Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Закрепление

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных

Учитель: Процевская Татьяна Сергеевна

Класс: 5

Цели урока:

1. Воспитательная.

Воспитание уважительного отношения к родному языку;

Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;

Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.

2. Развивающая.

Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие монологической речи учеников;

Развитие внимания, зрительной памяти;

Умения анализировать свою деятельность.

3. Обучающая.

Обобщение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;

Совершенствование навыков правописания имен существительных.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Сформировать умение правописания падежных окончаний имён существительных в соответствии с учебной задачей.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование границ собственного знания и незнания.

Планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, оценка правильности выполнения действий.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формулирование проблемы, построение высказывания в устной и письменной форме, поиск способов решения учебных задач, анализ объектов с целью выявления отличительных признаков.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, таблица склонений.

Ход урока

1. Орг. момент .

Начинаем урок. Все готовы к работе?

Чем должна заниматься наша голова на уроках?

Вспомним стихотворение Марины Бородицкой…

(слайд 1)

Не решается задачка -

хоть убей!

Думай, думай, голова,

Поскорей!

Думай, думай, голова,

Дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю

Новую беретку!

Думай, думай - в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя! Расчешу!

Мы ж с тобой не чужие друг дружке.

Выручай!

А то, как дам по макушке!

Чем же должны заниматься наши головы на уроках?

Надеюсь, ваши головы сегодня будут очень хорошо работать, чтобы получить знания.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

Слайд 2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

2.Основной этап урока.

Итак, начнём думать.

Что записано на доске? (транскрипция)

[П а к р а й а м д а р о ш к" и б ы л" и к у с т ы с"э р" э н" и ч" э р "о м у х"и]

Над чем надо подумать при записи этого предложения? (над орфограммами)

Спишите предложение орфографически (используя буквы), думайте над орфограммами, подчеркните их, когда запишите предложение.

Кто хочет попробовать сделать у доски? (один ученик записывает предложение на доске)

Проверяем. У кого также? (Если есть ошибки, проговорить орфограммы. Ученику отвечающему у доски задаю дополнительный вопрос и оцениваю ответ. Как определить склонение существительных?)

Какие орфограммы встретились?

У нас в предложении есть орфограммы в окончании какой части речи?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Слайд 3

Давайте попробуем сформулировать задачи, которые мы на уроке должны будем решить? Чему мы должны научиться?

Слайд 4

Сейчас мы с вами проведем исследование, которое поможет нам сформулировать правило написания безударных падежных окончаний существительных.

Просклоняйте слова. Первый ряд слово земля , второй ряд - стол , третий ряд - степь.

Молодцы. А теперь выделите окончания и определите склонения этих слов.

Написание окончаний в этих словах у вас не вызвало затруднений, т.к. они ударные. Но написание безударных падежных окончаний в Р. Д. и П. падежах может вызывать затруднения. Поэтому сейчас мы с вами заполним таблицу падежных окончаний, которая будет вам подсказкой.

Слайд 5

У существительных 1 скл в Р.п. какое окончание? ...

Слайд 6 - 10

У нас получилась такая шпаргалка, которую вы вклеите в свои теоретические тетради. Вы можете ней пользоваться на уроке, пока не выучите правило.

Еще одна подсказка. Безударные падежные окончания имён существительных проверяются ударением. Для этого надо найти слово с ударным окончанием среди существительных того же склонения и поставить его в том же падеже. Какое окончание в данном слове под ударением, такое же окончание будет и в безударном окончании.

Откройте учебники. Давайте прочитаем это правило.

На основе этого правила мы составим алгоритм определения безударных падежных окончаний существительных .

Что мы должны сделать вначале?

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

Следующее наше действие?

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

Слайд 11

А сейчас мы с вами поиграем.

Слайд 12

Игра называется « Найди «лишнее слово». Выпишите это слово, определите склонение, падеж. первую строку давайте выполним вместе.

1.Нет тетрад…, нет ветв…, на берёз… (слайд 13)

2.Дать пап…, нет метел…,дать сестр… (слайд 14)

3.О мыш…, о ноч…, о парк… (слайд 15)

Все справились, молодцы.

Физ.минутка

Учитель просит всех встать.

Я буду называть слова, если в окончании пишется буква е, вы наклоняетесь влево, если и, то вправо.

У собачки, на дороге, на поверхности, о герое, у мыши, для деревни, возле речки, на снежинке .

5. Выборочный диктант.

