, что в сказках много придуманного, нереального. Затем можно попробовать вместе с ребенком придумать другое, менее жесткое наказание животному. Следует рассказать ему об особенностях жизни животного в природных условиях, о том, как оно устраивает жилище, заботится о своих детенышах, добывает пищу, объяснить его значение в природе.

Формирование у детей реалистических представлений о жизни животных в природных условиях необходимо еще и потому, что многим народным сказкам присуще искажение реальности. Например, в сказках медведь, как правило, находясь в спячке, сосет лапу. Еж питается яблоками, которые накалывает на иголки и заготавливает на зиму. В действительности же медведи и ежи в своих зимних логовах не принимают пищи. Кроме того, еж – хищник и яблоками вовсе не питается.

Расширяя круг представлений ребенка о природе, взрослый должен умело подбирать литературу для чтения.

Множество вопросов возникает у ребят о сути явлений, происходящих в неживой природе. Какими бывают облака? Как зарождается снег? Что такое иней? Ответы на эти вопросы можно найти в книге В. Архангельской «Путешествие капли воды».

А сколько удивительного в поведении животных! Описание некоторых особенностей поведения домашних животных Вы найдете в книгах В.Иванова «Чиль», И.Акимушкина «Это все кошки», А.Бострома «Как кошки ловят рыбу?», Н.Раковский «Веселые чемпионы» и др.

Много интересного о поведении птиц ребят узнают из книг Г. Скребицкого «Лесной голосок», Д.Горлова «Про птиц и зверей», Е Суворовой «Птичьи заботы», Е.Чарушина «В лесу», В. Чаплиной «Случайные встречи», М. Зверева «Лесное бюро погоды», Н. Сладкова «В лесу и на реке», «Птица Чечевица», В. Бианки «Лесные домишки».

После чтения рассказов о птицах предложите ребенку понаблюдать за птицами во дворе дома или по дороге в детский сад. Наблюдая вместе с ребенком за передвижением по земле грачей или воробьев, спросите, почему среди них нет синичек и ласточек. Предложите малышу самостоятельно понаблюдать, куда садятся птицы, как передвигаются. Ощущение радости от первых самостоятельных открытий, несомненно, станет основой для развития познавательного интереса.

С помощью художественной литературы можно познакомить детей с интересными повадками хорошо знакомых насекомых. О муравьях рассказывают книги Н. Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке; о бабочках и стрекозах – книги Ф.Льва «Потому что они красивые», И. Стекольникова «Необыкновенный махаон», В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», А. Михайлова «Вот так куколка!», А Фета «Бабочка».

Каждый из нас хотя бы один раз был свидетелем того, когда дети обрывают листья с деревьев, кустарников, а то и ломают целые ветки. Как показало обследование детей дошкольного возраста, чаще всего так поступают те ребята, которые не имеют четких представлений о значении листьев для жизни растений. В книге Ф. Льва «Для чего деревьям листья?» автор на убедительных и хорошо иллюстрированных примерах знакомит читателей с разнообразными по строению листьями, их назначением.

Нелегко научиться ориентироваться в многообразии мира травянистых растений. На страницах книги А.Онегова «На лесной поляне» ребята встретятся с перелеской, ветреницей, медуницей, хохлаткой, ландышем и другими лесными растениями. Небольшие по объему рассказы сопровождаются цветными иллюстрациями, которые дают возможность рассмотреть и запомнить растения.

В настоящее время – время большого потока информации – на книжном рынке появилось огромное количество разнообразных познавательных книг и энциклопедических изданий для дошкольников. Родители не могут быть компетентны во многих областях знания, поэтому справочные книги должны быть в каждом доме. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый вместе с ним отыскивает ответы в той или иной книге, рассматривает рисунки схемы, карты.

Заслуживают внимания познавательные книги отечественных авторов: А.Э.Брем «Жизнь животных», В.В. Зотов «Лесная азбука». Интересны книги Т.А.Шарагиной, вышедшие в издательстве «Гном» под рубрикой «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»: «Какие звери живут в лесу?», «Деревья. Какие они?», «Насекомые. Какие они?». Эти книги – недорогие, но емкие по содержанию, ценные в познавательном отношении. Автор сопровождает их своими красивыми и легкими для восприятия стихотворениями.

Также можно рекомендовать серию познавательных книг А.И.Шапиро «Твоя первая научная лаборатория», выпущенную издательством «Мозаика – Синтез». Книги этой серии – настоящие путеводители в удивительный мир науки, в них включены описания занимательных опытов и экспериментов.

Рассказы о войне для детей. Рассказы о ВОВ для школьников.

Рассказы о войне для школьников

Рассказы о подвигах, о геройских поступка, о мужестве солдат отстаивающих честь и покой своей Родины, своей страны.

Рассказы о войне для чтения в детском саду и в школе

Рассказы Константина Ушинского

Рассказы и сказки для детей Константина Ушинского о красоте каждого времени года, о поведении и повадках животных, птиц, насекомых.

