16 лет девочке не слушается мать. Ребёнок не слушается. Что делать? Право на свободное время

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

То, что с детьми иногда бывает трудно, известно всем. Но когда наступает подростковый возраст, многие родители понимают, что все предыдущие проблемы были просто цветочками. И речь идёт не о таких правонарушениях, как курение, алкоголь, наркотики, безобразное поведение в школе и т.д. –эти проблемы очевидны, видны и понятны. Речь пойдёт о другом: о черством, неуважительном отношении подростков к близким людям в семье.

Эти проблемы обычно мало заметны окружающим, но менее значительными они от этого не становятся. Девочка 15 лет в магазине с мамой выбирает летние наряды. Разговаривает совершенно хамским тоном: «Ты не понимаешь ничего…», «Отстань…», «Ты совсем на голову больная?», «Я с тобой больше никуда не поеду…», «Я тебе уже сто раз говорила…».

Мама с расстроенным лицом семенит за дочкой. Пытается как-то возражать, срывается на крик, дочка с надутым видом, молча, идёт по торговым рядам, не обращая на мать внимания. Возвращаются домой. Дочка - сразу вКонтакт, и милое личико расцветает улыбкой: про маму, которая в это время пьёт таблетки от головной боли и давления, она уже и думать забыла.

Мальчишки, конечно, не так эмоциональны и иногда просто не обращают на родителей внимания. Мать пытается поговорить с сыном о школе, спросить его об отметках, учителях, одноклассниках – бесполезно: он сидит, уткнувшись в монитор, и не обращает на неё внимания, отделываясь краткими словами: не знаю, не видел, отстань. Из своего невозмутимо спокойного состояния он выходит только тогда, когда она пытается выключить компьютер или вырвать из его рук планшет.

Чаще всего родители пропускают эти ситуации как бы мимо себя, но иногда им становится очень обидно. Папа пытается рассказать сыну о своих детских воспоминаниях, о том, как он учился в школе, чем увлекался и вдруг понимает, что сын его не слушает, а только и ждёт, как бы вернутся к своим любимым занятиям, и что он – папа, нисколько ему не интересен как человек.

Подросток уходит гулять, и мама не может до него дозвониться. «Телефон разрядился, подумаешь!». На вопрос о том, почему не взял телефон у приятеля и не позвонил домой, он не отвечает и молчит с раздраженным лицом, хотя мать сто раз ему говорила, что очень волнуется, когда он поздно гуляет.

Вернувшись с работы, мама обнаруживает, что забыла купить хлеб и просить дочку сбегать в магазин. В ответ: «Ты что, сама не могла купить? Мне некогда». Мама, уставшая после работы, начинает скандалить и упрекать дочь в черствости и непонимании того, как ей тяжело. При нормальных отношениях, если мать плачет и переживает – ребёнку очень некомфортно. Но в описанной ситуации этого не происходит. Мать на грани нервного срыва, а дочке нормально, и на лице её лишь досада от того, что её отрывают от любимого развлечения.

Подобных примеров можно привести очень много. Такое вот незначительное бытовое хамство. Обычно люди объясняют себе это так: все подростки такие. Подрастёт и всё будет нормально. Действительно, часто так и случается. А если ситуация не изменится?

Интересно, что такие ситуации могут происходить в любых семьях: и в очень богатых, и в малообеспеченных. Хамить могут и маме-уборщице и успешной бизнес-леди.

Обычно о таких проблемах в семье не очень-то и рассказывают, но когда свидетелями такого стиля отношений детей к своим родителями становятся посторонние люди, родителям бывает очень неприятно и стыдно. На мой взгляд, такие проблемы – эгоизм и неуважение детей к родителям возникают не за один день. Просто до поры до времени родители не обращают на них внимания. Но когда ребёнок становится подростком, родители начинают ждать от него помощи, понимания, участия в семейных делах, сочувствия, любви и наконец, просто уважения и бывают страшно разочарованы и огорчены, видя, что этих прекрасных человеческих эмоций им, судя по всему, от своего ребёнка не увидать.

Почему подростки так себя ведут? Конечно, « каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», но одно очевидно: в таких семьях родители для подростка – не авторитет. Причины отсутствия авторитета у родителей разные. Бывают вполне объяснимые: маленькая зарплата, низкий социальный статус, плохая внешность, образ жизни, отсутствие личностного роста, жизненные неудачи, плохой характер и т.д. и т.п.

Но иногда бывает и так, что хорошего, трудолюбивого, ответственного и успешного в общественной жизни человека не уважает собственный ребёнок. И это неуважение как раз и выражается в обидных, повседневных мелочах, которые были описаны выше.

Что с этим делать?

Конечно, начинать надо было тогда, когда ребёнок ещё совсем маленький. С того момента, когда он начинает понимать, что делает (а это происходит в очень раннем возрасте) допускать по отношению к себе неуважения нельзя ни при каких обстоятельствах: вы – не менее ценная личность, чем ваш ребёнок. И уж уважения заслуживаете точно больше, чем он.

Например, в гостях или в кафе пятилетний ребёнок безобразно себя ведёт: бегает, кричит, хватает всё со стола, роняет, непрерывно теребит мать, что-то требует. Мать нервничает, но, с другой стороны, объясняет всем, что это такая система воспитания, что детям нужно самовыражаться и т.д.

