Для всех и обо всем. Мадам де помпадур - биография, информация, личная жизнь Мария помпадур

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Смерть маркизы де Помпадур

В тот же день королевский хронист сделал запись:

«Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около семи часов вечера в личных покоях короля в возрасте сорока трех лет».

Известно, что до самой последней минуты, уже практически лежа на смертном одре, она продолжала работать, выслушивая доклад почтового интенданта Жаннелля. А на следующий день в кабинет покойницы проник под каким-то предлогом герцог де Шуазель. Была ранняя весна, и на улице было тепло, но герцог явился в широком пальто из красного драпа, под которым, как говорят, ему удалось унести какие-то секретные бумаги скончавшейся фаворитки.

В своем завещании маркиза написала, что хочет быть похороненной «без церемоний». Своему старшему дворецкому Коллену она завещала пенсию в 6000 ливров, доктору Кенэ - в 4000 ливров. Не забыла она и горничных, слуг, поваров, консьержек, садовников и прочий персонал. Все они получили примерно по 150 ливров. Мадам дю Оссэ - 150 ливров и 400 ливров ее сыну.

Не пропустила маркиза и своих друзей или людей, каких она таковыми считала. Так, например, мадам де Мирепуа получила ее новые часы, усыпанные бриллиантами, герцогиня де Грамон - шкатулку с бриллиантовой бабочкой, герцог де Гонто - красивое кольцо, князь де Субиз - перстень, свой портрет и ее портрет.

Все свое движимое и недвижимое имущество она завещала брату Абелю, а заняться выполнением пунктов завещания поручила своему старому другу князю де Субизу.

Завещание это было составлено в Версале 15 ноября 1757 года, то есть за шесть с лишним лет до смерти маркизы.

По собственным оценкам маркизы де Помпадур, сделанным совместно с Колленом, ее имущество и кое-какие расходы состояли на тот момент из следующих пунктов:

Серебряная посуда 37 600 ливров

Золотая посуда и безделушки 150 000 ливров

Потратила на всевозможные удовольствия 1 338 867 ливров

Потратила на питание за девятнадцать лет 3 504 800 ливров

Потратила на путешествия, спектакли и праздники 4 005 900 ливров

Жалованье слугам за девятнадцать лет 1 168 886 ливров

Получено в виде пенсий 229 236 ливров

Шкатулка из золотых коробочек, вставленных друг в друга 294 000 ливров

Шкатулка с бриллиантами 1 783 000 ливров

Коллекция гравированных драгоценных камней 400 000 ливров

ИТОГО 13 512 289 ливров

В марте 1761 года к завещанию были добавлены фарфоровые изделия, драгоценные камни, платья, книги, мебель, конные упряжки и дома на сумму еще в почти 9 000 000 ливров, и общая сумма составила 22 433 918 ливров. Потом к этой сумме были добавлены еще кое-какие расходы и имущество и получилось 23 213 918 ливров.

Одних только книг в библиотеке маркизы де Помпадур насчитывалось более 3500 томов, в том числе более 800 томов французской поэзии, 700 романов, 215 книг по философии, 52 сказки и т. д. Все книги были переплетены в телячью кожу или сафьян красного цвета с позолотой.

Вообще складывается впечатление, что маркиза своих вещей никогда не продавала. Книги, картины, мебель, драгоценности, белье и тому подобное тоннами заполняли принадлежавшие ей замки и дворцы. Ее сундуки ломились от великолепных нарядов, а подвалы - от дорогих вин. Полная опись ее личного имущества в конечном итоге составила порядка 30 000 пунктов, и двум чиновникам на ее составление потребовалось более года.

В своих «Исторических достопримечательностях» Жозеф Ле Руа, бывший служащий версальской библиотеки, произвел скрупулезнейшие подсчеты и сделал заключение, что всего «царствование» маркизы де Помпадур стоило Франции почти 37 000 000 ливров. Точнее - 36 924 140 ливров. Если исходить из того, что один луидор (монета, содержавшая 7,65 г золота) равнялся двадцати четырем ливрам, то эта сумма эквивалентна примерно одиннадцати с половиной тоннам золота.

Тридцать семь миллионов ливров… Чтобы понять, насколько это много, достаточно сказать, что в те времена в крупных городах Франции ремесленник, получавший один ливр в день, считался вполне обеспеченным человеком. На крупной мануфактуре в Сен-Гобене оплата квалифицированного рабочего колебалась от 310 до 620 ливров в год, а жалованье генерального директора доходило до 2400 ливров. Твердая цена фунта хлеба (примерно 450 г) составляла 3 су (0,15 ливра), примерно столько же стоила пинта вина (0,93 л), цена цыпленка не превышала 15 су (0,75 ливра), дюжины деревянных башмаков сабо - 25 су (1,25 ливра). При снабжении армии ружье стоило 18 ливров, пистолет - 10 ливров, сабля с рукоятью - 8 ливров, кожаное седло с поводьями - 33 ливра, а хороший нормандский конь - 250 ливров.

Вопреки свидетельствам иных историков - ведь они мало заботятся о достоверном описании событий - смерть мадам де Помпадур глубоко потрясла Людовика XV. Перед тем как уединиться у себя в апартаментах, он поведал своему доктору:

Лишь я один могу понять, что только что потерял…

Маркиза де Помпадур была погребена 17 апреля 1764 года в часовне монастыря Капуцинок рядом с могилой матери и дочери. Место это находится в самом центре Парижа, там, где сегодняшняя Авеню де ля Пэ выходит на Вандомскую площадь.

Ни от часовни, ни от могил нынче не осталось и следа.

Несмотря на то что маркиза де Помпадур вошла в историю как некоронованная королева, игравшая видную роль не только во Франции, но и во всей Европе, направляя внешнюю и внутреннюю политику, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя наукам и искусству, вся ее жизнь уместилась в короткой эпитафии:

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Гадание на маркизу Помпадур Свечи догорали. Гадалка, торопясь, открыла последнюю карту и застыла, недоуменно уставясь на худенькую девочку, почти заморыша: «Ну и дела! Да эта худышка со временем станет возлюбленной фавориткой короля!»Мать девочки, Луиза Пуассон,

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Графини-маркизы и оперная певица Образованные аристократы восприняли воздушные шары только в качестве развлечения, к тому же развлечения для богатых, ведь на создание шара, наполнение его теплым воздухом требовались огромные деньги. Неудивительно, что изобретатели

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Помпадур Маркиза де Настоящее имя - Жанна Антуанетта Пуассон (род. в 1721 г. - ум. в 1764 г.)Фаворитка французского короля Людовика XV, имя которой стало нарицательным в определении королевских любовниц.Первая женщина в Версале с задатками премьер-министра.Франция,

Из книги Казанова автора Морозова Елена Вячеславовна

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая Маркиза де Помпадур Она была очень умной женщиной, сумевшей удержаться в непростом положении: любовница короля, не отличавшегося постоянством, она чрезвычайно ловко перешла от любви к дружбе, став, в некотором роде, поставщицей наслаждений, которых больше не

Из книги Самые желанные женщины [От Нефертити до Софи Лорен и принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

Странная болезнь маркизы де Помпадур Когда королю доложили, что маркиза де Помпадур тяжело заболела, он поначалу не поверил в это. Какое там заболела, ведь он только накануне виделся с нею, и она была, как всегда, весела и разговорчива.Причиной подобного неведения короля

Из книги Власть женщин [От Клеопатры до принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

По стопам маркизы де Помпадур Главной заботой мадам дю Барри были не слава и не государственные дела. Она помышляла лишь о том, как бы удержать при себе стареющего короля, а себе продлить связанные с этим развлечения и удовольствия. Стратегия маркизы де Помпадур была

Из книги Лыковы автора Дулькейт Тигрий Георгиевич

Вторая мадам де Помпадур Вернувшийся Наполеон III дал понять Вирджинии, что разлука не остудила его пыла, резвился, словно юноша, а потом отправился передохнуть в Биарриц. По возвращении по-прежнему влюбленный император пригласил графиню в Компьень.Двор был изумлен.

