Православные церковные праздники августа. Церковный Православный праздник августа

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

** Отдание праздника Преображения Господня. * Преподобного Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (обретение мощей, ок. 1547). *** Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1783; второе обретение мощей, 1991).
Мучеников Ипполита, Конкордии, Иринея и Авундия Римских (258). Благоверной царицы Евдокии Константинопольской (460), супруги благоверного царя Феодосия Малого. Преподобных Серида, игумена в Газе (VI); Парамона. Благоверной царицы Ирины Константинопольской (во иночестве Ксении, 1124). Священномучеников Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918); священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Николая (Орлова), Иакова (Архипова) пресвитеров и Алексия (Введенского) диакона, Ярославских (1937). Мученика Василия (Александрина) Саранского (1942). Икон Божией Матери Минской (1500) и именуемых "Страстная" (1641) и "Семистрельная" (1830).

Сегодня и в неделю Всех Святых -

Православные Святые угодники.

Память и обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского

Прославляемый в этот день, святитель Тихон родился в Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. Окончив духовное училище в 1740 году принят в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. Переведённый в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии. С 1762 года - викарный епископ Кексгольмский и Ладожский, с 1763 года - на самостоятельной кафедре епископа Воронежского. Там он прослужил около семи лет. Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года ещё дальше от Воронежа - в Задонском монастыре. Где жил до конца своих дней. Его мощи были сохранены в монастыре. Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 года. В свою очередь, святитель повлиял на творчество Федора Достоевского. Через 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершилось множество чудес. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Греко-Российской Православной Церковью в 1861 году, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре.

Мученик Ипполит

Мученик Ипполит был смотрителем темниц в Риме. Когда император Декий приказал ему мучить святого архидиакона Лаврентия (память 10 августа), то он, услышав проповедь святого, уверовал во Христа со всеми своими домашними (19 человек). Он и похоронил св. Лаврентия. Узнав об этом, Декий велел привести к себе Ипполита и приказал мучить его самого. «Я христианин!» - твердил святой мученик во время мучений. «Вспомни свой сан и будь нашим другом, приноси с нами жертвы как прежде,» - сказал Декий Ипполиту. «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю умереть за Него», - отвечал мученик царю. Декий обратился к домашним Ипполита со словами: «Пощадите жизнь свою, чтобы не погибнуть с господином своим». Кормилица св. Ипполита Конкордия отвечала царю: «Мы предпочитаем умереть в вере Христовой с господином, чем жить в нечестии с тобой». Декий велел засечь ее оловянными прутьями, а св. Ипполита со всеми прочими отвести за город на смерть. «Не бойтесь!» - говорил св. Ипполит своим домашним. Его привязали к коням, и он, влачимый конями, скончался. Тело Конкордии было брошено в нечистое место. Двое христиан, Ириней и Авундий, отыскали тело ее и похоронили, но за это по приказанию царя сами были утоплены в нечистотах. Мощи святых Ипполита и Конкордии находятся в Риме.

Страстная икона Пресвятой Богородицы

Страстная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине, в селе Палец Нижегородской епархии и перенесена в Москву, где у Тверских ворот построена была церковь, а потом, в 1654 г., монастырь в честь ее явления. Монастырь называется Страстным от иконы. Икона же названа Страстной оттого, что по сторонам лица Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей (страданий) Христовых. Празднуется Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи в память чудес от нее в этот день. Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала была поставлена святым князем Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию, исходившему от нее.

Cегодня 26 августа (13 августа по старому стилю),
православная церковь празднует:

** Отдание праздника Преображения Господня. * Преподобного Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (обретение мощей, ок. 1547). *** Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1783; второе обретение мощей, 1991).
Мучеников Ипполита, Конкордии, Иринея и Авундия Римских (258). Благоверной царицы Евдокии Константинопольской (460), супруги благоверного царя Феодосия Малого. Преподобных Серида, игумена в Газе (VI); Парамона. Благоверной царицы Ирины Константинопольской (во иночестве Ксении, 1124). Священномучеников Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918); священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Николая (Орлова), Иакова (Архипова) пресвитеров и Алексия (Введенского) диакона, Ярославских (1937). Мученика Василия (Александрина) Саранского (1942). Икон Божией Матери Минской (1500) и именуемых "Страстная" (1641) и "Семистрельная" (1830).

