Малый ракетный корабль проекта 21631 вышний волочек. Балтфлот спасают черноморскими «Буянами-М. Прибрежные корабли с дальним прицелом

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Малый ракетный корабль класса "река-море" / корвет. Предназначен для вооружения Каспийской флотилии и, возможно, Черноморского флота. Разработка проекта велась Зеленодольским ПКБ, главный конструктор Кушнир Я.Е., научно-техническое сопровождение - 1 ЦНИИ МО России. Решение о строительстве серии кораблей проекта принято в августе 2002 г. в рамках программы судостроения для Каспийской флотилии. 17 мая 2010 г. Зеленодольский судостроительный завод выиграл тендер на строительство серии МРК и 26 мая 2010 г. Министерство обороны России и завод им М.Горького подписали контракт на строительство серии из 5 корветов. Летом 2010 г. появилась информация о вооружении кораблями серии так же и Черноморского флота. Головной корабль серии - "Град Свияжск" - заложен 27.08.2010 г. на ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск). Второй корабль серии "Углич" заложен там же 25.07.2011 г. Всего планируется построить 5 кораблей для Каспийской флотилии (данные начала 2010 г. или ранее).

В декабре 2011 г. заявлено в СМИ, что всего для ВМФ России возможно будет построена серия в 8-10 кораблей проекта. 28 января 2013 г. между Министерством обороны России и Зеленодольским ССЗ подписан контракт на три МРК пр.21631 (с опционом еще на два корабля) для поставки в состав Черноморского флота ВМФ России. Головной корабль серии для Черноморского флота ("Вышний Волочек") был заложен 29.08.2013 г. ().

Головной корабль проекта 21631 "Град Свияжск" спущен на воду 9 марта 2013 г. Спуск на воду второго корабля - "Углич" - планируется на конец марта 2013 г. Оба корабля по завершении швартовых испытаний в конце лета перейдут в главную базу Каспийской флотилии - в Астрахань, где начнется этап заводских ходовых, а затем государственных испытаний. Приемка обоих кораблей ВМФ России планируется до конца 2013 г. (). 17.06.2013г. из Зеленодольска на Каспий начал свой путь головной МРК проекта - "Град Свияжск". До конца 2013 г. корабль прошел все этапы ходовых и государственных испытаний на Каспийском море и войдет в состав корабельного объединения ().

Во второй декаде декабря 2013 г. головной корабль проекта "Град Свияжск" и первый серийный "Углич" четырьмя ракетными стрельбами успешно завершили все этапы Госиспытаний и в 2014 г. будут официально приняты в состав Каспийской флотилии ВМФ России.





Двигатели - вероятно, 2-х или 3-х вальная дизельная ЭУ производства ПО "Звезда" (г.Санкт-Петербург).

Движители - 2 или более водометных установки производства ОАО "Алмаз". Монтаж водометных установок велся специалистами ЦС "Звездочка" ("Град Свияжск", работы выполнены к декабрю 2012 г.).

Конструкция
корабля разработана с учетом снижения радиолокационной заметности.

ТТХ корабля :
Экипаж - 32 чел (36 чел по др. данным)

Длина - 74.1 м
Ширина - 11 м
Высота на миделе - 6.57 м
Осадка - 2.6 м

Водоизмещение - 949 т

Скорость максимальная - 25 уз
Дальность хода - 2500 миль (при скорости хода 12 уз, )
Автономность - не менее 10 сут

Вооружение :
- пусковая установка вертикального пуска 3Р14УКСК производства концерна "МИС Агат" комплекса "Калибр-НК" или комплекса " " на 8 ракет, расположена в надстройке; Особенностью корабля является оснащение универсальной ПУ для ракетных комплексов при отсутствии на корабле средств обнаружения целей для подобных ракетных комплексов (например для комплекса "Калибр" при применении ракет по наземным целям). Таким образом, один из вариантов применения корабля - плавучая пусковая платформа КРБД, размещение которых в наземном варианте базирования запрещено международными договорами.


Пусковая установка вертикального пуска 3Р14УКСК на МРК "Град Свияжск" пр.21361. Вероятно, фото сделано в Астрахани летом 2013 г. Публикация 01.08.2013 г. (http://forums.airbase.ru).


Погрузка ТПК с ракетой или макета ТПК в пусковую установку УКСК на МРК "Град Свияжск" пр.21631 на Зеленодольском ССЗ, 13 марта 2013 г. (http://forums.airbase.ru).


Погрузка ТПК предположительно с КР "Калибр" в пусковую установку 3Р14УКСК на МРК "Град Свияжск" пр.21361. Вероятно, фото сделано в Астрахани летом 2013 г. Публикация 01.08.2013 г. (http://forums.airbase.ru).


Пуск ракеты комплекса "Калибр-НК" с МРК "Град Свияжск" пр.21361, 2013-2014 г.г. (http://www.oborona.ru/).


- 1 х 100-мм артиллерийская установка с СУО "Ласка", расположена в носовой части корабля;

1 х 30-мм двуствольная шестиствольная установка "Дуэт", расположена на кормовой части надстройки;

2 х 14.5-мм морские тумбовые пулеметные установки МТПУ с пулеметами КПВ;


14.5-мм пулемет КПВ в установке МТПУ на МРК "Град Свияжск" пр.21361. Вероятно, фото сделано в Астрахани летом 2013 г. Публикация 01.08.2013 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2 х ЗРК 3М47 "Гибка" с 4-8 х ЗУР"Игла" или "Игла-1М", установлен на корме и на носовой части надстройки, управление дистанционное.

3 х 7.62-мм пулеметы;

1 х противодиверсионный ручной гранатомет глубинных бомб.

