Первый в мире танк — русский. Танк (история изобретения)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Слово «танк» происходит от английского слова tank, то есть «бак» или «цистерна». Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии царским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (один вариант перевода слова tank).

Первая механическая повозка этого рода была изобретена по всей вероятности в 1769 г. французом Кюньо, установившим паровую машину на повозке. Ему удалось добиться скорости в 4 км, но он вынужден был останавливаться каждые 20 мин., чтобы поднимать давление пара. Когда же изобретатель, показывая свое изобретение представителям французского правительства, свалил каменную стену, - он был посажен в тюрьму.
Гусеничный движитель был изобретен выходцем из крестьянского сословия Саратовской губернии, Федором Абрамовичем Блиновым (1827-1902 гг.).
В 1877 году Блинов изобретает «гусеничный вагон», своеобразные гусеничный прицеп, передвигавшийся пароконной упряжкой; опытный образец был построен летом 1880 г. и испытан, в том числе и на болотистой местности. Эффект был весьма и весьма многообещающим, в частности в пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей.

Первым реальным шагом по пути создания танка была изобретенная одним американцем в 1888 г. паровая самодвижущаяся повозка на бесконечных гусеничных рельсах; в свою очередь, гусеница была изобретена англичанином Рихардом Ловеллем Идживортом, запатентовавшим ее в 1770 г.
В 1888 году был изготовлен «Самоход», педставлявший по сути первый гусеничный трактор. Двигателем служили две паровые машины по 12 л.с. при 40 оборотах каждая, котел на 6 атм. был с нефтяной топкой. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Машина демонстрировалась на сельхохозяйственной выставке в Саратове в 1889 г., улучшенная модель была представлена на Нижегородской выставке в 1896 г., при этом за свое изобретение автор получил похвальную грамоту; тем не менее массовой постройки гусеничных тракторов в Российской Империи не производилось.

Предшественником танка в отношении многих деталей, особенно механизма управления, явился трактор с созданием двигателя внутреннего сгорания. Его дальнейшее развитие было совершенно ясно, так как комбинация этого двигателя с гусеничной цепью дала возможность сконструировать повозку, способную передвигаться без дорог и по болотистому грунту благодаря распределению веса машины на большой площади.
Но я бы все же признал окончательно и бесповоротно первенство за машиной изготовленой в Англии, 1910 году в единственном экземпляре. Презназначен этот агрегат был для перетаскивания грузов на Аляске - там с дорогами было плохо, колесные тягачи не обладали необходимой проходимостью, а лошади и собаки возить большие грузы не могли. Однако, построенная в Юконе теплоэлектростанция испытывала потребность в угле, а доставлять его зимой при замерзшей реке было нечем. Поэтому Хорнсби, уже имевший к этому моменту опыт постройки чуть менее масштабного гусеничного парового трактора (10 тонн собственной массы с двигателем всего в 20л.с.) - создал такой вот сухопутный локомотив, который должен был возить уголь от моря до станции всю зиму…

Масса гиганта составляла 40 тонн, а паровая машина развивала 80 л.с. По ровной дороге и без нагрузки трактор мог разогнаться до 40км/ч, а полная масса поезда из трактора и восьми(!) прицепов массой по 12,5т составляла, как несложно подсчитать, 140 тонн. Результат для 1910 года не просто хороший, - фантастический! При собственной массе каждого прицепа около 5т., за одну ходку поезд доставлял, как нетрудно подсчитать, 60 тонн угля

Еще до мировой войны военное министерство производило разные опыты с гусеничными тракторами, снабженными двигателями внутреннего сгорания, хотя при этом оно и не преследовало непосредственных боевых целей, а в 1903 г. Писатель Г.Уэллс предсказал и живо описал странные боевые машины, похожие на танки.
В 1912 г. австралиец Моле предложил военному министерству проект ползучей боевой гусеничной машины. Благодаря применению штырей на концах и гибких гусеничных цепей для езды по кривой эта машина, по-видимому, имела преимущества перед танками. Однако, это сенсационное предложение было скоро забыто, и проект Моле не оказал никакого влияния на действительное изобретение танка; военное министерство не принимало в нем никакого участия, а предложение Моле вообще не было известно до конца войны.
Известна также история с водопроводчиком из Ноттингама, представившим военному министерству за несколько лет перед мировой войной проект вездеходной машины. Этот водопроводчик получил несколько обычных в таких случаях писем, но о дальнейшем ничего не слышал. Через несколько лет по окончании войны проект был обнаружен в одном из пыльных шкафов с резолюцией: «Этот человек болен».

