Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе Слово проповедь поучение в навечерие сочельник рождества

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Проповедь на вечернем богослужении.

Навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии — первый луч благой вести о Рождестве Христовом

В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.
Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник. Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
День самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником.

В наше время многие почему-то думают, что Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество?
Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними.
Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов - это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.
В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3,9) друг за другом. Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому.
Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события.
В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии совершается чин "славления". На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют "велегласно" тропарь и кондак праздника.

В песнопениях богослужений праздника Святая Церковь называет Рождество Христово тайной, явленной Богом человекам в воплощении Сына Божия, ибо днесь Бог на землю прииде и человек на Небеса взыде.

Особенности богослужения

Канун праздника Рождества Христова — 6 января — называется Навечерием праздника.

Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).

Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

Последование часов, певаемых в Навечерии Рождества Христова.

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных.

Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паремию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.

Великие часы заканчиваются чином изобразительных.

Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службы .

После обычного начала, 103 псалма, великой ектении поются стихиры на Господи воззвах .

Совершается вход с Евангелием.

Читаются восемь паремий , подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Чис. 24, 2-18) о звезде от Иакова, третьей — пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой — пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой — пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха — Иеремии — в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36-38; 4, 1-4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паремии — пророчество Даниила (2, 31-45) о нерукосечном камне. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)1.

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паремий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...».

Поется прокимен, глас 1: Г осподь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Стих: П роси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Читается Апостол и Евангелие.

Сугубая и просительная ектении и окончание вечерни.

После отпуста вечерни выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника , после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

Тропарь предпразднства
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак предпразднства
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Поздравляю вас с навечерием великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Это удивительный праздник, и удивительный сегодня день, так же как удивительна бывает и Великая Суббота перед Пасхой. Праздник - это Рождество, праздник - это Пасха, а вот накануне такого праздника, когда нас уже охватывает радость, когда мы веселимся, радуемся в преддверии окончания поста, - а сегодня сугубый пост, - бывает радостное предпразднование, и смысл этого предпразднования заключается в том, чтобы осмыслить самый праздник, продумать его. И не случайно сегодня читалось много пророчеств о рождении Господа нашего Иисуса Христа, сегодня были соответствующие Евангельские чтения, часы сегодня были необычные, - все было сегодня необычно. И вот, учитывая это великое предпразднество, духовенство во время сегодняшнего богослужения оделось в праздничные рождественские ризы.

Суть Рождества заключается в том (я уже говорил это вчера), что родился Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф.1:23 ). И вот - ощущение, что с нами Бог, что мы хотим, готовы жить по Его воле. «Ты веруешь <…> и бесы веруют, и трепещут <…> неосновательный человек» (Иак.2:19 ). А мы должны веровать в любви к Богу. И между верой сатанистов - о которых сейчас не хочется упоминать - и верой сияющего, светящегося Серафима Саровского и других имеется огромнейшая дистанция. И вот как светлость праздника, как светлость нашего духовного состояния в этот день, и священник надевает белые и светящиеся одежды. Так вот давайте, чтобы не только ризы духовенства были светлыми, но чтобы и души наши в этот Божественный праздник были светлыми.

Праздник этот имеет еще одну удивительную особенность: апостолы его не праздновали, и первохристиане в первые века Рождество тоже не праздновали. Почему? Апостолы праздновали те события, в которых они принимали личное участие, которые они лично пережили. А на Рождестве-то их не было. У них не было потребности вспоминать Рождество. И был праздник испокон веков - праздник Богоявления, посвященный тому, что Бог явился в мир, явился для того, чтобы обожествить и поднять до неба человека, обновить, восстановить падший образ Адама. И лишь в IV в. и даже в начале V в., в значительной степени по стараниям Иоанна Златоустого, по его проповеди, возникло празднование Рождества Христова, но оно было как бы подспудно, оно праздновалось в дни Богоявления, совместно с Крещением. А Крещение Христово апостолы знали, учениками Крестителя Господня Иоанна были и апостол Андрей, и апостол Иоанн Богослов. Это они знали, это они пережили, это им было необходимо переживать вновь и вновь. Но уже в III в. свт. Григорий Богослов в своем чудесном слове на Богоявление говорил о Рождестве Христовом; он говорил о смысле Рождества, и частично его мысли я вам передавал сегодня и вчера. А в средние века этот праздник, как писал один из немецких богословов середины нашего века, поднялся на пик, стал вершиной христианских праздников.

Очень любопытно сравнить отношение к Рождеству и к Пасхе у православных и у лютеран, западных исповедников Христа.

Для нас праздник праздников - победа Христа над смертью, Его искупление. Сущность нашей веры заключается в Пасхе, в воскресении Христовом. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор.15:17 ). А вот у лютеран и у других протестантов Пасха проходит бледно; у них центральным, высшим праздником является Рождество. С одной стороны, его празднуют очень по-мещански, как семейный праздник: частично это к нам перешло. А с другой стороны - и это, вероятно, главное - они к нему подходят рационалистично. Им понятно рождение, им понятно, что явился Человек, Личность, Который начал учить, проповедовать, но вот Воскресение Христа, преображение человека через Воскресение Христово - это им оказывается в меньшей степени доступно. Известно, что отрицание Воскресения - это ересь. Вот поэтому соотношение значения наших православных праздников с религиозным ощущением и миропониманием протестантов оказывается разным.

