Сущность, значение цели и целеполагания. Целеполагание в управлении

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Целеполагание - процесс выбора идеи, средств, ресурсов и установление границ допустимых отклонений в осуществлении этой идеи. Это одна из функций управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией и стратегией организации, а также имеющимися организационными ресурсами.

Цель как психическое явление - это отражение предполагаемого результата с учетом объективных условий осуществления деятельности. Точно определенная цель - это цель с четко определенными временными рамками и выбранными для ее осуществления ресурсами (материальными, интеллектуальными, эмоциональными и др.). Она должна соответствовать определенным критериям:

  • действительная заинтересованность субъекта цели в ее достижении;
  • возможность разделения ее на подцели и частные задачи;
  • обеспеченность ресурсами;
  • установление временных пределов достижения промежуточных действий;
  • четко сформулированное, структурированное и конкретное представление о конечном результате.

Исследователем О. К. Тихомировым предложена система в рамках проблемы целеполагания, которая делает упор на исследование сущности процессов целеобразования, определяемого как «формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий». Система целеобразования О. К. Тихомирова служит для формулирования стратегических целей и планирования достижения предварительного результата. Исследователем произведено разделение целей на внутренние (генерируемые самим субъектом) и внешние (задаваемые извне) и выдвинута гипотеза о наличии у человека автогенерируемой «интеллектуальной» деятельности, которая проявляется при решении мыслительных задач .

В свою очередь, В. Е. Клочко исследует целеобразование при решении творческих задач. Им сформулирована специфика целей, требующих креативного подхода. Творческими считаются задачи, в которых конечная цель осознается, но конечный результат не просматривается (например, игра в бридж). По итогам исследования В. Е. Клочко установил, что успешность решения творческих задач зависит от правильно выстроенной системы подцелей с разработанными и четко сформулированными правилами .

Исследуя целеполагание в учебной деятельности, А. Ф. Коган делает следующие выводы :

  • степень свободы субъекта во многом задает его индивидуальную манеру целеполагания. Ограниченность выбора целей и методов их достижения внешними и внутренними причинами определяется как принцип псевдосвободы выбора цели;
  • целеполагание в условиях псевдосвободы выбора является симбиозом рационального и чувственного, что позволяет осуществлять деятельность в условиях неопределенности. Чем больше неопределенность, тем большее значение имеет чувственная составляющая.

Для эффективности управления целями важно осознать цель как образ желаемого результата. Результат, осознанно или неосознанно, программируется нашей психикой и первоначально идеален, поэтому нейролингвисты рекомендуют строить позитивный образ результата, так как подобная ориентация субъекта способствует успеху. Запрограммированная на результат психика ведет человека к достижению цели. Формированию образа положительного результата в достижении цели способствует адекватная личностная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний. Такой человек действует инициативно и энергично, склонен к умеренному риску. Заниженная самооценка и неуверенность придают действиям чрезмерную осторожность, малую поисковую активность.

Приведем несколько практических психологических приемов для осознания и достижения цели.

  • 1. Цели можно представить в виде елки. Ствол - это вектор движения к цели. Ветви - ключевые сегменты целевого поля. Веточки - это задачи, представляющие собой ступени для реализации ключевых сегментов. Каждая задача требует достижения конкретного результата. Иголки - конкретные мероприятия, способствующие решению задач.
  • 2. «Слоновые задачи». С большими задачами следует поступать гак же, как с задачей проглотить слона. Слона нельзя сразу съесть целиком, так как он слишком большой. Его необходимо поедать каждый день по небольшому кусочку.
  • 3. Для активизации сознания человек прежде входит в состояние релаксации - максимального эмоционально-психического расслабления, - и через 3-5 минут полезные идеи придут в голову.
  • 4. Для выработки лучшего решения или нескольких вариантов решения в проблемной ситуации прибегают к социально-психологическим приемам коллективного принятия решений: методу «мозгового штурма», методу Дельфи и др.

Формулировка целей зависит от миссии организации. Она призвана определить общие направления деятельности организации, уточнить ее социальный статус, продекларировать значимые задачи и детализировать особенности управления ею. Миссия представляет собой фундамент для последующего целеполагания. Целеполагание является начальным этапом управления в определении общего направления движения организации и предшествует всем иным управленческим функциям. Цель определяет организационную структуру, кадровый состав, опосредует взаимосвязи между компонентами организационной системы. Кроме того, она определяет приоритеты функционирования организации, является основой для принятия стратегических решений, определяет содержание планирования.

В последующей деятельности организации происходит трансформация имеющихся целей в зависимости от объективных условий и имеющихся ресурсов, а также формулировка новых. В этом случае целеполагание выступает не предварительным этапом, а следствием иных управленческих функций.

В деятельности руководителя постановка целей перед исполнителями является неотъемлемой частью всего процесса организационного функционирования. Правильная работа с целями предполагает знание основных законов целеполагания.

  • 1. Объективная и субъективная определенность цели. Объективная определенность - четкая и однозначная формулировка цели, задание параметров будущего результата, обеспеченность ресурсами, спрогнозированные возможные ограничения в достижении цели. Субъективная определенность - полное и точное восприятие цели исполнителями, а это, в первую очередь, предполагает умение руководителя формулировать цели с учетом особенностей тех, кто будет эту цель реализовывать.
  • 2. Реалистичность (достижимость ) цели , т.с. высокая вероятность достижения в конкретных условиях. Необходимо сначала диагностировать, а затем учитывать реальные условия, имеющиеся ресурсы и субъективные ограничения исполнителей в выполнении целей.
  • 3.Согласованность различных целей. Эффективность достижения многообразных и разнородных целей организации предполагает их взаимосвязь. Разные цели должны быть согласованы не только в общем виде, но и конкретно, по содержанию. Они также могут быть независимы друг от друга, главное при этом, чтобы они не были антагонистичными и взаимоисключающими.
  • 4. Верифицируемость (проверяемость ) цели - четкая определенность постановки заданий, количественное и качественное их выражение, закрепление ответственности за конкретными исполнителями, возможность контроля процесса достижения результата.
  • 5. Общая цель организации должна содержать детальное описание конечного результата , причем реализация задач более высокого уровня предполагает предварительную реализацию задач более низкого уровня.

Существуют психологические закономерности целеполагания, учет которых способен существенно повысить результативность управленческой деятельности.

В реализации цели у исполнителя должна быть свобода выбора путей ее достижения, так как психологическом плане это мощный мотиватор исполнительской деятельности.

Еще одна психологическая закономерность целеиолагания - необходимость консенсуса между организационными и индивидуальными интересами, так как значительный перевес организационных интересов может блокировать индивидуальную исполнительскую мотивацию и, как следствие, результативность осуществления цели.

