Саид бурятский в школе был тихим мальчиком. Саид бурятский, он же александр тихомиров Участие в террористической деятельности

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

САИД БУРЯТСКИЙ «ПОГИБАЛ» НЕ РАЗ

Как сообщило российское информационное агентство «Новости», духовный лидер северокавказских сепаратистов был убит в результате операции, проведенной сотрудниками ФСБ России в селении Экажево Назрановского района Ингушетии.

Сообщают, что в результате операции, которая была проведена 2 марта, были убиты шесть боевиков, а еще 15 задержаны. Вечером 4 марта в одном из убитых опознали Саида Бурятского, сообщает «Кавказский узел» со ссылкой на источники в МВД. Говорится, что официально о смерти Бурятского сообщат после судебно-медицинской экспертизы в Ростове-на-Дону. Некоторые эксперты к сообщению о смерти Бурятского относятся скептически.

По словам источника агентства «Интерфакс», на одном из трупов боевиков был обнаружен паспорт на имя жителя Улан-Удэ Александра Тихомирова.

Впрочем, на сайте северокавказских сепаратистов «Кавказ-центр» (который блокируется казахстанскими интернет-провайдерами) о гибели Саида Бурятского пока не сообщается. «Ни подтверждения, ни опровержения этой информации от руководства моджахедов», - говорится в коротком сообщении на сайте.

Стоит отметить, что ранее уже появлялась информация о гибели Саида Бурятского. Например, в августе 2009 года сообщалось, что за рулем заминированного автомобиля «Газель», который подорвал здание ГОВД города Назрани, находился лично Саид Бурятский. В результате теракта, по официальным данным, погибло 25 сотрудников милиции и было ранено 260 человек. Здание Назрановского ГОВД было полностью разрушено.

Через два дня Саид Бурятский лично опроверг свою гибель и сообщил, что за рулем автомобиля находился другой боевик.

По данным российских силовых органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и организации террористического акта в Назрани. Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс».

КТО ТАКОЙ САИД БУРЯТСКИЙ?

Абу Саад Саид аль-Бурьяти, или Саид Бурятский (в миру Александр Тихомиров), - известный в России и в странах бывшего Союза исламский проповедник и один из идеологов вооружённого экстремистского подполья Северного Кавказа. Ему 28 лет, он уроженец Улан-Удэ, по отцу - бурят, по матери - русский.

В конце 1990-х годов Саид Бурятский учился в Москве в медресе «Расуль Акраме», обучался в медресе «Аль Фуркан» в городе Бугуруслане в Оренбургской области, где получил исламское образование у арабских преподавателей-волонтёров из Медины. Интересно, что в этом медресе обучалось несколько казахов, некоторые из которых позже влились в ряды чеченского вооруженного сопротивления.

В 2004 году, когда ФСБ России стала идентифицировать среди боевиков на Северном Кавказе первых казахстанских граждан, КНБ Казахстана в спешном порядке взял на учёт студентов, обучавшихся в Бугуруслане и Татарстане.

С 2002 по 2005 год Александр Тихомиров обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в известном университете Аль-Азхар в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте.

После возвращения из Кувейта он занимался самообразованием, работал в религиозном издательстве «Умма» в Москве, служил при Московской соборной мечети.

Примерно с 2002 года Саид Бурятский начал записывать и распространять диски с аудиозаписями с исламской тематикой. Большой популярностью стали пользоваться его лекции «Праведные предшественники», «Путешествие в вечную жизнь», «Талбис Иблис» (в переводе с арабского - «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие.

Что касается вероубеждения Саида Бурятского, то на некоторых исламских интернет-форумах его изобличали как мурджиисткое (мурджиизм - одно из еретических течений в исламе), другие защищали его как салафитское.

Известно, что Саид Бурятский активно дискутировал по поводу идеологии с другим российским проповедником Ринатом Абу Мухаммадом. Активная просветительская деятельность, красноречие и мурджиитские взгляды Саида Бурятского сделали его большим авторитетом в среде молодежи России и стран СНГ. Практически все его лекции доступны для скачивания и прослушивания в Интернете, где Бурятский регулярно читал онлайн-лекции.

В 2004–2006 годах он много ездил с проповедями по странам бывшего Союза. По сообщениям местных интернет-сайтов известно, что Саид Бурятский бывал не раз в Казахстане, выступая с проповедями в мечетях Актобе, Алматы, Шымкента и Атырау. Появились даже переводы его лекций на казахский язык.

В 2008 году, когда северокавказские боевики провозглашают создание так называемого Эмирата Кавказ, им удается убедить Саида Бурятского примкнуть к их рядам и уйти в вооруженное подполье.

В мае того же 2008 года Александр Тихомиров тайно прибыл на Северный Кавказ, где встретился с лидером кавказских сепаратистов, «военным амиром Эмирата Кавказ» Докку Умаровым и приносит ему присягу. В своей лекции «Как я вышел на джихад и что я здесь увидел» Саид Бурятский фактически легитимизировал сепаратистское вооруженное сопротивление как религиозное, объявив, что на Кавказе идёт священная для мусульман война - джихад.

Считается, что с привлечением Саида Бурятского кавказские сепаратисты одержали очень важную идеологическую победу в душах верующих. На Кавказ начали стекаться сотни добровольцев со всего бывшего Советского Союза, для которых Саид Бурятский был непререкаемым авторитетом, своего рода «духовным Че Геварой».

КАЗАХИ ЕДУТ НА ДЖИХАД

Желающих сражаться под знаменами Эмирата Кавказ, идейных последователей Саида Бурятского оказалось немало и в Казахстане. Согласно официальной информации силовых органов, с 2008 года в приграничных с Россией Атырауской и Актюбинских областях было зафиксировано множество случаев перехода границы молодыми казахстанцами, направлявшимися на Северный Кавказ.

Позже на границе стали задерживать десятки граждан Казахстана, которые после общения с сотрудниками силовых органов признавались, что едут на Кавказ для участия в джихаде, сообщают местные масс-медиа. Впрочем, некоторые знатоки говорят и о массовых фальсификациях со стороны спецслужб, когда им достаточно стало подкидывать несговорчивым молодым людям материалы, дискеты, распечатки с проповедями Саида Бурятского.

Как сообщил корреспонденту нашего радио Азаттык, Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», на условиях анонимности офицер одной силовой структуры, им удалось возвратить несколько вот таких «добровольцев».

В 2009 году мы задержали сразу восьмерых молодых парней-казахов. После их допроса несколько из них признались, что едут войну на Кавказ. Мы их отправили назад по домам в Атырау и Актобе, а фамилии передали в компетентные органы, – сообщил офицер.

Еще один яркий пример из рапортов местных спецслужб - 29 июля 2009 года в пригороде Махачкалы спецназом ФСБ была

Братья Жасулан Сулейменов и Куат Жоболаев, обвиняемые в создании террористической группы «Джамаат Аль-Фараби», на скамье подсудимых. Астана, 11 сентября 2009 года.

Уничтожена группа боевиков, среди которых оказались пять граждан Казахстана. Все убитые оказались молодыми казахами в возрасте 20–30 лет. Наше радио Азаттык сообщало, что трое из них были жителями города Жанаозен Мангистауской области.

Их родственники говорили, что погибшие слушали аудиозаписи с лекциями Саида Бурятского, утверждают в местной прессе. Известно также, что один из погибших в Дагестане проживал в Атырау и являлся студентом местного вуза.