Мины (2 точки сброса);

Оборудование :


МРК пр.21631
БИУС
Система обмена информацией (СОИ)
Комплекс удаленного целеуказания
РЛС общего обнаружения 1 х РЛС общего обнаружения МР-352 "Позитив" / CROSS DOME в радиопрозрачном обтекателе;
РЛС и система управления огнем
1 х РЛС МР-123 "Вымпел" / BASS TILT системы управления огнем артиллерии 5П-10-03 "Ласка"
Оптико-электроенные приборы наблюдения 1 х оптико-электронный прибор наблюдения
Навигационные РЛС 1 х навигационная РЛС МР-231 "Пал"
РЛС госопознавания
РЭБ и РЭП
2 х ПУ комплекса постановки помех
Комплекс РЭП ТК-25
Навигационный комплекс
Эхолоты
Средства обеспечения авиакрыла
ГАС 1 х ГАС для обнаружения подводных диверсантов (предусмотрена установка)
Радиосвязь Комплекс "Центравр-НМ" (диаметр антенны - 1.2 м, скорость передачи информации - от 4,8 до 512 кбит/с, производитель - НПЦ "Вигстар")
Прочее оборудование

Статус : Россия
- 2010 г. 26 мая - подписан контракт с Зеленодольским ССЗ на строительство серии из 5 кораблей пр.21631.

2010 г. 27 августа - на Зеленодольском ССЗ заложен головной корабль проекта - "Град Свияжск".


http://fleetphoto.ru via http://bmpd.livejournal.com).


Буксировка МРК "Град Свияжск" пр.21631 внутренними водными путями из Зеленодольска в Астрахань, 19.06.2013 г. (via http://bmpd.livejournal.com).


Буксировка МРК "Град Свияжск" пр.21631 внутренними водными путями из Зеленодольска в Астрахань, 19.06.2013 г. (фото - Dvizzzok, http://fleetphoto.ru via http://bmpd.livejournal.com).


- 2013 г. 10 июля - заводские ходовые испытания МРК "Град Свияжск" пр.21631 начаты на Каспии. Планируется провести стрельбы из установки А-190 - планируется провести «отстрел фундамента», когда стрельба ведётся из ствола орудия на его максимальных углах поворота и подъёма, а затем оцениваются все характеристики такой стрельбы и устойчивость орудия. Помимо проверки главного калибра выполняются стрельбы из всех других видов корабельного оружия. В ходе испытаний также будут проверены ходовые показатели корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств. Будет проведена настройка и согласование аппаратуры внутрикорабельных систем управления кораблём и корабельным оружием. В ходе проведения испытаний заводчане обучат экипаж корабля эксплуатации, техническому обслуживанию и практическому применению корабельного оружия, корабельных систем, устройств и механизмов ().

2013 г. 22 августа - Министерство обороны сообщает , что МРК "Углич" пр.21631 начал переход из «Зеленодольского завода имени А.М. Горького» на Каспийскую флотилию.


- 2013 г. 09 декабря - Министерство обороны сообщает, что МРК "Град Свияжск" и "Углич" пр.21631 на Госиспытаниях успешно выполнили ракетные стрельбы ракетным комплексом "Калибр-НК". МРК "Град Свияжск" завершил все этапы Госиспытаний, а МРК "Углич" во второй декаде декабря выдет на завершающий этап Госиспытаний. В ходе проведения государственных испытаний экипажами кораблей были успешно выполнены четыре ракетные стрельбы высокоточным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», две стрельбы проведены по морской цели и две — по береговой. Все ракеты точно поразили мишенные позиции.

Реестр МРК пр.21631 :

№пп Название проект зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй базирование примечание
01 "Град Свияжск" 21631 631 27.08.2010 план 2012 г. (осень 2011 г.)

09.03.2013 г. (спуск)

Каспийская флотилия, Астрахань
головной корабль проекта
0? №2 21631 801 ССЗ "Алмаз", г.Санкт-Петербург план - конец 2010 г.
-
- Черноморский флот
судьба корабля не ясна, скорее всего не будет заложен на ССЗ "Алмаз" (2012 г.)
02 "Углич" 21631 632 22.07.2011 план - конец марта 2013 г. (19.03.2013 г.)

10.04.2013 г. (спуск)

план - до конца 2013 г. (март 2013 г.)

2013 г. ()

Каспийская флотилия первый серийный корабль проекта
03 "Великий Устюг"
21631 633 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск) 27.08.2011 весна 2014 г. план - 2014 г. (26.02.2014 г.)

18.11.2014 г.

Каспийская флотилия возможна смена региона базирования
04 "Зеленый Дол"
21631 634 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск) 29.08.2012 г.
2015 г.

12.12.2015 г.

Черноморский флот МРК строился для вооружения Каспийской флотилии, но регион базирования был изменен в 2015 г.
05 "Серпухов" 21631 635 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск)
план - конец 2012 г. - начало 2013 г. (декабрь 2012 г.)

25.01.2013

2015 г. план - 2015 г. (26.02.2014 г.)

12.12.2015 г.

Черноморский флот МРК строился для вооружения Каспийской флотилии, но регион базирования был изменен в 2015 г.
06 "Вышний Волочек" 21631 636 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск)
29.08.2013 г. - Черноморский флот
№1 по контракту от 28.01.2013 г.
07 "Орехово-Зуево" 21631 637 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск)
план - 2013-2014 г.г.

29.05.2014 г.

- план - до 2019 г. (26.02.2014 г.) Черноморский флот №2 по контракту от 28.01.2013 г.
08 "Ингушетия"
21631 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск)
план - 2014 г.

29.08.2014 г.

план - до 2019 г. (26.02.2014 г.) Черноморский флот? №3 по контракту от 28.01.2013 г.
09 "Гайворон"
21631 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск)
план - 2014 г.

10.04.2015 г.

