Основной танк израиля. Танк «Меркава» – революционная колесница Бога. Сравни и подумай

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Израильская «Колесница» осталась далеко позади.
Сравнение танков разных производителей в условиях боевого применения и повседневной эксплуатации не оставляет выбора ни потенциальным покупателям, ни независимым экспертам.

В последнее десятилетие прошлого века и особенно сейчас в моду вошли всевозможные рейтинги, цель которых – выявить лучший товар для его успешного продвижения потенциальному покупателю. Не стал исключением и мировой рынок оружия. Сравнительные характеристики самолетов, кораблей, пушек, стрелкового оружия и т. д., и т. п. заполонили страницы специальных военных изданий. Сопоставляемые показатели исчисляются сотнями и даже тысячами.

Но как говорят военные, принимавшие участие в вооруженных конфликтах последних лет, есть сравнительная статистика, на бумаге демонстрирующая превосходство того или иного образца над своим аналогом, и есть поле боя – настоящее, где техника проявляет себя по-разному. Именно здесь, а не в виртуальном пространстве компьютерных учений определяются победа или поражение, очевидное преимущество одной боевой машины над другой.

Рейтинговый междусобойчик

На исходе первого пятилетия нынешнего века аналитики Forecast International подготовили очередной танковый рейтинг. По их мнению, лучшим в мире в тот период был американский M1A2 SEP Abrams (производитель – корпорация General Dynamics). Он зарекомендовал себя во время войны в Ираке. На втором месте стоял израильский танк Merkava Mark IV (производитель – Israel Ordnance Corps). В боевых действиях будто бы демонстрировал неплохие возможности. Третью позицию занял японский «Тип 90» (Mitsubishi Heavy Industries). Танк создан на базе германского Leopard 2 и позиционировался как самый высокотехнологичный. Однако эта машина не прошла обкатку боем, поэтому и оценивать ее можно лишь теоретически. Не испытал огня сражений и германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), а потому оказался на четвертом месте. Пятая строчка досталась британскому Challenger 2 (Vickers Defense Systems Division), который тоже глотнул огня и пыли в Ираке, но не соответствовал некоторым стандартам НАТО.

Через пять лет журнал «Милитари Орднанс» (США) растиражировал свой взгляд на лучшие танки мира, взяв за основу главные боевые свойства – мобильность, огневую мощь, броневую защиту. В этом рейтинге места в первой пятерке распределились следующим образом: «Леопард-2А5» (Германия), М1А2 (США), «Тип 90» (Япония), «Леклерк» (Франция), «Челленджер-2» (Великобритания). Российский Т-90С занял седьмую позицию, а замкнула десятку лидеров израильская «Меркава Мk3», пропустившая вперед легендарную машину еще советских времен – танк Т-72.

Через несколько лет тот же американский журнал обнародовал новый рейтинг. Как и прежде, первую позицию оккупировал немецкий «Леопард-2А6». Со второго на третье место слетел американский М1А2 SEP, пропустив вперед японца, поменялись позициями «Леклерк» и «Челленджер-2». Российский основной боевой танк (ОБТ) Т-90С не смог пробиться в пятерку лидеров. Но именно он стал в эти годы наиболее востребованной машиной на международном оружейном рынке. И это не рейтинг, а конкретный факт, подтвержденный реальными контрактами. Следом за российским танком разместились «Леопард-2», «Леклерк» и М1А2.

Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.

Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.

Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.

Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.

«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.

Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47 процентов израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60 процентов машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть. Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».

Экспортные перспективы

Тем не менее в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД). Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.

Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.

Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.

Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях. ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым. Именно Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.

Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28 процентов комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия. Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).

Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.

Сравни и подумай

Непредвзятый взгляд на военную технику позволяет сделать объективные выводы. Сравним основные характеристики двух танков.

Характерной особенностью танка «Меркава Mk4» является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней части корпуса со смещением к правому борту. Слева от него расположено отделение управления. По мнению разработчиков, такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Но отделение управления не прикрывается двигателем и трансмиссией с левой стороны. К тому же из-за смещения рабочего места механика-водителя к левому борту и незначительного угла наклона верхнего броневого листа МТО обзор вправо сильно ограничен. Это усложняет управление машиной, например при маневрировании между препятствиями.

Размещение в кормовой части танка «Меркава Mk4» отсека для пехотинцев, носилок с ранеными или дополнительного комплекта боеприпасов значительно увеличило внутренний забронированный объем. Он в два раза превышает забронированный объем российского Т-90С. Такой внутренний объем очень сложно защитить от современных противотанковых средств поражения даже при весе почти 70 тонн. Попытка довести защиту «Колесницы» до уровня Т-90С приведет к еще большому увеличению веса израильской машины.

В свою очередь Т-90С имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря оптимальным компоновочным решениям и применению автомата заряжания танк обладает минимальным забронированным объемом, что позволило обеспечить защиту на уровне современных требований при весе машины 47,5 тонны.

Размещение механика-водителя танка Т-90С по центру дает ему хороший обзор и возможность безошибочно управлять танком в сложных условиях движения. Экипаж российского танка состоит из трех, а не четырех человек, как в «Колеснице». Посадка-высадка всего экипажа Т-90С осуществляется за 8–12 секунд. На «Меркаве Mk4» для этого требуется гораздо больше времени, поскольку заряжающий не имеет своего люка, а командирский настолько тяжел и массивен, что для его открытия используется электропривод.

Огневая мощь «Меркавы Mk4» обеспечивается комплексом вооружения, включающим 120-мм пушку-пусковую установку, 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. Последний может быть заменен на 40-мм автоматический гранатомет. Установка 40-мм гранатомета подтверждает основное назначение танка – борьба с живой силой противника.

Танк Т-90С вооружен 125-мм пушкой-пусковой установкой повышенной точности, спаренным 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами.

Заряжание пушки танка «Меркава Mk4» ручное. При этом 10 снарядов размещаются в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, остальные 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Отсутствие автомата заряжания снижает скорострельность, а также увеличивает внутренний заброневой объем, что опять же существенно повышает массу танка.

Заряжание пушки танка Т-90С автоматическое. Наличие автомата заряжания повышает боевую скорострельность танка до восьми выстрелов в минуту, что превосходит возможности «Меркавы Mk4». Главное, что эта скорострельность не зависит от усталости, ранения и психологического состояния заряжающего.

