Княжение юрия всеволодовича. Князь Юрий Всеволодович: биография, история, годы правления, достижения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

1188
Юрий Всеволодович — второй сын Всеволода Большое Гнездо и княгини Марии Чешской, основатель Нижнего Новгорода. В 1212 году стал великим князем владимирским вопреки традиции престолонаследия. Его отец, Всеволод Юрьевич, рассорился со своим старшим сыном Константином и перед смертью отдал престол любимому сыну Юрию. Между братьями началась усобица. В 1216 году на реке Липица между братьями произошла кровопролитная битва, в которой победу одержал Константин. Юрий бежал в Городец, но затем был возвращен Константином и объявлен наследником престола. Юрий поклялся забыть прошлое и быть вторым отцом малолетним детям своего старшего брата. В 1219 году, после смерти Константина Всеволодовича, Юрий Всеволодович вновь стал великим князем владимирским. Узнав, что волжские булгары овладели городом Устюгом, Юрий отправил против них своего младшего брата Святослава, одержавшего победу. После получения даров от булгар и заключения с ними мира с целью закрепления за Русью междуречья Оки и Волги, Юрий Всеволодович основал в 1221 году Нижний Новгород. До 1224 года княжение Юрия Всеволодовича было спокойным, но в том году Русь впервые столкнулась с монголо-татарскими ордами, которые шли из глубин Азии. В первой битве русских дружин с татаро- монголами на реке Калке Юрий Всеволодович участия не принимал. Князья не смогли договориться о совместной защите русской земли. Разделенная на малые княжества и мучимая внутренними раздорами, Русь не могла противостоять татаро-монгольскому нашествию. Его первой жертвой стало рязанское княжество. Рязань была окружена, а в город направлены послы. «Если желаете мира, — сказали послы, — то десятая часть вашего достояния будет наша». — «Когда никого из нас в живых не останется, тогда все возьмете» — ответил рязанский князь. Этот ответ предопределил судьбу не только Рязани, но и многих других русских городов. Рязань была сожжена дотла, а все ее жители истреблены. Юрий Всеволодович, осознавая смертельную угрозу, отправился в Ярославль собирать войско. В феврале 1238 года, разорив по пути Суздаль, Коломну и Москву, Батый подошел к Владимиру и взял город штурмом. Жена Юрия великая княгиня Агафья с детьми и горожанами укрылись в Успенском соборе, где все они были сожжены заживо. Опустошение русских земель продолжалось далее по двум направлениям: к Галичу и к Ростову. Татаро-монголы жгли города и села, убивали мирных жителей. Юрию Всеволодовичу удалось собрать все боеспособные дружины на реке Сить. Но они не смогли противостоять полчищам Батыя. В кровопролитном сражении 4 марта 1338 года полегло все русское войско вместе с Юрием Всеволодовичем и двумя его сыновьями. Вскоре после битвы обезглавленное тело великого князя было найдено Ростовским епископом Кириллом II и перенесено в Успенский собор во Владимир — туда, где перед этим погибла вся его семья. В народе же пошел слух, что князю Юрию удалось укрыться в городе Китеже на берегу озера Светлояр, но Батый настиг его там и предал смерти. В тот же час Китеж погрузился в воды озера. В 1645 году мощи князя были обретены, тогда же патриарх Иосиф инициировал процесс канонизации Юрия Всеволодовича Православной церковью. Мощи великого князя были помещены в серебряную раку. Юрий Всеволодович был причислен к лику святых как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.
liveinternet.ru/kakula/

ГЕОРГИЙ святой, великий князь Владимирский - сын великого князя Всеволода III Георгиевича и супруги его великой княгини Марии Шварновны, родился в 1189 г. (1238 г.) и воспитан был в строгих христианских нравах. В 1211 году он вступил в брак с дочерью князя черниговского, Всеволода Чермнаго, Агафией, воспитанной также в духе древнего благочестия. При нем епископ Симон перенес свою кафедру из Суздаля во Владимир, и с этого времени, с 1215 года, начался ряд самостоятельных епископов владимирских.

В 1220 году Георг. послал войско против волжско-камских болгар, победил их и на границе с ними, при впадении Оки в Волгу, построил Нижний Новгород, в котором устроил церкви Преображения Господня, Архистратига Михаила и Богородицкий монастырь. В самом же Владимире при нем произошло около этого же времени освящение Богородице-Рождественской церкви в Рождественском монастыре.

В 1224 году татары явились на юге русской земли и разбили русских князей в битве на р. Калке. Георг. в этой битве не участвовал и, по-видимому, не предчувствовал, насколько будут опасны новые враги. В 1229 году болгаре камские убили ревностного христианина Авраамия; в следующем 1230 году мощи его были перевезены русскими купцами во Владимир где великий князь встретил их с торжеством и положил в успенском владимирском женском монастыре, основанном супругою Всеволода III Мариею. В том же 1230 году во Владимире произошло землетрясение, от которого в успенском соборе качались паникадила, а иконы сдвинулись со своих мест. Это же землетрясение чувствовалось по всей русской земле. В следующем 1237 году произошло страшное татарское нашествие, опустошившее сначала княжество рязанское. Тщетно князья рязанские, муромские и пронские просили помощи у Георг. он не оказал этой помощи, однако отправил против татар свое войско под предводительством старшего сына; войско это встретилось с татарами около Коломны и было разбито. Опустошив затем Москву, где захватили сына Георгиева Владимира, татары двинулись далее к г. Владимиру, который 7 февр. 1238 г. был взят, причем погибло все семейство великого князя Георгия. В конце февраля Георг. был извещен о разорении своей столицы и о гибели своего семейства. «Лучше бы мне умереть, чем жить на свете, воскликнул он. Ныне для чего остался я один»? 4 марта произошла битва с татарами на Сити, в пределах нынешней Тверской губернии. Войско русское было разбито, Георг. был убит и голова его была отрублена. Немного времени спустя, пришел на поле битвы епископ ростовский Кирилл и нашел тело Георг. нетленным, а головы его не мог найти. Тело было перенесено в Ростов и положено в ростовском соборе. Вскоре уже другими лицами найдена была на поле битвы и голова Георг.; принесенная в Ростов и положенная в гроб, она плотно срослась с телом. На великокняжеский престол во Владимире после Георг. вступил брат его Ярослав Всеволодович. По его приказанию в 1239 году нетленные мощи Георг. были торжественно перенесены во Владимир и положены в Успенском соборе, где они и доселе почивают на вскрытии. От местного соборного протоирея А. Виноградова мы слышали, что он и прочее соборное духовенство неоднократно имели случаи убедиться в том, что глава св. Георг. действительно плотно срослась с телом; так, в 1890 году при переложении св. мощей из липовой гробницы в кипарисную при поднятии мощей голова плотно сидела па шее, не поддерживаемая руками. То же самое наблюдается и при облачении одежд на мощи. Самое же тело скрыто от глаз, потому что в предупреждение запыления зашито в кусок шелковой материи.

По единогласным свидетельствам летописей, св. Георгий был украшен всеми христианскими добродетелями, особенно же любил подвиг молитвы, был весьма воздержан, милостив к бедным, попечителен о церковных делах.

Источники и пособия: Летописи Никонов. и Ростовск. Рукописное житие св. Георгия, писанное в конце ХVII в. и переложенное на рус. яз в 1895 г. архим. Порфирием, «Владим. Епарх. Вед» 1895 г. и отдел. брош. Жития святых. Февраль.

