Струнников Николай. Спортивная биография. Дуничев Николай Васильевич

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Русский и советский художник-живописец, портретист, реставратор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).

Николай Иванович Струнников родился в Орле. Семья, где было шестеро детей, жила в нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника был приказчиком в сельском магазине, а мать домохозяйкой.

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Здесь он увлекся рисованием, которое стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Своё художественное образование он начал учеником в мастерской живописца С. И. Грибкова, куда попал в 1892 году по рекомендации одного художника, заметившего его способности.

Поступил в МУЗВЗ, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью (1899). В училище его преподавателями были А. Архипов и В. Серов. Продолжил образование в Петербургской Академию художеств. Жил в Петербурге, а во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В 1902 году местный священник предложил ему расписать Воскресенскую церковь, что было им выполнено. В Академии учился у И. Е. Репина, закончил в 1906 году. Также он расписал собор в Киеве, куда художник переехал в 1913 году, по рекомендации Ильи Репина был преподавателем в художественное училище (1913–1920).

Н. И. Струнников принял и поддержал Окябрьскую революцию. В 1921 году по вызову Наркомпроса он переехал в Москву и больше на Украину не возвращался. В период 1927–1930 годов создал галерею портретов героев гражданской войны – Ворошилова, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову была присуждена Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).

Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров.

Н. И. Струнников был экспонент МОЛХ, московского общества «Группа художников» (1909–1911), АХР (1926), ТПХВ (47-я, 48-я выставки). Также был участником литературно-художественного кружка «Среда». Участвовал во многих выставках, в том числе и посвященной десятилетнему и пятнадцатилетнему юбилею РККА (1933).

Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Центральном музее Вооруженных Сил в Москве (б. Музей Красной армии), Музее новейшей истории России в Москве (б. Музей революции), Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. Яворницкого, Полтавском и Донецком художественных музеях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Николай Струнников

(русский : Николай Васильевич Струнников ) (16 декабря 1886 - 12 января 1940) был русский чемпион мира по скоростному бегу на коньках . Кроме того, он также был успешным, как велосипедист .

Николай Струнников родился в Скнятино и быстро стал большим энтузиазмом и высоко дисциплинированный спортсмен, обучение ежедневно. В летнее время он тренировался на велосипеде и в течение зимы, он обучался в скоростном беге на коньках и играл в хоккей с мячом . После возвращения с работы, он всегда будет на льду, в то же время каждый день катать его раундов, независимо от погодных условий. Даже иногда температура была -40 ° C (равной -40 ° F), он будет по- прежнему идти через всю свою программу обучения. Его энтузиазм и преданность окупилась и в 1906 году он выиграл серебро в Национальном чемпионате России Allround.

Он быстро улучшилось еще больше и стал российский Allround чемпионом в 1908, 1909 и 1910. В 1909 году он также выиграл национальный чемпионат по велоспорту. Тем не менее относительно неизвестным для остального мира, Струнников сделал свой международный дебют на чемпионате Европы Всесторонних в 1910 году и быстро завоевала золото. Две недели спустя он участвовал в 1910 году на чемпионате мира Всесторонних в Хельсинки . После трех дистанций, действующий чемпион мира и обладатель нескольких мировых рекордов, норвежские коньки легенда Оскар Матисны , были относительно комфортный отрыв, но Струнников закончил задолго до всего поля на финальной дистанции и стал чемпионом мира в этом процессе; то, что заповедал tremendmous уважение Mathisen.

В 1911 году Струнников отправился в Норвегию в рамках подготовки к чемпионату Европы там. Во время его подготовки, он установил новый мировой рекорд на 5000 м, победив Яап Эден мирового рекорда «s , который стоял в течение 17 лет. (Его мировой рекорд не будет признан Международным союзом конькобежцев до 1967 года, однако.) Через три недели он стал чемпион Европы во второй раз, и он сделал это, выиграв все четыре дистанции во время этих соревнований. Через неделю после этого он стал чемпионом мира во второй раз, в то время как еще раз, выиграв все четыре дистанции. На самом деле, на каждом международном турнире, в котором Струнников участвовал в 1911 году он стал победителем на каждом расстоянии он катался - в общей сложности двенадцать расстояния выигрывает в этом году.