Системы управления огнем обоих танков по составу и боевым свойствам схожи и включают комбинированные (дневной/ночной) прицелы со стабилизацией линии прицеливания, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат сопровождения целей, цифровой баллистический вычислитель, комплекс управляемого вооружения.

Защищенность «Меркавы Mk4», как и Т-90С, многоуровневая. Она обеспечивается броней, автоматизированной системой постановки дымовых завес, активной защитой.

Для машины с внутренним объемом, как на «Меркаве Mk4», невозможно обеспечить круговую защиту от современных противотанковых боеприпасов одними лишь пассивными средствами. Это подтвердил опыт боевого применения. В результате на танк установили активную систему защиты.

Усиление защиты от поражения сверху привело к увеличению размеров «Меркавы Mk4». В результате танк стал значительно выше, что заметно снизило его маскировочные свойства, увеличило площадь фронтальной и боковой проекций.

Меньшие размеры танка Т-90С, его высота и площадь фронтальной проекции затрудняют обнаружение машины на поле боя благодаря лучшему использованию защитных свойств местности и значительно снижают вероятность попаданий в него со стороны противоборствующего средства. Для Т-90С разработан маскировочный комплект «Накидка», который существенно снижает заметность машины в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, соответственно повышаются ее маскировочные свойства.

Еще один плюс Т-90С – бульдозерный отвал, благодаря чему танк за 20–30 минут способен без вспомогательных средств вырыть полноразмерный окоп. На «Меркаве Mk4» такого нет.

Анализ броневой защиты двух танков позволяет сделать вывод о превосходстве танка Т-90С над «Меркавой Mk4» по баллистической стойкости корпуса и башни благодаря разнесенной броне и качеству изготовления броневых листов, а также наличию динамической защиты. Динамическая защита, которой оснащен танк Т-90С, является на сегодня лучшей в мире. Ее особенность – высокая эффективность против как кумулятивных, так и бронебойно-подкалиберных боеприпасов.

Защита же танка «Меркава Mk4» направлена прежде всего на снижение поражающего эффекта кумулятивных боеприпасов. Это еще раз подтверждает факт, что израильская «Колесница» разработана для использования в специфических условиях и против специфического противника – живой силы, вооруженной ПТУР и РПГ. При ведении боевых действий против танков, имеющих на вооружении мощные бронебойно-подкалиберные снаряды, защита «Меркавы Mk4» неэффективна.

Что касается автоматизированной системы постановки дымовых завес, которая предупреждает о лазерном наведении и обеспечивает автоматический отстрел дымовой шашки в сторону источника луча, то ею оснащены обе машины.

Габариты и большой вес «Меркавы Mk4» значительно ограничивают как оперативно-тактическую, так и стратегическую подвижность. Израильский танк оснащен мотором в 1500 лошадиных сил. У Т-90С мощность двигателя 1000 лошадиных сил. Но если разложить лошадиные силы на вес танков, то их возможности сопоставимы. Повышенная мощность ведет к увеличению потребления топлива. Запас хода по асфальту обоих танков составляет порядка 500 километров. Но «Колесница» съест 1400 литров горючего, а Т-90С – только 1200. Военные понимают, что в боевых условиях разница существенна. Кроме того, «Меркава Mk4» работает только на солярке. Двигатель танка Т-90С многотопливный, что дает очевидные преимущества в военное время.

Далеко не всем известно, что «Меркава Mk4» оснащена пружинной подвеской. При движении по пересеченной местности она ограничивает скорость машины и точность стрельбы с ходу, так как колебания корпуса серьезно влияют на ошибку стабилизации при наведении оружия. На бронетехнике основных армий мира такой тип подвески практически не используется.

Танк Т-90С оснащается торсионной подвеской, обеспечивающей высокую плавность хода, возможность двигаться по пересеченной местности на больших скоростях и повышенную точность стрельбы с ходу. Автомат переключения передач повышает удобство управления, уменьшает физические нагрузки и утомляемость механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.

Т-90С отличается высочайшей надежностью. Это один из принципов, которым руководствуются российские инженеры при создании танков. Наши танки обладают огромным резервом для модернизации и отличаются простотой обучения экипажа и техперсонала, высокими эксплуатационными характеристиками, что существенно снижает требования к уровню подготовки эксплуатантов.

И, наконец, по параметру «цена-качество» российский Т-90С оставил далеко позади не только «Меркаву Mk4», но и танки других ведущих производителей. Потому и стал самым продаваемым на зарубежных рынках.

В данной статье поговорим о вооружении. Разберём подробно три модели самых распространённых израильских танков, рассмотрим их боевые характеристики и применение.

"Меркава МК.4"

Один из самых ярких представителей нашего списка. Проект был разработан и утвержден в августе 1970 года. В декабре 1974 года были выпущены два первых опытных образца танка "Меркава МК.1", а спустя 5 лет данный танк был официально принят на вооружение армии Израиля.

После того как "МК.1" поучаствует в Ливанской войне, израильское правительство решит модернизировать данную модель. В период с 1982 по 2002 года боевая машина будет трижды модернизирована, а в 2004 году на вооружении армии Израиля появится окончательный вариант танка "Меркава МК.4".

На танке установлен дизельный двигатель от американского производителя Generals Dinamics, мощность которого составляет 1500 лошадиных сил. Оборудование, предназначенное для преодоления водных препятствий, на боевой машине отсутствует, механизмов для самокопания тоже нет.

Израильский танк имеет массу 70 тонн, но при этом степень его защищенности ниже, чем у "Т-90", масса которого составляет 50 тонн. Новая башня после ряда изменений получила наиболее высокое бронирование, а вот нижний бронилист танка имеет броню всего в 100 мм.

На "Меркава МК.4" установлено орудие марки MG 253, которое обладает отличной скорострельностью и барабанным механизмом заряжания, количество патронов в барабане равняется десяти. Весь боекомплект составляет 46 снарядов (вместе с изначально заряженным барабаном). Ещё одно преимущество данного орудия заключается в том, что экипаж имеет возможность стрелять лёгкими противотанковыми ракетами LAHAT.

За всё свое время существования в бою израильские танки "Меркава МК.4" были испытаны дважды: Вторая ливанская война (2006 года), Сектор Газа (2011).