* Кремлевский Александр Магистрианович,
магистр богословия, законоуч. Ярослав. Демид. лицея.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 224. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский, сын Всеволода Большое Гнездо .

Юрий Всеволодович был одним из многочисленных сыновей князя Всеволода Большое Гнездо, принимал активное участие в 1212-1216 гг., участвовал в Липицкой битве, дважды садился на великокняжеский престол во Владимире, первый раз получив его от отца, а второй - по завещанию брата Константина. Юрий оставался великим князем владимирским вплоть до своей смерти в 1238 г., когда престол был передан его брату Ярославу .

Биография Юрия Всеволодовича (кратко)

Князь Юрий родился в 1188 г. в Суздале, был третьим сыном князя Всеволода Юрьевича и его первой жены. С раннего возраста Юрий был приобщен как к духовной, так и к военной жизни своей семьи, что в дальнейшем отразилось на его политике. В ранние годы принимал участие в нескольких военных походах совместно со своими братьями. В частности, в 1207 г. ходил на Рязань, а в 1208 и 1209 гг. - на Торжок. Юрий Всеволодович женился в 1211 г. и впоследствии имел нескольких детей, из которых в живых осталась только дочь.

Князь Юрий чаще начал упоминаться в летописях начиная с 1211 г., когда он вступил в междоусобную войну с собственными братьями. Причиной раздора стал г. Владимир, который князь Всеволод, вопреки традициям, передал не своему старшему сыну Константину, а Юрию. После смерти Всеволода в 1212 г. Константин решил вернуть принадлежавший ему по праву престол и выступил с предложением отдать Юрию Суздаль в обмен на Владимир. Юрий предложение не принял, завязалась междоусобица, в которую были втянуты и другие братья.

Юрий и Константин несколько раз собирали войска и отправлялись в походы друг против друга в 1213 и 1214 гг., однако ни одна армия не могла взять верх над другой, и братья подолгу стояли в устье р. Ишна. Противостояние разрешилось лишь спустя несколько лет, в 1216 г., когда к армии Константина присоединился Мстислав Ростиславич и они вместе смогли вторгнуться во Владимир, разбить армию Юрия и Ярослава и подчинить власть себе. В этом же году великим князем владимирским становится Константин.

Однако Юрий ненадолго теряет свой престол. Константин, просидев во Владимире год, пишет завещание, согласно которому после его смерти город достается Юрию. Еще спустя год, в 1218 г., Константин умирает, а Юрий снова становится князем владимирским и уже не покидает это место вплоть до своей смерти.

Внутренняя и внешняя политика князя Юрия Всеволодовича

Политика Юрия Всеволодовича во многом похожа на политику его отца. Как и он, Юрий не был сторонником открытых вооруженных конфликтов, он всегда старался применить дипломатию и хитрость в урегулировании тех или иных внешнеполитических проблем. Именно избегая серьезных военных конфликтов, он смог добиться определенных успехов во внутренней и внешней политике.

Несмотря на свое миролюбие, Юрий все же провел несколько походов за время своего правления. В частности, начиная с 1220 г. он ведет активную борьбу против Волжской Булгарии, которая к тому моменту смогла занять часть русских территорий на границе. Юрий посылает против болгар свое войско, которому удается достичь территории Волжской Булгарии, разорить несколько крупных городов и сел, тем самым вынудив болгар пойти на перемирие. Однако даже после того, как Юрий получает предложение мира, он не идет навстречу бывшим соперникам. Лишь спустя год, в 1221 г., после еще двух предложений мира и значительного выкупа, Юрий подписывает мирный договор. В это же время, чтобы укрепить свою власть на отвоеванных территориях, Юрий приказывает основать Нов Город (Нижний Новгород) и отстроить в нем несколько соборов и храмов.

Позднее, в 1222 и 1223 гг., Юрий совместно с литовцами ведет борьбу под г. Ревелем с племенем эстов. После двух походов против эстов начинается новый этап борьбы с литовцами, которые еще недавно поддерживали Юрия, а затем напали на Русь. В это же время внутри страны разгорается конфликт с Новгородом, в котором князь также принимает участие.

В 1226 г. Юрий и его войска начинают длительную борьбу с Мордвой за территории вокруг Нижнего Новгорода. Борьба продолжается несколько лет с переменным успехом - крупные битвы происходят в 1226, 1228 и 1229 гг.

В конце своего правления Юрий сталкивается с более серьезной угрозой - . В 1236 г. хан Батый нападает на Русь и стремительно завоевывает ее территории. После того как была захвачена Москва, Юрий, узнав об этом, отправляется из Владимира на р. Сити, где начинает активно набирать армию и призывать на помощь своих братьев. Хотя Юрий заручился поддержкой Ярослава и Святослава, князья не успели собрать достаточно сильное войско. В феврале 1238 г. хан Батый захватывает Владимир, разоряет город и сжигает всю семью Юрия (в живых остается лишь дочь).

Юрий предпринимает ответный поход против Батыя в марте 1238 г. В одной из битв, 4 марта, он погибает.

Итоги правления Юрия Всеволодовича

Роль князя Юрия в истории Руси историки оценивают неоднозначно. С одной стороны, ему удалось сделать достаточно много для развития государства: было заключено несколько выгодных мирных соглашений, строились новые города, большое внимание уделялось развитию церкви. Юрий был достаточно милосердным правителем, постоянно строил новые соборы, монастыри, церкви, помогал нуждающимся.

С другой стороны, ему не удалось защитить Русь от нашествия татаро-монгол и разорения, которое за этим последовало. Именно неудачная политика князя Юрия во многом станет причиной длительного правления татар на территории Руси.

Тем не менее за свое отношение к церкви и милосердие Юрий был канонизирован в 1645 г.

Святой благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович родился в 1189 году в городе Владимире Клязменском. Родители его были Великий князь Владимирский Димитрий-Всеволод III*, названный историей Великим, и супруга его Великая княгиня Мария Шварновна.

*До XIV столетия было в обыкновении на Руси давать детям князей два имени: одно в 1-й день рождения - славянское, заключавшее в себе слова мир, власть, слава и подобные им, или бывшие созвучными с христианскими именами. Это имя называлось княжьим именем. Другое имя - христианское - давалось при крещении. Первое имя пользовалось большей известностью, чем второе.

Великий Всеволод был один из достойнейших князей русских, украшенный добрыми качествами души и доблестями гражданскими. По сказаниям русских летописей, он добрых миловал, злых казнил, не уважал лица сильных и не давал никого в обиду, не напрасно нося меч, ему Богом данный. Но при этом он, как повествуют те же летописи, не возносился этой земной славой, не величался собою; но надежду во всем возлагал на Бога, ибо имел всегда в сердце своем страх Божий. Памятники благочестия Великого Всеволода доселе сохраняются во Владимире. Это белокаменные храмы - два придельных при Успенском соборе, Дмитриевский собор и Успенский в женском монастыре. Кроме этих храмов, Всеволодом построен еще Рождество-Богородицкий храм, состоящий в нынешнем Архиерейском доме, в XVIII столетии из-за многочисленных пристроек утративший свой древний облик, но в царствование Императора Александра II приведенный в первоначальный вид.

