Мероприятия в библиотеке к 400 летию аввакума

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

На протяжении 12 дней с 6 по 18 января, между Рождеством и Крещением отмечается веселый праздник, называемый Святками. В церкви его называют сплошным, поскольку он не предусматривает ни одного постного дня. Со Святками связано большое количество поверий и традиций, а история появления праздника является очень увлекательной.

Святки 2018: История праздника

Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. Другие источники относят происхождение слова «Святки» от старорусского глагола «святить», означающего прославлять, восхвалять. Таким образом, на протяжении 12 дней верующие люди прославляют Бога и празднуют Рождество, Крещение Иисуса Христа.

Церковь начала соблюдать подобный праздничный период еще в 6 веке. Считалось, что в эти дни не положено проводить церемонию венчания или бить поклоны. Документы Второго Туринского Собора подтверждают, что в 567 году время между Рождеством и Крещением является праздничным, поэтому должно почитаться всеми богобоязненными и верующими людьми.

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Святки 2018: Как праздновать

Первые несколько дней Святок люди ходили в гости к друзьям и знакомым и преподносили разные подарки, символизирующие дары, принесенные волхвами в честь рождения Спасителя. Также приветствовалось посещение разных учреждений, таких как приюты, тюрьмы, больницы и так далее. Легенды рассказывают, что даже цари во время Святок одевались в простые одежды и ходили в больницы и темницы, одаривая людей подарками.

Также существовала традиционная святочная трапеза. Семьи собирались за столом, уставленным разными вкусностями и вспоминали всех близких и знакомых, умерших в прошлом году, а также радовались Воскресению Иисуса Христа. На столах обязательно должно было присутствовать нечетное количество блюд, а также дополнительные столовые приборы для всех умерших родственников. Также существовали специальные блюда, приготавливаемые на Святки. Это овсяный кисель, печенье с орехами, кутья, комочки из выпечки, сбитень и многое другое.

Завершающие дни Святок считались временем подготовки к Крещению. Собирали лучших мастеров деревни и шли с ними на водоемы для создания проруби в виде креста. Полученную прорубь украшали разноцветными лентами, изделиями из дерева, а также узорными кусками льда.

Сегодня в дни Святок повсеместно организовываются живые концерты духовой музыки. Подобный обычай появился после прихода советской власти. Также устраиваются благотворительные елки для всех детей, торжественные вечера и фестивали.

Святки 2018: Что можно и что нельзя делать на Святки

Христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Фактически период святок нам дан для следующих дел…

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается

Святки 2018: Традиции праздника

Следует отметить, что после долгого периода воздержания от увеселительных мероприятий народу вновь разрешается петь, развлекаться и обильно кушать. Прежде всего, Святочные дни – это время веселья и сватовства, также в эти дни - запрещается любая работа, кроме этого, в этот период, согласно православных церковных канонов, запрещается крестить детей, венчаться, а также гадать. При этом, несмотря, на запреты церкви, именно гадание, среди всех вышеперечисленных запретов, до сих активно практикуется (в частности девушками) во время святок, поскольку именно этот период является одним из самых мистических в году и самым подходящим для гадания. Святочные гадания в основном, на Святки, многие девушки начинают гадать на суженого. Это традиция осталась с языческих времен, когда в разгар зимнего сезона отмечался период, в который, как считалось, на поверхность земли выходили души усопших. И для наших предков это означало одно – через эти сверхъестественные силы можно узнать о грядущем. Девушки устраивали посиделки, на которых все вместе, или по одиночке, гадали на жениха. Церковь всячески пресекала и пресекает попытки молодых особ таких образом узнать будущее, ведь такие ритуалы не имеют ничего общего с христианством. Однако, до сих пор некоторые девушки продолжают во время Святок гадать.

Святки 2018: Приметы на Святки

С началом Сочельника и до самого Старого Нового года хозяйки не заметали вообще. Считалось, что так можно выпустить удачу. Все собиралось уже после 14 января и сжигалось в костре. Многие верили, что таким образом все ссоры и разногласия уходят из дому.

Ко всем гаданиям все молодые девушки обязательно распускали волосы и снимали все обереги, считалось, что так они будут более правдивы.