Но, хваля Пасху, называя ее Праздником праздников, мы не умаляем Рождества, ибо если бы не было Рождества Господня, не было бы и крестной смерти Христа, не было бы и нашего спасения и не было бы сияющей и всепобеждающей Пасхи.

Давайте сегодня радоваться, что мы дожили до дней Рождества Господа нашего Иисуса Христа. И мне бывает немножко горько и обидно - у нас имеется чудный обычай: когда мы встречаемся друг с другом на Пасху, мы говорим: «Христос воскресе!» А почему мы не приветствуем друг друга особо на Рождество?

Христос родился! Воистину родился Христос-Еммануил! С нами Бог!

Храни вас всех Господь Бог!

пр.иерей Глеб Каледа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Сердечно всех вас поздравляю с Рождеством Христовым - событием, которое для каждого из нас, наверное, одно из самых радостных. Христос рождается, ангелы поют, люди прославляют своего Творца, эта великая радость не оставляет равнодушными людей уже в течение двух тысяч лет. Сменялись поколения, одни люди уходили, их место занимали другие, но радость о Рождении Христа, который пришел спасти род человеческий, всегда давала человеку силы.

Мы готовимся к этому празднику сорокадневным постом, по мере наших сил, возможностей подвизаемся. Но конечно никакой подвиг, никакой пост не может в полной мере изменить человека, вообще человеческими усилиями это сделать невозможно. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И мы знаем, дорогие братья и сестры, что когда ты обращаешься к Богу, вверяешь свою жизнь, свою душу в Его руки, все становится возможным. Я думаю, что каждый из нас знает это на собственном опыте и видел людей, которые приходили к Богу и полностью меняли свою жизнь.

Иногда человеку, далекому от Христа, от Церкви, кажется многое неясным, непонятным: как можно поститься, как можно три часа кряду в храме отстоять службу, как можно открывать свою совесть перед чужим человеком, называть какие-то грехи. Но тот, кто делал шаг навстречу Богу, кто принимал Христа в свое сердце, знает, как легко становится человеку, как жизнь обретает смысл, значение. Господь приходит в этот мир, чтобы спасти не просто всех людей, Он приходит, чтобы спасти каждого из нас. Для каждого человека у Бога есть и любовь, и забота, и нужное слово, которое может переменить нас.

Все вы знаете, братья и сестры, как случилось Рождество. Как в убогом вертепе, в этой маленькой пещере, Святое Семейство разместилось на ночлег. Когда Христос родился, Ему пришли поклониться совсем немногие люди: пастыри, волхвы. Большинство людей не заметило Рождение Спасителя. Порой это кажется странным, непонятным. Но ведь даже человеку, который каждый день совершает молитвенное правило, приходит в храм, участвует в Богослужении, знакомы чувства холодности и привыкания. И только когда человек, как говорят святые отцы, трезвиться, понуждает себя к исправлению, он по-настоящему ощущает Бога в своем сердце. Христос рождается в сердце каждого человека. И очень важно постараться сделать так, чтобы для каждого из нас вот эта самая встреча стала началом пути ко спасению.

Сегодня я хотел бы, дорогие братья и сестры, от всего сердца, от всей души, поздравить всех вас с этим великим праздником, пожелать всем помощи Божьей, сил, никогда не унывать, никогда не отчаиваться ни в своем спасении, ни в спасении ближних наших. Потому что, если бы Господь сомневался, в том, что человеку возможно исправиться, наверное, Он бы и не пришел на землю. Но зная наше непостоянство, Христос Сам стал человеком, жил среди людей и собственным примером показал нам, как возможно заработать свое спасение.

Сегодня, братья и сестры, ликует вся Вселенная. Сегодня святая, удивительно светлая ночь. Мы переживаем великую радость – рождение в мир Спасителя. Сохраним это чувство в своем сердце, чтобы переживания о Рождестве были в нас не только сейчас, но и во все дни нашей жизни. Будем этой радостью делиться с ближними. Постараемся быть искренним и добрым примером для всех людей.