Здесь есть два пути развития событий: если вам комфортно в такой ситуации и не стыдно перед другими людьми – тогда всё в порядке и беспокоиться не о чем.

Но если вам неудобно, некомфортно и неспокойно, тогда такое поведение и есть неуважение ребёнка по отношению к вам. Это нужно немедленно пресечь и объяснить ребёнку, что вы больше этого не потерпите. Дети, как и животные, быстро понимают, кому можно сесть на шею, а кому нет, кого надо слушаться, а кого можно и проигнорировать, кого надо уважать, а кого можно и послать куда подальше.

Поэтому совет, тут, по сути один – никогда не оставляйте без внимания любое неуважение к себе со стороны ребёнка, какого бы возраста он не был. Меры воздействия могут быть разные: и словесные, и конкретные. Проигнорировал вашу просьбу о чём-то – делайте то же самое в ответ. Грубо ответил – не отвечайте на его дальнейшие вопросы и просьбы. Позорил вас в общественном месте – покажите ему, что вам неприятно жить вместе с таким человеком, как он. Устройте ему дома скандал, наконец. У детей совсем не такая ранимая психика, как об этом любят писать психологи. Многие мамы подсознательно боятся предъявлять ребёнку свои претензии, потому что тогда, возможно, ребёнок будет их меньше любить. Да, к сожалению, любовь детей к родителям не обязательная, по умолчанию, составляющая в семейных отношениях, как и любовь родителей к детям.

Но бояться этого не стоит. На любовь ребёнка к вам требования по уважению вас, как личности, не повлияют. С подростками дело обстоит сложнее. Во-первых, многие отношения складывались много лет и изменить их довольно трудно, если вообще возможно.

Во-вторых, причины неуважения могут быть гораздо серьёзнее. Известно ведь, что подрастающие дети начинают иначе оценивать своих родителей. Оценивать их как взрослые люди взрослых людей.

А у родителей жизнь, карьера и другие жизненные обстоятельства могут складываться очень по-разному. Бывает, что и внешность подкачала, и здоровья нет на новые жизненные свершения, как нет и сил на самосовершенствование, на поиски другой, более высокооплачиваемой работы и т.д. Но ведь подростки, в большинстве своём, максималисты и поэтому иногда судят родителей очень строго.

Но, даже в том случае, если вы понимаете, что ребёнок считает вас неудачником по жизни, нельзя оставлять без ответных мер любые проявления хамства, невнимательности и неуважения к себе с его стороны. Не надо бояться его ответной реакции: я тебя не люблю и не хочу с тобой жить. Это не главное. Главное, что вы его любите. Возможно, имеет смысл чётко озвучить свою позицию: я тебя люблю, но хамства с твоей стороны не потерплю никогда, как бы ты к этому не относился.

Иными словами, нежелательно, чтобы в доме часто возникали такие, например, ситуации: подросток нахамил матери, ушёл в свою комнату, но через некоторое время мать зовёт его привычным «есть будешь?» и ставит для него ужин на стол.

Действительно, многим женщинам трудно отступить от привычного распорядка жизни, да и чувство ответственности у них очень высокое (ребёнок должен вовремя и правильно поесть), поэтому они иногда не обращают внимания, на ставшее для них привычным хамство подростков в повседневной жизни.

Конечно, это всегда выбор самого человека, как реагировать на отношение к себе со стороны других людей, но всё же, возможно, имеет смысл задуматься об этом, когда речь идёт об отношении к нам наших собственных детей. Просто иногда, следуя лозунгу «Всё лучшее детям» родители забывают о себе, несмотря на народную мудрость о том, что «как сам к себе относишься, так и другие будут к тебе относиться».

Что делать с тем, кого невозможно заставить, ничем наказать и нереально переупрямить? Как и чем можно воздействовать на почти взрослого сына или дочь-старшеклассницу — рассказывает Ксения Букша.

Есть такой замечательный человек в Петербурге — Наташа Романова. У нее дети уже взрослые, а сама она, филолог и нейрофизиолог, работает с подростками — ведет «Школу грамотности Наташи Романовой», где по своей, лично разработанной и научно обоснованной системе учит старшеклассников безошибочному письму без применения правил. Учит не так, как в школе, а эффективно, быстро, бодро и надолго. Так вот, Наташа Романова весьма жестко отзывается о тех родителях, кто называет своих подростков «дети». Не дети они уже. Но, с другой стороны, ведь и не взрослые еще. Как же на них можно повлиять?

1. Заставить и запретить

На самом деле, этот инструмент у нас все-таки есть. Только использовать его придется не добровольно, а значит, ценой могут быть испорченные на всю жизнь отношения. Поэтому применяем его, только когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту — схватить и оттащить от края. Мы взрослые и мы еще можем сделать с подростком все что угодно, хоть в школу при монастыре отдать, как один мой знакомый дочь-наркоманку. Она просидела там шесть лет и вышла в двадцать, когда все ее друзья и подружки уже умерли. Не хочу того папу ни судить, ни хвалить, ни вообще как-то оценивать, и уж точно никому не желаю повода следовать его примеру — просто пытаюсь показать масштаб проблем, в которых в принципе имеет смысл действовать таким образом. А вот более мелкие аварии вроде «бросил школу», «занимается сексом до брака» — мы готовы заплатить за это отношениями с ребенком? «Целыми днями валяется с телефоном» — а за это? Скорее нет, чем да, но вдруг у него серьезная депрессия? Прежде чем орудовать железной рукой, надо еще и понять, куда тащить-то собираемся.