Мать Георгия, княгиня Мария Шварновна, не менее супруга своего отличалась благочестием. Она, будучи женщиной весьма доброй, благочестиво провела всю жизнь свою с детства в страхе Божием, любя правду, утешая печальных, больных и нуждающихся, подавая им требуемое. По неисповедимым судьбам Промысла Божия, за 7–8 лет до смерти постигла ее тяжкая болезнь. С истинно христианским терпением, без малейшего ропота, несла она этот крест, подражая терпению Иова и вольным страданиям Господа Иисуса Христа. «Аще благая прияхом от руки Господни,- любила повторять Великая княгиня во время своей болезни, - злых ли не стерпим». За 17 дней до кончины она из дворца переселилась в женскую обитель, устроенную ее благоверным супругом, где, отрекшись от мира, в сане инокини окончила многострадальные дни свои. Удивительно ли после сего, что такие благочестивые родители воспитали столь благочестивого сына, каким был Георгий.

Будучи еще только двух лет от роду, Георгий, по сказанию летописцев, оказывал уже ревность к благочестию и вере отеческой. Когда был трех лет, он в городе Суздале введен был в княжеское достоинство епископом Иоанном, по тогдашнему обыкновению, при особом церковном молитвословии и обряде, называемом постригами. В тот же день он был посажен на коня, и было большое празднество в честь этого в городе Суздале. Возрастая телом, княжич возрастал и духом. Каждодневно он ходил в храм к богослужению, с благоговением внимал там чтению и пению, любил и дома разговаривать о предметах священных, упражнял себя также в посте, бдении и молитве. Приятно было родителям видеть такое благочестие в своем юном сыне, и они слушали его больше, чем других сыновей. Когда Георгию было 17 лет, он лишился нежно любимой матери. Древний жизнеописатель изображает трогательно-печальную картину прощания Георгия с умирающей матерью: Георгий пал на грудь матери и, обливаясь слезами, восклицал: «Увы мне, свете - мати моя, госпоже моя! К кому воззрю, к кому прибегну и где насыщусь такого благоучения и наказания разуму? Увы мне, сияющая заре лица моего, браздо юности моея, камо отходишь, мати моя?» Растроганная столь нежной любовью к себе сына, княгиня утешала и благословляла его. «О жалостливое, любезное чадо, - слабеющим голосом говорила она ему, как бы в духе пророческом, - будь во все роды хвалим и блажим». С подобающей честью схоронил супругу свою Великий князь Всеволод. Много слез было пролито всеми над гробом ее, но больше всех, - сказано, - плакал Георгий и не хотел утешиться, потому что больше всех других сыновей был любим ею.

Великий князь Георгий Всеволодович объезжает
на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки.
Худ. Г. Мальцев

В 19 лет Георгий Всеволодович вступил в супружество с дочерью Великого князя Киевского Всеволода Чермного Агафией. Таинство брака было совершено в соборном Владимирском храме епископом Иоанном. Благочестивому Георгию Бог даровал супругу, достойную его. Вот что говорит об этой чете один древний жизнеописатель: «Оба - как супруг, так и супруга, будучи благочестивого корене, добре научена была благочестию и тако оба свята, праведна, милостива, кротка, обидимыя изымасте из рук обидящих, и нищия миловаста вельми, воздержанию же прилежаста и любяше пост, целомудрие и чистоту, и паки по премногу Христу угождаста во всем добрыми делы своими, желающе по Господню слову, кротких землю наследити и покой праведных обрести». Так мирно текла жизнь благоверного князя во Владимире до самой кончины родителя. Известны только из сего времени четыре удачных похода его против врагов Владимирского княжества. Но вот с 25 лет начинается его самостоятельная деятельность для Церкви и отечества.

Чувствуя приближение смерти, Великий князь Всеволод пожелал устроить своих детей. По праву старшинства престол Владимирский должен был принадлежать старшему из сыновей, Константину, княжившему тогда в Ростове, и Всеволод хотел, пока жив, посадить его на нем, но так, чтобы Ростов принадлежал Георгию. Для объявления своей воли Всеволод потребовал к себе всех своих детей. Все явились по зову, кроме Константина, который желал вместе с Владимиром держать за собой и Ростов, что несогласно было с волей отца. Три раза отец посылал за сыном, но каждый раз получал отказ явиться, если не будет сделано отцом по желанию сына. Огорченный непослушанием Константина, князь Всеволод собрал бояр и народ владимирский и пред ними излил скорбь свою на сына. Решено было народом лишить Константина старейшинства и передать великокняжеский престол Георгию. Итак, Георгий Всеволодович, будучи 24 лет от роду, объявлен был Великим князем Владимирским и благословлен на этот подвиг умирающим родителем. «Будь братьям вместо отца, - говорил он ему, - имей их также, как я имел. А вы, дети, - продолжал он, обращаясь к прочим детям, - не ополчайтесь друг против друга, и если кто из других князей восстанет на вас, вы все соединитесь вместе против них. Да будет вам помощником Господь и Святая Богородица и молитва деда вашего Георгия и прадеда Владимира, потом и я благословлю вас», и с этими словами тихо отошел ко Господу, 12 апреля 1213 года.

На первых порах, после смерти отца, братья жили мирно. Георгий, хотя и был Великим князем, но старшему брату оказывал всякое почтение и любовь. Похоронивши отца, он отправился в Ростов к Константину, чтобы, с одной стороны, лично засвидетельствовать ему братскую любовь, а с другой - чтобы условиться относительно княжения. Константин, по-видимому, примирился со своим положением, по крайней мере, не изъявлял враждебных чувств к Георгию.

Великий князь Георгий Всеволодович встречает своего
брата Святослава

В другой раз Великий князь был у Константина, по приглашению даже его самого, на освящении соборного храма в Ростове. По своему смирению, Георгий соглашался, лишь бы только не было вражды между братьями и кровопролития, даже уступить Константину великокняжеский престол, но так, чтобы предсмертная воля родительская была свято исполнена. «Брате Константине, - говорил Георгий, - если ты хочешь Владимира, иди, садись в нем, а мне дай Ростов». Но Константин упорствовал на своем. «Ты сядь в Суздале», - отвечал он Георгию. Так прошло пять лет. Но вот прибыл из южной России в северо-восточную князь Мстислав, защитник новгородской вольности, всю жизнь свою проведший в военных занятиях. Он разъезжал со своей дружиной, составленной из воинов, закаленных в боях, по всей Руси, и являлся там, где приглашали его. За его боевую жизнь народ прозвал его Удалым. Он-то и предложил Константину свои услуги против Георгия, обещая сделать все для того, чтобы посадить его во Владимире, не отнимая и Ростова. Константин с радостью принял предлагаемое. Произошла вблизи города Юрьева кровавая битва. За Константина были ростовцы и новгородцы с Мстиславом и его дружиной; за Георгия владимирцы, суздальцы и переславцы. На стороне первых была и численность войска, и отчаянная храбрость, испытанная во многих битвах. Георгий потерпел поражение. Но он вследствие того не пришел в ожесточение и не добивался, как делали иные князья, во что бы то ни стало себе победы. Покоряясь неисповедимым судьбам Промысла Божия, владеющего судьбами царств и народов, он вышел к победителям с дарами и сказал им: «Братья, вам челом бью, вам живот мне дать и хлебом меня накормить!» Советом Константина и Мстислава назначен был ему в удел бедный Волжский Городец, или Радилов. Перед отъездом из Владимира Георгий вошел в соборный храм Богоматери, где излил всю печаль свою в молитвенных воплях пред чудотворной иконой Богоматери, оросил слезами гроб родителя своего, так нежно любившего его, и, успокоенный верой и надеждой на милосердие Божие, выйдя из храма, сел с семейством своим в ладью и отправился в назначенный удел свой. В числе немногих друзей пожелал сопутствовать ему и епископ Владимирский, добродетельный Симон, не захотевший оставлять князя в его злополучии и доказавший тем правоту поступков его.

