Основной боевой танк меркава. Танк «Меркава» – революционная колесница Бога Танки израильской армии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Израильский основной боевой танк Меркава (Колесница) впервые был показан в 1979 году и удивил многих своей компоновкой, став в итоге предметом споров о том, оправдана ли такая конструкция современного ОБТ . При его разработке учитывалась преимущественно оборонительная тактика боёв и потребность максимальной защиты экипажа, что привело к смене приоритетов. Большинство ОБТ конструируются по принципу огневая мощь-защита-подвижность , Меркава же имеет в приоритете защиту.

Израильтяне создавали ОБТ, который должен был использоваться лишь у них в стране и не экспортироваться в другие. Поэтому Меркава полностью отвечает их специфическим требованиям, имея при этом недостатки, которые были бы заметны в других армиях, но о них поговорим в конце статьи.

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Бронезащита

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета. Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов. Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Ходовая часть и двигатель

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B. Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену. В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Модификации

Меркава мк.1

Первая версия, серийное производство началось в 1979 году, всего было создано около 250 единиц. Участвовала в Ливанской войне 1982 года, после чего, учитывая проявившиеся недостатки и уязвимости, было принято решение создать новую версию, в результате чего появилась модификация Меркава мк.2 (Меркава Mk.1B). Все танки первой модификации позже были доведены до нового уровня.

Меркава мк.2

Версия, созданная на основе опыта Ливанской войны. Получила гораздо лучшую защиту, увеличенную огневую мощь и повышенную проходимость. Заменили бортовые экраны и улучшили защиту башни установкой накладных экранов. Сзади башни установлены корзины для имущества и навешены металлические цепи с шариками, всё это даёт дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов.

Были установлены СУО Матадор-2 и тепловизор, трансмиссия заменена на израильскую "Ашот", ёмкость топливных баков увеличена на 25% и модернизирована подвеска.

Всего произведено около 600 таких танков.

Меркава мк.3

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Меркава мк.4

Последняя и самая совершенная версия.

Ещё больше повышена защита, из-за чего увеличились размеры, масса достигла 70 тонн. Для сохранения подвижности был установлен новый двигатель GD 883 мощностью 1500 л.с. Установлен комплекс активной защиты Trophy, защищающий Меркаву от управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

Башня увеличилась в размерах, защищена модульной бронёй и имеет лишь один люк, использующийся командиром, установлена новая командирская башенка. Добавлена защита днища.

Танк Меркава мк.4 обещает стать последним в серии, после чего ему на смену придёт принципиально новая машина следующего поколения.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

Танк «Меркава-4», фото которого представлены ниже, впервые был показан широкой публике 24 июня 2002 года. Уже через год началось серийное производство этой модели. По состоянию на сегодняшний день, по версии авторитетного американского военно-аналитического агентства Forecast International, он является одним из лучших боевых танков на планете и превосходит по основным характеристикам немецкого «Леопарда» и российского «Т-90». Слово «Меркава» в переводе на наш язык означает боевую колесницу.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа - бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы. При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка. Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня - крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Компоновка машины принципиально отличается от всех, построенных по классической схеме американских и европейских аналогов. В передней её части располагается управленческое отделение, в центре - боевой отсек, а сзади - моторно-трансмиссионная секция. Двигатель модели «Меркава-4» находится спереди, тем самым играя роль дополнительной защиты для членов экипажа, ведь именно лобовая часть принимает на себя большинство снарядов.

Башня

Машина получила обновлённую башню, что оборудована совершенно новыми броневыми модулями со всех сторон (лоб, борта и крыша). В связи с этим конструкторам пришлось сделать командирский люк более массивным и снабдить его электронным механизмом для открытия и закрытия. Люк заряжающего вообще убран. В связи с такой конструкцией башня отличается ступенчатыми очертаниями. На правом её борту установлен пулемёт, из которого командир экипажа может вести дистанционный огонь на все 360 градусов. Сверху находятся кассеты дымовых гранатомётов.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