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

Маркиза де Помпадур. Сердце короля Говорили, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, как будто бы сама была королевской крови: в своих покоях, которые когда-то принадлежали мадам де Монтеспан, всесильной фаворитке Людовика XIV, она

Из книги Жизнеописания прославленных куртизанок разных стран и народов мира автора де Кок Анри

Маркиза де Помпадур Сердце короляГоворили, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, как будто бы сама была королевской крови: в своих покоях, которые когда-то принадлежали мадам де Монтеспан, всесильной фаворитке Людовика XIV, она

Из книги Анекдоты и предания о Петре Великом [старая орфография] автора Феоктистов Иван Иванович

Поселок геологов. Открытие мира для Лыковых. Взаимные визиты. Очередная трагедия - смерть трех Лыковых. Смерть Карпа Осиповича. Одиночество Появление людей явилось серьезным, если так можно выразиться, стрессовым событием, особенно для молодых Лыковых. Ладно бы, если бы

Из книги Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Том 2 автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Маркизы, фейерверки и… смерть (Константин Сомов)

Из книги автора

Из книги автора

XXXVII. Пос?щеніе маркизы Ментенонъ. Петръ пробылъ въ Париж? 43 дня. За это время онъ пос?тилъ зд?сь все, что казалось ему достойнымъ вниманія. Онъ вставалъ въ 4 часа и ежедневно поутру и посл? об?да отправлялся осматривать Парижъ или его окрестности. Онъ заходилъ въ лавки, къ

Из книги автора

XXXII. Возвращение в Москву. - Последние письма к родным и друзьям. - Разговор с О.М. Бодянским. - Смерть г-жи Хомяковой. - Болезнь Гоголя. - Говенье. - Сожжение рукописей и смерть. Из Одессы Гоголь в последний раз переехал в свое предковское село и провел там в последний раз самую

Законодательница моды эпохи рококо, первая женщина премьер-министр - маркиза де Помпадур родилась во Франции в конце 1721 года. Маленькая девочка при рождении получила имя Жанна-Антуанетта Пуассон. Происхождения она была невысокого: ее отец Франсуа Пуассон служил лакеем, а когда разорился, то вынужден был бежать в Германию, дабы не быть повешенным. Мать девочки Луиза Мадлен, которая слыла своей красотой и женским обаянием, быстро нашла попечителя детям в лице синдика Ленормана де Турнема.

Финансист так бережно относился к приемной дочери, что у окружающих появились сомнения в истинном происхождении Жаннеты. Он обеспечил девушке прекрасное образование по тем временам: она обучалась пению, рисованию, танцам и манерам. В девятилетнем возрасте Жаннету отвели в салон к гадалке госпоже Лебон, которая произнесла пророчество, повлиявшее на биографию девочки. Мадам Лебон объявила, что Жанне суждено будет стать фавориткой короля. С тех пор данное предназначение стало мечтой девочки.

Личная жизнь

В возрасте 19 лет Жанна-Антуанетта вышла замуж по настоянию своего отчима за его племянника Шарля Гийома. Он был не намного старше девушки, но унаследовал приличное состояние. После венчания в храме Святого Евстафия молодожены переехали в Этиоль, фамильный замок мужа, который находился недалеко от Версаля. Через три года в семье появился первенец - дочь Александрина, которая вскоре скончалась. Такая же участь ждала и всех остальных детей четы: они умирали в младенчестве. Неизвестно, расстраивал ли этот факт Жаннету или нет - она вся была поглощена исполнением своей мечты.


Удачное местоположение имения мадам д’Этиоль играло ей на руку в достижении своей цели. Часто Людовик XV проезжал мимо их дома, и молоденькая Жаннета в эти мгновения старалась пройти поближе к дороге, чтобы король смог полюбоваться ее красотой. Однажды во время грозы возвращающийся престолонаследник даже посетил с визитом замок четы д"Этиоль. В знак благодарности за гостеприимство, оказанное хозяином дома, Людовик подарил ему рога только что убитого оленя, что оказалось весьма символично.


Но все попытки знакомства для Жанны заканчивались неудачами. Даже ее ежедневный променад в обворожительных нарядах по Сенарскому лесу, который она устраивала в надежде увидеть короля за охотой, окончился провалом: ее заметила бессменная фаворитка Людовика герцогиня де Шатору. Дама обладала крутым нравом и нещадно расправлялась со всеми соперницами. Поэтому Жаннете пришлось прекратить свои попытки, чтобы не случилось каких-либо неприятностей.

Но удача в конечном счете оказалась на стороне мадам д’Этиоль. Предыдущая любовница скоропостижно скончалась от осложнения воспаления легких, и ее место оказалось вакантным. Представился и случай лично увидеться с королем. Был объявлен тисовый бал-маскарад, который состоялся в Парижской ратуше в связи со свадьбой наследника и испанской принцессы Марии-Терезии. Жаннета, воспользовавшись своим статусом, смело отправилась на встречу судьбе.


В масках были все участники мероприятия, в том числе и Людовик. Жаннета выбрала костюм Дианы-Охотницы. Талантливая девушка подстраивает все таким образом, чтобы как можно чаще оказываться напротив короля и тем самым заинтриговать его. Он несколько раз пытался увидеть ее лицо, но Жанна тянула время до последнего момента. Когда, наконец, маска была снята, распаленный Людовик был восхищен красотой незнакомки. В этот же вечер состоялся их первый совместный ужин. На утро король попрощался со своей любовницей, посчитав, что это была интрижка на одну ночь. Красавица, безропотно повинуясь, покинула королевские покои.

Такое поведение заинтриговало Людовика: до этого никто из девушек так не поступал. И он решил продолжить роман. Следующее посещение королевских покоев Жаннета разыграла со всем ей присущим актерским талантом. Она представила свой визит, как бегство от рук разъяренного мужа-ревнивца, и попросила у обожаемого короля защиты. Обескураженный Людовик XV, видя неподдельные страдания женщины, предоставил ей протекцию. Через некоторое время он купил ей титул маркизы де Помпадур и замок недалеко от Версаля. После этого Жаннета стала официальной королевской фавориткой.

Людовик XV

Людовик XV слыл скучающим престолонаследником, который не любил заниматься государственными делами, поэтому нечасто присутствовал на министерских совещаниях. Его супругой была бывшая принцесса польская Мария Лещинская. Родители женили дофина, когда ему было всего 15, а невесте 22. За долгие годы брака в королевской семье родилось порядка 10 детей, а потом медики запретили королеве вступать в интимную близость с супругом. И Людовик XV обратил свои взоры на хорошеньких фрейлин. Только с женщинами король чувствовал себя по-настоящему свободно. Его набожная супруга, проявляя благоразумие, не вмешивалась в личную жизнь своего мужа. С присущим ей достоинством она продолжала царствовать на троне.


Женщины Людовика XV: Мария Лещинская, герцогиня де Шатору, Луиза ля Морфиль, мадам Дюбарри

Если со своим покровителем новоявленная маркиза научилась находить общий язык, то с придворными дело оказалось сложнее. Они долго не признавали за ней никаких прав и за глаза называли пренебрежительно «гризетка». Но любезное общение с королевой Марией неожиданно принесло маркизе де Помпадур покровительство и с ее стороны. А такие уловки, как обустройство в Версале кабинета маркизы, в котором стоял только один стул для его хозяйки - научило аристократов обращаться с ней учтиво.

Жаннета сразу поняла, что одними только любовными хитростями ей надолго не удержать внимание Людовика. И она применила весь арсенал известных ей способов.

Маркиза первым делом организовала салон, в котором предложила собирать высшее общество и приглашать передовых людей времени: ученых, поэтов, драматургов, художников и музыкантов. Людовику понравилась такая затея, и он с удовольствием участвовал в занимательных дискуссиях, проходивших в стенах этого общества. Постепенно салонами маркизы де Помпадур заинтересовалась знать. Многим аристократам показалась выгодной возможность личного знакомства с королевской особой.

Такие встречи посещали прогрессивные личности того времени. Из королевской казны потекли средства на науку, искусство, театр. А в подаренном маркизе де Помпадур Камерном театре, в котором она сама с удовольствием играла, прошла первая постановка комедии «Тартюф». При содействии Жаннеты свет увидела и французская научная Энциклопедия.

