Можно ли носить с собой иконку. Нательные иконки. Проявление варварского язычества

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Нательные иконки на шею . Традиция ношения нательного креста, так же, как и нательных икон, появилась еще в первые века христианства. В Римской империи и у многих соседних народов. Именные нательные образки. Купить на Крещение.ру тысячелетиями существовала традиция носить украшения. Они являлись признаком достатка и власти, определенного положения в обществе. С появлением христианства и утверждением его в качестве государственной религии в Византийской империи знатные люди стали носить украшения с христианской символикой: кресты, иконы. Наследием древней традиции является облачение священнослужителей: каждый священник носит наперсный крест, а епископы - панагию – образ Богородицы.

На Руси кресты стали носить со времени крещения князя Владимира, причем носили кресты не только бояре и дружина князя, но и простые люди. Кроме крестов, носили и малые , почитаемого святого или именные нательные иконки –иконы, на которых был изображен одноименный святой покровитель человека. Знатные люди носили золотые нательные иконы на шею и золотые кресты, обычные люди носили кресты из менее дорогих металлов. Традиция ношения крестов и именных иконок сохранилась и по сей день, сегодня в православных магазинах можно выбрать и купить или образки из золота, золотую цепочку, золотой крестик и многое другое.

Золотые именные образки

Если вы хотите купить нательные образки серебряные и из золота, лучше позаботиться о том, чтобы они могли долго храниться, не чернели и не портились со временем. Лучше всего для этого подойдет женская или мужская золотая иконка на шею. Такие иконы не являются оберегом, но выполняют главное свое предназначение: они напоминают носящим их о Боге и святых, которые там изображены, призывают к молитве и постоянной памяти о том, что у человека есть заступники, которые всегда с ним. Именно поэтому именные образки дают защиту христианам.

Нательная иконка из золота на шею может стать прекрасным подарком на крещение младенца. Когда малыш подрастет, он будет знать, что с ним всегда рядом находится его заступник, будет призывать его в молитве перед сном и легко сможет избавиться от обычных для его возраста страхов. Малышу подойдет кулон-икона Ангел-Хранитель, архангел Михаил или подвеска нательная икона Божией Матери, или именная нательная иконка. Крестные родители часто покупают крестникам в подарок золотые именные образки. Какую нательную икону выбрать? Существует множество нательных образков, в том числе так называемые , чтобы выбрать образок, который вам подойдет, можно просмотреть каталог нательных икон на шею. Здесь можно найти и выбрать, какие купить нательные подвески-иконы из золота или золотую нательную иконку-кулон. Главное, с чем нужно определиться, - это то, какое изображение должно быть на иконке – Богородицы, Ангелов или святых. Наиболее почитаемые иконы Богородицы на Руси – это Владимирская, Казанская, Семистрельная, и, конечно, Неупиваемая Чаша. Серебряные и золотые нательные иконки для мужчин с изображением иконы Богородицы Неупиваемая Чаша помогут страдающим избавиться от недуга пьянства и уберегут тех, кто не знаком с этим недугом. Образки Богородицы часто носят матери, которые вспоминают в молитвах Богородице своих детей или просят помощи у Божией Матери во время беременности и родов.

Православные нательные образки с изображением Ангелов, которые носят на шее, это, чаще всего, или архангела Михаила. Многие православные христиане носят образки святых, особо почитаемых в их семье или именные нательные иконки. Как правило, это образки из золота или серебра. Православные образки святых. Святые, наиболее почитаемые на Руси, это , Андрей Первозванный, Александр Невский, Георгий Победоносец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Алексий Московский, Ксения Петербургская и многие другие. Можно купить золотые подвески с иконами этих святых или золотые образки в виде кулонов. Несложно выбрать и золотой именной образок: можно просто найти в каталоге иконок нужное имя и, если есть несколько иконок святых с таким именем, купить образок, который более всего вам подходит.

Ношение икон в кошельках, сумках, на заставках мобильников и планшетов – это боголюбие или богохульство, христианское благочестие или язычество? Разъясняет протоиерей – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.

– Ношение икон в кошельках зачастую связано с недопустимо хамским отношением к ним. Помню случай, когда одна продавщица, узнав, что я священник, сразу же задала вопрос: «Батюшка, а почему мне так не везет?» Я ей попытался как мог объяснить, что причины могут быть разные, что беды наши – не случайны, а закономерны, и причины их так или иначе кроются в нас. Старался говорить как можно доступнее: что это следствия наших внутренних противоречий, отношения к людям и Богу. «Да что к Богу! – ответила она и достала из кошелька ламинированную иконку Богородицы. – Вот уже сколько ношу, а толку нет!» И начала ругать икону, тыкать в нее пальцем и давать щелбаны в лик Богородицы...