Немцы также могут претендовать на изобретение танка, так как в 1913 г. некий Гебель сконструировал бронированный сухопутный крейсер, страшный своими ощетинившимися пушками. Этот крейсер переходил в Познани через треугольные препятствия высотой 90 фут. (около 27 м). В 1914 г. он сделал попытку повторить показ своей машины перед широкой публикой на стадионе в Берлине, но во время преодоления короткого подъема в 30° машина остановилась, и никакие усилия изобретателя не могли заставить ее вновь начать движение. Долгое ожидание надоело публике, она стала протестовать и требовать обратно входную плату; в несчастного изобретателя полетели даже камни, и он больше не осмелился показывать свое изобретение публично.
Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика - Василием Дмитриевичем Менделеевым.
Проект боевой машины Менделеева-это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.

Все эти предварительные попытки не дали никаких результатов, потому что им недоставало страшного импульса войны, но мировая война сделала изобретение танка неизбежным.
В октябре 1914 г. полк. Свинтон - человек с большим кругозором и фантазией, работавший в качестве военного корреспондента в британской экспедиционной армии, - пришел как «очевидец» к сознанию необходимости бронированной машины, которая была бы в состоянии прокладывать себе дорогу через проволочные заграждения, переходить через окопы и разрушать или раздавливать пулеметные гнезда.

Один из его друзей написал ему об американском тракторе Холт, который мог карабкаться на крутые склоны.
Свинтону пришла мысль использовать эту машину, и 20 октября 1914 г. он послал в военное министерство проект гусеничных истребителей пулеметов. Они должны были быть тяжело забронированы, вооружены пушками, пулеметами, иметь способность переходить через окопы и разрушать проволочные заграждения.

Так родилась идея танка. Его история (пока эта идея оформлялась и стала спустя 15 месяцев реальным танком) является историей долгой борьбы с бюрократизмом.Для разработки нового шасси пришлось обратиться к фирме W.Foster & Co. (Линькольншир), которая занималась в те годы сборкой тракторов Hornsby. Эти машины были уникальны тем, что по сути они представляли собой паровозы на гусеничном движителе и использовались в качестве тягачей для “сухопутных поездов”. Помимо этого, фирма производила колёсные тягачи для полевой артиллерии.

Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года и завершились не слишком удачно. Общая длина машины составила 8 метров, масса – 14 тонн. Танк обладал невысокой проходимостью, а ходовая часть оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок. Тем не менее, максимальная скорость Lincoln Machine No.1 составила 5,5 км\ч, что было несколько выше требуемого показателя.

Длины тракторного шасси не хватало для преодоления окопов и воронок, потому его скрестили с колёсной парой, прикрепив её к корпусу сзади.

Два инженера - Триттон и лейтенант Вильсон, - работая днем и ночью, закончили проект «Маленького Вилли». Полк. Свинтон, осмотрев в Линкольне модель его в натуральную величину, так описал ее в своем письме генеральному штабу:
«Моряки изготовили первый экземпляр гусеничной машины, которая способна переходить через канавы шириной 135 см и вращаться вокруг своей оси, подобно собаке, у которой на спине сидит блоха».

«Нейтральные» США стали за время войны настоящим арсеналом для стран Антанты, и «техники» знали о потребностях, вызванных мировой войной, едва ли не лучше военных наблюдателей. К тому же США обладали развитым машиностроением, потенциал которого еще более возрос за счет заграничных заказов. Так что разработки вездеходных боевых машин велись независимо от мнения военного руководства.

Одной из наиболее совершенных, в техническом плане, американских разработок в области гусеничных боевых машин можно считать бензоэлектрический танк Холта.

Танк имел отделение для пехоты и отдельную дверь для её высадки.

Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям. Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь в 1945 году!

Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно туманной. Ясно было только одно - американская армия после осмотра прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им абсолютно не нужен.