Достижения

Король, видя предприимчивость и дипломатичность своей подруги, привлекает ее к решению государственных вопросов. С легкой руки Жаннеты Франция расторгла свой союз с Пруссией и заключила партнерское соглашение с Австрией. При содействии маркизы была открыта военная школа для дворянских отпрысков. Это учреждение через несколько лет станет «альма-матер» для будущего императора . Маркиза де Помпадур сподвигла своего покровителя на полный запрет деятельности иезуитов на территории Франции.


Жанна поспособствовала созданию фарфорового завода в городе Севре, она ввела в обиход особую огранку драгоценных камней, а также использование бокалов-тюльпанов для шампанского. Считается, что формой для этих бокалов послужил слепок груди французской красавицы. Женщины до сих пор могут быть благодарны маркизе де Помпадур за ее изобретение ридикюля - небольшой сумочки для маленьких дамских нужд.

Внешность

Воспоминания современников о внешнем виде маркизы де Помпадур разнятся по своей сути. Одни ей приписывали только лишь обаяние и артистичность, другие искренне восхищались ее красотой. Известно одно, что если маркиза и обладала красотой и свежестью - этим она была обязана таланту скрывать свою болезненность. С раннего возраста у Жаннеты был диагностирован туберкулез. Но врожденное чувство вкуса позволяло маркизе не только выглядеть великолепно, но и стать законодательницей моды.


Она первая придумала носить каблук, чтобы восполнить свой низкий рост, и стала первой женщиной, надевшей чулки. Ее высокая прическа на долгие годы стала приметой времени, которая запечатлена на многих дамских портретах той эпохи. А фото изображений самой маркизы сейчас можно встретить в интернете в большом количестве.

Последние годы

Конечно, у маркизы, как и у всех дам ее положения, были недоброжелатели, но она умела грамотно их нейтрализовывать. За внешней оболочкой беззаботной женственной особы скрывался расчетливый ум и прагматичность. К тому же, долгие годы Жаннета боролась со своим холодным женским темпераментом, поглощая для этого в большом количестве сельдерей и трюфели - продукты, признанные в XVIII веке в качестве мощных афродизиаков. Но, прожив с Людовиком XV несколько лет в близких отношениях, маркиза спокойно уступила свое место новым молоденьким любовницам, не потеряв при этом благосклонности и дружбы короля.


Медленно прогрессирующая болезнь заставляла Жанну применять крайние меры и держаться изо всех сил. Но после ряда приступов маркиза скончалась в личных королевских покоях. Ей было 43 года, смерть наступила 15 апреля 1864 года.

Врачи вынесли вердикт, что причиной смерти стал рак легкого. Похороны прошли скромно. Тело маркизы де Помпадур сейчас покоится в семейном склепе монастыря капуцинок, рядом с могилами матери и дочери.

Фильмы

Кинематограф по-настоящему заинтересовался историей жизни легендарной законодательницы моды совсем недавно, в 2006 году. Был снят исторический сериал «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» французским кинорежиссером Робином Дэвисом. В главных ролях фильма 2006 года снялись звезды французского экрана Элен де Фужроль, Шарлотт де Тюркейм, Розмари Ла Волле. Это был первый опыт наиболее достоверного отображения пребывания маркизы де Помпадур при дворе династии Бурбонов.

3 изысканных рецепта в стиле маркизы де Помпадур и немного истории

29 декабря 1721 года родилась Жанна-Антуанетта Пуассон, которая вошла в историю как маркиза де Помпадур . Знаменитая фаворитка Людовика ХV была сильна не только в искусстве любви, но и в кулинарии

Дочери интенданта, обвиненного в растрате и бросившего семью на произвол судьбы, гадалка предсказала жизнь почти королевскую. Но путь к мечте был для Жанны Пуассон не прост. Сначала ей пришлось выйти замуж за Шарля Гийома Этиоля, чтобы восстановить честь семьи. С королем Людовиком XV мадам Этиоль знакомится на костюмированном балу в феврале 1745 года, а уже в июле получает титул маркизы и имение Помпадур .

В течение почти 20 лет маркиза де Помпадур - фаворитка и верный друг короля. Чтобы не наскучить возлюбленному, она придумывает для него все новые и новые развлечения. Приглашает в свою гостиную прославленных драматургов и философов, постоянно примеряет на себя новые образы от сельской пастушки до восточной одалиски. Например, она ввела в моду платья и ленты из ткани в мелкий цветочек, фартук обшитый кружевами, высокую прическу, открывающую лоб. Не забывает маркиза и о том, что «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок».

В XVIII столетии кулинария становится при французском дворе модным занятием. Свои таланты в нем пробуют придворные дамы. А королевские повара стремятся не только к изобилию блюд, но и к изысканности вкуса и качеству продуктов.

Маркиза де Помпадур отдавала предпочтение блюдам из дорогих продуктов, но простым, изысканным и возбуждающим .

Среди ее любимых продуктов трюфели, сельдерей, шоколад, спаржа.

Вот что писал о свойствах сельдерея гурман Александр Гримо де ла Реньер :
«Хотя в вареном виде сельдерей теряет часть целебных своих достоинств, не нужно забывать, что растение это ароматическое, полезное для желудка, вызывающее аппетит, горячительное, а следовательно, весьма возбуждающее. Для очистки совести мы обязаны предупредить об этом последнем свойстве сельдерея робких читателей: им лучше вовсе не есть сельдерея или, по крайней мере, употреблять его с величайшей осторожностью. Говоря проще, холостякам сельдерей заказан» .

Подобными же свойствами по его словам отличается и спаржа :
«В конце апреля в Париже на радость тем, кто, наскучив картофелем и прошлогодними бобами, тоскует о зелени, является первая спаржа.
Спаржа в Париже всегда очень дорога и доступна только богачам: пища эта вовсе не сытная и слегка возбуждающая, но зато очень нежная»
.

По одной из версий, мадам Помпадур ежедневно съедала тарелку трюфельного супа с сельдереем на завтрак. А спаржу предпочитала белую голландскую, с фиолетовыми кончиками.

Праздничные рецепты в стиле маркизы де Помпадур

ТРЮФЕЛЬНЫЙ СУП С СЕЛЬДЕРЕЕМ

Ингредиенты:

3 чашки сока сельдерея
Полчашки сухого белого вина
Полчашки концентрированного мясного бульона
4 желтка
1 столовая ложка лимонного сока
1 тонко нарезанный трюфель (Трюфели можно купить в Москве по цене от 650 евро за 1кг. Если выбрать для супа трюфель весом 50 граммов,то это обойдется вам не так уж дорого );
Соль и перец по вкусу

Как готовить:

Соединить сок сельдерея, мясной бульон и вино, довести до кипения.

Взбить желтки, влить в них горячий бульон, постоянно помешивая.

Перелить смесь в кастрюлю, добавить трюфель, лимонный сок, соль и перец. Варить на среднем огне 5 минут, не давая супу кипеть.

Подавать к столу немедленно после готовности.

СПАРЖА А ЛЯ ПОМПАДУР


Ингредиенты для соуса:

1 чайная ложка муки
100 г сливочного масла
2 желтка
4 столовые ложки лимонного сока
Щепотка мускатного ореха

Как готовить:

Очистить и отварить связку спаржи в кипящей подсоленной воде.

Тонко нарежьте спаржу по диагонали на кусочки длиной не более мизинца. Возьмите только лучшие части, подсушите на теплой салфетке.

Приготовьте соус. В водяной бане (раньше для нее рекомендовали использовать серебряную кастрюлю, но подойдет и обычная) растопить кусок сливочного масла, добавить муки, щепотку мускатного ореха, желтки, лимонный сок.

В готовый соус опустить спаржу и накрыть кастрюлю крышкой.

МОРОЖЕНОЕ А-ЛЯ ПОМПАДУР

Ингредиенты:

Ванильное мороженое 1 кг
Бисквит 350 г
Ликер «Куантро» 250 мл
Мелкая клубника 500 г
Белое вино 250 мл ;
Сахар 2-3 ст. ложки
Взбитые сливки по желанию

Как готовить:

Возьмите форму диаметром 22-24 см, дно проложите фольгой и поставьте ненадолго в холодильник.

Добавьте в мороженое несколько чайных ложек ликера и перемешайте, бисквит порежьте на кусочки.

Форму достаньте из холодильника, на дно выложите половину мороженого, сверху положите кусочки бисквита, политые ликером, сверху выложить еще один слой мороженого и бисквита.