Мстислав, сделав свое дело, удалился, а Константин сел во Владимире. Но совесть его не была спокойна, тем более и здоровье его сильно расстроилось, он чувствовал уже недолговечность своей жизни. И вот через два-три месяца Константин просит к себе во Владимир Георгия. Последний, забывши все, едет к нему. Братья свиделись, и все старое забыто между ними. «Оба охаппистася при свидании, - говорит летопись, - и плакаста на мног час». Они вошли в соборную церковь Богоматери, где, при гробе родителя, запечатлели примирение свое молитвой и целованием креста. Константин упросил Георгия переселиться в Суздаль и объявил его наследником своего престола. Через год Константина не стало в живых и Георгий второй раз воссел на престол Владимирский.

На престоле великокняжеском занялся Георгий устроением своей области. Братьев и племянников он наделил городами, и они стали почитать Георгия вместо отца и поступать во всем по воле его. Внутренняя жизнь нашей страны вследствие того потекла мирно и спокойно. Народ за то благословлял Бога и Великого князя Георгия. Дружными действиями всех князей Владимирского княжества усмирены были враги и внешние - болгары и мордва, жившие по берегам рек Оки и Волги и часто беспокоившие Владимирскую область хищническими набегами. В три похода эти враги были совершенно усмирены. А Великий князь, чтобы навсегда обезопасить восточные границы своего княжества от этих врагов, сам отправился на берега Волги и там, внимательно осмотрев местность, заложил в 1221 году город, знаменитый Нижний Новгород, населил его жителями и создал в нем храмы Всемилостивого Спаса и Архангела Михаила*. Жители этого города прежде благоговейно почитали своего основателя**.

*На паперти Архангельского собора до революции существовала надпись, начинающаяся так: «Древле Низовскою землею владели идолопоклонники - мордва. Благочестивый Великий Князь, ныне духом в Бозе, а нетленным телом своим во граде Владимире почивающий, Георгий Всеволодович, дабы облегчить владения свои от набегов соседственных народов, заложил на устье реки Оки град и нарек ему имя Нижний Новград и поставил в нем первую церковь во имя Архистратига Михаила деревянную, а потом в 1227 году каменную, соборную».

** До революции в день памяти святого благоверного Великого князя Георгия (4 февраля по ст. стилю) во всех церквях Нижнего Новгорода совершалось праздничное богослужение. В апреле 1875 года была отправлена из Владимира в Нижний Новгород, по просьбе граждан, икона святого Георгия с частью мощей его, которую установили в Архангельском соборе.

Успех оружия и внутреннее спокойствие страны возвысили славу Великого князя. Вследствие этого князья южной Руси стали обращаться к Георгию за советом и помощью в трудных обстоятельствах.

Благоверный Георгий всегда был рад послужить ближним и никогда не отказывал в помощи правому делу. Два раза, во время его княжения, первосвятители русские, Киевские митрополиты, посещали его во Владимире и благословляли его за благоустройство церковное, за благолепие храмов Божиих и благочестивую жизнь подданных его. Митрополит Кирилл, во время пребывания своего во Владимире в 1225 году, на место скончавшегося добродетельного Симона рукоположил во епископа Владимира, Суздаля и Переславля игумена Владимирского Рождественского монастыря Митрофана. Событие - дотоле небывалое во Владимире! Но благочестие Великого князя Георгия в особенности выразилось тем, что, по его повелению, были перенесены из Болгарской земли в город Владимир святые мощи мученика Авраамия, принявшего мученическую кончину от сограждан своих за ревностное распространение христианской веры между ними. Господь Бог прославил верного раба своего за благочестивую ревность его во славу Божию, и могила мученика с самого первого дня ознаменовывалась небесными знамениями и чудотворениями. Георгий Всеволодович пожелал иметь святые мощи во Владимире. Болгары не отказали ему в том. И вот 9 марта 1230 года, в день памяти 40 мучеников, епископ Митрофан и все духовенство владимирское, Великий князь и жители города с великой честью встретили святые мощи за городом, и с пением церковных песней внесли в город, и положили в женской обители Пресвятой Богородицы.

Слухи о благочестии Владимирского Великого князя достигли Рима и папа Григорий IX пытался совратить его в латинство. Но Георгий Всеволодович как родился в православной вере, так и пребыл в ней до своей кончины, несмотря на самые трудные обстоятельства, которые Бог судил ему испытать в последние дни жизни.

Не много светлых дней видел святой Георгий и во время всей своей жизни. Но последние дни ее представляют целый ряд страданий как телесных, так и душевных. Многими скорбями вел Господь Бог верного раба своего к вечному блаженству. Первые годы вторичного княжения его на престоле Владимирском обещали, по-видимому, полное благополучие стране. Не было в ней ни междоусобий княжеских, так жестоко раздиравших южную Россию, ни нападений со стороны внешних врагов, усмиренных оружием князя Георгия. Но это видимое благополучие было лишь затишьем перед бурей. Страшные знамения, время от времени повторявшиеся в природе, служили как бы предвестниками грядущих бедствий. Так, летом 1223 года была страшная засуха во всей Владимирской области. Горели леса и болота; воздух был наполнен такою мглою и дымом, что птицы падали на землю и звери из лесов бежали в города и селения, и был страх и ужас на всех. Страшные кометы в том же 1223 и 1225 годах пугали суеверный народ. Но в особенности тяжел и грозен был для большей половины Руси 1230 год.

3 мая во Владимире случилось небывалое явление природы. Во время литургии, в то время, когда в соборной церкви читалось Евангелие, случилось такое сильное землетрясение, что многие церкви растрескались, иконы в них сдвинулись с мест, паникадила и подсвечники закачались из стороны в сторону; народ, в ужасе думая «яко голова обишла коегождо их», падал на землю. Того же месяца 10-го и 14-го числа были видны на небе страшные затмения солнечные. Не на добро, - говорили испуганные люди, - но на зло, грехи наши Бог нам знамение кажет. И действительно, уже надвигалась грозная туча на горизонт России. Пронеслась по всей России ужасная весть, что полчища татар, подступавшие в 1223 году к Южной России и скрывшиеся неведомо куда после Калкской битвы, снова приближаются к пределам русским. С конца 1236 года начали доходить до города Владимира слухи о татарах, один другого страшнее: вот они пленили болгарскую землю (на территории современного Татарстана), жителей ее или перебили, или взяли в плен; вот они уже в мордовской земле (нынешних Пензенской и Нижегородской областях) и надвигают силы свои все ближе и ближе к владениям Руси. Наконец является во Владимир посольство из Рязани к Великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи против татар, наступавших на Рязанское княжество.

Большое раздумье было у Великого князя и владимирцев по поводу сего посольства: давать помощь или отказать в ней. Решили отказать, чтобы на всякий случай приберечь силы для своей борьбы с врагом. «Недоумение бо, - замечает по этому случаю летописец, - и угрозу, и страх, и трепет Бог наведе на ны за грехи наши, и поглощена бысть премудрость могущих строити ратныя дела, и крепких сердца в слабость женскую преложишася, и сего ради ни един от князей русских друг ко другу пойде на помощь».

