Самый известный неизвестный художник. Главные перфомансы Йоко Оно. Биография йоко оно

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Редкие старинные снимки Джона Леннона и Йоко Оно появились в продаже.
Они были выставлены на продажу частным владельцем, который нашел их на чердаке в доме своей покойной матери.
Оригиналы знаменитых фотографий показывают чуть больше беспорядка вокруг ног влюбленной пары.

Предупреждение!
Данный материал предназначен исключительно для совершеннолетних (18+)
"Two Virgins" - дебютный совместный студийный альбом Джона Леннона и Йоко Оно, выпущенный в 1968 году. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. Примечательна была обложка альбома - на неё была помещена фотография обнажённых Леннона и Йоко Оно. Джон утверждал, что идея позировать обнаженным вместе с Иоко принадлежала ему, но в действительности эти снимки лишь повторяли фото обнаженных Тони (бывшего мужа Йоко) и Йоко, сделанные в Ноккеле-Зут.
Альберт Голдман пишет: "Когда запись вместе с фотографиями была доставлена в офис "Эппл" для утверждения руководством "И-Эм-Ай", Питер Браун решил, что это шутка, и запер материалы в ящик стола. Но через несколько дней Джон позвонил и поинтересовался, как обстоят дела с этой пластинкой, и тогда Браун попытался уговорить его отказаться от проекта. Джон сразу отмел любые возражения, так как, по его собственному признанию, он ставил себе целью именно шокировать публику. Когда директор "И-Эм-Ай" сэр Джозеф Локвуд увидел фотографии, он тоже отказался поверить в то, что Джон серьезно собирался их обнародовать".

Во время встречи, на которой присутствовали также Пол и Йоко, Джон спросил у сэра Джозефа:
- Ну как, вас это шокирует?
- Нет, я видел вещи и похуже, - ответил патрон "И-Эм-Ай".
- Так, значит, все в порядке? - не дал ему опомниться Джон.
- Нет, не все! - рявкнул сэр Джо. - Мне нет дела до богачей, всяких герцогинь и остальных твоих последователей. Но что касается остальных фанатов - мамочек, папочек и их дочек, то совершенно очевидно, что они этого не поймут. Ты только причинишь вред себе самому, а что выиграешь? Чего ты этим добиваешься?
- Это искусство, - ответила Йоко.
- В таком случае лучше поискать для вашего конверта кого-нибудь попривлекательнее, - резко возразил сэр Джо, - а то ваши тела никуда не годятся. Пол Маккартни смотрелся бы гораздо лучше.
Эффект, который пластинка произвела на британскую публику, был обескураживающим. После того как общество вынесло свой отнюдь не лестный приговор, Леннон удивился: "Похоже, весь мир считает, что мы очень некрасивая пара".


8 декабря 1980 года, Лейбовиц фотографировала Леннона для обложки журнала Rolling Stone. После нескольких попыток сделать одиночный портрет Леннона (то, чего журнал ждал от фотографа), музыкант настоял на том, чтобы на обложке были оба - и он, и его жена Йоко Оно. Тогда Лейбовиц попыталась воссоздать сцену с поцелуем в духе обложки альбома Double Fantasy, которой она восторгалась. Она попросила Джона снять одежду и прижаться к Йоко.
Сама фотограф вспоминает об этом так: "Йоко спросила, нужно ли ей снять хотя бы верхнюю часть одежды, и я ответила - нет, не нужно, ещё не понимая, каким именно должно быть изображение. Когда Джон обнял её, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно и он согревает её. Первая проба на Polaroid привела в восторг их обоих. Джон сказал: "в этом кадре ты показала наши отношения именно такими, какие они есть. Пообещай мне, что он будет на обложке". Я посмотрела ему в глаза и поняла, что сделка свершилась". По воле судьбы, этот кадр, отснятый Лейбовиц, стал последним профессиональным снимком Леннона. Музыкант был убит пять часов спустя.

Журнал с этой фотографией вышел 22 января 1981 года.
В 2005 году Американским сообществом редакторов журналов эта обложка была признана лучшей
журнальной обложкой за последние 40 лет. Позже идея снимка была неоднократно повторена другими фотографами.

Йоко Оно Леннон, известная как Йоко Оно (яп. 小野 洋子; англ. Yoko Ono). Родилась 18 февраля 1933 года в Токио (Япония). Японская авангардная художница, певица и деятель искусства, вдова Джона Леннона. Имеет гражданство США и живёт в Нью-Йорке.

Первые три года своей жизни Йоко провела с матерью Исоко Оно (д. Ясуда) в Токио, в то время как отец, Эйсуке Оно, жил и работал в Сан-Франциско, занимая руководящую должность в американском представительстве Bank of Japan. В 1936 году Йоко с матерью переехали к отцу, однако ещё через год были вынуждены вернуться в Японию, так как отец был переведен в Нью-Йоркское отделение банка. В 1940 семья повторно воссоединилась, однако опять ненадолго - с началом Второй мировой войны Йоко с матерью решили вернуться на родину.

С 1943 по 1953 год Йоко получала образование в престижной школе Гакусуин. В 1953 году она поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где в последующие несколько лет обучалась литературе и музыке, намереваясь стать оперной певицей.

В 1956 году Йоко, вопреки протестам родителей, вышла замуж за Тоси Итиянаги (англ. Toshi Ichiyanagi) - талантливого, но бедного композитора. Несколькими годами позже Тоси был принят на работу репетиционным пианистом в танцевальную труппу Мерса Каннингема, человека, имевшего связи с нью-йоркскими авангардистами.

