Почему первую жену демьяненко не любили. Бывшая жена Александра Демьяненко: Он вынуждал меня делать аборты. Владимир Ермаков - бывший муж Маши Распутиной

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Александр Демьяненко покорил сердца миллионов телезрителей ролью Шурика в гайдаевских комедиях. Вся страна от души смеялась над приключениями неунывающего, озорного студента, а он жутко страдал от своей популярности... Первая супруга актера - драматург Марина Склярова - едва не повесилась после развода. Память о любимом Сашеньке она хранит до сих пор. Мы разыскали ее в Санкт-Петербурге, и впервые за 40 лет она заговорила о тяжелом характере, пьянстве и одиночестве Демьяненко.

Мы познакомились с Сашей в Екатеринбурге, в драмкружке во дворце пионеров. Я училась в 7-м классе, а он - в 9-м. Столкнулись в дверях, встретились глазами... Это была любовь с первого взгляда. Долго встречались, потом дело дошло до свадьбы.

После окончания школы Демьяненко пытался поступить во МХАТ, но провалил экзамены от волнения. Его взяли в Свердловский юридический институт. Александр Сергеевич понимал, что его творческая натура не приспособлена к изучению сухой буквы закона, и вскоре ушел оттуда, отправился покорять столицу. Его приняли в ГИТИС. В этот переломный период рядом была любящая женщина Марина. Она давала силы, внушала веру в успех. Уже на втором курсе студента Демьяненко пригласили сниматься в картину "Ветер". В этой оптимистической драме он создал новый тип героя - скромного, интеллигентного юноши, способного на подвиги. Именно этот фильм открыл актеру дорогу в мир кино. Но всесоюзная слава пришла к нему после выхода комедий "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Иван Васильевич меняет профессию", "Кавказская пленница".

Он только на экране был такой веселый, а в жизни - мрачный. Ненавидел роль Шурика, - говорит Марина Склярова. - Саша не мог даже в магазин спокойно сходить, ему не давали прохода. Это было какое-то стихийное бедствие. Слава ему всегда мешала.

Творческий союз с маэстро комедии Леонидом Гайдаем принес Александру Демьяненко бешеную популярность. В 1993 году Леонида Иовича не стало, а знаменитый Шурик даже не пришел на похороны режиссера.

Саша был любимым актером Лёни, - рассказывает вдова Гайдая актриса Нина Гребешкова. - Демьяненко слушал его во всем, быстро учился. Мне кажется, что Саша сыграл Лёню в молодости. В очках, несуразный такой... Я знаю, что он был недоволен популярностью. Однажды мы с ним встретились на каком-то приеме в Кремле. Демьяненко сказал: "Нина, ты знаешь, мне уже 60, а я для всех Шурик. Но ведь у меня много других ролей". Я не понимала, чего он так сокрушается - это же прекрасно, какие картины получились изумительные! До сих пор вся страна смотрит эти комедии, хохочет от души. После съемок Лёня и Саша практически не общались, Шурик избегал контактов, переживал, что Гайдай снова пригласит его сниматься в какую-нибудь комедию. На похоронах у Лёни он не был, но, впрочем, это его дело...

Мало кто знал, какие переживания довелось испытать знаменитому актеру и что творилось в его личной жизни. Во время очередного кризиса Демьяненко решил уйти из семьи, оставив супругу после 20 лет совместной жизни.

Он однажды позвонил и сказал: "Я больше не приду домой, не жди". Вернулся лишь за вещами, - вспоминает Марина Даниловна. - У нас был кот, его звали Котобас, он безумно любил мужа, а после его ухода буквально плакал у дверей и все ждал, когда Саша вернется. Не дождался и умер. А я выжила.

Год назад мы опубликовали интервью с лучшим другом актера и соседом по даче Олегом Беловым: "Как-то звонит мне подруга Скляровой: "Олег, срочно приезжай. Я пришла к Маринке, а она повесилась". Мчусь, открывает дверь живая Марина. На столе у них бутылка водки... Она потом каялась: "Олежек, прости ты меня, дуру. Надеялась - ты Сашке позвонишь и вы вместе приедете. Я без него не могу".

К жизни гениальный актер был абсолютно не приспособлен. И за женщину, и за мужчину в их семье вкалывала Марина.

В нашей квартире, на даче все своими руками сделала. Он даже гвоздь забить не мог. При этом муж требовал, чтобы в доме все было красиво. Помню, мне очень захотелось старинную мебель - нам знакомые подарили прекрасный овальный стол. Он стоял в гостиной. За ним сидели Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич. Они больше общались со мной, Саша вообще замкнутый был, мало с кем разговаривал. В квартире все напоминает о нем. Я храню его подарки, они теперь мои единственные друзья... Есть у меня Андрюшка, это человек в штанишках и рубашке. Его Саша подарил, когда я училась в школе. Еще Каркуша - ослик, которого Саша привез из Германии. Вы знаете, несмотря ни на что, я была счастлива в браке, посвящала мужу стихи. Последнее время он стал очень много пить, буквально заливался спиртным. Я пробовала разговаривать, но все бесполезно.