Увлечение идеями Саида Бурятского спецслужбы ставили в вину и осужденным в Астане двум молодым казахам, которые обвинялись в создании террористической группы «Джамаат Аль-Фараби». 30 ноября 2009 года в Астане двоюродные братья Жасулан Сулейменов и Куат Жоболаев были признаны виновными в пропаганде терроризма, публичных призывах к совершениям актов терроризма, в создании террористической группы и руководстве ею. Их приговорили к восьми годам тюрьмы, с содержанием в колонии строгого режима. Сам суд прошел в противоречивой атмосфере, подсудимые говорили о фальсификациях доказательной базы КНБ.

Инвалид первой группы Жасулан Сулейменов был задержан в январе 2009 года в Ингушетии, где, по его словам, намеревался

Серик Изтаев, осужденный по делу о «терроризме», вскоре после возвращения из армии. Актобе, май 2006 года.

Получить лечение Кораном. Вместе с ним были арестованы сопровождавшие его молодые жители Астаны.

В феврале в Актобе суд приговорил троих местных жителей к 6 годам и 7 месяцам тюрьмы по обвинению в терроризме. Серика Изтаева, Асхата Туркумбаева и Даулета Есенбаева задержали 24 июля прошлого года при пересечении казахстанско-российской границы на пункте пропуска «Карозек» за совершение административного правонарушения. ФСБ России передала их сотрудникам КНБ. По версии следствия, молодые люди планировали принять участие в террористических актах в Дагестане.

Как пишет казахская газета «Жас казах» в своем номере от 12 февраля 2010 года, когда их детям после оглашения приговора надевали наручники, матери запричитали: «Почему власти сами позволяли Саиду Бурятскому свободно приезжать в Казахстан? Почему ему было позволено распространять свое учение? Почему в конечном итоге страдают наши дети, а не сам Саид Бурятский?»

ДУМК ПРОТИВ САИДА БУРЯТСКОГО

По словам главного имама Атырауской области Нурбека Есмагамбета, идеология Саида Бурятского чужда для казахстанцев и не соответствует официальным взглядам Духовного управления мусульман Казахстана.

Прихожане мечети часто задают вопрос, можно ли слушать проповеди Саида Бурятского? Мы им отвечаем, что акыда (вероубеждение. - Автор) Саида Бурятского не соответствует взглядам ДУМК и считается незаконной, так как призывает к вооруженному экстремизму. Те, кто слушает проповеди Бурятского, не посещают официальные мечети. В основном они последователи нетрадиционных религиозных течений в исламе. Чтобы оградить прихожан от их пагубной идеологии, мы специально в мечети установили табличку, где сказано, что без разрешения ДУМК любая религиозная проповедь запрещена, - говорит Нурбек Есмагамбет.

Мечеть «Имангали» в городе Атырау.

Между тем, по словам прихожанина атырауской мечети «Имангали» Талгата, просившего не упоминать его фамилии, Саид Бурятский остается популярным среди верующей молодежи Казахстана.

Несмотря на запреты, его аудиолекции прихожане записывают на диски и мобильные телефоны. В Интернете множество ссылок на его проповеди. Я считаю, что каждый волен слушать всё, что ему интересно и может быть полезно. Ведь у Шейха Саида Бурятского есть лекции, касающиеся чисто религиозно-правовых и социально-бытовых аспектов жизни мусульман. А запрет и преследование проповедей могут вызвать лишь больший интерес среди мусульманской общины, – говорит прихожанин.

ПРОПАГАНДА ТЕРРОРИЗМА – СТАТЬЯ ТЯЖЁЛАЯ

В Атырау недавно осудили 25-летнего Каната Нурекенова, который скачал из Интернета и распространил лекцию Саида Бурятского. Приговор суда был оглашен 24 февраля, о чём общественности было сообщено спустя неделю. Канат Нурекенов приговорен к одному году тюрьмы.

Краткая фабула приговора такова: житель Атырау Канат Нурекенов был признан виновным в том, что в 2008 году скачал из Интернета и распространил среди знакомых аудиолекции российского религиозного проповедника Саида Бурятского. Суд установил, что в проповедях содержится идеология организации «Братья-мусульмане», признанной Верховным судом Казахстана террористической. Ее деятельность запрещена на территории Казахстана.

Как сообщил корреспонденту нашего радио Азаттык прокурор города Атырау Хабиболла Касымов, экспертиза установила, что аудиозапись с лекцией Саида Бурятского содержит пропаганду терроризма.

- Господин прокурор, почему такой жесткое наказание за скачанную запись из Интернета?

Тут не просто скачана запись, здесь идёт настоящая пропаганда терроризма. А это считается одной из серьезных, тяжелых статей уголовного кодекса.

- Почему так долго шло расследование уголовного дела?

Много времени заняла экспертиза изъятого религиозного материала. Так как у нас нет такого рода экспертов, была назначена экспертиза в Алматы. Были направлены еще дополнительно изъятые материалы. А практически доказывать в этом случае нечего было! Было точно известно, изъятые диски содержат пропаганду религиозного экстремизма и терроризма. Тем более что осужденный распространил эти материалы среди 20 человек, - говорит прокурор города Атырау Хабиболла Касымов.

Родственники осужденного Каната Нуркенова какие-либо комментарии давать корреспонденту радио Азаттык категорически отказались.

Родился в 1982 году в г.Улан-Удэ. По отцу - бурят, по матери - русский. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане. Самостоятельно изучая исламскую литературу, в 15 лет принял ислам. Позже переехал в Москву, учился в медресе "Расуль Акраме", суннитском медресе в г.Бугуруслан Оренбургской области.

С 2002-го по 2005-й год Александр Тихомиров обучался в центре изучения арабского языка "Фаджр", изучал теологию в исламском университете "Аль-Азхар" в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте. Из-за проблем с египетскими спецслужбами вынужден был вернуться.

Вместе с тем, по данным Генпрокуратуры РФ А.Тихомиров в это время "проходил длительную подготовку в Саудовской Аравии".

После возвращения из Кувейта занимался самообразованием, работал в религиозном издательстве "Умма" в Москве, служил при Московской соборной мечети. Благодаря многочисленным лекциям, распространяемым на аудио- и видеоносителях и в Интернете и пользующимся большой популярностью в среде исламской молодежи, Александр Тихомиров стал известен как ученый-богослов (шейх), проповедник ислама. Ездил с проповедями по России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Бурятию, в Улан-Удэ, где жили его сестра и мать.

В мае 2008 года Александр Тихомиров тайно прибыл на Северный Кавказ, где встретился с лидером кавказских моджахедов, "военным амиром Имарата Кавказ" Докку Умаровым и принес ему присягу (байат). По словам Тихомирова: "После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом".

За год участия в "священной войне против России" А.Тихомиров участвовал в ряде диверсионных операциях вооруженных формирований, возглавляемых Доккой Умаровым. Выступал с видеообращениями на русском языке в Интернете с призывом к исламской молодежи в странах СНГ присоединяться к вооруженной борьбе на Кавказе, писал статьи для сайта "Кавказцентр" и давал интервью о джихаде. В среде радикальных исламистов снискал славу "моджахеда-интернационалиста", своего рода "исламского Че Гевары".

Президент Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что, по его сведениям, Александр Тихомиров является "главным идеологом бандподполья" и, что он полтора года готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который 26 июля 2009 года подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном.

30 июля 2009 года Следственное управление при МВД по Чеченской Республике возбудило в отношении А.Тихомирова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: "участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом". Основанием послужили фотографии и видеозаписи, размещенные в интернете, где он фигурирует вместе с боевиками.

Утром 17 августа 2009 года смертник въехал на заминированном автомобиле в ворота РОВД г.Назрань и привёл в действие взрывное устройство. В результате этого теракта погибло 25 человек (в основном, сотрудники милиции) и ранено ок. 260 человек. Здание Назрановского РОВД было полностью разрушено.