Проявление варварского язычества

В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь.
В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы.
А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было.
Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом.
Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными.
В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым.
Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои.
И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.

Ступенька к истинной вере

Если человек благоговейно относится к святыне, то это преклонение не позволит ему носить икону в кошельке. Потому что неподходящее это для иконы место. Соседство икон с деньгами, кредитными карточками и т. п. неуместно. Впрочем, не столь важно, где именно человек носит икону, а его отношение к образу.
В советское время у богатых людей была мода на коллекционирование икон, которые они «благочестиво» называли «доски». И хотя и размещали их в заметных местах, никакой духовности в этом не было. Люди почитали эстетическую и антикварную ценность икон, но не их духовное содержание.
Были в то время и те, которые держали в доме черно-белые или разукрашенные низкопробными красками фотографии икон, купленные на базаре, на одном прилавке с фотографиями пухленьких девочек, котят и целующихся голубей. Само качество их изображения выглядело как надругательство. Но для покупателя это было не так уж и важно. Приобретали-то их ведь чаще всего «на удачу».
Так что все зависит от побудительной причины: зачем человек носит с собой икону. Если это действительно проявление упования на Бога, боголюбие – это одно. Если «на всякий случай» и чтобы в жизни везло – это уже другое. Хотя для некоторых людей даже такое магически-языческое отношение может стать ступенькой, путем к истинной вере. Это уровень понимания человека, то, что он способен осознать в данный момент. Главное, чтобы на этой ступеньке человек не остановился, а такое вполне возможно.
Если в человеке не проснется боголюбие, то он так христианином и не станет. Потому что отношения с Богом строятся на бескорыстной любви, а не ради того, чтобы повезло в жизни и для получения земных благ.
И если с верой и надеждой (хотя бы в какой-то степени) женщина носит складенек в сумочке с благоговением – это можно понять. Но нельзя сказать, что сумка – подходящее место для постоянного пребывания святого образа.

Наше отношение к Богу утилитарно или благоговейно?

Мода размещать иконы как заставки на мобильные телефоны и планшеты тоже весьма сомнительна. Если уж хочется, чтобы на мобильнике было что-нибудь такое, что может охарактеризовать его владельца как православного христианина, то лучше уж, пожалуй, брать на заставки фотографии благолепных храмов.
Ну не будет же человек молиться перед заставкой на телефоне! Поэтому и телефон – не самое подходящее место для икон в силу того, что это исключительно бытовой предмет, как и браслеты с ликами святых. Ну а уж брелочки с иконками, на мой взгляд, и вовсе надругательство.
Человек хочет показать свою сугубую религиозность, а превращается это в богохульство. И церковный бизнес здесь играет свою роль – иконные лавки пестрят блестящими цацками с ликами святых и крестами.
То же самое можно сказать и о церковных песнопениях, которые используют как сигналы вызова на мобильнике. Представьте, если вдруг где-нибудь в общественном туалете вдруг зазвучит «Иже херувимы»... Наверное, даже прожженный богохульник до такого не додумается.
Важно помнить, что все церковное предание: богослужение, церковное искусство по сути своей глубоко ИКОННО. И песнопение – это, можно сказать, музыкальная икона. Догмат VII Вселенского собора гласит: «...Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Следовательно, наше отношение к Первообразу определяет также отношение к Его образу. В этом и проявляется связь с Богом: утилитарная или благоговейная... Человек, имеющий страх Божий, конечно же, и к образу Его, как и к образам святых угодников Божиих (дивен Бог во святых Своих), относится с благоговейным трепетом.
И поэтому каких-то специальных правил по поводу ношения икон в кошельке нет. В каждом конкретном случае лучше посоветоваться с духовником.

Беседовала Марина Богданова

Иконка нательная многие века сопровождает своих хозяев, оберегая от бед, предоставляя возможность обратиться с молитвой за поддержкой и благодарностью к почитаемому святому.

Нательная икона в древних традициях

Традиция ношения крестиков и нательных иконок пришла на Русь вместе с христианской верой в далеком 988 году.

Нательные иконки святых первыми стали носить странствующие люди. Дороги в те времена были опасными и долгими. Поэтому, чтобы не лишить себя возможности помолиться почитаемому образу - символу веры и оберегу, пользовались нательными изделиями.

Иконы в те времена изготавливали из дерева, кости, меди, серебра, золота. Выбор материала зависел от сословия, чина и достатка хозяина.

Чем богаче был человек, тем изысканнее выглядела его нательная икона. Она непременно была из драгоценного металла и украшалась дорогими камнями.

Такие же богатые иконы считали своим долгом носить и многие священнослужители, утверждая свое преимущество перед Богом.

Изготавливали иконку нательную вручную, поэтому сохранившиеся образцы XV-XVI века часто имеют гораздо лучший вид, чем более позднего периода, когда в моду вошло массовое производство. Штампованные иконы зачастую доходят до нас в виде отшлифованного овала.

