Русские поэты современники. Современная поэзия: тенденции начала XXI века

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Есть стихи, которые понимают нас лучше самых родных людей, да чего там - лучше, чем мы сами. Бывает, прочитаешь строчку - и плачешь-смеешься, потому что так это знакомо!

Каждому времени - свои поэты. Сайт решил вспомнить стихи нескольких современных поэтесс, которые пишут так, что сердце сначала тревожно сжимается, а потом - легко.

Вера Полозкова

Фото опубликовано bolshe_nikogda (@bolshe_nikogda)

Июл 9 2015 в 12:29 PDT

Первое стихотворение Вера сочинила в 5 лет: мама записала с ее слов несколько рифмованных строк. Сегодня, кажется, не писать Вера уже не может, о чем сама говорила в интервью. А еще герои ее стихотворений, будь то вдовы, стареющие грузины-иммигранты, мужчины с горьким жизненным опытом - это все в какой-то мере она сама. Спорить о ее стихах можно долго, но в искренности ей не откажешь.
попробуй съесть хоть одно яблоко
без вот этого своего вздоха
о современном обществе, больном наглухо,
о себе, у которого все так плохо;

Не думая, с этого ли ракурса
вы бы с ним выгоднее смотрелись,
не решая, все ли тебе в нем нравится - оно прелесть.

Побудь с яблоком, с его зернами,
жемчужной мякотью, алым боком, - а не дискутируя с иллюзорными
оппонентами о глубоком.

Ну, как тебе естся? что тебе чувствуется?
как проходит минута твоей свободы?
как тебе прямое, без доли искусственности,
высказывание природы?

Здорово тут, да? продравшись через преграды все,
видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.
да и какой тебе может даться любви и радости,
когда ты и яблока не умеешь.

Анна Довгалева (Лемерт)

Вот что пишет о себе Анна: «Самозванка. Дикий охотник. Духовно богатая дева. Иронична. На любителя. Фоморский подменыш. Около 40 000 километров одиночным автостопом. Две изданных книги. Ношу с собой нож. Часов не ношу».
Иногда я хочу тебя не любить, ну хотя бы несколько дней. Помолчать; с радаров уйти; не быть, чтобы было спокойнее и черней. Пусть другие вместо меня скорбят, я хочу не думать, не видеть снов. Иногда я хочу не любить тебя.

Это злее сожжения и оков.

Я несу любовь, словно Вечный жид по земле непрощенье свое несет. И века идут, и земля дрожит, на меня одну навалилось все, не снести, не сдюжить и не прожить.

И мои друзья разбивают лбы, и ложатся в землю гробы. Иногда любить означает быть. Иногда я хочу не быть.

Темнота мурлычет: скорей, смелей, это просто, я здесь, я тут.
Но идет весна по моей земле, абрикосы на ней цветут.

И летит Земля, и она поет, продолжается время на ней (иногда я хочу отдохнуть от нее, ну хотя бы несколько дней). Продолжается время, и с ним - Земля, и уходит листва в перегной.
Потому-то быть продолжаю я, и любовь моя вместе со мной.

Ах Астахова

Фото опубликовано Ах Астахова (@ah_astakhova)

Апр 26 2016 в 3:12 PDT

Она тоже пишет с самого детства, с 9 лет. Сейчас поэтесса часто дает концерты в городах России и ближнего зарубежья. Ее стихотворения - простые и искренние - близки и понятны тысячам людей.
Если пусто в душе - значит, время сменить маршрут.
запиши в голове разборчиво, без чернил:

если счастье придет - значит, ты его заслужил.

Сколько ни было б лет - душою будь молодым
и не думай, когда и где будет твой финал.
не любя́щих тебя - спокойно отдай другим.
отраженье ищи в душе, а не у зеркал.

Если дом опустел - не бойся покинуть дом.
если город не тот - решайся и двигай прочь!
если ленишься ты - все дастся с трудом,
и никто и ничем не сможет тебе помочь.

Если враг у тебя - врагу пожелай добра.
к каждой мелочи в жизни всегда будь открыт и рад.
если просят уйти - то, значит, тебе пора,
и не смей никогда с укором смотреть назад.

И не бойся искать - такие свое найдут!
и не бойся терять на это ни лет, ни сил!
если любят тебя - обязательно подождут,
если счастье придет - то, значит, ты заслужил.

Сола Монова

Фото опубликовано Sola Monova (@sola_monova)

Мар 24 2016 в 1:52 PDT

Ее поэзия близка многих девушкам, но на концерты часто приходят и суровые мужчины. Стихотворения она иллюстрирует яркими фотографиями, и они во мгновение ока разлетаются по сети. Сола дает концерты в России и за рубежом и выпускает сборники.
Это не простое озарение - Это избавление от мук.
Я читала в книжках, что со временем
Люди привыкают ко всему.

Человек, по сути, пластилиновый
[Остальное - сущий формализм],
Жизнь такая мудрая и длинная,
Потому влюбляйся и молись.

Не мирись с жестокими нападками,
Пропускай идущих напролом,
Чувствуй ветер голыми лопатками
И расти по перышку крыло.