Степень сложности целей должна быть чуть выше имеющихся возможностей исполнителей. В этом случае реализация целей будет максимальной, и исполнитель будет динамизировать с профессиональной и личностной точки зрения в ходе их достижения.

Целеполагание предполагает учет временных критериев, которые устанавливают оптимальный срок достижения целей. Чрезмерно отдаленные по времени предполагаемые результаты обладают малым мотивационным потенциалом, так как воспринимаются исполнителем абстрактно и несущественно. А краткосрочные цели могут оказаться невыполнимы по причинам недостаточности ресурсов. Поэтому определять временную перспективу для достижения целей необходимо с учетом экономической, психологической и ресурсной составляющей.

Важно запомнить

Наибольшей силой активизации мотивационного потенциала исполнителей является не та цель, для которой необходимо подключать всю систему стимулирующих организационных воздействий, а та цель, которая сама является источником мотивации.

Функция целеполагания была положена в основу метода «управление по целям» (management by objectives - МВО), где управление рассматривается как целостная система, ориентированная на достижение всех целей и задач организации. Суть этого метода - децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации, обеспечивающая высокую мотивацию и минимизацию негативных последствий жесткого контроля. Применение этого метода позволяет пробуждать личную заинтересованность руководителей средних и низовых уровней, а также исполнителей в результатах своего труда, снижать ролевую неопределенность в организации. Процесс реализации метода «управление по целям» может быть представлен в двух вариантах (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Варианты реализации метода «управление по целям»

Метод «управление по целям» имеет как неоспоримые преимущества, так и ограничения, к которым относятся:

  • высокая трудоемкость;
  • обязательное требование наличия у руководителей низшего звена способности к грамотной самостоятельной постановке целей;
  • необходимость увеличения объема координационных механизмов для обеспечения взаимосвязи разных уровней управления.

Итак, целеполаганию отводится определяющая роль в общем функционировании организации. Наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования. Целеполагание - управленческая функция, пронизывающая всю деятельность руководителя, а способность руководителя к правильной постановке целей - одно из важнейших управленческих качеств.

  • Тихомиров О. К., Телегина Э. Д., Волкова Т. К. /к др.]. Психологические проблемы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 17.
  • Клочко В. Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительныхзадач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ,1979. С. 94.
  • Коган А. Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободывыбора цели в учебной деятельности // Психология: сб. иауч. трудов. Киев, 1999. Вып. 3.С. 212-222.

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Они имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Условно выделяют следующие типы целеполагания:

1) свободное

2) жесткое

3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух).

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.

При жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других - недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.

При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.



Целеполагание имеет следующие этапы:

1) Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней воспитания (то есть от целей в социально-педагогическом и общепедагогическом смысле), определить стратегические, тактические и оперативные цели, затем перевести их с теоретического уровня на технологический. Если речь об учебном предмете, определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.

2) следует иметь в виду содержательную и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.

3) анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата. Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.

4) Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.

5) Определение средств достижения цели: а) идеальных - знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных - носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.

6) Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.

7) Поскольку педагогический процесс - двусторонний, то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

Что заставляет человека активно совершать определённые действия и прилагать усилия? Что его мотивирует? Цель — та путеводная звезда, которая наполняет нас жизненной силой. Видеть цель и идти туда, куда хочется — это замечательное состояние.

Цель — это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, — значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта — это некий хаос в нашей голове, то цель — результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, — чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде.

Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима , её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

В целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Как говорится — "что написано пером, не вырубить топором" . У записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной . Мы можем верить или не верить в цель, но метод записи желаний работает независимо от нас. Наше подсознание включается в активную работу, а нам нужно верить в успех.

Очень часто человек не может описать словами, что же он хочет. Поэтому обязательно нужно сформулировать цель, ведь мы тратим на её достижение своё время, силы, деньги. А сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания. А отвлекаясь на что-то, возвращаться к своей цели.

Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом.

У вас есть выбор, — плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает чего он хочет и сам выбирает направление своего движения. Достигая своих целей и воплощая мечты, вы сможете сказать — у меня была счастливая жизнь, приносящая удовольствие и радость.

"Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, не уточнив её целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов", — Дж. О"Шонесси.

"У 93% людей есть мечта, которую можно исполнить до конца недели, а они делают из неё мечту всей жизни".

"Не устанавливайте цель слишком малую. Если Вы не желаете многого, то и не достигнете многого", — Джим Рон.

Помните, если ваши планы не подкреплены активностью ваших рук, ног, языка и головы, то вся мощь этих целей и планов становится равной нулю.

  • Определить общую и частные цели конкретно (то есть так, чтобы можно было проверить, достигнута цель или нет);
  • Добиться принятия заданий исполнителями, т.е. готовности их выполнять;
  • Определить частные цели так, чтобы общий результат был максимально близок к возможному, с точки зрения его полезности.

Необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обеспечить, чтобы общая цель была известна и понятна всем, кто будет её реализовывать, можно лучше всего, когда исполнители участвуют в постановке этой цели.
  • Необходимо обеспечить, чтобы совокупность частных целей обеспечивала достижение общей цели.
  • При обсуждении частных целей необходимо обязательно согласовать все связи, то есть зафиксировать от кого и что ждёт каждый исполнитель, чтобы выполнить свою работу. Эти связи руководитель должен контролировать и координировать.