Двигатель и трансмиссия

Теперь несколько слов о двигателе, установленном на израильский танк «Меркава-4». Характеристики силовой установки, которая здесь используется, сущестенно отличаются от моторов других таких машин. Мощность двигателя составляет 1500 лошадиных сил. Конструкторы улучшили массово-габаритные показатели агрегата, параметры мощности, а также топливную эффективность. Разработчики усовершенствовали систему турбонаддува, повысили интенсивность масляного и жидкостного охлаждения поршней. В системе питания применяются топливные индивидуальные насосы с регулируемой подачей топлива. Мотор слаженно функционирует в условиях любых кренов. Этого удалось достигнуть во многом благодаря использованию в машине масляного поддона новой конструкции и дополнительного плоского масляного бака. Управление двигателем осуществляется посредством компьютера, что предоставляет водителю всю необходимую информацию через монитор. Нельзя не отметить и пятискоростную автоматическую, гидромеханическую трансмиссию модели с гидрообъёмным поворотным механизмом. Она поставляется немецкой компанией «Ренк».

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.

Танки армии обороны Израиля

Первые танки ЦАХАЛа

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ № ГОКО-1227с от 11 мая 1942 года Москва, Кремль. О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ВОДКИ ВОЙСКАМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 1. Прекратить с 15 мая 1942 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.2. Сохранить ежедневную

Из книги Маршал Баграмян. «Мы много пережили в тиши после войны» автора Карпов Владимир Васильевич

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ В СРЫВЕ БОЕВОГО ПРИКАЗА О СОСРЕДОТОЧЕНИИ ТАНКОВЫХ ЧАСТЕЙ В 40-й АРМИИ № 006 20 января 1944 г. Согласно боевому приказу, отданному мною и военным советом 1-го Украинского фронта, должны были

Из книги Израильские танки в бою автора Барятинский Михаил

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О ЗАПРЕЩЕНИИ НАГРАЖДЕНИЯ АВТОМАШИНАМИ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ № 148 от 3 августа 1944 г. Некоторые военные советы и командующие фронтов и армий, а также командиры соединений и частей награждают отдельных

Из книги Сталинградская битва. От обороны к наступлению автора Миренков Анатолий Иванович

Заместитель Министра обороны СССР, Начальник Тыла Министерства Обороны Кандидатуры командующих войсками военных округов рассматривались, обсуждались и утверждались на заседании Политбюро. (В те дни оно называлось Президиумом ЦК.)Маршал Малиновский предложил

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

Беседа В. В. Карпова с начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Исаковым Владимиром Ильичом - Владимир Ильич, простому читателю Маршал Советского Союза Баграмян известен в первую

Из книги Курская битва. Наступление. Операция «Кутузов». Операция «Полководец Румянцев». Июль-август 1943 автора Букейханов Петр Евгеньевич

Танки армии обороны Израиля Первые танки ЦАХАЛа Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

№ 10 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР № 227 О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДКА В КРАСНОЙ АРМИИ И ЗАПРЕЩЕНИИ САМОВОЛЬНОГО ОТХОДА С БОЕВЫХ ПОЗИЦИЙ 28 июля 1942 г.Без публикацииВраг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет

Из книги Бронеколлекция 1996 № 04 (7) Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 автора Барятинский Михаил

№ 19 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ № 298 С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О ШТРАФНЫХ БАТАЛЬОНАХ И РОТАХ И ШТАТОВ ШТРАФНОГО БАТАЛЬОНА, РОТЫ И ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 28 сентября 1942 г.Объявляю для руководства:1. Положение о штрафных батальонах действующей

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

3. ПРИКАЗ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ НА КОМАНДОВАНИЕ 6-Й АРМИИ, КОМАНДИРОВ РЯДА ЧАСТЕЙ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ 10 ноября 1939 г.16 октября на имя т. Сталина и мое поступило письмо военного прокурора 6-й армии т. Нечипоренко о

Из книги автора

1.2. Состояние обороны Орловского плацдарма германской армии, группировка германских войск на плацдарме и планы германского командования по его обороне С августа 1942 года германское командование принимало все меры, чтобы превратить Орловский плацдарм в мощный

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Документ № 7.11 Доклад Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Н. Чернавина Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову Докладываем.Военный совет Военно-Морского Флота 22 февраля 1990 года рассмотрел многочисленные заявления и просьбы общественных организаций и