27 августа на сайтах сепаратистов была опубликована видеозапись данного теракта, в титрах которой сообщалось, что шахидом, осуществившим подрыв был Саид Абу Саад аль-Бурьяти (Александр Тихомиров). Но 5 сентября 2009 года эта информация была опровергнута самим А.Тихомировым, выступившим с очередном видеообращением в интернете.

2 марта 2010 года сотрудники федеральных спецслужб блокировали несколько домов в селе Экажево (Ингушетия), где по оперативной информации скрывались боевики. В ходе боя погибли шесть сепаратистов, ещё 16 человек были арестованы по подозрению в причастности к НВФ. 4 марта представители силовых структур Чечни заявили, что среди погибших в Экажево 2 марта боевиков был и Александр Тихомиров. Вскоре эта информация была подтверждена и сепаратистами, на сайтах которых опубликованы сообщения о "шахаде" А.Тихомирова (Саида Бурятского).

САИД БУРЯТСКИЙ

Сегодня видел сон, в котором я сам говорил, что мне осталось жить три недели, не знаю, к чему это, может из-за того, что не терпится уйти отсюда быстрее. Видел во сне женщину, сказал ей, чтобы она уходила от меня, говорю ей, что все равно через три недели я уйду из этой жизни.

Одно из последних писем Саида Бурятского

Продолжая начатую во вступлении тему самопожертвования террористов, можно отметить, что в трудах современных теоретиков джихада понятия джихада и шахады - мученической смерти на поле боя - неотделимы. Готовность пожертвовать собой во имя идеи является неотъемлемой частью психологии того, кто ведет джихад. В своей книге «Радостная весть рабам о достоинствах джихада» один из самых известных пропагандистов всемирного джихада палестинец Абдулла Аззам, перечисляя разные достоинства шахады, упоминает хадис, в котором говорится, что шахиду с выходом первой капли крови простятся грехи; шахид видит свое место в Раю; его украшают украшением имана (веры. - И. Ф. ); его женят на гуриях; он избегает мучений в могиле; для него безопасен самый Ужасный из дней (т.е. Судный день); его коронуют короной почета, одна жемчужина которой лучше дуньи (земного мира) и всего, что в ней есть; он женится на семидесяти двух гуриях; ему дается заступничество (для достойных) за семьдесят человек из его близких. В другом хадисе, который приводит Аззам, говорится, что шахид, умирая, не чувствует боль: «шахид, когда погибает, чувствует то же самое, что вы чувствуете при щипке».

Про самопожертвование говорит и исламский проповедник Саид Бурятский. Рассуждая о причинах исламского террора, он оперирует не категориями сунны и Корана, а гумилевским термином «пассионарности». В статье «Истиш-хад: между правдой и ложью» Саид Бурятский так объясняет возникающее у мусульманина стремление стать шахидом: «Когда-то изучая труды Л. Н. Гумилева, известного историка, еще в юности я столкнулся с его понятием «пассионарности», который он ввел в изучение истории, рассматривая его как один из способов подхода к систематизации истории. Мы не станем рассматривать другие версии исторического подхода, и не обратим внимания на «цивилизационный» подход Тойн-би, концепции Жан-Баттиста Вико, Шпенглера, и даже великого историка Ислама Ибн Халдуна. Но меня всегда интересовала его идея «пассионарности», теории того, что причины появления этносов напрямую связаны с этим явлением. Под этим термином он подразумевал общее устремление народа, этноса для достижения главной цели, ради которой люди были готовы на великие свершения. Именно это, по его мнению, становилось причиной появления казалось бы на пустом месте этносов, а падение уровня пассионарности приводило к исчезновению другого этноса. Но главное не это, а то, что вершиной пассионарного пика под условным обозначением Р6 на схеме Гумилев поставил именно самопожертвование, жертвенность для достижения поставленной задачи. Если мы станет рассуждать беспристрастно, то поймем, что Гумилев был прав - ведь именно тогда, когда люди были готовы пожертвовать своими жизнями ради идеи, возникали не только государства, но и целые народы».

Дальше Саид описывает свои впечатления от операций, в которых сам участвовал. И эти наблюдения для нас очень ценны, поскольку, по понятным причинам, крайне мало остается документальных свидетельств подобных событий. Саид опровергает распространенные утверждения о том, что шахиды идут на смерть под влиянием внушения или психотропных средств. Он пишет, что когда-то, читая классиков литературы, много раз наталкивался на произведения, в которых рассказывалось о поведении людей, ждущих казни в камере. Все они были схожи в одном - приговоренный к смерти в последние часы своей жизни испытывал настолько сильный ужас, что потел, даже находясь в холодном помещении. «Несколько лет назад я специально просмотрел видео казней в США, и понял, что классики литературы были правы, и смертник настолько истекал потом, когда его выводили из камеры, что рубашку можно было выжимать. Позже, когда я впервые в своей жизни увидел человека, который шел на смерть в набитой взрывчаткой машине, я ожидал увидеть тот же эффект. Да, мы были с этим братом во многих сложностях, хорошо знали друг друга, но все же… Несколько дней до операции мы провели вместе и все это время я пытался понять, что же он ощущает в это время? И был обрадован тем, что он ничего не чувствовал, кроме спокойствия, так как шел на встречу с Аллахом, и тогда я понял, насколько сильно отличается верующий от кафира (неверующего. - И. Ф. ) в момент смерти. Тот брат, который сел в машину и отправился на Евкурова, был спокоен как всегда, и взгляд, полный решимости, подтверждал это. Здесь не было ни дрожания, ни трясущихся ног, ни сухости во рту, ни бледности, ни ручьев пота. Когда он садился в ту машину, мы обнялись и сделали дуа (молитву. - И. Ф. ), чтобы встретиться в Вечной жизни. Я взглянул в его глаза, и не увидел там намека на страх. Там была уверенность в скорой встрече, как будто бы человек уезжал в другую страну, прекрасно зная, что она существует. И так же, как сейчас ты не докажешь человеку, что, к примеру, США на самом деле не существует, так же и он был убежден в том, что впереди ждет встреча с Аллахом и он надеялся на прощение. Позже я видел многих братьев, которые прошли этим путем, которые отдали свои жизни на пути Аллаха, но могу сказать открыто, что поведение всех различалось, как и второстепенные намерения. Кто-то уходил на операцию с волнением в груди, но только оттого, что боялся своих грехов, и ответа за них. Другие шли по этому пути как на прогулку, даже не переживая за то, что нажмут на кнопку переключателя тока. Я помню, как наш брат Аммар переживал за то, сможет ли он сделать маневр поворота на «Газели», чтобы пробить ворота РОВД, как мы ходили и исследовали это место перед операцией. Одни шли на истишхад только ради довольства Аллаха, другие также для этого, но вторым намерением было достичь прощения грехов. Поэтому нельзя сказать, что все муджахиды, пошедшие на истишхад, одинаковы, но можно попробовать выделить общую закономерность в этом явлении. Если спросить моего мнения о том, что же объединяет всех, кто совершил истишхад, то я отвечу: это твердое намерение умереть на пути Аллаха; в их глазах я не видел ничего другого, кроме жажды смерти, они уже не жили нашим измерением. Я скажу то, чему не поверят те кафиры, которые считают меня «идеологом» смертников, которые считают, что я своими проповедями толкаю людей на это. Запомните один простой факт:

все, кто ушел на истишхад, принимали решение без моих проповедей или чьего-то непосредственного влияния. Нет, и не было тех, кого можно было бы обработать до этой степени - ты можешь говорить об этом часами, но пока Аллах не даст ему твердость и решимость, он никогда не сможет добровольно нажать на кнопку. Даже если кто-то искусственно зарядится этим импульсом, он вскоре погаснет, и ничего не останется. Это решение приходит из глубин души, там, где человек начинает желать встречи с Аллахом, и Он дает ему возможность сделать это. И сегодня те, кто готовы пойти на истишхад, пришли к этому решению сами; конечно, я согласен с тем, что в какой-то мере на них повлияли дааваты (призывы к исламу. - И. Ф. ) и труды ученых, но конечное решение всегда остается за самим индивидуумом».