Последующие годы она провела в попытках заслужить признание публики. Однако многочисленные перфомансы, выставки и спектакли не имели успеха, а критики отказывались принимать Йоко Оно всерьез. Вследствие своих неудач девушка впала в депрессию и неоднократно пыталась покончить с собой, но всякий раз Тоси удавалось её спасти. В 1962 году информация об образе жизни дочери дошла и до родителей, после чего Оно была насильно перевезена в Японию и помещена в одну из психиатрических клиник.

Именно там её нашёл будущий муж - Энтони Кокс (англ. Anthony Cox). Он был большим поклонником её творчества, и, узнав о случившемся, немедленно приехал в Японию с целью найти Йоко и оказать ей поддержку. После выписки они вдвоем вернулись в Нью-Йорк, где Тони стал продюсером проектов Йоко, и её дела пошли несколько лучше. 8 августа 1963 года у них родилась дочь Кёко Оно Кокс.

Оно приехала в Лондон вместе с Тони и Кёко в 1966 году, чтобы продвинуться в художественных начинаниях. , участник The Beatles, пришёл на её выставку в галерее «Индика» по рекомендации .

По официальной версии, растиражированной впоследствии Джоном и Йоко, Джона до глубины души поразил один из экспонатов выставки: в комнате с белыми стенами стояла лестница, а к потолку была подвешена лупа. Поднявшись, зритель должен был взять лупу, и с её помощью прочитать на висящем под потолком холсте слово «Да». По его собственным словам, Леннон ожидал подвоха, дающего понять зрителю, что он напрасно так высоко залез, и был в восторге, увидев, что там написано «Да».

После первой встречи на выставке Йоко неоднократно пыталась добиться внимания Джона. Она часами сидела у ворот его дома в Кенвуде, пытаясь найти повод попасть внутрь. Однажды супруга Леннона Синтия впустила её, чтоб та могла вызвать такси. Через некоторое время Йоко заявила, что забыла у Леннонов свое кольцо, и засыпала Джона письмами с угрозами и требованиями денег. Синтия, которая уже и так недоумевала по поводу этой странной японки, была шокирована, когда однажды увидела посылку, полученную от Йоко: в коробке из-под «Котекса» лежала разбитая чашка, измазанная в красной краске.

Джон стал часто приводить Йоко на репетиции The Beatles, нарушая негласное правило группы не пускать посторонних в студию. Из-за этого музыканты ощущали дискомфорт, и напряжение внутри группы возрастало. В то же время Джон и Йоко занимались совместным творчеством. Йоко принимала участие в записи некоторых песен The Beatles («Revolution 9», «Birthday», «The Continuing Story of Bungalow Bill»).

В 1969 году Оно и Леннон создали свою группу, назвав её Plastic Ono Band.

В последующие несколько лет они совместно осуществили ряд весьма сомнительных, по мнению критиков, авангардных проектов.

Через два года после распада Beatles Леннон и Оно переехали в Нью-Йорк. Продолжительное время Ленноны находились на грани высылки из Соединенных Штатов в связи с обвинениями по делу о хранении наркотиков. Йоко очень нервничала по этому поводу, так как возвращение в Лондон уменьшало её шансы на воссоединение с дочерью Киоко, которая уже несколько лет жила в США с отцом.

В 1973 году напряжение достигло своего предела, и Йоко приняла решение расстаться с Джоном. Она свела его с Мэй Пэнг, личной помощницей Леннонов, и отправила их на отдых в Лос-Анджелес, оставшись жить в Нью-Йорке. В биографии Леннона этот период обычно называют «потерянным уик-эндом».

В 1975 Йоко и Джон помирились. По слухам, для этого Йоко даже пришлось провести для Джона несколько сеансов гипноза.

Их сын, Шон, родился в день рождения Леннона, 9 октября 1975 года. После рождения Шона и до убийства Джона Леннона 8 декабря 1980-го года пара жила в относительном уединении в Дакоте в Нью-Йорке.

Через некоторое время после убийства мужа Оно вступила в брак с дилером антикварных вещей Сэмом Хавадтоем, который продлился до 2001 года. Она была также замечена в связях с коллегой Хавадтоя, Сэмом Грином. В 1982 был выпущен альбом «It’s Alright (I See Rainbows)». Синглы «My Man» и «Never Say Goodbye» имели успех на местных радиостанциях.

В 1984 выпущен альбом трибьютов «Every Man Has a Woman», состоящий из лучших песен Оно, исполненных такими артистами, как Элвис Костелло, Роберта Флэк, Эдди Мони, Розэнн Кэш и Гарри Нильсон. Позже в том же году Йоко выпустила незаконченный альбом Леннона «Milk and Honey».

Последний альбом Оно 1980-х годов - «Starpeace», названный так в противовес ракетной системе обороны «Starwars» . «Starpeace» стал самым успешным сольным произведением Йоко Оно: сингл «Hell in Paradise» достиг №16 в американских чартах и №26 в Billboard Hot 100. В поддержку этого альбома был проведен гастрольный тур по странам Восточной Европы.

Достаточно продолжительное время Йоко посвятила перезаписи и ремастерингу своих альбомов на лейбле Rykodisc. В 1992 вышел коллекционный набор из шести дисков «Onobox». Он включал в себя сольные произведения Йоко и материал Леннона с сессий «потерянного уик-энда» 1974 года. Также был выпуск «суперхитов», содержащий основные моменты «Onobox», названный «Walking on Thin Ice». В том же году она дала большое интервью музыкальному обозревателю Марку Кемпу для журнала «Option». Речь шла о музыкальных взглядах самой Йоко Оно, и её позиционирования как артиста, впервые объединившего популярную музыку с авангардом.