план - до 2019 г. (26.02.2014 г.) Черноморский флот?
10 - 21631 Зеленодольский ССЗ им.А.М.Горького (г.Зеленодольск)
план - 2015 г. план - до 2019 г. (26.02.2014 г.) Черноморский флот? опцион по контракту от 28.01.2013 г.
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера МРК пр.21631:

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт

ВМФ не получит малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 "Вышний Волочек" в 2017 году, заявил осведомленный источник в оборонно-промышленном комплексе корреспонденту Mil.Press FlotProm .

По его словам, задержка вызвана необходимостью провести все необходимые испытания корабля и подтвердить готовность его систем. При этом, добавил источник, задержка передачи корабля заказчику не связана с заводом-изготовителем или испытаниями оружия МРК. Он предположил, что передача "Вышнего Волочка" флоту произойдет в конце первого квартала 2018 года.


Источник на Зеленодольском заводе им. Горького подтвердил эту информацию корреспонденту Mil.Press FlotProm .

В отделе информационного обеспечения Черноморского флота изданию сообщили, что госиспытаниям мешает плохая погода, в частности – шторма.
О сложных погодных условиях, мешающих испытаниям корабля, Mil.Press FlotProm 13 декабря.

В мае 2017 года гендиректор Зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов , что "Вышний Волочек" передадут флоту в октябре.

Справка Mil.Press FlotProm

В августе корабль по внутренним водным путям. Заводские ходовые испытания . После их успешного завершения "Вышний Волочек" на госиспытания.

МРК проекта 21631, шифр "Буян-М", разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Это многоцелевые корабли типа "река-море", оснащенными современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения, в том числе 8 ракетами "Калибр". Водоизмещение – 949 тонн при длине в 75 м и ширине 11 м. Максимальная скорость – 25 узлов. Дальность плавания – 2500 миль, автономность – 10 суток. Экипаж – 52 человека.

Последние известия с Балтийского флота, на мой взгляд, свидетельствуют, как минимум, о двух вещах. Первая: Москва сегодня оценивает вероятность возникновения большой войны в Европе как весьма высокую и принимает чрезвычайные меры оборонного характера. Вторая: все настолько серьезно, что приходится идти даже на ущерб нашей группировке, активно участвующей в боевых действиях в Сирии.

Это становится очевидным, если внимательно вчитаться в текст интервью, которое командующий Балтийским флотом вице-адмирал Александр Носатов дал газете «Красная звезда». Среди прочего, командующий заявил, что в нынешнем году в его распоряжение поступит еще один новейший малый ракетный корабль (МРК). Что это может быть за корабль?

Вариант единственный - Носатов имеет ввиду МРК «Вышний Волочек» (проект 21631, шифр «Буян-М»). Почему именно его? Просто ничего другого из боевых единиц этого класса на выходе с наших кораблестроительных заводах просто нет. В августе 2013 года «Вышний Волочек», шестой из серии «Буянов-М», был заложен в Зеленодольске. На воду спущен год назад, находится в высокой степени готовности и сдача его в боевой состав ВМФ действительно запланирована на нынешний год.

Но самое примечательное, что с самого начала закладывался этот корабль вовсе не для Балтийского, а для Черноморского флота. Планировалось, что «Вышний Волочек» усилит весьма ослабевшую в последние десятилетия нашу корабельную группировку в Севастополе. А именно - 41-ю отдельную бригаду ракетную катеров, самый новый в которой - малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», был построен в 25 лет назад, в 1992 году.

Сегодня бригада, в составе которой осталось всего четыре МРК различных проектов, регулярно и из последних сил участвует в боевой службе нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море. В том числе - у берегов Сирии. Этими почти плоскодонными небольшими корабликами с крылатыми ракетами мы вынужденно затыкаем бреши на Ближнем Востоке, возникшие из-за острейшего дефицита в составе нынешнего ВМФ РФ крупных ударных кораблей дальней морской и океанской зон. Но в силу большой изношенности корабельного состава остатков бригады делать это становится все сложней.

Поэтому вполне естественно выглядели планы Москвы срочно пополнить воюющее черноморское соединение хотя бы дивизионом только что построенных в Зеленодольске «Буянов-М» с крылатыми ракетами большой дальности «Калибр-НК». В апреле 2015 года первые два из них («Серпухов» и «Зеленый дол») по внутренним водным путям совершили переход с Каспия в Севастополь и вошли в состав 41-й бригады. И тут же были отправлены на боевую службу в Средиземное море.

19 августа 2016 года «Серпухов» и «Зеленый дол» выполнили очень результативные ракетные стрельбы «Калибрами» по позициям террористов в Сирии. Но в Севастополь они вскоре вернулись только за тем, чтобы пополнить запасы. 4 октября 2016 года оба МРК, спроектированные когда-то исключительно для плавания по мелководному Каспию и дельте Волги, в сопровождении спасательного буксира вышли в рискованный океанский поход - через все Средиземноморье, Бискайский залив, Ла-Манш, Северную Атлантику и Балтийские проливы. Конечной точкой маршрута стал Балтийск, на который экипажам по приказу Главного штаба ВМФ пришлось поменять Севастополь.

Теперь за счет Черноморского флота дивизионом «калиброносцев» решено было пополнить 36-ю бригаду ракетных катеров БФ. А поскольку двух «Буянов-М» для полноценного дивизиона маловато будет, скоро к ним, как следует из слов вице-адмирала Носатова, присоединится и «Вышний Волочек», экипаж которого также сформирован в Севастополе.

То есть - что получается? Из состава фактически воюющего в Сирии флота изымают крайне необходимые ему корабли с современным высокоточным оружием и отправляют их туда, где пока пушки не грохочут. Объяснение этому может быть единственное - пушки на Балтике не грохочут именно пока. Но очень даже могут загрохотать и там.