Каков же жизненный путь этого российского теоретика джихада или, как его называют, «муджахида-интернационалиста» и «исламского Че Гевары»? Случай Саида Бурятского действительно уникален, поскольку, как писал Гейдар Джемаль, «впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь». Александр Тихомиров родился в 1982 году в Улан-Удэ. В его семье, как и у многих в Сибири, были люди смешанных национальностей - среди его предков иркутские буряты, русские, а бабушка по отцу - казашка. Вопреки интернетовским статьям, Саид не был буддистом и никогда не учился в дацане. Да и вся опубликованная в СМИ биография его ранних лет является сплошным вымыслом и набором нелепостей. Саид учился в обычной школе. Учителя того времени хорошо отзываются о его способностях. Пытливый ум, жажда знаний, поиск смысла жизни, недовольство окружающим миром и стремление его изменить гнали его вперед. Он много читал, в основном книги по истории и философии, свободное время проводил в городских библиотеках и, в конце концов, ответы для себя нашел в исламской литературе. По свидетельству его матери, прочитав перевод Корана на русский язык, он сказал: «Я понял, чего хочу в жизни. Я хочу принять Ислам, хочу изучить эту религию и доносить всем людям, чтобы все жили так же справедливо, как написано в этой Книге». Идеальный утопический мир он обрел в далеком прошлом, во времени заветов Пророка и его ближайших сподвижников-асхабов. Тогда ему было семнадцать лет. В чем-то повлияла на это решение и его мать, которая приняла ислам за два года за него. По ее словам, как ни удивительно, это произошло под влиянием книги отца Александра Меня «Сын человеческий», из которой она узнала, что Иисус называл бога именем Эллах, то есть Аллах. Саид пытался самостоятельно делать намаз, немногих исламских книг ему не хватало, а ближайшая мечеть нашлась в Иркутске. Ее имам был немало удивлен появлением парня из Бурятии и дал ему направление на учебу в Московский исламский университет. Там Саид проучился два года, после чего отправился продолжать учебу в Египет. Последующие три года обучался в одном из крупнейших в мире центров по изучению арабского языка «Фаджр» и изучал теологию в престижном исламском университете Аль-Азхар. В университете Саид не доучился, по его словам, из-за проблем с египетскими спецслужбами, что похоже на правду, судя по нескольким только за последнее время массовым арестам и депортациям российских студентов египетскими властями. После возвращения из Египта в 2003 году Саид продолжал работать и учиться в Москве. А в 2004 году четыре месяца стажировался арабскому языку в Кувейте. Вернувшись в Москву, занимался самообразованием, служил при Московской соборной мечети и работал в религиозном издательстве «Умма». Во время работы в издательстве Саид женился. Один из его знакомых сообщает, что «жена Саида рассказывала, когда он устроился в издательство «Умма», ему сказали, какую зарплату он будет получать, а он говорит: «Нет, мне это много». И сам себе урезал. Жена естественно не поняла этого, но он ее пристыдил: «Крыша есть, пропитание есть, чем ты еще недовольна, женщина». Бессребреничество, отказ от собственности - характерный мотив из биографий будущих террористов. Вот, к сравнению, что пишет В. Е. Владимиров о Спиридоновой: «С малых лет родители возлагали на Марию большие надежды; росла она умненькой, способной девочкой, по натуре была очень добрая, сердечная; привязывалась к людям и умела ценить их доброе отношение. Любила делиться с другими вещами, игрушками; не умела отказывать в просьбах и часто отдавала последнее, что имела. Когда однажды встретилась ей бедная девочка, и она узнала, что у нее нет башмаков, она отдала ей свои, оставаясь в старых, дырявых... Она не признавала своей собственности; все, что ей принадлежало, она отдавала другим; всякий мог пользоваться тем, что у нее было». Этот отказ от бытовых излишеств, от малого в повседневной жизни предвосхищает и последующую готовность к самой крупной жертве - собственной жизнью. «Но знаешь, я понял главную Истину, ради которой стоит пройти весь этот путь и потерять все - я понял, чему равняется вся эта дунья и насколько она проклята, я понял, что человеку надо так мало - клеенку на головой, коврик и спальник, и он везде выживает, все, что ему необходимо от этой дунья, он унесет в одном рюкзаке. Так зачем соревноваться в достижении этой дунья, если она ничего не стоит перед Аллахом?» - писал Саид впоследствии в одном из писем из леса.

В период московской жизни Саид много ездил с проповедями по регионам России и странам СНГ. Выступая с позиций традиционного салафитского (т. е. «исконного», отвергающего позднейшие примеси) ислама, осуждал иные течения и секты вроде шиизма, суфизма и т. д. Лекции Саида Бурятского принесли ему популярность среди радикальной молодежи. В 2007 году Саид совершил хадж в Мекку и Медину, где записал цикл лекций «Священная Мекка». А в 2008 отправился на Кавказ, чтобы присоединиться к муджахидам. Для многих слушателей его лекций этот шаг был неожиданным. Конечно, вступление в ряды муджахидов - это крайнее действие, но сам по себе переход в подполье не является каким-то скачкообразным для человека, воспитанного в мусульманской среде. Многие исламские ученые и проповедники и так влачат полулегальное существование из-за постоянного давления и притеснений со стороны властей. Для Саида Бурятского этот переход был логическим завершением всего его умственного и духовного развития, его образа жизни. Вдобавок тут большую роль сыграли его последовательность и внутренняя честность. Поиск собственной цельности, желание выправить себя по трем направлениям - мысль, слово, дело - привели его в эту точку. Проповедуя джихад другим, он не смог дальше оставаться в стороне. В статье «Взгляд на джихад изнутри: по прошествии года» сам Саид так описывает то, что заставило его выйти на тропу войны: «И каждый раз, когда ты начинаешь делать призыв к выполнению джихада, или рассказывать про времена сподвижников и их отношение к этому, знай, что испытание грядет. И Аллах поставит человека в такую ситуацию, когда он будет вынужден сделать свой выбор - будет ли он муджахидом, затем, проявит ли он терпение на джихаде... Это испытание пришло тогда, когда я был готов, но не настолько, чтобы дать сразу ответ, когда мне пришло письмо от амира Кавказа с предложением присоединиться к муджахидам. Я взял в руки это письмо и почувствовал, как будто бы вся жизнь промелькнула перед глазами, и стало ясно то, что это тот момент, про который сказал Абдулла ибн Масуд: «Если Аллах испытает Своего раба тем, что поставит его в место, где ему придется сказать что-то ради Аллаха, и он промолчит, то он никогда не вернется на ту степень имана, на которой он был до этого». В такой момент ты начинаешь понимать, что если ты откажешься, то никогда не сможешь выйти из унижения, про которое сказал Посланник Аллаха... Но и если ты сделаешь выбор в пользу джихада, то это изменит всю твою жизнь настолько, что ты потеряешь все - и семью, и имущество, и про это Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас страхом, голодом и потерей имущества и людей». Я стоял, и мне показалось, будто бы прошли годы перед тем, как я дал ответ, хотя я был уверен заранее, что смогу сказать это, но только при поддержке Всевышнего Аллаха, ибо Он сказал в Коране: «Аллах укрепляет тех, кто уверовали, твердым словом в этой жизни и в Вечной». И это «твердое слово» приходит тогда, когда ты должен сказать что-то только ради Аллаха - и в моем случае это был положительный ответ. «Передай братьям, что я приеду» - я произнес это, и с души как будто бы упала тяжкая ноша, потому, что после этих слов путь был размечен, и это один из поворотных моментов в жизни человека, когда, сделав свой выбор, он уже никогда не сможет вернуться назад... Мною было много сказано про джихад сподвижников, про сражения эпохи табиинов, про освободительные походы времен халифата - и пришло время тому, чтобы пройти это испытание теперь уже самому. Спустя 2 месяца после этого события я приехал на территорию имарата Кавказ и воочию увидел наших братьев муджахидов».