Между тем 21 декабря 1237 года татары, после злой сечи, при ужасных неистовствах, пленили Рязань и устремились далее на Коломну, а отсюда уже недалеко было и до Москвы. В Москве княжил тогда второй сын Великого князя Георгия Всеволодовича Владимир. Прослышав об этом движении, Великий князь Владимирский отправляет войско к Коломне, под начальством своего старшего сына Всеволода и опытного в битвах воеводу Еремея Глебовича. Вблизи Коломны в первый раз владимирская рать встретилась с «звероподобным врагом», о котором знала доселе только по слухам. Неустрашимо вступила она в битву, но не могла одолеть врага многочисленного. Большая часть воинов вместе с воеводой Еремеем Глебовичем пала под ударами мечей татарских. Всеволод с малою дружиной едва спасся бегством во Владимир, где и поведал родителю своему о печальном исходе своей битвы. Взявши Коломну, татары, не останавливаясь, пошли дальше, ко Владимиру. Москва, тогда еще небольшой городок, была ими сожжена, жители ее почти все умерщвлены; Владимир Георгиевич был взят в плен и должен был следовать за ордой, претерпевая на пути всевозможные лишения и страдания.

Георгий Всеволодович видел всю безнадежность своего положения и понимал, что ему только своими силами не одолеть врага: нужны были соединенные силы всей Руси, чтобы дать отпор врагам многочисленным, как «саранча», и свирепым, как «демоны». Но во Владимире сосредоточить эти силы было невозможно. Батый спешно подвигался со своей ордой к столице северо-восточной Руси и войска союзников не могли вовремя поспеть. И вот Великий князь задумал совершить для своей отчизны подвиг необыкновенный: он оставляет свой столичный город и в нем самых близких своему сердцу - жену, детей, внуков - под охраной небольшой дружины, а сам отъезжает на берега реки Сити, в современной Ярославской области, чтобы, соединившись с другими князьями, дружно дать отпор вражьей силе. Трогательно описывает один из летописцев русских отъезд Великого князя из Владимира. Собрались в великокняжеский дворец епископ Митрофан и бояре владимирские. Великий князь уже был в одеянии ратном, совсем собравшись в путь; помолились Богу, отъезжающий получил благословение от святителя; начались прощания с супругой, детьми, внуками и всеми присутствовавшими, слезы неудержимо текли из глаз всех и прерывали слова. Между тем перед дворцом ожидала князя дружина и народ. В сопровождении епископа и родных, с трудом скрывая слезы, вышел князь из дворца и направился в соборный храм Богоматери; с слезным воплем пал он здесь пред св. иконой Пречистой, поручая ее заступничеству свое семейство и подданных, поклонился гробу своего державного родителя, благословился снова от епископа, обнял еще и в последний уже раз близких своему сердцу, сказал последнее «прости» народу и вышел из храма. Плач и рыдания народные всюду сопровождали князя и не прекращались, пока он не выехал из города. «И бысть плач велий во граде и не бе слышати, друг ко другу глаголюща в слезах и рыдании». Все как будто предчувствовали, что это прощание с Великим князем последнее, что уже больше не свидеться с ним в здешней жизни.

Кончина Великого князя Георгия Всеволодовича.
Рис. В. Верещагина

«Месяца февраля в 3-й день во вторник, за неделю прежде мясопуста, - так начинает летописец скорбную повесть о нашествии татар на Владимир, - приидоша множество кровопроливцев хрестианских, без числа, яко прузи». Владимирцы накрепко заперли все городские ворота и с покорностью воле Божией ожидали своей участи. Старшие дети Великого князя Всеволод и Мстислав Георгиевичи вместе с опытным воеводой Петром Ослядюковичем с Золотых ворот наблюдали за движением врага и ободряли устрашенных владимирцев. Татары сначала уклонились от боя и требовали сдачи. Они выделили из целой орды конный отряд, который и направили к Золотым воротам. «Где Великий князь Юрий, в городе ли он», - был первый вопрос их к владимирцам. Но сии вместо ответа пустили на врагов стрелы. «Не стреляйте», - кричат татары, и выводят из средины орды Владимира Георгиевича. «Узнаете ли своего княжича», - спрашивают они владимирцев. Действительно, нелегко было узнать Владимира: так он изменился в лице от тяжкой неволи и туги сердечной. Князья-братья и народ не могли удержаться от слез, видя его изможденного, бледного, еле державшегося на ногах; но старались преодолеть скорбные чувства, чтобы не показать гордому врагу своего малодушия. Сам княжич, несмотря на всю тяжесть своего положения, убеждал братьев своих не сдавать города врагам. «Не сдавайте города, братья мои, - восклицал он им. - Лучше мне умереть пред Златыми вратами за Святую Богородицу и православную христианскую веру, нежели быть воле их над нами». Ожесточенные варвары, услышавши эту смелую речь Владимира, тотчас растерзали его, лишь только несчастный страдалец успел произнести: «Господи Иисусе Христе! Приими дух мой, да и аз почию во славе Твоей».

Татары видя, что владимирцы без боя не сдадут им города, расположили главный стан свой против Золотых ворот, тогда как другие части орды в несметном количестве окружили город со всех сторон. При виде таких приготовлений неприятеля, у владимирцев не оставалось никакой надежды на спасение: каждый из них ждал себе или смерти, или позорного полона. Но от того они не впали в бездеятельное отчаяние: они рвались на битву с врагом и честную смерть на ратном поле предпочитали жизни в постыдном рабстве. «Братья, - восклицали княжичи своей дружине, - лучше нам умереть пред Златыми враты за Святую Богородицу и за веру православную, чем быть в воле врагов». Слова эти по сердцу были всем дружинникам: все рвались на бой с врагом веры и отчизны. Один только старый воевода Петр Ослядюкович воспротивился тому. Он видел, что поспешность военных действий принесет больше вреда владимирцам, чем пользы, что неминуемая гибель дружины только скорее откроет татарам доступ в город; он мог надеяться, что, задерживая наступательные действия врага, даст Великому князю время собрать войско и явиться на выручку осажденным. «Сие все навеле на нас Господь за грехи наши, - говорил воевода, - как мы можем выдти против Татар и противостать такому множеству? Лучше нам сидеть в городе и, сколько возможно, обороняться против них». Послушались воеводы и, потерявши всякую надежду на свои силы, обратились к утешениям религии. «И начаша, - повествует летописец, - молебны пети и рыдания слез пролияша много ко Господу Богу и Пречистой Его Матери Богородицы».

Между тем татары, обложивши Владимир своим станом, выделили несколько отрядов из всей орды и направились на Суздаль. «И сотворилось великое зло Суздальской земле, какого зла не бывало от крещения Руси». Город был сожжен и разграблен. Множество жителей было беспощадно умерщвлено: «Игумени, попы и диаконы, чернцы и черницы, слепые и хромые, и глухие, то все Татары изсекоша, а прочие жители, и жены, и дети взяты в плен и в жестокий мороз должны были следовать за ордою босы и безпокровны, издыхающе от мраза».

Икона Спасителя с припадающими св. блгв. князем
Александром Невским (в схиме Алексием) и
св. блгв. князем Георгием Всеволодовичем

После возвращения отрядов от Суздаля Батый начал наступательные действия и на Владимир. 6 февраля с утра до вечера татары ставили вокруг города леса и пороки (род стенобитных орудий) и на ночь обнесли весь город тыном. Беспомощные граждане не имели никаких средств для обороны. Огласился воздух великим плачем владимирцев. Все, от мала до велика, обрекали себя на мученическую смерть и спешили по-христиански приготовиться к ней. Все исповедовались и причащались Святых Таин; многие даже постригались в монашество. Владыка Митрофан, князья, воевода Петр Ослядюкович, все бояре и люди увидели, что «их граду уже взяту быти, - повествует летописец, - восплакашеся плачем великим и внидоша в церковь Пречистой Богородицы в соборную и постригошася во святый ангельский образ от владыки Митрофана Великая Княгиня и сынове ея, и дщери, и снохи ея, и елицы хотяху, и бысть кричание и вопль, и плачь велий во граде».

