N 275 фз ред от 13.07. Холдинги, обслуживавшие гособоронзаказ, лишились «дополнительной» прибыли

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Эмблема Федеральной антимонопольной службы.

В ОАО «Рособоронэкспорт» состоялось совместное заседание Комитетов СоюзМаш России по оборонной и авиационной промышленности и Лиги содействия оборонным предприятиям. Совещание было посвящено совершенствованию положений и норм Федерального закона «О государственном оборонном заказе».


«Эксперты Союза и Лиги совместно с Комитетом Госдумы по промышленности участвовали в подготовке поправок ко второму чтению законопроекта «О ГОЗ», подготовленных с учетом предложений организаций ОПК. Исполнители и соисполнители гособоронзаказа, поддерживая основной тезис законопроекта о необходимости совершенствования системы контроля за расходованием бюджетных средств со стороны всех участников выполнения ГОЗ, тем не менее выражали определенные сомнения в части предлагаемого механизма определения кооперации исполнителей, схемы обслуживания со стороны уполномоченных банков, возможного появления дополнительных затрат на обслуживание резко увеличивающегося количества дополнительных счетов», – напомнил во вступительном слове Первый вице-президент СоюзМаш России, Президент ЛСОП Владимир Гутенев.


Гутенев подчеркнул, что не все предложения Союза и Лиги были учтены в итоговой редакции закона: «Обращения с просьбой продолжить работу по совершенствованию документа продолжали поступать летом. Предприятия выражали опасения, что реализация некоторых положений закона может привести к срыву выполнения заключенных контрактов и серьезным проблемам с подписанием новых. Вопрос приобрел особую актуальность в связи с тем, что все государственные контракты, Заказчиком по которым является Министерство обороны РФ, должны соответствовать всем положениям и нормам данного закона, начиная с 1 сентября 2015 года».


«В начале августа мы обратились к предприятиям с просьбой оценить их готовность к внедрению новых механизмов, утвержденных законом. Мы получили замечания и предложения от 183 предприятий. Около 34% из них готовы работать в новых условиях и в настоящее время не видят предпосылок для срыва сроков выполнения ГОЗ. Но одновременно высказывают вопросы и предложения организационного, финансово-экономического, бухгалтерского, юридического и режимного характера. Большинство предприятий выражают серьезную озабоченность складывающейся ситуацией с выполнением ГОЗ и сроками его выполнения. Наибольшие нарекания предприятий вызывает необходимость открытия счетов в уполномоченных банках предприятиями всех уровней кооперации – от Головного исполнителя до поставщиков «руды». Такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту отдельно, приводит, по мнению предприятий, к резкому возрастанию количества необходимых для открытия счетов», – отметил Первый вице-президент СоюзМаш России.


Общее количество счетов, по мнению руководства ряда предприятий, может доходить до 200 000. А такое увеличение, в свою очередь, может привести к увеличению сроков выполнения ГОЗ от 1-го до 1,5 лет и стоимости работ до 30% от стоимости ГОЗ за счет увеличения численности бухгалтерско-экономических служб и введения средств автоматизации расчетов. Кроме того, возрастает опасность отказа предприятий-поставщиков материалов и ПКИ низших уровней кооперации от участия в работах по ГОЗ (уже известно об отказе 32-х предприятий), что при отсутствии рычагов воздействия на них, приводит к необходимости поиска других, не проверенных поставщиков с риском снижения качества изделий или к необходимости организации подобных собственных производств, что неминуемо приведет к повышению стоимости ГОЗ.


«Закон принят, но сегодня, наверное, нет ни одной организации, которая понимала бы до конца, во что выльется его применение. Мы должны найти пути по оптимизации тех управленческих решений, которые будут внедрены на предприятиях. В рамках рабочих групп надо проводить работу по усовершенствованию регламента авансирования работ, а также следовало бы воспользоваться площадкой Комитетов СоюзМаш России и обратиться в Министерство обороны России по пересмотру политики авансирования работ – эта проблема станет ключевой в самом ближайшем времени», – подчеркнул актуальность темы Председатель Комитета по оборонной промышленности, член Бюро Правления СоюзМаш России, генеральный директор АО «Концерн «Созвездие» Азрет Беккиев.