Если в ушедшем году кто-либо умер, то на весь период Святок на стол ставили дополнительный прибор для усопшего. Наши предки верили, что все эти две недели умершие приходят к своим родным.

Чтобы был хороший урожай, наши предки обязательно все плодовые деревья обвязывали лентами на весь период Святок.

На Рождество особенным образом относились к потерям. Если это, к примеру, ювелирные украшения, то вас ждет обогащение, а вот все остальное приводит к убыткам. Для мужчин охота и рыбалка – это особенный вид развлечений, однако в святочные праздники раньше он был под запретом. Многие верили, что иначе может случиться страшная беда.

Чтобы весь год сопутствовала удача, а в семье был достаток, наши предки старались обязательно отведать каждого блюда, хотя бы немного. Если на Щедрый вечер получится рассыпчатая и вкусная кутья, то год будет счастливым и прибыльным.

Если весь святочный период был ясным и морозным, то урожай будет хорошим, а дела будут идти вверх. Если же наоборот, наступит оттепель и будет влажно, то и урожай будет скудным, а в делах только убытки.

Также наши предки старались не ссориться на Святки, так как считалось, что даже самое мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду. Хозяйки старались не шить, хотя бы в первые дни Святок, так как верили, что может родиться слепой.

Святки 2018: Старинные гадания на Святки

Очень любят Святки незамужние девушки, которые с нетерпением ждут этих дней, чтобы погадать на суженого.

В святочных гаданиях присутствовали две основные темы: гадания об урожае и судьбе (своей и всей семьи) в наступающем году.

Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения. Однако наиболее благоприятными днями для гаданий считаются Рождественский, Васильевский (под Старый новый год) и Крещенские вечера, поскольку в это время наблюдается особая активность нечистой силы и душ покойников.

Предлагаем вам нескольких старинных народных гаданий на Рождество, Крещение и старый Новый год, к которым обращались еще наши бабушки и прабабушки, стремясь приоткрыть завесу будущего и узнать свою судьбу.

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж

Это наиболее известный и распространённый вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха

Это хорошо известное из литературы гадание. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.

Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очерёдность выхода замуж

Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу, и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадание с кольцом или иглой на пол будущего ребёнка

С кольцом или иглой проделывают определенные действия (кольцо опускают в стакан с водой, иглой протыкают шерстяную ткань), затем, подвешенное на волоске или нитке, медленно опускают возле руки того, на кого гадают. Если предмет (кольцо, игла) начнет совершать круговые движения - родится девочка (реже - мальчик), если маятникообразные - мальчик (реже - девочка), если предмет не движется - детей не будет.

Гадание с петухом (курицей)

В одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам - его богатство, к воде - склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником».

Гадание о судьбе по теням

Этот вид гадания в силу своей простоты весьма распространен в современной девичьей среде. Девушка поджигает смятый ею бумажный лист, а затем рассматривает тень от сгоревшей бумаги. Каждый берет чистый лист бумаги, комкает его, кладет на блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Внимательно рассматривая тени, пытаются узнать будущее.

Гадание (на лай собаки) о возрасте жениха

После определенных действий участницы гадания прислушиваются к лаю собаки. «Хриплый» лай сулит старого жениха, а «звонкий» - молодого.

Гадание с кольцом на вызывание образа будущего жениха

В стакан с водой девушка бросает обручальное кольцо и вглядывается внутрь кольца, приговаривая слова: «Суженый мой, ряженый…».

Гадание с вызыванием сна про суженого.

Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит. Другой скажет, третий судьбу укажет».

Гадают девушки,0 если ложатся спать там, где раньше не приходилось. Перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте». Во сне увидишь своего жениха

Гадание на картах

Перед сном кладут под подушку четырёх королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король - жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый - жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый - от желанного.

