Приказная система русского государства. Приказная система управления в XVII в

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Расцвет сословно-представительной монархии в первой половине XVII в. Утверждение новой династии в России совпало с восста-новлением сословно-представительной монархии. Михаил Федо-рович Романов был избран царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Пона-чалу решающую роль в государственном управлении играли мать царя - великая старица Марфа и его родственники по материнс-кой линии - бояре Салтыковы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси. Факти-чески он стал соправителем Михаила.

В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613 --1615 гг.,1616 -1619 гг.,1620 -1622 гг. Один состав собора прово-дил, как правило, несколько достаточно продолжительных «сес-сий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов на Земский собор представителей от сословий. Из Раз-рядного приказа воеводы получали предписание о выборах, ко-торое зачитывалось жителям городов и уездов. Затем составля-лись сословные выборные списки. Выборные получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди участников соборов. Земские соборы занимались законодатель-ством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть несколько окрепла и Земские соборы стали созываться режеКуликов В. И., то же, стр.50 . В 1630-х гг. они обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необ-ходимых для ведения войн.

Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой. Последняя по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы претерпел значительные изменения. Она попол-нилась родственниками и приближенными царя, в ее ряды вли-лось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благо-даря различным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Бояр-ской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломати-ческой службе и т.д. Леонтьев А.И. Образование приказной системы управления в Рус-ском государстве. М., 1961,.

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общего-сударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (террито-риальные), военные и финансовые. Они находились в непосред-ственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую груп-пу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе отно-сились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Особое место в системе государственного управления принад-лежало Приказу тайных дел, образованному в 1654 г. Фактически его возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ тайных дел являл-ся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государ-ственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал дея-тельность других приказов. Формы контроля были самыми разно-образными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рас-смотрение челобитных, поданных лично царю, посылка подьячих с секретным наказом для непосредственной проверки деятельнос-ти приказных и воевод. Приказ тайных дел ведал также политичес-ким сыском. Среди рассмотренных им политических дел - дела пат-риарха Никона и Степана Разина. Приказ помещался во дворце, и царь часто бывал в нем, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. При-каз был упразднен в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов Куликов В. И., то же, стр.53. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За все вре-мя существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок дея-тельности приказов в общегосударственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как прави-ло, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специаль-ное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и то же лицо одновре-менно возглавляло несколько приказов. Так, например, настав-ник и воспитатель царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Мо-розов был судьей сразу в пяти приказах: Стрелецком, Большой казны, Иноземском, Аптекарском и Новой четверти (последний приказ заведовал кабацким делом и кабацкими сборами). После отставки Морозова в 1648 г. все эти пять приказов оказа-лись под управлением царского тестя И.Д. Милославского. Круп-нейший дипломат второй половины XVII в. А.Л.Ордин-Нащо-кин также возглавлял пять приказов (Посольский и Малороссий-ский приказы, Нижегородскую, Владимирскую и Галицкую чет-верти).

Развитие приказной системы породило обширное бумажное делопроизводство, что, в свою очередь, востребовало людей, обла-дающих опытом канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, то в помощники им назначались дьяки. Число дьяков в приказах зависело от значения того или иного приказа. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Дьяки факти-чески вершили дела в приказах. За свою службу они «верстались» (награждались) поместным окладом до 600 четвертей земли и получали денежное вознаграждение до 240 рублей в год.

Дьякам в приказах подчинялись канцелярские служители - подьячие. Начинающий подьячий несколько лет служил «невер-станно», т.е. без жалованья, на одни лишь «приношения» проси-телей. Затем его «верстали» небольшим денежным окладом - 1-5 рублей в год. Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, кото-рому полагалось годовое денежное жалованье 60-65 руб.

На 60-70-е гг. XVII в. приходится значительный рост числа при-казных людей в центральных государственных учреждениях: если в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1677 г. -1601, то в 1698 г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими поглощаются более крупными. Сред-ним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Большой казны, Большого дворца, Разрядный, насчитывали по две - четыре сотни приказных людей Куликов В. И., то же, стр.56.

В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. В самом большом, Поместном приказе, было 9 столов и 40 повы-тий. Стол возглавлялся дьяком, повытье - старшим подьячим. Не-которые приказы делились только на повытья. Повытья не явля-лись устойчивыми структурными подразделениями. Чаще всего они образовывались по территориальному признаку, имели порядко-вый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.

По всей видимости, в приказах сложилась особая система уп-равления: большинство дел рассматривалось судьями приказов или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела под-лежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления: в приказах решались не только важ-ные, но и второстепенные, незначительные дела. Традиционной формой ведения делопроизводства в приказах стали «столпы» или «столбцы», когда текст документа писался на узкой бумажной ленте на одной стороне (оборотная сторона служила для помет и резолюций), несколько таких документов - «столбцов» - путем склеивания друг с другом оформлялись в дело, в итоге получал-ся длинный «столп», который мог достигать нескольких десят-ков и даже сотен метров. «Столп», содержащий оригинал Собор-ного Уложения 1649 г., имел длину 309 м. Чтобы затруднить изъя-тие отдельных документов из дела или их фальсификацию, на его обороте в местах склеек («сотавах») дьяки писали свою дол-жность и имя, т.е. ставили «скрепу». После окончания дела оно скатывалось исписанной стороной внутрь и хранилось в виде свит-ка или рулона.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, неупорядоченностью и бесконтрольностью порождало волоки-ту, злоупотребления и взяточничество. К концу XVII в. громозд-кая и неповоротливая система приказов начала приходить в не-соответствие с потребностями управления формировавшегося аб-солютистского государства.