Методы целеполагания

  • Определите ключевые сферы своей жизни. Постарайтесь уложиться в "магическое число" 7+2. Зафиксируйте выделенные ключевые сферы на бумаге.
    • Например: я сам (мои способности, внутренний мир, счастье), работа, семья, стиль жизни (дом, быт, хорошие вещи) и т.п.
  • Определите основные ценности своей жизни. Также желательно, чтобы их было не очень много (7±2), сосредоточьтесь действительно на том, что для вас имеет первостепенное значение. Запишите их.
    • Например:
      • Личностный рост и развитие, самосовершенствование;
      • Профессионализм;
      • Свобода, независимость;
      • Благосостояние и др.
  • Выпишите основные цели своей жизни на настоящий момент. Постарайтесь, чтобы их было не очень много, чтобы в список вошли самые значимые цели.
    • Например:
      • Стать руководителем отдела маркетинга фирмах;
      • "Раскрутить" брэнд X;
      • Получить второе высшее образование;
      • Подправить здоровье;
      • Построить дачу с банькой и т.п.
  • На данном этапе важно записывать не просто фантазии и мечты, а уже сразу провести "спецификацию результата" или проверить цели на соответствие качественным критериям, например, Smart.
  • Оцените взаимосвязи между целями по критерию: "достижение цели А будет способствовать, поможет достижению цели Б". Отобразите это в виде схемы.
  • Оцените вклад каждой цели в ценности. Для этого можно использовать матрицу "цели — ценности", в которой выставляются простые или взвешенные коэффициенты (например: 0 — не важно, 1 — важно, 2 — очень важно). Заполнение матрицы "цели — ценности", по сути дела, является простейшим способом "вычисления" целей.
  • Расставьте приоритеты — создайте иерархию целей. При этом полученные в столбце "Итог" матрицы "цели — ценности" коэффициенты уже сами по себе можно рассматривать как оценку приоритетности целей. Но расстановка приоритетов — ответственная и творческая задача, которую нельзя решать механически, только посредством выставления числовых оценок. Существует ряд правил расстановки приоритетов, применение которых поможет произвести качественную корректировку "вычисленных" приоритетов:
    • Главные ценности (положения миссии, стратегия) диктуют главные цели. Таким образом, наиболее приоритетными должны быть цели, достижение которых способствует реализации основных целей личности;
    • При расстановке приоритетов необходимо обеспечивать преемственность между прошлым и будущим. В состав приоритетных целей в равной мере должны входить долгосрочные (вся жизнь), среднесрочные (3-5 лет), краткосрочные цели (до 1 года);
    • Чем перспективнее (долгосрочнее) цель, тем ниже мотивация по её достижению. Если все приоритетные цели будут долгосрочными, то существует реальная вероятность в них разочароваться и никогда их не достигнуть. Приоритетных перспективных целей должно быть не более трёх, а лучше — одна;
    • При расстановке приоритетов необходимо помнить, что "злободневное" (срочное) и "важное" — это разные вещи. Нельзя жертвовать главными целями ради сиюминутных проблем!

Древо целей

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования "древа целей".

Разработка осуществляется путём последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам:

  • Формулировка целей должна описывать желаемые результаты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходимые для их достижения;
  • Формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата;
  • Содержание главной цели должно быть развёрнуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;
  • На каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;
  • Декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к её реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип "древа целей" обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели. Главная цель направляет качественное развитие общности, системы социальных отношений.

Формирование "древа целей" происходит по принципу "от общего к частному". На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие — на промежуточные цели (цели — средства), от реализации которых зависит её достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, расчленяются на более частные и т.д. Так достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип по существу представляет общую стратегию процесса социального управления, возможность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой цели в процессе её осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

Постановка целей

  • Задание №1:

На новом листе бумаги запишите пять важных целей, которые Вы хотите достичь до конца своей жизни. Попробуйте изобразить для себя возможную картину Вашей будущей жизни, и попытайтесь установить ясные цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия.

  • Задание №2:

Дифференцируйте свои жизненные цели по временным критериям. Впишите в графы приготовленного формуляра все желаемые цели на ближайшее и отдалённое будущее.

  • Жизненные цели.
  • Личные желания:
    • Среднесрочные цели (на 5 лет).
    • Краткосрочные цели (на ближайшие 12 месяцев).
  • Профессиональные цели:
    • Долгосрочные (жизненные цели).
    • Среднесрочные (на 5 лет).
    • Краткосрочные цели (на 12 месяцев).

После того, как каждый прояснил для себя вопрос о личных и профессиональных целях, предлагается выполнить рад заданий для анализа личных ресурсов и подбора средств достижения поставленных целей.

  • Задание №3. Анализ "Цель — средство":

Продумать какие средства (личные, профессиональные, финансовые, временные ресурсы) необходимы для достижения поставленных вами целей, и сравнить идеальную картину с реальной ситуацией. Для этого выберите пять важных целей и определите, какие ресурсы необходимы для их достижения, проверьте, что Вы ещё должны достичь и к чему приступить, чтобы ближе подойти к цели.

Предлагается заполнить таблицу:

  1. Цель.
  2. Средства.
  3. Что имеется в наличии.
  4. Что ещё требуется.
  • Задание №4:

Последняя фаза процесса постановки целей — конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования. При этом, мы должны помнить, что цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки её воплощения и сформулированы желаемые результаты.

Сформулируйте результаты своих желаемых целей, перепроверьте свои планы с точки зрения их реалистичности, и установите сроки их реализации. Кроме этого, поставьте краткосрочные цели, которые будут способствовать достижению Ваших долгосрочных, глобальных целей (заполните таблицу).

  1. Сфера жизни.
  2. Жизненная цель.
  3. Значимость.
  4. Срок реализации.
  5. Практические цели.
  6. Срок исполнения контроль.

Работа с целью

Начнём с того момента, когда есть только желание что-то изменить в своей жизни, но пока не понятно, что именно и каким образом это сделать.

  • Определитесь, чего именно и в какой области вы хотите. Никаких ограничений, никаких "надо" и "должен"! Только "хочу", "нравится" и так далее. Можно пойти от обратного и перечислив всё то, что в жизни не устраивает, определить, что же вы хотите вместо этого.
  • Сформулируйте цель в соответствии с критериями Smart или Clear или же Pure. Какую именно модель целеполагания выбрать — решать вам.
  • Цель следует разбить на несколько более мелких целей, а те, в свою очередь — на ещё более мелкие.

Для этого можно использовать так называемые ментальные карты.

Ментальные карты (они же карты ума, "умные карты", интеллект-карты и так далее) — это простой и весьма действенный способ преобразования практически любых целей в планы действий. Ментальные карты весьма активно используются в лайф-менеджменте. Они позволяют наглядно рассмотреть, что и как нужно сделать для достижения цели, определить, какие следует предпринять действия, какие ресурсы вам потребуются.

Обычно ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него "ветками". На ветках вы размещаете пояснения или рисунки.

При составлении ментальной карты ваша цели или задача размещается в центре. На расходящихся ветках вы отмечаете ключевые слова, эти слова должны вызывать у вас эмоции. Идите за своими ассоциациями и позвольте разгуляться фантазии. От каждой ветки отходят новые ассоциации. Эти новые связи называются ветками второго уровня. Ментальную карту можно расширять практически бесконечно, но психологи рекомендуют составлять не более четырёх уровней для удобства восприятия.

Рассмотрим вариант рисования ментальной карты от руки. Возьмите лист бумаги. В центре изобразите любую геометрическую фигуру и впишите в него свою чётко и правильно сформулированную главную цель. Разбейте эту главную цель на несколько целей поменьше. Нарисуйте кружки поменьше и впишите в них так же чётко сформулированные цели второго уровня. При этом соедините основную цель с малыми целями линиями или стрелками. При необходимости эти малые цели можно аналогичным образом раздробить на ещё более мелкие, а те, в свою очередь на ещё более мелкие. Не стоит доводить подробность до абсурда. Как правило, хватает трёх-четырёх уровней.