В 1957 году знаменитый актер женился во второй раз на режиссере дубляжа Людмиле. С ней он был до последних дней.

Не знаю, получилось ли у них счастье построить, но одно могу сказать точно: последние годы своей жизни он никому не был нужен. Приходил ко мне, садился в кресло и рыдал. Он любил сюда наведываться, знал, что это его родное гнездо, здесь все сделано для него с любовью. Саша умер в 1999 году, говорят, перенес два инфаркта. Я не ходила на похороны, там были чужие люди. Но память о Саше до сих пор жива, будто бы вчера все было.

Сейчас Марина Склярова - верующий человек, работала в православном журнале. В церкви она замаливает свой самый страшный грех - аборт.

Саша никогда не хотел детей, он их почему-то не любил. Когда забеременела в первый раз, спросила: "Рожать будем?" - он ответил: "Как хочешь". Ему это не нужно было, и я сделала глупость... Аборт был не один. Взяла на себя великий грех, вот теперь вымаливаю у Господа прощения.

Бывшая жена любимого миллионами Шурика 40 лет живет одна в центре Санкт-Петербурга. После разрыва с Демьяненко замуж она так и не вышла, детей нет.

Хозяин в моем доме - вороненок Гриша. Мне его подарили друзья. Мы с Гришкой вместе уже десять лет. А Сашу я не забуду никогда, он - это моя жизнь.

Зинченко Денис

В личной жизни всенародно любимого актера, который ассоциировался у подавляющего большинства зрительской аудитории исключительно с его суперпопулярным комедийным персонажем Шуриком, были и счастливые и печальные моменты, но всегда рядом с ним были любящиее женщины. Первая жена Александра Демьяненко драматург Марина Склярова рассказывала, что в жизни актер не был таким же веселым, как его комедийный герой, а своего Шурика он просто ненавидел за то, что тот сделал его безумно знаменитым. Эта роль стала роковой в творческой биографии Александра Сергеевича - в его жизни были и другие, более серьезные работы в кино, но они остались почти незамеченными.

На фото – Демьяненко со второй супругой

Со своей первой супругой он познакомился, когда был учеником девятого класса. Вместе они посещали драмкружок в свердловском Дворце пионеров, и это была любовь с первого взгляда. Демьяненко всегда мечтал стать актером, но после школы при поступлении во МХАТ потерпел неудачу. Тогда Александр Сергеевич решил пойти на юридический факультет, но проучился там всего полгода. Он не терял надежды стать актером и через год вместе с приятелями поехал в Москву поступать в ГИТИС, и на этот раз удача сопутствовала будущему актеру. Сниматься Демьяненко начал на втором курсе, а после окончания вуза был приглашен в Театр им. Маяковского. К этому времени Марина уже стала женой Александра Демьяненко и поддерживала его в этот переломный период жизни. На ее плечи легли все бытовые проблемы, и Марине приходилось выполнять дома все мужские обязанности, ведь супруг к этому был совершенно не приспособлен.

На фото – актер в роли Шурика

С первой супругой Демьяненко прожил больше двадцати лет, а потом ушел к другой женщине - режиссеру дубляжа Людмиле . Марина Склярова очень тяжело переживала его уход, несмотря на то, что в последние годы их совместной жизни он частенько прикладывался к рюмке. Его уход оказался для нее полной неожиданностью, и от этого ей было еще тяжелее. Вторая жена Александра Демьяненко смогла подарить ему семейное счастье и прощала многие недостатки. У нее была дочь от первого брака Анжелика, которую Александр Сергеевич сразу удочерил, а собственными детьми он за всю жизнь так и не обзавелся. Первая жена актера рассказывала, что он никогда не хотел детей, и когда она сообщила ему о своей первой беременности, он отнесся к этому совершенно равнодушно, и она решила сделать аборт. После этого были и другие, и когда Демьяненко ушел от Марины, она осталась совершенно одна - замуж больше так и не вышла и детьми не обзавелась.

Первая супруга актера призналась, что в последние годы жизни он часто приходил к ней и жаловался на то, что стал никому не нужен. Когда в 1999 году он умер от инфаркта, Марина Склярова не пошла на его похороны, потому что не хотела встречаться с его новой женой и приемной дочерью. Она рассказывала, что Демьяненко стал для нее первой и единственной любовью на всю жизнь. Марина Склярова работает в православном журнале и живет памятью о своем муже.

Приемная дочь актера Анжелика Неволина стала актрисой - она служит в Малом Драматическом театре, снимается в кино. Сам Демьяненко работал до последних лет своей жизни. Когда в девяностые годы прошлого века у него, как и у многих других актеров, почти не было работы, вторая жена Александра Демьяненко, работавшая режиссером дубляжа, обеспечивала его работой, которую он выполнял виртуозно, озвучивая иностранные фильмы и сериалы. Позже, когда сериалы стали снимать на российском телевидении, он принимал приглашения режиссеров и не гнушался и этой работы.

Его Шурика не только знала, но и любила вся огромная страна. А вот самого актера — Александра Демьяненко — по-настоящему знала только его вторая супруга — Людмила Демьяненко. Именно с ней он прожил почти двадцать пять лет. Только она сумела сделать его счастливым, подарив умиротворение и душевный покой, о которых актер мечтал.