Председатель Комитета по авиационной промышленности, Первый Вице-президент ПАО «ОАК» Александр Туляков отметил, что ОАК заранее готовился к вступлению с 1 сентября новых требований закона. В частности, на предприятиях Корпорации был реализован целый комплекс мероприятий – по формированию кооперации исполнителей, по выбору уполномоченных банков (в качестве основного определен Сбербанк), по резервированию счетов по контрактам, проведен анализ кредитных портфелей и других механизмов проверки платежей по государственным контрактам. Однако он подчеркнул, что все плюсы и минусы закона станут понятны лишь к концу выполнения ГОЗ следующего года, соответственно, сейчас следует говорить о точечной настройке закона, используя нормативные документы и договоренности с Министерством обороны России.


Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Дмитрий Фесюк отметил, что ФАС является одним из контролеров выполнения ГОЗ: «Суровой практики правоприменения закона на сегодняшний день нет, и пока мы воздерживаемся от активных мероприятий по проверке». В то же время Фесюк подчеркнул, что ФАС намерена четко отслеживать границу движения средств между ГОЗ и другой деятельностью предприятия. «Особое внимание уделяется вопросам себестоимости продукции, недобросовестной конкуренции, прозрачности закупок, тарифного регулирования, используя стандартные инструменты ФАС. К нам поступает большое количество обращений от предприятий – таким образом идет накопление претензий к закону, чтобы потом стало возможным обоснованно инициировать поправки. Мы активно участвуем в деятельности рабочих групп при Минпромторге России, которые занимаются данной проблематикой».

С 1 сентября 2015 года вступила в силу часть положений Федерального закона № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты РФ».

Сам по себе закон «О государственном оборонном заказе» был принят совсем недавно, в конце 2012 года (275-ФЗ от 29.12.2012). Предыдущий вариант документа, 213-ФЗ, принимался еще «в другой жизни», в декабре 1995 года, и, конечно, кардинально устарел. Впрочем, и с декабря 2012-го вокруг России произошло, кажется, больше событий, чем за предыдущую дюжину лет.

В 1999 году доля военных расходов составила 2,6% от ВВП, в 2015-м - 4,2% (не путать с долей от расходной части бюджета, которая превышает 20%). Точное распределение этих сумм практически полностью засекречено - и не столько потому, что это военная тайна, сколько ввиду тайны коммерческой. Защита страны еще в 1990-х превратилась в доходный бизнес группы лиц, иногда даже действующих по предварительному сговору. И разрушение этой системы - непременное условие воссоздания военной мощи. Иначе все так и будет катиться по сюжету грустной шутки: «У "Арматы" невероятная разрушительная сила: один батальон может уничтожить весь российский бюджет!».

Нельзя, нельзя и еще раз нельзя

Важность гособоронзаказа в экономике России переоценить сложно: прямо или косвенно с него кормятся десятки миллионов людей. А несколько тысяч кормятся даже очень хорошо - достаточно вспомнить устрашающие врага фигуры экс-министра обороны и его романтической подруги. Закон 2012 года принимался во многом с целью разрушить сложившиеся родственно-коммерческие отношения в этой сфере: не случайно после долгих скитаний по комитетам он был оперативно принят сразу после отставки Анатолия Сердюкова с высокого поста. Но после пары лет жизни по новому закону стало ясно, что в нем не учитывались все реалии, не были перекрыты все лазейки. Отсюда - набор дополнений, о самом интересном из которых мы и поговорим.

Отныне банковское сопровождение государственных контрактов будет проходить без взимания платы в пользу банка. Упразднены также комиссии за межбанковские переводы. Собственно, это уже очень серьезный удар: даже если бы коммерческим кредитным учреждениям в следующих пунктах не запретили вообще работать в системе гособоронзаказа, они бы потеряли бóльшую часть прибыли: ведь на обслуживание счетов и переводов тратятся определенные ресурсы банка. Безусловно, крупные суммы ликвидности на счетах все равно оставались бы лакомым куском, но согласно тому же 159-ФЗ банк обязан предоставлять абсолютно все сведения о движениях по этим счетам «федеральному органу в области обороны» - то есть как минимум делиться с силовиками.

Проблема заключается в том, что очень многие холдинги, стабильно обслуживающие оборонный заказ, давно создали собственные банки - специально для получения дополнительной прибыли с обслуживания собственных заказов. Там 1%, тут 2% - все это давало очень неплохую прибавку к оборонному «пирогу». Теперь же перед ними поставили… нет, не барьер, а заминированную трехметровую бетонную стену с колючей проволокой под напряжением и голодными крокодилами без чебурашек на страже.

Действительно, избыточность запретов поражает воображение. Согласно поправкам в закон госзаказчик обязан включить в контракт «условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке». Ранее понятия уполномоченного банка не было. А теперь существуют и критерии для входа в заветный список допущенных к оборонным деньгам. Критериев, кстати, всего два.