Священный обряд совершился в тишине торжественной. Знаменитые россияне простились с миром, с жизнью, но, стоя на пороге смерти, еще молили Небо о спасении России, да не погибнет на веки ее любезное имя и слава. 7 февраля, в неделю мясопустную, когда святая Церковь изображением страшного суда возбуждает чад своих к покаянию, совершилось страшное разорение и опустошение города Владимира. Всю ночь едва ли кто из владимирцев сомкнул глаза для сна. В соборном храме началось утреннее богослужение. Умилительные песнопения того дня невольно должны были возвышать дух молящихся и укреплять их верой и надеждой на небесные награды, обещаемые непоколебимым исповедникам Христова имени. На небе стало светать; но это утро уже было последнее для большого числа владимирцев. Со всех сторон начался приступ к городу; стенобитные орудия проламывали городские стены; из татарского стана сыпались, «как дождь», на город камни; с четырех сторон стены уже были проломаны, и с дикою яростью, «как демоны», ворвалась орда татарская в город от Золотых ворот, и от Лыбеди - у Орининых ворот, и у Медных, также и от Клязьмы - у Воложских врат. Началось ужасное избиение граждан и опустошение города. В несколько часов часть города между Золотыми воротами и кремлем, называвшаяся Новым городом, представляла кучи пепла и груды развалин, среди которых лежало множество бездыханных тел владимирцев. Князья Всеволод и Мстислав и оставшиеся граждане искали спасения в среднем городе, называвшемся Печерним, нынешнем кремле. Епископ Митрофан, Великая княгиня с семейством своим, духовенство владимирское, бояре и множество граждан искали себе убежища от лютых врагов в храме Богоматери. Здесь, за Божественною литургиею, святитель в последний раз принес бескровную жертву за себя и свою несчастную паству. Слова молитвы прерывались рыданиями. Все готовились на смерть, отложив всякое житейское попечение. Напутствованные в жизнь вечную Святыми Тайнами из рук архипастыря своего, владимирцы спокойно, с христианским упованием, ожидали себе смерти. Епископ, великокняжеская семья, архимандриты и игумены, бояре и именитые граждане укрылись на восходных полатях (нынешних хорах), куда вела потайная лестница. Множество граждан осталось и внизу храма. Входные двери были изнутри заперты. Епископ благословлял своих пасомых на подвиг мученичества. «Господи Боже сил, Светодавче, седяй на херувимех, - молился он, - простри невидимую руку Твою и приими с миром души раб Твоих».

Покров на мощи св. блгв. князя
Георгия Всеволодовича

В то самое время, когда столь дивное и умилительное зрелище происходило внутри, в те самые торжественные минуты христианских чувств, исполненных самоотвержения и веры, татары-язычники с злобной ненавистью ко всему христианскому и русскому волновались вне храма. Горсть защитников города не могла выдержать напора целой орды. Князья Всеволод и Мстислав со своей дружной пали от мечей татарских. Через трупы их дикая орда неистово ворвалась в Печерний город и устремилась на разграбление храмов и домов, истребляя все, чего нельзя было взять, огнем и мечом. Княжеский дворец был разграблен и зажжен; придворная церковь в честь св. великомученика Димитрия - усердие Великого князя Всеволода III - лишена была всех своих сокровищ. Соборный храм Богоматери окружили татары со всех сторон. Крепкие запоры дверей его не могли устоять пред напором врагов. С демонской яростью ворвались язычники в Божий храм, посекая всех, находившихся в нем, и обагрился чудный медный пол его христианскою кровью. Все, что только было ценного в храме: золото, серебро, драгоценные камни, сосуды, одежды первых Великих князей, которые хранились в церквах в память о них, даже богослужебные книги, сделались достоянием хищников. Чудотворная икона Богоматери лишена была всех дорогих украшений. Но ни богатая добыча, ни множество жертв бесчеловечного избиения не удовлетворяли алчности рассвирепевших татар. Они искали великокняжеского семейства. Узнавши, что оно скрывается на восходных полатях и, не находя возможности проникнуть туда, они то ласками, то угрозами убеждали Великую княгиню сдаться им. Но она и бывшие с нею решились претерпеть все, что будет послано от Бога, лишь бы только не попасть в руки врагов живыми. Рассвирепевшие еще более от неудачи, варвары навалили кругом храма и натаскали внутрь его деревьев и хворосту и подложили огонь. Таким образом, от зноя и дыма, с молитвой на устах, предали души свои Господу и сопричастниками стали к мученическому лику: епископ Митрофан, Великая княгиня с дочерью, снохами и внуками. Храм Богоматери, обгорелый и полуразрушенный, остался печальным памятником этих страдальцев.

Великий князь Георгий Всеволодович получил печальную весть о гибели стольного города и в нем семейства своего в последних числах февраля. Понятно, какой скорбью он был поражен при этом известии. Разом лишился он всего: и семейства, и подданных, и имения. Не лучшей участи ожидал он и себе. Было ясно, что не одолеть ему многочисленнейших врагов. Отправляясь на берега реки Сити, он надеялся собрать войско настолько многочисленное, что будет в силах противостать врагу. Но надеждам его не суждено было сбыться. Пришел к нему брат его Святослав со своими юрьевцами и племянники - Константиновичи с ростовцами и ярославцами; но напрасно ожидал он брата своего Ярослава с переславцами. «Господи, Вседержителю, - восклицал он, выслушавши печальную весть о происшедшем во Владимире, - сие ли угодно Твоему человеколюбию! Подобно Иову, лишился я теперь всего; но знаю, что грех ради наших все сие случилось; да будет воля Господня, буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Ох мне, Владыко! И зачем я остался жив один, кроме сих новых мучеников? Сподоби, Господи, и меня пострадать за Твое Святое имя, христианскую веру и народ православный и причти меня к лику Святых Своих мучеников».

Рака с мощами св. блгв. князя
Георгия Всеволодовича.
Фото В. Алексеева. 2009 г.

Между тем варвары не заставили себя долго ждать. Великий князь отправил передовой отряд свой, состоявший из 3000 воинов испытанной храбрости, для разведки неприятеля; но отряд, отойдя немного, возвратился с известием, что татары уже обходят их. Георгий Всеволодович со своими союзниками сел на коней, они выстроили полки свои в боевой порядок и неустрашимо встретили неприятеля. 4-го марта завязалась «брань великая и сеча злая», в которой, как вода, лилась кровь человеческая. Но как ни мужественно бились русские с врагом, не могли одолеть его. Сила взяла перевес над храбростью, и ратное поле усеялось трупами русских витязей. Великий князь разделил участь соратников своих: обезглавленный, он пал на поле битвы, «яко добр воин, яко непобедим мученик за веру и Русь православную, яко Христос храборник». Мученическая кончина его последовала на 49 году от рождения. Время княжения его продолжалось 24 года (с 1213 по 1217 год и с 1218 по 1238 год).