Мы немного потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)

Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый - -и.

К доске пойдет … (работают за доской).

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.

Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям

Слайд 16 (нет ошибок -“5”, 1-2 ош. - “4”, 3-4 ош. “3”, более 5 ош. -“2”).

7) Самостоятельная работа.

А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.

Я раздаю вам карточки с разноуровневыми заданиями. На желтых листах задание на «3», на красных - на «4» и «5». Соответственно на желтых листах задания легче, чем на красных. Вберите себе задание, с которым вы, на ваш взгляд, справитесь.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение - в знани…, знание - в учеб…, учеба - в жизн…, жизнь - в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква - золото.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметки “4 и 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок… .

Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.

3. Итог урока.

О каком правиле думали наши головы?

Сейчас проверим как они думали.

В тетрадях цифры от 1 до 7 в столбик. Я буду диктовать слова, вы запишите рядом с каждой цифрой только букву, которую нужно вставить в окончание существительного.

1.на топол.

2.к бабушк.

3. в воздух.

4.от деревн.

5.по площад.

6.с дорог.

7.на поверхност.

Проверяем себя.

Слайд 17-23

Если у вас рядом с 1. - Е добавляем на эту строчку букву М

2.-Е О

3.-Е Л

4.-И О

5. -И Д

6. -И Е

7.- И Ц

Встаньте, кто молодец. Ваша голова работала очень хорошо.

Кто доволен как работала его голова?

Всем спасибо за урок. Позже я проверю ваши работы и выставлю оценки.

4. Выставление отметок, запись домашнего задания.

Слайд 24

Выполнить карточку по вариантам.

Задание для 1-го варианта.

Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:

Поле (П.п.) -
Гвоздь (Д.п.) -
Печаль (Р.п.) -
Береза (П.п.) -
Радость (П.п.) -
Речка (Д.п.) -
Лошадь (Р.п.) -
Ветка (Д.п.) -

Задание для 2-го варианта .

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).

Место проведения: класс

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: закрепление изученного материала

УМК «Гармония»

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

Цели:

обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам сегодня добра

Вы желаешь мне сегодня добра

Мы желаем сегодня друг другу успеха

Если вам будет трудно

Я помогу.

Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

Проверка домашнего задания.

Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

II. Чистописание.

С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

м _ тель в _ тер

Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

Сегодня мы будем прописывать эту букву.

А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

Когда эта гласная дает два звука?

Молодцы.

Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

Ребята, послушайте стихотворение.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(Ирина Семенова)

Кто самый внимательный?

Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

III. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение. Закончите его.

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница... (зима)

(на доске картинки с зимним пейзажем)

Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

у зимушки

к зимушке

на зимушку

за зимушкой

о зимушке

Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

IV. Работа над темой урока.

Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

(ученики заполняют каждый свою таблицу)

идти по мороз

смотреть на снежинка

наступит за декабрь

спрятался от метель

выпала пороша

рассказал о вьюга

Значение всех слов вам понятно?

Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

Молодцы.

V. Физминутка. (для глаз)

(в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

VI. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке - летом (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ежик)

А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

Молодцы.

Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

Проверка.

Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

VII. Физминутка.

Игра в «снежки».

(учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

(Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

VIII. Работа с учебником.

Упр. № 000.

137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

IX. Закрепление знаний.

Игра «Альпинист».

Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

А теперь давайте заполним таблицу.

(на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

Р. п и - ы а - я и

Д. п. е у - ю и

П. п. е е и

Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

(все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы.

Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

X. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

XI. Итог урока.

Оценка работы.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок.

Задание.

(Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

(Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

В этом уроке узнаем, как не допустить ошибку в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

Обратимся к тексту:

Рассмотрим слова с выделенными окончаниями. Все они отвечают на вопрос «кто?» «что?» и являются именами существительными. Гласная буква в их окончании обозначает звук в безударном положении. Формы существительных разные, это подсказывает нам, что они относятся к разным склонениям. Чтобы не ошибиться, какую букву написать в безударной позиции в окончании этих существительных, нужно подобрать существительное в том же склонении, но с ударным окончанием.

Существуют универсальные слова-помощники для каждого из склонений.

Для первого склонения: существительные луна, земля.

Для второго склонения: существительные конь, окно.

Для третьего: существительные печь, степь.

Используя данные слова-помощники, определим верное правописание выделенных окончаний у слов из нашего текста.

Например, возьмем слово (в) цирке.

