Ветелев александр, протоиерей, профессор мда вифлеемские ясли. Почему ясли? Вифлеемские ясли

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Праздник Рождества Христова
(Лк. 2. 1—20)

И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7).

Вифлеемские ясли

Более месяца, братие и сестры, святая церковь готовила нас к празднику Рождества Христова. Она приглашала нас прославлять Христа еще не рожденного, как уже рождающегося и встречать Его, еще не пришедшего с небес, как уже пришедшего.

Христос рождается — славьте.

Христос с небес, встречайте.

Так звала нас святая Церковь славословить Христа со дня праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. И вот настал и самый день праздника Рождества Христова. «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Так поем мы вместе со святой Церковью сегодня.

«Приидите, — приглашает святая Церковь, — внидем внутрь вертепа». Представим себе, братие и сестры, что мы вошли в вертеп и стоим у яслей, где лежит повитый Богомладенец. Какие чувства наполнили бы нашу душу, какие слова мы сказали бы Младенцу Христу. Прислушаемся к словам того, кто действительно стоял у яслей вифлеемских и беседовал когда-то с возлежащим здесь Богомладенцем. Это был блаженный Иероним (церковный писатель четвертого века). Одно время он жил в Вифлееме рядом с пещерой Господней и неоднократно стоял у того места, где были ясли Господни. И всякий раз он переживал особые чувства в мысленной беседе с Младенцем Христом.

«Куда бы я ни посмотрел, — говорит блаженный Иероним, — на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с ним сладкий в душе разговор. „Господи Иисусе! — говорю я, — как твердо было Тебе лежать в яслях Твоих ради моего спасения! Что должен я создать Тебе за это?“— И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: „Ничего Я не желаю, пой только: «Слава в вышних Богу»…

Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на Кресте. А я говорю: „Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе, все, что имею“. Но он отвечал: „И небо Мое, и земля моя. Не нуждаюсь ни в чем. Отдай лучше это все бедным людям, и Я приму как бы это было сделано для Меня“. Я продолжал: „Охотно я это сделаю, но что я дал бы Тебе Самому“? Тогда Младенец отвечал: „Если ты такой щедрый, то дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение (людей)… и Я возьму их на Свои рамена, как говорил и Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: „Божественный Младенец! Возьми, что есть моего и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную» [[Воскресное чтение, 1867 г.]].

Этот душеспасительный разговор показывает, братие и сестры, безмерную к нам любовь Божию. Еще будучи в яслях, Спаситель уже говорит как Пастырь Добрый, готовый душу Свою положить за овцы Своя, Он уже готов был взыскать заблудших овец Своих (Пс. 118. 176), как говорил пророк Давид. С момента же рождения и пребывания в яслях одно Его Имя стало привлекать к Нему все небесное и земное (Фил. 2. 10); небо — звезду и ангелов, земля — пастухов и ученых мудрецов (волхвов), пришедших издалека поклониться Ему, как Богу.

С тех пор Христос привлекает каждого из нас. Он беседует с нами и через укоры нашей совести, и через беспокоящие нас болезни, и через постоянно грозящие нам беды и напасти, и через Слово Божие, вразумляющее нас, и через Божественную Литургию, духовно и насущно питающую нас. Христос неотступно следует за нами и взывает: Адаме, где ты? Овца погибшая, в каких местах блуждаешь ты? Грешник, куда скрыл лицо свое? Противленец воле Моей, когда раскаешься и взыщешь Меня?

Братие и сестры! Сегодня, в праздник Рождества Христова и мы мысленно стоим у спасительных яслей вифлеемских. Как и блаженному Иерониму, Богомладенец каждому из нас говорит: «Дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть, твое осуждение (людей), и Я возьму их на Свои рамена». Блаженный Иероним

восплакал после этих жертвенных слов Младенца и возопил: «Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную».

Нам сегодня, братие и сестры, следует поплакать у яслей Господних и слезами покаяния за недостойную жизнь нашу и следами духовного радования, что родившийся Христос и нас оправдает, если мы веру имеем в Него, как Своего Спасителя, и в жизнь вечную, как жизнь в Боге и с Богом. Смысл праздника Рождества Христова скрыт в глубине апостольских слов: Бог явися во плоти (1 Тим. 3. 16). Небо преклонилось к земле и «Сын Божий, — как говорит святитель Афанасий Великий, — стал Сыном Человеческим, чтобы и нас сделать сынами Божиими», чтобы «обожить и земнородные существа» (седален праздника).

Мы призываем сегодня «ликовать» вместе с ангелами, и «радоваться» вместе с «человеками» и всей тварью, ибо «велие и преславное чудо совершается днесь: Дева рождает, — и утроба не истлевает, Слово воплощается и Отца не отлучается. ангелы с пастырями славят, и мы с ними вопием: «Слава в вышние Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (стихира).