Интересные истории из жизни людей и зверей

Хорошо известные многим поколениям читателей рассказы и сказки о доброте, справедливости и трудолюбии.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Рассказы Сергея Аксакова

Рассказы для детей Сергея Аксакова о временах года, о ледоколе, о жарком летнем солнце, о красоте осени и о приметах наступления весны.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы Бориса Житкова

Рассказы для детей Бориса Житкова о природе, о животных, о птицах.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Рассказы

Удивительные, милые и чудные рассказы о животных Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Рассказы для школьников. Рассказы для дошкольников

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы для чтения в детском саду и в школе

Михаил Пришвин. Рассказы

Рассказы для детей Михаила Пришвина о мире природы, о мире животных, о мире птиц.

Интересные истории из жизни зверей.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения.

Рассказы для чтения в детском саду. Рассказы для чтения в школе

Георгий Скребицкий. Рассказы

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для детей

Рассказы Георгия Скребицкого для школьников

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для дошкольников

Рассказы о природе, рассказы о животных

Внеклассное чтение в школе

Вера Чаплина. Рассказы

Вера Чаплина. Рассказы о животных для детей, рассказы про птиц для детей, рассказы о природе.

Рассказы Веры Чаплиной для школьников и дошкольников.

Внеклассное чтение

Николай Некрасов. Рассказы

Николай Некрасов. Рассказы о животном мире для детей

Рассказы Николая Некрасова для детей школьного и дошкольного возраста

Внеклассное чтение для детей

Николай Сладков. Рассказы

Рассказы Николая Сладкова для дошкольников.

Рассказы Николая Сладкова для школьников.

Виктор Голявкин. Рассказы

Рассказы Виктора Голявкина

Интересные рассказы о школьниках, о школьной жизни.

Рассказы о школе.

Рассказы для младших школьников и среднего школьного возраста

Весёлые и поучительные рассказы и повести известного детского писателя.

Юрий Сотник. Рассказы

Рассказы Юрия Сотника для детей

Весёлые рассказы для детей.

Рассказы о школе, о школьниках, о школьных приключениях.

Рассказы для школьников. Рассказы для начальной школы

Школьная библиотека

Марина Дружина. Рассказы и стихи

Рассказы и стихи Марины Дружиной про школу, про школьников.

Весёлые стихи и рассказы для младших школьников и школьников среднего возраста.

Весёлые рассказы про современных девчонок и мальчишек, озорников, непосед, фантазёров. Вот уж у кого "время никогда не тянется бесконечной жвачкой"!

Внеклассное чтение в начальной школе

Паустовский. Рассказы

Рассказы Константина Паустовского для дошкольников.

Рассказы Константина Паустовского для школьников.

Рассказы о природе, рассказы о птицах, рассказы о животных

Михаил Зощенко. Рассказы

Рассказы Михаила Зощенко для детей.

Интересные и увлекательные истории из жизни школьников.

Смешные и поучительные рассказы о детях и животных.

Рассказы для начальной школы

Рассказы для младших школьников

Рассказы для внеклассного чтения

Екатерина Репрынцева

Сохраним природу !

Я живу на самой красивой планете, где окружают меня - леса, поля, реки, озера.

Какая вокруг красота! Каждое время года играет свою роль.

Осень пора очей очарованья. Это время года, когда листья на деревьях превращаются в разные цвета : желтый, красный, оранжевый. Как красиво вокруг! Словно в царстве лесном ты находишься, где от легкого ветерка деревья тебя приветствуют, травка колышется, словно с тобой ведет разговор; где-то вдалеке слышится крик птиц, шорох зверей, насекомые готовятся к спячке, птицы улетают в теплые края. А природа дарит тебе свои угощения : грибы, ягоды и многое другое.



А зимний лес, словно сказка заколдованная стоит. Мохнатые елки, и кусты и деревья покрыты пушистым снегом, словно в шубках стоят, переливаясь золотом и серебром на солнце. Поля словно оделись в белое теплое покрывало. Так же можно увидеть следы на снегу. Это наверное зайчик пробежал, а может быть и лисица. Сколько всего чудесного, можно встретить в сказочном зимнем лесу. Но время подойдет и лес проснется от зимней спячке.


Вот солнышко стало чаще светить, своими теплыми лучами прогревает проталины. Посмотрите, какая красота! Появились первые цветы – это подснежники; травка зеленеет, птицы стараются вернутся к своим родным гнездам. На деревьях появляются почки. И если за ними понаблюдать, то мы увидим, что сначала они набухнут, а потом лопнут и покажутся маленькие листочки. Постепенно природа просыпается от зимней спячки. Все вокруг будет зелено. Люди сразу начнут свои работы на дачах.


Да, весна прошла, за ней идет лето! Лето - время отдыха на природе и походов в лес , где ласковый ветерок, летний дождь, шуршание листьев можно послушать, как - будто они с тобой говорят или рассказывают свои истории . Пение птиц разносится по всему лесу, где-то слышится хруст веток – это, наверное, какое-нибудь животное прошло мимо тебя.