При желании в ментальную карту можно добавлять картинки и рисунки, использовать различные цвета для её оформления и так далее. Всё это сделает вашу ментальную карту более эмоциональной и живой. Добившись нужного вам уровня дробления целей, рядом с каждой целью напишите список простых и конкретных действий, которые необходимо выполнить для её достижения.

Например:

  • Договориться.
  • Подготовить.
  • Узнать.
  • Сообщить.
  • Назначить.

Уровень подробности планируемых действий вы определяете сами. Теперь остаётся только назначить точные сроки выполнения этих действий и согласовать их со своим планом, если таковой уже имеется. Таким образом, в итоге вы имеете чёткий и конкретный план действий по достижению своей цели. Остаётся только его реализовать!

Smart — аббревиатура S.M.A.R.T имеет свою расшифровку, где каждая буква обозначает один из критериев правильности формулировки цели:

  • Specific — цель должна быть конкретной и чёткой.
  • Measurable — цель должна быть измеримой.
  • Achievable — цель должна быть достижимой.

Realistic/reasonable/relevance — цель должна быть реалистичной (в других вариантах — приемлемой или релевантной). Timebound — цель должна быть ограниченной во времени.

Например: "Я хочу получать больше денег. Это — моя цель!". Исходя из критериев Smart эта цель, как минимум, неконкретная и нечёткая (что значит больше денег?), неизмерима (насколько больше? Сколько именно?), неограниченна во времени (когда? К какому сроку?). При такой формулировке вероятность достижения цели крайне низка. Или же результат будет совсем неудовлетворительным: ведь получить больше на один рубль — это тоже "получить больше денег".

Модели Clear и Pure используются аналогично, но их критерии, естественно, отличаются от модели Smart. Не смотря на то, что эти модели гораздо менее известны и менее популярны, чем Smart, они ничуть не менее эффективны.

В соответствии с моделью C.L.E. A.R цель должна быть:

  • Представляющей вызов.
  • Легальной.
  • Экологичной.
  • Приемлемой.
  • Формулируемой письменно.

Соответственно, в соответствии с моделью P.U.R. E . цель должна быть:

  • Позитивной.
  • Понятной.
  • Уместной.
  • Этичной.

Все дела можно классифицировать по критериям срочности и важности. Ключ к успеху заключается в том, чтобы научиться разделять эти два понятия и умело распределять задачи в одну из четырёх категорий:

  • Важные и срочные.
  • Важные, но не срочные.
  • Не важные, но срочные.
  • Не важные и не срочные.

Делайте сначала все задачи A, потом задачи Б, после этого задачи В и никогда не делайте задачи Г.

Опыт: я поступал следующим образом: каждая задача, которой я решал заниматься, записывалась в колонку с задачами. Кроме этого для каждой задачи ставилось значение в поле важность от 1 до 3,3 — очень важные задачи, которые продвигают меня к достижению моих целей. Задачи с важностью 2 — это задачи с нормальной важностью, дополнительная работа по проекту, обучение, прочтение статей по тестированию и автоматизации. Важность 1 получали неважные задачи, имеющий сомнительный эффект, через неделю даже и не вспомнишь, сделал ты это или нет.

Когда цифра в колонке "Важность" была проставлена, я выбирал значение от 1 до 3 в колонке "Срочность" для задачи. 3 получали срочные задачи, которые необходимо было выполнить в течение дня, либо "ко вчера". 2 — задача на период больше одного дня. 1 получали задачи без определённого срока или со сроком от недели и более.

Далее по формуле (P = (I-1)*3+U, где P — priority, приоритет, I — importance, важность, U — urgency, срочность) вычислялся приоритет задачи (автоматически) таким образом, что наибольший приоритет получали более важные задачи, срочность распределяла приоритет среди задач одинаковой важности. Таким образом, каждая задача получала приоритет от 1 до 9. Сортировка задач по убыванию приоритетов давала мне ясную подсказку, за какую задачу следует делать сейчас (от 9 и до 1). По завершении задача помечалась сделанной, и это помогало мне сосредоточиться над следующей задачей.

Способы целеполагания

  • Фиксируйте ваше продвижение. Важно анализировать свой прогресс. Это поможет определить темп выполнения вашего плана, баланс достигнутых и не достигнутых результатов. Всё в памяти удержать невозможно, поэтому записывая все детали, вы ничего не забудете и систематизируете информацию.
  • Ищите поддержки. Не действуйте в одиночку. Оставаясь со своими проблемами один на один вы только затягиваете время для достижения заветной цели. Подумайте, откуда можно получить помощь. На самом деле её можно получить везде — на форуме, на работе, в семье, среди друзей и знакомых всегда может найтись человек, способный вам помочь. Кроме того, вы можете найти единомышленников: одна голова хорошо, а две — лучше.

Способы целеполагания от руководителя

Одна из важнейших задач руководителя — обеспечить постановку общих целей и частных целей для каждого сотрудника. Можно выделить три основных способа решения задач целеполагания.

  • Руководитель сам определяет общую цель для всего коллектива и частные цели для подчинённых, а затем выдаёт индивидуальные задания.
  • Руководитель определяет общую и частные цели самостоятельно, затем организует их обсуждение и по итогам обсуждения самостоятельно корректирует цели, формулирует и выдаёт задания.
  • Руководитель разрабатывает проект общей цели. Совместно с сотрудниками он обсуждает и корректирует его. По его предложениям сотрудники сами разрабатывают цели для себя, и руководитель обсуждает с каждым его предложения. Только после этого он обсуждает совместно со всеми все частные цели и утверждает их.

То, каким образом исполнитель включён в разработку целей, распределение работ, и то, как он получает различные задания, напрямую влияет на его мотивацию. Принадлежность первого способа к авторитарному стилю руководства достаточно очевидна. Руководитель может ограничиться тем, что общая цель известна ему одному, а все остальные работают по заданиям. Но он не может надеяться, что его подчинённые будут стремиться к высоким результатам.

Руководитель, действующий по второму сценарию, кое-что делает для лучшей мотивации своих подчинённых: общая цель известна всем, кто будет над ней работать, каждому выдано задание, которое понято и принято. Эти моменты являются очень значимыми именно с точки зрения мотивации. При таком способе постановки целей руководитель выдерживает необходимый минимум, при котором вообще можно рассчитывать на какую-то заинтересованность подчинённых в работе.