"Магах 3"

В период с 1964 по 1966 год из Германии и США на вооружение израильской армии поступило 150 единиц танков М48А1 и около 100 боевых машин марки М48А2С, которые в дальнейшем получили название "Магах", что в переводе означает "удар тарана".

15 декабря 1966 года начались работы по модернизации моделей "Магах 1" и "Магах 2". В конечным результате после ряда изменений появился израильский танк "Магах 3",который отличался от предшественников новым английским орудием марки L7 калибром в 105 мм, ранее было установлено американское орудие марки М41 калибром в 85 мм. Башня была полностью заменена и имела очень низкий профиль, бензиновый двигатель был заменён на дизельный, мощность которого составляла 750 лошадиных сил, а для работы гидравлической системы начали применять негорючую жидкость, для большей защищённости экипажа на танк была добавлена динамическая защита Blazer.

В дальнейшем танк "Магах-3" пережил около 15 модернизаций, на момент начала 1990 годов на вооружении израильской армии находилось более 1800 единиц танков семейства "Магах" различных модификаций.

Израильские танки семейства "Магах" отлично проявили себя в боевых действиях и участвовали в таких войнах, как Шестидневная война, Война на истощение, Война Судного дня, Ливанская война. Также данные боевые машины участвовали в боевых действиях в южном Ливане и Секторе Газа.

В 2006 году все устаревшие образцы "Магах" были заменены на израильские танки "Меркава". После замены всех старых образцов было принято решение о том, что на вооружении 460-ой учебной бригады останутся танки модели "Магах", остальные боевые единицы были переданы в армейский резерв.

Краткая история танка "Магах 3" в российском танковом музее

В ходе ведения боевых действий в Ливане сирийским войскам удалось захватить танк "Магах 3", трое членов без вести пропали, за информацию об их местонахождении правительство Израиля объявило награду в 10 миллионов долларов, на данный момент израильский танк в Кубинке. В СМИ ранее обсуждалось множество различных версий по поводу захвата боевой машины сирийскими войсками.

В подмосковном танковом музее нет подобных экспонатов, на которых установлена динамическая защита Blazer или что-то в этом роде, "Магах 3" остаётся пока единственным представителем, но, скорее всего, танк в ближайшее время будет возвращён на родину.

"Сабра"

Израильские танки представляет также боевая машина, которая разработана израильской компанией в период с 2002 по 2005 год, ее название - "Сабра".

Данная модель является глубокой модернизацией танка США "М60А3". В сравнении с американским предшественником бронирование и защищенность "Сабра" значительно выше, а благодаря тому, что на машину установлен пасивный модульный комплект броневой защиты, можно изменять массу боевой машины в зависимости от обстановки на поле боя, что является большим плюсом.

Танк оборудован орудием марки MG 253, калибр которого 120 мм. Плюсы данного выбора заключаются в том, что орудие обладает очень большой дальностью поражения цели, для его наведения используется перископический прибор дневного видения с кратностью X8 и прибор ночного видения с кратностью X5.3.

Имеется возможность ведения огня с помощью компьютера, разработкой данной функции занимались израильские компании Elbit Systems и El-Op. Система пожаротушения машины автоматическая.

Помимо основного орудия танк оснащен 60-ти мм минометом и двумя пулеметами калибров 7,62 и 5,56 мм, также на технике установлены дымовые гранатометы, которые обеспечивают машине маскировку после выстрела. Боекомплект основного орудия включает в себя 42 снаряда.

Танковые войска Израиля

Танковые войска Израиля состоят из четырех танковых бригад:

  • 7-я - на вооружении танки марки "Меркава 4"
  • 188-я - "Меркава 3".
  • 401-я - "Меркава 4".
  • 460-я учебная танковая бригада - на вооружении множество различных видов техники.

С июля 2016 года штат командования сухопутными возглавил генерал-майор Коби Барак.

Заключение

За время существования израильской армии страна участвовала во множестве военных конфликтов, поэтому развитие военной промышленности в Израиле оставалось одной из главных задач. На сегодняшний день танк "Сабра" достойно способен конкурировать на мировом рынке со своими "одноклассниками" из других стран. Пусть большинство моделей израильских танков выпущено на основе американских боевых машин, но отличия в них действительно существенные.

Если первыми боевыми самолетами, которые оказались в распоряжении израильской армии,стали Мессершмитты чешской послевоенной сборки (S-199), то их первыми танками стали английские «Кромвели». При этом первые два средних танка Cromwell были в буквальном смысле угнаны прямо из-под носа у англичан. В этой детективной истории оказались замешаны два сержанта: ирландец-механик Майкл Фланаган и шотландец Гарри Макдональд. Один из угнанных ими танков до сих пор можно увидеть в Латурне, где расположен израильский музей бронетанковых войск «Яд ле-Ширьон».

В 1947 году Великобритания приняла решение отказаться от своего колониального мандата на управление Палестиной. Англичанам откровенно надоело искать какое-либо решение арабо-еврейского конфликта, поэтому они решили устраниться от данной проблемы. Официально окончание действия их мандата должно было произойти 14 мая 1948 года. В тот же день было объявлено о создании независимого государства Израиль, после чего начался второй этап арабо-израильской войны 1947-49 годов, которая в самом еврейском государстве, как и в большинстве стран мира, носит название «Война за независимость» (в то время как государства, которые сочувствовали антиизраильской коалиции, называют ее по-другому - «Накба», то есть «катастрофа»).


Фактически война на территории Палестины началась еще до того, как ее покинули представители британской администрации. Однако на первом этапе данного конфликта боевые действия носили исключительно позиционный характер, а стороны конфликта главным образом занимались добычей вооружения, строительством фортификационных сооружений и укреплением своих позиций. При этом к началу войны евреи успели создать две крупных военных организации полуподпольного плана - «Хагану» и «Иргун». Обе организации в 1948 году были распущены, влившись в образованную в мае того же года Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ).