2. Составить договор

В письменном виде. И повесить на стенку. Для родителя договор прекрасен тем, что может сделать сносным совместное проживание с экспансивным (от слова экспансия) молодым существом. У родителей и у детей имеются права и обязанности. Родитель имеет право садиться утром на чистый унитаз. Ребенок имеет право не отвечать на СМС, но на звонки — обязан. Или наоборот. Любая вещь, брошенная за пределами комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке — самостоятельная побелка оного. Все что угодно, главное, реалистичные для нашей семьи пункты и совместное их обсуждение. Большинство подростков уже умеют худо-бедно контролировать импульсы, а значит, будут этим пунктам следовать. Договор хорош тем, что при наступлении санкций винить плохого родителя нет смысла: все честно, фантики и шкурки из ванной должны быть убраны без звука, а у меня в комнате могут гнить хоть вечность. Важно, что договор не является попыткой добиться от подростка желаемого «курса его жизни», договор — это не мотиватор. Это всего лишь средство, позволяющее четко разделить границы. Поэтому в него не стоит вносить пункты вроде «компьютерного времени, которое составляет не более двух часов в сутки» и прочих штук, которые родителя никак лично не касаются. Договор — это разделение прав и обязанностей, территории и ресурсов.

3. Вручить самостоятельность

Как Ельцин союзным республикам: «столько, сколько смогут проглотить». Мы ему спокойной ночи, а он свет включает, иии... Утром будишь ее, будишь в школу, а онааа... Все, родитель устал! Подросток должен понимать, что если он действительно чувствует себя достаточно сильным, чтобы бороться с родителем, то он достаточно силен и для того, чтобы его наконец хоть в чем-то победить. Поднимаем лапки кверху: нас победили. Мы не можем уложить тебя спать, если ты не лег сам, и не можем заставить надеть шапку, если ты считаешь, что не холодно. И тянуть «приличную гимназию» ты уже можешь только сам, а если не тянешь, значит, придется из нее уйти. Плюс в том, что мы можем долго думать, прежде чем что-то отпустить, и можем взять права обратно, если увидим, что дело идет к какому-то полному краху. Я думала, что ты справишься, но ты всю неделю ложилась в шесть утра и не училась вообще — это значит, что мне придется еще сколько-то месяцев тебя укладывать и будить. Но не разочаровываемся, а постоянно тестируем реальность — может, уже готова? Проспала во вторник и в среду, но в четверг сама собралась вовремя — ага! Получаются такие весы: тут пока мы сильнее, а тут уже она, а тут опять пока мы.

4. Обсудить планы

Лет с 15-16 надо давать старшему подростку понять, какой уровень поддержки ждет его после 18-ти и где мы начнем страховать его риски. Это должно быть предельно ясно: например, «мы всегда нальем тебе тарелку супа и ты сможешь у нас жить, не более того, но на это можешь рассчитывать». Или «за свою учебу ты отвечаешь сам, мы не будем отмазывать тебя от армии, если ты не поступишь». Или «до шестого курса можешь не беспокоиться ни о чем». Или «от армии отмажем, но заставим идти на работу и вносить вклад в семейный бюджет». Это совершенно разные программы действий для нашего крошки. Человек же должен как-то планировать свое будущее! А то живешь на всем готовеньком вроде, но нечеткость какая-то, неуверенность: я уже взрослый или еще кто? А когда стану взрослый, тогда что? И когда? А коли не стану, то кто виноват? Если четко обсудить все эти вещи вместе, поговорить о конкретных планах на будущее и способах их достижения — может родиться прямая близкая мотивация. Только планы, разумеется, должны составляться вместе. Мы не «ставим подростка в известность, что после 18 он выметается с нашей жилплощади» и не пытаемся «дать ему хорошее образование». Только вместе. Игры тестировать? Патологоанатомом? Или пока-никем-но-я-люблю-тебя-мамочка? Спасибо, я тебя тоже. Очень.

5. Выключаться

Ну, это все пафос и общие слова, а каждый день-то что делать? Вот не хочет барышня в магазин сходить вместо матери, у которой младенец младший болен. Что делать? На каждый день наш главный инструмент — это выключаться. Есть такие обогреватели: нагреют воздух до указанной температуры — раз, выключились, стоят как паиньки и остывают. Родителю подростка нужно тоже так уметь. Не знаешь, что делать? Ребенок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет или очень хочет не то, наших сил не хватает, чтобы его убедить? Спросим себя, не умрет ли кто, не дай Бог, если мы прямо сейчас выключимся. Если вопрос на данный момент не смертельный — смело переходим в режим «офф». Это значит, что мы продолжаем присутствовать, но перестаем конфликтовать. Мирно пьем чай на кухне. Делаем только то, что нам сейчас хочется. Если ребенок у нас реально трудный и проблемный, это хорошая профилактика созависимости. Главная трудность — надо выключить все общие и пафосные мысли вроде «что же из него вырастет». Сейчас нас интересует не это, а спокойно прожить час.

И еще: подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что он прав, но отказывается от борьбы. Который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». И, что важно, дает поступить неправильно. Дочка в тот день в магазин не пошла, чувствовала себя от этого не очень, и в следующий раз, возможно, ее даже не придется просить.

