Правописание "н" и "нн" в прилагательных. Суффиксы прилагательных. Правила, исключения. "одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Н и НН во всех частях речи

На нашем сайте вы можете .

Правила 1956 года:

§ 61 Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный.

Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени , например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребёнок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени, если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие , определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н , например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65 . Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени , в полной форме которых - двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны, девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны, юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

Понятная табличка

Правило достаточно трудное. Не рекомендуем изучать его самостоятельно. Лучше, если всё объяснит опытный преподаватель. Научиться применять это правило можно на курсах нашего сайта.

Примеры

Жарен ый лук (отглагольное прилагательное в полной форме: нет приставки, зависимого слова, -ованнн-, -еванн-, образовано от гл. нес. вида).

Зажаренн ый лук (причастие в полной форме, есть приставка).

Жаренн ый на сковородке лук (причастие в полной форме, есть зависимое слово).

Консервированн ый лук (причастие в полной форме, есть буквосочетание -ованн-).

Лук пожарен (причастие в краткой форме).

Территория ограничен а забором (причастие в краткой форме).

Эти люди безнравственны и ограниченн ы (краткое прилагательное, произошедшее от причастия).

Он озабоченн о посмотрел на меня (наречие от озабоченный).

Общество озабочен о происходящим (причастие в краткой форме).

Серебрян ый нож (отымённое прилагательное, суффикс -ЯН-).

Картинн ая галерея (одна буква Н в корне, другая - в суффиксе).

Торжественн ая встреча (отымённое прилагательное с суффиксом -ЕНН-).

Всё было очень торжественн о (наречие от торжественный).

Какие слова нужно запомнить (здесь исключения + трудные случаи).

Одна буква Н пишется в словах:

Прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

Две буквы НН пишется в словах:

Стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, деланный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклёванный, недрёманный, пущенный.

В именах прилагательных одна буква Н пишется в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

Например: лебединый (в суффиксе -ИН - пишется одна буква Н), кожаный (в суффиксе

-АН- пишется одна буква Н), шерстяной (в суффиксе -ЯН - пишется одна буква Н).

Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква Н, очень легко. Надо знать первую букву алфавита и последнюю - А и Я . Добавляем к ним по одной букве Н и получаем суффиксы - АН, ИН, ЯН .

Можно выучить стишок, который поможет запомнить суффиксы имен прилагательных, которые пишутся с одной буквой Н.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках,

Когда АН, ИН, ЯН , то Н одно

И больше никаких излишков.

Суффикс -ИН- называют «звериным».При помощи суффикса ИН образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц.

МЫШИН ЫЙ = МЫШЬ + ИН

КОМАРИН ЫЙ = КОМАР + ИН

СОЛОВЬИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ + ИН

В прилагательных МЫШИН ЫЙ, КОМАРИН ЫЙ, СОЛОВЬИН ЫЙ пишется «звериный» суффикс -ИН - с одной буквой Н.

Суффиксы -АН-, -ЯН - пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет:

КОЖАН ЫЙ= КОЖА + АН

ПЕСЧАН ЫЙ= ПЕСОК + АН

СЕРЕБРЯН ЫЙ= СЕРЕБРО + ЯН

ШЕРСТЯН ОЙ= ШЕРСТЬ + ЯН

ГЛИНЯН ЫЙ = ГЛИНА + ЯН

Имена прилагательные КОЖАН ЫЙ, ПЕСЧАН ЫЙ, СЕРЕБРЯН ЫЙ, ШЕРСТЯН ОЙ, ГЛИНЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв А, Я .

Следует запомнить три прилагательных, суффикс которых начинается с буквы Я, но букв Н в нем пишется не одна, а две. Это слова-исключения: ДЕРЕВЯНН ЫЙ, ОЛОВЯНН ЫЙ, СТЕКЛЯНН ЫЙ.

Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ОКНО:

поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная.

2. Две буквы НН в суффиксах прилагательных

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, суффиксы которых начинаются с буквы О или Е. Например, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, СОЛОМЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ.

Запомнить суффикс -ОНН- с НН помогает ООН - Организация Объединенных Наций .

Известно, что суффикс -ОНН - - фанат ООН .

Он во всем стремится быть максимально похожим на ООН. Правда, разница между ними заметна сразу: у суффикса -ОНН- две буквы Н, а у его кумира ООН две буквы О.

С помощью суффикса -ОНН -, в котором пишутся две буквы Н, образуютсяимена прилагательные чаще всего иноязычного происхождения . Например, КОМИССИОНН ЫЙ, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, РЕВОЛЮЦИОНН ЫЙ

Две буквы Н пишутся в суффиксе -ЕНН-.

Имена прилагательные с суффиксом -ЕНН - чаще всего образуются от существительных, основа которых оканчивается на несколько согласных: ИСКУССТВЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ, ЖИЗНЕНН ЫЙ, ОГНЕНН ЫЙ, БОЛЕЗНЕНН ЫЙ.

В русском языке есть слово-исключение, суффикс которого начинается с буквы Е, однако букв Н в нем пишется не две, а одна. Это слово ВЕТРЕНЫЙ.

ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ

ВЕТРЕНЫЙ ЮНОША

В слове ВЕТРЕНЫЙ пишется одна буква Н!

Однако если в слове ВЕТРЕНЫЙ появляется приставка БЕЗ, то букв Н согласно правилу пишется две.

БЕЗВЕТРЕННАЯ НОЧЬ (в слове есть приставка)

Запомнить правописание слов ВЕТРЕНЫЙ и БЕЗВЕТРЕННЫЙ помогает следующее стихотворение.

ВетрЕНый юноша, ветрЕНый день!

Запомнить можно без труда:

Одну лишь Н пишу всегда!

БезветрЕННые утро, день иль ночь!

Не применяя правил знанья,

Пиши две Н без колебанья!

3. Две буквы Н на стыке морфем

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на букву Н.

РАВНИННЫЙ = РАВНИН А+ Н

ДЛИННЫЙ = ДЛИН А + Н

ИСТИННЫЙ = ИСТИН А + Н

ДИКОВИННЫЙ= ДИКОВИН А + Н

БЛИННЫЙ = БЛИН + Н

Следующее стихотворное правило помогает написать в имени прилагательном удвоенную букву Н.

ТумаН одно имеет Н,

Но если город стал тумаН+Ный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается НН,

Запомни этот случай странный.

4. Следует запомнить

В русском языке есть несколько слов, не имеющих суффикса Н и очень от этого страдающих. Эти слова часто путают и ошибочно пишут в них удвоенную НН.

Запомните: в словах ЕДИНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ, СВИНОЙ пишется одна буква Н, которая является частью корня.

5. Анализируем примеры

Определим, сколько букв Н пишется в следующих именах прилагательных и почему.

ГУСИНЫЙ (в этом слове имеется «звериный» суффикс -ИН -, в котором пишется одна буква Н),

ТЕЛЕФОННЫЙ (это прилагательное образовано от существительного ТЕЛЕФОН, основа которого оканчивается на букву Н. Прибавляется суффикс Н. Поэтому слово ТЕЛЕФОННЫЙ мы пишем с двумя буквами Н),

СОЛОМЕННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Е, поэтому мы пишем НН),

ЛЬНЯНОЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Я и обозначает материал, из которого сделан предмет, поэтому пишем одну букву Н),

ВЕТРЕНЫЙ (это слово-исключение, в котором пишется одна буква Н),

ИНФЕКЦИОННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы О, поэтому мы пишем НН),

СТЕКЛЯННЫЙ (это слово-исключение, которое входит в загадку про окно; поэтому пишем НН).

6. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных

Выбирая Н, НН для написания в суффиксе, можете воспользоваться алгоритмом.

Таблица 1. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных ()

7. Н, НН в кратких именах прилагательных

Следует запомнить, что в кратких именах прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: традиционная - традиционна, умная - умна.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Опорная таблица ().
  2. Презентация ().
  3. Дополнительное упражнение ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы Н или НН. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Задание №2

Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.

1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчи…ую шкуру

Осли…ые губы и ноздри вола.

Б. Пастернак

2. И стоит берёза в со…ой тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

С. Есенин

3. Ты любишь ледя…ой январь,

Безветрье, стужу зверскую.

А я - лютующий февраль,

Метель, позёмку дерзкую.

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

По учебнику Т.А. Ладыженской

Цели:

Узнать о правописании букв н- нн в именах прилагательных;

Научиться правильно писать буквы н и нн в суффиксах прилагательных;

Научиться доказать свою точку зрения при выборе орфограммы.

Задачи урока:

Познакомить учеников ч условиями написания н и нн в суффиксах прилагательных;
- Работать над формированием навыков правописания
н и нн в суффиксах прилагательных.

ХОД УРОКА

I. Определение учащимися темы урока

Прочитайте слова, данные в таблице и ответьте на вопросы.

льв ин ый

кож ан ый

утр енн ий

ястреб ин ый

полотн ян ый

вес енн ий

сокол ин ый

глин ян ый

обыкнов енн ый

лебед ин ый

серебр ян ый

солом енн ый

Слова какой част речи приведены в этой таблице?

Какая часть слова выделена в этих прилагательных?
-Как пишутся эт суффиксы?

Можем ли мы сейчас объяснить правописание этих суффиксов?

Давайте попробуем определить тему урока. (Записываем её в тетрадях.)

Определите цель урока. (Узнать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных и научиться их правильно писать.)

II. «Дерево жизни»

«Дерево» прикреплено к доске, на нем на магнитах висят яблоки.

Что вы ожидаете от урока? Возьмите «яблоки», продолжите фразу: «Я хочу научиться…» и прикрепите их на дерево.

III. Получение знаний по новой теме

От какой части речи образованы данные прилагательные? (На экране появляется слайд «Образование прилагательных»)

Каким способом они образованы?

С помощью какие суффиксов образованы данные прилагательные?

Образование прилагательных

(Таблица появляется на экране одновременно с ответами учеников.)