При этом Армия обороны Израиля была вооружена самым различным по своему происхождению оружием. Сбор различного оружия начался задолго до мая 1948 года. Собранные евреями арсеналы были невероятно разномастные по моделям, калибрам, происхождению и возрасту. К примеру, еще до начала Второй мировой войны в распоряжении Хаганы появились пистолеты-пулеметы, полученные контрабандным путем, это были финские «Cуоми» и американские «Томпсоны», которые были очень удобны для боев в городе и поселениях. Не прекращался поток контрабанды оружия и после завершения большой войны в Европе. С 1946 по 1948 годы в Израиль было передано более 1300 различных пистолетов-пулеметов, а еще примерно 870 пистолетов-пулеметов, главным образом британских «Стэн», было добыто за период 1941-1947 годов непосредственно «на месте». Их похищали с британских складов, покупали у арабских контрабандистов и т.д. Таким же способом шла добыча магазинных винтовок и даже легких минометов.

В результате территория Палестины оказалась буквально нашпигована оружием. Схроны находили по всей стране. Так в 1946 году в Тель-Авиве только в одном здании школы Тахемони представители британской администрации обнаружили более 50 минометов, 50 винтовок и несколько тысяч патронов и мин к ним. А в кибуце Дорот было найдено два десятка пистолетов-пулеметов и ручных пулеметов. Оружие покупалось даже у самих британцев. При этом объяснялось это достаточно просто: дисциплина в войсках, которые уже считали дни до своего ухода из Палестины, мягко говоря, хромала. К примеру, уже в 1951 году в Великобритании был осужден офицер, который в 1948 году продал евреям партию оружия. Первоначально он собирался сбыть всю партию арабам за 25 000 фунтов стерлингов, однако представители Хаганы предложили за нее 30 тысяч и выиграли. В результате этой сделки они получили бронеавтомобиль, машину типа «джип», 180 пулеметов «Браунинг», винтовки и тысячи патронов к ним. При этом «Хагана» скупала оружие не только у британцев, но и у самих арабов на территории Палестины, а также соседних Египта и Сирии.

Шла охота и за серийной бронетехникой, ее добывали у тех же британцев. В некоторых случаях бронеавтомобили просто угонялись. Действовали евреи по всем правилам: брали бронемашину под свое наблюдение и дожидались того момента, пока экипаж отправится искупаться или перекусить. Однако речь шла не о танках. Первые танки, которые стали родоначальниками израильских танковых войск, были угнаны у британского контингента самими британскими военнослужащими гусарского полка, расположенного в Хайфе. Это были два средних танка Cromwell, вооруженных 75-мм пушками.

До отмены действия британского мандата в Палестине Хагана успела раздобыть перечисленные выше два танка «Кромвель», один бронеавтомобиль «Даймлер», два разоруженных танка «Шерман» (были куплены) и разведывательный автомобиль GМС «Оттер». Уже в мае 1948 года началось формирование израильской бронетанковой службы, однако на 15 мая из всех танков только что провозглашенного израильского государства на ходу был лишь один. В июне того же года в Израиль прибыли 10 легких танков «Гочкис» Н-39, которые на тот момент времени являлись безнадежно устаревшими машинами, их купили во Франции. А в июле «Гочкисы», «Кромвели» и «Шерманы» уже приняли участие в боях с арабами в составе 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. При этом из 30 неисправных танков «Шерман», которые спешно были приобретены в Италии, во время войны удалось ввести в строй всего две машины.

Возвращаясь к британскому среднему танку «Кромвель», который по английской терминологии был крейсерским танком, можно отметить, что во время Второй мировой войны этот танк по праву считался одной из лучших британских боевых машин. Данный танк был создан в Великобритании уже в годы войны и, благодаря сравнительно легкому бронированию и мощному двигателю «Роллс-Ройс», отличался высокой скоростью передвижения. Вооруженный 75-мм пушкой танк нашел себе достойное применение в годы Второй мировой войны, сражаясь против немецких войск. История появления данных танков в ЦАХАЛ начинается с идеи, которая пришла в голову Ицхаку Саде - основателю первой танковой бригады еврейского государства. Весной 1948 года, он принял решение воспользоваться проводимой британцами эвакуацией своей армии, для того чтобы просто угнать несколько таких машин, присоединив их к силам «Хаганы».

Первая попытка украсть танки у англичан во время их перегона из сворачиваемой военной базы в Изреэльской долине в Хайфу была запланирована на конец мая 1948 года. Предварительно, специально созданный при «Хагане» отдел «закупок» смог договориться с несколькими британскими солдатами о том, что во время переезда последние танки отстанут от колонны и свернут на боковую дорогу, где их будут поджидать бойцы организации. За каждый из угнанных танков солдатам обещали передать по 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако данный план провалился, так как охрана колонны был усилена, что испугало солдат, принявших участие в сделке. Но Ицхак Саде не собирался сдаваться и приказал заниматься поиском новых возможностей, чтобы завладеть танками. Так в начале лета того же года «Хагана» смогла выйти на двух британских сержантов - ирландца-механика Майкла Фланагана и шотландца Гарри Макдональда, который служил командиром одного из танков.

Операция по угону бронетехники была запланирована на ночь с 29 на 30 июня 1948 года, накануне отхода из Палестины последних частей британской армии. Четыре остававшихся танка «Кромвель» планировалось угнать с базы, находящейся при хайфском аэродроме, при помощи двух вышеназванных сержантов и пары еврейских бойцов, которые успели пройти ускоренный курс управления танком Cromwell. За неимением для этого других возможностей британские сержанты обучали своих напарников управлению боевой машиной, проводя лишь теоретические занятия в одном из кафе Хайфы - при помощи чертежей и рисунков.

Вечером перед «днем Х» подготовленные бойцы «Хаганы» проникли на британский аэродром, где спрятались внутри легкого самолета, который принадлежал одному из состоятельных евреев. В назначенный ночной час все четверо угонщиков заняли свои места в заранее подготовленных сержантами к угону танках, которые были нагружены запасными частями и боеприпасами. Однако тут начались первые проблемы. Один из новоиспеченных израильских механиков-водителей не смог завести танк и, бросив боевую машину, сбежал с базы. Три других танка, проломив ворота базы, устремились в сторону киббуца Ягур, находящегося в Изреэльской долине, в нескольких десятках километров к востоку от Хайфы. Здесь окончательно выяснилось, что теоретической подготовки, которая была получена в кафе, явно недостаточно для управления танков. Еще один «Кромвель», которым управлял еврейский водитель, сошел с дороги и буквально увяз в песке. Пытаясь освободить танк из ловушки, неопытный механик-водитель только вывел из строя коробку передач. В итоге боевую машину пришлось бросить. Впоследствии стало понятно, что два оставленных танка помогли скрыться остальным. В атмосфере страшной неразберихи, которая возникла на британской базе после дерзкого угона, офицеры потратили не менее 30 минут на выяснение ситуации и осмотр двух брошенных танков, что позволило двум другим «Кромвелям» успешно оторваться от погони.