Старинные нательные иконки, изготовленные после XVI века, часто посвящались определенным событиям, а не конкретным святым. Собственные иконы изготавливались для студентов, курсантов военных училищ: на них могли быть изображены как образы Спасителя, так и учебного заведения. Существовали и особые офицерские образа.

В период атеизма в России традиция ношения иконок нательных была утрачена и стала возрождаться лишь в несколько последних десятилетий.

Нательный образ для современного человека

В современных традициях самым сильным считается крестик, но и иконка нательная становится все более популярной. Носят ее как символ веры либо на отдельной цепочке или шнурке, либо вместе с крестиком.

Случается встречать людей, которые носят Святые образы как аксессуар. К этому можно относиться по-разному, но, возможно, даже неосознанное ношение может растопить лед неверия.

Как выбрать икону?

Какие же иконы более почитаемы в настоящее время? Часто мужчины носят образ Спасителя, женщины - Богоматери, детям хорошо подойдет изображение ангела. Многими почитаемы именные иконы.

В православии есть традиции при особых случаях молиться определенному Святому. Поэтому часто выбор иконки нательной связан именно с этим.

Николай Угодник помогает в дороге, поэтому его часто предпочитают путешественники, водители. Об исцелении от болезней обращаются к Очень часто женщины носят иконы Богородицы. Выбор иконы тоже может зависеть от определенных условий. Так, образу Семистрельной молятся, прося о смягчении злого сердца, Целительнице - о выздоровлении, Федоровскую считают помощницей в родах.

Из чего делают иконы

Как и в былые времена, иконы изготавливают из разных материалов. Выбрать подходящий может каждый. У любого материала есть свои преимущества, а у каждого человека - собственные предпочтения.

Существует предположение, что для мужчин больше подходят золотые нательные иконы, а для женщин - серебряные. Руководствоваться ли этим принципом - личное дело каждого человека.

Учитывать нужно еще и то, что для ребенка материал иконы должен быть легким. Мужчины часто предпочитают более массивные образы, женщины - изящные.

Золотые и серебряные нательные иконки

В настоящее время иконка нательная - не просто символ веры, но и модное ювелирное украшение. Нательные иконки из серебра или золота пользуются особой популярностью. Часто такие изделия украшаются мелкими драгоценными или полудрагоценными камнями, расписываются финифтью. Зачастую изделия ручной работы превращаются в руках мастеров в настоящие произведения искусства.

Деревянные иконы

Все более популярной становится иконка нательная из бересты. Это объясняется тем, что она более доступна по цене, изготовлена из экологически чистого материала. К тому же дерево обладает целебными свойствами. Такую иконку приятно подержать в руках, она всегда теплая и действует на владельца успокаивающе, легка и не своей массой.

Другие материалы

Иконы из меди встречаются нечасто, но все же любители этого материала существуют. Есть совсем простенькие иконки из легких сплавов. Их обычно покупают для детей или пожилых людей. Такие иконы легки, недороги. Образ Святого, изображенного на иконе, не утрачивает своего значения.

В настоящее время, если задаться целью, можно найти мастеров, которые изготовят для вас нательную иконку из более экзотических материалов. Будет спрос - появится и предложение.

И все же хочется верить, что нательная иконка станет прежде всего символом веры для своего обладателя, а не роскошной безделушкой для хвастовства.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, Можно ли носить икону в кошельке или в сумочке? Татьяна, город Саратов

Здравствуйте Татьяна.
Икона это прежде всего святыня, которая требует особого к себе отношения. Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

Следует заметить, что в большинстве случаев икона, которая носится в кошельке или сумочке, не получает должного почитательного поклонения, а ведь собор постановляет чествовать их и лобызанием, и поклонением. Стоит ли говорить о том, что перед иконой, носимой в кошельке или сумочке, очень редко, или вообще никогда не совершают молитв. К сожалению, сейчас все больше случаев, когда у людей формируется чисто оккультное отношение к христианским святыням.

Покупая крестики, иконки, ладанки и т.п. люди убеждены, то священные предметы смогут отгородить их от зла. Но мы знаем, что сохраняет не нательный крест, на котором написано «спаси и сохрани», а сохраняет Бог, который распялся за нас на этом Кресте. Бог дает через святыни благодать, а не сама святыня обладает автономной благодатью. Если относится к святыне, как к талисману или «оберегу», то это грех.

Не давно в один из храмов соседней мне епархии зашел мужчина и швырнул иконку святителя Николая на прилавок свечной лавки: - Дайте мне другого святого! - Простите, а что случилось, чем вам не понравилась икона святителя Николая? И тут бедняга в сердцах выпалил: - К Николе у меня вопросов нет, но вот икона эта, она не работает! - ??? - У меня уже во второй раз вынимают деньги на рынке! Деньги я всегда кладу в карман где у меня лежит образок, но то ли батюшка не так освятил, то ли сама икона не такая, короче деньги крадут, что тут ещё объяснять… К сожалению мужчина не слушал никого, не матушку за прилавком, не подошедшего на шум отца настоятеля.