Кто живет по правде, кто - по совести,
Кто - по гороскопу… Выбирай.
Жизнь кипит, и каждый приспособился,
Сочиняя персональный рай.

Слабый счастлив аханьем и оханьем,
А безумец лезет на рожон.
Это только кажется, что плохо мне,
А на самом деле - хорошо!

Аля Хайтлина (izubr)


Аля пишет стихи с 11 лет. Ее стихи хвалили писатель Дмитрий Быков и солист группы «Сплин» Александр Васильев, а директор издательства «Геликон Плюс» Александр Житинский назвал стихи Хайтлиной «великолепнейшими по интонации, искренности».
Я работаю солнечной батареей, я в кармане оранжевом солнце грею, чтоб оно на небо взошло скорее и чесало макушки заснувших лип. Солнце ловит за пальцы меня лучами, я его приручила и отвечаю, солнце просит завтрак и выпить чаю, просит прямо внутрь его налить.

Солнцу так одиноко ходить по кругу - вот нашло, понимаешь, себе подругу, и ему все равно - хоть любовь, хоть ругань, поболтать бы вот только о ерунде. Я его несу осторожно очень, ведь оно непоседливо между прочим и все время выпрыгнуть хочет ночью, чтобы вдруг повсюду случился день.

Я работаю солнечным развлеченьем, я кормлю его по утрам печеньем, а потом усталой порой вечерней я ему чумазую спинку тру. И когда уже все разбрелись и спят, я отмываю солнцу босые пятки, а то все ведь заметят на солнце пятна, многим это будет не по нутру.

Но потом постепенно солнце взрослеет, в переходном возрасте жарит злее, и багровым пятном по ночам алеет, и подчас забывает прийти домой. А приходит - горячее, как жаровня, говорит, что я, мол, ему не ровня, и не родственница я ему по крови, и что вид ему неприятен мой.

Понимаю, я, в общем, сама такая, я всем прихотям солнечным потакаю, а оно мне в сердце лучи втыкает, чтоб до боли - а мне так тепло в груди. Покричит об измене, тоске, обмане… А потом тихонько к себе поманит и заснет спокойно в моем кармане, и я буду бояться его будить.

Я работаю солнечной батареей. На рассвете прохладно, восток сереет, воздух пахнет листьями и сиренью, и пора бы уже открывать карман. Я держу карман шире, чтоб было проще… Солнце сонное нос конопатый морщит, а потом восходит над тихой рощей, рассыпается искрами по домам.

Крис Аивер

Фото опубликовано Kris Aivere (@aivere) Авг 24 2014 в 8:16 PDT
Крис - не только поэтесса, но и музыкант. Стихи ее отличаются глубоким смыслом, сложными рифмами и ритмическими рисунками. Она обожает сказки, и во многих ее стихах слышны отголоски этих сказок. Крис считает, что поэзия - «это когда хочешь что-то донести; поэзия должна вести к свету».
Ничего не жаль только до первых слез.
Города раскрывают объятия чужаку,
Пробивая насквозь, доводя до сведенных скул:
Проходи, садись. Рассказывай, что привез.

Прокатался полжизни шариком ледяным,
Научил себя никого не запоминать,
А теперь, погляди-ка, вздрагивает спина
Под прощальным взглядом, коснувшимся этой спины.

Загораются звезды, в воду глядят мосты,
Ариадна клубок мотает над грудой карт.
Если ты одинок, значит, слепой пока.
Будет утро - увидишь, кто прикрывает тыл.

Будет утро в Одессе, Праге или Москве - Нет границы для певчих слов и бродячих ног.
Просто если есть тот, кто тянет с собой на дно,
Есть и тот, кто приходит сам и приносит свет.

И такой никогда не останется одинок.
Даже если пока что слеп.

Стефания Данилова

Фото опубликовано Стефания Данилова (@stefaniadanilova) Мар 7 2016 в 12:43 PST
Стефании всего 21 год, но она любима многими читателями за надрыв и искренность своих стихов. Она записывает свои мелодекламации с музыкой и без, устраивает чтения, организовывает творческие вечера. А еще пишет своим читателям настоящие, живые письма на бумаге.
Никогда не ходи, откуда прогнали.
Даже если обратно еще раз пустят.
Ты забыл себя там в оригинале,
Не переведенным на язык грусти.

Не моли о чуде.
Не плачь громко.
Помни, ты пришел сюда не за этим.
Дружеский ночлег - не тюрьма, котомка - Не сума, день равно для всех светел.

Никогда, где плохо, не возвращайся.
По тебе звенят уже колокольцы.
Так переводись на язык счастья.
С языка дождя на язык солнца.

И давай светись и переливайся,
Не бывает под Солнцем у нас тесно.
С языка хромых на язык вальса.
С языка пустынь на язык леса.

Не смотри назад, где тебе плохо.
Так перевестись тебе дан повод
С языка людей на язык Бога,
Нулевой язык,
Тот, что до родного.