Вывод. В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы. На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общего-сударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (террито-риальные), военные и финансовые. Они находились в непосред-ственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую груп-пу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе отно-сились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Московский гуманитарно-экономический институт

Калужский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История государства и права

Выполнила студентка 3 курса

Группы ЮЗВС 08

Юридического факультета

Степанова Е. С.

Руководитель-консультант Короткова О.А.

Калуга - 2008


План выполнения контрольной работы

Вопрос №2. "Русская правда" - памятник феодального права

Вопрос №3. Понятие и виды преступлений по Артикулу Воинскому 1715 г.

Список литературы


Вопрос №1. Приказная система управления

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общегосударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую группу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Особое место в системе государственного управления принадлежало Приказу тайных дел, образованному в 1654 г. Фактически его возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ тайных дел являлся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал деятельность других приказов. Приказ был упразднен в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

За все время существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование казначей, печатник, дворецкий и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Развитие приказной системы породило обширное бумажное делопроизводство, что, в свою очередь, востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, то в помощники им назначались дьяки. Число дьяков в приказах зависело от значения того или иного приказа. Дьякам в приказах подчинялись канцелярские служители - подьячие. На 60-70-е гг. XVII в. приходится значительный рост числа приказных людей в центральных государственных учреждениях: если в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1677 г. - 1601, то в 1698 г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими поглощаются более крупными. Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Большой казны, Большого дворца

В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. В самом большом, Поместном приказе, было 9 столов и 40 повытий. Стол возглавлялся дьяком, повытье - старшим подьячим. Некоторые приказы делились только на повытья. Повытья не являлись устойчивыми структурными подразделениями. Чаще всего они образовывались по территориальному признаку, имели порядковый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, неупорядоченностью и бесконтрольностью порождало волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу XVII в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями управления формировавшегося абсолютистского государства.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Нашли место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда - в две гривны.

На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, “низы" (ремесленники, рабочие), наряду со свободными были и зависимые (“крепое”) смерды. Свободный смерд - общинник - обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность.

Неизбежные исторические процессы развития феодализма влекут за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, приводит, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в 12 веке.

Артикулы включали следующие виды преступлений:

Против религии. В эту группу входили: чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание.

Государственные, простой умысел убить или взять в плен царя наказывался четвертованием, так же наказывалось вооруженное выступление против властей

К должностным преступлениям Артикулы относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями;

Преступления против порядка управления и суда. К ним относились срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью (здесь проявилось особое отношение абсолютистской психологии к писаным нормативным текстам, символом царской воли).

К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на каторгу, лжесвидетельство, наказываемое, как и лжеприсяга (кроме того, назначалось церковное покаяние).

Историки российского государства и права полагают, что XVII век явился временем расцвета приказной системы управления, которая начала складываться еще в середине XVI века. В первой половине XVII столетия число приказов значительно возрастает, что соответствовало потребностям усиления царской власти, становлению административного аппарата под жесткий и эффективный контроль. Исследователь государства и права России в период сословно-представительной монархии Н.П. Ерошкин отмечает, что на протяжении этого века существовало до 80 приказов как центральных бюрократических учреждений разных по значению, по функциям и по величине. О работе приказов известно из сохранившихся приказных документов. Большинство приказов располагалось на Ивановской площади в Московском Кремле в приказных палатах.

Одним из важнейших был Поместный приказ, который после прекращения смуты по царскому повелению провел подробное описание русских земель с целью восстановления земельных прав поместных дворян, нарушенных в ходе польской интервенции. В ведение приказа были сосредоточены дела о вотчинах и поместьях, о выдаче поместий, о приобретении вотчин. Поместный приказ рассматривал также земельные тяжбы между помещиками и вотчинниками, вел деятельность по возвращению беглых крепостных крестьян своим господам. Исполнительный аппарат Поместного приказа разделялся на несколько крупных внутренних структур - столов с большим количеством чиновников - подъячих и имел в XVII веке самые большие кадровые штаты.

Разрядный приказ ведал служилыми людьми из дворянства и включал в себя несколько крупных столов с обширным делопроизводством. Важнейшим из них был Московский стол, который ведал комплектованием воевод и иных высших военных чинов, подбирал кадровый аппарат приказов, занимался укреплением пограничных линий на окраинах государства и разбирал разные местнические дела. Прочие столы Разрядного приказа вели учет ратного состава русской армии. Документы после оформления обычно сворачивались в так называемый «столбец», поэтому служилые дворяне, чье сословное положение было отмечено соответствующими записями в подобных документах, именовались столбовыми дворянами.

Стрелецкий приказ вел все дела по службе, управлению и суду такого рода постоянного войска, как стрельцы, которые не только несли службу по охране границ государства, но и выполняли караульные и полицейские обязанности в городах. Кроме того, существовал особый Стремянной стрелецкий полк, выполнявший почетную обязанность сопровождать царя и патриарха в их поездках. Москва как столичный город охранялся несколькими привилегированными полками стрельцов. Стрельцы проживали в особых поселениях - стрелецких слободах. В свободное от службы время им было позволено заниматься торговлей и ремеслами. Каждый полк управлялся особой канцелярией - стрелецкой избой, и во главе полков стояли командиры, обладавшие правом суда над стрельцами. После участия стрельцов в политических событиях конца XVII века их полки были расформированы, и Стрелецкий приказ вскоре прекратил свое существование.