Следующими опять-таки стали американцы из фирмы Holt, разработавшие в конце 1916 года свой проект колесного танка. Работы проводились при непосредственном участии Army Corps of Engineers и при содействии Stanley Steamer. Танк получил массивный корпус, в носовой части которого решили разместить два 2-цилиндровых паровых двигателя системы Double мощностью по 75 л.с. Каждый из двигателей имел индивидуальный привод на одно колесо диаметром 2,4 метра, целиком выполненными из стали, и устанавливался вертикально. Поскольку оба колеса были неуправляемыми для поворота танка было предусмотрено третье колесо “барабанного” типа, крепившееся на поворотном кронштейне в кормовой части корпуса.

Постройка первого опытного образца задержалась и была завершена только зимой 1918 года. Танк отправили на полигон в Абердине, где военные приступили к испытаниям танка, которые… закончились едва успев начаться. Американскую машину постигла та же участь, что и колесный танк Лебеденко – едва сдвинувшись с места Steam Wheeled Tank проехал около 50 футов (15 метров) и прочно увяз в грунте. Было очевидно, что мощности паровых двигателей явно не хватает для того, чтобы танк выбрался из этой “западни”. Присутствовавшие при этом представители от армии были сильно расстроены этим фактом и отказались от дальнейших работ по Steam Wheeled Tank.

Ещё одно чудо американской техники.

Увы, в годы Первой мировой войны наша страна не входила в элитный клуб великих танковых держав. Тот факт, что и Германия, наш главный противник, тоже не была членом этого клуба - слабое утешение (немцы за всю войну произвели 21 (двадцать один) серийный танк собственной постройки).

Но было произведено несколько опытных экземпляров разлиной конструкции. В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 года после долгих проволочек на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой «Вездеход».

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили - разрешение на постройку «Вездехода» было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым (на фото стоит слева).

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 г. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадежным и при испытаниях, в ряде случаев, водителю приходилось пользоваться шестом. Конструкция ходовой части была признана несовершенной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Уже в процессе испытаний Пороховщиков попытался устранить этот недостаток, сделав по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы - соответственно три центрирующих выступа.

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие - «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.

В 1916 году провел в Петрограде испытания - 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем.

Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.

Но, зато никто не будет оспаривать тот факт, что именно в России в годы Первой мировой создан самый большой в мире танк – 17 метров в длину, 9 метров в высоту, 60 тонн веса!

Идея постройки такой необычной машины возникла у капитана российской армии Николая Николаевича Лебеденко во время службы на Кавказе, еще до войны. Он по достоинству оценил арбу – транспортное средство местных жителей. Дорог в привычном понимании этого слова на Кавказе тогда не было, но арба – тележка с двумя колесами с высокими ободами легко преодолевала все кочки и ухабы на том, что считалось там дорогами.

27 августа 1915 года под Дмитровом состоялись первые ходовые испытания гигантского танка. Первые и последние. Машина прошла десяток метров по гати, но мгновенно застряла на мягком грунте – задняя направляющая тележка застряла в канаве.Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.

Первый серийный танк был уже советским. И традиционно цельнотянутым.

Русский «Рено» (также «Рено-русский» , «Танк М» , «Танк КС» (Красное Сормово) ; в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» , по имени собственному первого танка серии) - первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Классификационно относился к лёгким танкамнепосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Выпускался в 1920-1921 годах на Сормовском заводе (Нижний Новгород) малой серией в 15 машин. Несмотря на официальное принятие на вооружение Красной Армии в 1920 году, в каких-либо боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года. Интересно также, что его пулеметное вооружение было изготовлено на базе универсального автомата Федорова.

Comments Off

Comments are closed at this time.

О том, что первые английские танки ради сохранения секретности решили назвать «бак», сегодня знают очень многие. Куда большей завесой тайны покрыты проекты танков, придуманные еще до того, как «Маленький Вилли» и «Большой Вилли» вышли на испытания. Вот об этих совершенно секретных когда-то проектах мы вам сегодня и расскажем.

Машина Буаро

Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать на поле боя машины родилась сразу же, как только подходы к окопам противника опутали многочисленные ряды колючей проволоки. Конечно, порвали бы ее и снаряды, выпущенные из орудий, вот только нужно было их для этого очень много. И тогда французский инженер Луи Буаро в декабре 1914 года предложил для этого необычную машину, с полным правом претендующую на звание самого первого опытного танка Первой мировой войны. Достаточно взглянуть на ее фотографию, чтобы понять, что месье Буаро отличался богатой фантазией. Это была восьмиметровая рама из шести опорных плит, соединенных между собой шарнирами. Внутри нее находилась пирамидальная конструкция с мотором мощностью 80 лошадиных сил и местами для двух членов экипажа. Благодаря колесам она медленно перекатывалась внутри этой рамы, а ее плиты давили проволочные заграждения. Вот только скорость ее было всего лишь три километра в час... Кроме того, ею было практически невозможно управлять. Ну и, конечно, велики были размеры, из-за которых она представляла собой хорошую цель для артиллерии, вот почему от нее и отказались сразу же после испытаний, проведенных в феврале 1915 года.