По материалам: aif, tvoyaparallel
Превью: Ольга Паволга

Современная поэзия - в движении. Она энергично пульсирует в творческих вечерах и моноспектаклях, в дуэлях, шоу и арт-проектах. В огромных пространствах сегодняшней интернет-литературы и возрастающей моде на стихи есть общая, закономерная сила новой волны интереса к лирике. Но что и кто её представляет? И если её читать, то с чего начинать? Лучше всего на этот вопрос ответят сами молодые поэты. Перед вами семь имён: разных, зачастую контрастирующих друг с другом, но образующих единый портрет литературной жизни этого века.

«Это море, в котором почти невозможно ориентироваться» - пишет поэтесса Линор Горалик, рассуждая о современной поэзии. В наше время заявить о себе легко. Услышат ли тебя - другой вопрос. Подступиться к этому морю невероятно сложно - поэзия сегодня слишком разная. В ней нет преемственности, единого поля и ориентиров - мы в каком-то смысле «идём по приборам».

Каждый из лириков чем-то отличен. Они такие же разные, как весь костяк современной русской поэзии. И пусть у каждого из них будет своя «номинация», наиболее точно и ярко характеризующая особенности их творчества.

Егор Сергеев - «Доктор и Космос»

Санкт-Петербург, 26 лет.

«…я рос в стране,

И где-то в небе,

Летит Гагарин.
Такой счастливый, такой святой».

Егор Сергеев - поэт, лауреат премии Роберта Рождественского. После дебюта на публике в 2011 году приобрёл популярность среди ценителей поэзии во многих уголках России, тогда же выпустил книгу «Недопущенное к продаже: стихи». Его тексты переведены на английский, немецкий, французский, финский, чешский языки, опубликованы в России, Финляндии и США.

В стихах Сергеева присутствует характерная и «хроническая» для его творчества тема Космоса. «Поэзия как предчувствие» - отозвался о его стихах один из журналистов, комментируя, в том числе «Дочь подполковника», самый известный цикл сергеевских стихов.

Егор родился и вырос в Петрозаводске, учился на медицинском, но, не окончив ВУЗа, устроился в отделение скорой помощи. В этом статусе, совмещая трагичную будничность работы с практикой творца, Сергеев совершил несколько поэтических туров по России, воплощая в своём творчестве самый разный опыт. Два года назад поэт переехал в Санкт-Петербург.

В ГРАФЕ О ГРАЖДАНСТВЕ

Я рос в стране
пациентов и эскулапов,
обречённых на симбиоз.

Где полулев-получеловек из гранитных лап достаёт вопрос.
Где жизнь от смерти порой один отличает запах.
Где воет ветер, опережающий стук колёс,
под вечно мчащимся в никуда голубым плацкартным.

Я рос в стране, где никто не знает своих пределов.
Январь заканчивается в марте,
февраль - в апреле.
С Владивостока в Калининград убегать неделю.
Живые контуры школьных карт обнимают Землю,
почти дотронувшись пальцем правой
до пальца левой.

Я рос в стране, где закон суров,
но давно развенчан.
Где добрый труженик чёрта с два получает гордо.
Я рос в стране самых горьких слов,
самых чистых женщин,
которых хочется целовать сгоряча и в бёдра.

Вином и хлебом, густым наливом, живой водой
я рос в стране,
где у мамы чайник стоит, заварен.

И где-то в небе,
в далёком небе летит Гагарин.

Летит Гагарин.
Такой счастливый, такой святой.

Вера Полозкова - «Знаменосец»

Москва, 31 год.

«Либо совесть приучишь к пятнам,
Либо будешь ходить босой.
Очень хочется быть понятным
И при этом не быть попсой».

Вера Полозкова - знаменосец современной русской поэзии , телеведущая, актриса и певица. Вы могли видеть её на телевидении и YouTube, слышать её стихи по радио, читать о ней в новостях. Вера Полозкова - феномен того, какого уровня популярности может добиться поэт в современных реалиях, как быстро окрепло поэтическое поколение новой России.

Ее стихи пользователи социальных сетей прозвали «единицами смысла» . Они обо всём: надеждах, трудностях и чувствах. Конечно, со временем обвинять её в посредственности, которой так богата женская лирика, становиться всё легче - теперь поэту мало быть поэтом как таковым, он должен стать поп-проектом. А этого литература и её смыслы очень часто принять не могут.

Всё же Полозкова пишет характерно для женской аудитории. Но пишет, надо сказать, хорошо и так, что безупречности её формы, остроумия, а иногда и искренности стихов могли бы поучиться многие.
Первую книжку Вера выпустила в 15 лет, а сейчас ей 31, у нее сотни стихов и широчайшая аудитория. Получив массу литературных премий, сегодня Полозкова играет в театре и с завидной периодичностью ездит в поэтические туры по России.

Не окрыляет. Не властвует. Не влечёт.
Выброшено. Развеяно у обочин.
Взгляд отрешен или попросту обесточен.
Официант, принесите мне гамбургский счёт.

Все эпилоги - ложь. Все дороги - прах.
Бог одинок и, похоже, серьезно болен.
Город отчаялся, и со своих колоколен
Он распевает гимн об иных мирах.