Добродетели, которыми украшался благоверный Великий князь Георгий во время земной своей жизни, древний жизнеописатель изображает в следующих словах: «Бысть кроток и смирен, всех милуя и снабдевая, и милостыню любя и церковное устроение, о том пекийся от всея души своея, украшая чудесными иконами и всякими украшеньями; что же священнический и монашеский чин и дая им на потребу, взимая от них благословение. Бе бо Князь Георгий воистину, по Иову, око слепым, нога хромым и рука неимущим; и всех любя, нагия одевая, трудныя успокоевая, печальныя утешая; никого же ничим но оскорби, но всех умудряя своими беседами; часто почитая святыя книги с прилежанием, и творяще все по писанному и не воздавая зло за зло; воистину бо одарова его Бог кротостию Давидовою, мудростию же Соломоновою; и исполнен сый апостольского правоверия».

Рака с мощами св. блгв. князя Георгия Всеволодовича
в Успенском соборе города Владимира.
Фото В. Алексеева. 2009 г.

Спустя недолгое время после несчастной битвы при реке Сити возвращался с Бела озера к пастве своей Ростовский епископ Кирилл, возведенный во святительский сан из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Путь его лежал недалеко от места злосчастной битвы. Архипастырь зашел туда, чтобы вознести молитвы к Богу о упокоении душ за веру и отечество павших воинов. Среди множества мертвых тел епископ узнал по великокняжескому одеянию тело Георгия; но туловище лежало без головы. С благоговением взял он тело знаменитого князя, принес его в Ростов и здесь, при великом плаче, пев обычные пения, похоронил его в соборном храме. Через некоторое время обретена была и глава Великого князя и приложена была к телу его.

В 1239 году, - год спустя после несчастной битвы при реке Сити, когда на время стихла гроза татарская, новый Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович повелел перенести гроб с телом почившего брата своего Георгия из Ростова во Владимир. Честные останки державного страдальца за веру и отечество, при приближении их ко Владимиру, встретили епископ Кирилл со всем духовенством и монашеством, Великий князь и брат его Святослав и дети их, все бояре и все жители Владимира от мала до велика. При виде гроба раздался всеобщий плач и рыдание «и не бе слышати пения в плаче и вопле велице». С надгробным пением поставили гроб с мощами страстотерпца в храме Богоматери, где уже покоились родители и другие державные предки его.

При этом Господь, дивный во святых своих, благоволил утешить скорбные сердца православного народа русского, явив в благоверном Великом князе Георгии угодника своего. Все, бывшие свидетелями перенесения мощей его, увидели тогда «чудо преславное и удивления достойное». Святая глава Георгия, отсеченная некогда мечом варвара, приросла во гробе к честному телу его, так что не видно было на шее и следа отсечения ее; но все суставы были целы и неразлучны. С тех самых пор от святого тела благоверного Великого князя Георгия, по сказанию древнего жизнеописателя его, «начали производиться многие и различные исцеления всем болящим и с верою приходящим». Но мощи его после этого оставались под спудом еще долгое время. Спустя 407 лет после кончины Господь благоволил вполне прославить угодника своего на земле. В 1645 году, января 5-го дня, при державе царя Михаила Феодоровича, при Патриархе Всероссийском Иосифе, обретенные нетленными святые мощи Великого князя Георгия из каменного гроба переложены были в богатую, серебряную с позолотой раку, устроенную по обету Патриарха собственной казной его, в которой они, «пребывая до днесь, источают исцеления душам и телесем с верою покланяющимся им».

Рака со святыми мощами благоверного Великого князя Георгия помещается в Успенском соборном храме.

Празднество в честь святого благоверного Великого князя Георгия совершается Церковью 17 февраля.

Историй о чудесном воскрешении после смерти людей, в основном, героев, в летописях, преданиях и мировой литературе существует немало. И Христос был, наверняка, не первый в их числе. Относиться к ним можно по-разному. Конечно, большинство из этих историй просто легенды, обросшие за многие годы невероятными подробностями, домыслами и просто бытовой обывательской сплетней. Поражает иногда другое. То, что многие люди, присутствовавшие при том или ином мистическом событии, рассказывают о нем слово в слово, с мельчайшими подробностями, деталями, так, словно они посмотрели много раз один и тот же фильм и какие-то мелкие детали прочно врезались в их память. Так обстоит дело с одним из великих русских князей, основателем города Нижнего Новгорода Юрием Всеволодовичем. Рассказала мне эту мистическую историю женщина, профессиональный историк, всю жизнь занимавшаяся историей Нижнего Новгорода, досконально изучившая все документы, летописи и сколь-нибудь значимые факты того периода. Так что не доверять ей мне нет никаких оснований. Впрочем, по порядку.

  • Князь владимиро-суздальский Юрий Всеволодович

    Много времени прошло с той поры, когда по Оке спустились расписные челны, и на песок шагнул человек в красном плаще, выдающим его высокое положение. Кажется, это было , что князь Юрий – просто былина, сказка, как Поток-богатырь или Садко.

    Но он на самом деле жил, воевал, радовался и страдал, управлял нашей страной. Юрий был вторым сыном Великого князя Всеволода Большое гнездо и соответственно – внуком Юрия Долгорукого.

    Родился он 27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1189 года в городе Владимир, в то время столице нашего государства.

    Князь Юрий — сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от первого брака с Марией Шварновной

    Достоверных сведений о том, как рос и мужал маленький княжич, нет. Но можно предположить, что его воспитание ничем не отличалось от того, которое давали наследникам престола.

    Сначала малыш находился на попечении мамок и нянек, а в семь лет из него уже начинали делать властителя и строгие воспитатели-мужчины.

    Часто юным сыновьям передавал свой опыт непосредственно Великий князь. У князя Всеволода было много детей, недаром его прозвали Большим гнездом, но больше остальных он любил именно Юрия. Не случайно, ему и завещал великокняжеский престол перед смертью.

    Своего старшего сына Константина отец не хотел видеть правителем Северной Руси, так как он был слишком строптив и требовал чересчур многого. А Юрий смолоду проявил себя как умный, смелый и властный юноша.


    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    28 июля 1192 года совершены были постриги Юрия и в тот же день посадили его на коня: «и бысть радость велика в граде Суздале», заметил летописец

    Естественно,Всеволода между старшими сыновьями разгорелась самая настоящая война за «трон». Юрий со своей дружиной потерпел в ней поражение и под давлением братьев был вынужден уступить владения Константину.

    Весной 1216 года тот послал неудавшегося наследника княжить в Городец. Сев вместе со своими людьми в ладьи, Юрий Всеволодович спустился по Клязьме до Оки и поплыл по ней к устью.

    С левого берега тянулись унылые заросли тальника, а на высоких кручах справа изредка виднелись деревянные идолы, горели ритуальные костры - там обитала языческая мордва.


    Начало правления великого князя владимирского Юрия Всеволодовича

    Через две недели пути над окской гладью в дымке показалась излучина Волги. За грядой островов две великие реки и Ока сливались и уносились в голубую синь к кочевникам. Ладьи путешественников ткнулись в песок стрелки. Именно так нижегородцы называют место слияния рек. На самом деле, по форме - это и есть настоящая стрелка.


    Стрелка — место слияния Волги и Оки

    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    В 1211 году Юрий женился на княжне Агафии Всеволодовне, дочери Всеволода Святославича Чермного, князя Черниговского; венчание совершено было во Владимире, в Успенском соборе, епископом Иоанном

    Здесь люди князя сделали привал, готовясь к гребле против течения (им предстояло пройти на веслах вверх по Волге до Городца). А князь Юрий долго рассматривал живописные, поросшие лесом горы на противоположном берегу. Не исключено, что именно тогда ему и пришла в голову мысль: поставить здесь прочную крепость.

