День рождения епископа красногорского иринарха. Владыка Иринарх: Я всегда призывал власти к покаянию. Иринарх, епископ красногорский, председатель синодального отдела по тюремному служению

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В Прикамье сменился руководитель крупнейшей конфессиональной организации. Место епископа Пермского и Соликамского Иринарха, который переведен в Московскую епархию, займет митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий. Владыке Иринарху удалось серьезно усилить позиции Русской православной церкви (РПЦ) в регионе – при его участии церковь вернула в собственность ряд объектов недвижимости, которые в досоветское время принадлежали РПЦ. В то же время представители других конфессий надеются, что с новым руководителем епархии у них получится наладить более конструктивное взаимодействие, поскольку владыку Иринарха в последнее время отличала "тенденция к самоизоляции".

В минувшую пятницу в Санкт-Петербурге на заседании Священного Синода Русской православной церкви епископ Иринарх был освобожден от управления Пермской и Соликамской епархией. Он был назначен епископом Красногорским, викарием Московской епархии. Кроме того, владыка Иринарх назначен председателем вновь образованного синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению. Члены Священного Синода поставили во главе Пермской епархии митрополита Мефодия, который до этого управлял Астанайской и Алматинской епархией. Сегодня епископ Иринарх проведет свое завершающее архиерейское богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе Перми, после чего уедет в Москву.

Слухи о возможном переезде епископа Иринарха в Москву появились буквально сразу после того, как в прошлом году патриархом Московским и Всея Руси стал митрополит Кирилл. Епископ Иринарх (Грезин) стоял во главе Пермской епархии с 2002 года. "С краевой властью у него всегда был конструктивный диалог. Плохого ничего не могу сказать", – отметил "Ъ" руководитель департамента внутренней политики администрации губернатора Сергей Неганов. По мнению чиновника, при владыке Иринархе "епархия существенно продвинулась вперед". "Работа велась по многим направлениям. Например то, что в Перми открылась духовная семинария, – целиком его заслуга. Он настойчиво отстаивал интересы РПЦ", – считает Сергей Неганов.

Конструктивный диалог со светскими властями позволил епархии добиться заметных успехов в возвращении церковной недвижимости, потерянной после революции. Так, РПЦ удалось оформить право собственности на здание Архиерейского дома, где располагался краеведческий музей, куда сразу же перебралась штаб-квартира епископа Пермского и Соликамского. Церковь получила в собственность часть помещений расформированного в 2003 году ракетного института ПВВКИКУ (там находилась Пермская духовная семинария). В прошлом году епархия договорилась с пермской мэрией о передаче церкви здания православной гимназии по ул. Кирова, 55. А региональные власти передали РПЦ в безвозмездное пользование бывшую Симеоновскую церковь при городской общественной богадельне, последним арендатором этого здания был краевой центр медицинской профилактики. Также Пермская епархия заявляла о своих претензиях на здание Пермской художественной галереи (Спасо-Преображенский кафедральный собор) и здание Пермского научного центра уральского отделения РАН (бывшая церковь Марии Магдалины), расположенного по улице Ленина, 11. Кроме того, РПЦ планирует закрепить за собой территорию пермского зоопарка (там ранее располагалось монастырское кладбище), когда зверинец съедет с нынешней территории.

Владыка запомнился и рядом неоднозначных высказываний. Например, причины трагедии в "Хромой лошади" он связал с "запредельным уровнем греховности в Пермском крае". При этом у Пермской епархии в последние годы были напряженные отношения с представителями других конфессий. В последние годы епархия не участвовала в работе межконфессионального консультативного комитета (МКК) Пермского края, куда входили представители традиционных религий. Епископ Иринарх неоднократно подвергал критике работу МКК, считая, что в рамках комитета нельзя уравнивать РПЦ и другие религиозные объединения.