Наилучшие условия мотивации создаёт третий способ постановки целей. Он трудоёмкий, требует от руководителя умения организовать коллективное обсуждение решений, занимает относительно много времени. При постановке крупных целей он незаменим, так как способен обеспечить наиболее высокую мотивацию подчинённых. В ходе такой совместной проработки и корректировки любой работник в состоянии более адекватно оценить все важные для оценки достижимости результата моменты.

Итак, правильная процедура постановки целей требует от руководителя:

  • Определить общую и частные цели конкретно, то есть так, чтобы можно было проверить, достигнута цель или нет;
  • Обеспечить полноту частных целей, необходимых для достижения общей;
  • Обеспечить понимание заданий исполнителями;
  • Добиться принятия заданий исполнителями, т. е. готовности их выполнять;
  • Выделить связи (внутренние и внешние), которые нужно контролировать и координировать;
  • Определить частные цели так, чтобы общий результат был максимально близок к возможному с точки зрения его полезности.

Именно зафиксированная в ходе целеполагания связь между частными (индивидуальными) и общими целями может считаться главным мотивирующим условием. Для этого сама процедура постановки целей должна быть обязательно реализована как процедура совместной работы.

Если руководитель хочет, чтобы цели были не просто поняты всеми работниками, а и приняты ими в качестве собственных, и обладали бы побуждающей силой, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Исполнители должны участвовать в постановке цели.
  • Не следует ставить слишком отдалённые цели. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует.
  • Постановка лёгких для достижения целей не мобилизует, а расхолаживает.
  • Человек более активен и прикладывает больше усилий для достижения тех целей, которые он ставит перед собой сам. Надо предоставить подчинённым возможность самим формулировать свои цели, но обязательно обсуждать их с ними.
  • Нельзя допускать неконкретной постановки целей, так как они неконтролируемы.
  • Совокупность частных целей должна составлять общую цель.
  • Если исполнитель сомневается в том, что он может выполнить полученное задание в срок, не стоит прибегать к приказу, необходимо понять источник затруднений.
  • При обсуждении частных целей необходимо обязательно согласовать все связи, то есть зафиксировать: от кого и что ждёт каждый исполнитель, чтобы выполнить свою работу. Эти связи руководитель должен контролировать и координировать.

Контроль — функция необходимая, но чаще всего вызывающая у тех, кого контролируют, неприятные ощущения. Как и способы постановки целей, способы контроля могут быть различными в зависимости от реализуемого стиля руководства.

Если у руководителя есть основания не доверять квалификации или ответственности кого-то из исполнителей, он может его жёстко контролировать. Если же он имеет дело с квалифицированным и ответственным сотрудником, то здесь жёсткий контроль будет только вредить.

Варианты проведения контроля

  • Руководитель контролирует работу подчинённых, делая это всегда неожиданно для них. Подчинённые знают, что в любой момент их работа может стать объектом контроля. Он не обсуждает с подчинёнными, как они будут устранять обнаруженные недостатки, полагая, что это их проблема. Определяет лишь время, за которое всё должно быть приведено к норме.
  • Руководитель редко контролирует текущую работу подчинённых, особенно тех, кто, по его мнению, хорошо справляется со своими обязанностями. Когда неожиданно обнаруживаются какие-то недостатки, он считает их случайными и не склонен применять санкции к подчинённым, а ограничивается тем, что просит их не допускать впредь аналогичных ошибок.
  • Руководитель регулярно контролирует работу подчинённых. При этом им заранее сообщается о предстоящем контроле и предлагается подготовиться к нему. Руководителя в равной степени интересуют и успехи, и затруднения. Ошибки не рассматриваются как провинность. После ознакомления с работой подчинённого руководитель обязательно обсуждает вместе с ним, что и как нужно сделать, чтобы устранить обнаруженные недостатки и затруднения.

Первый способ может действовать как антимотиватор, так как создаёт у подчинённого впечатление недоверия со стороны руководителя, понижает его самооценку способностей. Этот способ может применяться только по отношению к тем работникам, которым у руководителя есть основания не доверять.

Второй способ даже не обеспечивает необходимого компонента управления — обратной связи.

Наиболее рационален третий вариант контроля.

Контроль может и должен решать и другие задачи, а именно:

  • Подчеркнуть внимательное, доверительное и уважительное отношение к сотруднику, повышая тем самым его самооценку;
  • Создать у подчинённого положительный эмоциональный настрой и уйти от нежелательного в общении эмоционального напряжения — обиды, раздражения и т.д.;
  • Добиться от подчинённого позитивного отношения к критическим замечаниям, понимания и принятия критики, готовности исправить недостатки;
  • Получить от сотрудника замечания по поводу организации и условий работы;
  • Определить вместе с подчинённым, что, когда и как нужно исправить и нуждается ли он в помощи.

В целом же, чтобы сделать контроль более эффективным, следует соблюдать ряд простых правил, которые опробованы на практике многими руководителями и принесли им успех:

  • Контроль должен быть регулярным и не неожиданным. Он не должен сводиться к отдельным инцидентам.
  • Не надо стремиться проконтролировать все, лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах.
  • Не надо использовать скрытый контроль. Кроме обиды, досады и напряжения в отношениях он ничего не приносит.
  • Контролируя, надо стараться выявлять не только недостатки, но и успехи.
  • Не должно быть неконтролируемых участков работ.
  • Результаты контроля должны обязательно доводиться до подчинённого. Негативные результаты контроля бесплодны, если они сразу же не обсуждены и не найдены способы устранения недостатков.
  • Беседа по итогам контроля должна быть конструктивной.
  • Важно, чтобы подчинённый действительно (а не формально) сделал для себя соответствующие выводы.
  • Контроль — функция необходимая, но чаще всего вызывающая у тех, кого контролируют, неприятные ощущения. Как и способы постановки целей, способы контроля могут быть различными в зависимости от реализуемого стиля руководства.

Аспекты, касающихся профессиональных целей менеджера

    Обсуждайте цели с подчинёнными. Цель, в постановке которой сотрудник принимает участие лично, становится в некотором смысле его личной целью, а значит, и мотивом. Чем больше подчинённых имеют возможность участвовать в выборе и постановке целей, тем меньше времени и усилий потребуется для их убеждения в дальнейшем! Цели, продиктованные сверху, — это плохие цели, хотя бы потому, что они "чужие", а каждый человек заинтересован в своих. Привлечение сотрудников к постановке целей создаёт у них чувство причастности к делам фирмы, значимость которого трудно переоценить, не говоря уже об экономии времени и сил руководителя.