Выключившись, мы даем себе отдохнуть и даем жизни сработать за нас, вместо наших воспитательных визгов.

6. Включаться

Ну если мы умеем выключаться, то и включаться тоже надо правильно. Многие из нас умеют искренне интересоваться любым собеседником — ну, такое светское умение. Чем хуже подросший ребенок? Каждый день, при каждой встрече с подростком, настраиваем себя на доброжелательную болтовню, которая включает в себя и наши самостоятельные реплики, и выслушивание собеседника, и обратную связь. Мы выбираем интересную собеседнику тему (не про школу). Включаемся, улыбаемся, киваем, слушаем, мысленно ужасаемся, но не оцениваем и не жучим. Такой разговор эффективен всегда, даже в момент конфликтов! Отношения почти сразу переходят на другой качественный уровень, и о многих темах можно будет навсегда забыть — они будут упреждены и профилактированы на дальних подступах. А то некоторые с подростками пятью словами за день не перемолвятся, да и те «положи телефон, иди учи уроки»; о каких инструментах влияния в таких условиях можно говорить?

7. Удивлять

К подростковому возрасту наши сыны и дочери с нами, как правило, давно знакомы (если речь не идет о недавно взятых приемных). Объекты «мать» и «отец» изучены, их реакции привычны и предсказуемы. Например, «мой предок за оценки не ругает, а вот если я в машине срач разведу, будет всю дорогу иметь мозг». Ну вот и удивим. В понедельник: «Молодец! Если бы не ты, я бы уже свихнулся на чистоте!» — и спокойно едем. Вторник: без слов вручаем тряпку и мусорный пакет. Среда: «о нет, я не могу с таким грязнулей, ты едешь на метро, встречаемся у дома». Придумайте сами еще четыре разные реакции до воскресенья. Суть не важна, важен диапазон. Ласковая шутка, колкая ирония, вдохновенный гон, абсурдный абсурд, иногда и сарказм, а порой понемножку и умиление, как с младенцем. Подросток — это ведь своего рода младенец-взрослый, новорожденный полноправный член общества. Он рождается во взрослые и в этом своем качестве заслуживает (изредка и в меру) сдержанных ути-пусей — только осторожно. Удивлять снова и снова, быть разным человеком, а не только функцией «родитель», показывать, как интересно это — по-настоящему общаться, искать друг к другу пути, подходы, быть живыми. Может, огрызков в машине меньше и не станет, но в них ли дело? Зато у всех участников разговора разовьется этот, как его, — а, да! — эмоциональный интеллект. Который, можно считать, если есть — то это уже половина счастья.

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям. Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований. А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Если хотите, чтобы подросток вас услышал – научитесь слушать его!

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины. Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса. Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования. Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Право на свободное время

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы. Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п., а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите «договор»

Заключите с подростком «договор» - составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять. Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка. В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Видео по теме

Во многом жизнь родителей и детей в период, когда школьники вступают в переходный возраст, осложняется не столько возникающими изменениями, сколько панической боязнью первых. Опасения, связанные с грядущим пубертатным периодом, настраивают родителей на то, что их ждет полоса ссор, грубости и хамства. А ведь на самом деле это далеко не всегда так, и достаточно перестать заранее бояться, но просто вместе с ребенком проживать каждый день вашей текущей жизни.

Инструкция

Запомните основное правило воспитания : он тоже человек. В этот мир он уже пришел сюда личностью с определенным характером и склонностями, и не стоит пытаться изваять из него кого-то. Он уже существует, и в ваших силах лишь показать ему различные возможности этого мира. Воздействуете на него, в первую очередь, не словами, а своим примером: пусть он через вас видит, быть добрым и щедрым, почему начитанность приветствуется в обществе и т.д. Обращайте внимание в первую очередь на себя.

Заставьте себя принять неотвратимость его взросления. Подросток нуждается в определенной порции самостоятельности, которую уже нельзя выделением ответственности за ведение каких-то дел в доме. Ему требуется большее – выход в социальное пространство. Приготовьтесь к тому, что в этот период он может искать себе авторитеты в других местах. У вас есть только один способ оставаться , которого ваш ребенок уважает и на которого он хочет равняться, и этот способ уже описан выше: подавать собственными поступками.

Доверяйте ребенку. Вы знаете, как и когда он говорит неправду, и руководствуйтесь только этим знанием. Не пытайтесь придумывать новых поводов для подозрений. Задержался? Да, вы переволновались, но разве с вами такого в юные года не случалось? Избегайте демонстрации того, как вам больно и плохо, не набрасывайтесь на него с руганью. Любые бурные эмоции приведут лишь к тому, что подросток, нервная система которого в этом возрасте особенно чутко настроена, начнет защищаться и замыкаться в себе. Ищите способы спокойного урегулирования конфликта: делитесь с ним своим беспокойством, но не вываливайте его, рассказывайте о своих переживаниях, но не давите ими.

Поверьте в то, что он действительно уже взрослый и дайте ему возможность это показать. Тогда ему не придется прибегать к способам, которые на самом деле демонстрируют скорее незрелость ребенка, нежели взрослость. Почувствовав себя самостоятельным и взрослым, он не пойдет курить только для того, чтобы что-то доказать.

