Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш. Язычок шагает через зубки. Проверка домашнего задания

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Звук и буква Ш

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш] , буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш .

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  1. Орг.момент:

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– вы хотите все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II. 1. Введение в тему. (3 мин.)

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

2. Артикуляционная гимнастика. (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] - согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)

А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка», «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

Молодцы. Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш . (2 мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами» . (2 мин)

Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги в теремках, а дети по очереди читают (ша, шу, шо) .

Молодцы, встаем в круг.

11.Физкультминутка « Мышонок» (2 мин.)

  1. Д/И «Телеграф» (3 мин)

На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, на столе стопка картинок.

Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам, где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в каждом слове и поместите картинки на нужную строчку. Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

Мышонок Шуша приготовил для вас последнее задание, посмотрите мышонок принес разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие). Давайте мы по очереди возьмем волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

III. Итог (1 мин)

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.


Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары Шмель Шишки Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел… Нечаянно…
- Как съел? Ах ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама.
- Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку -
Сшила юбку,
Шила шапку -
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил -
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

  • Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

  • Буква ж в слогах и словах.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

^

Тема № 30. Звук и буква Ш


1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»:

Дом - мак - кот...

Задание 2. Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

Широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

Горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

Ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…

Ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

Ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7. Договорить последний звук в слове ([Ш]):

Каранда..., малы..., ланды..., камы...

Задание 8. Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...; ШИ: -на, - ло...; ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ...,

Гарик - ...

Задание 11. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

Ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове».

Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

Шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (^ Шапка )

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш )

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш )

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17. Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

^ О. Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

Шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

Мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.
^

Тема №31. Звук и буква Ж


Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

2. Научить правильно произносить звук [Ж].

3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

5. Развивать слухо-речевую память ребенка.

6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2. Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

Губки округлены и слегка вытянуты вперед;

Широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

Теплая воздушная струя идет по центру язычка;

Горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

Ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

Жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор...

Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - ..., друг - ..., рог - ..., пирог - ..., круг - ..., утюг - ...

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок )

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (^ Желудь )

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук )

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот )

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - ..., мир - ..., мало - ..., пакет - ..., билет - ..., пучок - ..., Веня - ...

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

Жук [ж у к], жаба [ж а б а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18. Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж ,

А это - К ,

Целый жук и полжука.

^ А. Шибаев

Игры с буквами.

Задание 19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

Жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

Тема: «Звук и буква Ш»

Цели

1. Закрепить навык четкого произношения звука Ш в слогах, словах, фразах.

2. Учить подбирать признаки и действия к существительным.

3. Склонять по падежам словосочетание из прилагательного и существительного.

4. Учить подбирать родственные слова к слову мишка.

5. Закрепить навык чтения слогов, слов, предложений.

1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

2. Закрепить навык выделения звуков в начале, середине, конце слова.

3. Определять место звука в слове.

4. Развивать фонематический слух, память, внимание.

5. Развивать общую моторику и координацию движений.

Оборудование: индивидуальные картинки, пособие для чтения слогов, кассы букв, наборное полотно в виде паровоза, серия сюжетных картин, схемы предложения, игрушечный медвежонок, картинки для составления слов.

    Организационный момент.

Воспитатель : «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки:

Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

Сядет тот, кто назовёт слова со звуком Ш.

2. Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел плюшевый мишка. Мы покажем ему, чему научились и повторим звук и букву Ш.

3. Работа по теме.

1) Артикуляция и характеристика.

Мишка еще не умеет произносить звук Ш. Давайте его научим?

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

(Вытягиваются трубочкой)

Где находится язык? (Наверху за верхними зубами)

Какой он? Узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой)

Он звучит твердо или мягко? (Он всегда твёрдый)

Гласный или согласный звук Ш? (Согласный)

Расскажите Мишке звук Ш какой? (Ребенок дает характеристику)

В домике какого цвета живёт? (Звук Ш живет в синем домике.)

2) Воспроизведении слоговых рядов, чистоговорок.

Игра «Послушай, запомни, повтори»

ША- ШО-ША, ШУ-ШИ-ШО, ШИ-ШЕ-ША, ША-ШО-ШИ

ША-ША-ША- наша Маша хороша.

ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую ношу.

ШИ-ШИ-ШИ- Миша с Машей малыши.

3) Игра «эхо»

Замените первый звук в словах на звук Ш.

Тапка- шапка

Мышка- шишка

Губы –шубы

жаль – шаль

мыло – шило

папка- шапка

4) Подбор признаков и действий к предмету.

Ребята, как вы думаете, понравились ваши ответы мишке?

Давайте посмотрим какой он? (плюшевый, ушастый, шаловливый, неуклюжий, игрушечный, шустрый)

Что он делает (шагает, шатается, слышит, спешит, пляшет, шумит,

5) Подбор родственных слов.

Подберите родственные слова к слову мишка. (Мишутка, мишенька, мишкин)

6) ОТБОР КАРТИНОК НА заданный звук

Давайте покатаем на поезде нашего мишку.

Посмотрите, у вас в конвертах картинки. Представьте себе, что это билеты на поезд. Выберите картинку, в названии которой живет звук Ш.

7) Определение места звука в слове.

В первый вагон поставьте картинки, где звуки Ш живет в начале слова., во второй - в середине, в последний - в конце слова. Например: «Я поставлю шапку в первый вагон, потому что в слове шапка звук Ш живёт в начале слова. »

(Дети выставляют картинки и выстраиваются в поезд.)

4. Физминутка.

Загудел паровоз

И вагончики повез

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Девочек и мальчиков

Быстро прокачу. (дети изображают движение поезда)

5. Грамота

Знакомство с буквой.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».

6. Итог.

Молодцы, ребята!. С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»