Многое было ожидать от Струнников в 1912 году, но несогласие с спортивной ассоциацией, к которой он принадлежал, в результате его ухода из конькобежного спорта. Он оставался активным в спорте, хотя, езду на велосипеде в течение многих лет после этого. В 1920 - х годах он стал тренером, и он будет оставаться тренером до его смерти в 1940 году в Москве .

Медали

Обзор медалей, выигранных Струнников на важных чемпионатов он участвовал в листинг, те годы, когда он выиграл каждый.

Николай Иванович Струнников родился в 14 мая 1871 года в Орле. В семье было шесть детей (два сына и четыре дочери), жили в постоянной нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда, где отец художника был приказчиком в сельском магазине. Иван Алексеевич был строг, но справедлив. А мать, Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Эти родительские черты и предопределили характер Николая.

По воспоминаниям младшей сестры художника, Марии Ивановны, много лет проработавшей учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, их мать отличалась художественными способностями и делала великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварелью. «Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты Колечка не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя хорошо получается».

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю Струнникову пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.

Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки он зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!»

С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в числе по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай Иванович тер краски, колол дрова - выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо.

Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.

В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он принимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.

Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, - вспоминала Мария Ивановна, - у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

В мастерской Ильи Ефимовича Репина Струнников подружился с писателем Владимиром Алексеевичем Гиляровским, который всячески помогал молодому художнику. «Я читал его стихи, - вспоминал Николай Иванович, - заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев». В 1900 году Струнников написал портрет дяди Гиляя в образе лихого запорожца на фоне южных гор. Украинскому историку Д.И. Яворницкому художник подарил портрет другого потомка запорожских казаков знаменитого борца Ивана Поддубного. Сам Николай Иванович, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Ефимович Репин запечатлел его на картине «Черноморская вольница».

Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, он все же скучал по своему родному краю. Поэтому во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить интересный памятник российской монументальной живописи Владимирский собор в Киеве, с творениями выдающихся русских художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля, М. В. Нестерова. Н.И. Струнников подает прошение в совет Академии об оказании в этом содействия. В чем ему не было отказано. В Киеве художник много работал, копируя росписи Владимирского собора. Впоследствии им был успешно завершен живописный комплекс Малоархангельской церкви. Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса…это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье». Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи естественность позы и движения и близость к природе». Многие малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась: она была разрушена в 1943 году.

Художник влюбился в Киев и при первой возможности переезжает в него (1913 г.), поступив преподавателем в художественное училище по рекомендации И.Е. Репина. Здесь начинается новая жизнь художника. «Преподавательская работа была мне по сердцу», - вспоминал Струнников. Педагогический метод был им унаследован от замечательных учителей - В. Серова и особенно И. Репина.

«Вскоре после переезда он женился. Прасковья Алексеевна - жена художника стала ему большим другом с первого дня их супружества и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Влюбленный в нее Струнников написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). Она предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной». В семье родилось трое сыновей: старший, Сергей (работал впоследствии в фотокорреспондентом газеты «Правда». Погиб в 1943 г. около Полтавы), Игорь и Ростислав. Сестра художника вспоминала, что это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил «она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге, родной сестре».

На Украине Струнников много и плодотворно работал, не случайно и сейчас его картины украшают стены её музеев. Героико-романтические образы казаков позже привели его к портретам героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

Художник принял и поддержал революцию. Этому способствовали все обстоятельства его жизни: постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и сестры во время восстания 1905 года.

В 1921 г. по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался, прожив оставшуюся жизнь, как признанный мастер советской портретной живописи. В период 1927-1930 гг. создал целую галерею портретов героев гражданской войны: К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову присуждена Золотая медаль на международной выставке в Париже в 1937 году. А во время Великой отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров. За выдающиеся заслуги в области искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Наследие художника является ценным вкладом в развитие отечественной портретной живописи. Главной темой искусства этого талантливого мастера всегда был человек. Картины Н.И. Струнникова хранятся в 13 картинных галереях, в том числе и Орловской.