Воинам грехи отпущены наперёд.
Им не увидеть больше родимой Спарты.
Я отдала долги. Я открыла карты.
И потому меня больше никто не ждет.

Константин Потапов - «Чтец»

Москва. 29 лет.

Константин Потапов - поэт, актёр, фронтмен музыкального проекта «Posternak» (intelligent hip-hop), автор моноспектаклей «Демоны», «Глупые истории» и «Insomnia».

Костя Потапов входит в список тех авторов, кто стремится превратить творческие поиски в дело жизни. Особо интересен поэт тем, что нашёл свою, уникальную сегодня форму поэтического выступления. Потапов умело объединяет в формате моноспектакля жанры и языки искусства: поэзию и остроумную, увлекающую театральность, hip-hop, зрелую лирику и проницательный монолог. Прагматичный и открытый человек в жизни, на сцене он - точка пересечения самых крайних чувств.

В его спектаклях всегда несколько героев, женщины и мужчины, иногда - демоны. Все они рассказывают свои истории. Откровенность монолога, рефлексия, динамичная образность стихов. Это вводит в странное состояние. На выступлениях Потапова такая атмосфера, которую нечасто можно встретить: искренняя, яркая, заставляющая зрителя переживать происходящее. Причина этого - тот факт, что потаповские сюжеты взяты из нашей с вами повседневности: четвергов, разговоров на кухне, мыслей в вагонах метро.

Константину Потапову 29 лет, он окончил психологический факультет СамГУ. Победитель восьмых Всероссийских Дельфийских игр в номинации «Театр», победитель ФилатовФеста - 2015 в номинации «Поэзия», автор двух поэтических сборников («Времена Суток» 2009, «Полдень» 2014).

Мне это выйдет боком -
в тебе слишком много Бога.
Тебя написал Набоков
как лучшую из вещей.

Я знаю, что мы погибли.
Тебя написал не Киплинг,
а первый из авторов Библий.
И слог его был священ.

Пока твой зрачок расширен
я не совершу ошибок.
Веди меня мудрым Шивой,
играй на фоно в шесть рук.

Я сделаю всё, как нужно,
согласно точнейшим, нежным
законам дидактики нижней
из самых чутких наук.

Веди меня мудрым инстинктом,
иглой - через пыль пластинки,
красиво стареющим Стингом.
I know you are shape of my heart.

Кричи в потолок задыхаясь.
Стихией стихов - не стихая,
затылком, запястьем, духами -
вдохни меня…. Не выдыхай.

Алексей Шмелёв - «Философ плацкарта»

Москва, 30 лет.

«Оглянись на себя не во гневе -
в этом городе ты еще не был.

одновременно в землю и в небо».

Алексей Шмелёв - поэт, музыкант, один из основателей культурного арт-проекта «Мужской голос». Уже вышли два сборника его стихов, «Апельсиновые рощи» и «Пыль». Печатался в литературных журналах «Юность», «Москва», «Нева», «Дружба народов» и др. В настоящее время работает над третьей поэтической книгой.

Стихи Шмелёва - это простой рассказ о сложных чувствах. И мы попробуем раскрыть его так же просто, всего в двух цитатах:

«…потрясает многообразие лирических героев, вызревших в этом молодом Поэте, который одним из немногих по праву получил Есенинскую премию. Это и команданте Че Гевара, и вертинствующий студент дореволюционной России, вырастающий через несколько страниц в полноценного писателя-народника. И политический борзописатель… Простите, обозреватель. И все эти образы гармоничны по ритму, мелодике и стилю речи. Последнее тем более удивительно, поскольку Алексей - стилист интуитивный, что еще более роднит его с Есениным.»

Илья Стечкин, журналист

«Алексей Шмелев - реалист, его творчество обращено к повседневной жизни…»

Римма Казакова, поэтесса.

Всё тебе не хватает чего-то,
всё меняешь за городом город.
И работа тебе - не работа,
да и повод, как будто не повод…
Эта женщина рядом с тобою -
есть красивее, кто бы спорил…
Да и то, что зовётся судьбою
лучше было бы встретить у моря.
И понять - нет любви безответной,
потому что любовь - есть служенье,
и что только движенье бессмертно,
потому что рождает движенье…
Оглянись на себя не во гневе -
в этом городе ты ещё не был.
И расти, как растут деревья:
одновременно в землю и в небо.

Егор Труфанов - «Егорик»

Хабаровск, 26 лет.

«И когда меня спросят однажды,
Так зачем же вы стали поэт?
Я отвечу и чинно, и важно:
Ну а х*ли бы, собственно, нет?»

Егор Труфанов - поэт, участник культурного арт-проекта «Мужской голос». Он прославился шутливыми «егориками» (злободневными четверостишьями) и занятными философскими размышлениями в больших формах. Хулиганские и остроумные «егорики» Труфанова - своего рода поэтическая акция, ещё одно лицо современной поэзии, на этот раз - с явным выражением ухмылки.