1.Определим его склонение. Для этого ставим слово в начальную форму (И.п., ед.ч.): что? цирк. Это существительное 2-го склонения.

2.Возьмем слово-помощник того же склонения - конь. Ставим его в ту же форму: о ком? - о коне́. Ударение падает на окончание, где отчетливо слышится гласная - е.

3.Следовательно, в слове (в) цирке пишем такое же окончание, как у слова-помощника - е.

Данный подход используем для определения правильного написания безударных окончаний у существительных других склонений из приведенного выше текста.

К существительным первого склонения относятся слова: мартышке, акробатки.

К существительным второго склонения слово: (в) номере.

К существительным третьего склонения относятся слова: (в) роли, (на) лошади.

Подберем соответствующие им слова-помощники, поставим их в ту же форму и по их ударному окончанию определим нужное нам безударное.

Подводя итог урока, вспомним, что правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных может вызывать затруднения. В этом случае безударные гласные в окончаниях имен существительных проверяют с помощью ударных окончаний слов-помощников.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «А
  5. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.

Тема: Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.

Цели: обобщение и систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»;

Образовательные задачи урока :

    обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного

    закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;

    отрабатывать умение правильно определять безударные падежные окончания;

    совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие задачи урока:

 развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные задачи урока:

 воспитание познавательного интереса, бережного отношения к птицам, расширение кругозора учащихся, эстетического отношения к природе.

Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная,групповая, индивидуальная.

Оборудование:

 таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа;

 алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;

 показ слайдов на мультимедийном устройстве;

 карточки с заданием; контрольный вопрос.

Ход урока:

Ι. Орг. момент. Слайд №1

— Ребята, сегодня у нас гости.

— Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится.

ΙΙ. Минуты чистописания.

Ребята, на уроке русского языка мы учимся не только правильно писать, но и красиво. Слайд №2

Начнём урок с минутки чистописания.

— Какие способы соединения букв в сочетании оро вы знаете? (верхнее и нижнее)

Показываю на доске.

— Запишите чередуя.

На доске:

Сто сорок и сто сорок двести сорок.

— Прочитайте предложение про себя. Верно ли высказывание?

— Что у нас получится?

— Запишите, обратите внимание на соединение оро. Оцените себя.

ΙΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока. Слайд №3

— Ребята, отгадайте загадку::

Запорошила дорожки,

Разукрасила сережки,

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница … (зима).

— Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.

На доске: В серебристом и сыром туман…

Светло и пусто на полян…

От зимней стуж… и метел…

Давно уж птицы улетели.

— Прочитайте (один ученик читает вслух)

— Чем мы можем помочь зимующим птицам? (делать для них кормушки, подкармливать их).

— Какие буквы пропущены? Докажите.

— Почему мы проверяли данные окончания?(они безударные)

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударных падежных окончаниях имен существительных) Слайд №4

— Какую задачу мы поставим перед собой (правильно писать безударные падежные окончания?) Слайд №5

— Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания? Слайд №6

1 шаг — определяем падеж

2 шаг — определяем склонение

3 шаг – или подставляем слово – ключ, или вспоминаем окончание.

IV . Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных. Слайд №7

— Назовите из четверостишия слова 1 склонения (поляна, стужа, птица), 2 склонения (туман), 3склонения (метель). Слайд №8

— Как правильно определять склонение? (обязательно ставить существительное в начальную форму)

— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)

— Сколько падежей в русском языке?

— Давайте вспомним падежные вопросы. (показываю рисунок-подсказку, назовите падеж, вопрос, предлоги).

— Изменение по падежам – это постоянный или непостоянный признак существительных?

— Назовите непостоянные признаки сущ. (падеж, число) Слайд №9

— Постоянные признаки? (род, склонение, одушевленность, неодушевленность). Слайд №10

V . Графический диктант

— Давайте проверим. Как мы умеем определять падежи.

— 7 словосочетаний.

1. Заблудился в лесу;

2. Перепрыгнул через лужу;

3. Вышел из ворот;

4. Идет по тропинке;

5. Беспокоились о сыне;

6. Отвечал у доски;

7. Подошли к ели.

— Проверим (Слайд №11 )

— У кого ошибки? В каком номере?

— Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).

— А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)

VI . Подготовка к основному этапу. (Словарный диктант)

— Теперь вспомним правописание словарных слов.

— Запишите имена существительные в нужном падеже.