Из книги автора

Документ № 7.12 Служебная записка Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову МАРИНЕСКО Александр Иванович, бывший командир подводных лодок М-96 и С-13. Капитан 3 ранга. 1913 г. р., украинец.Подвиг: 30 января 1945 г. подводная лодка С-13 под командованием Маринеско А. И. после

Из книги автора

Американские танки и САУ в английской армии Поражение английских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 своих танков заставили британцев обратиться за помощью к заокеанскому союзнику. Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не

Из книги автора

Французские танки в итальянской армии После поражения Франции в 1940 году Италия получила 109 трофейных легких танков Renault R35, 32 средних танка Somua S35 и несколько тяжелых танков В1 bis. Доработка полученной материальной части была сведена к минимуму. На танки установили только

1. Разработки израильского танка «Меркава» начались в 1970 году после того, как Великобритания отказалась продать Израилю партию танков «Чифтен Mk 1». Израильтяне и ранее неоднократно сталкивались со всевозможными эмбарго и срывами поставок вооружений, но все же этот демарш англичан оказался для них неожиданностью, и израильское правительство поставило задачу создания отечественного танка. В 1974 году были созданы первые опытные образцы первого израильского танка, а в 1979 году танк «Меркава Mk.1» был принят на вооружение Армии обороны Израиля.

Танки «Меркава» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

2. За всю историю существования танка было создано четыре его модификации: «Меркава Mk.1», «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3» и «Меркава Mk.4». По словам представителей израильской оборонной промышленности следующим поколением этого танка будет не «Меркава Mk.5», а принципиально новый танк с улучшенными огневыми и защитными характеристиками, маневренностью и скоростью. Исходя из сообщений в прессе, предполагается, что этот танк будет оснащен лазерной пушкой, а его испытания начнутся в 2020 году.


Сравнение основных технических характеристик модификаций танка «Меркава»
Инфографика автора

3. Команду по разработке «Меркавы» возглавил Исраэль Таль, который был не профессиональным инженером, а военным, начавшим свою карьеру в составе «Еврейской бригады», во Вторую мировую войну воевавшей в составе британской армии, а впоследствии принимавшей участие во всех арабо-израильских войнах.

4. Слово «Меркава» переводится с иврита как «колесница» и имеет также религиозно-мистическое значение. Это слово упоминается в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и обозначает «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморфы, каждое из которых имеет четыре крыла и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.

5. На конструкцию танка оказал влияние характер оборонительных сражений, которые ведут израильтяне. Танкисты ЦАХАЛ предпочитают располагаться на специально оборудованных позициях, находящихся на скатах возвышенностей. По этой причине вероятность попадания снарядов и пуль в башню танка довольно высока, поэтому в «Меркаве» боевое отделение максимально глубоко перенесено внутрь корпуса.


Танк «Меркава Mk.1» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

6. Еще одним требованием израильских военных к команде разработчиков было максимальное увеличение защищенности экипажа. Поэтому моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в переднюю часть танка, что обеспечило танкистам дополнительную защиту.

7. В кормовой части танка расположен отсек для перевозки раненых или десанта. Он же может быть использован и для перевозки боеприпасов. Таким образом, «Меркава» может выполнять функции не только танка, но и БТР и БМП. Данный отсек имеет броневую дверь в корме, через которую экипаж может осуществить эвакуацию, если таковая невозможна через верхний люк.

8. Все вооружение «Меркавы» изготовлено израильским военным концерном Israel Military Industries. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской пушки L7); спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии (установлен слева от пушки); ещё два таких пулемёта закреплены на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего; 60-мм миномёт, установленный на левой стороне крыши башни. Кроме того, над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм.

9. Танк «Меркава Mk.1» был создан позже последней полномасштабной арабо-израильской войны – Войны Судного дня, и боевое крещение принял во время Первой ливанской войны в 1982 году. В этом конфликте Израиль задействовал около 1000 танков, 200 из которых были танки «Меркава» в составе шести танковых батальонов.