Я устал от зимы,
Ненавидящей город,
Точно мачеха - неродного.
Отряхнув и расправив ворот,
Я сверхновой сверхновой,
Как будто по рождеству,
Добираюсь домой
Из дома.

Полушапный народ,
Что идет похмеляться в аптеку,
Оглушает столичную дрянь
От метро до метро.
Голожопая дрань
Одетая в ипотеку.

Эти люди - что воробьи,
Что синицы.
И нет бы умчаться к югу…
Я бы тоже оставил подругу
Остудиться,
А сам бы…
Но не в дугу.

Арс-Пегас (Арсений Молчанов) - «Гражданин»

«я открываю рот,
вы открываете „Hennessy“.
я - самовлюблённый урод
с комплексом неполноценности».

Арс-Пегас - поэт современного мегаполиса. Его тексты, и главное, форма их подачи - экспрессия столицы, площади, стекла и бетона. Неслучайно в его стихах много образов города: метро, автобусы, вокзалы. А пишет Арс-Пегас про абсурдность, которую приобретают старые понятия вроде любви, Бога во времена новых понятий, технологий и реалий постмодерна.

Наибольшую популярность Молчанов приобрел во время протестных митингов 2011–2012 годов, когда читал гражданские стихи перед многотысячной толпой. Сегодня он - едва ли не самый известный молодой поэт России.

Всё же главная заслуга Арс-Пегаса - его «ЛитПоны» (литературные понедельники). Но об этом лучше всего рассказать через его слова:

«Я собираю тусовку вокруг себя. Моя тусовка - ЛитПон. Я провожу их с 2009 года. Это помощь не только молодым и талантливым поэтам, но и зрителям, блуждающим в информационном море.

По отношению к литературе до меня, я - продолжатель. Не опровержитель и не соперник. Строго по Бродскому, поэт - это проводник языка. Даже, наверное, не проводник, а инструмент. То есть поэты, которые считают, что язык - это их инструмент, обольщаются. Это они - инструменты языка».

ХОЛОДНЫЙ ХАЙП

Вот это хайп, вот это баттл,
Всё проигравший Сатана,
Друзья, стабильная зарплата,
С колен встающая страна,
Любовь, жена и в центре двушка,
Три чудных дочери и сын.
Очнись!.. Возможно, всё ловушка,
И потому-то ты один
Сидишь в лачуге на «Приморской»,
Ведёшь безмолвный разговор,
Не чувствуешь души и мозга,
А только холод и укор.

Птицами (Дмитрий Качмар) - «Лирик»

Днепропетровск, 28 лет.

«А завтра меня проводит до вагона чей-то рукав,
Чья-то ладонь засунет магнитик мне в вещи.
Ты спросишь, сколько я получаю за вечер,
А я брошу в твою душу слово,
Чтобы узнать насколько она глубока»

Дмитрий Качмар (псевдоним Дима Птицами) - популярный поэт из Украины, постоянно гастролирующий по всем крупным городам России, Украины и Беларуси.

Главное, что стоит понять, Птицами - это не только стихи, но и голос. Дима Качмар стал известен среди ценителей качественной современной поэзии не в последнюю очередь благодаря авторскому исполнению собственных строк. Он одним из первых начал записывать. Такой формат, когда строчки переходят в эмоции, а дальше в голос и запись MP3, не мог не понравиться зрителю: число его поклонников выросло очень быстро.

Широкая популярность же пришла к Птицами после записи стихотворения «Вы видели, как умирают киты?». Сильное, наполненное, самобытное звучание его низкого голоса трогает, резонирует и волнует много больше, чем голые столбцы стихов.

Очевидно, мы живём в более прозаичное и прагматичное время, чем Ахмадулина и Бродский. И всё же, теряя в поэтичности и контрастах, наше время отличается широким числом форм самовыражения; представляет нам поэзию, поэта, его личность в совсем новых ролях и качествах.

Интернет сделал искусство вообще, и поэтическую культуру в частности, ближе и доступней. Сегодня её новый, цифровой век. В том множестве направлений и авторов, что вмещает сеть, каждый вполне способен найти ту поэзию, что тронет и увлечёт именно его.

АРТЁМ ЭСАУЛОВ

Поэзия – это как секс. Если тебе этого не хочется, значит тебе этого и не надо.

А для тех, в чьей жизни стихотворения не закончились синхронно с последним школьным звонком, мы решили собрать пятерку знаковых для современной девушки молодых поэтов.

Вера Полозкова

Ее стихи репостили на страницах соцсетей даже те, кто на уроках литературы учил не то, что понравилось, а то, что в два столбика. Наглая, высокая, в цветных фенечках, джинсах и романах, пишущая только о себе и про себя – Полозкова настойчиво не нравилась серьезным литераторам, хрипло декламирующим друг другу в узких водочно-огуречных кругах.

Потому что художник – это годы голода, чахотки, репрессий и забвения. А не девятнадцать, четвертый размер груди, ЖЖ, никнейм веро4ка и «его хочется так, что даже подташнивает». Не бывает таких поэтов, ну не бывает же!

Знаменитые строки:

Завяжи с этим, есть же средства;

Совершенно не тот мужчина.