Представители других конфессий надеются, что с новым руководителем епархии будет налажено более конструктивное взаимодействие. "Это ненормальная ситуация, когда в МКК не участвует такая многочисленная конфессия", – отметил "Ъ" председатель совета Иудейского религиозного общества Перми Ефим Бурштейн. Благочинный Пермского края Русской православной старообрядческой церкви протоиерей Валерий Шабашов полагает, что у епископа Иринарха была некая "тенденция к самоизоляции": "Он не хотел идти на контакты ни с какими конфессиями. Сложно сказать, это была его личная позиция или позиция церкви". По словам отца Валерия, владыка не участвовал во встречах представителей конфессий, даже когда те собирались не под вывеской МКК.

Новый преосвященный Пермский и Соликамский митрополит Мефодий (в миру Николай Немцов) в 1990-х годах был представителем Московской патриархии в Православно-католической комиссии по урегулированию отношений православных и католиков восточного обряда на Западной Украине. В 2000–2003 годах – председатель историко-правовой комиссии РПЦ, председатель фонда по премиям памяти митрополита Макария. С мая 2003 года он возглавил новообразованный митрополичий округ в Казахстане. Известно, что при участии митрополита Мефодия в Астане был построен Успенский кафедральный собор – крупнейший в Центральной Азии. Когда митрополит прибудет в Пермь, пока не известно.

Епископ Иринарх (Иван Поликарпович Вологжанин, 7 января 1886-19 октября 1973 гг.)

Родился в д. Еловщина Вятской губернии 7 января 1886 года. Религиозное образование получил от родителей и от священника Михинского старообрядческого прихода отца Иоанна Копысова . На путь церковного служения будущий архипастырь встал уже после революции 1917-го, в самые трудные для Церкви годы. В сан священника рукоположен 8 февраля 1922 года в Москве на Рогожском кладбище епископом Рязанским (Богатенко) и был послан в приход деревни Тарасенки (Удмуртия).

Здесь, кроме службы в церкви, он активно занимался просветительской религиозной деятельностью среди местного населения, обучал детей религиозной грамоте. Приход был сложным, не до конца были преодолены разногласия между старообрядцами « » и « » не только среди местного старообрядческого населения, но и среди старообрядческих священников. Отец Иоанн учил местное население научным основам ведения земледелия, закупал новые сорта зерновых культур. Когда в конце 20-х годов выгорела почти треть деревни, он помогал в строительстве новых домов, собирал средства для помощи пострадавшим.

В начале 30-х годов, с новой волной репрессий против религии, о. Иоанн был сослан с семьей на поселение на север. В тяжелой северной ссылке умерла его жена, из детей в живых осталась только одна дочь. Несмотря на трагические события в своей жизни, о. Иоанн продолжал служение. После войны примерно в 1948-1949 годах он тайно приезжал в д. Тарасенки и совершал требы, включая крещение детей.

В послевоенный период гонения на религию несколько ослабли, и в 1949 году о. Иоанна определяют настоятелем в г. Гомеле, а 29 июня 1956 г. он принимает иночество. В Москве, в во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 1 июля 1956 года Архиепископ (Слесарев) по соборному определению рукоположил отца Иоанна под именем Иринарх в сан епископа на Киевско-Винницкую епархию. Резиденция владыки Иринарха расположилась в Виннице.

С его приходом епархия увеличивается и явным образом преображается. Теперь епархия носит название Киевско-Винницкой и Одесской и включает в свой состав украинские приходы белокриницкого согласия, в том числе и бывшие до 1941 года на территории Румынии. По словам современников епископа Иринарха (Вологжанина), с его служением был связан подъем духовной и церковной жизни Киевской епархии. За годы своего служения владыка Иринарх рукоположил несколько священно- и церковнослужителей.

В 1973 году владыка тяжело заболел. Однако незадолго до своей кончины он принял участие в деле, которое, возможно, спасло существование трехчинной белокриницкой иерархии на территории Советского Союза. Дело в том, что власти долгое время не давали разрешения на хиротонию новых епископов, а старые постепенно уходили в мир иной. Когда, наконец, появилась такая возможность, то действующим архиереем оставался лишь один архиепископ (Латышев), который отказывался совершить единоличную хиротонию (в это время из архиереев в живых более никого не было).