В 1995 выпущен альбом «Rising» созданный совместно с Шоном Ленноном и его группой «Ima». Мировое турне в поддержку альбома прошло в Европе, Японии и США.

В 2002 году Йоко Оно выиграла судебный процесс по делу бывшего личного помощника музыканта Фредерика Симэна. Симэн обязался вернуть все 374 фотографии Леннона и его семьи Йоко и передать ей все права на эти снимки. Он также пообещал вернуть ей все вещи, имеющие отношение к Джону или Йоко, которые все еще находятся у него.

В 2002 году был создан ряд клубных ремиксов песен Йоко Оно. Для этого проекта она сократила свое имя до «ONO», как ответ на «Oh, no!» - шутку, которая преследовала её в течение всей жизни. Проект «ONO» имел большой успех с ремиксами «Walking on Thin Ice», созданными Pet Shop Boys, Orange Factory, Peter Rauhofer, и Danny Tenaglia. В апреле 2003, альбом ремиксов «Walking on Thin Ice» стал лидером Dance/Club Play Chart журнала Billboard. На оригинальной версии этого сингла 1981-го года, спродюсированной Ленноном, можно услышать его ремарку: «I think we’ve just got your first No.1, Yoko».

Она вновь становилась лидером чартов в ноябре 2004 с синглом «Everyman…Everywoman...» (ремейк песни «Every Man Has a Woman Who Loves Him»), в январе 2008 с «No No No», и в августе 2008 с «Give Peace a Chance».

В июне 2009, в возрасте 76 лет, Оно в пятый раз стала лидером Dance/Club Play Chart, с синглом «I’m Not Getting Enough».

В 2009 записан альбом «Between My Head and the Sky», первый альбом группы Plastic Ono Band с 1973 года. 16 февраля 2010 года Шон Леннон организовал концерт под названием «We Are Plastic Ono Band», на котором выступили Йоко Оно, Эрик Клэптон, Клаус Вурман и Джим Келтнер.

Йоко Оно приходится племянницей знаменитой скрипачке Анне Бубновой, сестре художницы Варвары Бубновой. В 1916 году Сюнъити Оно, дядя Йоко, закончил обучение в СПбГУ и женился на Анне Бубновой, после чего увёз её в Японию. Несколькими годами позже, после смерти их единственного сына, Анна стала посвящать много времени своей племяннице Йоко.

В мае-июне 2007 года в рамках 2-й Московской биеннале в ЦУМе прошла первая и пока единственная российская выставка Йоко Оно «Одиссея таракана».

В июле 2007 года Йоко Оно посетила Берново - родину своей тётки, которая после смерти мужа вернулась в СССР.

В 2012 году Йоко Оно выступила в поддержку феминистской панк-рок-группы Pussy Riot.

Дискография Йоко Оно:

Оригинальные сольные альбомы Йоко Оно:

«Yoko Ono/Plastic Ono Band» (1970) №182
«Fly» (1971) №199
«Approximately Infinite Universe» (1972) №193
«Feeling the Space» (1973)
«A Story» (1974) (Релиз - 1997)
«Season of Glass» (1981) №49
«It’s Alright (I See Rainbows)» (1982) №98
«Starpeace» (1985)
«Rising» (1995)
«Blueprint for a Sunrise» (2001)
«Between My Head and the Sky» (2009)
«Take Me to the Land of Hell» (2013, с Plastic Ono Band)

Альбомы Йоко Оно с Джоном Ленноном:

«Unfinished Music No.1: Two Virgins» (1968)
«Unfinished Music No.2: Life With The Lions» (1969)
«Wedding Album» (1969)
«Live Peace in Toronto 1969» (1969) №10
«Some Time in New York City» (1972) №48
«Double Fantasy» (1980) №1
«Milk and Honey» (1984) №11

Релизы Йоко Оно:

«Every Man Has a Woman» (1984) (Трибьют-альбом)
«Onobox» (1992) (Сборник)
«Walking on Thin Ice» (1992) (Сборник)
«New York Rock» (1994) (Музыкальный материал для одноименного мюзикла)
«Rising Mixes» (1996) (Ремикс-альбом)
«Yes, I’m a Witch» (2007) (Ремикс-альбом)
«Open Your Box» (2007) (Ремикс-альбом)

Библиография Йоко Оно:

«Грейпфрут» (1964)
«Лето 1980-го» (1983)
Тада но ватаси (яп. ただの私?, только я) (1986)
«Семейный альбом Джона Леннона» (1990)
«Инструкции по рисованию» (1995)
«Грейпфруктовый сок» (1998)
«ДА ЙОКО ОНО» (2000)
«Одиссея таракана» (2005)
«Вообрази Йоко» (2005)
«Память о Джоне» (editor) (2005)
«Жёлудь» (2014)

Фильмография Йоко Оно:

Satans Bed (в качестве актрисы)
Eye blink (1966, 5 мин.)
Bottoms (1966, 5½ мин.)
Match (1966, 5 мин.)
Cut Piece (1965, 9 мин.)
Wrapping Piece (1967, прибл. 20 мин.)
Film No. 4 (Bottoms) (1966/1967, 80 мин.)
Bottoms, (рекламный ролик, 1966/1967, прибл. 2 мин.)
Two Virgins (1968, прибл. 20 мин.)
Film No. Five (Smile) (1968, 51 мин.)
Rape (1969, 77 мин.)
Bed-In, (1969, 74 мин.)
Let It Be, (1970, прибл. 90 мин.)
Apotheosis (1970, 18½ мин.)
Freedom (1970, 1 мин.)
Fly (1970 (25 мин.)
Making of Fly (1970, прибл. 30 мин.)
Erection (1971, 20 мин.)
Imagine (1971, 70 мин.)
Sisters O Sisters (1971, 4 мин.)
Luck of the Irish (1971, прибл. 4 мин.)
Flipside (TV show) (1972, прибл. 25 мин.)
Blueprint for the Sunrise (2000, 28 мин.)