О первой половине жизни верной спутницы практически ничего не известно, кроме того, что она родилась в январе 1940 года. Работала педагогом по дубляжу. На ее творческому счету порядка 110 разноплановых картин.

Одной из лучших в России считают Петербургскую школу дубляжа. И действительно, большое количество картин озвучивается именно там, на берегах Невы. Продюсеры из-за океана всегда знают, куда им обратиться за качественным дубляжом.

Много актеров попали на дубляж почти тридцать лет назад, в девяностые, когда только начиналось озвучивание голливудских мультфильмов. Все они с теплотой и благодарностью до сих пор вспоминают поистине легендарную женщину.

Демьяненко Людмила Акимовна — супруга Александра Сергеевича Демьяненко - работала режиссером дубляжа. Несколько лет они с мужем, который подарил свой голос огромному количеству голливудских (и не только) звезд, трудились бок о бок.

Педагог от Бога

Большинство актеров, дублирующих иностранных персонажей и героев мультфильмов, во многом своим умением обязаны именно ее таланту, опыту и мудрости, которым в полной мере обладала Людмила Демьяненко. Те, кто с ней работал, говорили, что эта женщина поистине была педагогом от Бога. Талант, терпение, умение понятно объяснить поставленную задачу и подсказать либо поискать вместе способы ее решения — вот этими качествами она пользовалась в работе с актерами дубляжа.

Из жизни Людмила Акимовна, биография которой почти неизвестна обывателям, ушла рано — в 2005 году, пережив своего гениального мужа всего на шесть лет. Но команда, которую она успела создать, работает в полную силу до сих пор.

От Марины к Люде

Людмила не сразу появилась в жизни того самого Шурика, которого и сейчас любят миллионы зрителей. Это произошло, когда оба они уже были довольно зрелыми людьми и успели прожить некоторое время в предыдущих браках.

Свою первую жену — Марину Склярову - Александр Демьяненко встретил еще в школьные годы. Они ходили в один драмкружок и все время мечтали о всенародной славе и огромной сцене. Общие цели и одинаковые интересы и стали побудительным мотивом для заключения брака. И все-таки, несмотря на теплую дружбу и юношескую любовь, настоящей семьи не получилось. Марина даже не взяла фамилию мужа. Они много времени проводили вместе, ходили в театры, на концерты, держась за руки. Никогда не ссорились. Казалось, что их семейная жизнь не допускает ни тени, ни облачка.

Друзьям и коллегам Демьяненко Склярова запомнилась как боевая добытчица разных дефицитов. Именно благодаря ей в холодильнике появлялись балык, хорошие сыры и икра. Так продолжалось 16 лет. Но однажды он позвонил домой и сказал, что больше не придет. В 37 лет Александр Демьяненко, наконец, встретил ту, о которой долго мечтал и которая его понимала.

«Как хорошо быть самим собой!»

Этой необыкновенной женщиной и оказалась Людмила Демьяненко, семья для которой всегда была на первом месте. Они стали жить вместе достаточно быстро после знакомства. Александр Сергеевич никогда не называл свою вторую жену Людой. Для него она была Людочкой или Людонищей. Он часто баловал ее, принося в постель бутербродики. Даже с ее дочерью от первого брака с Сергеем Неволиным Анжеликой удалось выстроить довольно хорошие отношения. и сейчас вспоминает о своем отчиме с особенной теплотой. Правда, часто интервью она не дает, памятуя о том, что Демьяненко, несмотря на то, что был поистине народным артистом, не любил публичности. В детстве Александр Сергеевич не особенно интересовался девочкой. А вот когда она подросла и стала актрисой, они необыкновенно сблизились.

Людмила Акимовна Демьяненко, биография которой неразрывно связана с ее вторым супругом, сумела окружить его теплом и уютом. Так он мог просто жить, оставаясь самим собой, заниматься любимым делом. Супругам было настолько хорошо вместе, что они даже не задумывались об этом, и до загса так и не дошли. Но иногда вспоминали об этом, когда в гостиницах их не заселяли в один номер, мотивируя тем, что в паспортах у них нет штампов.

Поддержка любимой женщины

Тягостная процедура развода актера Александра Демьяненко с первой женой состоялась только спустя двенадцать лет. И все это время Людмила Демьяненко терпеливо ждала этого, не намекая ни словом, ни взглядом. Зато после развода киношный Шурик сразу же повел ее под венец.

Александр Сергеевич не обзавелся большим количеством друзей. Ему больше нравилось уединение. А свою все не заканчивающуюся популярность он и вовсе не терпел. Актер обижался, что зрители запомнили его только как Шурика, а вот о драматических работах в «Угрюм-реке» или «Мир входящему» даже не вспоминают.

Людмила Демьяненко (фото 25 лет ее жизни отображали вместе с ней и горячо любимого мужа) отлично понимала, что чувствует Александр Сергеевич, поэтому просто старалась быть рядом с ним, успокаивать и поддерживать. Бывало, что он запирался в своем кабинете, а она забегала каждые четверть часа, просто для того, чтобы увидеть его или спросить что-то абсолютно неважное в этот момент. Но ей так нравилось слышать его короткие рассеянные ответы.