Память и обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского

Прославляемый в этот день, святитель Тихон родился в Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. Окончив духовное училище в 1740 году принят в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. Переведённый в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии. С 1762 года - викарный епископ Кексгольмский и Ладожский, с 1763 года - на самостоятельной кафедре епископа Воронежского. Там он прослужил около семи лет. Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года ещё дальше от Воронежа - в Задонском монастыре. Где жил до конца своих дней. Его мощи были сохранены в монастыре. Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 года. В свою очередь, святитель повлиял на творчество Федора Достоевского. Через 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершилось множество чудес. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Греко-Российской Православной Церковью в 1861 году, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре.

Мученик Ипполит

Мученик Ипполит был смотрителем темниц в Риме. Когда император Декий приказал ему мучить святого архидиакона Лаврентия (память 10 августа), то он, услышав проповедь святого, уверовал во Христа со всеми своими домашними (19 человек). Он и похоронил св. Лаврентия. Узнав об этом, Декий велел привести к себе Ипполита и приказал мучить его самого. «Я христианин!» - твердил святой мученик во время мучений. «Вспомни свой сан и будь нашим другом, приноси с нами жертвы как прежде,» - сказал Декий Ипполиту. «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю умереть за Него», - отвечал мученик царю. Декий обратился к домашним Ипполита со словами: «Пощадите жизнь свою, чтобы не погибнуть с господином своим». Кормилица св. Ипполита Конкордия отвечала царю: «Мы предпочитаем умереть в вере Христовой с господином, чем жить в нечестии с тобой». Декий велел засечь ее оловянными прутьями, а св. Ипполита со всеми прочими отвести за город на смерть. «Не бойтесь!» - говорил св. Ипполит своим домашним. Его привязали к коням, и он, влачимый конями, скончался. Тело Конкордии было брошено в нечистое место. Двое христиан, Ириней и Авундий, отыскали тело ее и похоронили, но за это по приказанию царя сами были утоплены в нечистотах. Мощи святых Ипполита и Конкордии находятся в Риме.

Страстная икона Пресвятой Богородицы

Страстная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине, в селе Палец Нижегородской епархии и перенесена в Москву, где у Тверских ворот построена была церковь, а потом, в 1654 г., монастырь в честь ее явления. Монастырь называется Страстным от иконы. Икона же названа Страстной оттого, что по сторонам лица Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей (страданий) Христовых. Празднуется Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи в память чудес от нее в этот день. Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала была поставлена святым князем Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию, исходившему от нее.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
17.03.2019 -
18.03.2019 -
19.03.2019 -

** Отдание праздника Преображения Господня. * Преподобного Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (обретение мощей, ок. 1547). *** Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1783; второе обретение мощей, 1991).
Мучеников Ипполита, Конкордии, Иринея и Авундия Римских (258). Благоверной царицы Евдокии Константинопольской (460), супруги благоверного царя Феодосия Малого. Преподобных Серида, игумена в Газе (VI); Парамона. Благоверной царицы Ирины Константинопольской (во иночестве Ксении, 1124). Священномучеников Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918); священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Николая (Орлова), Иакова (Архипова) пресвитеров и Алексия (Введенского) диакона, Ярославских (1937). Мученика Василия (Александрина) Саранского (1942). Икон Божией Матери Минской (1500) и именуемых "Страстная" (1641) и "Семистрельная" (1830).

Сегодня и в неделю Всех Святых -

Память и обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского

Прославляемый в этот день, святитель Тихон родился в Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. Окончив духовное училище в 1740 году принят в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. Переведённый в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии. С 1762 года - викарный епископ Кексгольмский и Ладожский, с 1763 года - на самостоятельной кафедре епископа Воронежского. Там он прослужил около семи лет. Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года ещё дальше от Воронежа - в Задонском монастыре. Где жил до конца своих дней. Его мощи были сохранены в монастыре. Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 года. В свою очередь, святитель повлиял на творчество Федора Достоевского. Через 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершилось множество чудес. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Греко-Российской Православной Церковью в 1861 году, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре.