Укрыть фольгой поставить на час в холод.

Клубнику промыть в вине, присыпать сахаром, замочить на 15 минут в ликере. Выложить мороженое из холодильника на блюдо украсить пирамидой из клубники и взбитыми сливками.

Правление французского короля Людовика XV (1710-1774) – это целая эпоха. Началась она 1 сентября 1715 года, а закончилась 10 мая 1774 года. То есть по времени заняла большую часть XVIII века. Эта венценосная личность стала главой государства в 5-летнем возрасте после смерти своего прадеда Людовика XIV. Вполне естественно, что ребёнку назначили регента в лице Филиппа Орлеанского. Лишь в 1726 году король заявил, что будет править самостоятельно. Но всё равно ему пришлось делить власть с кардиналом Флёри, пока тот не умер в 1743 году.

Лишь после этого Его величество попыталось руководить страной единолично, даже не назначив первого министра. Однако столь ответственное занятие у короля получилось не очень хорошо. А дело заключалось в том, что Людовик XV очень легко попадал под влияние своих любовниц, которых у него было великое множество. И это, несмотря на то, что он был женат с 1725 года на Марии Лещинской, родившей ему 10 детей.

Маркиза де Помпадур

В 1745 году доминирующее место среди фавориток заняла маркиза де Помпадур (1721-1764). Эта женщина считалась главной любовницей Его величества до 1751 года, но и после этого не утратила влияния на царствующую особу вплоть до своей смерти и сыграла огромную роль в политической жизни Франции. Что же это за женщина, и как ей удалось сосредоточить в своих слабых нежных руках огромную власть?

История жизни маркизы де Помпадур

Настоящее имя этой женщины Жанна Антуанетта Пуассон, но в историю она вошла как маркиза де Помпадур. Родилась 29 декабря 1721 года в Париже. Отец – Франсуа Пуассон (1684-1754) принадлежал к третьему сословию (первое сословие – духовенство, второе сословие – дворянство, третье сословие – все остальные слои населения, в том числе и буржуазия) и занимался коммерцией. Мать – Мадлен де Ла Мотт (1699-1745).

Предполагается, что биологическим отцом девочки был либо финансист Парис де Монмартл, либо сборщик налогов Ле Нормант Турнехем. В 1725 году Франсуа Пуассон бежал из страны, так как не смог выплатить несколько крупных долгов, а в то время за такое преступление карали смертью (только через 8 лет король аннулировал все его долги и разрешил вернуться во Францию). В результате этого законным опекуном Жанны Антуанетты стал Ле Нормант Турнехем.

Когда девочке исполнилось 5 лет, её отправили в монастырь Урсулине в Пуасси для получения образования. Там ребёнок пробыл до января 1730 года и вернулся домой. Причиной стало слабое здоровье: девочка заболела коклюшем. После этого опекун организовал ребёнку частное обучение. Он пригласил лучших учителей того времени, и Жанну Антуанетту обучили танцам, рисованию, живописи, литературе, музыке. В результате она получила образование, которое давали детям аристократов.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось 19 лет, опекун выдал её замуж за своего племянника. Звали этого молодого человека Чарльз Гийом (1717-1799). Но ещё до свадьбы Ле Нормант Турнехем сделал племянника своим единственным наследником. Также он отдал ему в качестве свадебного подарка большое поместье в Этиоле (28 км от Парижа). Это поместье располагалось возле леса Сенарт, где находились королевские охотничьи угодья.

Венчание состоялось в 1741 году в церкви Святого Евстафия в Париже. После этого у Жанны Антуанетты началась семейная жизнь. Муж любил её страстно, а она заверяла суженого, что никогда не покинет его, если только этого не пожелает король. У пары вначале родился сын, умерший во младенчестве, а в 1744 году на свет появилась дочь, которую назвали Александриной. Она умерла в 1754 году. Все остальные роды закончились у будущей маркизы де Помпадур выкидышами.

Наша героиня имела высокий семейный статус, а поэтому могла посещать частные парижские салоны, где собирались такие люди как Вольтер, Монтескье, Чарльз Пино Дюкло, Бернард де Фонтенелле. Освоившись в салонах, Жанна Антуанетта создала свой собственный в Этиоле. Этот салон вскоре стал популярен в среде культурной элиты, так как хозяйка покорила гостей своим тонким юмором, остроумием и широкими познаниями в изобразительном искусстве.

Всё складывалось хорошо, но Жанна Антуанетта с детства привыкла считать себя птицей высокого полёта. Поэтому она очень хотела познакомиться с королём, а в идеале стать его любовницей, чтобы в полной мере испытать пьянящее чувство власти и успеха. Муж в данном вопросе был не помеха. Он страстно любил жену и во всём слушался её беспрекословно.

А та посещала парижские салоны и привлекала мужчин своей красотой и изяществом. О Жанне Антуанетте начали много говорить, и подобные разговоры дошли до ушей Его величества. Вполне понятно, что короля заинтересовала женщина, о которой все мужчины отзывались с восторгом. Но глава государства был, к сожалению, не свободен. У него была фаворитка герцогиня де Шатору, и он не мог вот так сразу с ней расстаться ради мифической красотки.

Королевская охота

В 1744 году Жанна Антуанетта попыталась встретиться с королём. Тот был на охоте в лесу Сенарт, а оттуда было рукой подать до поместья в Этиоле. Наша героиня надела на себя синее платье, села в розовый фаэтон и велела ехать по дороге, пересекающей Сенарт. Как и предполагалось, король увидел и яркий фаэтон, и красивую даму, сидящую в нём. Он распорядился послать прекрасной незнакомке большой кусок оленины.

Этим, правда, всё и ограничилось. Но 8 декабря 1744 года скончалась любовница Его величества герцогиня де Шатору. Людовик XV стал свободным человеком, и уже ничто не мешало Жанне Антуанетте завладеть его сердцем. Но видимо и король уже имел виды на женщину, мечтавшую стать его любовницей. Повод для близкого знакомства нашёлся довольно быстро.

В Версальском дворце 25 февраля 1745 года планировался бал-маскарад по случаю бракосочетания дофина Франции Луи и испанской инфанты Марии Терезы Рафаэлы. По такому случаю разослали множество приглашений. Вполне естественно, что каждое такое приглашение утверждал лично король. И он не обошёл вниманием загадочную женщину, которую видел сидящей в розовом фаэтоне в синем платье.

Одним словом, Жанна Антуанетта получила приглашение на королевский бал-маскарад. А пришли все на него в костюмах, изображавших тисовые деревья. Но наша героиня решила проявить оригинальность и оделась богиней охоты Дианой. Сам король ограничился лишь маской. На этом балу и произошло их близкое знакомство. Пара общалась очень долго на глазах у всех, а через 3 дня вновь встретилась уже на другом балу.

В начале марта король и будущая маркиза де Помпадур стали любовниками, и после этого наша героиня приобрела статус официальной королевской фаворитки. Такое положение при дворе кардинально меняло семейную жизнь молодой женщины. Теперь она принадлежала только королю и больше никому. Новой фаворитке выделили в Версале прямо над покоями короля апартаменты, состоящие из нескольких комнат. Король попадал в них по специальной потайной лестнице, скрытой от посторонних глаз.

А что же бедняга Чарльз Гийом – законный муж Жанны Антуанетты? С ним жена развелась 7 мая 1745 года. Но мужчина стойко перенёс удар судьбы. На это указывает хотя бы тот факт, что он умер в 1799 году, когда и его бывшая жена, и Людовик XV уже давно превратились в прах.

Став разведённой женщиной, наша героиня потеряла все привилегии и ей потребовался титул. Уже 24 июня король подарил своей любовнице усадьбу Помпадур в Лимузене. А 14 сентября 1745 года ей был дарован дворянский титул маркиза, который по своему статусу находился между герцогиней и графиней. С этого момента Жанна Антуанетта исчезла, а на историческую арену вышла маркиза де Помпадур.

После получения титула и герба женщина стала полноправной придворной дамой. Она постаралась наладить хорошие отношения с королевским семейством, а для этого начала оказывать всяческие знаки уважения Марии Лещинской (жене короля). А последняя, родив 10-го ребёнка, отказала Его величеству в интимной близости. Королева посвятила себя воспитанию детей и молитвам, прося Бога спасти многострадальную Францию.