18 февраля исполнилось 85 лет Йоко Оно. "Самый известный неизвестный художник" - Джон Леннон знал, о чем говорил, когда дал своей жене и музе такую характеристику, имея в виду известность ее имени широкой публике, сочетаемую с незнанием ее работ. Тем временем, Йоко Оно не только стояла у истоков концептуального искусства, но и успела оставить свой след практически во всех сферах культуры. Художник, музыкант, режиссер, борец за мир - портал Москва 24 рассказывает о многочисленных амплуа художницы и ее вкладе в современное искусство.

Будущий пионер концептуального искусства и одна из основательниц перформанса, Йоко Оно родилась в Токио в образованной и артистической семье. Ее отец, профессиональный пианист и банкир, занимал одну из руководящих должностей в Bank of Japan. Живший и работавший в США, он впервые познакомил Йоко с Америкой, где она периодически жила в детстве. Дитя двух диаметрально противоположных культур, сформировавшееся между Востоком и Западом, Йоко впитала в себя восточное миропонимание и философию, чтобы потом привить их с помощью своего искусства на западную почву.

До двадцати лет девушка получала образование на родине, а в 1953 году переехала в Штаты, где поступила в колледж и окунулась в жизнь артистической богемы. Вскоре Йоко бросила колледж, а в 23 года против воли родителей вышла замуж за молодого экспериментального композитора Тоси Итиянаги. В это же время она начала заниматься концептуальным искусством. Несмотря на невероятную активность девушки, ее знакомства со знаменитыми авангардистами и тот факт, что ее мероприятия посещали самые видные деятели искусства и коллекционеры того времени, от Марселя Дюшана до Пегги Гуггенхайм, дело шло не так гладко - в 1962 году она вернулась к родителям в Японию лечить нервы после не находивших понимания у зрителей и критиков художественных экспериментов. За Йоко в Японию приехал ее главный поклонник - Энтони Кокс, музыкант, кинопродюсер и куратор, вскоре ставший ее соратником, продюсером, а также вторым мужем и отцом ее дочери Киоко.

Несколько лет спустя, в 1966 году, состоялось знакомство художницы с Джоном Ленноном, пришедшим на ее выставку. Заинтересовавшаяся "битлом", Йоко Оно долго добивалась его внимания, пока не получила его в самом полном объеме, став вплоть до трагической смерти Леннона его главным соавтором, музой и женой.

С этим третьим браком в жизни Йоко Оно началась новая, самая масштабная глава, сочетавшая в себе, с одной стороны, славу и неустанное внимание прессы, зачастую совмещавшиеся с нападками и ненавистью, с другой стороны - новые перформансы и выставки, запись музыкальных альбомов, неутомимую и непрекращающуюся пропаганду мира, за который они активно выступали вместе с Ленноном. Всем этим Йоко Оно продолжает заниматься и сегодня с той же неистощимой энергией и юмором, которым могут позавидовать и молодые. А мы предлагаем вспомнить самые разные занятия этой легендарной японки - от ставших классикой современного искусства перформансов до ее борьбы за мир.

Японское происхождение не мешает художнице являться дальней (некровной) родственницей Александра Сергеевича Пушкина – русская барышня Анна Бубнова, являющаяся потомком Якова Ганнибала, двоюродного дяди поэта, вышла замуж за Сюнъити Оно, сына президента японского промышленного банка и будущего дядю Йоко Оно в 1918 году и уехала вместе с ним в Японию. Впоследствии тетя Анна оказала большое влияние на Йоко - ее сын умер в подростковом возрасте, женщина больше не могла иметь детей и всю свою любовь дарила маленькой племяннице, давая ей уроки рисования и игры на фортепиано. В 2007 году Йоко отдала дань памяти своей тете, анонимно посетив музей Пушкина на ее родине - в поселке Берново Тверской области.

Перформансы

Стоявшая у истоков перформативного искусства, Йоко Оно стала одной из первых, кто стал включать в свои акции зрителя . Ограничение роли художника в создании произведения искусства и частичная передача его полномочий зрителю - такая идея была принципиально новой и шокирующей для искусства середины ХХ века, до Оно использовавшаяся разве что в музыке ("4"33" Джона Кейджа). Сама художница признавалась, что и ей это давалось не так легко, но задача подавить свое эго во имя дальнейшего развития на тот момент представлялась ей особенно важной.

Перформанс "Зажги спичку и смотри на нее, пока она не сгорит" , вся суть которого заключена в его названии, был впервые проведен в 1955-м и стал одним из первых задокументированных перформансов в истории искусства. В истоках этой акции нетрудно разглядеть созерцательность Востока - происхождение художницы прослеживается во многих ее работах, правда, принципиальная психологическая "открытость" Йоко Оно позволяет называть ее человеком с западной психологией.