Четверть века в искренней любви

Только Людмила Демьяненко могла создать для своего Саши атмосферу любви и спокойствия. А ведь было время, когда известный актер печалился от своей невостребованности. Но не отчаивался, дублируя фильмы и мультики, участвуя в театральных постановках. Одновременно с этим он не прекращал надеяться на новые роли в кино.

Но самое главное, что Александр Сергеевич испытывал безграничное счастье рядом с женщиной, которая когда-то приняла его таким, какой он есть в обыденной, а не киношной жизни, простого, с одним небольшим чемоданчиком. Именно благодаря своей Людочке он преобразился. Будучи замкнутым, даже где-то нелюдимым человеком, он полностью менялся в присутствии жены, был с ней нежным и трогательным, часто ее обнимал, как бы невзначай касался руки.

Он раскрывался в присутствии друзей и подруг Люды, которые никогда не смотрели на него, как на экранного Шурика, видя в нем умного, интеллигентного мужчину, который всегда был очень интересным собеседником. А сам Александр Сергеевич чувствовал себя комфортно в любой ситуации, к которой имела отношение его Людочка. Когда она просто входила в комнату, где они сидел с книгой, улыбка моментально освещала его лицо. Именно благодаря ей Демьяненко забывал обо всех проблемах сомнениях, творческих метаниях. Главное, что она была рядом с ним. А это давало ему силы жить.

Их тихий уход в вечность

Никто из окружающих не догадывался, что у Демьяненко есть какие-то проблемы с сердцем. Он настолько любил свою Людочку, что не хотел доставлять ей даже минимальных хлопот и волнений. Не желал ее обременять и привлекать к себе внимание. Перед каждым спектаклем Александру Сергеевичу приходилось наклеивать сердечный пластырь и тайно от жены класть под язык нитроглицерин.

Когда же Людмила Акимовна уговорила его пойти в больницу, врачи обнаружили, что актер перенес инфаркт. Но даже в этой ситуации он не показал любимой, как ему больно. Просто суховато сказал ей об инфаркте и продолжил читать книгу.

Людмила Демьяненко, биография которой много лет была одной на двоих с ее вторым мужем, стала вдовой в августе 1999 года. Муж всего несколько дней не дожил до назначенной операции на сердце.

На его могиле нет фотографии, только фамилия и годы жизни. Так решила сделать любимая женщина, понимая, как сложно было ее Саше жить под прицелами взглядов миллионов. Пусть же хотя бы в своем последнем пристанище он отдохнет от всего этого.

Людмила Акимовна пережила мужа всего на шесть лет, уйдя за ним туда, где они всегда будут рядом.

Народный интеллигент России

22 августа 1999 года не стало Александра Демьяненко. Он сыграл в 73 фильмах, а в памяти народной так и остался Шуриком из легендарной ленты Гайдая «Операция «Ы», собирателем фольклора из фильма «Кавказская пленница», инженером-изобретателем из картины «Иван Васильевич меняет профессию».

Ярлык очкастого белобрысого недотепы приклеился к нему намертво. Почему ему так и не удалось «переиграть» Шурика, в кого на самом деле он был влюблен и почему только в 37 лет нашел «своего» человека, поделились с «МК» его коллеги и друзья.

«До операции не хватило 10 дней»

— Мы играли с Александром Демьяненко вдвоем в спектакле, на сцене, отворачиваясь, украдкой от зрителей он глотал нитроглицерин, — говорит народный артист Российской Федерации Михаил Светин. — В последние годы у него были большие проблемы с сердцем. Когда начались боли в области желудка, Саша думал, что дает о себе знать язва. А выяснилось, что это уже второй инфаркт, о первом он и не догадывался. Требовалось делать шунтирование. Я сам двадцать лет назад прошел через эту операцию. И Сашу торопил, ему непросто было решиться лечь на операционный стол. Он сторонился врачей, в чем-то даже побаивался. Я ему твердил: «Нитроглицерин сначала действует три часа, потом идет привыкание, и действие таблетки сокращается до двух часов, до 40 минут, до 30… Идет закупорка сосудов, просвет становится все меньше и меньше». В середине августа в 99-м я приехал с гастролей, стояла страшная жара, я узнал, что наконец он лег в больницу. Сашу начали готовить к коронарографии, ждали, когда выйдет из отпуска нужный врач и спадет зной. Операцию назначили на 1 сентября. Ему чуть-чуть не хватило жизненных сил. Из-за коронарной болезни сердца случился отек легкого. Саша умер 22 августа в больнице.

Александру Демьяненко было только 62 года. С любимцем публики прощались на «Ленфильме». Гроб с его телом стоял в самом большом павильоне. Проститься с народным артистом пришло несколько десятков тысяч петербуржцев.

— Проблемы с сердцем у Александра Демьяненко начались после разговора с главным режиссером Театра комедии Татьяной Казаковой?

— Получив новое назначение, она вызвала к себе народных артистов, начала знакомиться.