Гадание на воске

Растапливают воск в кружке, наливают молоко в блюдце и ставят у порога квартиры или дома. Произносятся следующие слова: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». С последними словами выливают в молоко растопленный воск. Затем внимательно наблюдают за происходящим. Если видится застывший крест, - то ждут в новом году какие-то болезни. Если крест только покажется, то в наступающем году ваши финансовые дела будут идти не слишком хорошо, а в личной жизни одолеют неприятности, но не слишком серьёзные. Если зацветет цветком - будет свадьба или встретится любимый. Если покажется зверь, надо быть осторожным: появится какой-то недруг. Если воск потечет полосками, предстоят дороги, переезды, а ляжет звёздочками - ожидает удача на службе, в учёбе. Если образуется человеческая фигурка, появится друга.

Гадание на оклик прохожих

Выходят в полночь на улицу и спрашивают имя у первого встречного. Именно так будут звать суженого, точно так он будет красив и богат.

Гадание на подслушивание

Забираются под окно соседей и, слушают. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина - и у вас год будет гармоничным.

Гадание на яйце

Для гадания берут сырое яйцо, проделывают в нём маленькую дырочку и выливают содержимое в тёплую воду. Когда белок сворачивается и образует какую-либо фигуру, по форме которой, угадывают своё будущее. Вид церкви означает венчание, кольцо - обручение, куб - гроб, корабль - командировку (мужчине) или возвращение мужа из командировки (женщине). Если белок опустился на дно - быть в доме беде: пожару, смерти, девушке не выйти замуж.

Гадание на поленьях

Подходят к поленнице задом и на ощупь выбирают себе полено. Если оно ровное, гладкое, без сучков, супруг попадётся с идеальным характером. Если полено толстое и тяжелое - муж будет состоятельным. Если сучков много - в семье народится немало детей, а коли полено кривое - муж будет косой и хромой.

Гадание с вызыванием духов

Для гадания нужен лист бумаги формата А2 и фарфоровое блюдце. На бумаге начертить круг диаметром примерно 30 см и написать по линии вне круга все буквы алфавита, а в круге - цифры от 0 до 9. Отметить внутри круга центр и поставить на него блюдце, предварительно нарисовав на посудине стрелку. Трижды повторить: «Вызываю дух …Ты будешь с нами говорить? Скажи: Да или нет» Блюдце должно ходить и стрелкой указывать на буквы и цифры. Нужно лишь успевать это читать.

23 октября завершил свою работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви. Среди прочих постановлений собор самые пространные определения касаются 400-летия со дня рождения признанного вождя старообрядчества, протопопа Аввакума, который в старообрядческой традиции почитается как священномученик и исповедник.

Собор постановил, в частности, построить в селе Григорово (Нижегородская область), где родился будущий духовный наставник старообрядцев, часовню, посвященную его имени. Помимо этого, в Пустозерске, в месте ссылки и смерти протопопа Аввакума, будет установлен крест-голбец - надгробный памятник в виде креста с кровлей.

В числе памятных мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума, присутствует Казанский собор на Красной площади в Москве: после бегства в 1651 году из Юрьевца-Повольского от паствы, возмущенной радикальной проповедью священнослужителя, Аввакум жил в Москве у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, служа в соборе и подменяя Неронова на время его отлучек.

В связи с этим собор РПСЦ постановил: «Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади».

Собор также определил начать работу по составлению полного собрания сочинений протопопа Аввакума. Редакцию предстоящего издания собор поручил известному исследователю древнерусской литературы доктору филологических наук Наталье Понырко, автору книг и множества публикаций, посвященных личности старообрядческого святого.

Для организации научной и исследовательской работы РПСЦ намерена обратиться в Институт русской литературы Российской академии наук - «Пушкинский дом», в собраниях которого хранятся житие протопопа Аввакума, а также многие его сочинения - например, «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о богородице» и другие.

К юбилею запланированы написание иконы священномученика Аввакума с клеймами его жития, а также издание текстов церковных служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму.

Старообрядческий собор запланировал также объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею и издать памятную медаль, посвященную 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.

РПСЦ намерена снять документальный фильм, посвященный духовному вождю старообрядчества. К юбилею будет запущен интернет-сайт, создан благотворительный фонд, издан художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума.