Мученик Ипполит

Мученик Ипполит был смотрителем темниц в Риме. Когда император Декий приказал ему мучить святого архидиакона Лаврентия (память 10 августа), то он, услышав проповедь святого, уверовал во Христа со всеми своими домашними (19 человек). Он и похоронил св. Лаврентия. Узнав об этом, Декий велел привести к себе Ипполита и приказал мучить его самого. «Я христианин!» - твердил святой мученик во время мучений. «Вспомни свой сан и будь нашим другом, приноси с нами жертвы как прежде,» - сказал Декий Ипполиту. «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю умереть за Него», - отвечал мученик царю. Декий обратился к домашним Ипполита со словами: «Пощадите жизнь свою, чтобы не погибнуть с господином своим». Кормилица св. Ипполита Конкордия отвечала царю: «Мы предпочитаем умереть в вере Христовой с господином, чем жить в нечестии с тобой». Декий велел засечь ее оловянными прутьями, а св. Ипполита со всеми прочими отвести за город на смерть. «Не бойтесь!» - говорил св. Ипполит своим домашним. Его привязали к коням, и он, влачимый конями, скончался. Тело Конкордии было брошено в нечистое место. Двое христиан, Ириней и Авундий, отыскали тело ее и похоронили, но за это по приказанию царя сами были утоплены в нечистотах. Мощи святых Ипполита и Конкордии находятся в Риме.

Страстная икона Пресвятой Богородицы

Страстная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине, в селе Палец Нижегородской епархии и перенесена в Москву, где у Тверских ворот построена была церковь, а потом, в 1654 г., монастырь в честь ее явления. Монастырь называется Страстным от иконы. Икона же названа Страстной оттого, что по сторонам лица Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей (страданий) Христовых. Празднуется Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи в память чудес от нее в этот день. Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала была поставлена святым князем Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию, исходившему от нее.

26 августа отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 26 августа

Успенский пост – 13-й день

Каждый церковный пост предусматривает определенный набор продуктов, которые можно употреблять в тот или иной день недели. Рассмотрим более подробно, что можно есть в Успенский пост в определенный день:

  • понедельник – сухоядение;
  • вторник – горячая пища, которая обязательно должна быть приготовлена без масла;
  • среда – сухоядение;
  • четверг – приготовленная без масла горячая пища;
  • пятница – сухоядение;
  • суббота – разрешена горячая пища с маслом;
  • воскресенье – разрешена горячая пища с маслом.

Сухоядение – это употребление продуктов, которые не проходили термической обработки. К таким продуктам относят сырые овощи, фрукты, орехи, мед.

В дни приема горячей пищи можно сварить суп, натушить овощей, приготовить различные виды каш. Но в рецептуре не должно присутствовать масло.

Вино в Успенский пост разрешают пить только в субботу и воскресенье.

Отдание праздника Преображения Господня

26 августа Православная Церковь отмечает несколько религиозных событий, среди которых выдающимся можно назвать отдание торжества Преображения Господня. В целом, Преображение Спасителя показало настоящую силу Бога, а также Его славу. С того момента несколько учеников своими глазами увидели чудесное изменение, которое произошло с самим Господом.

Для того чтобы вспомнить более подробно о том чуде, нужно окунуться во время земной жизни Иисуса Христа. Однажды Он отправился с учениками на гору Фавор, и во время длительного путешествия ни один из них не промолвил и слова. Когда они достигли точки назначения, то Спаситель воспарил над землей и окутался яркими лучами, ослепляющими всех вокруг. Апостолы в то же время упали на колени и стали без остановки молиться Богу, не сумев сдержать эмоций перед величественной силой. Данный день знаменует соединение Духа Бога, а также тело Иисуса Христа.

Если прочесть церковные летописи, написанные священнослужителями того времени, то можно отметить, что у Спасителя была своя цель – доказать апостолам, что их вера не является пустым звоном, а также преодолеть их уныние, ведь они знали о предстоящей казни Господа во плоти. По новому стилю, Преображение произошло в середине февраля, ровно за сорок дней до Пасхи. Православная Церковь перенесла празднование события на шестое августа по старому стилю, и девятнадцатого – по новому стилю. Таким образом, в календаре торжество Преображения не приходится ни на один день Великого поста.