Посмотрев на Демьяненко, она сказала: «Я вас не знаю как артиста театра. Я вас видела только в кино». Саша вспылил: «Ах, в ваши планы артист Демьяненко не вписывается, значит, я уволен», — и вышел с белым лицом, хлопнув дверью. Мне кажется, что наш театр он не особо-то и ценил. Юрий Томашевский пригласил его в свой «Приют комедианта». Он замечательно играл потом в спектакле «Владимирская площадь». А как он нравился публике в роли фиванского царя Креона в «Антигоне»!

— Он не злоупотреблял спиртным?

— Одно время Саша выпивал довольно крепко, у многих артистов бывает такой период. В последние годы мог позволить себе только рюмочку, не больше. Помню, мы снимались вместе в короткометражном фильме, сцены были на морозе, кто-то грелся водкой, а у Саши всегда с собой термос с кофе и коньяком. Бывало, что мы запирались после спектакля, сидели, беседовали «за жизнь». Я травил анекдоты, но Саша был человеком «в себе», он вообще очень трудно сходился с людьми, избегал случайных компаний. Был очень скромным, без наших актерских штучек — в общем, другой, очень мудрый, пунктуальный и без всяких понтов.


Александр Демьяненко с любимой женой Людмилой. Фото: Валерий Мишаков.

«Был человеком, застегнутым на все пуговицы»

Александр Демьяненко прославился своими ролями в фильмах режиссера Гайдая. Но молодого актера заметили уже после первых его картин. В лирической комедии «Карьера Димы Горина» Александр Демьяненко исполнил роль честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в таежной глуши вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остался на строительстве высоковольтной линии передачи, где встретил свою любовь.

— Саша Демьяненко — настоящий божий человек, чистый, порядочный, интеллигент высшей пробы, — говорит его партнерша по картине, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова.

Зрители хотели верить, что Демьяненко с Конюховой и в жизни составляют пару.

— Какая там пара! Мне было уже 30 лет, а вокруг меня — одна молодежь. Саша ходил за ручку со своей юной женой Мариной, с которой раньше занимался в драмкружке свердловского Дворца пионеров. Поселились они в избушке отдельно от всей группы. Было видно, что они влюблены друг в друга и очень счастливы. Я же, когда начались съемки, узнала, что беременна. Меня постоянно тошнило, желание было одно — побыстрее добрести до койки, а молодые актеры каждый вечер устраивали посиделки. В картине с нами снимался Владимир Высоцкий. Он в то время еще не был знаменит. На съемочной площадке был чрезвычайно активный, сам придумывал реплики своему герою, которые принимались режиссером на ура. Помню, как в гримерке он спросил меня: «Танечка, а почему вы к нам никогда не зайдете? Мы собираемся, поем песни». И я, глядя в зеркало, бросила ему невзначай: «Да вы знаете, Володя, я не люблю все эти блатные песни». Он так смутился… Не проронил ни слова в ответ. Потом я мучилась: господи, ну зачем я так сказала?.. Столько лет прошло, а я до сих пор сожалею об этом.

— Владимир Высоцкий и Александр Демьяненко сблизились на съемках?

— У обоих талант, как говорится, «бил через поры». Отсюда и взаимное притяжение. Саша с Володей все время были вместе. Не роптали, когда затянули дожди и была непролазная грязь. Хотя, конечно, они были разными. У Володи душа нараспашку, а Саша был человеком, застегнутым на все пуговицы. Очень интеллигентным, сдержанным, подтянутым и опрятным. В нем не было никакой расхлябанности, никакого чувства превосходства. В огромных очках, вроде не смешной, он обладал удивительным комедийным даром. Его обаяние казалось безмерным. С ним всем было очень комфортно работать. Он никогда не бунтовал, внимательно слушал, о чем говорит режиссер; звучало слово «мотор» — и он моментально включался в работу. Мне казалось, что он вовсе и не играл, а жил в кадре.

— Оценили его роль Шурика в «Кавказской пленнице»?

— Я помню, как Гайдай прочитал мне сценарий. Мы тогда на майские праздники собрались семьями у нас, в небольшом финском домике, на даче. Зажгли в гостиной камин, и Леня начал читать… Я ему тогда сказала: «Если свершится и ты по этому сценарию поставишь фильм, создашь произведение искусства, я перед тобой встану на колени». Потом эта картина буквально прогремела. Мы встретились, я начала аплодировать Лене, просить у него прощения, хотела встать на колени, он ринулся меня поднимать. Саша в этой роли был очень органичным.

— Встречались с Александром Демьяненко после свалившегося на него успеха?

— Очень редко, он же жил в Питере, а я в Москве. Однажды, когда мы отдыхали в Пицунде большой компанией, увидела знакомый профиль — присмотрелась: боже мой, Саша Демьяненко! Мы обнялись. У меня было такое ощущение, будто я встретила родного человека, по сути брата. Тогда уже он сыграл у Гайдая в трех картинах, на него свалилась бешеная популярность, он стал любимцем у публики, как шутил Саша, так же, как собака Мухтар. Но надо отдать ему должное, он остался тем же скромным и интеллигентным Демьяненко. В жизни он никогда не играл на потребу публике Шурика, не изображал нелепость, не пытался смешить людей. Закончились съемки — все, он Александр Сергеевич Демьяненко. Что говорило о его высоком профессионализме.