    При проработке целей следует учитывать следующее обстоятельство: краткосрочные цели в гораздо большей степени способствуют внутренней мобилизации, чем долгосрочные. Подумайте сами: одно дело, когда до экзамена две недели, другое — когда до него всего одна ночь. Поэтому специалисты рекомендуют разбивать краткосрочные цели на промежуточные (например, годовые, квартальные, месячные и даже недельные).

    Не следует ставить слишком много целей. Кто берётся за все, чаще не делает ничего. Следует соизмерять объем работы с возможностями коллектива и своими собственными. Лучше концентрироваться на немногих целях: в этом смысле синица в руках предпочтительнее журавля в небе. Продолжая эту аналогию, замечу, что в менеджменте несколько синиц в руках через некоторое время превращаются в журавля.

"Пошаговый метод постановки целей" , разработанный М. Вудкок и Д.Френсис. Для постановки как личных, так и профессиональных целей. Шаг первый — прояснение подробностей: анализ текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определённой свободы от необоснованных ограничений, которые в данный момент принимаются вами как само собой разумеющееся. Смелость в Постановке целей не должна, конечно, граничить с безрассудством и потерей чувства реальности.

Шаг второй — выяснение возможностей. Во-первых, в силу личностных особенностей, под влиянием эмоций руководитель иногда может не совершить некоторые действия, уместные в данной ситуации. Крайний вариант этого выражен фразой: "У меня нет (не было) другого выхода" . Он означает, что руководители не видит или не способен видеть все имеющиеся возможности. Для того чтобы не впадать в крайности, нужно просто знать, что мнение "у меня не было другого выхода" никогда не соответствует действительности. Во-вторых, если руководитель выявил все имеющиеся у него реальные возможности для достижения целей, может оказаться, что некоторые из них противоречат его собственным ценностям или вызывают избыточные трудности для окружающих его людей. В таком случае вам придётся решать, насколько приемлемы эти возможности, но теоретически их все же не следует сбрасывать со счетов. Первое, что нужно сделать для выяснения возможностей, — найти (установить) их как можно больше, независимо от того, нравятся они вам или нет, соответствуют вашим этическим принципам или не соответствуют. Какое-то число возможностей можно (и нужно) исключить, но психологически верно сделать это после того, как будут выявлены все возможные действия. Завершается первый шаг тем, что создаётся список возможностей для достижения поставленной цели.

Шаг третий — принятие решения о том, что вам нужно. Для реализации этого шага рекомендуется ответить на три вопроса: какие из личных ценностей являются для вас наиболее важными? На какой риск вы готовы (и можете) пойти? Как ваши решения повлияют на окружающих?

Шаг четвёртый — выбор. Фактически это означает, что вы решаете направить усилия на одно (или несколько) возможных направлений, отказавшись от других. Конечно, не существует методов, позволяющих делать выбор из имеющихся возможностей безошибочно. Выбирая наиболее привлекательный и многообещающий вариант действий, вы не можете быть уверены, что так оно и есть. Вместе с тем следует учитывать некоторые чисто психологические моменты: сомнения в процессе выбора вполне допустимы. Но если вы сделали выбор, то действуйте. Умный человек сомневается до того, как он принял решение, неумный — после.

Шаг пятый — уточнение цели. Цель, сформулированная неконкретно, неопределённо, чаще всего остаётся благим пожеланием. А благими пожеланиями, как известно, вымощена дорога в ад. Зачастую для достижения одной цели необходим целый ряд различных действий, и поэтому возникает ситуация, когда желательная конечная цель теряется и человек "погружается" в текучку. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными целями помогает избежать дополнительных и ненужных усилий.

Шаг шестой — установление временных границ. Для решения каждой задачи (стратегической и тактической) должны быть установлены строгие временные пределы.

Шаг седьмой — контроль достижений. Для того чтобы следить за своими достижениями, рекомендуется взять за основу какую-то меру успеха. Объективные критерии (измерители) необходимы, даже если они требуют жёсткого порядка. Если они есть, человек получает некоторые психологические преимущества: появляется обратная связь с эффективностью работы; по пути продвижения к цели возникает чувство удовлетворения, а успех окрыляет; при неудаче создаётся возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новые действия.

Задайте себе вопрос, какой из шагов вы чаще всего пропускаете или плохо выполняете, и вы получите основу для пересмотра и развития своих управленческих умений.

Модель целеполагания в НЛП строится на идее мотивирующего результата (хорошо сформулированной цели). В отличие от многих психологических направлений, анализирующих причины неудач, НЛП спрашивает: "Что ты хочешь?"

Условия хорошо сформулированной цели:

  • Цель сформулирована позитивно.
  • Цель находится под вашим контролем.
  • Цель проверяема в сенсорном опыте.
  • Цель экологична, она сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.
  • Цель находится в нужном контексте.
  • Цель зависит от доступа к ресурсам.
  • Возможные препятствия.
  • Вы знаете первые шаги для достижения цели.

Шаги:

  • Цель должна быть сформулирована позитивно. Это очень важный момент. Цель должна определять не то, что вам мешает в жизни, не то, чего вы не хотите или от чего хотите избавиться. Цель должна определять то, что вы хотите получить, что вы хотите иметь, кем вы хотите стать, чего вы хотите достичь.
  • Цель должна находиться под вашим личным контролем. Если цель находится вне вашего контроля и достижение её зависит не от вас или не только от вас, то вероятность её достижения резко снижается. Достижение цели должно зависеть только от вас. Если это не так, то следует пересмотреть или переформулировать цель.
  • Цель должна быть представляема посредством органов чувств. Если вы можете себе ясно представить, что вы будете чувствовать, что вы будете видеть и слышать, когда ваша цель будет достигнута, то вероятность её успешного достижения очень высока. Если же у вас это вызывает затруднения, то цель, скорее всего, нужно пересмотреть или подкорректировать. Здесь также важна конкретность ваших представлений: что именно вы видите, слышите и чувствуете? Где именно? В каком количестве? Сколько именно? Подобные уточнения позволят вам сделать картину достижения цели наиболее реалистичной, а саму цель достижимой.
  • Цель должна находиться в определённом контексте. То есть следует указать: когда, где, с кем вы хотите достичь этой цели. Чем конкретнее и подробнее — тем лучше. Представьте, что цель уже достигнута. Где это будет происходить? Когда это будет происходить? Кто будет вас окружать? Что будет вас окружать? В процессе такой конкретизации вы можете обнаружить много нового для себя и, возможно, внести существенные изменения, как в саму цель, так и в планы по её достижению.
  • Цель должна быть экологична. То есть цель должна сохранять все преимущества настоящего положения. При постройке чего-то нового желательно не разрушить то ценное и важное, что уже есть. Достижение цели не должно оборачиваться существенными потерями в других сферах жизни или причинять вам или кому-то вред. Например, серьёзная цель в области бизнеса может потребовать от вас запредельных временных ресурсов, что в свою очередь может привести к резким ухудшениям в личной жизни и негативно сказаться на жизни близких вам людей. Вас это устраивает? Если нет, то нужно внести в свою цель необходимые коррективы.
  • Цель должна иметь подходящие размеры. Разумно будет разбить эту цель на несколько целей меньшего размера. А те, в свою очередь, так же можно разбить и в итоге придти к тому размеру целей, с которым вам наиболее удобно и комфортно работать.
  • Цель должна предусматривать препятствия, которые могут возникнуть на пути её достижения. То есть нужно уже в самом начале предусмотреть, какие внутренние и внешние препятствия вам могут встретиться на пути к цели. Например, если ваша цель есть у вас уже давно, то что мешало вам раньше приступить к её достижению? Какие ваши личные качества и свойства могут мешать вам в достижении вашей цели? Какие препятствия могут возникнуть на вашем пути? Кто или что может помешать вам? Подумайте над этим. Конечно, в самом начале маловероятно предусмотреть абсолютно все препятствия, которые могут вам встретиться при достижении вашей цели, но очень многие из них предусмотреть можно. А значит, можно и подготовиться к ним.
  • Цель должна описывать ресурсы, необходимые для её достижения. Ресурсы — это всё, что может вам потребоваться для достижения цели. Подумайте, какие ресурсы вам потребуются? Какие ресурсы у вас уже есть? Какие ресурсы вам нужно найти? И где вы их можете найти? Как вы можете это сделать?
  • Цель должна описывать первые конкретные шаги по её достижению. Спланируйте эти шаги сразу после того, как вы оформили свою цель. Что вы сделаете для достижения своей цели в первую очередь? Что вы можете сделать уже сегодня? Может быть, вы можете что-то сделать прямо сейчас? Очень важно подкрепить постановку цели первыми действиями по её достижению. Это должны быть очень конкретные и ощутимые шаги.

Хорошо поработав над целью в самом начале, вы сведёте к минимуму сложности и препятствия, которые могут возникнуть у вас на пути её достижения, и значительно облегчите себе достижение вашей цели. Успехов вам в постановке и достижении целей!

Уход от проблем

"Что вы хотите прекратить или чего избежать?" — Мне не нравится в себе неуверенность, лень, неспособность отвечать за себя и то, что для меня слишком важно, как меня оценивают другие люди.

  • Противоположность проблеме:

"Что противоположно проблемному состоянию?" Определите, что противоположно заявленной проблеме (проблемам). Я бы хотел быть уверенным в себе, собранным, способным отвечать за собственные поступки, учитывающий мнение других, но более ориентированный на собственную оценку.

  • Кто уже это сделал:

"Кто уже в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с вашим?" Найдите людей, которые уже обладают желаемыми качествами. На мой взгляд, этими качествами обладает Иван Степаныч, Рабиндранат Тагор и Тарзан.

  • При помощи логики:

Прибегните к логическому мышлению и определите, какие качества должны присутствовать в желаемом состоянии. Я так же хотел бы иметь такие качества как большую работоспособность, немного наглости, умение быстро обучаться и быстрое переключение от одного вида деятельности к другому. Хотелось, чтобы для я был уверен в том, что могу достичь поставленные цели и считал себя достаточно компетентным для того, чтобы принимать ответственные решения.

  • Расширение:

"Какие качества, связанные с вашим желаемым состоянием, вы уже имеете, и каких вы хотели бы сделать больше?" Определите, что из необходимого у вас уже есть, а что нужно добавить. У меня уже есть внимание к другим людям и умение достигать поставленной цели. Но хотелось бы побольше уверенности в собственных силах и просто чувства уверенности в трудных ситуациях.

  • "Как если бы":

"Если бы у вас уже было полностью полученное желаемое состояние, что бы вы делали или что бы сделали ещё?" А что вы будете делать после того, как достигните желаемого? Каковы ваши планы? После того, как я достигну этой цели я хотел бы начать развивать у себя такие качества как профессионализм и постоянство.

Эффективные способы постановки цели

  • Только определённость. Никаких общих формулировок. Такие формулировки, как например: "буду заниматься фитнесом", или "есть больше фруктов" не совсем подходящие. Очень важно использовать измеримые понятия — в какой день вы собираетесь записаться, сколько раз в неделю будете заниматься, какую норму съеденных фруктов вы для себя устанавливаете. Избегайте слов "всегда" или "никогда". Эти слова часто заставляют нас бросить начатое.
  • Составляйте план. Не ждите до "когда-нибудь". Фомулировка того, что вам нужно — это, на самом деле, всего лишь первый шаг. Теперь нужно определить то, что вам понадобиться для осуществления самой цели, чья помощь будет вам необходима.
  • Запишите и установите срок. Без установления крайних сроков ваши цели останутся вашими желаниями. Крайние сроки заставляют действовать и принимать меры. Очень не плохо, периодически визуализировать свою цель. Визуализация приближает осуществление цели, так как отождествляет её в сознании с чем-то очень реальным и обязательным.
  • Будьте готовы к неудачам. Не бывает совершенно идеальных путей к цели. Преуспевающие люди это понимают и всегда готовы пойти на риск. Они не бояться неудач и провалов, потому что знают, что закон провала является одним из мощных законов успеха. К неудачам нужно научиться относиться по-философски. Воспринимайте их как этапы вашего роста, как преграду, которую нужно преодолеть, но в случае ошибки или неудачи не стоит отказываться от своей мечты.
  • Фиксируйте ваше продвижение. Важно анализировать свой прогресс. Это поможет определить темп выполнения вашего плана, баланс достигнутых и не достигнутых результатов. Все в памяти удержать невозможно, поэтому записывая все детали, вы ничего не забудете и систематизируете информацию.
  • Ищите поддержки. Не действуйте в одиночку. Оставаясь со своими проблемами один на один, вы только затягиваете время для достижения заветной цели. Подумайте, откуда можно получить помощь. На самом деле её можно получить везде — на форуме, на работе, в семье, среди друзей и знакомых всегда может найтись человек, способный вам помочь. Кроме того, вы можете найти единомышленников: одна голова хорошо, а две — лучше.