Вторая модель выглядела компактнее, имела бронированный корпус, пулемет, и могла перебираться через окопы в шесть футов (около двух метров) шириной. Однако скорость ее оказалась даже ниже, чем у первой, - всего лишь один километр в час, а радиус поворота - 100 метров, что было совершенно неприемлемо.

Танк «Бретон-Прето»

Узнав о провале испытаний машин Буаро, другой француз, инженер Жюль Луи Бретон предложил резать проволоку механическим резаком в виде вертикальной пилы с механическим приводом. Устройство было названо «Бретон-Прето» (по имени автора и фирмы изготовителя), и смонтировали его на пятитонном колесном тракторе, который был забронирован и оснащен пулеметом в башне. Во время испытаний этот трактор застрял в окопе, откуда его едва извлекли.

Танк Обрио и Габэ

Еще два французских инженера, Обрио и Габэ, в том же 1915 году на базе сельскохозяйственного трактора «Фильтц» построили странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра. Вооружение башни состояло из 37-миллиметрового скорострельного орудия, а экипаж - из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка. Самым необычным в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по кабелю! Да-да, внутри не было ни аккумуляторов, ни генератора тока - при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана. Понятно, что боевая машина, волочившая за собой такой «хвост», для нужд армии была совершенно непригодна. Почему этого не понимали сами изобретатели - непонятно!

Танк Фрота

В марте 1915 года инженер П. Фрот из компании «Северный канал» предложил построить симметричную колесную боевую машину весом 10 тонн с двумя постами управления, чтобы она могла двигаться на поле боя вперед-назад, не разворачиваясь. Двигатель мощностью всего 20 лошадиных сил помещался в центре корпуса. Экипаж должен был состоять из девяти человек, включая четверых стрелков из пулеметов и троих помощников. Скорость машины составляла 3-5 километров в час, но вот по пересеченной местности она фактически передвигаться не могла.

«Сухопутный крейсер» Хеттерингтона

В первый проект «сухопутного крейсера» представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Толщина его брони составляла 80 миллиметров. В каждой из трех башен располагалось по два 102-миллиметровых орудия. А вот колес имелось всего три: два спереди, диаметром 12 метров - ведущие и одно заднее - рулевое. Два дизельных двигателя должны были обеспечить «крейсеру» скорость движения до 12 километров в час. Когда проект рассмотрели, выяснилось, что масса машины может достигнуть 1000 тонн, а кроме того, при высоте 14, длине 30 и ширине 24 метра это будет прекрасная мишень для германской артиллерии. Поэтому англичане построили уменьшенный макет из... дерева, и все работы над «крейсером» Хеттерингтона решили прекратить, что и сделали в июне 1915 года.

«Полевой монитор» и «Траншейный разрушитель»

В , как известно, был построен Царь-танк капитана Лебеденко, который производил впечатление своими колесами девятиметровой высоты, но зато американцы разработали проект «150-тонного полевого монитора» на колесах диаметром шесть метров, и к тому же с двумя (!) паровыми двигателями.

По замыслу конструкторов, на нем должны были стоять сразу два 152-милли-метровых морских орудия, которые обычно устанавливались на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов Кольта образца 1885 года. Четыре из них в спаренных установках располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были стрелять через амбразуры в корпусе.

Впрочем, 150 тонн американцам показалось мало, и они разработали проект под названием «Траншейный разрушитель» весом уже 200 тонн, то есть даже более солидный, чем германский сверхтяжелый танк «Колоссаль»! Предполагалось, что это будет бронированный «вагон» на ходовой части трактора «Холт», но более длинной. Вооружение должно было состоять из шести 75-миллиметровых французских пушек образца 1897 года, огнемета, еще 20 пулеметов Браунинга с круговым обстрелом; экипаж - 30 человек. Понятно, что выпускать его не стали, как бы он ни радовал глаз!