Отдавая дань уважения своему земляку, малоархангельцы установили на городском кинотеатре «Колос» мемориальную доску. На сером мраморе высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901-1904 жил и работал известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников». Сейчас мемориальная доска находится на реставрации.

Скончался Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подготовила О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ

Литература:

  • Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. - Орел - Малоархангельск, 1999. с.169-172.
  • Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. - М., 1985.
  • Локотков, А. Украина пленила его сердце: «запорожцы» Николая Струнникова [Электронный ресурс] / Александр Локотков // Интернет-газета От заката до рассвета. Днепропетровск. - Режим доступа: -http://zador.com.ua/print.php?id=66441

Яркий представитель русского конькобежного спорта на мировой арене. Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай самозабвенно был влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой бегал на коньках и играл в хоккей. Рано вставал, быстро делал зарядку и убегал на работу. После работы шел на каток. На льду появлялся всегда в одно и то же время. Пробегал по 25 кругов в любую погоду. Однажды провел тренировку в 40-градусный мороз.


Бегал Николай в низкой посадке, движения его были изящны и пластичны, темп бега 100 шагов в минуту. До 1906г. выполнил II разряд, действовавшей в то время классификации. В 1906г. добился своего большого успеха. На московском чемпионате, на катке Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников занял вторые места после конькобежца России Николая Седова. А в 1907г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908г. Струнников побеждает во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы (1908г.) выиграл у всех конкурентов на 5000м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показывает результаты еще выше: 500м - 50,0; 1500м - 2.40,0; 5000м - 9.26,8.

В следующем году установил новые рекорды России, выступив в Петербурге "Кубок национального первенства России" 5000м - 9.05,0; 1500м - 2.33,6 и 10000м - 18.27,2. Эти старты были первыми соревнованиями в нашей стране, в программе которых было классическое многоборье и Николай набрал наибольшую сумму очков 211,813.

В 1910г. Николай Струнников принял участие в зарубежных состязаниях. И впервые в Выборге, на первенстве Европы, мало известный скороход из России стал чемпионом Европы, выиграв у известного норвежца О.Матисена. В своих воспоминаниях Струнников писал: "В Выборге шел дождь. Дорожка превратилась в кисель. Вставая на старт 1500 метров в паре с Матисеном, я про себя решил: "Всем проиграю, а тебе, голубчик, ни за что". На решающей дистанции (10000м) Матисен занял только 7 место. Вот, что вспоминал Матисен: "Маленький, в черном, обтягивающем мускулистое тело свитере, русский из Москвы справился с покрытым водой льдом лучше, чем кто-либо из нас, и стал чемпионом Европы.

Вновь они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорней. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", так он называл Струнникова, за то, что он выступал в черном костюме. И снова победу решила борьба на дистанции 10000 метров. Сильно пройдя "марафонскую" дистанцию Струнников обошел лидера и стал первым признанным чемпионом мира.

Отдавая дань мастерству русского скорохода, норвежец Матисен потом вспоминал: ":Его я не мог упрекнуть и должен был утешить себя тем, что в спорте сегодня - я, а завтра - ты."

В следующем сезоне Струнников установил рекорд России на 1000м - 1.38,0. Через неделю новый рекорд на дистанции - 7500м - 2.29,4.

Победив на чемпионате мира 1910г., Николай Струнников и на следующий год в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира. Он легко опередил всех конкурентов на четырех дистанциях и установил два мировых достижения для равнинных катков. Первым он был и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира выступил на первенстве Норвегии, где установил выдающийся рекорд в беге на 5000м (8.37,2сек.), побив мировой рекорд первого чемпиона мира с 1894г. голландца Ж.Эдена (8.37,6сек.).

"Славянское чудо", так называли в Норвегии Струнникова. В 1911г. стартовал за границей 12 раз на различных дистанциях и одержал все победы.

В сезоне 1911-12 г.г. на катке Патриарших прудов установил рекорд России на 500м - 46,0 (прежний продержался 13 лет).

С большим интересом ожидали выступление Струнникова на чемпионате мира 1912г.

