О староверах из п. Ольховатка, Донецкая республика. Донецкая республика, п. Ольховатка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Перепащиваю свой самый первый пост об Ольховатке от 2014 года с обновлениями.

Ну что ж друзья, все пишут про Украину, ну и я маненько отпишу... верней таперича уже не Украина, а про староверцев в Донецкой Народной Республике. За всех людей на Земле моляться християне, но за своих братьев одноверцев- особенно... ехехех, чую надолго там у них.
Находится Ольховатка, 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?)Первым письменным упоминанием о первых жителях Ольховатки и ее основателях старообрядцах, было около 300 лет назад (скоро юбилей).Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена, народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог- "двоеданство" и налог на бороду), тем более- «С Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.


Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви,запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году, в Петербург, отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.

Зажиточные ольховатцы.

В1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и короткий промежуток до 1917 назывался-" золотым десятилетием старообрядчества". В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.

Отец Федор и члены церковного совета

Церковный хор.

Рыжиков

Детский церковный хор

При советской власти- храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и расстреляли через несколько дней. В то же время, разрушили колокольню, сбросили колокола,само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную- бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.
Батюшка Павел со чтецами. Конец 40-х.г.г.

В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром - деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий (1993—2016).
На фоне Ольховатки, видны несколько пятиетажек и шахта "Ольховатская".

В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. В 2013 году в ольховатской церкви появился свой настоятель - священноинок Сила.

на Троицу.

Сейчас же и весь период войны на Донбассе, служит отец Александр Карабанов.

Во время "Дебальцевского котла", по Божьей милости, храм не пострадал, хотя две примыкающие к Ольховатке деревни, практически стерты с земли.

Перепащиваю свой самый первый пост об Ольховатке от 2014 года с обновлениями.

Ну что ж друзья, все пишут про Украину, ну и я маненько отпишу... верней таперича уже не Украина, а про староверцев в Донецкой Народной Республике. За всех людей на Земле моляться християне, но за своих братьев одноверцев- особенно... ехехех, чую надолго там у них.
Находится Ольховатка, 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?)Первым письменным упоминанием о первых жителях Ольховатки и ее основателях старообрядцах, было около 300 лет назад (скоро юбилей).Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена, народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог- "двоеданство" и налог на бороду), тем более- «С Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.


Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви,запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году, в Петербург, отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.

Зажиточные ольховатцы.

В1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и короткий промежуток до 1917 назывался-" золотым десятилетием старообрядчества". В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.

Отец Федор и члены церковного совета

Церковный хор.

Рыжиков

Детский церковный хор

При советской власти- храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и расстреляли через несколько дней. В то же время, разрушили колокольню, сбросили колокола,само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную- бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.
Батюшка Павел со чтецами. Конец 40-х.г.г.

В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром - деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий (1993—2016).
На фоне Ольховатки, видны несколько пятиетажек и шахта "Ольховатская".

В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. В 2013 году в ольховатской церкви появился свой настоятель - священноинок Сила.

на Троицу.

Сейчас же и весь период войны на Донбассе, служит отец Александр Карабанов.

Во время "Дебальцевского котла", по Божьей милости, храм не пострадал, хотя две примыкающие к Ольховатке деревни, практически стерты с земли.


Ольховатка — поселок городского типа, расположен на берегах рек Булавина и Ольховатки, в 20 км от Енакиева и в 10 км от железнодорожной станции Никишино. Поселковому Совету подчинены населенные пункты Веселая Долина, Данилове, Ильинка, Каменка, Редкодуб.
Находится: Донецкая область, г. Енакиево.

Возникновение Ольховатки относится к первой половине 18 века. Здесь селились беглые крестьяне из Центральной России. Основным занятием населения было сельское хозяйство, и лишь после сооружения Петровского (ныне Енакиевского) металлургического завода большая часть жителей поселка влилась в ряды рабочего класса.

Возникновение Ольховатки относится к 1720 году. Нынешняя территория, которую занимает поселок, была глухой окраиной России и пограничной местностью с Турецкой империей, здесь тогда не было поселений.