Тогда владыка Иринарх смог найти в себе силы, фактически встав со смертного одра, принял участие в рукоположении епископа (Кононова), который в скором времени фактически стал местоблюстителем московского архипастырского престола и в 1986 году рукоположил во архиереи епископа (Гусева), будущего старообрядческого митрополита. Владыка Иринарх, отстояв литургию и совершив эту важнейшую епископскую хиротонию, тут же снова слег, и через некоторое время, в октябре 1973 г., отошел ко Господу. Погребение совершал еп. Анастасий. Могила владыки сохраняется на городском кладбище г. Винница.

Как вспоминал о. , который близко знал еп. Иринарха и с 1971 года был секретарем владыки, архипастыря отличало строгое и бережное отношение ко всему, связанному с церковным богослужением, которое он стремился внушить и тем, кого поставлял в священный сан. Почти каждую литургию он заканчивал краткой (в то время долго говорить было нельзя), но очень назидательной проповедью, которую завершал словами:

Блажени слышащие слово Божие и хранящие е.

Сняв облачения, обязательно выходил на паперть, где раздавал милостыню нищим, как обычно поджидавшим его после службы.

77.)
Епископ Красногорский, викарий Московской епархии, председатель Синодального отдела по тюремному служению.

В миру Грезин Владимир Кузьмич, родился 23 ноября 1951 года в городе Шумерля Чувашской АССР в семье рабочего.

В 1967 году, получив неполное среднее образование (8 классов средней школы), поступил на работу.

В 1968 году направился в Москву на учёбу.

В 1968 - 1969 годах учился в городском профессионально-техническом училище Москвы. По окончании училища в 1970 году работал электромонтером на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), откуда и был призван на службу в Вооруженные Силы.

В 1970 - 1972 годах служил в рядах Советской армии. В течение армейской службы с разрешения командования посещал вечернюю среднюю школу. По завершении службы в армии работал на Шумерлинском заводе САФ и одновременно учился в вечерней средней школе рабочей молодежи города Шумерля, которую окончил в 1973 году.

В 1973 - 1974 годах работал электромонтером-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в городе Химки Московской области, а затем, перед поступлением в семинарию, в 1974 - 1975 гг. работал в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1975 - 1978 годах учился в Московской духовной семинарии.

В 1978 - 1982 годах учился в Московской духовной академии, по окончании которой за курсовое сочинение по догматическому богословию «Святоотеческие догматические системы» Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.

В 1982 - 1985 годах — слушатель аспирантуры при Московской духовной академии.

В октябре 1982 года одновременно с зачислением в аспирантуру приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата в секторе миротворческого служения Русской Православной Церкви.

3 апреля 1985 года, на последнем курсе обучения в аспирантуре, принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх.

13 апреля 1985 года был рукоположен во иеродиакона, а 15 апреля того же года — во иеромонаха.

В июле-сентябре 1987 года находился в Бирмингеме, в Селли-Оук колледже, с целью изучения английского языка.

В 1987 - 1988 годах учился в Экуменическом институте в Боссэ в Женеве.

В 1988 - 1989 годах слушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете в Кембридже (Соединенные Штаты Америки).

В 1988 году возведён в сан игумена.

С апреля 1989 года курировал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата программу преодоления алкоголизма и наркомании (в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР и ВНЦ наркологии).

Подготовил и провел в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата два советско-американских церковных семинара по алкоголизму и наркомании (1989 и 1990) и Совместное совещание Министерства здравоохранения СССР и Московского Патриархата на тему: «Церковь и преодоление алкоголизма и наркомании» (1989).

Одновременно как священнослужитель вел пастырскую работу с больными алкоголизмом и наркоманией в московской городской наркологической больнице №17 и в наркологической клинике №13 Всесоюзного научного центра медико-биологических проблем наркологии.

1 марта 1990 года назначен настоятелем вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве.