«Танк-скелет» и другие

Зато в построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиме-трового орудия. Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков. Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!

Танки Макфая

Не были приняты и проекты Роберта Френсиса Макфая - талантливого канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Уже на первом его проекте стоял гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Есть винт и на другом его проекте, причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было шасси на трех гусеницах.

При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.

Другой его проект представлял собой танк уже на четырех гусеницах, однако две передние были расположены друг за другом. Передняя гусеница имела наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные давали невысокое давление тяжелой машины на грунт.

Конец XIX — начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

Китай

История танков остальных стран

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения — нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был , названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » (боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

"Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" ,
"Стоножка", "Марка-1", танк Mk.I.

Э. Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) обратился к командующему британскими войсками в Европе генералу Джорджу Френчу (George Arthur French), сообщив о проходящих экспериментах ("О необходимости истребителей пулеметов"). Генерал откликнулся, а офицеры из штаба изложили в деталях, какая машина им требуется. Будущий "сухопутный броненосец" должен был иметь противопульную броню, преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения в несколько рядов, развивать скорость на местности не менее 4 км/ч. Вооружение должно было состоять из одной пушки и двух пулеметов, экипаж из 6 человек.


"Маленький Вилли"

Опытный экземпляр на шасси трактора "Буллок" под руководством инженера У. Триттона, лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо соорудили за 40 дней на машиностроительном предприятии У. Фостера в Линкольне. Они дали машине название "Маленький Вилли". При боевом весе около 18 тонн ее вооружение должно было состоять из 40-мм автоматической пушки Максима, расположенной в башне в центре корпуса. Вооружение не было установлено, и она испытывалась с фальшивой башней (для веса). Нужно отметить, что сделана она была еще до того, как получили одобренную военными спецификацию, поэтому, хотя испытания и закончились успешно, было решено, что для боя "Маленький Вилли" еще не годится.

Главным недостатком называли то, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц. У инженеров возникла мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения (спонсоны) съемными.


Танк "Большой Вилли" на испытаниях 2 февраля 1916 года.

Вопреки техническому заданию

Выбор был окончательно сделан в пользу машины с ромбическими гусеницами, получившей название танк "Большой Вилли" , а затем "Мать", первый образец которой фирма Фостера выпустила в конце 1915 года, а уже 30 января 1916 года представила машину на испытания. 2 февраля 1916 года в парке Хатфильд неподалеку от Лондона его наблюдал министр вооружений Д. Ллойд Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании, а сэр Уинстон Черчилль даже забрался в него через дверцу в спонсоне.


Танк "Большой Вилли".

Машина успешно перебиралась через нарытые в парке рвы и воронки. Первый танк , конечно, имел немало недостатков, оказался и малоподвижным, и непрочным, но задачам, поставленным перед ним, вполне отвечал. В связи с чем было решено заказать сразу 100 таких "сухопутных броненосцев" и испытать их в боях Первой мировой войны.

Первый танк был известен под рядом названий - "Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" и даже "Стоножка", в серийное производство он поступил с обозначением "Марка-1", или сокращенно танк Mk.I . Для танков было придумано деление на "самок" и "самцов" по типу установленного на них вооружения.

  1. Первый тип ("самец") был пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57-мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м, скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту.
  2. Второй тип ("самка") был вооружен шестью пулеметами "Виккерс" и пушек не имел.

Всего было изготовлено 75 "самцов" и 75 "самок", причем в бою пушечные танки должны были поддерживать пулеметные.


Танк "Марк I" (самец).

Танки Mk.I, 1916-1917 г.
Нажмите на фото танка для увеличения

Надо отметить, что первый английский танк появился на свет вопреки выданному на него техническому заданию, в котором говорилось, что на машине должна стоять 40-мм автоматическая пушка Максима, получившая в английской армии характерное название "Пом-Пом" и два пулемета, но Мк.I этому не соответствовал.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Steven J. Zaloga,"French tanks of World war 1";
  • David Fletcher. British Mark IV Tank;
  • С. Федосеев. "Сухопутные корабли". Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000);
  • R. P. Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank;
  • David Fletcher. British Tanks 1915-19.

октября 25, 2013

Самоходный бронированный фургон

Современную армию невозможно представить без танков. Именно они составляют главную ударную силу сухопутных войск. А ведь история использования этих боевых машин еще даже не достигла столетнего рубежа.