Вскоре после этого появилось записанное в кавказских горах видеообращение, где он в форме муджахида и с оружием в руках выступает вместе с Доку Умаровым и Супьяном Абдуллаевым - одним из старейших муджахидов, участником еще Исламской Партии Возрождения в 80-е годы. Обращение было подтверждением того, что Саид добрался до гор. Конечно, этот его поступок, придав дополнительный романтизм его облику, нашел много восторженных отзывов как среди рожденных, так и новообращенных мусульман и, думается, сподвиг кого-то из них последовать его примеру.

Как террорист Саид впервые громко о себе заявил 22 июня 2009 года, когда в кортеж президента Ингушетии Евкурова вклинилась Тойота со взрывчаткой. В результате взрыва погиб охранник президента, а сам он был тяжело ранен. Впоследствии в подготовке взрыва был обвинен Саид Бурятский. Он не отрицал этого. В одном из писем Саид писал: «Знаешь, мне стали сниться те братья, которые ушли на операции по истишхаду, как Харун и другие, они живы, как это и есть, и почему-то мне кажется, что я скоро должен уйти к ним, если Аллах дарует такую милость. Того брата, который ушел на Евкурова, тоже я готовил, но ты не поверишь, как я сам хотел пойти вместо него. Знаешь, он ушел на смерть так, как будто бы пошел выпить чаю, нисколько не волнуясь, и когда я услышал взрыв, мне стало плохо, я понял, что он ушел действительно раз и навсегда отсюда». Саид неоднократно писал, как тяжело ему переносить потерю друзей, которых оставалось все меньше и меньше рядом. Но чем тяжелее ему было переносить эту потерю, тем тверже он верил во встречу с ними на небесах и тем сильнее стремился к ней.

Всего через месяц после покушения на Евкурова, 26 июля 2009 года, на Театральной площади Грозного у входа в концертный зал перед началом спектакля прогремел взрыв. Погибли шестеро человек, среди них четверо высокопоставленных сотрудников милиции. Сразу же после взрыва Рамзан Кадыров, который тоже должен был приехать на этот спектакль, но опоздал, прославил Саида Бурятского на всю страну, назвав его главным организатором теракта, и объявил на него охоту. 30 июля чеченские милиционеры застрелили ехавшего в машине подозрительного азиата. Однако он оказался не Саидом Бурятским, а милиционером из Якутии. Вместе с ним погиб его коллега из Тюмени.

Еще через несколько недель, утром 17 августа, начиненная взрывчаткой ГАЗель протаранила ворота Назрановского ГОВД. Так произошел один из крупнейших на Кавказе терактов, в результате которого, по официальным данным, погибли 25 и были ранены 136 человек. Вскоре после этого в интернете появилось видео, из которого вытекало, что исполнителем теракта был Саид Бурятский. Многие уже посчитали его шахидом, однако еще через некоторое время появилось видеоопровержение, на котором Саид рассказывал, что ошибка возникла из-за неправильного монтажа, а внутри ГАЗели был другой человек. По его словам, он лишь участвовал в подготовке теракта и снаряжал бочку со взрывчаткой.

Кто-то из его ненавистников был раздосадован этим фактом, негодуя, что террорист по-прежнему жив, кто-то из его былых почитателей оказался разочарован в своем герое. В тот раз смерть обошла его стороной. Но ненадолго. На Северном Кавказе вышедшие на путь джихада обычно долго не живут. Рано утром 2 марта 2010 года спецназ блокировал ингушское село Экажево. Были арестованы 15 человек, среди которых оказались влиятельные местные жители и милиционеры. Затем начался штурм нескольких домов. В ходе спецоперации на улице и в домах погибли 8 человек, со стороны федеральных сил - 1. В одном из убитых опознали Саида Бурятского. Рядом с ним, по сообщениям прессы, нашли мобильный телефон с видеозаписью последней проповеди и ноутбук. Спецслужбы отчитались об успешной операции. Саиду приписали чуть ли не все крупные теракты последнего времени, в том числе и подрыв Невского экспресса. Газеты, как водится, разразились однобокими оценками его деятельности или злобными ругательствами в его адрес. Саид, конечно же, террорист, и я не собираюсь его обелять. Но не все так просто. Ни в одной стране - будь то Палестина, Ирак, Афганистан или Чечня - джихад не возникает на пустом месте. Джихад - это следствие сложного клубка социальных, политических, экономических, религиозных и культурных проблем. И убийством террористов его не распутаешь.

А Саид, в искренности которого не сомневались даже многие его враги, стал для радикалов мучеником, погибшим за веру. Для них слава его с годами будет лишь крепнуть. Нам же остается перечитывать его заметки из серии «герои Истины и лжи», эти истории из жизни его знакомых шахидов. Мелькает калейдоскоп навсегда уходящих лиц, событий и мест. Эти публиковавшиеся в интернете дневники - единственный адекватный источник, рисующий изнутри жизнь муджахидов. Саид-летописец и бытописатель лесной жизни обладал несомненным литературным талантом, чего стоит, например, этот отрывок: «Вообще-то, мне всегда было интересно ходить там, где ты натыкаешься на старые следы воинов Аллаха. Однажды мы с Харуном нашли под Арштами старую базу муджахидов с уничтоженными блиндажами и старой посудой. Часть пригодной посуды мы забрали с собою, но даже Харун не мог вспомнить что-то об этой базе. Этот археологический памятник муджахидов прошлого настолько сильно запал мне в память, что я стал всех расспрашивать о ней. И после долгих поисков Аллах даровал мне возможность найти того, кто вспомнил о ней. Этим человеком оказался наш Профессор, Абдулла Аззам (тезка палестинского теолога. - И. Ф. ) - только он смог вспомнить то, что эту базу они основали много лет назад вместе с Хамзатом Гелаевым. Профессор включил свою поисковую систему, но так и не припомнил того, кто был бы жив кроме него на тот момент, из тех, кто основал эту базу. И если бы не Абдулла Аззам, кто поведал историю этой базы, то она так бы и осталась белым пятном в истории джихада на Кавказе. Это еще археологические памятники современной истории, про которые и то мало кто помнит - а как же быть с теми памятниками муджахидов прошлого, которые уже поросли травой? Я помню про древние пещеры абреков прошлого, которые мы нашли на вершине Нухкорта возле Бамута. Меня поразило то, как они были выбиты в песчанике - там было свыше 40 небольших пещер, расположенных в несколько уровней полукругом. Они были связаны между собою тесными коридорами, по которым приходилось пробираться только ползком, в темноте. Снаружи эти пещеры закрыты от посторонних глаз густым кустарником, но из каждого выхода открывается вид вплоть до Алхан-Калы, пригорода Грозного. Я видел и древние пещеры абреков на Фартанге, где в скалах были высечены пещеры с треугольным входом для коней; но сейчас уже не осталось никого, кто мог бы рассказать историю о том, кто высек эти пещеры и кто использовал их для джихада. То здесь, то там наши братья находили старые винтовочные гильзы с неизвестными нам цифрами и обозначениями. Во многих пещерах еще можно найти артефакты, которые остались от муджахидов прошлого - гильзы, обрывки ткани и многое другое, но все эти предметы немы. Они никогда не расскажут о тех муджахидах, которые населяли этот район, про тех, кто стали шахидами в те нелегкие годы и многое другое. Это если говорить только про наследие муджахидов прошлого - а те руины сел и древних поселений, которые остались в Мялхисте, Ялхор-мохке с его глубочайшими пещерами, и в высокогорье Урус-мартановского района… И сейчас я продолжаю думать про то, что пройдет еще немало лет джихада на Кавказе, и поколения будут сменять друг друга; и каждый новый поток муджахидов, когда будут натыкаться на археологические памятники воинов прошлого, уже не смогут вспомнить, кому принадлежали эти блиндажи и летники». Аллах дарует муджахидам свое бессмертие, мы же, люди светские, видим бессмертие в другом. Тот же самый Саид Бурятский, который отправлял людей на смерть, благословляя их на шахаду, продлевал им земную жизнь своими записками. Теперь эти дневники останутся литературным памятником ему самому.

