Мощевики - предметы православного религиозного культа, в которых возможно хранение и ношение мощей, почитаемого святого или части мощей какого-то предмета, связанного с православной религией. Мощевиком можно назвать абсолютно любой предмет, в котором есть место для хранения мощей, бывают разных типов и видов. Нательный мощевик, крест мощевик или ковчежец, икона мощевик. Малые частицы мощей при помещении в мощевик заливаются воскомастикой, предохраняющей их от выпадения или повреждения. В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 c вятых).
В личных архивах: мемуарах, дневниках, записках, документах, сохранившихся в фондах дворян и частично опубликованных в XIX - начале XXв., осталось немало свидетельств того, что во многих дворянских домах имелись христианские святыни. И не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты, а с ними и другие христианские святыни, разными путями попавшие к их владельцам. Русская аристократия в лучших ее представителях видела свое служение на поприще государственном и социальном (в управлении крестьянами) как служение религиозное, Богом данное. И надеялись в этом случае благочестивые дворяне не столько на себя: на власть, на свой ум, сноровку и знание, - сколько на благословение Божие своему дому, своим делам. В святынях, которые собирались в таковых домах, видели залог благодатного покровительства святых Божиих и скорого слышания своих молитв, Небесной помощи в многотрудном деле властедержания.
Святыни разными путями приходили в дома дворян. Но всегда обретение святой иконы или частиц мощей происходило через высокое благословение - архиерейское или царское. Иконами, мощами благословляли дворян за службу, за церковные благодеяния. Другое дело - путь святыни внутри рода - через благословение родительское или кого-то из родственников. Наследовал иконы при этом по преимуществу старший сын или тот, кто имел на это право. Многие святыни обретали свое почетное место в домах дворян после некоторых чудесных обстоятельств, поэтому, в узком смысле, этот путь обретения святынь можно обозначить как Божие благословение.
Если в домах известных и знатных благочестивых вельмож имелось особенно много христианских святынь, в том числе и ковчежцы-мощевики, то у рядовых дворян чаще находились кресты-мощевики. Ковчежцы и кресты-мощевики держали в "образной", или в домовой церкви, если таковая имелась в доме. Исполнение заповедей, стремление к духовной чистоте позволяли некоторым из дворян иметь дерзновение носить святыни постоянно с собою: в ладанках, рядом с нательным крестом.
Великие христианские святыни нередко из домов передавались в монастыри и храмы. Мотивов было несколько: помочь обители встать на ноги; для жертвенного поминовения и благословения представителям рода, которые уже покоились здесь или должны были быть захоронены в пределах данного монастыря в будущем; и конечно - дать возможность многим христианам поклоняться святыне. По надписям на подаренных священных предметах можно судить, что многие вклады в монастыри и пустыни - драгоценные напрестольные Евангелия, кресты-мощевики, ковчеги - делались ради поминовения близких родственников, и прежде всего родителей. Вкладчик мог упомянуть и свое имя для поминовения его после смерти. За глубокой молитвой русский человек традиционно ехал в монастырь, на богомолье. Там в глубоком молитвенном покое, среди монастырской братии, перед мощами великих русских святых особенно высвечивался подлинный смысл жизни православного христианина -"стяжание Духа Святаго", по слову преподобного Серафима Саровского.
После личного посещения святых мест или подарка от кого-либо из знакомых, ездивших на богомолье, в благочестивом дворянском доме появлялись и новые святыни - паломнические. Они, как правило, не были дорогими по цене, но драгоценными по принадлежности к почитаемому святому и его обители. Святыни, приходившие в дома столь разными путями, в том числе и после богомольных поездок, были благодатной защитой их домам и всей округе. Богообщение через святые мощи и иконы позволяло быть ревностными в вере, просвещало умы духовным светом, необходимым для честного и мудрого гражданского, социального и политического служения. За хранением дворянами большого числа святынь в своих домах, за потребностью ездить на богомолья, чтобы поклониться великим православным святыням, безусловно, в первую очередь стояла цель Богообщения - через молитву, через стяжание благодати в дарах Духа Святаго. Но были и другие высокие цели: испрашивалось благословение Божие и святых на служение ближнему (крестьянину; подчиненному по службе; своей семье; нищим). Созданное в XVIIIв. отдельное сословие дворян, в лучших своих представителях было благословлено разного рода христианскими святынями на истинное служение своему Отечеству, народу и Церкви.
Как и много веков назад в современном ювелирном искусстве встречаются такие изделия, как: мощевики, складни, ладанки . Наверняка многие задавались вопросом: в чем же их отличие, ведь с первого взгляда они так похожи друг на друга? Давайте узнаем об их различии, а заодно и о предназначении.
Откуда появились нагрудные мощевики, складни и ладанки?