    Юрий Всеволодович пробыл на городецком княжении, которое фактически являлось ссылкой, около двух лет. Забот ему хватало. Волга оказалась незапертой: под боком плавали суда булгар, в лесах за Узолой и Кезой гуляли ватаги черемисов.

    Поэтому вдоль сторожевых троп ставились сторожевые остроги, дружинные наряды несли на них дежурство. По осени, когда заканчивались запасы в кладовых, князь с воинами спускались вниз по Волге до Дятловых гор, где находилось торжище с мордвой и булгарами.

    Никакой власти там не было. Можно торговать, а можно и голову потерять. И такая вольница не нравилась князю. Связь со стольным Владимиром держалась на редких гонцах. Один из них и принес весть, что здоровье Константина стало сильно «оскудевать».

    А поскольку Юрий ведет себя смирно, не рыскает за волостями, то захворавший Великий князь повелел призвать его к себе и просил не помнить зла. Наскоро собравшись, Юрий Всеволодович вместе с семьей и челядью поехал в столицу.

    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    Юрий Всеволодович, подобно своему отцу, добивался внешнеполитических успехов, в основном избегая военных столкновений

    История возникновения Нижнего Новгорода

    Скоро 36-летний Константин умер. Историки утверждают, что он страдал врожденным заболеванием кровеносных сосудов. Во время болезни он передал своих детей на воспитание Юрию.

    Вступив на престол, новый Великий князь не забывал осиротевших племянников и относился к ним с искренней любовью. Одним из них был Василий Константинович, который по Указу Юрия Всеволодовича начал возводить на Дятловых горах новую крепость.


    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    В 1221 году был основан Нижний Новгород. Основание города повлекло за собой борьбу с мордвой

    Это место еще за три года до того, как здесь появилась первая деревянная башня кремля, было стратегическим. При слиянии Волги и Оки собирались дружины русских городов, чтобы наносить удары по Волжской Булгарии, которая постоянно устраивала набеги на наши земли.

    В конце концов, Великий князь Юрий решил поставить здесь город-фортпост. Произошло это, как свидетельствует летопись, в 1221 году.

    Сначала Юрий Всеволодович хотел назвать град в честь себя – Юрьев, но потом раздумал и нарек его Нижним Новгородом, то есть новым городом, который находится в «Низовской земле» Руси, на границе.

    Ведь уже возле современного Кстова Волга называлась уже по-басурмански: Итиль. Великий князь отпустил средства на строительство и послал руководить им племянника Василия (Василька) Константиновича.

    Основание нижегородского кремля

    Нижний Новгород возводился по всем правилам градостроительного искусства того времени. Над просторами Волги выросла деревянная крепость.


    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    Легенда приписывает князю Георгию такие высказывания о мордве: «С русскими уживайтесь и мордвой не гнушайтесь. С мордвой брататься да кумиться грех, зато лучше всех! А у черемис только онучки черные, а совесть белая!»

    В нескольких верстах от нее, вверх по Оке построили Благовещенский монастырь. В самом Кремле поднялись два деревянные же храма: Архангельский и Спасо-Преображенский соборы.

    Но, скорее всего, наиболее правдива вторая легенда на эту тему, которая относится к более позднему времени. Она гласит, что при очередном набеге татар возле этой башни жительница Нижнего ловко отбивалась коромыслом от супостатов, и много своим нехитрым орудием врагов положила.

    ВИДЕО: Нижегородский Кремль. Коромыслова башня

    Нижегородский каменный кремль

    Кстати, неуязвимым для врагов Нижегородский кремль стал уже много позднее, когда Иван Грозный распорядился сделать его каменным. А без малого восемь столетий назад деревянную крепость жгли мордовские племена, которые никак не могли смириться с тем, что русские люди захватили их исконные места обитания.


    Периодически в поход против мордвы ходили братья Великого князя Святослав и Иван, его воевода Еремей, вассал Пуреш с половецким полком и сам Юрий Всеволодович. В 1229 году русские войска нанесли язычникам последний решающий удар и на 15 километров выше Васильсурска наконец, были установлены постоянные границы Русской земли.

    Гибель владимирского князя Юрия Всеволодовича

    В 1237 году на Русь двинулись полчища монголо-татар. И дальновидность Юрия Всеволодовича его неожиданно подвела. Великий князь отказал в помощи рязанскому князю Ингварю, который предложил объединить силы перед .

    Он самонадеянно решил, что отобьется от кочевников владимирской дружиной. Возможно, так думать ему позволило первое его столкновение с отрядом хана Арсамака, которого кровожадный Батый послал на разведку к русской столице. Татар владимирцы разбили наголову и те отступили.

    Но, к сожалению, ненадолго. От Рязани двинулись основные силы хана Батыя. Тогда князь Юрий понял, что можно действовать только сообща.


    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    Летописи отмечают усердие князя Георгия к строительству церквей. Храмы, возведенные за время его княжения, сохранились до настоящего времени и составляют теперь золотой фонд не только русского, но и мирового культурного наследия

    Он оставил Владимир на попечение своих сыновей Всеволода и Мстислава, а сам отошел в леса, к Ярославлю, чтобы собрать достаточное количество людей для обороны. Вскоре до него дошла страшная весть о разграблении татарами столицы. Вся семья Великого князя была убита.

    Горько оплакав жену, детей и внуков, Юрий Всеволодович послал воеводу разузнать о неприятеле, и выяснилось, что русские дружины окружены. Четвертого марта 1238 года Юрий Всеволодович при поддержке брата Святослава и племянников дал свой последний бой иноземцам возле реки Сити.

    По словам летописцев, «была Сеча зла». В ней большинство русских воинов погибли. Та же участь постигла и Великого князя.

    Следующая жизнь после смерти

    Через несколько дней на место побоища прибыл епископ Кирилл. Он отыскал обезглавленное тело Юрия Всеволодовича и перенес его в Ростовский храм Пресвятой Богородицы.

    Позднее нашли и голову погибшего. Во время голову князя положили рядом с телом. Не пришили, не соединили каким-то другим образом к шее, а просто положили рядом.

    Чудеса православные


    Вот тут-то многочисленные зрители и были поражены сверхъестественным явлением. Положенная в гроб, она чудесным образом соединилась с телом князя-мученика.

    Верить этому явлению или нет, не знаю. Но факт засвидетельствован многими людьми, присутствовавшими на похоронах, а впоследствии многократно описан в летописях.

    В 1643 году были обретены «нетленные мощи князя», которые перенесли в Успенский собор города Владимира. Именно в этом храме погибла семья Юрия Всеволодовича, задохнувшись в дыму пожара.

    При царе Михаиле Федоровиче Романове князь Юрий был причислен к лику Святых. Он всегда считался покровителем Нижнего Новгорода.

    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    В 1230 году Георгий Всеволодович участвовал в перенесении во Владимир из Волжской Болгарии мощей мученика Авраамия Болгарского и положении их в Княгинином монастыре, где по сегодняшний день пребывают

    Покровитель Нижнего Новгорода


    Из жития князя Юрия Всеволодовича

    Князь канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных князей. Мощи князя находятся в Успенском соборе Владимира

    На высоком берегу прежде стоял редкий по красоте Георгиевский собор – собор князя Юрия. И был он, пожалуй, самым лучшим памятником основателю Нижнего. Неблагодарные потомки разрушили этот храм. Имя Юрия Всеволодовича было практически забыто.

    Но чудо все же произошло – вспомнили. Вернули волжской столице историческое название и установили в нише главной кремлевской башни Юрия Всеволодовича. Значит, он продолжает и поныне хранить Нижний Новгород.



  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»