В церковных торжествах, посвященных памятной дате, ождается участие представителей различных старообрядческих согласий, в том числе делегации Белокриницкой митрополии - Русской православной старообрядческой церкви в Румынии, отношения с которой в начале 2000-х годов ухудшились настолько, что в 2008 году Архиерейский собор, Освященный собора и Духовная комиссия Белокриницкой митрополии всех древлеправославных христиан приняли решение о временном прекращении молитвенной связи с Московской митрополии РПСЦ. После 2010 года диалог между двумя старообрядческими церквями возобновился.

В постановлениях собора РПСЦ приглашение делегации Белокриницкой митрополии во главе с митрополитом Леонтием на торжества по случаю юбилея протопопа Аввакума обозначено отдельным пунктом.

В рамках юбилейных празднований запланированы также другие мероприятия.


Протопоп Аввакум. Жизнеописание

Аввакум Петрович Кондратьев родился 20 ноября 1620 года в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника.

В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен во диакона.

Словарь Брокгауза и Эфрона так описывает его личность:

«Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву».

В 1652 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники.

В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.

Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в «книжном исправлении». Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Никон и его справщики завели те «новшества», которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. От более сурового наказания - расстрижения - его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.

Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви, царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не «соединиться», то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но ненадолго.

Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».

В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая на соборе, собравшемся для суда над Никоном, после тщетных увещаний расстригли и анафематствовали за богослужением в Успенском соборе. В ответ на это Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Расстрижение Аввакума было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Опального протопопа пытались разубедить; очередная попытка увещания Аввакума произошла уже пред лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но протопоп твердо стоял на своем.

Сообщники его были казнены. Однако Аввакум был лишь наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Здесь в земляной тюрьме Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей.