Сможете ли вы теперь объяснить, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква н , а когда нн ?

Ученики отвечают на вопрос, и на экране появляется вывод:

Исключения:

Оловя нн ый

Деревя нн ый

Стекля нн ый

Ветреный (но без+ветренный)

Масленый (но про+масленный)

Почему эти слова назвали исключениями? Запомните правописание этих слов!

На экране появляется следующий слайд:

Образование прилагательных от существительных с основой на –н.

Почему в этих словах пишется две буквы н ?

А теперь давайте сделаем вывод, когда в суффиксах прилагательных пишется буква –н , а когда суффикс –н-.)

(В суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, - встречаем букву н , а в прилагательных с основой на –н- -н- ).

IV. Отработка навыка правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных

(На экране появляется слайд)

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(С. Есенин)

Объясните правописание выделенных слов.

(Новый слайд)

V. Образовать прилагательные от существительных и выделить словообразовательные суффиксы.

Лимон- лимон н ый

Солома- солом енн ый

Лебедь- лебед ин ый

Станция- станци онн ый

Серебро- серебр ян ый

Кожа- кож ан ый

VI. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов

Изучение памятки «Запомни слова» (памятки есть у каждого ученика на парте)

Зеленый - бараний

Синий - румяный

Свиной - тюлений

Багряный

VII. Подготовка к домашнему заданию

Ученикам предлагается просмотреть слайды и подобрать к ним словосочетание: прилагательное+ существительное. (прил. на изученную тему)

Вот примерные словосочетания, которые подобрал учащиеся:

Журавлиная стая, осенний лес, багряная листва, серебряный иней, звериные следы, лебединая верность .

Учащиеся объясняют правописание подобранных прилагательных и ещё раз делают вывод о правописании н и нн в суффиксах прилагательных.

VII. Подведение итогов

Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв н или нн в прилагательных?

В каких суффиксах пишется две буквы нн ?
- Назовите слова исключения.

IX. Домашнее задание

Составить предложения с подобранными словосочетаниями.


"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Подготовил учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №10

Раковецкая А.И.

Цели:

    знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);

    отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;

    воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

    Лингвистическая задача.

- Прочитайте слова, правильно поставив ударение: алычовый- грушевый.

Как знание правила « Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных » по вам?

Образуйте от этих существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы. Камыш, ключ, ёж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.

III . Работа с предложением. Утро было солнечн ое безветренное, но неж арко е.

Каким вы представили себе утро?

Объясните подчёркнутые орфограммы

    Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
    -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать данные суффиксы.

V . Подготовка к восприятию нового материала.

Сначала повторим способы образования прилагательных.

Примеры записаны на доске:

    совестлив ый – совесть,

    талантлив ый – талант,

    доверчив ый – доверять,

    задумчив ый – задуматься,

    пищев ой – пища,

Определите часть речи данных слов. (Прилагательные. )

Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных. )

Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный. )

Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо. )

VI . Объяснение нового материала.

Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.

Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.

I. -Н-

1. –ан-, -ян-, -ин-

    кожан ый

    серебрян ый

    гусин ый

2. Ветреный, ветряная.

    ветрен ый день

    ветрян ая мельница

    ветрен ый человек

    ветрян ая оспа

3. Юн ый, зелен ый, син ий, румян ый, свин ой. (н входит в корень слова).

II. –НН-

1. Сон + н + ый = сонн ый (Н + Н)
лимонный, туманный.

2. -онн-, -енн-
станционн ый, утренн ий.

3. Слова: стеклянн ый
оловянн ый
деревянн ый.

4. Слова на -ованный-, -еванный-
асфальтированн ый
заклеванн ый

III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.

длинн ая дорога – дорога длинн а
ветрен ый человек – девочка ветрен а

V II . Закрепление.

1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 (чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).

2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.

3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.

ан ян ин онн енн н + н

н н н нн нн нн

4. Нахождение исключений в тексте.

1. Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман.

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

2. Мир тебе, полевая солома,

Мир тебе, деревянный дом!

3. Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас иной напев.

4. Поэты- все единой крови.

5. Распределительный диктант . (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)

Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.

(Можно использовать орфографический словарь. )

6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах: от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.

2-я группа: сущ. + -нн- = прил.

Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Туман, машина, карман, чугун.

7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

1-я группа (сильные уч-ся).

Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин -.

Определите, почему эти растения так названы.

Журавлин ый нос, львин ый зев, гусин ые лапки, анютин ы глазки, гусин ый лук, петушин ый гребешок, мышин ый горошек, кукушкин ы слезки, кукушкин ы сапожки, курин ая слепота…

2-я группа (средние уч-ся).

Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы. )

Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.

3-я группа (слабые уч-ся).

Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

На чем основан перенос в словосочетании?

Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.

Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.

Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.

Ослиные уши, ослиное упрямство.

VI II . Итоги урока.

1. Индивидуальный устный опрос.

С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?

В чем сложность правописания этих суффиксов?

Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.

Какова была цель сегодняшнего урока?

Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

IX . Домашнее задание.

1. Параграф 56, упражнение 325



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»