Из книги Шаг за черту автора Рушди Ахмед Салман

Эдвард Саид[**] Октябрь 1999 года.«Все семьи выдумывают своих родителей и детей, дают каждому историю, характер, судьбу и даже язык. Всегда было что-то неправильное в том, как придумали меня…»- так начинается книга «Не к месту» Эдварда Саида, самые прекрасные воспоминания о

Из книги Поучительный урок (Вооруженная агрессия против Египта) автора Примаков Евгений Максимович

НЕПОКОРЕННЫЙ ПОРТ-САИД В жизни любого народа бывают события, которые никогда не стираются в памяти; они создают ему бессмертную славу и приносят признательность человечества. Именно таким событием в жизни народа Египта была героическая оборона Порт-Саида.5 ноября

Про Саида Бурятского вот уже пять дней говорят все - от дикторов в телевизоре до дворников. Убитый во время спецоперации на Северном Кавказе ваххабит приложил руку ко многим громким терактам.

И все задаются вопросом: откуда у террориста столько злобы и ненависти к русским? Ведь он от рождения - простой сибирский парень. Мама - русская, папа - бурят. Чего же его \"переклинило\"?

Корреспонденты \"КП\" побывали на родине террориста

Да, он попал в лицей, где под видом изучения турецкого и арабского языков в пацанов вбивали идеологию исламских фундаменталистов (читайте: Жизнь одного из главных идеологов ваххабитов делится на две примерно равные части). Но почему так быстро перешел на сторону фанатиков?

Корреспонденты \"КП\" разыскали в Улан-Удэ людей, которые знали Саида Бурятского, когда тот еще был школьником Сашей Тихомировым.

Друзей у Сашки не было

Только не называйте его бурятом! Он весь наш народ опозорил! - возмущаются учителя школы, где учился Тихомиров. - Во всем виновата его мать - она за сыном не следила. А потом еще и к исламистам этим парня подтолкнула...

Так-так, интересно. Буквально накануне нам рассказывали совсем другую историю. Мол, мать мальчика Галина Тихомирова переживала, что сын с головой ушел в ислам. Все сетовала: отец умер, когда мальчишке и года не было, а то бы ремнем наставил на путь истинный.

Теперь, выходит, сама и подтолкнула?

На самом деле мать Сашкой особо не занималась. Он жил у бабушки с дедушкой. Те его воспитывали как могли - кормили, одевали. Они же ходили на родительские собрания. А мать мы в школе и не видели, - качают в унисон головами педагоги.

Мать вызывали в школу не потому, что мальчик хулиганил. Наоборот, Саша был чересчур застенчив. Учителя упомянули слово \"забитый\", хотя тут же поправились: \"Вы не подумайте, ни в классе, ни в семье его вроде бы не били\". Но дразнили часто. Сашку одноклассники презирали. На физкультуру он не ходил, принес справку, что у него опухоль головного мозга. То ли вправду было такое, то ли липовая справка - никто не проверял. Друзей у Саши не было, сидел один как сыч на последней парте. Вот и приклеился к Тихомирову ярлык рохли.

До 13 лет Саша у мамы все больше гостил. Потом дедушка и бабушка умерли - перебрался в отчий дом. А там...

\"Его мать устроила притон!\"

Обычная \"хрущевка\". Облезлая стена с табличкой \"Хахалова, 8\". Тихий двор. Соседи дружелюбно открывают двери, но слышат фамилию Тихомировых и сразу как-то мрачнеют. Скупо цедят: \"Не помню таких\".

Дядька в майке выходит на площадку покурить. Тоже поначалу отнекивался, но потом разговорился.

Да все тут помнят Галину Тихомирову. Красивая была женщина. Сначала работала слесарем в \"Бурятэнерго\", потом занялась бизнесом - возила шмотки из Москвы. Вот только вела себя не очень хорошо. Я, конечно, не осуждаю - она рано осталась без мужа. Замуж потом так и не вышла. Свободно жила - сын у бабки с дедом, а у нее постоянно менялись кавалеры. Но потом стали к ней ходить сплошь кавказцы. Песни громкие крутили, спать мешали. Пили много. Она тут практически притон устроила...

В этот-то \"притон\" и переехал жить Саша. Причем, как говорят, именно новые друзья мамы и посоветовали ему идти в лицей учиться языкам. Мол, у нас там друзья, поможем поступить - и взяток никаких не надо.

Понимаете, Саша мать очень любил, уважал ее, - говорит классный руководитель Зоя Тулугоева. - Поэтому и гости матери для него были авторитетом. По понятиям парня, не могла мать общаться с плохими людьми.

\"Бей русских, бей бурятов\"

Один из чеченских \"педагогов\" - Исмаил М. - стал жить с Галиной Тихомировой как гражданский муж. С юным Сашкой он был удивительно добр. Деньги давал на карманные расходы, чего раньше мальчик никогда не получал. Мама и бабушка особо этим не баловали - сами едва сводили концы с концами. Вот с подачи дяди Исмаила Тихомиров и принял ислам. А тот стал поучать парня, как правильно жить.

Мы пару раз слышали, как они сидели во дворе и говорили. Не таясь, не понижая голоса. Плевать им на нас было, - вспоминает сосед. - Этот его \"отчим\" говорил: \"У нас на Кавказе мужчина должен быть настоящим бойцом. Нельзя прощать обиды. Если тебя в классе обижают - надо отомстить. Жестоко, чтобы боялись. Иначе ты не мужчина. Бей русских, бей бурятов. Они должны знать, что настоящие мужчины - только на Кавказе!\"

И эти слова восьмиклассник Тихомиров под сомнение не ставил. Хотел быть \"настоящим мужчиной\".

Как только Саша перешел в 9-й класс, он очень переменился, - продолжает классный руководитель Зоя Тулугоева. - Если до этого он разговаривал с нами, то вдруг резко перестал. Ни с кем не общался. Скатился на сплошные двойки и тройки.

Теперь уже Саша-Саид презирал тех, кто раньше дразнил его рохлей. Задирал парней, но драться с ним боялись. Все знали, что сожитель его мамы - чеченец. Не хотели связываться.

А чего же педагоги не забили тревогу? В школе все пожимают плечами. В конце 90-х в школе не работали психологи и социальные педагоги, которые должны были следить за парнем, ходить домой и смотреть, в каких условиях он живет. Всем было не до этого. А может быть, сожителя матери боялись не только школяры-задиры, но и учителя...