Еще с первых веков христианства верующие носили на груди медальоны с частицами святынь: Животворящего Креста или мощами святых мучеников . Наряду с этим, как известно, носили и кресты, а позже образки со Спасителем, Богородицей и святыми . Впоследствии мощевики, кресты и нательные иконы как бы соединились вместе и получились, так называемые, энколпионы (с греч. нагрудный) или панагиары – кресты или медальоны, которые украшались различными изображениями и камнями и носились поверх одежды. Они делались в виде маленьких ковчежцев, куда закладывались святыни.
Энколпион
Шли годы, и постепенно из энколпионов получились изделия для хранения личных святынь, носимых при себе: для мирян – нагрудные мощевики, складни, ладанки , а для архиереев панагии ̶ овальные медальоны, чаще с изображением Божией Матери .
Мощевик князя Сергея
Александровича Романова
19 в.
Панагия. Греция. Крит.;
XVI в.
Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий, она утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери , носимой на груди, как знак архиерейского достоинства.
Отличие мощевиков от складней и ладанок.
Так чем же отличаются эти ювелирные изделия?
По сути и мощевик , и складень , и ладанка - те же образки, но с различными функциями.
Мощевик ̶ это небольшой ковчежец для хранения частиц мощей или других святынь. Он имеет полость, куда помещается святыня, плотные створки и замок. Мощевик может быть выполнен в виде иконы или креста .
Складень же состоит из нескольких образков, либо крестика и образка, которые для компактности складываются вместе в виде книжечки. Внутри находится складная иконка, а на крышечке изображаются надписи и символы. Для ношения святынь он не приспособлен.
Ладанки изначально использовались для ношения на груди ладана, поскольку православные люди верили, что ладан отгоняет темные силы. В ладанке можно носить как кусочек ладана, так и другую маленькую святыню.
Что носить в мощевиках и ладанках сегодня?
Как мы уже говорили, в древности в мощевиках носили частички мощей святых мучеников, в наше время такая практика встречается весьма редко. Тогда возникает вопрос: а что же тогда носить? Сегодня в нательном мощевике и ладанке можно носить, так называемые «вторичные святыни» . Это может быть цветок или растение из святого места, кусочек ткани от облачения святого или приложенная к святым мощам, щепотка песка со Святой Земли, частицы просфоры, ладан. Определенных правил здесь нет, каждый решает сам, какую памятную для себя святыню носить в мощевике или ладанке.
Но важно одно: к ношению этих святынь требуется правильное отношение и понимание того, что это не талисманы, они защищают не сами по себе, а только посредством хранимой благодати Божией, как, впрочем, и другие православные украшения.
Нательные образки, ладанки, мощевики, энколпионы, нательные складни ... Подобный перечень можно встретить в каталогах производителей ювелирной продукции церковной тематики. В чем разница между этими изделиями и для чего они предназначены?
Ношение образков - благочестивая традиция, возникшая еще в Византии .
По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу - тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать - силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.
Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать - духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии , являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п.
О панагиях и наперсных крестах можно прочесть в предыдущих выпусках журнала «Церковный ювелир», а также на портале www.ortox.ru. Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Нередко приходится слышать вопрос о том, что хранить внутри энколпиона или ладанки. Если есть мощевик - то где мощи?
Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит.
Мощи - слишком великая святыня, чтобы носить их с собой. Цепочка может оборваться, мощевик - случайно раскрыться, и святыня будет утеряна и попрана.
Главное же - мощам лучше пребывать в храме, где им смогут поклониться многие верующие. Мы же будем носить на груди так называемые вторичные святыни: частицу облачения мощей святого либо ткани, приложенной к мощам, часть пояска, соприкоснувшегося с Поясом Пресвятой Богородицы, цветок или земельку из святого места и т.п., освященный ладан .
А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Елена Вишковская
Нательные образки, ладанки, мощевики, энколпионы, нательные складни… Подобный перечень можно встретить в каталогах производителей ювелирной продукции церковной тематики. В чем разница между этими изделиями и для чего они предназначены?
Ношение образков - благочестивая традиция, возникшая еще в Византии. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу - тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать - силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.
Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать - духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п.
Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Нередко приходится слышать вопрос о том, что хранить внутри энколпиона или ладанки. Если есть мощевик - то где мощи*? - Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит. Мощи - слишком великая святыня, чтобы носить их с собой. Цепочка может оборваться, мощевик - случайно раскрыться, и святыня будет утеряна и попрана. Главное же - мощам лучше пребывать в храме, где им смогут поклониться многие верующие. Мы же будем носить на груди так называемые вторичные святыни: частицу облачения мощей святого либо ткани, приложенной к мощам, часть пояска, соприкоснувшегося с Поясом Пресвятой Богородицы, цветок или земельку из святого места и т.п., освященный ладан. А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
Елена Вишковская.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №37, 2013 г.