Он был сдержан, начитан, в нем светился интеллект. Он не любил привлекать к себе внимание, хотя у актеров эта черта чрезвычайно развита. Я помню, как актриса Лидия Смирнова говорила: «Когда я иду по улице, мне хочется, чтобы все сворачивали головы и твердили: смотрите, смотрите, вон артистка идет». А Демьяненко был заземленным, но отнюдь не скучным, в нем чувствовалась внутренняя сила. Что примечательно, при Саше всегда была какая-нибудь книга. При любой возможности он читал.


С котом Симой.

«Был по своей сути ленинградцем»

— Саша Демьяненко — абсолютно нетипичный артист. В нем не было никакой амбициозности, колоссального честолюбия. Есть такое понятие «антизвездность», так вот это как раз о Саше, — говорит его друг, народный артист Российской Федерации Валерий Никитенко. — Мы вместе снимались в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник», играли сотрудников КГБ, расследовали дело военного преступника. Съемки проходили в Риге. Меня сразу поразила потрясающая Сашина деликатность. Он даже своих родителей называл на «вы». Он очень точно чувствовал людей. Был родом с Урала, учился в Москве, но по своей сути был ленинградцем.

Валерий Никитенко рассказывает, что видел Александра Демьяненко и в самые счастливые моменты, и в очень непростые 1990-е годы, когда перестали снимать фильмы, артисты стали невостребованны.

— В это время нас выручили сатирики и драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов, которые от безысходности писали сценарии для ночного телевизионного тотализатора, по сути казино. Съемки проходили в одном из кинотеатров на Петроградской стороне. Это было так странно и глупо. Передача начиналась в половине первого ночи. Чтобы привлечь людей, организаторы пригласили в проект меня и Александра Демьяненко. Мы получали живые деньги. Сашу, конечно, все узнавали, кидались к нему, кричали «Шурик, Шурик» или фразу из «Кавказской пленницы» «бамбарбия кергуду». Под взглядами сотен людей ему было очень некомфортно. Он понимал, что люди не до конца понимают разницу между персонажем и артистом, а объяснять некогда.

Репортеры совали ему под нос микрофон, пытались взять интервью, он еле сдерживался, злился, старался скрыться. Он был непрактичным, избегал публичности. А в 1990-е годы как раз надо было быть очень бойким человеком. Для него это время было ужасным. Если бы не вторая жена Людмила, которую ему бог послал, Саша этот период пережил бы еще острее.

— Первая жена Демьяненко, драматург и сценарист Марина Склярова, говорила о тяжелом характере мужа, его пьянстве и одиночестве, мешавших ему жить и строить отношения с людьми.

— Марина была умная, тонкая, но в ней была некая претензия на исключительность, что совершенно было чуждо Александру. Он какой-либо надменности не выносил. Марина была театроведом, я думаю, что у нее были большие запросы, чем то, что ей удалось достичь. Марина обожала, когда вокруг были знаменитые люди, которые, с ее точки зрения, соответствовали ее кругу. Она была очень прозорливым человеком и точно понимала, кто, что и как. Сблизиться с ней было непросто. Откровенничала она только с избранными людьми. При этом отнюдь не источала сострадания, нежности, готовности прийти на помощь, что потом, собственно, Саше и дала Люся.

— Как они познакомились?

— Александр был потрясающим мастером озвучания. Нужно было, не смотря на экран, а стоя спиной, слыша только звук, попадать в текст, и Саша это делал блистательно. Он был абсолютным мастером, абсолютным снайпером. Людмила Акимовна, которую мы звали Люсей, сначала работала актрисой ансамбля русского классического водевиля при Ленинградской филармонии, затем ассистентом режиссера дубляжа на киностудии «Ленфильм». Потом сама возглавляла процесс. Они встретились на озвучивании одной из западных картин, потом был второй фильм и третий… Люся, будучи чутким человеком, уловила Сашину неприкаянность в отношениях с первой женой. Они много откровенно говорили. Это были на самом деле две половинки. Ему было 37 лет, ей — 35. Счастье, что они встретились, да еще в такой нужный момент. Я потом видел, как они понимали друг друга с одного лишь взгляда, им не нужно было слов, чтобы объясниться. Не все в жизни у них сразу устроилось в плане быта. Сначала они жили в Сосновой Поляне, у черта на куличках. Люся сделала все, чтобы у них была квартира на улице Маяковского, она приложила максимум усилий, чтобы она была уютная, чтобы Саше в ней было хорошо.


Актер на отдыхе с женой Людмилой. Фото: Валерий Мишаков.

— Как он решился уйти из первой семьи?