Казачий приказ ведал военной службой и финансовыми делами особого военно-служилого сословия, находившегося согласно данной царю присяге на регулярной воинской государственной службе. Иноземный приказ ведал иностранными военными специалистами, которые служили в полках так называемого иноземного строя (созданных по западноевропейскому образцу), например, драгунских, в качестве командиров, и русским рядовым составом, который набирался с мест в эти полки. Приказ осуществлял суд над иностранцами, оформлял пожалования офицерам-иностранцам за верную службу землями и крепостными крестьянами. В штате приказа состояли переводчики, так как не все иностранные командиры владели русским языком. Так как в русской армии из дворян также комплектовались особые конные полки - рейтарские, для их руководства и снабжения был создан Рейтарский приказ. В конце XVII века рейтарский и иноземный приказы были переданы под командование одного начальника. В 1630 годы специально для комплектования регулярной армии создаются приказы сбора ратных людей и сбора даточных людей, которые просуществовали более 20 лет. Для вооружения регулярной армии современными артиллерией и огнестрельным оружием были созданы приказы Пушкарский, Ствольный и Оружейная палата, которым были полностью подведомственны литейщики, кузнецы, ружейные мастера. Строительством укрепленных городов и новых крепостей на южных рубежах России ведал некоторое время Приказ городового дела.

Целый ряд приказов занимался специальными отраслями управления. Посольский приказ ведал дипломатическими сношениями с Западной Европой (Польшей, Англией, Швецией) и азиатскими странами (Турцией, Китаем, Персией). В штате приказа состояли старшие подъячие и подъячие, в подчинении которых были переводчики, оформители дипломатических грамот, приставы и стража. К концу XVII века аппарат Посольского приказа значительно вырос, в его состав вошли структуры по делам Литвы, Смоленских земель и Малороссии. В 1662 году был учрежден Малороссийский приказ для общего управления украинскими землями, который позже был включен в состав Посольского приказа. Сибирский приказ сосредоточил управление огромными сибирскими территориями, решение кадровых вопросов по служилым людям, сбор ясака с местных племен и так называемые посольские дела о внешних сношениях с Монголией и Калмыцкой землей.

В ведении Ямского приказа находилась так называемая ямская служба, то есть царские гонцы, конные возчики с подводами, управление ямскими учреждениями, выписка подорожных документов, надзор за дорогами в государстве, сбор денег на развитие ямского дела, расселение ямщиков в особых ямских слободах. Земский приказ ведал поддержанием в Москве общественного порядка, следил за городским благоустройством, занимался борьбой с пожарами, собирал налоги с московского тяглового населения и осуществлял судебные функции. Холопий приказ занимался регистрацией дворовых крестьян всех вотчинников и помещиков, оформлял различные кабалы и крепости на холопов, рассматривал тяжбы из-за холопов между боярами и дворянами, вел переписку с воеводами по розыску беглых крепостных крестьян. Бояре и дворяне, недовольные вынесенными решениями Поместного и Холопьего приказов, могли подавать жалобы или бить челом в Приказ сыскных дел, который являлся высшим судом по земельным и холопским делам, а также решал дела, не подведомственные другим приказам. Из этого приказа в первой половине XVII века был выделен Приказ приказных дел, который ведал выполнением особых поручений по финансовым и управленческим вопросам. Историки права отмечают, что этот приказ имел весьма широкие конкретные полномочия. Некоторое время в Москве действовал Судный приказ, который взыскательно разбирал дела высшей служилой бюрократии, то есть стольников, дьяков и подъячих, иных чинов.

На становление российской медицины оказал существенное влияние Аптекарский приказ, в контору которого ежедневно приходили царские лейб-медики, аптекари, цирюльники числом до 50 человек для квалифицированного медицинского обслуживания царской семьи и высшей аристократии. Активной была деятельность Разбойного приказа, который занимался таким ответственным делом, как расследование уголовных дел по разбоям, убийствам, различным насильственным преступлениям. В распоряжении этого приказа имелась своя тюрьма пыточная изба с палачами.

Каменный приказ ведал обширными строительными работами, и в его подчинении находились кирпичные заводы, составление смет и планов на строительство, многочисленные плотники, каменщики, иные мастеровые люди. Через этот приказ отпускались необходимые строительные материалы. Печатный приказ осуществлял юридическое утверждение самых разнообразных документов как государственных учреждений, так и частных лиц. С деятельностью этого приказа связано развитие отечественного делопроизводства. Приказ золотого и серебряного дела занимался ювелирными делами и хранением различных драгоценных изделий.