Рождество, последние три столетия, связано с Новолетием. Мы, конечно, ждем от нового года перемен в своей жизни. Но прекрасно на опыте знаем, что кроме нас никто не может нам помочь. Если человек не берет себя в руки, не начинает исправляться, никто, даже Сам Господь, не может его исправить. Ведь Бог никогда нашу свободу не нарушит.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы новый год принес нам радость, утешение, чтобы Господь дал нам силы в предстоящем пути быть верными Ему. Чтобы мы не изнемогали на своем христианском пути, чтобы всегда находили в себе силы и мужество идти за Господом, служить Ему, служить Церкви нашей. Ибо часто мы забываем, братья и сестры, о том, что Бог нам дал великую радость, великую возможность послужить Ему и быть Ему верными. Я еще раз всех вас поздравляю с праздником, желаю всем сил и здравия, спасения и помощи Божьей. С Рождеством Христовым, дорогие братья и сестры!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
6 января 2017 г.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и наречется имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века» (Ис.9:6)

В одной из паремий, которая читалась за богослужением нынешнего дня сочельника Рождества Христова, свидетельствует нам о том, что пророк Исайя за восемь веков до Рождества Христова возвестил вот эти торжественные пророческие слова. Святой пророк Исайя, которого именуют «ветхозаветным евангелистом» за то, что он яснее, отчетливее других предсказал пришествие в мир Господа и действительно, как мы видим из этого изречения, святой пророк Исайя говорит о будущем как о настоящем, о грядущем как уже совершившимся, потому что он, своим пророческим вдохновенным взором, видел то, что произойдет через восемь веков. И, действительно, это совершилось. Это тот самый пророк, который говорил о том, что нарекут имя рожденному Эммануил, что значит «с нами Бог». Это он возвестил о том, что народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, когда явится Господь на землю.

Святая Церковь, напоминая эти пророческие слова, говорит нам о том, что ветхозаветное человечество ожидало пришествия в мир Господа. Да и как можно было не ожидать, если вот такие ясные пророчества слышались из уст такого великого пророка как пророк Исайя, который, как мы видим, ясно указал на то, что произойдет в то время, которое определит Господь для Своего пришествия на землю.

Святой пророк не только говорит о том, что «родится младенец и Сын будет дан», но также говорит о том величии, в котором придет Господь на землю. Хотя этого величия не все заметят, не все поклонятся Господу как подобает, но тем не менее величество, как сказано: «Его величие на раменах Его», то владычество, которое присуще Господу. Святой Иоанн Златоуст, изъясняя вот это пророческое изречение святого пророка Исайи, говорит, что когда пророк сказал: «Великого Совета Ангел» явится, то это не означает, что Господь как бы преобразился в Ангела, нет - это указывает на то, что Сын Божий, как Единосущный Богу Отцу, Участник того предвечного Совета, в котором Господь определил Спасение рода человеческого. Он является Вестником того предвечного Совета, потому что слово «ангел» означает именно «вестник». Господь возвестил эту весть, которая прозвучала впервые на предвечном Совете, когда Господь сказал, что «семя жены сотрет главу змия». И, таким образом, Господь не только возвестил эту радостную весть, но и показал, что она осуществляется в связи с Его пришествием на землю. Далее пророк говорит «Чудный, Советник, крепкий Бог» — это указывает на Божественное достоинство Господа, Который, придя на землю, показал Свою власть над стихиями мира, Он изгонял бесов, совершал великие чудеса, исцеления от многих болезней людей, воскрешал мертвых Своею Силою Божественною и Сам Воскрес как Первоначальник воскрешаемых для будущей жизни. И далее пророк говорит о том, что Господь не только имеет Божественные силы, что является «Владыкой, Начальником мира» , но что Он является так же «Отцом будущего века» — это, по словам святого Иоанна Златоустого, указывает на то, что Господь является Владыкой неба и земли не только того, что касается настоящего, но и того, что относится и к вечности, тех вечных Благ, которые Господь уготовал для то, чтобы люди, уверовавшие в Него, получили, блага, уготованные тем, кто будет достоин такой милости.

И, конечно, дорогие братья и сестры, все эти пророческие слова напоминает нам святая Церковь для того, чтобы, в преддверии Рождества Христова, мы не занимались суетными делами, а занимались размышлением над тем, что возвещали в древности пророки: пророк Исайя и другие, пророчества которых мы слышали сегодня за Божественной Литургией, соединенной с предпразднественной вечерней.

И, таким образом, мы должны размышлять над тем, как «Дивен Бог во святых своих», которые прославляли Его в Ветхом Завете, которые предсказывали Его пришествие, как «Дивен Бог в делах Своих», которые Он совершал и в Ветхом Завете и в Новом Завете совершал множество чудес, о чем свидетельствует нам евангельское повествование, как «Чуден Господь в Своей Благости и Милости», которыми Он обогащает всех нас и за которые мы должны благодарить Господа.

Итак, дорогие братья и сестры, в преддверии праздника Рождества Христова, святая Церковь предлагает нам богатую, духовную сокровищницу, духовную пищу, которой мы должны питаться, размышляя, занимаясь богомыслием перед встречей праздника Рождества Христова, сопереживая вместе с теми, кто ожидал в древности пришествия Господа, радоваться о том, что, действительно, родился «Младо Чадо, Превечный Бог».

Аминь.

Города Казани. После чтения уставного Евангельского зачала архипастырь обратился к молившимся со словом.

Евангелие от Луки. Глава II

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.

Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.

В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.

Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.

Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.

Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.

Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.

Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.

В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.

Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Теги: Рождество Христово - публикации слово митрополита Феофана проповеди

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»