— Решилась она! Люся поняла, что Сашу надо спасать. Много было разговоров, что первая жена, Марина, его подавляла, что она не хотела детей. Я думаю, что там все было гораздо сложнее. Марине очень хотелось представлять критическую мысль своего поколения. Она хотела всегда, чтобы все было безукоризненно, чтобы это было высший класс. А Саша был совсем другим человеком. Ему важно, чтобы было общение, чтобы было весело, чтобы было без фальши. Бывало, Марина приходила, видела застолье, начинала выговаривать: «Саша, ну как это можно? Как вы сидите? Где у нас скатерть?». Или он выскакивал из ванной в одной майке, брал книгу, чтобы почитать, и слышал: «Надень халат, ты же в доме, а не в бане». Несмотря на все ее выкрутасы, Саша первое время ее все-таки любил. Это было видно даже со стороны. Потом терпел, пока судьба не сделала ему шикарный подарок. Он встретил Люсю, которая его отогрела. От Марины он ушел, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельем. Стоя на пороге, продекламировал: «Я к вам пришел навеки поселиться!». Люся создала его мир, в доме у него был уютный уголок с книгами, на колени к нему забирался кот Сима, которого он обожал. На даче в Соснове при появлении Людмилы стала совсем иная аура. Он так любил, когда к ним приезжали гости, и были вечерние посиделки, и разговоры обо всем и ни о чем.

— Я считаю, что эта чуткая и нежная женщина продлила ему жизнь, — дополняет Татьяна Конюхова. — Что Люда, что ее дочка Лика — очень теплые люди, они настоящие питерцы, ленинградцы, такое в них чувство такта, сострадания и справедливости.

— Как у него сложились отношения с Анжеликой, дочерью Людмилы?

— Все, что касалось Люси, им принималось с открытой душой, — продолжает рассказывать Валерий Никитенко. — Когда они поженились, Лике было 13 лет, у нее сложились очень теплые и доверительные отношения с Сашей. Он не пытался сюсюкать с ней, не лез в душу, не навязывался в отцы. У нее был свой отец — Сергей Неволин, штурман дальнего плавания. Саша называл Лику падчерицей, но в том, как он произносил это слово, было столько теплоты и нежности! Надо помнить о деликатности Саши. О его потрясающем чувстве юмора. Он словами не бросался, но если отпускал реплику, она была точно «в десятку». Когда Лика в 18 лет полюбила и привела в дом сокурсника Алексея, очень странного молодого человека, Саша, все прекрасно понимая, оценил ее выбор и поддержал. Сейчас Анжелика Неволина — известная актриса, работает в Малом драматическом у Льва Додина, много снимается в кино. В легендарной ленте Владимира Бортко «Собачье сердце» она исполнила роль машинистки Васнецовой.

— Александр в разговорах не сетовал, что у него не было собственных детей?

— Это была запретная тема. Потом начали говорить, что он не любил детей. Я не замечал этого неприятия. Просто так сложилась жизнь.

«Когда перестали снимать, ушел с головой в дубляж»

— Он любил пересматривать свои фильмы?

— У меня сложилось такое ощущение, что не любил, — говорит Валерий Никитенко. — Все помнили его Шурика. Сам Саша считал, что как актер не сделал в «Операции «Ы» и «Кавказской пленнице» ничего сверхъестественного и серьезного. Не было там мук творчества. Выше по мастерству он ставил фильмы «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река». Но с горечью констатировал, что те роли оказались в забвении.

Роль Шурика стала для Демьяненко роковой. Он признавался, что после нее его практически перестали снимать. Режиссеры боялись, что каждый их фильм будет восприниматься как комедия. Именно тогда он с горя начал выпивать.

— Кинематограф — жестокая вещь, — считает Татьяна Конюхова. — Бывает, что к актеру приклеивается определенное амплуа — и всё, вроде он больше ничего и не может. А у актера огромные возможности. Так было и с Сашей. К нему приклеилась маска чудика, такого нелепого, смешного человечка. Он постоянно слышал «Шурик, Шурик», в то время как мечтал о серьезных ролях и был очень образованным, культурным и начитанным человеком.

В годы вынужденного простоя Александр Демьяненко с головой ушел в дубляж фильмов.

— Это был не только хороший дополнительный заработок, Саша от процесса озвучивания получал большое удовольствие, — говорит Валерий Никитенко. — Его голосом на наших экранах заговорили Роберт Де Ниро, Жан-Поль Бельмондо, Витторио Гасман, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт. Он соприкасался в работе с великими мастерами и тем был счастлив. Саша в этих ролях раскрывался как очень глубокий человек и артист.

— У Александра был удивительный баритональный тембр голоса, — говорит Татьяна Конюхова. — Я считаю, что половина успеха картины «Мертвый сезон» принадлежит Демьяненко. Как тонко, как проникновенно он озвучил разведчика Ладейникова, которого играл Донатас Банионис. Чуть ли не во всех советских фильмах Банионис говорит голосом Саши Демьяненко. Мало кто знает, но он также озвучивал и мультипликационные фильмы. Да еще как!

— Саша на самом деле гениально озвучивал роли, — дополняет Михаил Светин. — После того как мы снялись с ним в короткометражке, я уехал на гастроли в Астрахань. Мне позвонили, спросили, как быть. Я ответил: «Пусть меня озвучивает Демьяненко». Надо сказать, что он уловил и передал все малейшие интонации моего голоса. Саша был очень талантливый человек.

— У Александра были две родные сестры — Наталья и Татьяна, а также сводные брат и сестра — Володя и Надя, он с ними общался?