Алгоритмизированный вопросник для составления стратегического плана

Для того чтобы оформить стратегический план, нужно обстоятельно и последовательно ответить на ряд вопросов:

  • Зачем и почему я (мы) это делаю?
  • Чего я (мы) хочу добиться в конечном счёте? Чьи интересы я (мы) при этом затрагиваю? На кого (что) окажет влияние конечный результат?
  • Каковы условия (что? кто? как?), влияющие на процесс реализации цели? Какие препятствия? Какие возможности?
  • Что я (мы) делаю хорошо (каковы способности) и что я (мы) делаю плохо (каковы слабости)?
  • Что я (мы) должен сделать немедленно, прежде всего?
  • Что я (мы) должен делать в перспективе?
  • Какие компоненты цели самые срочные, важные, перспективные, выгодные?
  • Какие пункты плана прямо помогут достичь цели, а какие носят второстепенный характер с точки зрения конечного результата?
  • Какие конкретные действия могут свести к минимуму негативные влияния и последствия, а какие усиливают позитив? Кто конкретно несёт ответственность за каждое действие? Когда, где и как эти действия должны быть выполнены? Что (какие ресурсы) для этого необходимо?
  • Есть ли компоненты цели, которые заведомо невыполнимы? Нужно ли ставить новые цели? Не будет ли новый план действий более реальным и целенаправленным?

Метод "Планирование жизни"

Подумайте и опишите свои представления по категориям:

  • Индивидуальные цели:
    • Стиль, образ жизни, желаемый имидж;
    • Духовная, религиозная или философская позиция;
    • Экономическая деятельность;
    • Самообразование;
    • Решения, касающиеся основной работы;
    • Уровень физической активности;
    • Свободное время, хобби, отдых.
  • Межличностные цели:
    • Семья;
    • Друзья;
    • Личная жизнь;
    • Группы, коллективы;
    • Степень собственного лидерства.
  • Долгосрочные цели:
    • Выбранные цели, которых хотелось бы достичь через 10, 20,30 лет;
    • То, что из имеющегося сейчас будет вспоминаться с удовольствием через 10, 20, 30 лет;
    • Важнейшее из самого важного — цели, определяющие смысл вашей жизни.

Психологический метод

  • Составьте список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. Не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите — нарисуйте это.
  • Посмотрите на этот список и определите, о каком будущем идёт речь: о ближайшем или отдалённом. В первом случае — додумайте перспективу, во втором — распишите ближайшее будущее.
  • Из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.
  • Список из четырёх основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.
  • Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы — все что угодно из того, что необходимо).
  • Вспомните несколько случаев, когда вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.
  • Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос: "Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?"
  • Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.
  • Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).
  • Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них даёт какой-либо совет — запишите эти советы.
  • Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.
  • Опишите своё идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).
  • Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Метод пяти основных сфер жизни:

  • Личная.
  • Профессиональная.
  • Социальная (окружение, друзья, социальный статус).
  • Духовная (внутреннее состояние, вера, культура).
  • Сфера здоровья.

В каждой из сфер поставьте себе цель. При этом цель — что (или чего именно) я хочу. И у этого "Что (или чего)" должен быть яркий образ — чем ярче, тем лучше.

Нарисуйте стрелку и проработайте шаги: "что я могу сделать для того, что хочу?" и впишите в этот рисунок эти шаги. Помните про этот рисунок и каждый день смотрите на него. Всё дело в том, что приходит новый день и понимаешь, что у тебя теперь появилась ещё одна какая-то возможность — и нужно её вписать. Сделайте все пять рисунков по каждой сфере, сравните их и удивитесь. Другой реакции у людей я ещё не видел при этом. Это работа на многие дни. После которой идёт ещё и периодическая корректировка.

Техника целеполагания

Для этой техники нам снова понадобиться листок и ручка. Выполняется техника в течение нескольких дней по 15-30 минут каждый день.

  • День 1. На листке бумаги напишите всё, чего вы бы хотели достичь за свою жизнь. Минимум 50 вещей или понятий и максимум хоть 1000.Перечитать и заняться своими делами.
  • День 2. Ровно через сутки вернуться к листку и вычеркнуть половину. Менее значимую.
  • День 3 и дальше. Росно через сутки вернуться к листку и вычеркнуть ещё половину, которая покажется менее значимой.
  • День N. Это последний день, в который вы оставляете 5-10 понятий или вещей в списке. Это и будут самые важные и ценные цели в вашей жизни.

Резюме

  • Любая деятельность является целенаправленной.
  • Источник цели — потребность. При неудовлетворении потребности появляется желание, отсутствие очевидного пути достижения которого порождает проблему, и тогда появляется цель как нечто, что решит проблему.
  • Выбор цели сугубо субъективный. Если ставится или имеется цель, то всегда существует субъект целеполагания, точка зрения которого отражается в ней. Субъективность це-ли выражается, с одной стороны, знаниями и пониманием действительности того, кто ставит цель, а с другой цель направлена на удовлетворение его конкретной жизненной потребности.
  • Следует различать цели с позиции субъекта и объекта. Цель с позиции субъекта определяет цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управления. Цель с позиции объекта определяет цель его функционирования (существования), которая может быть заложена при его создании либо формироваться внутри него.
  • Цель может быть конкретной или размытой. В последнем случае необходимо вводить критерии для оценки степени достижения цели.
  • Целеполагание сталкивается с рядом проблем, связанных с объективными и субъективными ограничениями, изменением целей со временем, неопределённостью целеполагания, опасностями подмены целей средствами и смешением целей и др.
  • Прежде чем формулировать окончательную цель, необходимо провести исследование решаемой проблемы. В частности, следует расширить проблему до проблематики: определить и рассмотреть проблемы, существенно связанные с исследуемой, без учёта которых она не может быть решена.
  • Правильно сформулированные цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, согласованными, приемлемыми и гибкими.
  • Существенную помощь при целеполагании оказывают "деревья" целей и проблем. При реорганизации или автоматизации объекта можно рекомендовать построение следую-щей цепочки "деревьев": "дерево" целей (желаний) объекта, "дерево" проблем объекта, "дерево" целей субъекта. В последнем "дереве" рассматриваются возможные стратегии решения проблем.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. , говоря иначе, цели - это конкретные состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

Доходы организации;

Работа с клиентами;

Потребности и благосостояние сотрудников;

Социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, на которых теперь необходимо остановиться:

Во-первых, цели отражают философию организации концепцию ее деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете ее характер и особенности

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственные поступки и поведение в целом. Это помогает действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же - получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

В-четвертых, цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же самые заключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышенную активность в работе, многократно перекрывая производственные нормы.

Наконец, в пятых, официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязнение окружающей среды.

Целеполагание- процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

|С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй- выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

    выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

    установление целей для организации в целом;

    построение иерархии целей;

    установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают оставление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации. Установленные цели должны иметь статус закона для организации для всех ее подразделений и для всех членов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»