Чеченцы сразу поняли, что из этого мелкого недотепы, рохли можно лепить то, что им надо. А нужен был им, как выяснилось, террорист, - говорят педагоги.

\"Ну чисто волчонок\"

После 9-го класса, как только Тихомиров получил аттестат о неполном образовании, дядя Исмаил сорвал семью с насиженного места. И увез в Чечню - у него там был дом. Галина приехала в Улан-Удэ год спустя - забрать деньги у квартирантов, которых пустили пожить. Была вся в черном, говорила, что тоже приняла ислам. Сообщила, что дочку родила. И что скоро передет жить то ли в Москву, то ли в Египет. В Чечне неспокойно.

А Сашка приехал еще через год, с женой-мусульманкой. Продал квартиру родителей, забрал деньги и был таков. С соседями не общался.

Страшно было подойти. Когда Саша переехал к матери, он был вежливым и добрым. А вернулся из Чечни - глазами на всех зыркал злобными, ну чисто волчонок.

Вот этот волчонок и вырос в безжалостного волка. В свои 28 лет Саид Бурятский успел прогреметь на всю Россию - организация покушения на президента Ингушетии, взрыв РОВД в Назрани, гибель \"Невского экспресса\".

2 марта в ходе спецоперации в Ингушетии был убит главный идеолог северокавказских боевиков Александр Тихомиров, более известный под именем Саид Бурятский. Корреспондент «Власти» Сергей Дюпин считает, что его гибель может вызвать неожиданный эффект.

Масштабная операция ФСБ в ингушском селе Экажево готовилась и проводилась в обстановке полной секретности — даже от местных силовиков. "Когда я приехал на место происшествия, стоявший в оцеплении офицер ФСБ поблагодарил меня за помощь, вежливо сообщив при этом, что они в ней не нуждаются" — так прокомментировал события один из руководителей ингушского МВД.

Неофициальные источники, знакомые с деталями операции, утверждают, что ее целью не был какой-то конкретный человек или банда: просто спецслужбы, получая и сопоставляя донесения своих агентов, пришли к выводу о том, что некоторые дома в Экажево могут использоваться террористами в качестве перевалочных баз, и решили зачистить подозрительные объекты в профилактических целях. Профилактика была на редкость удачной: одним из убитых оказался 28-летний боевик из Бурятии Александр Тихомиров, более известный в рядах северокавказского сопротивления как шейх Саид Бурятский. Как признают участники спецоперации, в окруженном доме он оказался случайно — накануне поздно вечером пришел к знакомым в Экажево переночевать, а утром попал вместе с ними под зачистку. Смерть бурятский боевик, опять же по данным силовиков, принял спокойно: за несколько минут до гибели он прочитал соратникам последнюю проповедь, записав ее на видеокамеру мобильного телефона, и попрощался с ними. Сам видеосюжет ФСБ не обнародовала.

Федеральная власть придала смерти Бурятского огромное значение: 6 марта глава ФСБ Александр Бортников лично перед телекамерой доложил президенту Дмитрию Медведеву о ликвидации боевика. Точно так же 10 июля 2006 года тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев докладывал президенту Владимиру Путину об уничтожении Шамиля Басаева.

Феномен Саида Бурятского состоит в том, что он, не принадлежа по крови к кавказским или арабским народам, смог стать чуть ли не главным идеологом террористического подполья и пользовался огромным уважением боевиков. Это тем более удивительно, что Александр Тихомиров родился и жил в Улан-Удэ, большинство жителей которого узнают о событиях, происходящих на Северном Кавказе и в Москве, только из выпусков теленовостей. Оба эти региона называются в Бурятии одним словом — Россия.

Сын русской и бурята, Тихомиров рос без отца. С детских лет он заинтересовался религией — сначала традиционным для Бурятии буддизмом, от которого в 15 лет отказался, приняв ислам. По некоторым данным, это было связано с появлением у 15-летнего Тихомирова отчима-кавказца, исповедовавшего ислам.

Большую часть своей сознательной жизни Тихомиров изучал ислам: сначала в двух российских медресе (в Москве и в Оренбургской области), затем в мусульманском университете "Аль-Азхар" в Каире и наконец — на частных уроках, полученных у знатоков ислама в Египте и Кувейте.

Вернувшись в 2005 году Москву уже под мусульманским именем Саид Абу Саад аль-Бурьяти, он стал работать в Московской соборной мечети, но через некоторое время уволился из-за разногласий с руководством. Дело в том, что Тихомиров за время проживания за границей стал приверженцем одной из наиболее радикальных форм ислама — салафии, или ваххабизма, призывающей вернуться к истокам религии, устранить любого рода посредничество между человеком и богом и вести вооруженную борьбу за распространение ислама во всем мире. В качестве проповедника салафитского толка Саид Бурятский получил международную известность. Молодой ученый аргументированно критиковал другие течения в исламе, вступая в дискуссии с религиозными авторитетами мирового уровня, а его лекции, написанные простым и доступным языком, пользовались большой популярностью мусульманской молодежи России и стран СНГ. К 26 годам Саид Бурятский уже считался в салафитской среде шейхом — старейшиной и знатоком религии. Главной темой его проповедей было теоретическое обоснование необходимости джихада — вооруженной борьбы за права мусульман и самопожертвования в этой борьбе.

Популярность молодого ученого в мусульманской среде росла, однако, как признавался сам Саид Бурятский, сторонники все чаще стали упрекать его в неискренности, давая понять, что красивые слова "кабинетного" джихадиста сильно расходятся с его собственным образом жизни. Проповедник, что называется, принял вызов: в мае 2008 года он приехал на Северный Кавказ, тайно связался с местным бандподпольем, присягнул на верность его лидеру Доку Умарову, провозгласившему себя военным эмиром "Имарата Кавказ", и вступил в его отряд.

"Только здесь я понял сущность всех наших кухонных джамаатов (мусульманская община.— "Власть" ) и интернет-муджахидов (борцы за веру.— "Власть") , которые сюда не стремятся приехать,— писал своей жене Саид Бурятский.— Настоящий джамаат лишь там, где вы вместе прошли через трудности".

Эти письма уже после гибели Бурятского были вывешены на одном из сайтов кавказских экстремистов. По ним можно восстановить образ проповедника-террориста, не лишенного сентиментальности.

Постоянная работа с будущими «живыми бомбами» не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой

Боевик из не отличавшегося богатырским телосложением и здоровьем Тихомирова, по его собственному признанию, не получился. Он сообщал супруге, что постепенно привык к жизни в подполье и даже полюбил "эти горы и этот лес"; свыкся с холодом и сыростью ("ты не поверишь, дожди иногда идут по четыре дня без остановки"), длинными пешими переходами и даже грохотом снарядов, под который приходится спать ("когда перестают стрелять, заснуть уже не можешь"). Тут же вышедший на джихад ученый жалуется на боли в спине, появившиеся то ли от сквозняков, то ли от того, что он "надорвался на грузе". По словам Саида Бурятского, соратники, щадя его во время пеших переходов, чуть ли не силой отбирали у него тяжелую поклажу, но спина все равно болела, поэтому почти всю зиму ему пришлось провести в блиндаже.

Главная база эмира Доку Умарова, по словам Саида Бурятского, находилась примерно в часе ходьбы от маленького села Даттых, расположенного на границе Чечни и Ингушетии, в лощине между сопок. Воспользовавшись естественным укрытием, боевики, как пишет он, капитально обосновались в этом месте: поставили палатки, соорудили блиндажи, в одном из которых располагалась столовая, и даже построили "мечеть человек на 20-25 из клеенки и каркаса" (по данным ФСБ, численность отряда составляла около 60 человек).