Сбор государственных налогов был возложен на областные приказы, которые осуществляли управление отдельными территориями Русского государства. Такие приказы носили название четвертных, а территории именовались четвертями или четями. Нижегородский приказ ведал четью с 65 городами, среди которых были Новгород, Псков, Пермь. Владимирский приказ ведал четью с 26 городами. Были кроме названных четей также Костромская, Галицкая, Устюжская четверти. Торговлей спиртными напитками через кабаки, трактиры и шинки, отдачей продажи водки частным откупщикам, кабацкими сборами ведал Приказ новой четверти. Приказ большого прихода занимался сбором прямых и косвенных налогов. Он сдавал на откуп бани, лавки, торговые ряды, гостиные дворы и погреба для хранения продуктов, взимал плату с мер, которыми пользовались торговцы, взимал плату с клеймением товаров, ведал таможенными сборами. Приказ большой казны как чисто финансовый орган ведал сбором налогов с городского населения, а также денежным двором, который занимался чеканкой государственной монеты. В середине XVII века был создан Тайный приказ или Приказ тайных дел для сосредоточения управления приказной системой. Это был личная канцелярия царя, которой заведовал тайный дьяк, доверенное лицо царя. Приказ тайных дел постоянно контролировал деятельность остальных приказов, которых в Русском государстве на протяжении всего столетия, как уже отмечалось, существовало до 80 с разными функциями. Тайный приказ осуществлял не только явный контроль, но и секретные расследования по деятельности воевод на местах и даже послов за границей. Все политические дела, связанные с церковным расколом, то есть дела патриарха Никона и протопопа Аввакума, рассматривались в Приказе тайных дел. Особенно активно занимался приказ расследованием дела по мятежу донских казаков и примкнувших крепостных крестьян под предводительством Степана Разина. В помещении приказа был царский стол, где царь сам рассматривал различные дела, составлял документы, например, следственный вопросник боярам по восстанию Разина, выслушивал доклады подъячих по проверкам и ревизиям. В ведение этого приказа находилась личная царская переписка, личная денежная казна царя, царские подмосковные имения с дворцами, торговля с Персией, а также царская соколиная охота.

Делами Русской Православной церкви ведал в соответствие с XIII главой Соборного уложения 1649 года как государственное учреждение особо созданный Монастырский приказ, суду которого отныне были подчинены все монастыри и лица духовного звания, а также крепостные крестьяне, которыми они владеют. Монастырскому приказу не подчинялся только патриарх. Монастырский приказ назначал на должность и отрешал от должности настоятелей монастырей (архимандритов и игуменов), священников, дьяконов, контролировал монастырские и церковные денежные средства, собирал с монастырских и церковных земель чрезвычайные деньги. Против учреждения Монастырского приказа резко выступал патриарх Никон, усматривая в его деятельности крайнюю несправедливость установления светского суда над духовенством. После падения патриарха Никона уже в 1667 году иерархи Русской Православной церкви добились упразднения Монастырского приказа и изгнания светских чиновников из системы церковного суда.

Обратимся теперь к структуре приказов. Во главе каждого приказа стоял судья, назначенный из членов Боярской думы, не обязательно боярин, так как на должность судьи могли быть назначены думный дворянин или думный дьяк. Число приказных дьяков зависело от значительности и величины самого приказа, например, в Посольском приказе было три дьяка, а в Поместном приказе 15 дьяков. Дьяки набирались на службу в XVII веке не только из дворянства, но и из лиц духовного звания, а иногда из крупного богатого купечества. Дьяки за службу получали поместья и денежные оклады. Дьяки составляли доклады царю и затем со слов царя наносили на доклады резолюции, на основе которых составлялись царские указы. Следующий разряд служилых канцелярских чинов, то есть подьячие, принимались на службу из дворян и сыновей уже служащих в приказе подьячих. От значимости приказа и объема выполняемых функций соответственно зависел и штат подьячих, так в Поместном приказе служило несколько сотен подьячих, а в Посольском их было всего несколько десятков. Приказы разделялись на столы, во главе которых стояли дьяки, а столы делились на повытья, во главе которых стояли старшие подьячие.

В конце XVII века царь Федор Алексеевич провел реорганизацию приказной системы. Для совершенствования делопроизводства и искоренения бумажной волокиты он увеличил штаты приказов и установил жесткие сроки принятия решений по всем делам. Была значительно повышена персональная ответственность приказных судей и дьяков. Кроме того, царь установил ежедневное рабочее время для приказов. Тем не менее, приказная система постепенно начинала себя изживать в качестве центральных государственных учреждений Русских государства.

Одновременно с государственными приказами существовали патриаршие приказы, деятельность которых была напрямую связана с высшим иерархом Русской Православной церкви. Приказ духовных дел или Патриарший разряд занимался подготовкой документов и грамот, а также вершил суд над священством и мирянами, находившимися в подчинении патриарха. Казенный приказ распоряжался сборами денег в патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал хозяйственными делами патриарха и служилыми светскими чинами на его службе. Существовал какое-то время Судный приказ. В патриарших приказах сложилась особая светская устроенная по иерархическому принципу система чинов: патриаршие бояре и дворяне, дьяки и подъячие.