Символом того, что нынче происходит в тех краях, лучше всяких слов может служить распространенная в Сети в феврале нынешнего года фотография. На ней бравые морские пехотинцы США с оружием и в белых маскировочных халатах запечатлены на самой российско-эстонской границе на фоне древних крепостных стен нашего Иван-города.

Понимаете: они уже буквально в двух шагах от России! Причем, с каждым месяцем ящик Пандоры распахивается все шире. Минувшей зимой танки 3-й бронетанковой бригады и 4-й пехотной дивизии армии США уже выгрузились в Польше. В районе норвежского города Тренделаг снимается с консервации американская боевая техника, хранившаяся там десятилетиями. Как утверждают - для участия в учениях «Strategic Mobility Exercise-17». Естественно, в двух шагах от РФ. В конце января Войско Польское получило первые американские малозаметные крылатые ракеты JASSM, способные поразить любую цель в Калининградской области, а если нужно - достать и Минск.

И этот перечень разведпризнаков близкой войны нескончаем. Понятно, что начнется она вовсе не обязательно. Но чтобы не началась, нужно реагировать адекватно. По крайней мере, о некоторых ответных шагах Москвы вице-адмирал Носатов и рассказал в упомянутом интервью «Красной звезде». Итак, что нами делается в ответ?

Под Калининградом завершено развертывание дивизионов противокорабельных ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». Это оружие закрывает всё Балтийское море вплоть до проливной зоны. Но не только. До недавнего времени считалось, что ракеты П-800 «Оникс» комплекса «Бастион» предназначены исключительно для уничтожения кораблей и судов противника. Для тех, кто так думал за рубежами России, наверняка неприятный сюрприз был преподнесен 15 ноября прошлого года. В тот день наши «Бастионы», расположенные в Сирии, нанесли высокоточный ракетный удар по сухопутным позициям террористов в этой стране. И тем дали понять, что «Бастион» - универсальное оружие. А, стало быть, под их прицелом не только морская гладь, но и американские танки в Польше.

Чтобы дошло и до самых недогадливых, 9 мая пусковые установки ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» впервые в истории в составе парадных расчетов прошлись по Калининграду. Докатился ли грохот их двигателей до Брюсселя и Вашингтона - только время покажет.

Стоит обратить внимание и на такие слова вице-адмирала Носатова: «Другое ракетное соединение Балтийского флота завершает подготовку инфраструктуры под новые ракетные комплексы». Под какие - он не сказал. Но намек на знаменитые «Искандеры», пока бывающие в Калининградской области лишь на учениях, думаю, более чем прозрачен.

И, конечно, в этом ряду спешного оборудования российских оборонительных рубежей дивизион малых ракетных кораблей в общей сложности с 24 «Калибрами-НК» в Балтийске будет смотреться очень органично. Хотя, может быть, трех «Буянов-М» в случае большой заварухи на нашей западной границе и маловато будет. Особенно - по сравнению с многотысячными стаями «Томагавков», которые в считанные дни способны доставить на Балтику ВВС и ВМС США и их союзников.

Что еще кроме этого только формируемого дивизиона малых ракетных кораблей мы способны на Балтике противопоставить противнику? Не станем принимать во внимание боевые возможности флотской авиации и Западного военного округа, в состав которого входит Балтфлот, поговорим лишь о корабельном составе. Здесь картина печальная.

Из двух наших балтийских эсминцев проекта 956 («Беспокойный» и «Настойчивый») из-за хронических проблем с главными энергетическими установками ни один давно не в состоянии выйти в море.

Из пары сравнительно новых сторожевых кораблей проекта 11540 ходовой только один - «Ярослав Мудрый». СКР «Неустрашимый» вот уже давно ржавеет у причала без форсажной турбины.

В составе флота всего две подводные лодки. Обе - проекта 877 («Дмитров» и «Выборг»). Но в строю только последняя, «Дмитров» - в ремонте.

Отрадно, что в техническом порядке 4 новых корвета проекта 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий»). Но их главное ударное оружие - по восемь противокорабельных ракет Х-35 комплекса «Уран» - имеет максимальную дальность поражения целей всего в 130 километров и не идет ни в какое сравнение с боевыми возможностями «Калибра-НК». Не случайно на строящийся на «Северной верфи» следующий корвет «Гремящий» модернизированного проекта 22385 вместо «Урана» решено ставить именно «Калибры».

Такая «картина маслом», конечно, режет глаз. Но нового подкрепления Балтфлоту, увы, сегодня ждать не приходится. Ведь и МРК «Вышний Волочек» для него, честно говоря, в Зеленодольске достраивают с большим трудом. Виной пресловутые западные санкции и затянувшаяся история с нашим импортозамещением.

Напомню, что все пять предыдущих «Буянов-М» оснащены немецкими дизельными двигателями MTU. Работа над этими кораблями до 2014 года шла настолько ритмично, что генеральный директор Зеленодольского судостроительного завода им. Горького Ренат Мистахов с гордостью заявлял: сроки работы над каждым «Буяном-М» удалось с 34 месяцев сократить до 28.

Но тут поставки из Германии были прекращены. Своего на этот случай мы ничего не подготовили. Пришлось искать замену двигателям MTU в Китае. Оттуда для «Вышнего Волочка» без проблем доставили дизели CHD622V20. По сути - те же немецкие, только устаревшие и изготовленные по лицензии. Но и при этом вместо 28 месяцев «Вышний Волочек» строят с августа 2013 года (примерно 45 месяцев). И когда он выйдет из завода еще неизвестно. Тем более неизвестно, когда флот получит следующие «Буяны-М» - «Орехово-Зуево» (заложен в мае 2014 года), «Ингушетия» (август 2014-го), «Грайворон» (апрель 2015-го).

Так что пока у берегов Сирии и на Балтике нам придется обходиться без них.