У меня к нему, знаешь, – детство,

Детство – это неизлечимо.

Анна Довгалева (Лемерт)

Анна выглядит точь-в-точь так, как должна выглядеть молодая, страшно талантливая поэтесса: рыжая, угловатая, не слишком худая, одетая без затей и модных бирок.

Это абсолютно тот случай, когда читая стихи, представляешь совершенно иной образ: дерзкой, острой на язык, укутанной в черное и кожаное, такой себе юной Анджелины Джоли – с сигаретой вприкуску и размашистой татуировкой на плече. Лемерт не заморачивается и пишет обо всем подряд: котах, юности, свободе, любви, смерти. Примерно вот так пишет...

Знаменитые строки:

собирать вещей не больше, чем входит к тебе в рюкзак,

не заводить собак и детей,

не толстей, не привязывайся, не богатей,

уходи в такую ночь: серебристый зигзаг

молнии, оборванные линии электропередач,

дождь в лицо и немного град.

Аля Кудряшова (izubr)

Саша Васильев из «Сплина» называл ее новым Бродским – и, надо сказать, был трезв и нисколько не шутил. Прямолинейная, злая не то на себя, не то на Господа Бога, Кудряшова – пример девочки, с которой хорошо дружить, но, чур-чур, быть ее мамой. Раздраженная, экзальтированная, чуть ли не с пеленок зависающая на странных поэтических конкурсах, сооружающая тонкие, искренние стихи даже из состава на банке шампуня... Ты обязательно влюбишься в ее способ обращения со словами, даже не сомневайся.

Знаменитые строки:

И щека у нее мягка и рука легка,

И во всем права, и в делах еще не провал.

В следующий раз она будет кричать, пока

Не выкричит все, чем ты ее убивал.

Ах Астахова

Fashion-поэтесса – наверное именно так правильнее будет называть Астахову. Стильная, красивая, тонкая, уделяющая презентации стихотворений едва ли не больше внимания, чем их содержанию. Впрочем, поклонники Ах Астаховой утверждают, что любят ее вовсе не за красную помаду и острые коленки. А за снайперское попадание рифмами в самую мякоть их сердец.

30 000 подписчиков только в контакте – тому подтверждение.

Знаменитые строки:

чтоб больше не выглядеть слабой и скучной.

но помни: родных не бросают. не губят.

ну что же молчишь ты? скажи мне, не мучай –

тебя хоть там любят?

тебя хоть там любят?..

Стефания Данилова

Как бы трудно нам ни было поверить, что люди, рожденные в 1994 году, уже могут считаться известными поэтами (причем писать не только о птичках и солнышке), но факт есть факт. Даниловой 19, ее читают с экранов айподов и любят до слез, мурашек и всего, что в таких ситуациях полагается. Под ее строчки хорошо напиваться – советуют знающие.

Знаменитые строки:

Тобой, увы, мне не было обещано

ни звания «любимая», ни «друг».

Но я - твоя

надпропастьюворженщина -

надеюсь на страховку нежных рук.

Самые модные поэты России 21 века

Анна Русс. Атака поэтов

«Огонек» составил пятерку самых модных российских поэтов начала ХХI века

То, что не убивает нас, делает нас сильнее. Казалось, что поэзия в России навсегда останется делом аутсайдеров. И вдруг интерес к поэзии снова вырос: пока только в обеих столицах — но зато они переполны поэтическими фестивалями и турнирами. Мало того — поэзия стала видом шоу-бизнеса. У нее появились Лица. Российские поэты XXI века не просто популярны — они еще и породили армию последователей и подражателей. Возникает вопрос: их стихи лучше других или же популярность — результат качественного самопродюсирования, правильно созданного имиджа? «Огонек» попытался представить пять распространенных стереотипов поэтического поведения — в лице наиболее популярных сегодня современных русских поэтов, пожинающих плоды своей скандальной известности.

ЭРОТИЧЕСКАЯ ПОЭТЕССА: ВЕРА ПАВЛОВА

«Во мне погибла героиня, Во мне погибла балерина, Во мне погибла негритянка, Во мне погибла лесбиянка. Как много их во мне погибло! И только Пригов жив-здоров».

В Веру Павлову долго не могли поверить. Но хотели. Очень хотели.

Она появилась внезапно — и методично принялась сводить с ума, раскрывая то, что принято называть женской сущностью, с откровенностью схемы в учебнике анатомии.

С 1994 года, после выхода немаленькой подборки стихов на развороте газеты «Сегодня», о Павловой говорят и не умолкают. Поначалу ее считали мистификацией, дескать, за нее стихи мужчины пишут. Но она оказалась живой женщиной из плоти и крови. Хотелось, чтобы еще и красавицей. Или страшилищем. Но к моменту появления Павловой на широкой публике ее внешность уже не имела значения. Поклонники представляли себе свою Веру Павлову, которую ждали, потому что надоело уже делить так называемую женскую поэзию на Цветаеву и Ахматову. Потому что хотелось свежатинки.