Порадуемся же, братие и сестры, великому празднику и возблагодарим Господа, пришедшего в мир, чтобы спасти мир. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!

Вифлеем - отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, - расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят "филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду "во славу Господню" и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, - рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году Константин Великий построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они - христиане. Главное занятие жителей - земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется "свиньей" или "вонючим камнем" (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек - сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, - все это вместе образует на юго-вооточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527-565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 - 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше - группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде - изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время нравая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина - 3 м. 90 см. и высота - 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей - Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события - рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Михаил Скабалланович

Примечания

Рама - небольшой городок колена Вениаминова (1Нав. 18:25) к северу от Иерусалима.

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. "По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (=8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: "Говорят, в ныне там получается вода из этого источника" (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 - 152).

Е. Baedeker, Palestlne et.Syrie Ed. 1612, p. etc.

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая "Ангела пастухам". По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер - "Башня Стад" (Быт. 35:21), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что "она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа" (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных" (Эдершейм, стр. 238).

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Кроме канонического Евангелия о том, что новорожденного Иисуса положили в ясли повествуют апокрифические Арабское евангелие детства Спасителя и Евангелие псевдо-Матфея :

Ясли в пещере Рождества

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского , ясли были сделаны из глины , а затем их выполнили из золота и серебра . Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа ».

Ясли в Санта-Мария-Маджоре

По традиции 25-го числа каждого месяца к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ними крестный ход вокруг базилики.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ясли Христовы"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ясли Христовы

Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...

От Луки 2:1-20 Рождество 2009г.