Николай Струнников принадлежал к Московскому первому русскому гимнастическому обществу "Сокол". Администрация "Первого русского гимнастического общества" не нашло средств на командирование за границу вместе со Струнниковым своего представителя. Посылать нашего спортсмена на международное первенство без представителя было непростительной ошибкой. Струнников категорически отказался ехать на первенство мира один и прекратил свои выступления на льду.

Николай Васильевич снова надел коньки в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где разыгрывался I чемпионат СССР. Струнников, проехав по льду, сказал: - Как никогда и нигде!

Начиная с 1974г. сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона соревнованиями на приз имени Н.В.Струнникова

Это был скороход, опережавший намного свое время. Умер Струнников в 1940г.

Струнников Николай Васильевич (1886-1940) - русский спортсмен, конькобежец.

Рекордсмен России. Неоднократный чемпион Европы и мира.

Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай с детства был самозабвенно влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой играл в хоккей и бегал на коньках. Вставал очень рано, быстро делал зарядку и бежал на работу. После работы в одно и то же время шел на каток. В любую погоду пробегал по 25 кругов. Один раз тренировался даже при морозе в 40 °С. Бегал Николай в низкой посадке. При среднем темпе 100 шагов в минуту движения его оставались изящными и пластичными. До 1906 г. выполнил II разряд действовавшей в то время классификации. В этом же году на московском чемпионате, который проходил на льду катка Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников был вторым, уступив лишь конькобежцу России Николаю Седову. А в 1907 г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908 г. Струнников начал одерживать победы во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы 1908 г. выиграл на дистанции в 5000 м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показал еще более высокие результаты: на дистанции 500 м - 50,0; 1500 м - 2.40,0; 5000 м - 9.26,8. Выступая в Петербурге на Кубке национального первенства России в 1909 г., Николай установил новые рекорды: на дистанции 5000 м - 9.05,0; 1500 м - 2.33,6 и 10000 м - 18.27,2. В программу этих соревнований впервые в нашей стране было включено классическое многоборье, в котором Николай набрал наибольшую сумму очков (211,813).

В 1910 г. на чемпионате Европы, проводившемся в Выборге, - первых своих зарубежных соревнованиях - Николай Струнников, тогда еще малоизвестный за пределами России стал чемпионом Европы, одержав победу над норвежским конькобежцем О. Матисеном. Снова они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорнее. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", как он называл Струнникова за то, что тот выступал в черном костюме. Как и в прошлый раз, решающей стала дистанция в 10000 м. Струнникову снова удалось обойти лидирующего до сих пор Матисена и завоевать звание чемпиона мира.

Следующий сезон принес Струнникову новые рекорды России: на дистанции в 1000 м - 1.38,0; 7500 м - 2.29,4. В 1911 г. Николай Струнников на чемпионате мира в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира, с легкостью опередив всех соперников на четырех дистанциях и установив при этом два мировых рекорда для равнинных катков. Лидировал он и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира принял участие в чемпионате Норвегии, где установил выдающийся рекорд на дистанции 5000 м (8.37,2), побив мировой рекорд первого чемпиона мира голландца Ж. Эдена (8.37,6), установленный в 1894 г. Норвежцы называли Струнникова "славянским чудом".

В 1911 г. 12 раз стартовал он за границей на различных дистанциях, и ни один из них не закончился поражением.

В сезоне 1911-1912 гг. на катке Патриарших прудов Струнников побил рекорд России на дистанции 500 м, который продержался 13 лет. Его результат составил 46,0.

С большим интересом специалисты и болельщики ожидали выступления Струнникова на чемпионате мира 1912 г. Однако администрация первого русского гимнастического общества "Сокол", к которому принадлежал Струнников, не нашла средств на то, чтобы командировать за границу вместе с ним своего представителя. Струнников категорически отказался ехать на чемпионат мира один и прекратил свои выступления на льду. Николай Васильевич снова надел коньки только в 1924 году, когда был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проходил I чемпионат СССР.

Начиная с 1974 г. в Москве проводятся соревнования на приз имени Н. В. Струнникова. Так сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона.

Краткий биографический словарь

"Струнников Николай" и другие статьи из раздела



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»