Во времена правления Петра I усилились преследования старообрядцев, т.е. тех, кто не признавал церковные реформы, проведенные в середине 17 века патриархом Никоном. Спасаясь от преследований, старообрядцы бежали в глухие, необжитые места страны. Так группа старообрядческих семей оказалась и в наших местах и поселилась здесь. Поселок расположился на берегах реки Булавин, где росло много ольхи, отсюда и его название - Ольховатка. Вторая версия названия связана с выходцами из Курской губернии, которые поселились в наших краях. Их родное поселение называлось Ольховатка.

От первопоселенцев Ольховатки и до 30-х годов XX века основным занятием жителей было ведение сельского хозяйства и развитие домашних ремесел.

Во время царской России все сельскохозяйственные угодья Ольховатки были расположены на казенных, т.е., государственных землях, поэтому ни крепостного права, ни помещичьего землевладения поселок не знал. К началу XX века Ольховатка являлась волостным селом, насчитывала тысячу дворов.

В феврале 1918 года в Ольховатке установлена Советская власть, создан Совет рабочих и крестьянских депутатов, который возглавил красногвардеец М. Е. Крапивин.

В 1929-1930 годах Харьковская геологическая экспедиция обнаружила в Ольховатке залежи угля. В годы первых пятилеток было построено несколько небольших шахт, большая часть мужского населения поселка стала работать на них.

В 1938 году Ольховатка из волостного села была преобразована в поселок городского типа.

С 11 ноября 1941 года по 10 июля 1942 года вокруг Ольховатки проходила линия советско-германского фронта и на полях поселка 9 месяцев шли оборонительные бои, которые были составной частью Донбасской оборонительной операции. Во время оккупации поселка немецко-фашистскими захватчиками здесь действовал партизанский отряд под руководством П. М. Компанийца. Партизаны провели ряд диверсий против врага, по заданию командования 18-й армии добывали разведывательные данные. С июля 1942 по 3 сентября 1943 гг. Ольховатка находилась под немецкой оккупацией. После ее освобождения была восстановлена работа шахт и колхоза. Во второй половине 20 века от первых послевоенных лет до конца 80-х годов в этой местности активно шло строительство: строились дорога, государственное и индивидуальное жилье, объекты социально-культурного назначения. После этого территория поселка сильно расширилась и благоустроилась.

1800 жителей поселка сражались на фронтах Великой Отечественной войны, 1517 из них отмечены боевыми наградами, 418 пали смертью храбрых на полях сражений. В центре поселка высится памятник воинам, погибшим при защите Ольховатки.

В поселке находится шахта «Ольховатская». За успехи в соцсоревновании в честь 50-летия Великого Октября ее коллектив награжден Почетной Грамотой Министерства угольной промышленности УССР и Президиума республиканского комитета профсоюза рабочих угольной промышленности.

За трудовые достижения в развитии народного хозяйства 249 тружеников поселка награждены орденами и медалями - орденом Ленина:

  • забойщик И. И. Осыка,
  • забойщик В. А. Волосский,
  • забойщик А. Ф. Свенцицкий,
  • забойщик А. Д. Шеремет,
  • директор шахты А. П. Яровой;

орденом Октябрьской Революции:

  • забойщик П. В. Егельский.

В 1966 году забойщик Г. Е. Савченко удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 70-е годы были проведены новые геологические исследования, в ходе которых были обнаружены новые запасы угля, позволяющие вести его добычу на протяжении следующих 180 - 300 лет.

В Ольховатке работают:

  • школа,
  • клуб,
  • две библиотеки,
  • детский комбинат,
  • почтовое отделение,
  • сберкасса.

С 1980 года в СОШ № 40 работает историко-краеведческий музей широкого профиля (музей истории поселка Ольховатка, музей-диорама, музей боевой славы, музей школы и картинная галерея). Активно работает школьная группа «Поиск». На протяжении нескольких десятилетий учащиеся школы по крупицам собирают материал по истории своей малой родины. Традиционными являются встречи с ветеранами ВОВ, с участниками освобождения Ольховатки, и поддерживается переписка с ними. Святыми местами являются памятники в центре поселков Ольховатка и Ильинка: два памятника Погибшим в годы ВОВ и один памятник - Мемориал погибшим воинам - односельчанам. Памятники сохраняются в хорошем состоянии. Жители поселков свято относятся к памяти предков и поддерживают порядок на всех семи кладбищах.