Все верующие христиане, которые хоть раз были в церкви, осведомлены, что некоторые праздники длятся более чем один день. Не является исключением и Преображение Господне, которое продолжается несколько дней, и заканчивается темой сегодняшней статьи – Отданием торжества Преображения Господа Бога. Почему так важно отметить отдание? В Православной Церкви это связано с тем, чтобы еще раз напомнить людям обо всех произошедших событиях того времени. Иными словами, что праздник прошел, но все присутствующие в храме должны осознать и понять его духовный символизм.

Например, во время божественной литургии священнослужитель рассказывает обо всех подвигах Иисуса Христа, а именно о Его Преображении, которое дало возможность еще больше убедиться в своей вере благочестивым апостолам. Изменение внешнего облика Спасителя должно не только подтолкнуть к вере всех христиан, но и развить в них стремление к достижению духовной чистоты.

Во время отдания праздника Преображения Иисуса Христа в храмах всего государства проходит утренняя и вечерняя службы, которые собирают множество прихожан в своих стенах. Между службами проходит Божественная литургия и особый вид службы, называемый «Часы». После этого идет полиелейная служба, которой почитают святителя Тихона (память святого также отмечается 26 августа). Вечером можно услышать песнопения, получившие название «торжество Преображения Господнего». По окончании любого вида богослужения, священник произносит завершающие слова:

«На горе Фавор Иисус Христос сумел доказать свою славу перед учениками, поэтому нет никакого сомнения, что Спаситель – это наш Бог, милующий человечество от падения в духовную бездну».

После праздника каждый человек может дома обдумать суть православия во время молитвы, а также осознать необъятную силу и благодать Господа, которую он продемонстрировал во время Преображения на священной горе Фавор.

Преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 — 641).

Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре обрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения.

Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием. Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех.

«Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», — свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный по поручению Константина константинопольским патриархом Павлом — «Типос» — «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 — 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники – константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр – были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать.

Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»).

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

«Ничто в обожении не есть произведение природы, — писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, — ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22).

Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.

Тихон Страстной

Народный праздник «Тихон Страстной» отмечается 26 августа (по старому календарю – 13 августа). В этот день церковь чествует воронежского епископа Тихона и преподобного Максима Исповедника. Другие названия праздника: «Тихонов день», «Максим-исповедник», «Спасовские деды». 26 августа крестьяне убирались в погребах, проверяли, не завелась ли там гниль или сырость. В субботу перед Максимом-исповедником поминали предков.

Тихон родился в бедной семье. Благодаря стараниям матери и старшего брата поступил в духовную школу в Новгороде. Затем была семинария. 14 лет провел в учении. После этого преподавал в Тверской семинарии богословие. К нему на лекции приходило много желающих. В возрасте 34 лет принял монашеский постриг и стал именоваться Тихоном. Прошел тяжелый и интересный жизненный путь – был викарием Новгородской епархии, Епископом Кексгольмским и Ладожским, затем Воронежским и Елецким. После себя оставил немало трудов.

Максим Исповедник был христианским монахом, богословом и философом. Являлся создателем и защитником христологической доктрины диофелитства - учения о двух природных волях во Христе. Был одним из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства - учения об одной, ипостасной (личностной) воле Богочеловека Иисуса Христа.

На Руси святитель Тихон считался заступником и защитником людей от уныния. 26 августа ему молились об умиротворении души. Люди, в чьих сердцах жило уныние, которое само по себе является грехом, в этот день ходили в церковь и заказывали молебен. Также на Тихона следовало обойти дом с иконой Божьей Матери под названием «Страстная», отсюда и появилось прозвище самого дня.

В деревнях и сёлах 26 августа было принято проводить большую уборку во всех хозяйственных помещениях. Амбары и погреба готовили к тому, чтобы заложить в них собранный урожай и все съестные заготовки, которые хозяйки запасли на зиму. В погреба завозили свежую просушенную солому, которой впоследствии прикрывали лед холодника, чтобы тот не таял. Холодником на Руси называли определенный угол погреба, в который по зиме закладывали глыбы вырубленного на реках льда.