Конечно, такое отношение к святыне не допустимо, оно по сути не является даже христианским, это чистое язычество. Думать, что икона каким-то образом автономно должна помогать это заблуждение. Или думать, что святой, чью икону вы носите в сумочке, просто обязан за вас молиться и везде оберегать – тоже не верно. Безусловно у нас должен быть молитвенный опыт, через который мы можем получить благодать от Бога, дарующего ее через святыни.

Но рассуждая над этими предметами, возникает вопрос – все ли люди могут получить благодать через святыни? Думаю, ответ очевиден. Что толку от того, что нательный крестик будет носить сатанист или, скажем, молодой человек из движения готов (они любят носить крестики в ухе, как сережки). То же самое касается иконы в кошельке. Если у нас не будет христианской жизни, то хоть святые мощи на груди носите, толку от этого не будет, скорее будет только осуждение за приближение к святыне без страха Божьего.

Касательно кошелька и сумочки я так думаю – икона не должна соприкасаться с мирскими предметами. Откуда вы знаете где и в каком месте побывали деньги, которые находятся рядом со святыней? Они могли быть и на дороге, и в луже и вообще в нечистоте… а мы их рядом с иконой поместим. Даже если предположить, что у вас в кошельке или сумочке святыня, то кошелек или сумочка будут требовать так же особого отношения, ведь в них святыня. На кошелек уже не сядешь или в задний карман не засунешь, сумочку тоже небрежно не бросишь и т.п.

Если вы все же хотите постоянно иметь с собой святыню, то сделайте для нее особой кармашек, лучше всего на груди, и носите. Тогда это по крайней мере будет с благоговением и страхом Божьим, а как следствие вы чаще будете помнить об изображенном на иконе святом и чаще молитвенно к нему прибегать.

Существует множество мнений о том, что можно, а что нельзя носить вместе с православным нательным крестом. Давайте разберемся, какие из них истинны, а какие являются мифами, с точки зрения церкви.

Нельзя носить крестик вместе с иконкой

Некоторые, помимо нательного креста, надевают на шею еще и образок какого-нибудь святого. На самом деле, говорят священники, носить иконку одновременно с крестиком можно. Но не следует надевать их на один шнурок или цепочку, так как крест – основной символ православия, а изображения святых играют лишь второстепенную роль.

Нельзя носить крестик с другими украшениями

Это полная чушь! Дело в том, что нательный крест в обязательном порядке предписывается носить любому верующему человеку, не снимая ни при каких обстоятельствах. Если бы нельзя было совмещать православный крест с украшениями, то многие люди вообще никогда не носили бы украшений. Например, нет ничего плохого в том, чтобы носить нательный крест одновременно с сережками или кольцом.

Но вот если вы носите, помимо креста, еще и какой-нибудь кулон, медальон, подвеску, тут существуют особые правила. В частности, эти украшения должны располагаться отдельно. Крестик на своей цепочке, кулон – на своей. При этом украшение должно быть из того же металла, из которого изготовлен крест. Исключение составляет обычная бижутерия. Можно надевать крест и с бусами.

Цепочка, на которой висит крестик, должна быть такой длины, чтобы крест можно было спрятать под одеждой. Не стоит носить его с глубоким вырезом, разве что на улице очень жарко. На ночь другие украшения можно снимать, но крестик должен оставаться на вас и во время сна.

Нельзя носить крестик с магическими и эзотерическими символами

В наше время очень часто можно встретить людей, которые одновременно носят на шее нательный крестик и кулон с изображением знака Зодиака, символа Фэн-шуй, какой-нибудь языческий или рунический оберег, талисман или амулет.

Вот тут служители церкви совершенно единодушны: совмещать православную символику с символикой, которая относится к другим конфессиям и верованиям, а тем более к магии, астрологии или эзотерике, нельзя! Прежде всего потому что эти артефакты несут совершенно разные энергии. Не стоит думать, что в совокупности все это будет лучше «работать» и защищать вас от неприятностей или привлекать удачу. Вы должны выбрать, встанете ли вы на путь православной веры, не признающей всяческое «волхвование», или пойдете по совсем иной стезе. Возможно, руны и знаки зодиака вполне совместимы между собой, но они не совместимы с православным крестом.

Впрочем, вопросы веры – дело тонкое. Если вы считаете допустимым совмещать православное вероисповедание с верой в магию или астрологию, то можете носить и то и другое, но – по отдельности. Нельзя, чтобы на одной цепочке у вас висел крест, а на другой – магический амулет.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»