Подпишитесь на нас

Малый ракетный корабль «Вышний Волочек» является шестым серийным кораблем проекта 21631 (шифр «Буян-М»), которые строятся на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по заказу ВМС России. Головным кораблем является (введен в состав Каспийской флотилии 27 июля 2014 года). Вторым - (введен в состав Каспийской флотилии 27 июля 2014 года). Третьим - (введен в состав Каспийской флотилии 19 декабря 2014 года). Четвертым - (12 декабря 2015 года введен в состав Черноморского флота). Пятым - (12 декабря 2015 года введен в состав Черноморского флота).

Малые ракетные корабли проекта 21631 (шифр «Буян-М») являются многоцелевыми кораблями класса «река-море».

Проект 21631 разработан Зеленодольским ПКБ для ВМФ России, первым главным конструктором проекта является Овсиенко. Назначение малых ракетных кораблей этого проекта - охрана и защита экономической зоны государства. Всего планируется построить от 8 до 10 кораблей данного проекта для пополнения корабельного состава Каспийской флотилии и Черноморского флота России. Они являются модернизированной версией , спроектированы и построены специально для Каспийской флотилии с учётом малых глубин реки Волга и Каспийского моря.

В отличие от своих прототипов новостройки имеют большее водоизмещение и оборудованы современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения.

На всех кораблях данного проекта установлено новейшее ракетное вооружение - универсальный ракетный комплекс большой дальности «Калибр-НК». Главный ракетный комплекс корабля представляет собой вертикальную пусковую установку на восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет, предназначенных для поражения надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами на расстоянии от 200 до 500 километров.

При строительстве кораблей применена так называемая стелс-технология, что затрудняет их обнаружение противником. Архитектурный облик кораблей соответствует требованиям по снижению радиолокационной заметности, (наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, скрытые в плоскостях надстройки и палубы, двери и люки).

Основные характеристики: Водоизмещение 949 тонн. Длина 74,1 метра, ширина 11,0 метров, высота 6,57 метра, осадка 2,6 метра. Скорость хода 25 узлов. Дальность плавания до 1500 миль. Автономность 10 суток. Экипаж от 29 до 36 человек.

Движитель: Водомётный движитель.

Вооружение:

Артиллерия: 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 3х1 7,62-мм пулемётная установка.

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2).

Ракетное вооружение: 1х8 Калибр или 1х8 Оникс, 2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Малый ракетный корабль «Вышний Волочек» (строительный номер 636) 29 августа 2013 года. Корабль назван в честь города Вышний Волочек, город в Тверской области России. По сообщению от 10 апреля 2015 года ведется строительство. В 2016 году должен быть передан Заказчику и введен в состав Черноморского флота. 05 августа 2017 года переход под буксирами по внутренним водным путям в Черное море и прибыл для проведения ходовых и государственных испытаний в Новороссийскую военно-морскую базу. По сообщению от 19 августа экипаж корабль к проведению заводских и ходовых испытаний. 19 сентября в рамках заводских ходовых испытаний к выполнению задач в полигонах боевой подготовки Черноморского флота. По сообщению от 10 ноября в Новороссийской военно-морской базе государственные испытания корабля. По сообщению от 06 апреля 2018 года в Новороссийской военно-морской базе государственные испытания корабля. В ходе ходовых испытаний государственная приёмная комиссия, экипаж корабля и представители завода-судостроителя в реальных условиях морского перехода испытывают надёжность и жизнедеятельность энергетических установок, навигационного оборудования и других корабельных систем и механизмов. Также проверяется мореходные качества корабля, его управляемость, остойчивость, ходкость и инерция на разных ходовых режимах. По сообщению от 08 мая на завершающем этапе государственных испытаний в Новороссийске и войдет в состав ВМФ России в текущем месяце. 25 мая в Севастополь. 01 июня в Севастополе состоялась торжественная поднятия Андреевского флага. Корабль имеет бортовой номер 609.

По сообщению от 04 июня 2018 года экипаж корабля перед выходом в море к выполнению специальной курсовой задаче (К-1), которая является начальным этапом в системе боевой подготовки корабля к решению задач по предназначению. По сообщению от 19 июня в пункт базирования город Севастополь после выполнения плановых учебно-боевых задач в морских полигонах Чёрного моря. По сообщению от 29 июня с экипажем корабля учение по противовоздушной обороне в морских полигонах Черного моря. По сообщению от 16 августа плановый переход из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 06 ноября выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс к месту постоянного базирования - город-герой Севастополь.

По сообщению от 31 марта 2019 года в составе отряда кораблей Черноморского флота в пункт постоянной дислокации после выполнения зенитных и артиллерийских стрельб в морских полигонах боевой подготовки.

Александр ФЕДОРОВ

Эти небольшие корабли водоизмещением 949 т и длиной 74,1 м сегодня известны во всем мире. Первые три корабля серии – «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» Каспийской флотилии – прославились нанесением неожиданных ударов высокоточными крылатыми ракетами большой дальности 3М-14 комплекса «Калибр-НК» разработки ОКБ «Новатор» по объектам террористов в Сирии в октябре и ноябре 2015 года. Два МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» Черноморского флота также успешно атаковали базы бандформирований в августе 2016 года из восточной части Средиземного моря. Осенью того же года «Зеленый Дол» и «Серпухов» «поставили на уши» руководство НАТО, совершив беспримерный переход из Черного моря на Балтику. Оно и понятно: таким образом, Россия взяла государства Североатлантического альянса, как говорили во времена эпохи парусных флотов, «в два огня», поскольку наша страна получила возможность доставать дальнобойными «калибрами», в том числе в ядерном снаряжении, любую точку в Западной, Центральной и Восточной Европе. И не случайно за «буянами-м» закрепилось неофициальное звание «ракетных катеров стратегического назначения».