Пристанище назвали Нью-Даттых, а проход между блиндажами — проспектом Умарова. Однако в мае прошлого года базу рассекретил кто-то из жителей настоящего Даттыха. Федеральное командование посчитало, что штурмовать умаровский укрепрайон силами спецназа слишком рискованно, и его просто сровняли с землей ракетными ударами с воздуха. Обследуя трупы после авианалета, эксперты рассчитывали найти среди них и тело Доку Умарова, однако лидеру экстремистов удалось уйти из-под удара и вывести примерно половину своего отряда. Среди выживших остался и Саид Бурятский.

Примерно в это время эмир Умаров, видимо, и поручил несостоявшемуся боевику идеологическую подготовку членов своего отряда, и именно в этом качестве Саид Бурятский в полной мере использовал свои фундаментальные знания и организаторский талант.

22 июня прошлого года в микрорайоне "Центр-Камаз" Назрани неизвестный террорист на начиненной взрывчаткой Toyota Camry протаранил кортеж президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В результате покушения погиб один из охранников главы республики, а сам Евкуров получил тяжелейшие ранения. Его жизнь буквально чудом спасли московские врачи.

"Того брата, который ушел на Евкурова, тоже я готовил",— писал жене Саид Бурятский, давая понять, что 22 июня подорвался уже не первый его ученик. По словам идеолога, боевик отправился на смерть, "нисколько не волнуясь, как будто бы пошел выпить чаю".

Примерно через месяц, 26 июля, уже смертник-пешеход подорвал себя перед театральным центром на Театральной площади в Грозном, убив при этом четверых остановивших его перед входом в зал офицеров милиции и двух случайных прохожих. Теракт, видимо, готовился для президента Чечни Рамзана Кадырова, который собирался в этот день посетить театр, но опоздал на спектакль и не пострадал. Этого террориста Саиду Бурятскому даже не пришлось готовить. Во всяком случае, жене он сообщил, что "Харун, который взорвался в Грозном", совершил самоподрыв без всякой предварительной идеологической обработки. "Я видел в нем желание умереть, которое напоминало дикий голод",— писал Бурятский.

Тремя днями позже останки шахида Харуна опознали. Тогда же президент Чечни Рамзан Кадыров впервые назвал Тихомирова главным идеологом бандподполья и своим личным врагом. "Бурятский и ему подобные террористы из нормального человека, молодого спортсмена Рустама Мухадиева сделали террориста-смертника, накачав его разными дурманящими препаратами и подвергая психологической обработке,— заявил Кадыров.— Дни террористов сочтены. Сотрудники милиции и других ведомств идут по их следу". Поймать организаторов теракта в Грозном быстро не удалось, зато милиция в Чечне в тот же день, когда были сделаны громкие заявления, понесла новые потери. 30 июля в селе Валерик Ачхой-Мартановского района правоохранители случайно застрелили командированных в Чечню милиционера-водителя из Якутска Аркадия Саввинова и его напарника, ошибочно приняв якута за разыскиваемого бурята. Против применивших оружие было возбуждено уголовное дело, ЧП получило громкий резонанс в милицейских кругах. В отряде ОМОН при МВД Бурятии даже ставился вопрос об отказе от служебных командировок на Северный Кавказ.

Еще одно тяжкое преступление, в организации которого следствие подозревает Саида Бурятского,— теракт в Назрани, совершенный утром 17 августа прошлого года. Тогда смертник за рулем заминированной "Газели", протаранив ворота, въехал во двор городского ОВД, где милиционеры построились на утренний развод. В результате взрыва погибли 25 человек, более сотни были ранены, а глава МВД Ингушетии Руслан Мейриев лишился своего поста. Вскоре после взрыва в интернете появилась видеозапись с участием Саида Бурятского, на которой он объясняет необходимость самопожертвования в джихаде, сидя в кузове "Газели" рядом с двухсотлитровой металлической бочкой, начиненной, по его словам, взрывчаткой. Этот ролик дал основания полагать, что сам Бурятский и был за рулем взорвавшейся машины. Однако спустя два дня после теракта сайты боевиков это опровергли, а сам несостоявшийся смертник вскоре публично объяснил, что лишь собирался совершить эту акцию, но командование в последний момент поручило ее другому исполнителю.

По данным ингушских оперативников, возглавив идеологическую службу "Имарата", Саид Бурятский сформировал интернациональную бригаду из 30 наиболее близких своих сторонников, которых, воспользовавшись связями в исламском мире, отправил на подготовку в медресе экстремистской направленности, расположенное в одной из стран ближнего зарубежья. Вернулись боевики оттуда якобы убежденными сторонниками истишхада (фанатичная готовность к самопожертвованию). По данным милиционеров, отслеживающих все совершенные на Северном Кавказе теракты с самоподрывом, пока самоликвидировались лишь девять учеников Саида Бурятского. Остальные 21 ждут команды и указания цели от своего военного эмира Доку Умарова.

Постоянная работа с будущими "живыми бомбами" не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой. "Я так устал от этой дунья (земной жизни.— "Власть" ), как будто прожил уже века,— писал жене Саид Бурятский.— Знаешь, мне стали сниться братья, ушедшие на операции по истишхаду. Уже нет Абу Дуджаны, Адама, Биляля, Харуна, Абу Муслима и еще многих братьев. А я все еще жив... Знаешь, каждый раз, когда они уходят, на меня наваливается страшная усталость... Я никогда не забуду тех, кто помогал мне носить вещи, с кем мы были в холоде и ночевали в палатке под слоем снега, с кем сидели в дождь под клеенкой в лесу, с кем делили последнюю конфету. Я давно прошу Докку, чтобы он разрешил мне пойти на истишхад, но каждый раз мне в этом отказывают — ты, мол, еще нужен здесь. Сам я так не считаю и завидую тем, кто ушел по этому пути..."

2 марта в Экажево идеологическая "машина смерти" была наконец остановлена окончательно, и это можно считать безусловным успехом российских спецслужб. Однако если посмотреть на проблему в долгосрочной перспективе, можно предположить, что смерть Саида Бурятского таит в себе едва ли не большую опасность, чем все "живые бомбы", подготовленные им при жизни. Молодой человек немусульманского происхождения, принявший ислам, в совершенстве изучивший его и рассказавший о нем другим, стал уважаемым религиозным деятелем, даже оставаясь в статусе "кухонного" моджахеда. После отказа Саида Бурятского от мирских ценностей в пользу вооруженной борьбы его рейтинг и вовсе взлетел до запредельных высот. Мученическая же, с точки зрения его соратников, гибель ученого вполне может превратить его в символ вооруженной борьбы с неверными. В этом случае экстремистам не нужно будет даже тратить силы на пропаганду своих взглядов — сам пример молодого мусульманина, сказавшего слово и подтвердившего его делом, может привлечь на сторону вооруженного подполья новых сторонников. Причем в их числе, благодаря интернациональному образу Саида Бурятского, вполне могут оказаться не только уроженцы северокавказских республик, но и вообще далекие от проблем этого региона люди.

"Своей жизнью и своей смертью Саид Бурятский внес огромный вклад в укрепление рядов вооруженной оппозиции на Северном Кавказе,— убежден глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.— Идеи, которые он пропагандировал, теперь приобретут характер абсолютной истины для его последователей, поскольку этот человек заплатил за свои убеждения собственной жизнью".

На вопрос о том, возможен ли был какой-либо другой вариант развития событий, кроме физического устранения Саида Бурятского, Гейдар Джемаль, подумав, ответа не нашел. "Его конечной целью, как я думаю, было переформатирование российского и мирового пространства, а любые переговоры с властями на эту тему обязательно зашли бы в тупик".



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»