Павлова пишет о любви, о Любви и о ЛЮБВИ. Называет части тел и процесс замыкания этих частей тел своими именами. «Такой оргазм! Аж слезы брызнули…» «И слово «х...» на стенке лифта /Перечитала восемь раз».

Одни считают Павлову недоразумением, другие — ангелом, третьи — исчадием ада. Как в балладе Belle, в зубах в свое время навязшей. И Павлова — эдакая Эсмеральда от поэзии. Один готов жизнь отдать за то, чтоб по голове погладить, другой винит ее во всех смертных грехах и в собственном падении тоже. Третий просто вожделеет. Красавица, кикимора... Какая уже разница — сексуальная! За ночь — хоть душу дьяволу. Хоть иди и покупай книжку.

Все живое, плотское. Кожа, волоски, пятки, подмышки. «Ах, милый мой, это не вкусно! / Не надо, не надо, не… на…»

Приемы несложные: «Жилплощадь — площадь жил», «Лягу рядом прилагательным, / Подлежащим лягу под…», «Творенье должно быть натянуто как перчатка, / Но при этом в нем не должно быть никаких натяжек…»

Но анализировать непосредственно тексты Павловой уже невозможно и неинтересно. Она стала явлением, событием. Персонажем. Заработала поэзией 25 тысяч у е., став лауреатом Большой премии Аполлона Григорьева. Стремительно меняет мужей и вообще разбивает сердца. Оказалась одним из немногих поэтов, заметьте, не прозаиков, чьи книги оказываются коммерческими проектами. И дорого стоят. Раньше-то казалось, что нынешний читатель падок только на поржать, то есть готов купить книгу стихов Вишневского, Иртеньева. Ну в крайнем случае циничного и похабного романтика Евгения Лесина, и то, если его, читателя, в эту книгу носом ткнуть.

Еще пару лет назад я думала, что на Иосифе Бродском оборвалась поэзия. Целая эпоха великих стихотворений, эссе, поэм и проч. умерла в 1996 году, 28 января – именно в тот день, когда ушел из жизни великий поэт и драматург – Иосиф Александрович Бродский. Именно три с лишним года назад я считала, что двадцатый век был последним столетием великой русской поэзии. И я уверена, многие думают так и по сей день! С радостью сообщаю – ХХI век не обделил нас креативными, талантливыми и оригинальными дарованиями. Спешу познакомить с пятёркой, на мой взгляд, лучших из них!

Именно она три с лишним года назад дала мне понять, что поэзия не умерла, а даже наоборот, - активно возрождается! У Веры неповторимый стиль, взгляд на вещи, который она отражает в каждом своём произведении. Вера была «прародителем», если можно так выразиться, современной русской поэзии. Она подала пример последующим современным Интернет-поэтам, начав выкладывать свои стихи в ЖЖ и различные соц-сети, быстро завоевав популярность. В 2008 году Полозкова выпустила свой первый сборник стихов «Непоэмание», вскоре её прозвали голосом поколения.

Сейчас она продолжает писать, выпускать сборники, ездить по городам и странам, в декабре 2013 года приезжала в Минск. Самое интересное, что на её поэтические вечера идут как девочки-подростки, так и мужчины «слегка за тридцать». Поэзия Веры Полозковой близка всем, каждый может найти для себя что-то своё.

Что молчите, не отвечая мне?
И качаете головой?
Может, чая мне? от отчаянья?
С трын-травой?

У меня, может, побываете?
Перейдем на другой тариф мы?
Запретите слагать слова эти
В эти рифмы?

Приласкаете? Отругаете?
Может, сразу удочерите?
Доктор, что Вы мне предлагаете?
Говорите!

В дверь толкнешься на нервной почве к Вам —
Руки свяжут, как два ремня!..
Что Вы пишете птичьим почерком?
Вы выписываете меня?..

Этот молодой поэт из Одессы завоевал популярность не только в своей родной Украине, но и далеко за её пределами. Первый сборник поэта «Цветы из ничего» вошел в десятку самых продаваемых книг в его родной стране. И это совсем неудивительно! Стихи Ес Соя читаются очень легко, на одном дыхании, будь то четыре строчки или произведение помасштабнее. Ес Соя создал для себя стиль, который невозможно повторить – ему можно только попытаться подражать, но всё равно ничего не получится.

Почти круглый год Ес Соя гастролирует по городам России, Украины и Беларуси. Но его вечера поэзии – это не просто сухие прочтения своих стихотворений, пускай даже под музыку. Евгений всегда пытается создать атмосферу тепла и уюта, чтобы пришедшим послушать его стихи казалось, что они пришли не на какое-то официальное мероприятие, а в гости к другу. В Минске он часто устраивает «квартирники» с чаем, кофе и печеньем, где каждый желающий может прийти в обычную жилую квартиру, выпить чая с печеньем, насладиться прекрасной поэзией и приобрести сборник любимого поэта.

имя твоё заветное
твоя мимика

тебе
моя предрассветная
лирика

я пью чай без сахара
так как я его рассыпаю
я пью, не разбавляя ром

думаю о тебе
перед сном
но не засыпаю

и я вношу в список желаний
(читай неизбежностей)
по утрам видеть твое лицо
чуть вытянутое от нежности.