Во-первых, уставный капитал должен составлять не менее 100 млрд рублей. Во-вторых, государство должно прямо или косвенно владеть не менее чем 50% такого банка. Последнее условие опять же лишнее, ибо крупнейший частный банк России «Альфа-банк» обладает уставным капиталом «всего лишь» в 62 млрд руб. (на конец 2014 года).

Анатолий Сердюков принимает Парад Победы на Красной площади. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Поэтому никто не удивился, когда в начале июля 2015 года были названы банки, уполномоченные контролировать средства гособоронзаказа: это Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ВТБ 24 и Газпромбанк. Правда, правительство вправе расширять этот список по своему усмотрению (только при наличии положительного опыта обслуживания оборонного заказа!), но на данный момент нет сведений о включении какого-либо еще банка в сакральный список.

Деньги в топ-банки придут большие. Да, без комиссий за обслуживание, но и само пребывание средств на счетах умные банкиры всегда повернут себе на пользу: в конце концов перед нами беспроцентное краткосрочное кредитование «Сбера» и его друзей.

Каждому шурупу - свой контроль

«Кому война, а кому мать родна» - так можно охарактеризовать настроение большинства компаний-продавцов на только что прошедшем авиасалоне «МАКС-2015». Осложнение международной обстановки предполагает рост гособоронзаказа. Стратегия импортозамещения предполагает рост гособоронзаказа. Рост курса доллара (то есть удорожание пока еще разрешенного импорта) предполагает рост гособоронзаказа. Руководители и владельцы предприятий в многочисленных интервью весело говорили о патриотизме и железном щите - и шустро бежали к чиновникам правительственных комиссий договариваться о будущих взаимовыгодных отношениях. А вот между собой частные подрядчики Минобороны обсуждали почти исключительно поправки к закону 275-ФЗ. Жизнь многих потребителей бюджетных денег с 1 сентября серьезнейшим образом осложнилась. И это хорошо.

Будет создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственных оборонных заказов. Осуществлять этот контроль будут представители Минобороны, Банка России, Федеральной антимонопольной службы и Росфинмониторинга. Силы зла и добра в этой формуле распределены примерно поровну, так что можно надеяться на эффективность новой структуры - хотя многовековой опыт показывает, что в России любое несмазанное межведомственное взаимодействие вызывает только трение и искры.

Ранее контролем в оборонной сфере занималась Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), однако ввиду крайней неэффективности этой структуры с 1 января 2015 года ее ликвидировали, а основные функции передали в ФАС.

Было бы очень наивно думать, что после отставки Сердюкова и ареста Васильевой в военной сфере все внезапно стало чисто и честно - даже несмотря на идеализированный СМИ образ Сергея Шойгу. Никто не требует от поставщиков отдавать свою продукцию по себестоимости, но рентабельность «частно-государственного партнерства» на данный момент очень высока как для «частников», так и для отдельных представителей государства. Грубо говоря, шуруп себестоимостью 1 рубль Минсельхоз купит за 2 рубля, а «оборонка» в иных случаях и 10 не пожалеет: безопасность страны превыше всего!

Реформа системы заказов в «оборонке» сложнее, чем где бы то ни было: здесь невелика конкуренция, отношения между заказчиками и исполнителями налажены годами, а то и десятилетиями, а ввиду этого невелики возможности для оптимизации ценообразования. Например, если государство вдруг захочет «навести порядок» в СМИ, никто не мешает уволить 50 тысяч журналистов - и через неделю на их местах будут трудиться 50 тысяч примерно таких же по уровню граждан. С «оборонкой» это не прокатит. Других военных промышленников у нас нет.

С 1 сентября 2015 года изменился порядок платежей, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В конце августа фирма «1С» выпустила прикладное решение «1С:275ФЗ», разработанное на платформе «1С:Предприятие 8» и обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствие с требованиями закона. Помимо выпуска нового продукта соответствующие дополнения внесены в ряд существующих конфигураций (информационное письмо от 25.08.2015 № 20342). Из статьи экспертов 1С вы узнаете об основных изменениях законодательства и их поддержке в «1С:Предприятии 8».

Нормативное правовое регулирование

Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» определяет принципы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа. Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части применения банковского сопровождения государственного оборонного заказа как механизма контроля целевого использования средств.

Все предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, как головной исполнитель, так и исполнители, вовлеченные в кооперацию, должны начиная с 1 сентября 2015 года соблюдать при исполнении оборонного заказа следующие требования:

  • открывать отдельные банковские счета по каждому государственному контракту;
  • соблюдать особый порядок расчетов при использовании отдельных банковских счетов;
  • предоставлять копии документов-оснований для выполнения платежей;
  • обеспечивать целевое использование денежных средств и возможность внешнего контроля за движением денежных средств.