Король Франции Людовик XV

Новая фаворитка короля оказалась чрезвычайно умной, энергичной и предприимчивой женщиной. По сути, она стала играть при Людовике XV роль премьер-министра. Именно по её воле назначались люди на важные государственные посты, раздавались награды, милости, а как известно, реальной властью обладает тот, кто ордена и пенсии даёт. Но самое главное в деятельности новой фаворитки заключалось в том, что она начала влиять не только на внутреннюю, но и внешнюю политику страны.

В 1755 году австрийцы попросили де Помпадур вмешаться в переговоры о дипломатических соглашениях между Францией и Австрией. Маркиза вмешалась, и это привело к подписанию 1 мая 1756 года Версальского договора. Благодаря ему был создан франко-австрийский альянс, просуществовавший 30 лет.

В то же время многие политические решения этой женщины были не только ошибочны, но и вредны для Франции. Так страна потерпела поражение в Семилетней войне (1754-1763) в союзе с Австрией и Россией против Англии и Пруссии и потеряла свои американские колонии. А после битвы при Россбахе 5 ноября 1757 года, в которой французская армия была наголову разбита, фаворитка успокоила короля, сказав знаменитую фразу: «После нас хоть потоп». Из Семилетней войны Франция вышла банкротом, а её территории уменьшились.

Впоследствии историки обвинили именно де Помпадур в том, что Англия превзошла Францию в колониальной политике. Справедливо это или нет? Да, фаворитка кардинально влияла на внешнюю и внутреннюю политику страны, но кроме неё во Франции было много других знатных вельмож, занимающихся аналогичными вопросами. Они тоже внесли свою лепту в дело ослабления государства. А ответственность за всё, в любом случае, нёс Людовик XV, так как именно он являлся главой вверенной ему державы. Все остальные люди назначались только им, и маркиза де Помпадур не была исключением.

Для более полного понимания образа фаворитки следует отметить, что она отнюдь не чуралась брать из казны деньги для личных нужд. На эти средства она покупала драгоценности, одежду, устраивала приёмы и развлечения. В то же время покровительствовала живописи, архитектуре, медицине, коммерции.

Под её защитой находилась школа физиократов (экономическая теория), давшую дорогу теории Адама Смита. Именно де Помпадур поддержала создание общей энциклопедии, хотя против выступали многие авторитетные служители церкви. Именно при ней стал пользоваться наибольшей популярностью такой стиль в дизайне интерьеров как рококо. Этой женщиной восхищался сам Вольтер, считая её выдающейся личностью.

У нашей героини было много врагов при дворе, которые считали её выскочкой из простолюдинов. А женщина имела чувствительную психику и очень болезненно относилась к подобной критике. Чтобы удержаться на вершине власти, она постаралась полностью привязать к себе короля, но, естественно, не через постель, а став ему преданным другом. Она превратилась в необходимого для Людовика XV человека. Фаворитка никогда не обманывала короля, а тот в ответ стал безгранично доверять ей.

Для Его величества были свойственны приступы меланхолии и скуки. И только де Помпадур могла развлечь и увлечь венценосную особу чем-то новым и заманчивым. Она была горазда на выдумки, чрезвычайно остроумна, когда надо весела, а если требовали обстоятельства, то грустна и задумчива. По всей видимости в ней сидела великая актриса, но свою роль та играла только для одного зрителя – Людовика XV.

В конце 1750 года наша героиня и Его величество прекратили интимные отношения. В этом было повинно и слабое здоровье фаворитки. Она часто простужалась, болела, страдала от головных болей. От короля у неё случилось три выкидыша, что тоже негативно сказалось на здоровье. Нужно также учитывать огромное нервное напряжение, в котором постоянно находилась женщина. Она даже минуты не могла побыть сама собой, так как вокруг всегда было множество глаз врагов, а друзей у неё почти не было.

Однажды де Помпадур призналась, что она всегда была женщиной с холодным темпераментом, а любовные утехи её никогда не интересовали. Правда, она пыталась увеличить своё либидо с помощью трюфелей, сельдерея и ванили, но всё оказалось безуспешным. Поэтому на протяжении многих лет она имитировала пылкую страсть в постели, мечтая лишь обо дном, чтобы всё это быстрее закончилось.

Такой маркизу де Помпадур изображают в кинематографе

Прекратив интимную близость с Его величеством, фаворитка взяла на себя роль «друга короля». Она объявила об этом во всеуслышание, чтобы ни у кого не осталось сомнений в её высоком статусе. Однако нужно было позаботиться о своём влиянии и отсечь всех возможных конкуренток, ведь среди знатных дам было много умных, хорошо образованных, честолюбивых и красивых женщин.

Обладая незаурядным умом и хитростью, маркиза де Помпадур организовала подобие гарема в особняке под названием «Олений парк», который находился рядом с Версалем. Туда стали свозить молодых красивых девушек третьего сословия в возрасте от 14 до 17 лет. Эти прекрасные создания были девственницами, и Его величество окунулось в эту юную непорочную красоту с головой. Вполне естественно, что Людовик XV перестал искать себе фавориток, на что и рассчитывала наша героиня.

Благодаря больше уму, чем женской красоте, маркиза сохранила влияние на короля и власть при дворе вплоть до своей смерти 15 апреля 1764 года. Умерла она от туберкулёза в возрасте 42 лет. Король нежно ухаживал за умирающей женщиной, а враги восхищались её мужеством в последние недели жизни.

Когда де Помпадур скончалась, Вольтер написал: «Мне очень грустно, что она умерла. Я был обязан ей многим и искренне оплакиваю её. Кажется абсурдным, что эта развратная развалина продолжает жить, а прекрасная женщина в разгаре великолепной карьеры умирает в возрасте 42 лет».

Во время похорон начался дождь, и король, стоя у гроба, сказал: «Маркиза отправилась в путешествие в плохую погоду».

Похоронили эту выдающуюся личность в Париже, в монастыре капуцинок рядом с матерью и дочерью.

Эпоха Барокко... Величественная фигура женщины с гордым взглядом темных глаз, окутанная правильными складками тяжелого шелка.

Она родилась в родовом замке, росла, дыша ароматом монастырского ладана, жила в строгих залах и садах Людовика XIV и умирала в монастырских покоях Сен-Сира.

А на смену ей, из сверкающей пены жизни, вынырнула другая фигура. Кокетливая, изящная, в напудренном парике на маленькой головке, в мушках. Для нее нет закона, кроме ее каприза.

Где-то работал и страдал народ, где-то решались мировые вопросы и готовилась будущая катастрофа Франции.

Шелковые занавеси плотно закрывали дверь в изящный будуар. И здесь, среди ароматов и пудры, царил всегда смеющийся, всегда капризный бог наслаждений - Рококо.

И царицей этого царства была маркиза Помпадур.

Век прекрасного... И все прекрасное в искусстве, литературе, ремесле носит на себе печать маркизы Помпадур.

29 декабря 1721 года у Франсуа Пуассон, шталмейстера двора герцога Орлеанского, родилась дочь. Дали ей имя Жанна-Антуанетта.

Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию.

Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но по-видимому, нравов нестрогих.

Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был не Франсуа Пуассон, а генерал Ленор-ман-де-Турнехем. Во всяком случае в судьбе Жанны он принимал очень живое участие.

Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование, а потом решил выдать ее замуж за своего племянника.

И вот 9 марта 1741 года, а Париже, в церкви св. Евти-хия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Карлом Ленорман д Этиоль. Маленького роста некрасивый жених, стройная, с интересным бледным лицом, невеста.

К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти.

Молодой д"Этиоль женился по любви, мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету.

На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. Когда ей было девять лет, одна гадалка предсказала ей, что она будет фавориткой короля.

М-ль Пуассон твердо верила этому предсказанию и всей своей жизнью готовилась к нему.

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых - среди них были такие крупные имена, как аббат Берни, Вольтер, Фонтенель.

Через них она познакомилась с искусством, литературой, политикой.

Нельзя сказать, чтобы она была красива, но она была очаровательна. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, прекрасные глаза, цвет которых нельзя было определить,- иногда они казались черными, иногда синими, чарующая улыбка, великолепные светлые волосы, прекрасные руки, стройная, среднего роста фигура.

Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться.

У нее была прелестная дочь Александра, которую она нежно любила.

С очаровательной улыбкой, обмахиваясь веером, на котором была нарисована Габриель д"Эстрэ, а у ног ее Генрих IV, она говорила своим многочисленным поклонникам: «Только с королем я могла бы изменить моему мужу».

Самые злые языки в то время не могли сказать о ней ничего дурного,- жизнь ее была безупречна.

Однако ее можно было часто встретить близ Этиоля, в лесах Сенара, где происходили королевские охоты.

Она в голубой с розовым амазонке, с соколом в руке, как средневековая дама... Или она - в голубом фаэтоне, вся в розовом. Ее заметили, о ней заговорили, называли нимфой лесов Сенара.

Король невольно обратил внимание на одетую в цвета утренней зари амазонку. Любопытный взгляд короля встречается со взглядом неверных глаз мадам Этиоль.

Около Людовика XV была в то время мадам Шатору. Появление на его горизонте юной амазонки ей не понравилось. Мадам Этиоль это дали понять.

Она перестала появляться на королевской охоте, но целью ее жизни был по-прежнему король.

В 1745 году городом Парижем был устроен большой маскарад в честь помолвки дофина. Мадам Этиоль знала, что на нем будет король. Графиня Шатору незадолго до того внезапно умерла, и теперь король был свободен.

На балу к Людовику XV подошла изящная маска в костюме Дианы-Охотницы. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок.

Через несколько дней, в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам Этиоль была очень близка к королевской. Спустя еще некоторое время король ужинал с мадам Этиоль наедине.

После этого ужина Людовик точно испугался своего нового увлечения и много дней не вспоминал о мадам Этиоль. Тщетно старался его камердинер Бинэ, дальний родственник мадам Этиоль, напомнить ему о ней.

Наконец, король все-таки заговорил о ней с Бинэ. Он сознался, что она ему очень понравилась, но показалась более честолюбивой и властной, чем любящей. Бинэ уверял его, конечно, что мадам Этиоль безумно влюблена в него и теперь, изменив с ним обожающему ее мужу, она думает только о смерти.

Король пожелал видеть мадам Этиоль еще раз.

Теперь она была более осторожна. Глубоко затаив свое честолюбие и властность, она была перед королем только бесконечно любящей женщиной. В ответ на свою нежность она почувствовала, что теперь она сильна, но ей было важно не покидать Версаля. И вот, еще в объятиях короля, мадам Этиоль стала приходить в отчаяние от того, что ее ожидает дома, она уверяла короля, что безумно боится мужа, что он ревновал ее и раньше, но теперь гнев его будет ужасен. Король поверил ее страху и слезам и предложил ей укрыться временно от гнева мужа в дальних покоях Версальского дворца.

По совести говоря, муж мадам Этиоль был более жалок, чем страшен. Он искренно любил свою жену, и, когда его дядя, генерал Ленорман сообщил ему, что она его покинула, то он лишился чувств, а придя в себя, пытался много раз лишить себя жизни. Изгнанный королем из Парижа, он долго и серьезно болел в Авиньоне.

Когда Людовик XV уезжал к своим войскам во Фландрию, мадам Этиоль не поехала с ним. Она поселилась в Этиоле и жила там очень замкнуто, занятая почти исключительно перепиской с королем. Тем временем для нее в Версале отделывали комнаты, которые раньше занимала покойная мадам Шатору. Мадам Этиоль знала, что с приездом короля она будет объявлена официальной фавориткой. Одно из последних писем короля было адресовано ей уже не как мадам Этиоль, но как маркизе Помпадур,- в письме были документы на этот титул.

Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору.

Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично. Только один момент растерялась она,- это было у королевы.

Королева Мария Лещинская давно перестала ревновать короля, и маркиза Помпадур была для нее лишь новым именем, а не новым огорчением. И теперь, когда маркиза готовилась услышать от королевы заготовленную заранее готовую банальную фразу о своем туалете, Мария Лещинская вдруг ласково спросила ее об одной знакомой даме. Маркиза растерялась, и у нее вырвалось неловкое, но искреннее восклицание:

«Самое мое горячее желание - понравиться Вашему Величеству».

Смущение маркизы быстро прошло, а за ласковые слова она надолго сохранила благодарность к королеве.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду. Она возникала внизу, где приводила к частым самоубийствам, увеличивалась со ступенями положения и богатства, и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV. Скука была единственная любовница, которой он был верен всю жизнь, скука была тот злой гений, послушный которому Людовик говорил: «После нас хоть потоп».

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная со внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

От ее зоркого гл^за не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Сна играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература.

Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его.

Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,- Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер... Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король.

Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей.

Строил этот театр Габриэль по личному плану маркизы, расписывал его внутри ее любимый художник Бушэ. Входным билетом была небольшая карточка, на которой была нарисована кокетливая Коломбина, около нее влюбленный Леандр, из-за занавески выглядывал обманутый Пьеро. Публику составляла почти всегда королеская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, директором был герцог де-Лавальер. Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур

Еще у себя в Этиоле она устраивала спектакли и пока зала себя хорошей актрисой и приятной певицей. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка... Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Не даром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы - самая очаровательная женщина Франции».

Репертуар театра тоже составляла сама маркиза. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо, Кребильона.

После спектакля король с самыми близкими, в числе не более четырнадцати лиц, обычно оставался на ужин. Приглашенные входили с ним вместе в салон, изысканно меблированный, на стенах которого была живопись Латура, Ватто, Бушэ. Сюжетом этой живописи были роскошные пиры, но в самом салоне не было и намека на ужин.

Когда король переступал порог, к нему приближались два пажа и спрашивали приказаний насчет начала. Едва король успевал сделать знак, что можно подавать, расступался пол и, как во дворце Армиды, снизу поднимался роскошно сервированный стол. Пажи быстро вносили кушанья и начинался ужин. Здесь не было пьянства и разгула. Елись легкие, вкусные блюда, пились тонкие вина, возникали веселые изящные разговоры, легкая пикантность которых никогда не переходила в непристойность.

Король не должен скучать,-- вот цель маркизы. Поэтому во время постов, когда запрещены разные увеселения, она устраивает во дворце духовные концерты, где поет и сама.

Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Дофин и дочери короля были против нее, королева была безмолвна и не была ни за, ни против.

Но маркиза была честолюбива. Ее влияние на личность короля ее не удовлетворяло - она хотела влияния на всю политику Франции. И несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Насчет своих врагов маркиза никогда не заблуждалась и по достоинству оценивала их. В противовес им она употребляет все усилия, чтобы приобрести друзей. Но последнее ей плохо удавалось. Этому мешали два ее крупных недостатка - она была мстительна и злопамятна. Она никогда ничего не прощала, и ее близкие больше всего боялись ее, чем любили.

Относительно дофина ее месть была бессильна, но с другими своими врагами маркиза была беспошадна Она добивается отставки Орри, министра финансов, пользовавшегося большой популярностью. Изгнан из Парижа за насмешливые куплеты о ней любимец короля Мо-репа.

Почтительно, но твердо борется маркиза с королевской семьей, надменно с придворными, успешно с иезуитами, терпеливо с парламентом.

Власть маркизы с каждым днем становится сильней Она делается негласной правительницей Франции. Иностранные державы ищут ее расположения. Через~нее добивается императрица Мария-Терезия союза с Францией, благодаря которому возникает неудачная для Франции семилетняя война с Германией и Англией.

При дворе своем маркиза вводит строгий этикет. В ее приемном покое только одно кресло для нее, все приходящие должны стоять. Под предлогом частого нездоровья, она не вставала даже при принцах крови. В театре она сидела в королевской ложе, в капелле Версаля для нее было выстроено особое возвышение. Штат ее дома состоял из шестидесяти человек. Ее выездной лакей был из обедневшего, но старинного дворянского рода.

В своем величии маркизе хотелось как бы вычеркнуть свое скромное происхождение. Своего отца, господина Пуассон, маркиза превращает в пэра Франции, владельца поместья де-Мареньи, своего брата - в маркиза де-Ведриер, впоследствии маркиза де-Мареньи Она покупает у фамилии Креки их склеп в церкви Капуцинов на площади Вандом и переносит туда тело своей матери.