Боярыня Морозова
400 ЛЕТ ОГНЕННОГО АВВАКУМА И ТРЕЗВЫЙ ПЕТРОГРАД

В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».
Аввакуму приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Огненный протопоп Аввакум, один из идеологов общеславянского православного трезвенного движения,является моих предком по поморской линии отца,который родился и вырос в Мезени.
Мои не такие уж и далёкие по времени родственники были ближайшими учениками и помощниками Аввакума во время его ссылки в Мезени.
23 октября завершил свою работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви. Среди прочих постановлений собор самые пространные определения касаются 400-летия со дня рождения признанного вождя старообрядчества, протопопа Аввакума, который в старообрядческой традиции почитается как священномученик и исповедник.
Собор постановил, в частности, построить в селе Григорово (Нижегородская область), где родился будущий духовный наставник старообрядцев, часовню, посвященную его имени. Помимо этого, в Пустозерске, в месте ссылки и смерти протопопа Аввакума, будет установлен крест-голбец - надгробный памятник в виде креста с кровлей.
В числе памятных мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума, присутствует Казанский собор на Красной площади в Москве: после бегства в 1651 году из Юрьевца-Повольского от паствы, возмущенной радикальной проповедью священнослужителя, Аввакум жил в Москве у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, служа в соборе и подменяя Неронова на время его отлучек.
В связи с этим собор РПСЦ постановил: «Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади».
Собор также определил начать работу по составлению полного собрания сочинений протопопа Аввакума. Редакцию предстоящего издания собор поручил известному исследователю древнерусской литературы доктору филологических наук Наталье Понырко, автору книг и множества публикаций, посвященных личности старообрядческого святого.
Для организации научной и исследовательской работы РПСЦ намерена обратиться в Институт русской литературы Российской академии наук - «Пушкинский дом», в собраниях которого хранятся житие протопопа Аввакума, а также многие его сочинения - например, «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о богородице» и другие.
К юбилею запланированы написание иконы священномученика Аввакума с клеймами его жития, а также издание текстов церковных служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму.
Старообрядческий собор запланировал также объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею и издать памятную медаль, посвященную 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.
РПСЦ намерена снять документальный фильм, посвященный духовному вождю старообрядчества. К юбилею будет запущен интернет-сайт, создан благотворительный фонд, издан художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума.
Коллега Сергей Чечуга пишет: «Вряд ли найдется человек, не знающий произведения Александра Солженицына, такие как «Архипелаг Гулаг”.
Многие исследователи данной темы останавливаются на Советском режиме. Но на самом деле история «протеста” и «сопротивления” и возникновения этой субкультуры уходит своими корнями в глубокую древность.Началось оно еще 1000 лет тому назад, когда на Руси огнем и мечом стали насаждать новую религию. В итоге на свет появилось уникальное явление «двоеверие”. Все традиции славян язычников перемешались с лучшим, что несла новая философия. Но к 17 веку патриарх Никон решил провести церковную реформу. В истории это событие известно под названием «Церковный раскол”. На самом деле это была не только церковная, но и вообще политическая и экономическая реформа. Масштаб того народного протеста, который последовал за этим говорит сам за себя. Этому вопросу посвящено огромное количество исследований. Я хочу привести только несколько имен, таких как боярыня Морозова и протопоп Аввакум.
В Страстную пятницу, 14 апреля 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима в Пустозерске в деревянном срубе с тремя своими единомышленниками был сожжен мятежный протопоп Аввакум. 330 лет назад произошла не просто казнь. Погиб идеолог, вождь старообрядчества и первый русский писатель, пострадавший за свои убеждения.
«Инквизиция” существовала и существует до сих пор во всем мире. Всем известное восстание Стеньки Разина 1670 года было ни чем иным, как бунтом старообрядцев и казаков. И то же самое можно сказать и о «крестьянской войне” Емельяна Пугачева сто лет спустя в 1773 году. Власти жесточайшим образом карали несогласных. Екатерина не гнушалась идти на совершенно дикие методы устрашения. По рекам плыли плоты с тысячами висилиц. Так что насколько «золотым” и для кого был век Екатерины – вопрос открытый. Также как и сталинский режим. Не все измеряется уровнем роста экономики. Для меня главным критерием является СВОБОДА самовыражения и не промытые мозги основного населения. Аналогичные процессы мы знаем по восстаниям шотландских повстанцев. В известном фильме Мэла Гибсона «Храброе Сердце” показан образ вождя и героя Вильяма Волеса, осмелившегося бросить вызов тирании правящего английского режима. По последним кадрам фильма мы узнаем о его невероятном мужестве, под дикими пытками, он не проронил ни звука, и даже палачи стали просить его произнести слово «милость”, но набравшись сил он издал последний крик «СВОБОДА”. Но все ли знают что такую же мужественную смерть принял и Степан Разин.
«В Сыскном приказе атамана подвергли невероятно изощренным, даже по меркам позднего средневековья, истязаниям. Его били кнутом, вздернув на дыбе, выворачивали суставы плеч и рук, жгли, проложив голой спиной на угли огромной жаровни. Атаман, с презрением глядя на мучителей, молчал. За все три дня невероятных истязаний Разин не издал даже слабого стона и ни разу не потерял сознание.”
Бунты старообрядцев и появление такого явления как КАЗАЧЕСТВО тесно связаны. Многие в детстве играли в игру «казаки – разбойники”. Изначально казаки – это вольные дружины, не признававшие авторитет власть придержащих. Они не гнушались и разбоя. Это современные Робины Гуды. Это те же викинги. И сломить этот вольный дух власть так и не смогла и поэтому пошла на компромисс. Им были выделены земли на границе Империи с возможностью сохранять СВОИ УСТОИ, РЕЛИГИЮ и «ВОЛЬНИЦУ” с одним условием – защищать границы страны от внешнего нашествия. Именно казакам мы должны быть благодарны в освоении Сибири и вообще в целостности Российского государства.
Именно старообрядцы отказались ПОЛНОСТЬЮ признать новую власть. Они никогда не принимали паспортов и были в вечном розыске. Именно они заполнили тюрьмы и остроги. Именно они изобрели новый язык и систему отличительных знаков. И даже знаменитый язык перестукиваний через стену, который можно считать прародителем азбуки Морзе, тоже их изобретение. До сих пор существуют такие поселения старообрядцев. Это было показано хоть и не в лучшем виде в фильме «Охота на пиранью”».
Ссылка на статью на сайте Общественная Среда

Анатолий Обросков
Трезвое государство

Post Views: 631



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»