МРК предназначены не только для атаки наземных целей. «Калибры» модификаций 3М-54К и 3М-54Т, размещенные на МРК проекта 21631, призваны поражать надводные объекты на дальности до 300 км. Их мощные боевые части способны потопить или вывести из строя любые корабли противника.

Кроме того, «буяны-м» ведут огонь из универсальной автоматической 100-мм артиллерийской установки А-190 по морским, воздушным и береговым целям. Оборонительный потенциал МРК дополняют самая эффективная в мире «газонокосилка», как в обиходе моряки именуют автоматические пушки с вращающимися стволами, – 12-ствольный 30-мм автомат АК-630М-2 «Дуэт» с темпом стрельбы 10000 выстрелов в минуту, а также две зенитные пусковые установки 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М». В качестве противодиверсионных средств используются два пулемета калибра 14,5 мм и три калибра 7,62 мм.

Ракетный катер проекта 183Э.

Сдача МРК «Вышний Волочек» флоту должна была состояться еще в прошлом году. Однако германская фирма MTU в связи с объявленными западными странами санкциями отказалась поставлять заказанные для кораблей этого типа дизели. Но свято место пусто не бывает. Зеленодольцы нашли замену, установив двигатели CHD622V20 производства КНР.

Сейчас на стапелях Зеленодольского завода имени А.М. Горького ведется сборка четырех МРК проекта 21631. На строительство еще двух таких кораблей подписаны контракты с Министерством обороны РФ. Если испытания «Вышнего Волочка» пойдут по графику, то уже в текущем году малый ракетный корабль пополнит Черноморский флот. Это событие станет своеобразным подарком к двум круглым юбилеям ВМФ, отечественного ракетостроения и кораблестроения, которые отмечаются в октябре: 60-летия первого пуска противокорабельной ракеты П-15 и 50-летия первого успешного применения ПКР против реальной цели.

28 октября 1957 года на полигоне в районе Феодосии с качающейся платформы, имитировавшей катер в море, стартовала противокорабельная крылатая ракета П-15. Она была разработана коллективом конструкторов ОКБ-155-1 (ныне – МКБ «Радуга») под руководством Александра Березняка (1912-1974). ПКР чем-то напоминала первый отечественный реактивный истребитель, точнее ракетный самолет БИ-1, поднявшийся в воздух 15 мая 1942 года. И это неудивительно. Создателями необычной по тому времени машины были Александр Березняк и Алексей Исаев (1908-1971). Отсюда и обозначение ракетного самолета – БИ-1, то есть «Березняк-Исаев первый». Весомый вклад в разработку П-15 внесло ОКБ №2, которое как раз возглавлял Алексей Исаев. Эта организация сделала для крылатой ракеты жидкостный реактивный двигатель С2.722.

ПКР П-15 длиной 6,425 м, размахом крыла 2,4 м и стартовой массой 2125 кг могла поражать надводные цели на дистанции до 40 км. Ракета летела к объекту атаки со скоростью 320 м/с и несла фугасно-кумулятивную боевую часть массой 480 кг. Другими словами, любой надводный корабль в случае попадания был бы обречен или серьезно поврежден. Вероятность попадания в цель для той эпохи была высокой, она составляла 0,7. Не случайно в НАТО ракета получила обозначение Styx – в греческой мифологии так называлась река, через которую перевозят души умерших в подземное царство.

Для обнаружения и целеуказания использовалась РЛС «Рангоут» (разработчик – НИИ-49, ныне – Концерн «Гранит-Электрон»). Предстартовый контроль обеспечивала аппаратура МК-131А (разработчик – КБ-1, ныне – Концерн ВКО «Алмаз – Антей»). Управление стрельбой велось ПУС «Клен» (разработчик – МНИИ-1, ныне – Концерн «Моринформсистема-Агат»).

Серийный ракетный катер проекта 183Р с пусковыми установками ангарного типа.

В качестве носителей нового мощного морского оружия были выбраны торпедный катера проекта 183 разработки СКБ-5, затем ЦКБ-5 (ныне – ЦМКБ «Алмаз»). Точнее речь шла о создании принципиально новой модификации катера, способного нести и стрелять ПКР П-15. Эту работу возглавил руководитель бюро Евгений Юхнин (1912-1999). Новый проект получил индекс «183Э», то есть «экспериментальный». Была спроектирована и испытана пусковая установка ангарно-открытого типа. Она представляла собой наклонную направляющую, на которой размещалась ракета, которая в походном положении закрывалась легкой ажурной металлической конструкцией и затягивалась брезентом. Расчеты и полигонные испытания показали также, что на деревянном катере требуется установить стальную ходовую рубку.

6 августа 1957 года от причалов Ленинградского судостроительного завода №5, или как его еще именовали – Приморского завода (ныне – Судостроительная фирма «Алмаз»), на буксире внутренними водными путями на Черное море отправились два необычных катера. Их надстройки и кормовые части были зашиты фанерными щитами. Так прятали от чужих глаз новое сверхсекретное оружие. Очевидно, тоже для конспирации, катера тащил старенький буксирчик «Кета» с паровой машиной, работающей на дровах.

В октябре ТКА-14 и ТКА-15 (тогда первые катера-ракетоносцы классифицировались еще как торпедные, не в последнюю очередь в целях сохранения секретности) прибыли в Феодосию на сдаточную базу ССЗ №5, которая находилась на территории нынешнего Судостроительного завода «Море». На декабрь были намечены испытания с использованием макета ПКР со штатным стартовым твердотопливным ускорителем СПРД-30 тягой около 40 тонн. Важно было выяснить, как поведет себя деревянный катер под огненной реактивной струей и какое воздействие окажет работа стартового двигателя на людей, которые во время пуска ракеты должны были находиться в полутора метрах от разгоняющего ее ТРД. Разумеется, присутствие экипажа во время этих испытаний на катерах было строжайше запрещено. Место штатной команды заняли овцы.