Идея защиты пешего воина от огня противника разрабатывалась давно. Осадные башни, применяемые с древних времен – тому подтверждение. Но нужна была машина, которая могла бы двигаться в боевых порядках пехоты и поддерживать ее своим огнем.

Одним из прародителей современных танков можно считать великого Леонардо Да Винчи. Его самоходный бронированный фургон, по расчетам, должен был приводиться в движение мускульной силой людей, посредством рычагов и зубчатых колес. Конструкция предполагала размещение легких артиллерийских орудий и смотровой башни. Деревянная и металлическая обшивка корпуса должна была надежно защитить экипаж от стрел и огнестрельного оружия. Правда, до практической реализации проекта не дошло.

Гусеничный ход

Идея создания бронированных механизмов возродилась к жизни в XIX веке, когда уже получили повсеместное распространение двигатели, сначала – паровые, а затем – внутреннего сгорания и электрические.

Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Его машина должна была весить около 120 тонн, и развивать скорость до 10 км в час. Планируемое вооружение – 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета) . Поражало количество экипажа – 200 бойцов! Этот проект был запатентован, но так и остался на бумаге.

Толчок к развитию танковых войск дали сражения Первой Мировой войны. После относительно короткого маневренного периода, наступил затяжной позиционный. Налицо был кризис военной мысли. Насыщение пехоты скорострельными винтовками, пулеметами, артиллерией, инженерное оборудование оборонительных рубежей привели к тому, что ни одной стороне не удавалось прорвать фронт. Плотный ружейно-пулеметный огонь буквально выкашивал наступающие войска. Ценой огромных потерь удавалось достичь лишь небольших тактических успехов. Необходимы были какие-то совершенно новые методы взлома оборонительных порядков. Вот тогда-то на арену войны вышли, наряду с отравляющими газами, и первые танки.

Родоначальниками танков считают англичан. Именно они впервые пустили их в серийное производство и применили на поле боя. Однако вопрос первенства – довольно спорный. Дело в том, что русский инженер Пороховщиков еще в 1914 году разработал, а в 1915 – создал модель «вездехода» с гусеничным ходом, весом 4 тонны, экипажем 2 человека. Проект был высочайше одобрен, испытан, но по каким-то неясным бюрократическим причинам до серийного производства не доведен. Испытания прошли в мае 1915 года, то есть на несколько месяцев раньше англичан.

Тем не менее, официальной родиной танков считается именно Англия. Оттуда и пошло современное название. По этому поводу, кстати, существуют разночтения. По одной версии, танк (по-английски это означает цистерну, бак) был так назван в связи с внешним сходством с металлическим резервуаром. Другая версия говорит, что это произошло в ходе секретной операции по переброске боевых машин к театру военных действий, когда их перевозили под видом емкостей с жидкостями.

Самые первые танки назывались Mark I, и подразделялись на «самок» (с пулеметным вооружением) и «самцов» (с установленными пушками) . Вес боевой машины достигал 8,5 тонн. Высота танка составляла 2,5 метра, ширина до 4,3 , длина – до 10 метров с колесным «хвостом». Компоновка танка была осуществлена по ромбовидной схеме. Двигатель мощностью 105 лошадиных сил мог передвигать это бронированное чудо по пересеченной местности со скоростью до 6 км/час. Экипаж в составе 8 человек был защищен 12 мм лобовой броней, что в то время было хорошим укрытием от огня стрелкового оружия и пулеметов. Вооружены они были 1 орудием и 4 пулеметами («самцы») или 5 пулеметами («самки») . Серия танков составила 150 единиц.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года в ходе сражения на Сомме. Хотя сразу же были выявлены недостатки конструкции, все же эффект был потрясающий. Бронированные чудовища наводили ужас на обороняющихся немецких солдат. В течение одного дня боя англичанам удалось достичь тактического успеха, взломав оборону противника на глубину 5 км, понеся потери в 20 раз меньшие, чем это случалось ранее.

Таким образом, боевая значимость танков была доказана. Разработка бронетехники активно продолжилась во всех крупных государствах. Вскоре без танков представить вооруженные силы было просто невозможно.

Через несколько лет танковые войска отпразднуют свой столетний юбилей. Неузнаваемо изменился облик боевой бронированной машины. Но главные требования те же – это скорость, маневренность, защищенность и огневая мощь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»