Ключевой стих 2:11,12 Проповедь №2

МЛАДЕНЕЦ ИИСУС В ЯСЛЯХ
« Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель , Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях
С Рождеством Христовым! Рождество – это светлый праздник, праздник радости. Но, празднуя Рождество и получая подарки, многие люди так и остаются печальными. Так происходит, потому что они не встретились с главным героем Рождества – Младенцем Иисусом в яслях. Поэтому давайте сегодня мы узнаем, почему весть о рождении Младенца Иисуса в яслях наполняет наши сердца великой радостью.
Первое, по Божьему обещанию Иисус родился в Вифлееме (1-7)
Взгляните на стих 1. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле . » В те дни Римская империя была самой сильной державой среди всех народов, как нынешние Россия и США, вместе взятые. Этой империей управлял кесарь Август, который издал повеление о переписи населения, чтобы уточнить план по сбору налогов. Из-за этого всем людям его империи пришлось оставить свои дела и пойти записываться, каждому в свой город . Если у кого была назначена выгодная сделка, то ему пришлось от нее отказаться. Если кто-то болел, то ему, несмотря на угрозу здоровью, нужно было посетить пункт переписи. Все люди без исключения должны были выполнить повеление кесаря. И лишь смерть человека делала его свободным от этой обязанности.
Давайте вместе прочтем стихи 4,5. «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна ». В число людей, идущих записываться, попали и Иосиф с Марией. Срок беременности Марии уже подходил к концу. Из-за угрозы преждевременных родов ей нужно было много отдыхать, гуляя возле дома на свежем воздухе. Однако ситуация сложилась таким образом, что Мария должна была пройти с Иосифом до Вифлеема целых 140 километров. Несомненно, по пути в Вифлеем Иосиф старался сделать все возможное, чтобы облегчить состояние Марии. Он пел ей разные романтичные песни и делал массаж. Но все равно для беременной Марии это путешествие было очень тяжелым. К тому же, несмотря на благородное происхождение Иосифа, он был бедным плотником, поэтому не мог обеспечить им проезд в «Вифлеемском Экспрессе». С человеческой точки зрения Иосиф и Мария казались заложниками безвыходных обстоятельств в результате правления кесаря. Но с Божьей точки зрения их путешествие в Вифлеем было заложено в Божьем плане и совершилось по высшей Божьей воле. Давным-давно Бог дал обещание послать Мессию из потомков царя Давида, рожденного в Вифлееме. И хотя родители Иисуса жили в Назарете и не собирались переезжать в Вифлеем, из-за неожиданного повеления Августа Божье пророчество исполнилось (Мих. 5:2).
Людям казалось, что кесарь Август был главным действующим лицом истории. Но оказалось, что Хозяин истории – Бог-Творец, Который господствовал даже над кесарем, чтобы тот дал повеление о переписи. Здесь мы ясно видим, что миром управляет не люди, даже такие могучие как кесарь Август или как лидер Северной Корей Ким Чен Ир, а живой Бог.
Тогда на чем была сфокусирована Божья история? Она сфокусирована не на кесаре, а на Иисусе Христе; не на Римской империи, а на Божьем Царстве через Благую Весть. На самом деле, Сам Бог вел Иосифа и Марию в Вифлеем, защищая их Своей рукой. Бог содействовал таким образом, чтобы Иосиф и Мария в назначенное Им время пришли в Вифлеем для рождения Младенца Иисуса в обещанном месте .
Через это событие мы учимся тому, что Господь Бог управляет судьбами людей и народов по Своей доброй суверенной власти и хочет, чтобы мы доверяли Ему во всех обстоятельствах. Когда у нас возникают разные жизненные трудности, как у Иосифа и Марии, нам легко падать духом и опускать руки. Но Библия учит нас иметь духовный взгляд на историю и больше укрепляться в Божьей любви и призыве. Ибо написано в послании к Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу »(Рим.8:28). Миссионеры Халев и Есфирь Ким жертвенно участвовали в Божьей истории в Москве, проповедуя Евангелие студентам. По Божьему призыву они решили начать новую историю в другой стране и поехать в Молдову. Но дверь Евангелия там оказалась закрытой. В тоже время она оказалась открытой в Риге. В этом событии мы видим Божью действующую руку, которая направляла Божьих слуг к Латвийским студентам. Мы молимся, чтобы Бог благословил начало Его истории в Латвии и укрепил веру миссионеров в это Рождество. В нашей жизни также есть разные кесари, которые, как нам кажется, управляют нашей жизнью. Но не смотря на это, нам важно верить, что именно наш Бог - Хозяин истории нашей жизни. Он управляет нами, Россией и судьбами всех других народов. Его план и Его воля порой выше нашего понимания. Зная это, давайте доверять Ему во всем и с благодарностью участвовать в Его Евангельской истории до конца нашей жизни. Аминь.
Давайте вместе прочтем стих 7. «И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ». Как только Иосиф и Мария наконец добрались до Вифлеема, у Марии начались схватки. Но Вифлеем уже был полон людьми, такими же как они, которые в отличие от Марии могли быстро ехать и уже заняли места. Иосиф стучал в двери гостиниц в поисках места. Но никто не откликнулся на его мольбы уступить место для его рожающей жены. Наверняка, Иосиф молился, чтобы Бог тронул чье-нибудь сердце милостью, но никто не откликнулся. В итоге, место нашлось только в хлеву среди скота. В Палестине в качестве хлева использовали пещеры, где было темно и царила антисанитария. Оказавшись в такой безвыходной и печальной ситуации, Иосифу и Марии было не понятно, почему Бог не приготовил для рождения Своего Сына лучшего места. Неужели Бог не интересовался Его судьбой? Но у Бога был Свой промысел. Его волей было, чтобы Его Единородный Сын родился в хлеву и пришел в мир самым уничиженным образом, родясь в бедной семье. Божьей волей было, чтобы Его Сын стал близок самым униженным и обездоленным, чтобы разделить наши печали, скорби и немощи. Поэтому Младенец Иисус, Который родился в хлеву, является лучшим Божьим даром для каждого из нас. Он полностью понимает нас, сострадает нам и зовет в глубокий мир Божьей милости и покоя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим » (Мф.11:28,29). Итак, Давайте придем к Младенцу Иисусу, лежащему в яслях, и сложим перед Ним все наши печали и скорби! На этом Рождестве да найдет каждая душа настоящий покой именно в Младенце Иисусе, лежащем в яслях. Аминь.