Не воспитывайте подростка, это самая большая ошибка, которую вы можете сделать. Помогайте ему узнавать этот мир, но не пытайтесь вытренировать его, наслоить на него шаблоны поведения. И не делите его жизнь на жесткие рамки: не зацикливаясь на общих утверждениях, сконцентрируйтесь на индивидуальном процессе становления личности в вашей семье.

Видео по теме

Переходный возраст - наиболее сложный период в жизни взрослеющего ребенка. Он рассматривается психологами, как один из критических этапов жизненного пути, наряду с кризисом среднего возраста и пенсионным периодом.

Почему наступает переходный возраст

В 10-12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15-17 лет. Организм подростка подвергается значительным внутренним и внешним изменениям - появляются вторичные половые признаки, меняется голос, черты лица становятся более резкими. Тело и конечности удлиняются, именно в этот период происходит наиболее бурный рост. Часто сами не успевают приспособиться к своим новым пропорциям, поэтому кажутся неуклюжими и угловатыми. Все эти изменения происходят под влиянием усиленного выброса гормонов, что отражается на деятельности эндокринной, нервной и вегетативной системы организма. Гормональный всплеск порождает такие негативные явления подросткового периода, как появление угревой сыпи, повышенная жирность волос и кожи, резкое похудение или прибавка в весе, повышение или понижение давления. Переходного возраста с опасением ждут многие родители - ребенок может резко менять свое поведение, замыкаться в себе или становиться .

Психология переходного возраста

Взрослеющий подросток начинает осознавать, что он больше не ребенок. Он становится более самостоятельным, желает сам выбирать свои интересы, одежду и друзей и агрессивно реагирует на вторжение в личное пространство. Для этого возраста характерен максимализм - подросток преувеличивает любые незначительные события, способен впасть в депрессию из-за пустяка или расценить случайный взгляд как наличие симпатии. Гормональный всплеск приводит к резкой смене настроения и бурному выражению эмоций. Поэтому компании , гуляющие по улице, зачастую шумны и очень веселы. Однако, после такого веселья может наступить и резкий эмоциональный спад. Эта же смена настроения приводит к частым экспериментам со внешностью. Подростки очень внушаемы. Они легко внимают ярким лозунгам и призывам, считают, что выделяются из толпы, когда присоединяются к какому-либо движению. Часто этим пользуются недобросовестные лидеры различных организаций.

Как общаться с подростком

Большинство родителей со страхом ожидает наступления переходного возраста. Однако то, как пройдет этот период, целиком зависит от них. Многие родители отмечают, что и не заметили, как прошел переходный период, потому что правильно общались с детьми.

В первую очередь, нужно понять, что ваш ребенок уже не малыш. Он имеет свое мнение и свои права. Избегайте того, чтобы заходить в его комнату, не трогайте его вещи и телефон - подросток очень ревностно относится к своей собственности. Смиритесь с тем, что он, возможно, будет носить слишком яркую. вызывающую или неформальную одежду, слушать «ужасную» музыку и проводить больше времени с друзьями, чем с вами. Так он заявляет о своей самостоятельности. Вместо этого подружитесь со своим повзрослевшим ребенком. Разговаривайте с ним на равных, рассказывайте истории о своей жизни, спрашивайте о его делах. Но это не должно походить на допрос. Став подростку другом, вы вместе сможете легко «пережить» переходный возраст.

Когда дети отказываются слушать и выполнять просьбы старших, родители испытывают дискомфорт. У них возникает ощущение, будто разгораются соревнования по перетягиванию каната. И ребенок, и родители с одинаковой целеустремленностью тянут его на себя. В результате каждая сторона терпит неудачу.

Мамы и папы испытывают возмущение, когда их отпрыски проявляют непослушание. Но не всякий раз родители осознают, что пренебрежение авторитетами является непременным условием для формирования с детства у человека уверенности в собственных силах.

Чтобы малыш искренне поверил в себя и обрел качества самостоятельного человека, ему необходимо осознать главное. Лидеры, за которыми он прежде беспрекословно следовал, больше не являются таковыми. И он в чем-то умнее их.

Если он сумел обойти маму и папу, которые были для него наиболее авторитетными людьми, он найдет в себе силы обойти кого угодно! Именно такая идиома прописывается в подсознании детей. Маленький революционер, восставший против надоевшего семейного режима, является будущим лидером. Он принял хорошую «дозу» уверенности в собственной компетенции, и не сможет никогда с нее «слезть».

Вера в свои силы формируется в благодаря навыку принятия решений. Детям следует понять, что жизнь является следствием их собственного выбора и обстоятельств, в которых он делался. Выбор придает сил, и возможность сделать его значительно сокращает уровень стресса у ребят. Также он является более результативным, чем принуждение.

Отчего подростки непослушны?

Причиной являются родители, которые не могут выделить больше времени на общение с отпрыском. Хаотичный образ жизни не оставляет возможности маме и папе обратить внимание на ребенка, подискутировать с ним. Взрослым необходимо, чтобы он повиновался сию секунду, так как они чересчур заняты решением собственных проблем.

Дети не всегда могут меняться очень быстро. Иногда непослушание является временной реакцией на изменение текущей ситуации. Это может быть переезд, смена школы, развод старших или половое созревание. Нужно давать детям время оправиться.

Как пережить переходный возраст ребенка без стрессов?

Для родителей этот период является непростой стадией. Они ошибочно полагают, что их роль в качестве главного защитника видоизменена в корне, и главное предназначение они выполнять не смогут. И тогда мамы и папы начинают ощущать себя нежелательными персонажами в жизни детей.