  • § 1. Государственный строи древнерусского государства
  • § 2. Государственный строй русских княжеств периода феодальной раздробленности
  • Глава II государственный аппарат периода образования централизованного государства и установления самодержавия в россии (конец XV - начало XVII вв.)
  • § 1. Образование русского централизованного государства и его высшие органы
  • § 2. Центральные учреждения. Образование приказной системы управления
  • § 3. Местные учреждения
  • Глава III государственные учреждения монархии с боярской думой и боярской аристократией XVII в.
  • § 1. Самодержавие XVII в. Высшие органы государства
  • § 2. Центральные учреждения
  • § 3. Самодержавие второй половины XVII в.
  • § 4. Приказная система русского государства
  • § 5. Местное управление
  • § 6. Особенности управления украиной в XVII в.
  • Глава IV
  • § 2. Высшие государственные учреждения
  • § 3. Центральные государственные учреждения
  • § 4. Местные государственные учреждения
  • § 5. Органы надзора и судопроизводства в абсолютной монархии
  • Глава V государственный аппарат российской империи с 1725 по 1775 гг.
  • § 1. Особенности государственного аппарата. «просвещенный абсолютизм» 60-х годов XVIII в.
  • § 2. Высшие государственные учреждения
  • § 3. Центральные государственные учреждения
  • § 4. Местные государственные учреждения
  • Глава VI государственный аппарат российской империи в последнюю четверть XVIII в.
  • § 1. Особенности государственного аппарата. Переход от «просвещенного абсолютизма» к военно-полицейской монархии
  • § 2. Высшие и центральные государственные учреждения
  • § 3. Местные государственные учреждения и сословные органы
  • § 4. Военно-полицейский государственный аппарат в конце XVIII в.
  • § 5. Особенности управления национальными окраинами в XVIII в.
  • Глава VII Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Кризис феодальной монархии
  • § 1. Общая характеристика государственного строя россии
  • § 2. Высшие государственные учреждения
  • § 3. Центральные государственные учреждения
  • § 4. Местные государственные учреждения
  • § 5. Особенности управления национальными окраинами
  • Глава VIII государственный аппарат российской империи пореформенного периода (1861-1904 гг.). Первый шаг по пути к буржуазной монархии
  • § 1. Общая характеристика государственного строя. Шаг по пути
  • К буржуазной монархии
  • § 2. Высшие государственные учреждения
  • § 3. Центральные государственные учреждения
  • § 4. Местные государственные учреждения
  • § 5. Управление национальными окраинами
  • § 1. Общая характеристика государственного строя
  • § 2. Высшие государственные учреждения
  • § 3. Центральные государственные учреждения
  • § 4. Местные государственные учреждения
  • § 5. Управление национальными окраинами
  • Глава X
  • § 2. Кризис государственности царской россии. Расцвет общероссийских буржуазных организации
  • § 3. Государственный строй россии накануне падения самодержавия
  • Глава XI падение самодержавия в россии. Государственный строй от февральской буржуазно-демократической до великой октябрьской социалистической революции 1917 г.
  • § 1, Падение самодержавия
  • § 2. Высшие и центральные государственные учреждения временного правительства
  • § 3. Местные государственные учреждения временного правительства
  • § 4. Управление национальными окраинами
  • § 5. Советы в период от февральской буржуазно-демократической революции до великой октябрьской социалистической революции
  • § 6. Государственный строи россии накануне великой октябрьской социалистической революции
  • Хронологическая таблица
  • Общие исследования и справочные пособия
  • К гл. I-i1i
  • К гл. IV-VI
  • К гл. V11-v11i
  • К гл. X
  • К гл. XI
  • § 4. Приказная система русского государства

    XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управ­ления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюро­кратических учреждений - приказов разного значения, функций и величины.

    Важной особенностью приказной системы управления является крайняя пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каж­дый приказ XVI - XVII вв. выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание при­каза и осуществление его задач, а население их судилось в приказе.

    Этой сложностью определения точных функций приказов объяс­няются и трудности классификации приказов. Все созданные класси­фикационные схемы приказов можно считать условными.

    Во главе каждого приказа стоял начальник - «судья»; иногда воз­главлявшее приказ лицо носило специальное наименование (казна­чей, печатник, дворецкий, оружничий и т. п.). Судьи приказов в XVII в. назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Шел процесс бюрократизации вер­хушки феодального класса - думных чинов 48 . Некоторые думные люди управляли сразу несколькими приказами. Любимец царя Алек­сея Михайловича боярин Б. И. Морозов был «судьей» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти, Иноземского и Апте­карского. После падения правительства Морозова (1648 г.) эти при­казы наследовал царский тесть боярин И. Д. Милославский (1649- 1666 гг.).Известный дипломат А. Л. Ордин-Нащокин был начальником Посольского, Малороссийского приказов и трех четвертей (Новгород­ской, Владимирской и Галицкой).

    С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определенных видов документов, по­рядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. По­этому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Число дья­ков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском - до трех, Разряд­ном - до шести, а в Поместном - до пятнадцати. В Посольском, Раз­рядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из ду-

    ховного звания и даже крупного купечества («гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присут­ствовал при самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки «верстались» поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год.

    Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служи­тели из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет «неверстанно», т. е. без жалованья, на одни лишь «приношения» просителей. Затем его «верстали» небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год). Через несколько лет подья­чий переходил в «среднюю статью» и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в «старые подьячие» с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад. Иногда «старый подьячий» дослуживался до дьячьей должности.

    Подьячих в приказах было гораздо больше, чем дьяков: от не­скольких человек (Аптекарский, Печатный, Костромская гать) до не­скольких десятков (Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный) 49 . Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние - составляли тексты документов, на­водили справки в архиве приказа; младшие - осуществляли техниче­скую работу по переписке («перебелке») документов. Кроме того, в штате приказов имелись рассыльные, сторожа и другие лица.

    Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на по­вытья. В Разрядном приказе было 9 столов, в Поместном - тоже 9 столов. Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе - денежный, приказ­ный); по территориям (там же Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

    В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие - единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказный характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спор­ный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характер­ной особенностью приказного делопроизводства была крайняя центра­лизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

    Большинство приказов помещалось в Кремле.

    В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было построено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал по две-три комнаты: одна предназначалась для дья­ков, другая - для подьячих, третья («казенка») использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.

    В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцо­выми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались доку­менты.