Непосредственно в кибуце Ягур танки должны были встретить автомобили-трейлеры, предназначенные для их транспортировки, но грузовиков на месте не оказалось. Ждать их прибытия было опасно, так как британцы к тому моменту подняли в воздух авиацию, которая должна была найти и уничтожить беглецов. Поэтому «Кромвели» помчались в Тель-Авив, но своим ходом. Впереди, указывая танкистам дорогу, следовал джип «Хаганы». А заранее купленные еще в ходе подготовки к проведению операции старые грузовики, загруженные щебнем и с пробитыми шинами, перегораживали вслед за прошедшими танками узловые перекрестки, отрезая их от возможных преследователей. Добравшиеся до Тель-Авива боевые машины были спрятаны непосредственно во дворе жилого дома в одном из восточных пригородов города - Гиватаиме.

Танк, угнанный Майком Фланагеном

Узнав об успешном угоне танков, британское командование было в бешенстве. Офицеры отказались от участия в прощальном банкете, который организовывал мэр Хайфы и, надеясь как-то замять эту позорную для британской армии историю, неофициально предлагали провести обмен, отдав «Хагане» взамен двух угнанных «Кромвелей», три танка другого типа. По всей видимости, предложение оказалось не таким интересным и британские офицеры получили отказ.

А уже неделю спустя оба угнанных танка «Кромвель» оказались в расположении 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады Ицхака Саде. Собственно они вместе с танком «Шерман», у которого на тот момент не было орудия, составляли первую и единственную на тот момент времени тяжелую танковую роту израильской армии. Помимо них танковая бригада располагала лишь несколькими легкими французскими танками, которые были отбиты у сирийцев еще во время боев в мае 1948 года.

В июле того же года израильская танковая часть приняла участие в дерзкой и успешной операции «Дани», результатом которой стал последующий захват аэропорта Лидда (сегодня это аэропорт «Бен-Гурион») и других стратегических позиций, расположенных в центре страны. В октябре 1948 года бригада была переброшена на южный фронт, где в ходе операции «Иоав» смогла захватить полицейский форт Ирак-Сувейдан. А во время зимней операции «Хорев» израильские танки сумели разгромить части египтян и вышли на границу с Синаем.

Память о первых израильских «Кромвелях» живет по сей день, силуэт данного танка украсил эмблему, которую можно встретить на беретах израильских танкистов. Сами танки смогли попасть в Музей танковых войск, находящийся на месте британского форта Латрун, который так и не удалось захватить во время Войны за независимость (израильтяне захватили форт только во время Шестидневной войны). Британские сержанты Гарри Макдональд и Майкл Фланаган остались в Израиле, поступив на службу в бригаду Саде. Со временем Макдональд покинул службу и уехал из Израиля, а Фланаган прошел гиюр, женился на Рут Леви, которая служила в том же подразделении, и поселился с ней в киббуце Шаар ха-Амаким.

До сих пор довольно трудно судить о том, что именно заставило двух сержантов британской армии летом 1948 года дезертировать, прихватив с собой танки. Со временем данная история, как это часто бывает, обросла большим количеством легенд - и про девушек, которыми «Хагана» соблазнила сержантов, и про огромное денежное вознаграждение, и про то, что бойцы израильского подполья угрожали сержантом оружием. Возможно, свою роль сыграло и то, что оба угонщика по национальности были ирландцем и шотландцем и в британской армии чувствовали себя не совсем уютно.

Однако Амнон Думани, который лично был знаком с Фланганом на протяжении многих лет, пока тот жил в киббуца Шаар ха-Амаким, убежден, что ирландца на угон танка толкнули вовсе не лирические и коммерческие причины. На его выбор повлияло совсем другое. Майкл Фланган в 16 лет окончил военное училище, а в возрасте 19 лет принял участие в освобождении концлагеря Берген-Бельзен в Европе. В концлагере он увидел то, что сильно потрясло его и навсегда изменило его жизнь. При этом он никогда подробно не рассказывал об увиденном лагере, стараясь уйти от этих разговоров. За время своей службы в Палестине после окончания Второй мировой войны он стал открыто симпатизировать евреям, решив в итоге остаться в стране, чтобы помочь молодому государству устоять в борьбе с арабами. Сержант Гарри МакДональд был его единомышленником, поддержав его выбор.

Источники информации:

Израильская промышленность имеет долгую историю модификации различных танков, приобретенных в странах Большой пятерки, и приспособления бронированных машин для собственных нужд.

Это происходило из-за того, что маленькой стране, не имеющей значительных финансовых и промышленных ресурсов, непросто начать производство танков с нуля. Все изменилось в 1979 г., когда израильская армия представила миру новый основной боевой танк, названный «Меркава» (на иврите - "колесница").

Ранние модификации «Меркавы» были вооружены орудием калибра 120 мм британской конструкции. На более поздних моделях появились орудия того же калибра, но сконструированные и произведенные в Израиле. Единственной важной частью танка, получаемой из-за границы, является американский дизельный двигатель.

Главной отличительной чертой «Меркавы», делающей этот танк особенно интересным, является размещение двигателя в передней части корпуса, а башни - в задней. Этим «Меркава» отличается практически от всех моделей танков, построенных после Первой мировой войны. На сегодня привычной стала компоновка с двигателем в задней части корпуса и башней посредине. Решение израильских конструкторов разместить двигатель в передней части вызвано желанием обеспечить дополнительную защиту экипажа.