Но 20 декабря 1957 года, когда катер ТКА-14 прибыл на полигон, погода испортилась. Испытания хотели отложить. Однако Евгений Юхнин настоял на их продолжении. Он и еще пять добровольцев остались на катере. Они-то и осуществили первый пуск П-15 с реальной морской платформы. Все обошлось без серьезных повреждений.

Испытания продолжались до конца 1959 год, а в 1960 году ПКР П-15 была принята на вооружение. Но еще до завершения ее тестирования началось массовое производство ракетных катеров проекта 183Р на Приморском и Владивостокском судостроительных заводах. Всего было построено или перестроено из торпедных 112 ракетных катеров, 48 из которых пошли на экспорт. Еще около 40 катеров типа 24 построили по лицензии в КНР, но со стальными корпусами и китайскими аналогами П-15 – ракетами HY-1. По советской документации и с использованием советских комплектующих на северокорейских верфях собрали шесть катеров типа Sohung. В начале 1980-х годов по образу и подобию проекта 183Р в Египте были построены шесть катеров типа October, вооруженных двумя ПКР Otomat итальянского производства. Серийные катера проекта 183Р отличались от прототипов проекта 183Э главным образом наличием пусковых установок ангарного типа, которые предотвращали забрызгивание ракет морской водой.

Ракетный катер проекта 205 с ангарными пусковыми установками.

Эти катера, получившие на Западе обозначение Komar, полным водоизмещением 81 т, длиной 25,5 м, шириной 6,2 м и осадкой чуть более 2 м развивали максимальную 38-узловую скорость. Дальность их плавания составляла 885 миль на 12 узлах, а автономность – пять суток. Экипаж включал трех офицеров и 15 моряков срочной службы. Катера несли две ракеты П-15. Средства самообороны были представлены спаренной 25-мм автоматической артиллерийской установкой 2М-3М. Таким образом, получились маленькие кораблики с мощным вооружением.

И вскоре они заставили говорить о себе весь мир. Укусы «комаров» оказались смертельными. 21 октября 1967 года израильский эсминец Eilat полным водоизмещением 1710 т, патрулировавший у берегов Синайского полуострова, нарушил границу территориальных вод Египта. Президент этой арабской республики Гамаль Абдель Насер приказал атаковать неприятельский корабль. Находившиеся на рейде Порт-Саида два катера проекта 183Р под командованием капитана 1-го ранга Лютфи Джадалла и капитана 3-го ранга Ахмеда Шакер Абд эль-Вахеда, которым помогали советские военные советники, выпустили четыре ракеты П-15 с дистанции 16 километров. «Стиксы» разорвали надвое корпус эсминца, который пошел ко дну. При этом 47 израильских моряков были убиты и 91 ранен. С тех пор 21 октября отмечается в Египте как День национальных ВМС.

Ракетный катер проекта 205У с контейнерными пусковыми установками.

Первое применение противокорабельных ракет вызвало шок среди зарубежных военно-морских специалистов. Ведущие морские державы принялись спешно разрабатывать средства противодействия ПКР, а более слабые страны стали спешно приобретать ракетные катера.

Между тем развитие нового вида морского оружия в СССР успешно продолжалось. Вообще, конец 50-х годов и 60-е годы прошлого века можно назвать эпохой расцвета ракетного оружия в нашей стране. Достаточно сказать, что уже в те времена в том же ОКБ-155-1 велась разработка гиперзвуковой противокорабельной ракеты Х-45 «Молния».

Но пока до достижения гиперзвука было еще далеко, конструкторы совершенствовали П-15. Появилась модификация П-15У со складывающимся крылом, что позволило размещать ракету не в громоздкой ангарной пусковой установке, а в достаточно компактной контейнерной.

От создателей ракетной техники не отставали корабелы. В 1956 году в СКБ-5 началась разработка нового ракетного катера проекта 205 «Москит» (Osa – по западной классификации). При полном водоизмещении 216 т и 40-узловой скорости он мог нести уже четыре ракеты П-15. Дальнейшим развитием этого проекта стали РКА проекта 205У с ПКР П-15У. Всего было построено для ВМФ СССР и зарубежных заказчиков более 600 катеров этого типа и их модификаций. В Китае большими сериями строились РКА типа 021, являющиеся аналогами советских 205-х.

«Москиты»-«Осы» тоже не замедлили отличиться. В октябре 1970 года египетские ракетные катера данного типа потопили израильский корабль радиотехнической разведки водоизмещением 10000 тонн. Но особенно впечатляющими оказались действия индийских моряков во время конфликта с Пакистаном в 1971 году. В ночь с 4 на 5 декабря три индийские «осы» совершили набег на главную военно-морскую базу противника – Карачи. Они потопили эсминец Khaibar, тральщик Muhafiz и либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попаданием ракеты был серьезно поврежден эсминец Shah Jahan. Он полностью выгорел и восстановлению не подлежал. Еще одна ракета подожгла портовые сооружения. Здесь следует заметить, что индийские моряки впервые продемонстрировали, что ПКР можно успешно атаковывать не только морские, но и береговые цели, хотя это и не было предусмотрено инструкциями и наставлениями. То есть они творчески развили возможности П-15. Впрочем, определенную роль в этом эпизоде сыграла случайность. Операторы РЛС индийских катеров приняли отметку портовых кранов порта Карачи за мачты пакистанского крейсера Babur.