Решения «1С:Предприятие 8» для учета в организациях, участвующих в исполнении гособоронзаказа

Для поддержки исполнения платежей в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ фирмой «1С» было выпущено прикладное решение «1С:275ФЗ».

В конфигурации «1С:275ФЗ» поддерживаются определенные Федеральным законом № 275-ФЗ особые требования к проведению платежей при исполнении государственного оборонного заказа. Решение позволяет в кратчайшие сроки организовать на предприятии поддержку необходимых процессов работы казначейства.

Прикладное решение «1С:275ФЗ» разработано с учетом разъяснений, полученных при разработке продукта от профильных министерств и банков, уполномоченных для проведения и банковского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу.

Функциональные возможности, реализованные в конфигурации «1С:275ФЗ», планируется поддержать также в следующих конфигурациях на платформе «1С:Предприятие 8»:

  • «Бухгалтерия предприятия» ред. 3.0 версия КОРП - в части базовых возможностей подготовки платежных поручений – с 09.09.2015;
  • «Комплексная автоматизация» – с 09.09.2015;
  • «Управление производственным предприятием» ред. 1.3 – с 03.09.2015;
  • «ERP Управление предприятием» ред. 2.0 – в части базовых возможностей подготовки платежных поручений – с 04.09.2015 с последующим расширением сервисных возможностей по исполнению казначейских функций;
  • «Управление холдингом» – в части базовых возможностей подготовки платежных поручений – с 09.09.2015 с последующим расширением сервисных возможностей по исполнению казначейских функций.
Предполагаются следующие варианты применения конфигурации «1С:275ФЗ»:
  • Организация отдельной информационной базы на переходный период. Пользователи информационных систем, построенных на конфигурациях «Бухгалтерия 3.0 КОРП», «Комплексная автоматизация», «Управление производственным предприятием», ред. 1.3, «ERP Управление предприятием 2» и «Управление холдингом», смогут воспользоваться разработанным в них функционалом после получения и установки соответствующего обновления. Если данное обновление основной информационной системы по каким-либо причинам проблематично осуществить к 1 сентября, рекомендуется развернуть отдельную информационную базу конфигурации «1С:275ФЗ» для временного осуществления в ней казначейских функций с соблюдением требований Федерального закона 275-ФЗ с 01.09.2015 до момента, когда аналогичный функционал появится в основной информационной системе. Данный вариант минимизирует усилия по сопровождению в переходный период, в течение которого будет уточняться практика банковского сопровождения, и, как следствие, возможно частое обновление соответствующей функциональности конфигураций.
  • Встраивание функционала конфигурации «1С:275ФЗ» в используемую на предприятии конфигурацию . Этот вариант подойдет предприятиям, использующим измененные («кастомизированные») конфигурации на платформе «1С:Предприятие 8». Встраивание может быть выполнено силами партнеров-франчайзи или собственных специалистов. Минимальные трудозатраты на встраивание конфигурации «1С:275ФЗ» позволяют начать использование ее функциональных возможностей в максимально короткие сроки.
  • Организация отдельной информационной базы в дополнение к существующей информационной системе . Этот вариант предназначен для предприятий, не использующих прикладные решения на платформе «1С:Предприятие 8». Механизмы интеграции позволяют настроить загрузку заявок на расходование денежных средств из основной информационной системы в конфигурацию «1С:275ФЗ» для распределения и исполнения платежей в соответствии с Федеральным законом 275-ФЗ. Предприятию потребуется силами партнеров-франчайзи или собственных специалистов реализовать выгрузку заявок и сопутствующей нормативно-справочной информации из существующей информационной системы. Этот вариант в основном рассматривается как временный: в разделе «Поддержка пользователей» информационного письма от 25.08.2015 № 20342 указано, что поддержку конфигурации «1С:275ФЗ» планируется прекратить после 31.08.2016.

Особенности применения программного продукта «1С:275ФЗ»

Прикладное решение «1С:275ФЗ» предназначено для использования организациями - участниками кооперации по исполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ). Программа обеспечивает управление расчетами с использованием средств отдельных счетов в соответствии с требованиями Федерального закона№ 275-ФЗ.

Рис. 1. Схема согласованного проведения расчетов с использованием большого количества отдельных счетов



Рис. 2. Система внутреннего контроля выполнения расчетов

Подробнее об организации работы в программе см. в презентациях:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»