Американские и Европейские танки на вооружении Израиля


Израильским танк М1 «Супер Шерман», ныне принадлежащий частному коллекционеру. Орудие калибра 76.2 мм времен Второй мировой войны устарело и не соответствовало послевоенным стандартам. Майкл Грин

Попытки израильских военных продлить жизнь -Шерманов- привели к установке пушки калибра 75 мм французского образца в модифицированную башню Танк получил обозначение М50. Роберт Манашвроб
Последней модификацией «Шермана» в израильской армии стала вооруженная французской пушкой калибра 105 мм бронированная машина Танк получил обозначение М51. Армия обороны Израиля

Основную тяжесть войны Израиля с арабскими соседями, известной под названием Шестидневной войны, вынес сконструированный и построенный в Великобритании «Центурион», вооруженный орудием калибра 105 мм. Роберт Манашероб

Выставленный на обозрение в Танковом музее Армии обороны Израиля сконструированный и построенный в США средний танк М48 -Паттон». На танке видна маркировка израильской армии Израильтяне сохранили 90-мм орудие, но установили более мощный дизельный двигатель. Роберт Манашероб

Следующим большим шагом по модернизации американского среднего М48 -Паттон» стала установка на нем орудия калибра 105 мм британской конструкции Армия обороны Израиля

Соединенные Штаты поставили в Израиль большое количество основных боевых танков М60 во время войны Судного дня (1973), чтобы возместить боевые потери Армия обороны Израиля

Для того чтобы поддерживать основной боевой танк М60А1 американского производства в надлежащем состоянии, израильские военные постоянно совершенствуют бро-незащиту Новейшая модификация, изображенная на фото, включает в себя дополнительное бронирование корпуса и башни. Роберт Манашероб

Израильские военные модернизировали трофейные танки советского производства Т-54/55 Вместо 100-мм орудия было установлено орудие калибра 105 мм британской конструкции. Роберт Манашероб

Израильский танк Меркава

После десятилетий, проведенных в работе над модернизацией иностранных танков, армейское командование Израиля в начале 1970-х годов приняло решение приступить к производству собственного танка Он попучил название «Меркава» и поступил на вооружение в 1977 г. Роберт Манашероб

Израильтяне считают свою страну великой танковой державой, а лучшим в мире основным боевым танком видят танк «Меркава», построенный на собственных танковых заводах. Оба утверждения имеют под собой основания - действительно танковый парк Армии обороны Израиля (АОИ, на иврите - «Цва хагана́ ле-исраэ́ль», сокращенно ЦАХАЛ), наиболее боеспособной и результативной армии на Ближнем Востоке, насчитывает до 3 тыс. танков, а разработанный специально для ближневосточного театра военных действий танк «Меркава» остается одним из самых передовых среди эксплуатирующихся в настоящее время.

Интересно, что скорейшему появлению танка «Меркава» во многом поспособствовали англичане. «Англичанка гадит» - крылатые слова, приписываемые знаменитому российскому полководцу Александру Суворову и использующиеся при определении различных «козней» Великобритании, вполне соответствуют и данному случаю. Но об этом ниже.

Надо сказать, что танковые войска Израиля не всегда имели технику, стоявшую на переднем крае технического развития. На протяжении значительной части своей истории израильским силам обороны приходилось обходиться танковым «секонхендом» - обносками от армий других стран. Так, в 1950-х гг. основу танкового парка ЦАХАЛ составляли безнадежно устаревшие ветераны второй мировой - средние американские танки «Шерман», правда, имелось и некоторое количество более современных французских легких танков АМХ-13.

Второй прототип танка «Меркава» в музее в Латруне

Надо сказать, что большинство израильских «Шерманов» покупались по цене металлолома (каковым, по сути, и являлись на тот момент), и после доставки в Израиль их приходилось буквально восстанавливать заново. В то же время на вооружение арабских противников Израиля поступала значительно более современная бронетехника, в основном советского производства. В этих условиях израильским военным вынужденно пришлось стать специалистами по модернизации своих боевых машин и их адаптации к местным условиям.

Так, например, к середине 1960-х гг. силами артиллерийских складов ЦАХАЛ была проведена глубокая модернизация танков «Шерман». Эти старички получили новый двигатель (дизель Cummings 460 л. с.) и подвеску, но главное - модифицированную версию мощной французской 105-мм танковой пушки CN 105 Fl (разрабатывалась для французского танка АМХ-30). Это орудие давало израильским танкам реальный шанс успешно бороться даже с новыми советскими танками Т-55, поступившими на вооружение египетской и сирийской армий.

Эмблема бронетанковых войск Израиля

Однако были пределы, за которыми устаревшие танки уже не могли быть эффективно модернизированы. ЦАХАЛ отчаянно нуждался в более современной бронетехнике. В начале 1960-х гг. рассматривалась возможность наладить производство корпуса и башни танка собственной конструкции в самом Израиле, а остальные компоненты, необходимые для сборки, закупать за границей. Однако в тот момент данное предложение было сочтено слишком амбициозным и дорогостоящим. Тем более, что «снабженцам» удалось добыть для ЦАХАЛ несколько сотен относительно современных американских танков М48, а также более старых, но надежных британских «Центурионов».

Французский легкий танк АМХ-13

С учетом этого Израиль, отказавшись пока от идеи производства собственного танка, начал поиски подходящей машины, которую можно было бы производить по лицензии. В некоторых источниках утверждается, что первым кандидатом на такое лицензионное производство был французский танк АМХ-30. Действительно, израильтяне имели обширные военные контракты с Францией, и генерал Исраэль Таль, в то время командующий танковых войск ЦАХАЛ, посещал Францию, чтобы ознакомиться с новым AMX-30. Тем не менее никаких предварительных переговоров с Францией о совместном производстве AMX-30 не велось, и ЦАХАЛ никогда не собирался его приобретать.

Модернизированный в Израиле британский «Центурион» - в данном случае это «Шот Каль Алеф»

В действительности основные усилия были сфокусированы на переговорах с Великобританией о приобретении лицензии на производство новейшего британского танка «Чифтен». В начале 1966 г. было достигнуто предварительное согласие - англичане были готовы наладить совместное производство танка при условии, что ЦАХАЛ продолжит закупать из арсеналов британской армии устаревшие и уже не нужные ей «Центурионы». На это Израиль готов был пойти.

М51 - глубокая модернизация танка «Шерман», оснащенная французской 105-мм танковой пушкой CN 105 Fl

В ноябре 1966 г. в Великобритании работали уже две израильские делегации - танковых войск и вооружений, задачей которых было всестороннее изучение «Чифтена». В начале следующего 1967 г. два британских танка были доставлены в Израиль, где их подвергли всесторонним испытаниям. Загоняв эти «Чифтены» до полной выработки моторесурса, их отправили назад, получив взамен два новых танка. В общей сложности испытания продолжались два с половиной года, и по их результатам ЦАХАЛ выдвинул свои предложения по изменению конструкции танка, которые сделали бы его более соответствующим местным условиям.