    В необыкновенной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скри­пели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги. Обычно текст документа писался на узкой бумажной ленте, а обо­ротная сторона использовалась для разного рода заметок: адресов, подписей («рукоприкладств»), резолюций. Несколько таких докумен­тов («столбцов») оформлялось в «дело» путем склеивания листов друг с другом в длинную ленту: к нижнему концу челобитной под­клеивалась запись показаний челобитчика, к низу этого документа - объяснения, далее - справки, решения по делу, указная грамота. Дело иногда передавалось в другое учреждение, где дополнялось но­выми документами. Получалась длинная лента - «столп». На месте склейки («сставах») стояла подпись дьяка или подьячего «с приписью», исполняющего обязанность дьяка, по слову или слогу на каждой сставе, что затрудняло изъятие документа из дела или его фаль­сификацию. Нередко, когда дело оканчивалось, к данному «столпу» подклеивались столбцы других дел. «Столп» становился сборником дел. Некоторые «столпы» достигали десятки и сотни метров. «Столп», содержавший Соборное Уложение 1649 г., имел длину 309 метров! Реже в приказной практике применялись тетради и книги.

    «Столбцы» и «столпы» свертывались в форму свитка исписанной стороной внутрь и в таком виде хранились. Грандиозные московские пожары не щадили и документов приказов. Во время пожара 3 мая 1626 г. сгорели многие кремлевские здания. Сильно пострадало от пожара и здание приказов, в котором «многие государевы дела и мно­гая государева казна погорела». Впрочем, приказные документы гиб­ли также и от «палатныя сырости», и от грызунов.

    Некоторые приказы имели «черные палаты», «тюремные избы», где помещались арестанты. В Константино-Елинской башне Кремля была устроена «пыточная» с «застенком», где велись расследования по делам Разбойного и Земского приказов. В Китай-городе, близ Вар­варских ворот, находился Тюремный двор, большая тюрьма с не­сколькими отделениями - «избами» (Холопьей, Разбойной, Опаль­ной, Женской, Бражной); здесь содержалось до 1000 заключенных. Старое здание приказов к 70-м годам обветшало и разрушилось. В 1680 г. было построено новое, двухэтажное, гораздо большее зда-

    ние, где разместились только семь крупных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны и др.

    Ивановская площадь в Кремле была оживленным местом. Здесь теснились толпы просителей; перед зданием приказов стояли на «пра­веж» неисправные должники, и просчитавшиеся головы и целоваль­ники, чинились «торговая казнь» (наказание плетьми), оглашались царские указы, при зачтении которых среди общего шума приходи­лось «кричать во всю Ивановскую».

    В находившейся у колокольни Ивана Великого «площадной избе» площадные подьячие с кувшинами чернил у пояса и гусиными перья­ми за ушами оформляли частные сделки, а также давали юридические консультации растерявшимся от приказной волокиты и непривычного столичного шума просителям. В конце XVII в. «площадные избы» - нотариальные конторы - появились при некоторых приказах.

    Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумаж­ным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, Злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управ­ления - коллегиальная.

    XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управ­ления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюро­кратических учреждений - приказов разного значения, функций и величины.

    Важной особенностью приказной системы управления является крайняя пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каж­дый приказ XVI - XVII вв. выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание при­каза и осуществление его задач, а население их судилось в приказе.

    Этой сложностью определения точных функций приказов объяс­няются и трудности классификации приказов. Все созданные класси­фикационные схемы приказов можно считать условными.

    Во главе каждого приказа стоял начальник - «судья»; иногда воз­главлявшее приказ лицо носило специальное наименование (казна­чей, печатник, дворецкий, оружничий и т. п.). Судьи приказов в XVII в. назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Шел процесс бюрократизации вер­хушки феодального класса - думных чинов. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими приказами. Любимец царя Алек­сея Михайловича боярин Б. И. Морозов был «судьей» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти, Иноземского и Апте­карского. После падения правительства Морозова (1648 г.) эти при­казы наследовал царский тесть боярин И. Д. Милославский (1649- 1666 гг.).Известный дипломат А. Л. Ордин-Нащокин был начальником Посольского, Малороссийского приказов и трех четвертей (Новгород­ской, Владимирской и Галицкой).

    С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определенных видов документов, по­рядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. По­этому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Число дья­ков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском - до трех, Разряд­ном - до шести, а в Поместном - до пятнадцати. В Посольском, Раз­рядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из ду-

    ховного звания и даже крупного купечества («гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присут­ствовал при самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки «верстались» поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год.

    Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служи­тели из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет «неверстанно», т. е. без жалованья, на одни лишь «приношения» просителей. Затем его «верстали» небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год). Через несколько лет подья­чий переходил в «среднюю статью» и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в «старые подьячие» с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад. Иногда «старый подьячий» дослуживался до дьячьей должности.

    Подьячих в приказах было гораздо больше, чем дьяков: от не­скольких человек (Аптекарский, Печатный, Костромская гать) до не­скольких десятков (Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный). Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние - составляли тексты документов, на­водили справки в архиве приказа; младшие - осуществляли техниче­скую работу по переписке («перебелке») документов. Кроме того, в штате приказов имелись рассыльные, сторожа и другие лица.

    Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на по­вытья. В Разрядном приказе было 9 столов, в Поместном - тоже 9 столов. Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе - денежный, приказ­ный); по территориям (там же Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

    В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие - единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказный характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спор­ный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характер­ной особенностью приказного делопроизводства была крайняя центра­лизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

    Большинство приказов помещалось в Кремле.