Обретение мощей блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным:

«Не всё по шерсти, ино и напротив… За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение».

Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличении страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым:

«Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую освятили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.

26 августа отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 26 августа

Праздник по православному календарю 26.08.2018: Успенский пост – 13-й день

Каждый церковный пост предусматривает определенный набор продуктов, которые можно употреблять в тот или иной день недели. Рассмотрим более подробно, что можно есть в Успенский пост в определенный день:

  • понедельник – сухоядение;
  • вторник – горячая пища, которая обязательно должна быть приготовлена без масла;
  • среда – сухоядение;
  • четверг – приготовленная без масла горячая пища;
  • пятница – сухоядение;
  • суббота – разрешена горячая пища с маслом;
  • воскресенье – разрешена горячая пища с маслом.

Сухоядение – это употребление продуктов, которые не проходили термической обработки. К таким продуктам относят сырые овощи, фрукты, орехи, мед.

В дни приема горячей пищи можно сварить суп, натушить овощей, приготовить различные виды каш. Но в рецептуре не должно присутствовать масло.

Вино в Успенский пост разрешают пить только в субботу и воскресенье.

Какой церковный праздник 26 августа: Отдание праздника Преображения Господня

26 августа Православная Церковь отмечает несколько религиозных событий, среди которых выдающимся можно назвать отдание торжества Преображения Господня. В целом, Преображение Спасителя показало настоящую силу Бога, а также Его славу. С того момента несколько учеников своими глазами увидели чудесное изменение, которое произошло с самим Господом.

Для того чтобы вспомнить более подробно о том чуде, нужно окунуться во время земной жизни Иисуса Христа. Однажды Он отправился с учениками на гору Фавор, и во время длительного путешествия ни один из них не промолвил и слова. Когда они достигли точки назначения, то Спаситель воспарил над землей и окутался яркими лучами, ослепляющими всех вокруг, передает сайт Therussiantimes. Апостолы в то же время упали на колени и стали без остановки молиться Богу, не сумев сдержать эмоций перед величественной силой. Данный день знаменует соединение Духа Бога, а также тело Иисуса Христа.

Если прочесть церковные летописи, написанные священнослужителями того времени, то можно отметить, что у Спасителя была своя цель – доказать апостолам, что их вера не является пустым звоном, а также преодолеть их уныние, ведь они знали о предстоящей казни Господа во плоти. По новому стилю, Преображение произошло в середине февраля, ровно за сорок дней до Пасхи. Православная Церковь перенесла празднование события на шестое августа по старому стилю, и девятнадцатого – по новому стилю. Таким образом, в календаре торжество Преображения не приходится ни на один день Великого поста.

Все верующие христиане, которые хоть раз были в церкви, осведомлены, что некоторые праздники длятся более чем один день. Не является исключением и Преображение Господне, которое продолжается несколько дней, и заканчивается темой сегодняшней статьи – Отданием торжества Преображения Господа Бога. Почему так важно отметить отдание? В Православной Церкви это связано с тем, чтобы еще раз напомнить людям обо всех произошедших событиях того времени. Иными словами, что праздник прошел, но все присутствующие в храме должны осознать и понять его духовный символизм.

Например, во время божественной литургии священнослужитель рассказывает обо всех подвигах Иисуса Христа, а именно о Его Преображении, которое дало возможность еще больше убедиться в своей вере благочестивым апостолам. Изменение внешнего облика Спасителя должно не только подтолкнуть к вере всех христиан, но и развить в них стремление к достижению духовной чистоты.

Во время отдания праздника Преображения Иисуса Христа в храмах всего государства проходит утренняя и вечерняя службы, которые собирают множество прихожан в своих стенах. Между службами проходит Божественная литургия и особый вид службы, называемый «Часы». После этого идет полиелейная служба, которой почитают святителя Тихона (память святого также отмечается 26 августа). Вечером можно услышать песнопения, получившие название «торжество Преображения Господнего». По окончании любого вида богослужения, священник произносит завершающие слова:

«На горе Фавор Иисус Христос сумел доказать свою славу перед учениками, поэтому нет никакого сомнения, что Спаситель – это наш Бог, милующий человечество от падения в духовную бездну».