— В Питере я их ни разу не видел, — говорит Валерий Никитенко. — Несколько раз Саша сам ездил в Свердловск. К нему же приезжал только отец, когда уже был нездоров. Они приходили к нам в гости в коммунальную квартиру. Сашин отец, Сергей Петрович, обожал пельмени. Это был очень интересный человек, в молодости он окончил ГИТИС, работал в знаменитой «Синей блузе», долгое время трудился импресарио у Юрия Башмета, преподавал актерское мастерство в консерватории. Но, несмотря на солидный послужной список, был очень простым в общении.

— Людмила совсем ненамного пережила мужа?

— Ее не стало через шесть лет, в 2005 году. За 24 года совместной жизни они ни разу не поссорились. Они одинаково ощущали жизнь, между ними было такое взаимопритяжение, что без Саши не просто опустел мир, но и незачем стало жить. Люсю похоронили рядом с Сашей на Серафимовском кладбище. Они лежат прямо у храма. Лика очень бережно следит за их могилами, там всегда стоят живые цветы, отдельно у Саши, отдельно у Люды.

Первая жена Демьяненко, Марина Склярова, на похороны бывшего мужа не пришла. Объяснила свое решение тем, что там собрались чужие люди. Замуж она так и не вышла, увлеклась религией, работала в православном журнале.

На приемном экзамене в театральном училище Александр Демьяненко читал диалог Счастливцева и Несчастливцева сразу за обоих. В реальной жизни он никогда не играл, был самим собой. Но судьба по-театральному щедро отмерила ему как счастья, так и несчастья. Не поскупилась только на любовь зрителей.

В личной жизни всенародно любимого актера, который ассоциировался у подавляющего большинства зрительской аудитории исключительно с его суперпопулярным комедийным персонажем Шуриком, были и счастливые и печальные моменты, но всегда рядом с ним были любящиее женщины. Первая жена Александра Демьяненко драматург Марина Склярова рассказывала, что в жизни актер не был таким же веселым, как его комедийный герой, а своего Шурика он просто ненавидел за то, что тот сделал его безумно знаменитым. Эта роль стала роковой в творческой биографии Александра Сергеевича - в его жизни были и другие, более серьезные работы в кино, но они остались почти незамеченными.

На фото – Демьяненко со второй супругой

Со своей первой супругой он познакомился, когда был учеником девятого класса. Вместе они посещали драмкружок в свердловском Дворце пионеров, и это была любовь с первого взгляда. Демьяненко всегда мечтал стать актером, но после школы при поступлении во МХАТ потерпел неудачу. Тогда Александр Сергеевич решил пойти на юридический факультет, но проучился там всего полгода. Он не терял надежды стать актером и через год вместе с приятелями поехал в Москву поступать в ГИТИС, и на этот раз удача сопутствовала будущему актеру. Сниматься Демьяненко начал на втором курсе, а после окончания вуза был приглашен в Театр им. Маяковского. К этому времени Марина уже стала женой Александра Демьяненко и поддерживала его в этот переломный период жизни. На ее плечи легли все бытовые проблемы, и Марине приходилось выполнять дома все мужские обязанности, ведь супруг к этому был совершенно не приспособлен.

На фото – актер в роли Шурика

С первой супругой Демьяненко прожил больше двадцати лет, а потом ушел к другой женщине - режиссеру дубляжа Людмиле . Марина Склярова очень тяжело переживала его уход, несмотря на то, что в последние годы их совместной жизни он частенько прикладывался к рюмке. Его уход оказался для нее полной неожиданностью, и от этого ей было еще тяжелее. Вторая жена Александра Демьяненко смогла подарить ему семейное счастье и прощала многие недостатки. У нее была дочь от первого брака Анжелика, которую Александр Сергеевич сразу удочерил, а собственными детьми он за всю жизнь так и не обзавелся. Первая жена актера рассказывала, что он никогда не хотел детей, и когда она сообщила ему о своей первой беременности, он отнесся к этому совершенно равнодушно, и она решила сделать аборт. После этого были и другие, и когда Демьяненко ушел от Марины, она осталась совершенно одна - замуж больше так и не вышла и детьми не обзавелась.

Первая супруга актера призналась, что в последние годы жизни он часто приходил к ней и жаловался на то, что стал никому не нужен. Когда в 1999 году он умер от инфаркта, Марина Склярова не пошла на его похороны, потому что не хотела встречаться с его новой женой и приемной дочерью. Она рассказывала, что Демьяненко стал для нее первой и единственной любовью на всю жизнь. Марина Склярова работает в православном журнале и живет памятью о своем муже.

Приемная дочь актера Анжелика Неволина стала актрисой - она служит в Малом Драматическом театре, снимается в кино. Сам Демьяненко работал до последних лет своей жизни. Когда в девяностые годы прошлого века у него, как и у многих других актеров, почти не было работы, вторая жена Александра Демьяненко, работавшая режиссером дубляжа, обеспечивала его работой, которую он выполнял виртуозно, озвучивая иностранные фильмы и сериалы. Позже, когда сериалы стали снимать на российском телевидении, он принимал приглашения режиссеров и не гнушался и этой работы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»