    В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было построено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал по две-три комнаты: одна предназначалась для дья­ков, другая - для подьячих, третья («казенка») использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.

    В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцо­выми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались доку­менты.

    В необыкновенной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скри­пели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги. Обычно текст документа писался на узкой бумажной ленте, а обо­ротная сторона использовалась для разного рода заметок: адресов, подписей («рукоприкладств»), резолюций. Несколько таких докумен­тов («столбцов») оформлялось в «дело» путем склеивания листов друг с другом в длинную ленту: к нижнему концу челобитной под­клеивалась запись показаний челобитчика, к низу этого документа - объяснения, далее - справки, решения по делу, указная грамота. Дело иногда передавалось в другое учреждение, где дополнялось но­выми документами. Получалась длинная лента - «столп». На месте склейки («сставах») стояла подпись дьяка или подьячего «с приписью», исполняющего обязанность дьяка, по слову или слогу на каждой сставе, что затрудняло изъятие документа из дела или его фаль­сификацию. Нередко, когда дело оканчивалось, к данному «столпу» подклеивались столбцы других дел. «Столп» становился сборником дел. Некоторые «столпы» достигали десятки и сотни метров. «Столп», содержавший Соборное Уложение 1649 г., имел длину 309 метров! Реже в приказной практике применялись тетради и книги.

    «Столбцы» и «столпы» свертывались в форму свитка исписанной стороной внутрь и в таком виде хранились. Грандиозные московские пожары не щадили и документов приказов. Во время пожара 3 мая 1626 г. сгорели многие кремлевские здания. Сильно пострадало от пожара и здание приказов, в котором «многие государевы дела и мно­гая государева казна погорела». Впрочем, приказные документы гиб­ли также и от «палатныя сырости», и от грызунов.

    Некоторые приказы имели «черные палаты», «тюремные избы», где помещались арестанты. В Константино-Елинской башне Кремля была устроена «пыточная» с «застенком», где велись расследования по делам Разбойного и Земского приказов. В Китай-городе, близ Вар­варских ворот, находился Тюремный двор, большая тюрьма с не­сколькими отделениями - «избами» (Холопьей, Разбойной, Опаль­ной, Женской, Бражной); здесь содержалось до 1000 заключенных. Старое здание приказов к 70-м годам обветшало и разрушилось. В 1680 г. было построено новое, двухэтажное, гораздо большее зда-

    ние, где разместились только семь крупных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны и др.

    Ивановская площадь в Кремле была оживленным местом. Здесь теснились толпы просителей; перед зданием приказов стояли на «пра­веж» неисправные должники, и просчитавшиеся головы и целоваль­ники, чинились «торговая казнь» (наказание плетьми), оглашались царские указы, при зачтении которых среди общего шума приходи­лось «кричать во всю Ивановскую».

    В находившейся у колокольни Ивана Великого «площадной избе» площадные подьячие с кувшинами чернил у пояса и гусиными перья­ми за ушами оформляли частные сделки, а также давали юридические консультации растерявшимся от приказной волокиты и непривычного столичного шума просителям. В конце XVII в. «площадные избы» - нотариальные конторы - появились при некоторых приказах.

    Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумаж­ным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, Злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управ­ления - коллегиальная.

    МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале XVII в. потребовали создания твердой власти на местах. По росписи городов и уездов в 1614 г. видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы, в 1616 г.- в 138, а в 1625 г.- в 146 горо­дах. Воевода стал основным звеном местного управления.

    Претенденты на место воевод - бояре, дворяне и дети боярские - подавали на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воеводство, чтобы «покормиться». Однако официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, поместные денежные оклады. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Бояр­ской думой и подчинялся тому приказу, в ведении которого нахо­дился соответствующий город с уездом.

    Срок службы воеводы длился обычно один - три года.

    В большие города назначали нескольких воевод; один из них счи­тался главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.

    Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой произво­дились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяком. Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и расходные книги и росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных городах приказные избы разделялись на столы, находящиеся в ведении подьячих. Число подья­чих в съезжих избах было различно. В приказной избе были также приставы, надельщики, рассыльщики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы.

    При смене воевод сдавались все дела и казенное имущество по описям и книгам (сдаточным описям или росписным спискам). Один Экземпляр описи посылался в тот приказ, в ведении которого находился город с уездом.

    Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности.

    Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством бег­лых, с нарушением казенного интереса (корчемства), со всяким не­соблюдением порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Адми­нистративно-полицейский надзор воеводы простирался и на личную жизнь местного населения. В крупных городах полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий (бывший городовой приказчик).

    Широкими были финансовые полномочия воеводы. В писцовые книги, которые составлялись для финансовых отчетов, заключали описание земель по количеству и качеству, доходность земель (уро­жайность), повинности в пользу землевладельца-феодала. Там, где за основу исчисления брались дворы (в городах), в писцовые книги за­носились сведения и о них.

    После окончания польско-шведской интервенции из Москвы во все концы государства для определения платежеспособности населения посылались дозорщики, составлявшие дозорные книги. Воеводы обя­заны были оказывать этим финансовым агентам из центра всяческое содействие.

    Сборы государственных налогов проводили выборные лица: пря­мых - старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабац­ких сборов) - головы и целовальники. Воеводы осуществляли финан­совый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги.

    Воевода обладал большими военно-административными функция­ми. Он набирал на службу служилых людей - дворян и детей бояр­ских, вел их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа.

    Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пушкарями и т. п.