"Голос для сопрано" был создан Оно в 1961 году. Пространство для перформанса состояло из пустой комнаты с текстом на одной из стен "Кричи против ветра / кричи против стены / кричи против неба". Зрителю предлагалось кричать что есть сил, нарушая тем самым главное правило музейного поведения. Воспроизведенная в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства, эта работа оказалась "слишком" громкой, скандальной, чрезмерной даже для современного мира - вносящий хаос в мир искусства, "Голос для сопрано" был частично свернут по инициативе музейных работников.

В рамках перформанса 1964 года Bag piece художница предлагала двум людям, раздевшись, укрыться в огромном темном мешке и провести там несколько минут, самостоятельно решив, что именно они будут там делать. Целью художницы являлось создать в пространстве полной темноты ситуацию, в которой раса, гендер, общественное положение и материальное состояние людей переставали бы иметь значение. Различия между людьми стирались внутри мешка с помощью темноты и уязвимости обнаженных тел. Люди могли быть кем угодно. Пространство свободы - именно его давала Йоко Оно всем желающим принять участие в ее перформансе.

Пожалуй, самый знаменитый и успешный перформанс Оно - "Отрежь кусок" , был впервые представлен в 1964 году в Токио, в следующем году повторен в Нью-Йорке, а в 1966-м - в Лондоне. В ходе перформанса художница сидела на коленях в своем лучшем наряде, перед ней лежали ножницы. Зрителям предлагалось присоединиться к ней на сцене и отрезать по кусочку ее одежды. Провоцируя зрителя на активное вмешательство в свое личное пространство, безмолвно и безропотно отдаваясь в его власть, еще за десять лет до ставшего знаменитым скандального "Ритма 0" Марины Абрамович художница символически приносила саму себя в добровольную жертву. Она повторила этот перформанс много лет спустя, в 2003 году в Париже, посвятив его 11 сентября 2001 года и сделав своеобразным призывом к миру.

Инсталляции

"Картина, на которую надо прибить гвоздь" 1961 года - одна из так называемых работ-инструкций, в которых зритель становился соавтором произведения в ходе выполнения инструкций художника. Работа состояла из холста и лежащего на нем молотка, с помощью которого зрителю предлагалось вбить гвоздь в изначально чисто белое пространство и обмотать вокруг него свой волос. Работа считалась законченной, когда пространство холста было полностью покрыто гвоздями. Аналогично, "Картина, на которую нужно наступать" становилась произведением искусства в процессе накапливания на ней отпечатков ботинок, а "Дымящаяся картина" - в процессе выжигания холста сигаретами, которые должны были тушить о него зрители. Своими работами Йоко постулировала новую идею - произведение искусства больше не должно висеть на стене и быть вне зоны доступа, оно становилось произведением в результате коллективного творчества, коллективного действия.

"Белые шахматы" - минималистская работа, также призванная стереть различия между людьми, искусственное разделение на черное и белое, победителей и проигравших, "хороших" и "плохих". Она представляла собой доску с выкрашенными исключительно в белый цвет шахматами, в которые предлагалось играть зрителю. Шахматная доска сопровождалась инструкцией: "Играй до тех пор, пока помнишь, кем является твой противник и кем являешься ты сам". Главный вопрос и проблема, над которыми предлагалось задуматься зрителю - как и куда двигаться, когда твой оппонент неотличим от тебя самого. Корни этой идеи также можно найти в восточной философии, согласно которой каждый из нас является частью одного целого и все мы объединены между собой. В этой антивоенной по своей сути работе Оно пыталась заставить людей посмотреть за границы искусственных разделений, которые мы ставим друг перед другом.

"Потолочная картина / ДА картина" 1966 года - та инсталляция, благодаря которой, по одной из легенд, и произошло знакомство Йоко Оно с Джоном Ленноном. Белая лестница в центре пустой комнаты вела зрителя к стеклянной рамке, закрепленной на потолке. Рядом с ней на цепочке висела лупа. Взглянув через нее на рамку, можно было разглядеть слово "ДА", написанное на крошечном листке бумаги за стеклом. Именно это "ДА" и покорило Леннона - так сильно оно отличалось от большинства произведений концептуалистов, занимавшихся в основном протестом, а не утверждением чего бы то ни было.

В 2009 году за свой вклад в искусство Йоко Оно была удостоена высшей награды Венецианской биеннале - "Золотого льва".

Фильмы

Занятия искусством не могли не привести Йоко Оно к экспериментальному кино - во второй половине 1960-х она создала ряд короткометражных фильмов. Среди них - однокадровые "Моргание" и "Спичка" , длившиеся по несколько минут и снятые специальной камерой со скоростью 2000 кадров в секунду.

Один из самых известных фильмов Йоко Оно из того же периода - "№ 4" . В ходе фильма зритель видит последовательно одни за другими ягодицы движущихся людей, а звуковым сопровождением выступают интервью этих и других людей, рассуждающих о том, стоит ли сниматься в этом фильме и не будет ли зрителю скучно его смотреть. Таким образом, звуковое сопровождение одновременно комментировало те чувства, которые закономерно испытывал зритель. В качестве идеи работы Йоко называла свою излюбленную тему - уничтожение барьеров между людьми, в этот раз путем демонстрации самой незащищенной части тела. Позже она назвала этот фильм "чем-то вроде бесцельной петиции", ироничной и при этом возмутительной для общества.

Менее ироничный фильм - "Изнасилование" 1969 года, в ходе которого киногруппа преследует женщину, встреченную в парке, по улицам города вплоть до ее квартиры. Впоследствии при демонстрации этот фильм был воспринят зрителями как рассказ Оно о жизни под постоянным вниманием прессы.