Взрослые отмечают, что их все реже допускают до принятия важных решений, касающихся ребенка. И в их сознании это оборачивается настоящей трагедией. Родители упускают суть: они все еще нужны отпрыску, но в такой период им следует отстраниться и организовать для него личное пространство, чтобы тот получил возможность вырасти психически уравновешенной, полноценной и целостной личностью.

Источники:

  • Подростки - как вести себя родителям
  • Непослушный ребенок: скандалить или сотрудничать
  • Воспитание детей: пусть подростки выбирают сами!

Я думаю, у многих уже болят уши от разговоров на тему подростковый период. Из этих рассказов понятно, что этот промежуток времени по разному воспринимается родителями подростков, но у всех у них ужасные впечатления.

Если разобраться в этом вопросе, то становиться ясно, что ничего в этом страшного нет. Ведь все мы тоже прожили это время и остались живыми и здоровыми.

Подростковый период проходит, прошел или пройдет у всех ребят в возрасте 15 или 16 лет. Есть конечно же способы борьбы с этим: общение и замещение. Рассмотрим их подробно.

Лекарство номер один от взрывного характера подростка

Общение – это лучший способ снизить риск пострадать от взрывного характера подростка. Дорогие родители, даже если у вас много дел, которые нужно решать обязательно, то все же вы должны найти время, чтобы поговорить с вашим ребенком, поинтересоваться его делами в школе, с друзьями. Общайтесь с ним по поводу и без повода. Если вы не будете уделять достаточного внимания ребенку в плане общения, то он может попасть в плохую компанию, где с ним будут общаться. И там ему будут уделять внимание в любом случае. Но этого никак нельзя допускать, это испортит жизнь и ребенку, и вам.

Способ альтернативы

Способ поиска альтернативы или замены тому, что вас не устраивает. Лучше всего объяснить на примере: вам ребенок начал увлекать прослушивание музыки с ненормативной лексикой или что-то в это роде. Вам естественно это не понравиться. Вам захочется запретить это делать вашему ребенку как можно быстрее. Все правильно, но нельзя просто так запретить. Это действие испортит отношения между ребенком и вами. Чтобы избежать этого, надо просто настойчиво предложить ребенку замену: пусть слушает альтернативный рок, танцевальную музыку и что-то еще вместо его “паранормальной” музыки. В общем, замещайте вредные привычки полезными, что-то плохое чем-то хорошим.

Самое главное – это личный пример

Все мы знаем, что огромнейшее влияние на сознание подростка имеет личный пример родителей. Так, если отец не курит, то у ребенка больше шансов не начать курить. Если ребенок неоднократно видит, что вы употребляете алкоголь, то ему тоже захочется это сделать. Не пейте вовсе, если не хотите испортить жизнь ребенку. Тут также может быть использован метод альтернативы: вместо алкогольных напитков предлагайте ребенку сок. Еще вы должны объяснить ребенку, что алкоголь это вредно ну и невкусно, а сок это полезно и сладко.

Нет телеящику!

Если вы смотрите телевизор, то вы несчастный человек, потому что вы тратите драгоценное время на ерунду, вместо того, чтобы сходить с ребенком в театр, в цирк, в парк или заняться чем-то полезным. Подумайте, какая польза от телевизора. А теперь подумайте, какая будет польза от того, что ваш ребенок будет знать английский язык.

Видео по теме

Подростковый возраст приносит множество проблем не только ребенку, в организме которого происходят серьезные изменения, но и его родителям. Нередко случаются ссоры, скандалы, взаимное непонимание. Как же родителям благополучно пережить этот нелегкий подростковый возраст сына или дочери?

Инструкция

Подросток старается вырваться из-под опеки отца и матери, отвергает их наставления, просьбы, часто ведет себя демонстративно грубо. Можно понять недовольство родителей. Они отдали своему ребенку столько времени, сил, душевного тепла, заботились о нем, растили, а он вдруг стал таким грубым, непослушным и неблагодарным. Но отцу и матери следует проявить понимание и мудрость, ведь подросток не виноват, что в его организме сейчас происходит самая настоящая гормональная «буря». Именно потому, что подростковая эндокринная система заработала в ускоренном режиме, начав вырабатывать большое количество гормонов, поведение ребенка так разительно меняется.

Родителям следует вспомнить, что и они когда-то были подростками, причиняли собственным отцам и матерям немало хлопот, огорчений, забот. Бессмысленно сетовать на то, что устроено самой природой. Необходимо просто набраться терпения и подождать. Когда перестройка организма завершится, их сын или дочь будет вести себя гораздо разумнее и спокойнее.

Общаясь , следует по возможности избегать приказного, категоричного тона. Не стоит также требовать от него постоянного отчета: где был, с кем встречался, что делал. Подросток с вероятностью 99% примет это в штыки. Разумеется, следует контролировать, чтобы подросток не связался с дурной компанией, например. Но надо стараться делать это ненавязчиво. Ведь излишнюю опеку молодые люди и девочки этого возраста просто на дух не переносят.

Если подросток сильно комплексует из-за на лице или излишнего веса, или из-за того, что он (как ему кажется) одинок, никому не нужен, никто его не понимает, родителям не стоит отмахиваться от его проблем. А уж тем более нельзя высмеивать: мол, что за чепуха, ты от безделья с ума сходишь, нам бы твои заботы. Следует мягко и деликатно убедить его, что все можно поправить, что любая проблема при желании решается. Главное, чтобы подросток был уверен в том, что родители любят его, всегда готовы выслушать, помочь.