В 1990 году (на втором советско-американском церковном семинаре по алкоголизму и наркомании) в конференц-зале Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата имело место учредительное собрание, на котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было учреждено Православное братство трезвости «Отрада и Утешение» (со статусом общественно-религиозной организации).

В 1990 - 1991 годах — секретарь Комиссии Священного Синода по благотворительности и катехизации, которая позднее была преобразована в два Синодальных отдела: Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Отдел религиозного образования и катехизации.

В 1990 - 1991 годах — секретарь Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в марте 1991 года освобожден от обязанностей секретаря Комиссии в связи с переходом на приходское служение).

В апреле 1991 года, оставив работу в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, перешел на приходское служение во вновь открытый больничный храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве.

Осуществляя приходское пастырское служение, в качестве председателя Православного братства трезвости «Отрада и Утешение» продолжил участие в работе движения по преодолению алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР, с Отделом наркологии и психиатрии Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзным научным центром медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии), с кафедрой наркологии Центрального института усовершенствования врачей, с другими структурами и службами наркологической помощи населению, а также по линии Моссовета, а позднее — мэрии Москвы в качестве члена Межведомственной комиссии Моссовета по делам больных алкоголизмом и наркоманией.

Все годы священнослужения на поприще приходского священника — настоятеля храма занимался пастырским душепопечением и духовным окормлением госпитализированных больных Московской городской клинической больницы им. С.П. Боткина и расположенной по соседству клиники Онкологического научно-исследовательского института им. П.А. Герцена. Параллельно осуществлял реставрационные работы в приписном больничном храме святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, возведенном среди больничных корпусов на территории Боткинской больницы.

В 1999 - 2001 годах выполнял послушания по линии Епархиального совета города Москвы, в состав которого был введён на Епархиальном собрании города Москвы, проходившем в декабре 1998 года.

Постановлением Священного Синода от 12-13 марта 2002 года избран епископом Пермским и Соликамским.

14 апреля 2002 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Кемеровский и Новокузнецкий Софроний; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Тихвинский Константин, Орехово-Зуевский Алексий, Тульский и Белевский Кирилл, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност.

25 декабря 2009 года постановлением Священного Синода в связи с преобразованием Пермского духовного училища в Пермскую духовную семинарию назначен ректором последней.

5 марта 2010 года назначен епископом Красногорским, викарием Московской епархии, председателем новообразованного Синодального отдела по тюремному служению

Родился в 1951 году в городе Шумерля (Чувашская АССР) в семье рабочего.

По окончании ПТУ в 1970 году работал электромонтёром на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад).

В 1970-1972 годы служил в Вооружённых силах СССР.

В 1973-1974 годы работал электромонтёром-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в городе Химки Московской области; в 1974-1975 годы работал в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1975-1978 годы учился в Московской Духовной семинарии; в 1978-1982 годы - в Московской Духовной академии, по окончании которой за курсовое сочинение по догматическому богословию «Святоотеческие догматические системы» Советом Академии был удостоен степени кандидата богословия.

3 апреля 1985 года, на последнем курсе обучения в аспирантуре при МДА, принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх в честь преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13 января).

В июле - сентябре 1987 года изучал английский язык в Селли-Оук колледже (Бирмингем).

В 1987-1988 годы учился в Экуменическом институте в Боссэ, в Женеве (Швейцария).

В 1988-1989 годы - слушатель в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете в Кембридже (Соединенные Штаты Америки).

С апреля 1989 года курировал в Отделе внешних церковных сношений программу преодоления алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР и ВНЦ наркологии.

С апреля 1991 года клирик вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве. Позднее - благочинный Всехсвятского округа города Москвы.

13 марта 2002 года Священный Синод РПЦ определил ему по возведении в сан архимандрита быть епископом Пермским и Соликамским.

14 апреля 2002 года в Храме Христа Спасителя за литургией был хиротонисан во епископа. Хиротонию совершили Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Кемеровский и Новокузнецкий Софроний; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Тихвинский Константин, Орехово-Зуевский Алексий, Тульский и Белевский Кирилл, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност.