На территории поселка Ольховатка зарегистрированы и действуют два прихода:

  • Свято-Владимиркая Иконы Богородицы украинская православная церковь (Московская епархия). Настоятель церкви - Бурьянский Анатолий Павлович. Светское имя - Отец Анатолий. Образование - Одесская Духовная семинария. Богослужение осуществляется в церкви, расположенной в селе Ильинка и восстановленной в 1996 году. Воскресных школ церковь не имеет, издательской деятельностью не занимается. Церковь постоянно посещает при богослужении 40 - 45 человек Богослужение осуществляется каждое воскресенье и по религиозным праздникам.
  • Русская Православная Старообрядческая Успенская церковь (Киевская епархия). Настоятель церкви - Артемкин Петр Гаврилович. Образование среднее техническое (Казанское пожарное училище закончил в 1978 году). Богослужение проводится в церкви, расположенной в посёлке Ольховатка, восстановленной в 1992 году, только по религиозным праздникам. Церковь постоянно посещает 30-35 человек. Воскресных школ не имеет. При церкви работает Десятка Русской Православной Старообрядческой Покровской церкви, которую возглавляет староста - Блинов Иван Веденеевич.

Перепащиваю свой самый первый пост об Ольховатке от 2014 года с обновлениями.

Ну что ж друзья, все пишут про Украину, ну и я маненько отпишу... верней таперича уже не Украина, а про староверцев в Донецкой Народной Республике. За всех людей на Земле моляться християне, но за своих братьев одноверцев- особенно... ехехех, чую надолго там у них.
Находится Ольховатка, 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?)Первым письменным упоминанием о первых жителях Ольховатки и ее основателях старообрядцах, было около 300 лет назад (скоро юбилей).Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена, народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог- "двоеданство" и налог на бороду), тем более- «С Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.


Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви,запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году, в Петербург, отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.

Зажиточные ольховатцы.

В1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и короткий промежуток до 1917 назывался-" золотым десятилетием старообрядчества". В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.

Отец Федор и члены церковного совета

Церковный хор.

Рыжиков

Детский церковный хор

При советской власти- храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и расстреляли через несколько дней. В то же время, разрушили колокольню, сбросили колокола,само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную- бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.
Батюшка Павел со чтецами. Конец 40-х.г.г.

В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром - деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий (1993—2016).
На фоне Ольховатки, видны несколько пятиетажек и шахта "Ольховатская".

В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. В 2013 году в ольховатской церкви появился свой настоятель - священноинок Сила.

на Троицу.

Сейчас же и весь период войны на Донбассе, служит отец Александр Карабанов.

Во время "Дебальцевского котла", по Божьей милости, храм не пострадал, хотя две примыкающие к Ольховатке деревни, практически стерты с земли.

Оригинал взят у mu_pankratov в Донецкая республика, п. Ольховатка.

Перепащиваю свой самый первый пост об Ольховатке от 2014 года с обновлениями.

Ну что ж друзья, все пишут про Украину, ну и я маненько отпишу... верней таперича уже не Украина, а про староверцев в Донецкой Народной Республике. За всех людей на Земле моляться християне, но за своих братьев одноверцев- особенно... ехехех, чую надолго там у них.
Находится Ольховатка, 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?)Первым письменным упоминанием о первых жителях Ольховатки и ее основателях старообрядцах, было около 300 лет назад (скоро юбилей).Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена, народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог- "двоеданство" и налог на бороду), тем более- «С Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.


Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви,запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году, в Петербург, отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.

Зажиточные ольховатцы.

В1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и короткий промежуток до 1917 назывался-" золотым десятилетием старообрядчества". В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.

Отец Федор и члены церковного совета

Церковный хор.

Рыжиков

Детский церковный хор

При советской власти- храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и расстреляли через несколько дней. В то же время, разрушили колокольню, сбросили колокола,само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную- бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.
Батюшка Павел со чтецами. Конец 40-х.г.г.

В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром - деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий (1993—2016).
На фоне Ольховатки, видны несколько пятиетажек и шахта "Ольховатская".

В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. В 2013 году в ольховатской церкви появился свой настоятель - священноинок Сила.

на Троицу.

Сейчас же и весь период войны на Донбассе, служит отец Александр Карабанов.

Во время "Дебальцевского котла", по Божьей милости, храм не пострадал, хотя две примыкающие к Ольховатке деревни, практически стерты с земли.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»