10. До 2014 года «Меркава» стояла только на вооружении Армии обороны Израиля, а экспорт танка был запрещен по причине опасений, что его конструкция будет изучена разведками арабских стран. В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори-2010» в связи с поиском партнёров для его дальнейшей модернизации. В 2014 году был заключен первый экспортный контракт на поставку танков «Меркава Mk.4» в Сингапур – сумма этой сделки составила 500 миллионов долларов США.

11. На танках «Меркава» установлена израильская система активной танковой защиты «Меиль руах» (ивр. – «ветровка»). Это единственная САТЗ, которая прошла полноценное боевое крещение, неоднократно защитив израильские танки от снарядов, выпущенных в их сторону. В подавляющем большинстве случаев применение «Меиль руах» происходило в секторе Газа или прилегающих к нему районах.

12. В 2006 году телеканал Military Channel назвал десять лучших танков XX века, в число которых вошел и израильский танк «Меркава». Вместе с ним в ТОП-10 попали танки Т-34, M-1 Abrams, «Тигр», WW-1, Centurion, Mk-IV, Challenger, Т-54/55 и М-4 Sherman.

13. Боевые потери танков «Меркава» за время их боевого применения составляют всего 8 экземпляров. Три из них были уничтожены во время Первой ливанской войны, остальные – во время конфликтов в секторе Газа. Ливанская террористическая организация «Хезболла» называет эти данные существенно заниженными.

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только , но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.


Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

«Меркава» (Израиль) Т-90 (Россия) «Абрамс» (США) «Леопард 2» (Германия)
Вес, т 70 46,5 54,4…63,1 50,5…63
Толщина брони, мм 800 750 750-950 лобовая 700
Орудие 120-мм MG253 125-мм 2А46М-5 120-мм М256 Rheinmetall Rh-120 мм
Скорость, км/ч 60 65-70 66-72 68-72
Запас хода, км 500 550…650 440…480 500…550
Количество единиц, шт 1970 Более 2000 Более 10000 3264

Как видно из таблицы, Меркава обладает невысокими ходовыми характеристиками, но сила ее в другом.


Расположение силовой установки серьезно повышает бронированность и безопасность экипажа на случай попадания средств ПТО противника. Не учитываются также развитие систем активной и динамической брони танков. Важен и момент боевого использования машин. Опыта экипажам израильских танков не занимать, чего нельзя сказать о, к примеру, немецких танкистах.

Боевая служба танков «Меркава»

Боевое крещение первенцы Таля получили в Ливанской войне 1982 года. Тогда, правда, новым разработкам не получилось померятся силами с советскими Т-72, стоявшими на вооружении сирийской армии. Возможно, оно и к лучшему, так как на первых машинах было огромное количество недочетов, связанных с ходовой частью и двигателями.

Вызывали вопросы и бронирование, и огневая мощь.

Это послужило причиной доработки и введения в строй последующих модификаций машины. Насчет этой войны имеется множество легенд, каждая сторона говорит о сотнях уничтоженных танков противника, поэтому верить всему просто нельзя.


С тех пор танки появляются всякий раз, когда государству Израиль грозит война. Широкое применение танки получили во время второй ливанской войны. Тогда израильские машины получили значительные повреждения, однако задумка Таля оказалась верна. Основная масса членов экипажей выжила и смогла продолжить службу.

Споры вызывает боевая эффективность машин в ходе столкновения с палестинцами. Официально потери в этой войне сводятся к легким повреждениям. Однако палестинцы утверждают, что данные ЦАХАЛА серьезно занижаются для создания ореола непобедимость «Меркавы».

Заключение

Среди современной бронетехники израильский танк «Меркава» выглядит одним из лучших образцов. Это неоднократно отмечалось многочисленными военными обозрениями и специалистами.

Важно помнить, что танк был разработан для выполнения конкретных целей и задач в конкретной местности.

Каким бы замечательным не был танк в Палестине, боевое применение его в условной Калужской области или где-нибудь на Одере вызовет множество вопросов и проблем. У танка есть неоспоримые преимущества, но и недостатков у него достаточно. Красноречиво говорит факт отсутствия этой модели на международном оружейном рынке.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»