5 марта 2010 года решением Священного Синода освобожден от управления епархией и назначен епископом Красногорским, викарием Московской епархии и председателем Синодального отдела по тюремному служению

Общественно-политические выступления

10 февраля 2009 года не принял приглашения участвовать в конференции, посвященной проблемам религиозной толерантности и организованной Межконфессиональным консультативным комитетом Пермского края; выступил с «Открытым письмом епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации», которое начиналось со слов «В последние годы всё активнее навязывается нам некая „толерантность“ как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма <…>» и призывало родителей добиваться запрещения уроков толерантности в государсвтвенных школах. Документ был размещён, среди прочего, на официальном сайте Московской Патриархии и вызвал обеспокоенность и критику в некоторых кругах российского общества.

20 февраля того же года представители Межконфессионального консультативного комитета Пермского края (МКК) ответили на открытое письмо епископа Иринарха: отметив что для «верующего человека толерантность - не совсем удачный термин», они напомнили, что Россия подписала Декларацию прав терпимости (Declaration of Principles on Tolerance ) от 16 ноября 1995 года; в ответе МКК также говорилось: "Мы рассматриваем данное письмо, как личное мнение и не хотим распространять отношения между МКК и владыкой на отношения между МКК и РПЦ. <…> "

Награды

Награждён орденами и медалями РПЦ:

  • медаль преподобного Сергия Радонежского I степени
  • медаль святого благоверного князя Даниила Московского
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени

Государственные:

Епископ Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов) родился в 1790г. в Курской губернии в семье священника . Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. По окончании академии в 1817 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, назначен профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую духовную семинарию. В 1819 г. иеромонах Иринарх был направлен в Италию, где служил в русских посольских храмах в Милане, Флоренции и Риме до 1831 г.

По возвращении в Россию он был возведен в сан архимандрита. С 1833 по 1835 г. архимандрит Иринарх снова служил за границей при русском посольстве в Афинах. Возвратившись на родину, 3 мая 1836 г. он был рукоположен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии, а в сентябре того же года стал епископом Рижским, викарием Псковской епархии и оставался им до 12 октября 1841 г. Дальнейшее служение епископа Иринарха до 1867 г. проходило большей частью также в приграничных губерниях в Кишиневе, Каменце Подольском, последние годы (1863–1867) в Рязани, где он ушел на покой в возрасте 77 лет. Десять лет епископ Иринарх провел на покое в рязанском Троицком монастыре, где скончался после непродолжительной болезни 25 сентября 1877 г. Современники считали, что он составил себе имя заграничной деятельностью, но в то же время приобрел известность «сановника полезного и в России для разных духовных должностей по отличным его способностям» . Многотомные издания его проповедей и поучительных слов , а также исторический очерк о православной Церкви в Греции были опубликованы еще при жизни.


Современники отмечали, что епископ Иринарх отличался скромностью и отсутствием корыстолюбия, вел умеренный образ жизни, так что после его смерти не осталось почти никакого имущества, принадлежавшего преосвященному. В надгробной речи Рязанский епископ Палладий назвал преосвященного Иринарха «воспитанником гения», имея в виду его учебу в Санкт-Петербургской Духовной Академии у тогда еще архимандрита Филарета (Дроздова). Но и сам епископ Иринарх, продолжая дело своего учителя, по словам преосвященного Палладия, «воспитал гения» - знаменитого архиепископа Иннокентия Херсонского. Митрополит Мануил (Лемешевский) характеризовал преосвященного Иринарха как выдающегося человека своего времени, отличающегося высокими нравственными качествами. «Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге» .

Уже через несколько дней после прибытия в Ригу епископ Иринарх беседовал со старшинами Гребенщиковской староверческой молельни о необходимости открытия в Риге единоверческого прихода. Неутомимая деятельность преосвященного по обращению раскольников, его доступность в общении, понимание людей привлекали к нему православных рижан. Однако вскоре епископ Иринарх был вынужден направить свою энергию также и на обращение латышей и эстонцев в православие.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»