Но главный предмет ее забот и честолюбивых замыслов это -ее единственная и нежно любимая дочь Александра, похожая на мать характером и внешностью. Она воспитывалась в аристократическом монастыре д"Ассомпсьон, где ее называли, как детей королевской крови, по имени: Александра. Ей маркиза готовила блестящую будущность. Но судьба разбивает все ее мечты. Десяти лет от роду Александра неожиданно умерла. Подозревали яд, месть иезуитов, но вскрытие ничего не обнаружило.

Яд вообще маркиза предполагала всюду и много раз предостерегала против него короля. Сама она ничего не начинала есть первой. Правда, у нее был перед глазами пример - неожиданная смерть мадам Шатору, очень похожая на отравление. Даже близким своим маркиза не могла доверять. Ее родственница и лучшая подруга, мадам д"Эстрад оказалась шпионкой при ней и любовницей ее врага, министра иностранных дел Аржан-сона.

Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил, и душевных и физических, ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте. Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести с окружающими людьми и событиями «вечную битву», как она называла свою жизнь.

В слабом и болезненном теле маркизы Помпадур жила безумная энергия. Казалось, ни одного часа своей жизни она не проводила в бездействии. Она вникала во все. Картинная выставка, по поводу которой она выслушивает мнение других и высказывает свое... Антиквары, у которых она часто покупает прекрасные вещи для своих дворцов,- мебель, саксонский фарфор, китайский фарфор... Беседы с архитекторами, художниками... Устроенная ею в Версале типография, где на ее глазах печатались «Rodo-gune» Корнеля и некоторые произведения Вольтера... Обсуждение с Клероном театральных туалетов... Работа ее личная над офортом, гравюрой или геммой... Некоторые из ее работ дошли до нас -- конечно, они слабей, чем произведения окружающих маркизу художников, но они все же очень интересны.

Маркиза вела огромную переписку ео многими замечательными людьми.

«Мне еще нужно написать около двадцати писем»--говорит она, прощаясь вечером со своим отцом.

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,- в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции. И дейстительно, если маркиза не всегда была компетентна в каком-либо вопросе, она всегда знала достаточно, чтобы не казаться в нем невеждой... Кроме того, у нее было великолепное собрание книг по театру и вообще по искусствам.

Но больше всего у маркизы было книг о любви Романы испанских, итальянских, французских писателей, рыцарские романы, героические, исторические, моралистические, политические, сатирические, комические, фантастические. Ее библиотека была храмом романа Читая, маркиза переживала тысячи жизней, посвященных любви, и, уходя от действительности, отдыхала от нее в иной, творимой жизни.

По мысли маркизы основывается военное училище За постройкой здания маркиза следит сама, и даже ею лично рисованы проекты некоторых его украшений

Французские гобелены давно победили восточные ковры, французский хрусталь был также прекрасен, как венецианский, но французский фарфор не мог соперничать с саксонским и китайским.

Маркиза, любившая его и понимавшая в нем толк, задалась целью создать французский фарфор, который был бы лучше саксонского. В 1756 году государственный фарфоровый завод, бывший в Венсене, переводят в Севр.

Здесь строят великолепные здания для художников и работников завода. Здания окружены прекрасными садами, где бьют фонтаны и насажены очаровательные боскеты. Вдали виден густой лес, где живущие на заводе могут охотиться.

Под началом мастера, обладающего секретом изготовления хорошей фарфоровой массы и ее окраски, работает пятьсот человек, из которых шестьдесят - опытные художники.

Маркиза избрала Севр местом своих обычных прогулок. Она ободряет художников, дает им советы, помогает в выборе красок и форм. Прекрасный розовый цвет, изобретенный при ней, назван ее именем «Rose Pompadour».

Очень быстро произведения Севра достигают необычайной высоты, и им не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором.

Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает.

Торгуя, она расхваливает их так убедительно, что трудно у нее не купить.

Однажды во время прогулки в Севр маркизу пленил раскинувшийся перед ней пейзаж. Она стояла на очаровательном зеленом холме, откуда было видно Версаль, Сен-Клу и еще дальше Сен-Жермен. Маркиза решила построить здесь дворец.

В прекрасный летний день она собирает сюда архитекторов, художников, садовников и, сидя на зеленой траве, обсуждает с ними план постройки.

И вот, под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю.

В первом дворе было два здания,- одно для конюшен, другое для театральных представлений. Дальше второй двор, окруженный с трех сторон зданиями дворца, а с четвертой к нему примыкает сад с террасой, откуда открывается вид на Сену, Булонский лес, на зеленеющие острова и деревни. От террасы к Сене спускалась зеленая лестница из цветущих померанцев и лимонов, а в парке, под куполом из деревьев, высился бюст короля и маркизы.

Внутренность дворца была не менее хороша. Картины, мрамор, фарфор... Маркиза понимала и любила прекрасное.

В день первого приезда короля в Белль-Вю, в театре, отделанном в китайском стиле, был дан балет «Амур-архитектор», изящная шутка на тему о постройке Белль-Вю. Вечером, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад.

Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,- они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Маркиза обладала не только дворцом Белль-Вю. Она часто покупала новые земли и дворцы и иногда продавала их с большим для себя убытком. Ее владения были огромны, и во многих из них она очень редко бывала. Большой дворец Кресси, стоивший колоссальную сумму, небольшой дворец Ла-Сель, простой маленький павильон у Версальского парка, отделанный персидскими обоями и живописными панно, окруженный садом, представлявшим собой боскет из роз, в зелени которого укрывался белый, мраморный Адонис; маленький домик в Фонтенбло с множеством кур разных пород, домик в Компьене; роскошный дворец в Париже.

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим. Но несмотря на то, что эти покупки стоили Франции очень дорого, их общей суммы нельзя сравнить с другой цифрой. Дороже всего стоила Франции вся плеяда архитекторов, художников, скульпторов и садовников, которых маркиза возила за собой в каждое свое владение, где они переделывали от начала до конца все по ее вкусу. Это стоило государству тридцать миллионов ливров.

Маркиза не ограничивалась перестройкой своих дворцов и домов, которые она занимала. Она также переделывала все дворцы короля, в которых он ее принимал. В этом, как и во всем, маркиза старалась найти развлечение для скучающего короля. Ей хотелось, чтобы ни один из его дворцов не был похож на другой и был ему по-новому интересен.

Жизнь маркизы Помпадур была не только «вечной битвой» с интригами врагов, но и «вечной битвой» с самой собой, битвой со своей душой, со своим слабым болезненным телом, даже со своим холодным темпераментом.

Ее видят всегда веселой, спокойной, с улыбкой и песнью на устах. Только из записок ее камеристки мадам Хосе, дошедших до нас, мы узнаем ее интимную жизнь, ее бессонные ночи, полные тревоги и слез.

«Дорогая моя! Я боюсь потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Вы знаете, мужчины придают большое значение некоторым вещам, а у меня, к несчастию, очень холодный темперамент. Я решила применить к себе несколько возбуждающий режим, чтобы исправить этот недостаток, и вот в эти два дня этот элексир мне помог,. или, по крайней мере, мне так показалось».

Так говорит маркиза своему другу, герцогине де-Бранка.

Для возбуждения темперамента она пьет также шоколад с большим количеством ванили, ест салат из сельдерея и трюфелей.

Но отношение к ней короля становится уже не прежним.

Когда Дамьен ранил его кинжалом в 1757 году, маркиза одиннадцать дней, запершись в своих покоях, не знала, что ее ожидает. Она плакала, падала в обморок, придя в себя, снова плакала и снова лишалась чувств. Доктор Кезнэ из покоев короля все время ходил к ней и обратно, стараясь, как мог, ее успокоить. Сам король ее к себе не звал и не давал о себе знать.

После одиннадцати дней мучительного ожидания король прислал к маркизе своего министра Машо, ее же ставленника, с приказом от имени короля немедленно покинуть Версальский дворец.

Маркиза уже решила выполнить это приказание, но одна из ее подруг, жена маршала, Миренуа, ее отговорила. Сделав вид, что покидает дворец, маркиза на самом деле оставалась там, выжидая событий. Совету мадам Миренуа маркиза последовала не зря, через несколько дней король с ней увиделся, и она снова заняла свое положение.

Министр Машо получил отставку.X

Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника.