Конечно, нельзя потакать подростку во всем и безропотно сносить его выходки, если они уже переходят все границы. При необходимости нужно и строго поговорить с ним и даже наказать. Но и в этом случае не следует чрезмерно ущемлять самолюбие подростка, которое и без того очень ранимо. Например, не следует заставлять его просить прощения или клясться, что он больше не будет себя так вести.

Видео по теме

Подростковый возраст – трудный период не только для ребенка, но для всего семейства. Постоянные ссоры, непонимание и проблемы между всеми членами семьи в это время становятся труднопереносимыми, разрешаются долго и тяжело.

Во время переходного периода подросток становится ранимым, восприимчивым, его мнение идёт вразрез с родительскими убеждениями. Если компромисс не находится вовремя, подросток попадает в плохую компанию, приобретает вредные привычки, а порой и задумывается о суициде. Большинство самоубийств случается в период переходного возраста, когда ребёнок только начинает осознавать своё предназначение, строить отношения со сверстниками. Подросток склонен к апатии, зачастую не желая принимать себя таким, какой он есть.

Родители в такой период должны быть особенно внимательны к ребёнку, чаще разговаривать с ним по душам и выстраивать доверительные отношения, потому что в таком «нежном возрасте» подросток остро нуждается в понимании и чутком отношении к себе.

Конфликт «отцов и детей» - классический, заложенный временем конфликт, который, казалось бы, не разрешаем. Однако если заглянуть в суть проблемы, то можно заметить там главную негативную человеческую черту – нежелание прислушаться и понять. Если бы в каждой семье старались услышать, а не быть услышанным, тогда проблема не принимала бы таких глобальных масштабов.

Умение слушать – сам по себе очень ценный навык, а если он ещё и работает по отношению к своему ребёнку, то можно считать, что самое страшное в переходном возрасте позади. Многие родители винят своих детей, что те курят, приходят поздно домой, плохо учатся в школе, но не понимают, что не ребёнка здесь надо винить. Укорять вместо того, чтобы направить – стратегия, которая не привела ещё ни одного родителя к успеху в воспитании. В конце концов, полезно вспомнить себя в таком возрасте, прежде чем бросаться с обвинениями. Ребенок сам захочет приходить пораньше домой, если будет знать, что там его не осудят.

Переходный возраст – это творческий экзамен для родителей, а также проверка на прочность в социальном, духовном, коммуникативном плане. Следует серьезно подготовиться к этому экзамену, чтобы быть допущенными до доверия и получить зачёт в форме благодарности.

Совет 8: Как понять, что ребенок переживает сложный период подростковой влюбленности?

Влюбленность является обычной частью взросления подростка, но нередко он находится с этим чувством в одиночестве, полностью замыкается в себе. Как распознать у ребенка первую любовь?

Во-первых, ребенок становится рассеянным, невнимательным и забывчивым, подолгу задумывается о чем-то своем, забиваясь в пустую комнату, иногда забывая даже включить свет, когда приходит вечер, и сидит там в темноте. Случается, что у него вдруг возникает повышенный аппетит, а иногда он, наоборот, практически ничего не ест по нескольку дней. А сидя за столом, без всяких эмоций глядит в потолок, или просто водит ложкой по тарелке.

Еще одним признаком подростковой влюбленности является молниеносная смена настроений. То он (или она) готовы взлететь до небес, а то, со всего размаху падая на грешную землю, чувствуют себя полнейшими ничтожествами и переживают глубочайшую депрессию.

Очень важным сигналом для близких людей является чрезмерное внимание к своему внешнему виду и облику. Ребенок часами крутится у зеркала, придирчиво вглядываясь в свое лицо, детали одежды и фигуры. Продумывает новый имидж до мелочей, меняясь иногда просто до неузнаваемости.

В период влюбленности чувства подростка до предела обостряются. Он становится легко ранимым и чувствительным. Иногда ему кажется, что он может свернуть горы, и в такие минуты он взлетает душой до небес. Подросток совершенно отрешен от реальности, то у него возникает желание совершать какие-то немыслимые подвиги, а то внезапно он становится эгоистичен и замкнут до предела, заявляя, что ему плевать на окружающих и весь мир.

Как бы там ни было, а первая любовь вызывает целый ураган эмоций. Случается, что отношения и чувства эти настолько серьезны, что перерастают в брак.

Совет 9: Как помочь подростку пережить трудное время взросления

Процесс взросления подростка называют переходным возрастом, он является естественным временным периодом в становлении личности каждого человека. Остается только переждать его с наименьшими потерями.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Подросток – это то, что вы с ним делаете… А поведение в подростковый период, когда ребенок становится просто невыносимым, вредным и неуправляемым, провоцируем именно мы, dphjckst. Пора разобраться, что мама и папа делают не так, и тогда не придется после родительских собраний пить корвалол и рвать волосы на голове.

Итак, вы долгое время растили своего малыша. Сначала этот маленький комочек прижимался к вам каждую минуту. На тот период ему это было нужно. Физически и энергетически. Папа и мама – герои, главные защитники, развлекатели, покупатели, заменители всего и вся.