Музыка

Свои первые уроки музыки Йоко получила еще в возрасте трех лет в музыкальной школе для одаренных детей, где она изучала игру на фортепиано, композицию и музыкальную литературу. Позже, когда она переехала в Нью-Йорк, ее наставником стал знаменитый авангардный композитор Джон Кейдж, активно поддерживавший творческие искания молодой художницы.

Первые масштабные опыты Оно в музыке относятся уже ко времени ее совместной жизни и творчества с Джоном Ленноном - начав с записи сингла Give Peace a Chance в 1969 году, ставшего гимном американского антивоенного движения, они основали группу Plastic Ono Band, в том же году выпустившую свой первый альбом. В следующем году вышел первый сольный альбом Йоко Оно. Объединив популярную музыку с авангардом, с 1969 года она выпустила более двух десятков альбомов, не раз возглавляла танцевальные чарты (обходя в них таких певиц, как Леди Гага и Кэти Перри), получила две "Грэмми" и выступала по всему миру.

Книги

Самое известное печатное произведение Йоко Оно, "Грейпфрут" , непосредственно связано с ее карьерой художницы и представляет собой сборник инструкций для создания произведений искусства - буквально или в воображении читателя. Вышедшая в 1964 году и признанная одним из главных образцов концептуального искусства первой половины шестидесятых, эта книга содержала в себе более 150 идей, разделенных на пять секций: музыка, живопись, событие, поэзия и объект. Книга выдержала множество переизданий и переводов на другие языки и послужила вдохновением для самой известной песни Леннона Imagine - многие из "инструкций" книги начинались именно с этого слова. Например, фрагмент о сэндвиче с тунцом:

Представь себе тысячу солнц в
небе в одно и то же время.
Дай им сиять на протяжении часа.
Потом пусть они постепенно растают
в небе.
Сделай сэндвич с тунцом и съешь его.

Или "облачный фрагмент":

Представь, что облака стекают вниз.
Вырой ямку в своем саду и сложи их туда.

Были и более грустные фрагменты, такие, как "Фрагмент-прятки":

Спрячься, пока все не пойдут домой.
Спрячься, пока все о тебе не забудут.
Спрячься, пока все не умрут.

В 2013-м вышло своеобразное продолжение "Грейпфрута" - "Желудь", содержащее наряду с инструкциями лаконичные иллюстрации.

Борьба за мир

Начинавшая с вовлечения зрителя в процесс создания произведений искусства, Йоко Оно скоро развернула свою деятельность до планетарных масштабов, превратившись в активиста за мир и права человека. Большую роль в ее политических взглядах сыграл тот факт, что во время Второй мировой войны будущая художница жила вместе с семьей в Японии. Сама она признавалась, что полуголодное военное существование, а также (и прежде всего) атаки на Хиросиму и Нагасаки произвели на нее в детстве неизгладимое впечатление.

Начав борьбу за мир знаменитыми "постельными интервью", которые Оно и Леннон раздавали на протяжении недели прямо из постели сразу после свадьбы (протестуя таким своеобразным образом против войны во Вьетнаме), они продолжили нести свое послание, разместив в канун Рождества 1969 года в двенадцати городах мира биллборды с надписью "ВОЙНА ОКОНЧЕНА! Если ты этого хочешь. Счастливого Рождества от Джона и Йоко".

В 1990-е деятельность художницы приобрела благотворительный характер. В 1997 году она организовала ежегодный конкурс для начинающих музыкантов в память о Джоне Ленноне и его творческом наследии, а в 2002 - "Грант Леннон-Оно за мир", присуждаемый раз в два года отдельным людям, организациям, а также целым странам. Кроме того, она не раз выступала организатором благотворительных концертов (для помощи жертвам теракта 11 сентября в Нью-Йорке, для помощи пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии и т.д.).

Художница поддерживает и экологические организации - будучи одним из инициаторов коалиции "Артисты против фрэкинга", она выступает против опасной технологии добычи сланцевого газа.

В 2014 году в честь Международного дня мира Йоко Оно передала ООН права на самую коммерчески успешную песню Леннона Imagine, заставив, таким образом, "песню мира" работать на провозглашаемые ее создателем ценности не только идейно, но и материально.

Но главным способом борьбы Йоко Оно за мир остается постулирование и распространение идеи о возможности и необходимости бесконфликтного сосуществования людей во всем мире. Публикуя свои артистические послания повсюду - от социальных сетей и биллбордов самых крупных городов мира до ведущих печатных изданий, она каждый день учит нас позитивному мышлению и вдохновляет на творчество, веру в себя и мирное будущее. "Верь в себя, и ты изменишь мир"; "Смейся на протяжении недели"; "Сдайся миру" - маленькие перформансы, которые Йоко Оно предлагает каждому из нас исполнить уже сейчас, не откладывая. Сегодня, как и каждый день, она верит - каждый из нас может сделать этот мир лучше. Это и есть та главная мысль, которую "самая известная неизвестная художница" несет в мир уже больше полувека.

Лиза Минаева


Ему – 26, ей – 33. Он - полусирота из бедного ливерпульского квартала, бывший двоечник и хулиган, пробившийся лишь благодаря собственному таланту и интуиции. Она - богатая японская аристократка с великолепным образованием и утонченным вкусом. Впрочем, они оба были бунтарями и экспериментаторами. Оба постоянно искали новое. Возможно, именно поэтому встречи им было не избежать.