    Ответствен был воевода за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

    На окраинах государства воевода заведовал также и погранич­ным делом: он высылал разъездные «станицы» и «сторожи» в степи, устраивал «засеки», острожки и засечные крепости.

    В разной степени подчинения у воеводы находился ряд должност­ных лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острож-

    ные, стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.

    Наказы, которые получали воеводы из приказов, были неопреде­ленны и мало конкретны: «как пригоже», смотря по «тамошнему делу», «как бог вразумит». Это приводило к произволу воевод, отож­дествлявших управление с ограблением народных масс. Кормление было упразднено, но в действительности оно процветало. Воеводы не довольствовались добровольными приношениями. На протяжении XVII в. из городов, уездов и волостей Русского государства в столицу поступали слезные челобитные от населения на поборы и лихо­имство воевод.

    Неограниченным произволом отличались воеводы Сибири. Почти каждая смена сибирских воевод заканчивалась следствием (сыском) об их злоупотреблениях с привлечением в качестве соучастников дья­ков, подьячих и т. п.

    В XVII в. продолжали существовать обе формы «самоуправле­ния» - губная и земская. В каждом округе (губе) ведал губной ста­роста, его помощниками были целовальники. Судопроизводство и де­лопроизводство по губным делам проводилось в губной избе дьяком и подьячими. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюрем­ными служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а также выборные от населения сотские и десятские. Губного старосту сво­бодное население округа выбирало из дворян или детей боярских; целовальники выбирались из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в XVII в. значительно возрос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т. п.

    Статья XXI «Уложения» 1649 г. подчеркивала самостоятельность губных дел от воевод, однако в действительности губные старосты находились вначале под надзором, а затем попали в полное подчине­ние воевод. Еще в начале XVII в. шуяне жаловались царю, что вое­вода «в губные дела вступаетца». Впоследствии воевода сделался пря­мым начальником губного суда, а губной староста - его помощником.

    Земские органы «самоуправления» - земские старосты и цело­вальники - избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей между населением, надзирали за тем, что­бы тяглецы не уклонялись от несения тягла. Земские органы осу­ществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохране­нием спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т. п. Делопроизводство по земским делам велось в земской избе, где хранились окладные земские книги.

    В полицейском отношении земские органы были полностью под­чинены воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влия­ния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запреща-

    лось «денежные сборы и в мирские дела вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах отымати».

    Помимо губных и земских органов, в XVII в. существовали и дру­гие выборные органы. В каждом уезде находилось несколько тамо­жен, возглавляемых таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись таможенному голове, при котором существовала тамо­женная изба. Кружечные дворы и кабаки возглавлялись соответст­вующими головами и целовальниками. Кроме того, выборными были ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники и др. Все они попали под надзор воевод.

    Значительно расширилась в XVII в. сфера деятельности суда, ко­торый превратился в одно из главнейших звеньев карательной поли­тики государства. Имущественные наказания (денежные штрафы и конфискации) были оттеснены на задний план жестокими наказа­ниями. По «Уложению» 1649 г. смертная казнь применялась в шести­десяти случаях.

    И телесные наказания и смертная казнь проводились публично с целью запугать народные массы, лишить их воли к сопротивлению возраставшей эксплуатации и закрепощению.

    Значительным новшеством в судебной практике явилась катего­рия государственных преступлений. «Извет» (донос) о «государевом деле» поощрялся правительством еще в первые десятилетия века. «Уложение» 1649 г. сделало «извет о государевом деле» обязанностью каждого, «кто сведав, или услыша на царское величество в каких лю­дях скоп и заговор, или иной какой злой умысел». За недонесение устанавливалась смертная казнь «без всякой пощады».

    К основным уголовным делам (государственные преступления, разбой, «воровство», татьба) широко применялся позысжной про­цесс, отличавшийся необыкновенной жестокостью (обвиняемого обя­зательно пытали). Решающее значение «Уложение» придавало не признанию обвиняемого, а его оговору и обвинению при повальном обыске. Пытка применялась и в отношении тех, кто оговаривал. В де­лах о государственных преступлениях основную роль играл «извет­чик» и его свидетели, с которыми обвиняемому устраивалась очная ставка.

    Усложнился и гражданский процесс. Он начинался с того, что за­интересованное лицо подавало челобитную с изложением сущности иска. В доказательствах большое значение придавалось присяге, по­казаниям свидетелей, «общей ссылке» (т. е. когда обе стороны ссыла­лись на одного и того же свидетеля), обыску, письменным докумен­там, а в мелких исках и жребию.

    Во время рассмотрения дела судья давал слово то одной, то дру­гой стороне. Показания сторон записывались в судный список (про­токол). Судьи могли выносить приговор окончательно или обращаться с «докладом» в высшую инстанцию (приказ, Боярскую думу, ее Расправную палату, к царю). Выигравшему выдавалась правая грамота. Если ответчик не мог сразу возвратить вещи или деньги истцу, то стрельцы хватали его и ставили у приказа или съезжей избы. Чиновник-праветчик стоял возле должника и бил его палкой (батогом) по икрам ног. Перед Разрядным приказом ежедневно более 10 праветчиков, разделив между собой виновных, ставили их в ряд и били по очереди батогами. Из окна за этой экзекуцией наблюдал судья или дьяк. Одна из статей «Уложения» устанавливала, что за каждые 100 руб. иска должник стоит на правеже месяц. После отбытия срока правежа имущество должника подлежало продаже для уплаты долга.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»