В старшей группе детсада стали появляться новые герои: папа Мити – он мотоциклист, Человек-паук – он крутой, Иван Петрович – он мой тренер. Вы уже постепенно стали героями на одну десятую меньше. Не заметили? Ладно.

Идем дальше – начальная школа. Теперь главные – учительница, друг Сережка, подруга Машка! Мама и папа не знают, как пройти уровень в «Майнкрафт» и как смеется котенок в телефоне. Мама и папа хотят лишь хороших отметок и строго это контролируют. А вот смеяться вместе стало уже не так важно. Не так трепетно проходят обнимашки. И не так часто этого хочется, как в три года. Вы, родители, герои лишь наполовину.

Фото GettyImages

А потом наступает 5−6-й класс, 10−11 лет. Ребенок начинает понимать, что мир огромный и неизведанный. Тут появляется лишь один герой «наполовину»: мама или папа. Это нормально. На двоих мира не хватает. И невидимая пуповина, связывающая вас и ребенка, становится все длиннее и прозрачнее. Возникает желание показать или спрятать свой мир: кричать о себе или замкнуться.

Но вы, дорогие родители, к этому еще не готовы. Это они медленно растут для вас, а для себя-то они вырастают быстро. И тут наступает гадкий, противный и военный пубертат.

Никитка стал огрызаться, не могу ничего заставить сделать.

Вчера Сашка сорвал урок!

Сонечка была таким славным ребенком, теперь спорит до хрипоты.

Не могу загнать купаться и почистить зубы, просто с боем!

Данил мне сказал, что он меня ненавидит, это кошмар!

А теперь давайте последовательно разберемся, почему это происходит и почему подросток – это отражение наших действий.

Если у ребенка не было так называемого сложного, подросткового периода, значит, вы правильно сложили с ним отношения.

Первое: ребенок не бунтует, он просит вас отказаться от санкций

Представьте, ваша Маша, Даша, Аришка или Егорка – это новая огромная республика. В голове – правительство, молодое, неопытное, но ужасное смышленое. И эта республика входит в состав вашей страны. Да-да, вы гипотетическая ПАПАМАМАЛАНДИЯ. Все, что было до этого, не считается. Вы сами вырастили республику и дали ей права и законы. Законы общие. Вы-то еще думаете, что прав у дитяти нет, а есть только обязанности. Ребенок уже сам наделил себя правами. И ничего уже не поделать. Вы его защищали, вы вслух говорили: «Да учитель не имеет права так говорить, кто это придумал так издеваться над детьми, ребенок – это личность!» Мы не обсуждаем сейчас, что правильно, а что нет. Права получены. Самостоятельно. Потому, что это важно для ребенка 12−15 лет.

И что происходит в этой новой республике в огромной стране? Республика пробует жить. Как умеет, как научили перед этим, и что-то делает вопреки, по-другому, придумывает новые законы и кричит о правах. Что делают небожители (т.е. родители)? Они жизнь прожили, они много знают, они всегда правы.

  • В большой стране все построено, а вы еще строите.
  • В большой стране есть закон, а вы нарушаете.
  • В большой стране все успокоились: не надо недосыпать ночами и рвать все силы на рисование стенгазет в школу, не надо соперничать, как в начальной школе.

Фото GettyImages

А тут бунт! И главные вводят жесткие санкции: республика еще маленькая, а у нее столько всего развивается, она не успевает, у нее не получится, надо отгородить, отнять, запретить. Историю мы все учили. Что будет дальше? Революция.

Как надо (следует): принять новое правительство с его огромным потенциалом. Открою вам секрет: большинство взрослых не разумнее подростков, ибо наработанные внутренние преграды зачастую мешают жить им самим. И эти гештальты автоматически переходят и на детей. Да, мы ограничены, смиритесь. Опыт – это не всегда залог мудрости. У вашей же республики ромашковые поля возможностей! Еще нет этого «Я знаю, чем это кончится!», есть «Интересно, как это может закончиться?», а вариантов всегда миллионы.

Хочу пояснить, что мы не говорим о потенциально опасных вещах в жизни подростка (с этим строго и сразу ограничиваем). Пусть придет осознание, что пятилетки, целующей вас каждую минуту, больше нет. А раз нет, надо менять себя, а не ребенка! Это не мы изменились. Это он изменился. Ему трудно, ему непонятно, ему подчас больно. И, как бы он ни кричал и ни ссорился с вами, не вводите санкции, расширяйте его республику внутри себя.

Второе: если подросток психует, конфликтует с вами… значит, ему не хватает вашей любви!

Большинство родителей считают, что для ребенка важно, чтобы его понимали. Подросток же кричит: «Да не надо меня понимать, любите меня таким, какой я есть, я и сам себя не понимаю».

Роли уже поменялись, а вы и не заметили.

  • Теперь он общается с вами как взрослый. И пусть отец кричит в сердцах, что что-то выросло, а мозги нет. Все выросло. От ребенка осталось мало.
  • Пересмотрите ваши роли в семье. Если что-то можно было позволить с десятилеткой, теперь нельзя! Вы помните, как лет шесть назад вы приседали на корточки, чтобы поговорить с заплаканной дочкой? Сейчас вы должны делать то же самое, только общайтесь в роли «взрослый – взрослый».
  • Когда ребенок психует, он пытается крикнуть: «Я поменялся, любите меня по-новому!» Это значит, что


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»