Жизнь Йоко и Джона была настоящим хэппенингом: ссоры, скандалы, попытки самоубийства, лечение у психиатров, проведение лежачих забастовок, участие в демонстрациях, борьба за права индейцев. Но это и была их любовь – настоящая, хотя и не вписывающаяся в рамки. Но разве в любви могут быть стандарты?

Он



Джон Уинстон Леннон, которого после развода родителей воспитывала тётушка, казалось, воплотил в себе все мальчишеские грехи – он был неряшлив, агрессивен, дерзок и ехиден. На уроках он рисовал порнографические картинки, а на переменах курил, гонялся за девочками и стаскивал с них трусы. Одноклассники из приличных семей его сторонились, но это мало волновало мальчишку.

Тётушка Мими больше всего переживала, что ей никогда не удастся вырастить из Джона джентльмена. Когда на угрозы и крики, которые должны были заставить племянника сесть за учебники, сил не хватало, она начинала плакать и приговаривала: «Гитара - это прекрасно. Но с ней ты никогда не заработаешь себе на кусок хлеба». Позже, когда «Битлз» стали мега популярны, Леннон купил ей особняк, холл которого украсил мраморной плитой с этими самыми словами.

Она

Йоко происходила из богатой и знатной японской семьи. Судьба её складывалась для японки несколько необычно – она с детства была своенравна и обладала твёрдым, как кремень, характером.


Она вышла замуж за талантливого, но практически нищего композитора-японца, хотя родители были против. Карьера её супруга не задалась, но благодаря ему Йоко вошла в круг художников-авангардистов Нью-Йорка и решила, что посвятит свою жизнь этому виду искусства. Правда, все её инсталляции, хэппенинги и перфомансы у критиков вызывали только усмешки. Йоко часто владала в депрессию и не раз пыталась покончить с собой. Но всегда рядом оказывался и спасал её верный муж.

Но слухи о приключениях непутёвой дочери добрались до Японии. Отец силой возвращает Йоко на Родину и помещает в психиатрическую клинику для лечения от депрессии. Там её находит большой ценитель её творчества Энтони Кокс и забирает обратно в Нью-Йорк. В Японии они успели пожениться. Выставки Йоко в Америке начинают пользоваться популярностью, у пары рождается дочь. Казалось, жизнь налаживается. Но тут появился Джон.

Джон и Йоко


Первая их встреча на выставке Джона совсем не зацепила. Вернувшись домой, он рассказывал супруге, что «вернисаж – грёбаная муть». А Йоко сразу же поняла, что этого человека послала ей судьба, и начала добиваться его внимания самыми невероятными способами. Она часами просиживала у дома Леннонов, засыпала Джона письмами, требованиями денег и угрозами, присылала почтовые открытки с посланиями «Дыши и помни», «Я - облако», «Смотри на огни до рассвета». А как-то напугала жену Леннона, прислав ей в коробке из-под прокладок разбитую чашку, перепачканную краской.


Кроткую Синтию, жену Джона, выходки японки вводили в ступор, а сам Джон сначала раздражался, потом удивлялся, а потом заинтересовался. К тому же Йоко часто звонила ему по телефону, и у них находилось много тем для разговоров, как правило, о социальных проблемах. Он был околдован и восхищён. И хотя его подруга была старше на 7 лет, он решил, что она нуждается в его сильном плече и советах. Да и к тому же, любовью Йоко занималась просто фантастически!

Летом 1968 года пара начала жить вместе. Медовый месяц они провели в Амстердаме. И как-то пригласили в собственную спальню журналистов, которым давали интервью, не покидая постели.


Джон стал приводить свою подругу на репетиции, чем вызвал настоящую бурю протеста и негодования со стороны участников квартета. Женщины на репетициях - это было негласным табу, которое никто не нарушал. Такой неласковый прием до глубины души оскорбил Джона. В группе уже давно назревали разногласия, которые со временем только усугубились, пока и вовсе не привели к распаду. Появление Йоко этот распад только ускорило.


Но Джону и Йоко было хорошо вместе. Музыкант не уставал повторять, что у них одна душа на двоих. Он даже вступая в брак заменил своё второе имя – Уинстон - на Оно. И хотя критики декларировали, что его песни год от года становятся всё хуже, ему до этого, похоже, не было никакого дела. Он полюбил дом и превратился в сытого и довольного жизнью человека.

Выстрел


Марк Дэвид Чэпмен был самым обычным человеком, если бы не маниакальное желание во всём быть похожим на Джона Леннона. Чэпмен тоже был женат на японке. Он жил практически на её содержании и при этом страдал шизофренией. Всё, что у него было ценного – старые записи Леннона. Но Леннон перестал быть бунтарём, и должен был, по мнению Чэпмена, за это поплатиться.


8 декабря 1980 года Леннон, как обычно, вышел из дома. Его голова была забита предстоящими делами, и, погруженный в свои мысли, он не обратил внимания на человека, который сделал шаг ему навстречу. Убийца окликнул его по имени - и прогремел выстрел.


После смерти мужа Йоко навсегда надела траур. Может показаться странным, но когда не стало Леннона, отношение общества к ней изменилось. Йоко с горечью спрашивала: «Неужели люди должны были потерять Джона, чтобы принять меня». Впрочем, её и сегодня многие обвиняют в излишней амбициозности, активности и заносчивости. Но ведь именно это и привлекало в ней Леннона.


И в продолжение темы настоящий эксклюзив для битломанов: .