Американский танк М48, прошедший модернизацию в Израиле («Магач 3») с 105-мм пушкой

В октябре 1968 г. правительство Израиля официально обратилось к Великобритании с предложением о закупке танка «Чифтен». Однако не все было так просто. После арабо-израильской войны 1967 г. Израиль попал под международные санкции, включавшие эмбарго на поставки вооружения. На этом фоне в английском правительстве развернулась борьба сторонников и противников продажи танков в Израиль. Военные в лице министерства обороны были естественно за, а дипломаты в лице МИД - против. В конце концов, в декабре 1969 г. политики победили, и Великобритания официально отказала Израилю - «англичанка подгадила». В том же месяце два танка «Чифтен», еще находившиеся в Израиле на испытаниях, были отправлены назад.

Танк «Чифтен»

Группа разработчиков «Меркавы» (крайний справа генерал Таль) во время испытаний

Схема устройства танка «Меркава» Мк 1. Для танка выбрана компоновка с передним расположением двигателя. В кормовом отсекехранилась основная часть боекомплекта

В сложившихся обстоятельствах Израилю не оставалось ничего другого, как вернуться к идее производства собственного танка. Это хотя и было связано с большими финансовыми затратами и техническим риском, но сулило независимость от внешних поставок вооружений. Уже 6 июня 1970 г. в министерства обороны и финансов Израиля были направлены результаты экономического исследования по вопросу целесообразности разработки и производства собственного танка. А спустя всего полтора месяца, без обычных проволочек, программе создания израильского танка было дано добро.

Программа получила название «Программа Меркава» («Тохнит Меркава»), а позднее «Меркавой» стал называться и сам танк. На русский язык слово «Меркава» переводили по-разному. Например, в некоторых источниках использовалось словосочетание «боевая колесница» или «божественная колесница». Однако на иврите «Меркава» означает просто «колесница», причем не «боевая колесница», а, скорее, «карета», которой пользовался египетский фараон, но никак не бог. Называли танк и «Чариот», что связано с эффектом двойного перевода - Chariot на английском языке значит «колесница». В дополнение можно упомянуть, что в 1970-е гг. бытовала версия, что разрабатываемый в Израиле новый танк будет называться «Сабра». Даже когда стало известно, что имя нового танка - «Меркава», в некоторых источниках утверждалось, что в Израиле параллельно разрабатывается два танка - 60-тонный «Меркава» и 40-тонный «Сабра».

Руководителем программы «Меркава» был назначен генерал Исраэль Таль, который и возглавлял проект вплоть до вступления в строй крайней на сегодняшний день (и по последним сообщениям, возможно, последней) модификации танка - «Меркава» Мк4. Именно Талю, выдающемуся танковому командиру и талантливому инженеру-самоучке, «Меркава» обязана своими наиболее инновационными чертами, в частности необычной конфигурацией.

Проектированием нового танка занялись специалисты научно-исследовательского центра при государственном объединении IMI (Israel Military Industry). Главным инженером проекта был назначен полковник Исраэль Тилан, занимавший этот пост до 1975 г. Несмотря на то, что первоначально в работах принимали участие всего 35 человек, проектирование велось очень высокими темпами. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря авторитету самого Таля и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков.

При формировании облика будущего танка генерал Таль настоял на том, что в нем должен быть обеспечен беспрецедентный уровень защиты экипажа. Население Израиля не так велико, поэтому общество крайне чувствительно к потерям на поле боя. К тому же в ЦАХАЛ убедились, что если поврежденные танки могут быть восстановлены довольно быстро, то для обеспечения их новыми подготовленными экипажами требуется значительно больше времени. Вполне естественно, что защите экипажа был отдан высший приоритет.

В рамках программы было предпринято тщательное исследование поврежденной в ходе боев бронетехники (как собственной, так и противника). Определялись - тип снаряда, поразившего танк, место попадания и нанесенные повреждения. В результате было определено, что чаще всего танки поражались во фронтальную область, в пределах сектора в 60°. Из этих попаданий около 45 % приходилось в башню. В общем-то эта информация не была чем-то неожиданным, еще во время Второй мировой войны при изучении боевых повреждений, полученных советскими танками в ходе Курской битвы, было выяснено, что не все части башни и корпуса танков поражались с одинаковой степенью вероятности. В массовом порядке поражались именно лобовые элементы, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Кстати, на основе этой статистики и было разработано дифференциальное бронирование советского тяжелого танка ИС-3.

Танковые снаряды. Слева направо - фугасный, кумулятивный, подкалиберный

Что касается самих снарядов, то арабской стороной широко применялись различные кумулятивные боеприпасы (снаряды танковых пушек, ПТУРС, гранаты РПГ). Их боевая часть представляла собой тонкостенную конусную воронку (обычно изготовленную из меди), запрессованную в массу взрывчатого вещества (ВВ) и обращенную тупым концом вперед. При детонации ВВ металл воронки схлопывался и вытягивался вдоль ее оси в виде кумулятивной струи. Такая струя металла диаметром 3–4 мм приобретала скорость до 10 км/с и оказывала давление на броню танка порядка 1 млн атмосфер. В результате в броне образовывалась пробоина с краями, имеющими оплавленный вид (в свое время именно это привело к неправильному определению кумулятивных снарядов как бронепрожигающих).

Но и после преодоления броневой преграды у остаточных элементов кумулятивной струи сохранялось достаточно энергии, чтобы вызывать разрушение оборудования, детонацию боеприпасов или поражение людей в заброневом пространстве. Смертельную опасность представляли и недавно появившиеся бронебойные подкалиберные оперенные снаряды (БПС). Их длинный сердечник стреловидной формы, изготовленный из тяжелых металлов (вольфрам, обедненный уран), покидая ствол танковой пушки со скоростью до 1800 м/с, пробивал броню за счет громадной кинетической энергии.