1 медведь – П.п,

2 аллея – Д.п,

3 березка – Р.п,

4гореть – В.п,

5 деревня – П.п,

6 Москва – Д.п.

— Какое слово вы не записали? Почему? (гореть – глагол, по падежам глаголы не склоняются)

— Проверьте еще раз, выделите окончания.

— Какое слово здесь лишнее? (Москва)

— Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)

— Давайте проверим, какие окончания вы написали. Слайд № 12

— Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, правильно подставлять слово-ключ)

Слайд №13

Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.

VI ΙΙ.Работа в парах. Распознавание признаков имен существительных.

— Ребята, наши учебники заскучали.

— На стр.133, нашли упр.262 (2 пословицы). Объясните значение.

— Давайте поиграем в «Телефон».

— Запишите выделенные слова.

— Определите к ним номера телефонов из первых двух пословиц.

— Работаем в парах, по таблице.

— Проверим. Слайд №14

— У кого другие номера?

— Очень хорошо поработали в парах.

Вывод: Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (должны уметь правильно определять падежи, склонение )

Части речи

Число

Склонение

Падежи

Роль в предложении

1 Существительное

1 Единственное

1 Женский

1 – ое

1 Именительный

1 Подлежащее

2 Прилагательное

2 Множественное

2 Мужской

2 — ое

2 Родительный

2 Дополнение

3 Средний

3 — ое

3 Дательный

3 Определение

4 Винительный

5 Творительный

6 Предложный

ΙX . Физкультминутка. Слайд №15

— Ребята, я замерзла, давайте вспомним лето.

X . Групповая работа.

Ребята, а теперь работаем группами. Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)

— Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)

Прочитайте текст, найдите ошибки. Сверху подписывайте слова-ключи.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снег ам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

— Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем) . Поднимите руки, кто с ними согласен.

— На какую орфограмму эти ошибки?

Вывод: Мы опять работали над правописанием безударных падежных окончаний.

XΙ. Знакомство с новым словом. Слайд №16

— Во что наряжаются деревья зимой?

Серебро. Вывешивается табличка.

— Это новое словарное слово. Запишите, поставьте ударение.

— Где находится непроверяемая безударная гласная? (в первом слоге). Отметьте.

— Что обозначает это слово. Драгоценный металл серовато-белого цвета с блеском.

— Найдите однокоренные слова, отметьте корень.

Серебристый

Серебрить

Засеребрить

Серебряный

— Составьте словосочетания. (Серебряное копытце, цепочка, купить серебро, серебриться инеем, на солнце).

— Слово серебро используется в русском языке и в переносном значении, когда мы говорим о чем-то сверкающем, блестящем.

Открывается картина на слайде. Слайд №17

— Составьте предложения по картине, используя новое словарное слово.

— Одно предложение запишем на доске.(1 ученик работает у доски)

— Назови орфограммы? (серебро — безударная гласная е в первом слоге).

— Выполните синтаксический разбор. (Деревья опушились серебряным инеем.)

Вывод: Какую букву запоминаем в слове серебро? (букву е в первом слоге)

XΙΙ. Творческая работа. (Работа по картине «Зимний лес») Слайд №18, музыка

— Ребята, я для вас приготовила карточки, зима опять решила над вами пошутить.

— Что не так на ваших карточках? (Пропали все имена существительные).

— Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Кто закончил? Продолжите.

— Подчеркните безударные падежные окончания

(Два ученика читают).

В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).

— Подчеркните.

XΙI Ι.Контроль и самопроверка знаний.

— Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

А) на качалке;

Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

А) о доме – П.п

Б) без страха – В.п.

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

А) из тетрад_, о морков_, около березк_;

Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.

— Проверим (ставим + и -).

— У кого нет ошибок?

В каком номере ты ошибся?(завтра опять будем работать над этой же темой, все наши ошибки разберем)

XΙV. Домашнее задание.

    Упражнение 263, ответить на вопросы, подготовиться к тесту.

    Задание повышенной сложности: по этим вопросам подготовить тест (небольшой)

XV. Итог урока. Рефлексия .

— О чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как вы оцениваете свою работу?

Расскажите по схеме:

— узнал …(новое словарное слово, лучше понял тему, новые пословицы, познакомился с новыми словами корректор)

Сегодня на уроке — научился … (правильно писать окончания, падежи, склонения)

— могу похвалить себя… (писал красиво, без ошибок, отвечал много)

У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Рассуждаем так:

Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Рассуждаем так:

Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Рассуждаем так:

Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание №2

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»