После праздника каждый человек может дома обдумать суть православия во время молитвы, а также осознать необъятную силу и благодать Господа, которую он продемонстрировал во время Преображения на священной горе Фавор.

Кого чтит церковь сегодня 26.08.2018: Преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 - 641).

Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре обрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения.

Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием. Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех.

«Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», - свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный по поручению Константина константинопольским патриархом Павлом - «Типос» - «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники – константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр – были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать.

Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»).

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

«Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22).

Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.

Какой церковный праздник 26 августа 2018: Тихон Страстной

Епископ Тихон (в миру Тимофей) - богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века - родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской губернии в семье дьячка. Отца своего он не помнил. Семья после смерти кормильца не вылезала из нужды, и Тимофей мальчиком за хлеб нанимался к богатым огородникам копать грядки.

В 13 лет его устроили в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а потом - на казенное содержание в семинарию, которую он окончил с отличием и был оставлен преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 34 года он принял монашеский постриг с именем Тихон, а через 3 года был рукоположен в сан епископа и в 1763 году поставлен на Воронежскую кафедру.

Здесь, на землях Войска Донского, с XVII века скрывалось от "государевых людей" множество старообрядцев и сектантов. Церковная и монастырская жизнь была в расстройстве, духовенство - полуграмотное. Новому епископу пришлось заниматься всем сразу: наводить порядок в церквях, налаживать образование духовенства, убеждать священников учиться. Он даже написал несколько сочинений в назидание пастырям и требовал, чтобы каждый из них имел Евангелие и ежедневно его читал.

С юных лет стремившемуся к уединенной иноческой жизни Тихону теперь приходилось день и ночь решать бесчисленные административные проблемы. В конце концов он подорвал здоровье, у него участились сердечные приступы, любая простуда давала тяжелые осложнения, и в 1767 году он был вынужден удалиться на покой сначала в Толшевский, а потом в Задонский Богородичный монастырь.

Впервые у него появилась возможность воплотить свой идеал христианской жизни. Простая келья, скудная пища, тяжелый труд - несмотря на слабость, он и сено косил, и дрова колол. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным. Но главное - постоянная молитва. Святитель Тихон не пропускал ни одной церковной службы, за работой пел псалмы (Псалтырь он знал наизусть), а когда позволял себе отдых, читал жития святых и богословские книги. На сон оставлял 4-5 часов.

Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим и, будучи по природе человеком горячим и вспыльчивым, смирял себя до юрдства: кланялся в ноги своему келейнику, если видел, что тот обиделся на какое-нибудь замечание, однажды местный юродивый ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - тот поблагодарил и с тех пор каждый день кормил юродивого. А когда слышал насмешки, говорил: "Прощение лучше мщения".
Плодом всей его духовной жизни стали книги "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770) и "Об истинном христианстве" (1776).

Святитель Тихон предсказал многое из судеб России, в частности ее победу в Отечественной войне 1812 года. Не раз его видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал об этом говорить.

Скончался он 13 августа (26 августа по новому стилю) 1783 года. Ему не было и 59 лет. К смерти он сам заранее приготовил себе одежду и гроб. А 13 августа 1861 года в Задонске торжественно при огромном стечении паломников со всех концов России были открыты его мощи.

В 1919 году, во время кампании по "ликвидации мощей", их вскрыли - все это, как и вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского, в целях атеистической пропаганды было снято на кинопленку - и передали в музей, вначале в Елец, потом в Орел.

В 1942 году при немцах церкви в Орле стали снова открывать и мощи святителя Тихона перенесли в Богоявленский соборе. Но в 1960 году собор опять закрыли, и мощи снова оказались в музее.

Только во время празднования 1000-леия крещения Руси в 1988-м их вернули церкви. Святыню поместили вначале в кафедральном Ахтырском соборе Орла, в 26 августа 1991 года перенесли в Богородицкий монастырь Задонска.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»