Измученная внутренней и внешней борьбой, развлечениями через силу, под вечным страхом соперниц, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Первые измены короля она побеждала легко.

Устранена и неожиданно умирает (есть подозрение, что ее отравили по приказу маркизы) обольстительная маде-маузель Шуазель-Романэ. Но теперь маркиза понимала, что дальше уже не так просто. И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля, где одновременно было не больше двух девушек. Кто их возлюбленный, девушки не знали. Им намекали, что это польский принц, родственник королевы. Скромные, необразованные девушки были не страшны маркизе. «Мне нужно его сердце»,- говорила она о короле.

Когда какая-нибудь из девушек беременела, ее увозили оттуда, ребенка обеспечивали, а мать с небольшим приданым выдавали замуж в провинцию. Все это устраивала сама маркиза, и трудно сказать, во имя любви или во имя честолюбия приняла она на себя эту двусмысленную роль

С сжатым сердцем и холодным умом стала маркиза Помпадур уже не возлюбленной, а другом и поверенной короля Людовика.

Она покидает верхние интимные покои Версальского дворца и поселяется внизу, где до нее жили только принцы крови. И как бы объявляя всем о перемене своего положения, она ставит в парке Белль-Вю свою статую в виде богини Дружбы.

Но теперь маркизе было важно иметь официальное положение при дворе, и король просит королеву принять ее в свою свиту.

Но даже кроткую Марию Лещинскую эта просьба возмутила. Не имея смелости прямо отказать королю, она говорит, что не может принять к себе женщину, бросившую своего мужа и за это осужденную церковью.

1 огда маркиза пишет своему мужу, господину Ленор-ман Д Этиоль письмо, полное раскаяния, где, сознавая все свои ошибки, всю свою вину перед ним, она умоляет простить ее и принять обратно к себе.

Одновременно с этим письмом отправляется верный человек сказать ему, что, если он не желает навлечь на себя неудовольствие короля, ему советуют отказать.

Муж маркизы давно примирился со своей судьбой и жил, развлекаясь вином и легкими любовными интригами. На свое письмо маркиза получила от него вежлизый ответ, где он писал ей, что от всего сердца прощает ей ее вину перед ним, но принять к себе не желает.

Получив нетерпеливо жданный ответ, маркиза разражается потоком жалоб. Она виновата, она раскаялась, что ей делать, если муж ее теперь отталкивает, только религия может ее утешить.

Каждый день в часовне Версаля, но не наверху, не на своем почетном месте, а внизу, в толпе, и долго по окончании службы она стоит коленопреклоненная у алтаря.

После долгого колебания и нерешительности иезуита отца де-Сасси, после ее письма к Папе, она, наконец, получает прощение церкви. Марии Лещинской теперь ничего не остается, как только покориться воле короля.

«Государь! У меня один царь на небе, который дает мне силы переносить мое горе, и один король на земле, воле которого я всегда покорна»,- говорит она королю, принимая новую даму в свою свиту.

Враждебного отношения иезуитов во время своего покаяния маркиза не забыла. Двенадцать лет спустя иезуиты были изгнаны из Франции.

Король, связанный с маркизой единственно силой привычки и ее ума, искал новой любви. Его короткие романы в «Оленьем Парке» его не удовлетворяли. Враги маркизы старались выдвинуть новую фаворитку.

Перед королем проходит длинная вереница женщин, из которых каждая доставляет несколько дней тревоги и горя маркизе.

Когда на горизонте короля появляется мадемуазель Роман, маркиза видит, что король влюблен уже по-настоящему.

У мадемуазель Роман был сын от Людовика.

С бьющимся сердцем идет маркиза в Булонский лес, где на траве, заколов роскошные черные волосы бриллиантовым гребнем, кормит грудью мадемуазель Роман своего сына, Людовика Бурбонского. Прикрыв, как бы от сильной зубной боли, свое лицо платком, маркиза наблюдает за ней и даже заговаривает с ней.

Вернувшись домой, она говорит с грустью мадам Хосе «Надо сознаться, и мать, и ребенок, очень красивы».

Но этот роман короля, более серьезный, чем другие, не порвал цепей, которыми он был прикован к маркизе Помпадур. Эта победа несколько успокаивает маркизу, но она, все еще веселая внешне, грустна, разочарована и одинока.

«Чем я становлюсь старше, мой дорогой брат, тем более философскими становятся мои суждения. Я уверена, что также думаете и Вы. Кроме счастья быть с королем, которое, конечно, меня во всем утешает, все остальное только ткань из злобы, пошлости,- вообще из всех грехов, на которые способно бедное человечество. Хороший материал для размышления, особенно для тех, кто, как я, родился философствующим над всем»,- пишет она своему брату

В другом письме она говорит:

«Всюду, где есть люди, Вы найдете все пороки, ложь, все на какие они способны. Жить в одиночестве было бы очень скучно, потому нужно терпеть их недостатки и делать вид, что их не замечаешь».

Но из всех огорчений маркизы было наибольшим то, что вместо славы Франции, с которой бы в веках было связано ее имя, ее вмешательство в дела государства принесло стране разорение и несчастные войны.

Она повторяет, смеясь: «После нас хоть потоп».

Но на самом деле она очень заботилась о своем имени в потомстве.

«Нужно отказаться от всякой мысли о славе. Это тяже-, лая необходимость, но это единственное, что нам остается. Ваше усердие и преданность королю еще могут быть ему нужны»,- пишет она во время Семилетней войны герцогу д"Этион.

Когда она увидела, что все ее мечты о славе не удались, она действительно оставила их, и навсегда удручена этим.

Близкий ей человек, ее любимый министр и, говорят, даже любовник, герцог Шуазель, говорит о ней:

«Я боюсь, чтобы меланхолия не завладела ею всецело и она не умерла бы от горя».

Как странно звучит это. Всесильная маркиза Помпадур, умирающая от горя.

Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид.

Некогда гадалка предсказала маркизе ее блестящее возвышение. И теперь переодетая, с приклеенным носом, маркиза пробирается к другой гадалке, узнать, как она умрет. Она получает ответ: «Вы успеете раскаяться».

Это предсказание, как и первое, сбылось.

У маркизы в детстве шла горлом кровь. Ее жизнь погубила вконец ее здоровье. Но она не хотела сдаваться до последней возможности.

В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей, герцог Шуазель, мадемуазель Мирепуа и принц Субиз, самый преданный ей человек.

За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец.

Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь.

Когда приближался ее конец, коро/ь лично сказал ей, что настало время причаститься.

Она не могла лежать из-за одышки и сидела, обложенная подушками в кресле, сильно страдая. Перед смертью она набрасывает рисунок прекрасного фасада церкви св. Магдалины в Париже.

Когда священник св. Магдалины собирался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе».

Через несколько минут она умерла.

Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией. Из них только пять первых она была возлюбленной короля.

Перед смертью она велела надеть на себя монашеское платье, большие четки ордена Францисканцев и деревянный крест на грудь. Сейчас же после смерти ее тело вынесли из Версаля.

В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером Шамплостом стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия.

Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Вот единственная почесть, которую я могу ей оказать».

Своим душеприказчиком маркиза назначила принца Субиз. В завещании все было ясно обдумано, она составила его с любовью к предметам искусства, которые она оставляла после себя в огромном количестве. В этом, как и во всей своей жизни, она была больше эстеткой, чем доброй христианкой. Она награждала дружбу, но в то же время охраняла для будущего свои многочисленные коллекции.

Ее похоронили в склепе на площади Вандом, где уже стоял гроб ее матери.

Дидро говорит о ней жестоко: «Итак, что осталось от этой женщины, которая погубила столько человеческих жизней, истратила столько денег, оставила нас без чести и энергии и разрушила политическую систему Европы? Версальский договор, который продлится известное время, Амур Бушардона, которым будут всегда восхищаться, несколько гравированных камней, которые приведут в восторг антикваров будущего, хорошенькая маленькая картина Ванлоо, на которую будут иногда смотреть, и... горсть пепла».

Но маркиза любила искусство, любила литературу, и имена Бушэ, Фрагонара, Латура, Ванлоо, Греза, Монтескье, Вольтера и еще многих крупных людей ее эпохи окружают ореолом ее облик в веках.

История против нее, но за нее искусство.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»