Друзья называли эту пару «Ромео и Джульетта 70-х», а недоброжелатели считали её демоном в женском обличии, а его безропотной жертвой. Впрочем, в истории Йоко Оно и Джона Леннона не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.


Она..

Японская художница-авангардистка Йоко Оно несмотря на своё высокое положение в обществе всегда слыла чудачкой. Она - дочь состоятельного банкира, с детства проживавшая в США и мечтавшая стать оперной дивой, стремилась преодолеть барьеры между богатыми и бедными, но ни те, ни другие её не понимали. Уделом обворожительной, но странной Йоко было одиночество, поскольку сверстники презирали её за богатство, а родители неприятно удивлялись её попыткам сдружиться с бедняками. «Дитя океана» (именно так в переводе на русский звучит имя Йоко) была склонна к концептуальному искусству и если тогда критики в пух и прах разносили работы несостоявшейся оперной певицы, то сейчас Оно считается матерью современного авангарда.

Маленькая Йоко с родителями:

Йоко:

До встречи с Джоном Ленноном за плечами притягательной художницы было два брака. В 23 года она вышла замуж за японского композитора Тоши Итиянаги, но отношения продлились недолго, и вскоре после расставания девушка угодила в психиатрическую лечебницу.

Тоши Итиянаги:

Позже оттуда её «вызволил» джазовый музыкант Энтони Кокс, который был ярым поклонником работ Йоко и её самой. Зря пресса называла эту женщину уродливой, ведь мужчины-то так не считали, наоборот многие расценивали её как более чем привлекательную женщину. Что касается романа с Энтони Коксом, то он был настолько бурным, что супруги угрожали друг другу убийством в случае измены или расставания, которое всё-таки последовало спустя некоторое времени. От этого союза у Йоко есть дочь Киоко и слава Богу угрозы Энтони оказались лишь пустым звуком. Несмотря на два неудачных брака Йоко не потеряла своего магнетизма и продолжала искушать мужчин.

Энтони Кокс и Йоко Оно:

Он...

Джон Леннон, обладатель мировой славы, армии фанатов и уймы денежных средств, к моменту встречи с Йоко Оно успел устать не только от шумихи связанной с «The Beatles», но и от своей личной жизни. Жизнь Джона до Йоко напоминала бесконечный день сурка даже несмотря на каждодневно менявшуюся картинку. Он пил, изменял и мечтал о лучшей жизни, хотя начиналось всё не так печально.

Маленький Джон:

Джон:

Со своей первой женой Синтией Джон познакомился во время учёбы в художественном колледже, когда она была примерной студенткой, а он хулиганом. Однако несмотря на такую существенную разницу Синтия смогла понравиться Леннону, но роман не был столь серьёзным до тех пор, пока девушка не забеременела. Честный и благородный Джон принял решение жениться на Синтии и у них родился сын Джулиан. Годы шли, Джон превратился в звезду мирового масштаба, а Синтия из образцовой студентки перевоплотилась в измученную семейными хлопотами мать и жену. Всё шло бы своим чередом, если бы битл Джон не встретил Йоко.

«Я всегда мечтал встретить творческую женщину, похожую на меня. И был уверен, что такой не существует»

Синтия и Джон:

Они...

Джон и Йоко познакомились 9 ноября 1966 года, когда он отправился на её художественную выставку. Леннон в общем-то и не горел желанием смотреть на работы Оно, но раз друзья так настойчиво советовали, то он пошёл и попал туда как раз в тот день, когда выставка ещё не открылась. Звезду впустили и он обомлел от увиденного, разглядев в творческой художнице родственную душу. Как раз в тот момент ему и был нужен понимающий человек, т.к. Джон погряз в проблемах.

«Я был недоволен собой, ел и пил как свинья. Дерзкий герой рок-н-ролла вдруг оказался испуганным парнем. И я начал кричать о помощи»

Джон и Йоко:



Роман с Йоко, закрутившийся сразу после их встречи в тот самый день, привёл к разводу Джона с Синтией и новому союзу Джона и Йоко, который они официально заключили 20 марта 1969 года. Их роман был похож на сказку, встречу двух половинок, но участники «The Beatles» видели как Йоко влияет на мужа и уводит его из группы… В особенности негодовал Пол Маккартни, который не хотел отказываться от успеха и популярности миллионов людей. Но Джон выбрал Йоко и перестал быть битлом.

В день свадьбы:

«В моей жизни было два открытия - Пол и Йоко. Думаю, я сделал правильный выбор»

Позже Йоко и Джон на время расстались из-за непримиримых разногласий, но в феврале 1975 года вновь сошлись. 9 октября того же года Йоко родила сына Шона.

«Он моя самая большая гордость. Да, я забросил музыку и погряз в пелёнках, но мне это по душе! Как хорошо, что нам с Йоко не удалось расстаться!»

Джон, Йоко и Шон:

Наши дни. Йоко и Шон:

Но у этой истории нет хэппи-энда, т.к. 8 декабря 1980 года Джона убили. Он будто предчувствовал свою смерть, в юности сказав «Наверное, меня застрелит душевнобольной», а за две недели до случившегося уволив телохранителей, опасаясь за их жизни. Оказалось, что безумному фанату не нравился тот Леннон, который жил счастливо рядом с Йоко и сыном. Жестокая расплата за счастье постигла Йоко и Джона, но эта сильная женщина до сих пор бережно хранит память о рано ушедшем муже, часто вспоминая его слова:

«Смерти нет. Это всё равно, что пересесть из одной машины в другую»

Использован:VeV



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»