Многие любят наблюдать за животными, за насекомыми, за птицами; ведут дневники наблюдений.

А бывает, что приходят в лес для охоты за животными, за птицами, да пытаются навредить : вырубить лес, разжечь костры, не думая о том, какой вред приносят окружающей среде.


Да, и вообще на нашей планете очень много проблем. Если на нее взглянуть, то можно увидеть столько мусора! Люди разбрасывают его везде : в лесу, в парке, в аллеях, возле своих домов, да оставляют в подъездах, не задумываясь о том, какой вред приносят они окружающей среде. Но эта еще не вся проблема на нашей планете : посмотрите, как человек загрязняет реки, моря, озера; вырубает лес; охотится на животных. А сколько бед приносят по вине человека лесные пожары, выбросы автомобилей и выхлопы заводов. Человек не задумывается, что загрязняет воздух – лёгкие нашей планеты! Огромный вред природе приносит топливо космических ракет, которое сбрасывается в болото в виде зараженных радиацией металлических кусков. Например, гептил – токсичная, канцерогенная жидкость, взрывающаяся при контакте с кислородом. Распадаясь в облаках, эти выбросы проливаются кислородными дождями и губительно действуют на жизнь всего живого на планете : человека, животных и растений.

Состояние окружающей среды полностью зависит от человека. Так давайте мы вместе с вами поможем нашей планете! Начнем хотя бы с малого : любить, беречь и охранять природу на нашей маленькой и хрупкой планете!


Спасибо за внимание!

Этот рассказы о поздней осени, о наступлении зимы. Рассказы о последних осенних деньках и первых зимних денька. Рассказы о первом снеге, о зимнем лесе.

Воздушная дорожка. Автор: Н. И. Сладков

Речка замёрзла ночью. А будто ничего и не изменилось: как была тихой и чёрной, так и осталась тихой и чёрной. Даже утки домашние обманулись: с кряканьем разбежались под горку, с ходу бросились да и покатились по льду на животах!

Я шёл по берегу и смотрел на чёрный лёд. И в одном месте заметил непонятную белую полосу — от берега к середине. Как Млечный Путь на ночном небе — из белых точек-пузырьков. Когда я надавил на лёд, пузырики под ним заползали, зашевелились, стали переливаться. Но почему воздушные пузырьки пролегли такой узкой и длинной дорожкой?

Отгадка пришла не сразу. Только на третий день, и совсем в другом месте, я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Сразу объяснилась воздушная дорожка. Под берегом была нора ондатры; ныряя, ондатра «надышала» свою удивительную тропу из воздуха!

Пора спать.

Сердито хрюкая, проковылял к себе в нору жирный барсук. Он недоволен: сыро в лесу, грязно. Пора поглубже под землю — в сухое, чистое песчаное логово. Пора спать заваливаться.

Маленькие всклокоченные лесные вороны — кукши — передрались в чаще. Мелькают мокрым пером цвета кофейной гущи. Орут резкими вороньими голосами.

Глухо каркнул с вершины старый ворон: завидел падаль вдали. Полетел, блестя лаком иссиня-чёрных крыльев.

Тихо в лесу. Серый снег тяжело падает на почерневшие деревья, на бурую землю. На земле гниёт лист.

Снег гуще, гуще. Пошёл большими хлопьями, засыпал чёрные сучья деревьев, покрыл землю...

Шёпот снегов. Автор: И. Д. Полуянов

Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный, с сизой просинью можжевельник. Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Запахнув хвою, как шубы, ели протягивают навстречу снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап. Ну, привет, привет... Лети-ка мимо! Дают понять: нам и без тебя, снег, зимой хорошо!

Рассеянно, в отрешённой задумчивости сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Рябина, с которой дрозды осенью не склевали всех ягод, показывает багряную мёрзлую гроздь: пожалуйста, засыпли, снежок, одна осталась... Берёзы опустили гибкие ветви. Сухой колкий снег летит, едва их касаясь, и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег. И берёзы не шелохнутся, опустили сучья. Опустили, подсказывают: вот... вот сюда ещё сыпни, укрой нам ноги. Зябнется, укрой их потеплей!

А молодая ёлочка подставляет снегу все свои лапки. Словно внове ей снег. Сдаётся, она разглядывает иглистые его кристаллики. Снег шепчет, и она шепчет: хорош-ш-шо... хорошо!

Снегопад в лесу. Шёпот в лесу. О чём хотят поведать миру белые снежинки?

Лес слушает чутко. Поля замерли и слушают. В одинокой избе на бугре вспыхнули окна — как глаза открылись на лес, на поле с изгородями, стогами соломы. Слушает изба, глаза распахнула; она-то поймёт, старая, с покосившимся крылечком, о чём шепчут снега!

Шёпот, шёпот... Бережно, ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы. Опускаются и шепчут. И мне, кажется, понятен этот шёпот: если касаться деревьев, трав и белой крыши избы, то надо касаться так же бережно, как снежинки в зимний мягкий снегопад.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»