Схема защиты передней части корпуса. В «Меркаве» дизельное топливо разместили между броневыми листами корпуса. Подобные интегрированные в броневую защиту баки, при толщине слоя топлива в 7 см, при попадании кумулятивного снаряда были эквивалентны 1 см катаной брони

Использование новых боеприпасов привело к положению, когда «снаряд победил броню». Бронепробиваемость кумулятивных и подкалиберных снарядов превысила толщину броневой защиты из однородной катаной брони большинства танков, причем дальнейшее наращивание толщины брони было невозможно по практическим соображениям, связанным с ее весом и объемом. Следовательно, необходимо было либо использовать для защиты танков новые материалы, которые были бы более эффективны, чем однородная катаная броня, или искать новые способы организации защиты.

В ответ на этот вызов на Западе и в СССР была разработана «комбинированная броня», состоящая из чередующихся слоев различных материалов (сталь, керамика), неплохо защищавшая от кумулятивных боеприпасов, но не спасавшая полностью от БПС. К сожалению, на момент проектирования танка «Меркава» секрет такой брони израильским разработчикам был недоступен, и им пришлось искать другие способы обеспечения надежной защиты.

Специальные противопожарные укладки для выстрелов в кормовой части «Меркавы» (вид со стороны башни)

Схема расположения экипажа и десанта

Башня «Меркавы» клиновидной формы в передней части, имела минимальную высоту и поперечное сечение

Деревянный макет «Меркавы», хранящийся в музее Батей А-Осеф (вид с кормы, башня развернута назад)

В конструкции «Меркавы» был сделан упор на экранирование обитаемого отсека, а не общий уровень защиты самого танка. В сущности, все основные узлы и агрегаты, такие как трансмиссия, подвеска, топливные баки, аккумуляторы, были спроектированы и расположены так, чтобы обеспечить дополнительную защиту боевого отделения. В комплексе все эти узлы образовывали интегрированный в конструкцию танка дополнительный защитный панцирь - они должны были «пожертвовать собой», не допуская проникновения снаряда в обитаемое отделение.

Так, в «Меркаве» двигатель вместе с трансмиссией расположили спереди (в отличие от классической танковой компоновки - с двигателем сзади и боевым отделением спереди), чтобы он вносил дополнительный вклад в защиту, если толстая лобовая броня все же будет пробита снарядом. В результате попадания снаряда «Меркава», вероятнее всего, потеряет подвижность, однако экипаж танка избежит травм и увечий.

Вид на боевое отделение через открытый кормовой люк (по бокам видны рычаги открывания его створок)

Благодаря тому, что двигатель расположили впереди, в задней части корпуса удалось организовать прямоугольный люк с двумя дверцами, откидывающимися вверх и вниз. Люк обеспечивает экипажу более удобное покидание машины, а также облегчает спасение раненых членов экипажа - их эвакуация через заднюю дверь гораздо более простая задача, чем вытаскивание вверх через узкие круглые люки, как на других танках.

Массивные блоки пружинной подвески «Меркавы» давали дополнительную защиту отделению экипажа

Выбранная компоновка позволила существенно увеличить полезный объем в задней части корпуса, который использовали для хранения боекомплекта. Он у «Меркавы» существенно больше, чем это общепринято, а пополнять его проще (через большой задний люк). При необходимости снаряды и оборудование из кормовой части танка могут быть удалены. Освободившееся пространство используется для эвакуации пострадавших экипажей подбитых танков или даже для перевозки пехотной штурмовой группы из четырех или пяти человек в условиях интенсивного огневого воздействия противника. Таким образом, «Меркава» теоретически способна выполнять функции не только танка, но и высокозащищенных БТР/БМП.

Место наводчика «Меркавы», видны прицел и элементы системы управления огнем

Конечно, у нетрадиционной компоновки «Меркавы» имелись и свои недостатки. Распределение веса агрегатов при такой компоновке потребовало сделать корпус танка исключительно жестким, а это утяжелило машину. Кроме того, из-за переднего положения силовой установки орудие танка пришлось сместить к корме, в результате угол склонения орудия вперед у «Меркавы» составил только – 8,5° (у типичных западных танков около – 10°). С учетом того, что излюбленные позиции танкистов ЦАХАЛ - были на скатах возвышенностей, это ограничивало возможности ведения огня. Точное прицеливание осложняло и марево нагретого воздуха, поднимающееся над работающим двигателем. Тепловое излучение от него также облегчало обнаружение и захват танка инфракрасными головками самонаведения ПТУР.

Новинки в организации защиты «Меркавы» не ограничивались использованием различных агрегатов в Установленный на джип деревянный макет верхней лобовой детали «Меркавы» с приборами наблюдения Прототип с установленным деревянным макетом родной башни качестве дополнительного щита. Эксперименты, проведенные разработчиками, показали, что при соответствующей конструкции даже топливные баки перестают быть просто потенциальным источником пожарной опасности, нуждающимся в защите, а сами начинают вносить вклад в защищенность.

В «Меркаве» дизельное топливо разместили между броневыми листами бортов и днища корпуса. Так, например, V-образное днище корпуса (такая форма выбрана для снижения эффективности воздействия противотанковых мин) выполнялось из внешней и внутренней броневых плит, в пространство между которыми было залито топливо. Подобные интегрированные в броневую защиту баки, при толщине слоя топлива в 7 см, при попадании кумулятивного снаряда были эквивалентны 1 см катаной брони, правда, против подкалиберных снарядов такие топливные элементы были менее эффективны.

Для уменьшения вероятности детонации боезапаса выстрелы к пушке размещались не в башне, а были спущены ниже ее погона, в корпус. Кроме того, выстрелы уложили в специальные закрывающиеся противопожарные укладки (в шести укладках хранилось по два выстрела и в одиннадцати - по четыре). Только шесть выстрелов первой очереди находились рядом с заряжающим. Таким образом, стандартный боекомплект «Меркавы» составлял 62 выстрела, но, как уже упоминалось, он мог быть увеличен до 85 выстрелов при использовании кормового отсека в районе эвакуационного люка.

Деревянный макет будущей «Меркавы», на котором конструкторы проверяли компоновку агрегатов и узлов

Ходовой макет на расширенном корпусе «Центуриона», на котором проверялось размещение двигателя, интеграция основных систем и т. д.

Прототип с установленным деревянным макетом родной башни

Первый прототип «Меркавы» (Ц-820001, или просто «0001») покинул сборочный цех, не дожидаясь родной башни. Для весовой компенсации на него установили башню от танка М48

Один из первых прототипов «Меркавы» на испытаниях. Хорошо видна пружинная подвеска с большим динамическим ходом катка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»