Ира Ах Астахова – популярная московская современная поэтесса польского происхождения. У неё один из самых больших фан-клубов в сети – 23 с лишним тысячи подписчиков! Ах Астахова активно гастролирует по всей России, и не только – часто приезжает в Беларусь. Её стихи в большинстве своём о любви. Ну а о чем ещё, в принципе, может писать такая прекрасная женщина? Помимо поэзии Ира увлекается живописью, современным искусством и музыкой.

Творческая и разносторонняя личность, которая везде успевает. Она является лауреатом огромного количества конкурсов на авторское чтение. Стихотворения Ах Астаховой, как упоминалось ранее, о высоком чувстве – любви, и написаны они подобающе – возвышенно, глубоко, каждое слово она пропускает через себя в любом своём стихотворении. Взгляните.

ты — мои тщетные поиски
ненависти в любви.
ты — всех созвездий отблески.
ты — корабли вдали.

ты — мое равнодушие,
ты — моя суета,
ты — мое самое лучшее,
радость моя и беда.

ты — все страницы в повести,
пульс у меня в крови.
ты — мои тщетные поиски
ненависти в любви.

Если вас как-нибудь попросят найти человека, который попробовал практически всё в своей жизни, то вам нужно обратиться к Гере Шипову – несмотря на то, что ему всего 38 лет, за свою жизнь он успел поработать администратором интернет-группы, преподавателем, научным сотрудником в библиотеке, разнорабочим в бомбоубежище и музыкантом. Как рассказал нам Гера, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. он являлся участником ряда музыкальных и литературных проектов. На его счету два самиздатовских сборника под названиями:«Моя ранняя поэзия (I)» и «Моя раненая поэзия (II)». Поэзия Геры Шипова, рассчитанная только на избранного читателя и слушателя, понятная совсем не каждому, ищущая «своего собеседника», того, кто поймет, оценит. Поэзия, которая будет принята не везде, но безусловно принята будет.

Апрельские дети

Апрельские дети – несчастные люди,
зачем вы бежите от будничных судеб,
Зачем вы решаете сложный вопрос,
ах, лучше б вдыхали вы запахи роз,
Зачем вы сражаетесь сами с собой
и каждый день новый для вас новый бой,
Зачем создаёте вы мира проекты
и ночью глядите в окно на проспекты

Мы дети апреля, мы дети весны,
Как радостно верить, что всё это мы,
как грустно поверить, что всё это мы,
как странно поверить,
мы дети весны

Зачем не сидится вам, юный герой
куда вас несёт в этот вечер сырой
Апрельское небо вы любите больше,
чем радость от встреч,
оно легче и тоньше,
Зачем-то теряете, чтобы искать,
вам сложно и странно себя понимать,

Апрельские дети несчастные дети,
счастливее вас нет людей на планете,
Мы дети апреля, мы дети весны,
как радостно верить, что всё это мы,
как странно поверить, что всё это мы,
мы шепчем друг другу, мы дети весны

Внутренний я

Внутренний я не имеет ни песен, ни книг
внутренний я никогда не ведет свой дневник
Внутренний я не имеет ни денег, ни лжи
Внутренний я не идёт, не сидит, не бежит

Внутренний я не стареет, не знает границ
Внутренний я не лежит и не падает ниц
Внутренний я не горит, не течёт, не блестит
Внутренний я здесь не дома, он только гостит
Ему как лунный свет в ночи, как кораблю причал
Причина всех причин, Начало всех начал

Талантливейшая белорусская молодая поэтесса Белинда, пишущая конечно же о любви. Но пишущая так по-своему, как чувствуется только ей, и как позже почувствуется еще тысячам молодых ребят и девушек, которые найдут отражение самих себя в её произведениях. Необычайность стихотворений Белинды Наизусть еще и в том, что большинство из них написано от мужского лица. Несмотря на то, что Белинда еще студентка, она успела завоевать популярность не только в городах родной Беларуси, но также в России и Украине. Поэтесса очень популярна в сети, в ее фан-клубе более 25 тысяч подписчиков! Ее многие произведения растаскивают на цитаты, пытаются пересказывать. В поэтической копилке Белинды уже имеются сборники «Сонорные» и «Обещай не всплывать». Довольно громкие заявления для такого молодого начала!

а я вспоминаю те времена,
когда не понимал, зачем взрослые пьют алкоголь.

*
ты ушла. я ушел. ничего не прошло.
мы глагольные, что-то с тобой, оказалось.
ты другая. с другим. я с другой и не тот.
вот только, когда говорят о любви, -
я в мыслях всегда на тебя натыкаюсь.

да и так давно ты вместо мыслей моих.
сколько помню себя, - помню лишь как лечили.
для тебя я дурак, а для медиков - псих.
что скрывать, все мы психами были.

и да, ты красивая, а он придет.
с охапкой цветов. не страдай. пора спать.
в ту ночь водка была как кислород.
когда еще можно было дышать.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»