Второе, Младенец Иисус – это Спаситель Христос и Господь (8-11)
Кто первым услышал радостную весть о рождении Младенца Иисуса? Посмотрите на стихи 8,9. «В той стране были на поле пастухи , которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим ». Это были пастухи, пасшие своих овец. Пастухи считались незначительными людьми в том обществе. Они были необразованными людьми, имели чистые и простые сердца. Поэтому именно им первым явился Ангел Господень. Их осияла слава Бога, так что они сильно испугались.
Какую же весть Ангел возвестил им? Давайте вместе прочтем стихи 10,11. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ». Ангел сказал им: «не бойтесь», потому что пришел час не суда и смерти, а время великой небесной радости. Что же это была за весть, которая касалась всех людей? «Ибо ныне родился вам в городе Давидовым Спаситель, Который есть Христос Господь!- Суть великой радости для всех людей заключается в том, что Младенец Иисус – это наш Спаситель, Христос и Господь.
В этом мире обычно трудно найти одинаковый повод к радости для разных людей. Если меня взяли на работу, то это значит, что кому-то в ней отказали . Радость от получения премии, покупки ноутбука или женитьбы, конечно, тоже большая, но не великая и скоро проходит. Мирская радость иллюзорна. За ней всегда приходится платить. Но радость, о которой возвестил Ангел, по-настоящему великая, потому что никогда не исчезнет и навсегда останется с нами. Эта радость не зависит от мирских вещей или материальных средств. Она связана с рождением Младенца Иисуса, Который родился как наш Спаситель. Все люди без исключения были лишены славы Бога, став рабами греха. Никто не мог спасти себя или кого-то еще от власти греха. Но Младенец Иисус реально освобождает нас от власти греха и смерти и, дает нам вечную жизнь. Когда мы на этом Рождестве уверуем в Младенца Иисуса как нашего Спасителя, нас также переполнит великая радость.
Но Младенец Иисус не только наш Спаситель, Он является и нашим Христом и Господом. Христос означает помазанный Богом Царь, а Господь – Творец и Хозяин нашей жизни. Это значит, что Он есть истинный объект нашего поклонения. Он достоин получить наши поклонение и хвалу. Иисус является нашим Царем, потому что Он властвует даже над грехом и смертью. Но хотя Он является вечным Царем, Он правит нами с любовью и радостью, миром и праведностью. Там, где царствует Иисус, люди изменяются из рабов тьмы в чада света. В конце этого года мы слышали о разных печальных вестях: о погибших из-за подрыва поезда, о погибших из-за пожара в Пермском ночном клубе, и о смерти многих известных людей . Но, на самом деле, такие события всегда были, есть и будут. Но Господь Бог дал нам другую весть, весть великой радости для всех людей, не только для России и стран СНГ, но и для народа в Уганде и для всех народов. Это - рождение Младенца Иисуса, Царя и Господа. Мы должны с верой принять Младенца Иисуса в яслях нашим Спасителем, Христом и Господом. Когда мы поклонимся Ему, тогда мы встретимся с Богом и получим спасение и вечную жизнь. Младенец Иисус – это наша дверь в Божий мир великой радости и спасения. Аминь.
Третье, «Вот, вам знак…» (12-20)
Давайте прочтем стих 12. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ». Какие знаки избирают государства символами своей власти? Выбирая знаки орла, льва, барса, солнца и звезд, государства стараются подчеркнуть свою силу и величие. Но Царство спасения своим знаком выбрало Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Этот знак – знак смирения, кротости и доступности Мессии всем людям. Дверь к Божьему спасению широко открыта для всех людей. Любой человек из любого слоя общества и из любого народа, ищущий истинного Царя, получит прощение любых грехов и Божий дар – вечную жизнь.
Давайте прочтем стихи 13,14. « И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение » . Это был грандиозный хор ангелов . «Слава в вышних Богу» означает, что рождение Иисуса Христа прославило Бога и открыло падшим людям новый живой путь возвращения к вечному Царству. «На земле мир, в человеках благоволение» означает, что Бог благоволил дать людям мир через Иисуса. На этом рождестве мы тоже приготовили хор, чтобы немножко понять ту радость, которая царит на небесах.
Взгляните на стихи 15-20. Услышав весть великой радости и хор ангелов, пастухи побежали посмотреть, что же произошло в Вифлееме. Там они нашли Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Они убедились, что воистину ныне родился Спаситель, Христос Господь. Их сердца наполнились невыразимой небесной радостью и Божьей благодатью. По дороге они тоже вместе славили и хвалили Бога: «Аллилуйя, Аллилуйя!» Хотя их жизненная ситуация не изменилась, они стали одними из самых счастливых людей на земле. Таким образом, с них началась новая эра, эра спасения людей через встречу с Младенцем Иисусом.
Итак, сегодня мы узнали, что нам родился Спаситель, Христос Господь. Это – Младенец Иисус, лежащий в яслях. Именно Он является источником великой радости и вечной жизни для каждого из нас. Давайте придем к Младенцу Иисусу в яслях и верой и благодарностью поклонимся Ему. И тогда Он наполнит нас небесной радостью и будет управлять нами и как Царь царей и Господь господствующих. Аминь.

Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми, - в Вифлееме и в Риме .

Евангельский рассказ

О яслях упоминает в своём Евангелии апостол Лука :

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Кроме канонического Евангелия о том, что новорождённого Иисуса положили в ясли, повествуют апокрифические Арабское евангелие детства Спасителя и Евангелие псевдо-Матфея :

Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел (bos et asinus) поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чём говорил пророк Исайя: «Вол знает владельца своего, и осел - ясли господина своего».

Ясли в пещере Рождества

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского , ясли были сделаны из глины , а затем их выполнили из золота и серебра . Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа » .

Ясли в Санта-Мария-Маджоре

В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы . Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами . На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа . Возможно, эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»