Через четыре дня индийцы предприняли повторную вылазку. В ходе операции «Питон» только один индийский РКА Vinash во время ночной атаки поджег нефтеперерабатывающий завод и нефтехранилища Карачи (полностью сгорели 12 из 34 хранилищ), потопил панамский танкер Gulf Star водоизмещением 20000 т и британский транспорт Harmattan. Пакистанский танкер Dacca водоизмещение 5532 т не затонул, но полностью выгорел и восстановлению не подлежал. Пострадали также другие корабли и суда, засыпанные горящими обломками. Паника охватила пакистанский гарнизон. Огнем пакистанских орудий, которые пытались отразить удар невидимого противника, был случайно подожжен греческий транспорт Zoe, везший грузы в Карачи. Пакистанский патрульный катер, ведя огонь неизвестно куда, прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Суммарные убытки от ракетного удара катера Vinash по некоторым оценкам составили $3 млрд.

Дерзкие атаки индийских «ос» произвели сильное впечатление на пакистанских военных моряков. Они поспешили закупить в Китае ракетные катера типов 024 и 021, но им не довелось принять участие в боевых действиях.

Дальнейшим развитием ПКР П-15/П-15У стала ракета П-15М «Термит», принятая на вооружение в 1972 году. Дальность ее стрельбы увеличилась до 80 км, то есть вдвое. Масса боевой части ПКР выросла до 513 кг. На ней может также размещаться ядерный боеприпас мощностью 15 кт (такая же мощность была у американской атомной бомбы Little Boy, сброшенной американцами на Хиросиму 6 августа 1945 года). У «Термита» – инерциальная система управления на маршевом участке полета и два варианта активной головки самонаведения: активная радиолокационная и инфракрасная «Снегирь-М». ГСН включаются на конечном участке полета – при подлете к цели. Перед стартом в ракету вводится программа маршевого полета на высотах 25, 50 и 250 м. На подлете к цели «Термит» может снижаться до высоты 2,5 м над уровнем моря.

Ракетами П-15М оснащались ракетные катера проектов 205МР и 1241-1 (1241Т) «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз», а также береговой ракетный комплекс «Рубеж». «Термиты» до сих пор состоят на вооружении ВМФ РФ, а также ряда зарубежных флотов.

От «термитов» эстафету катерной ударной мощи приняли ПКР «Малахит», «Уран» и «Калибр», сверхзвуковые «Москит» и «Оникс», которыми вооружены малые ракетные корабли проекта 12341 «Овод» и 21631 «Буян-М», а также большие ракетные катера проектов 12411 и 12418 «Молния».

29 июля этого года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» был спущен на воду малый ракетный корабль «Ураган» – головной проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз». По своим характеристикам он близок к «Буяну-М» и является дальнейшим развитием проекта 21631. Однако его отличают более высокие мореходные качества за счет большей осадки (4 м против 2,6 м у «буянов») и, следовательно, лучшая килеватость. Корабли этого типа практически полностью комплектуются системами и агрегатами отечественного производства. Силовая установка МРК завода «Звезда» – дизель-электрическая. Кроме известной РЛС «Минерал-М», предназначенной для загоризонтного обнаружения и сопровождения надводных целей, на корабле имеется интегрированная мачта с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса. Вертикальная пусковая установка УКСК 3С14 для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» так же, как и на «Буяне-М», размещается за рубкой и мачтой, но не вдоль, а поперек диаметральной плоскости корабля. За счет этого длина корпуса уменьшилась до 67 м, а водоизмещение до 800 тонн. А вот по артиллерийскому вооружению «Каракурт» несколько уступает проекту 21631. Оно включает универсальную автоматическую 76-мм установку АК-176МА и два зенитных шестиствольных 30-мм автомата АК-630М. В перспективе на МРК этого типа предполагается устанавливать ЗРПК «Панцирь-М», но он пока не прошел морские испытания.

Малые ракетные корабли проекта 22800 строятся на нескольких заводах: на «Пелле», феодосийском «Море», где когда-то получали путевку в жизнь знаменитые «комары», на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького и на стапелях керченского «Залива». В 2018 году планируется начать сборку «каракуртов» на Амурском судостроительном заводе. На сегодняшний день Министерство обороны рассчитывает получить от промышленности 18 ударных кораблей этого типа, но серия может быть увеличена.

С середины первого десятилетия XXI века ракетные катера и малые ракетные корабли переживают во всем мире эпоху Ренессанса (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №2/2013). И понятно почему. За относительно небольшие деньги флоты пополняются мощными ударными кораблями, которые успешно способны противостоять эсминцам, крейсерам и даже авианосцам. Появление же «ракетных катеров стратегического назначения» проектов 21631 и 22800, способных наносить удары по территории противника на большую глубину, вообще меняет всю конфигурацию использования морской силы.

Не случайно сейчас за рубежом снова все большей популярностью пользуются теоретические работы Адмирала флота Советского Союза Сергея Горшкова, который был «крестным отцом» Большого флота СССР. Так, наиболее влиятельное американское издательство военно-морской литературы Naval Institute Press выпустило сборник 21st Century Gorshkov («21-й век Горшкова»), в котором содержатся статьи и выдержки из статей советского адмирала. И здесь стоит акцентировать внимание на том, что Сергей Георгиевич видел Большой флот не только в далеких океанах, но и у своих берегов. Именно благодаря его заботам Советский Союз располагал большим количеством ракетных катеров, малых ракетных и противолодочных кораблей, которые гарантированно закрывали подходы к побережью страны и которые, кстати, по сей день составляют основную массу надводных сил ВМФ РФ.

Тем же путем пошли китайцы при строительстве ВМС НОАК, которые теперь смело бросают вызов ВМС США в Мировом океане. Великий флот начинается у берега – вот один из главных заветов Горшкова. Россия, которая в 90-е годы прошлого века потеряла свой океанский флот и утратила значительную часть потенциала судостроительной промышленности, не должна браться за непосильные сегодня задачи создания авианосцев и атомных эсминцев, а сосредоточиться на развитии подводных лодок, малых ударных и противолодочных кораблей, а также тральщиков. Тогда успех будет обеспечен.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»