Мнимые друзья новороссии. «Хочешь быть русским — плати»: Интервью с Егором Просвирниным

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Злорадная эпитафия на могиле «интеллектуального русского национализма»

Новость дня: Роскомнадзор заблокировал «Спутник и погром». В Генрокуратуре полагают, что данный веб-ресурс «пропагандирует идеи национальной и религиозной вражды», что, в свою очередь, «формирует угрозы общественной безопасности» и даже «побуждает к экстремизму».

В реестре Роскомнадзора значится, что доступ к сайту «Спутник и Погром» ограничен с 5 июля. Факт блокирования «СиПа» подтверждается и сотрудниками редакции интернет-издания. Так, в паблике «Спутник и Погром» в соцсети «Вконтакте», сообщается, что создатели ресурса ожидали блокирования «СиП» с момента его открытия в 2012 году. Админы группы «СиП» сообщают о том, что работа редакции продолжится на новом интернет-адресе. В частности они даже пытаются шутить о том, что «СиП», чтобы избежать новых претензий, планируется переименовать в «Путин и Медведев» или «Генпрокуратуру, что расшифровывается как Украина, Казахстан, Беларусь и Россия)».

Что тут сказать: Роскомнадзор, это то, что в России мы «особенно ненавидим»©, однако, в данном конкретном случае, мне – отъявленной стороннице свободы слова, информации и интернета без барьеров и полного легалайза, хочется лишь позлорадствовать. Потому, что история «Спутник а и Погром а » это, как говорится, 100% classical case неверного просчета ситуации, вытекающего отсюда неправильного позиционирования, утраты аудитории. Все вместе в итоге и привело к гибели интересный, пусть и неоднозначный проект. Достаточно вспомнить, что «СиП», заявлявший о себе как печатном органе «интеллектуального русского национализма» – в момент своего появления произвел настоящий фурор просто одним фактом, что люди, привыкшие к тому, что на националистических ресурсах публикуются в основном унылые истории про мировой еврейский заговор, скорый крах доллара, и вдобавок, с каждой страницы звучит стон про то, как русских людей обижают (сокращенно РЛО), на ресурсе Просвирнина видели хорошо написанные тексты, порой посвященные действительно актуальным проблемам.

Просвирнин в компании Станислава Белковского и Ксении Собчак

В итоге на статьи «СиПа» ссылались не только люди, традиционно сочувствующие русским националистам, такие как Алексей Навальный, но и «статусные» либералы – например Антон Носик или Ксения Собчак. Однако идиллия продолжалась недолго: уже в феврале 2014, Просвирнин, пару месяцев до того предлагавший свои услуги Майдану, по слухам получил выгодное предложение поработать на путинскую администрацию, за вознаграждение (называются шестизначные суммы в портретах мертвых американских президентов). Злые языки утверждают, что никогда не державший в руках суммы больше нескольких сотен долларов, Егор, в чьем богатом лексиконе, трудно было найти неиспользованного бранного слова в адрес путинской России и его руководства, получив первый транш, что называется, «поплыл» и стал славить мудрую политику «нацлидера». Впрочем, нет смысла описывать дальнейшую «новороссийскую» эпопею «СиПа»: это скучно. Как скучен и нынешний «Спутник и Погром», который не читает кажется уже никто. Просто по той причине, что сегодня одни никогда не простят Просвирнину текст про «тот бесконечный летний день», в котором он писал, что 22 июня 1941 года «белая Европа вернулась в Россию», другие, восхваляющую Путина и «присоединение» Крыма и войну на Донбассе,«джинсу», которую ему заказывали структуры близкие к олигарху Малофееву. Да и содержательная часть, объективно, сильно потеряла в качестве.

«НОД»овцы так и не стали друзьями «СиП»овцам

Так, что конец «СиПа» (то, что это именно конец ресурса, сомневаться не приходится), как любили когда-то говаривать его авторы – немного предсказуем, Егора, как водится в таких случаях, использовали по назначению, потом сняли с довольствия и выкинули.

Ну, что сынку, помогли тебе твои крем ЛЯХИ?

Александра Мельник

Александра Мельник

Как бесплатно обойти блокировку «Спутника и Погрома»? (и вообще любую блокировку) July 11th, 2017

Как бесплатно обойти блокировку «Спутника и Погрома»? (и вообще любую блокировку)

sputnikipogrom

6 июля 2017 года власти самопровозглашенной Российской Федерации заблокировали наш сайт на всей территории РФ.

Сайт был заблокирован по требованию Генпрокуратуры из-за «наличия материалов националистического толка» без каких-либо претензий к конкретным текстам. Обращаем ваше внимание, что никакого суда, экспертизы или еще чего-то не было — по закону о досудебных блокировках любой сайт можно заблокировать просто так, и уже затем редакция сайта должна идти в суд и что-то доказывать самопровозглашенным властям. Причем пока суд да дело, сайт все равно будет в блоке.

В этой связи предлагаем вам воспользоваться стандартными средствами обхода блокировок. Установив один из этих инструментов, вы получите доступ не только к «Спутнику и Погрому», но и вообще всем сайтам, заблокированным властями самопровозглашенной Российской Федерации. Ниже — инструкции для настольных компьютеров, смартфонов и планшетов.

ДЛЯ СПРАВКИ: с технической точки зрения, любой из инструментов ниже позволит вам открывать сайт sputnikipogrom.com через VPN — «виртуальную частную сеть», расположенную вне юрисдикции РФ.

Ваш компьютер подключается к VPN и отправляет запросы через нее.

Российские провайдеры видят только, что вы подключились к какому-то серверу в США или, например, Нидерландах, а какие сайты вы смотрите через этот сервер — никто не знает (об этом могут знать владельцы иностранного сервера — но так как они находятся в США или Нидерландах, где S&P не заблокирован и никогда заблокирован не будет, их, в отличие от дорогих россиян, ваше желание читать «Спутник и Погром» совершенно не смущает).

1. Браузер Opera

В этом браузере настройки VPN предустановлены. Активировать соединение очень просто.

. Скачайте браузер Opera c сайта opera.com . Запустите файл и разрешите установку.

. После установки: если вы используете Windows — в левом верхнем углу кликните по красному значку O, выберите «Настройки». Если вы используете Mac — в верхнем меню выберите Opera — «Настройки».

. Перейдите во вкладку «Безопасность». Поставьте галочку напротив «Включить VPN».

. В браузере Chrome в правом верхнем углу страницы появится плашка friGate, сообщающая, что сайт теперь доступен без блокировок.

. В Firefox: если сайт по-прежнему недоступен, кликните по значку friGate в панели браузера, выберите «Сайт не из списка» — «Добавить в список».

. Всё!

3. Браузер Tor

Помимо доступа к «Спутнику» и всем заблокированным сайтам этот браузер дает вам доступ в тот самый легендарный «темный интернет», где и происходит все самое интересное.

Мы советуем использовать Tor, только если варианты выше вам по какой-то причине не подходят (Tor прост в обращении и внешне выглядит как браузер Firefox, но работает сильно медленнее, чем другие средства по обходу блокировок).

. Убедиться в том, что ваше подключение защищено, можно кликнув на значок луковицы перед панелью адреса.

Для смартфонов и планшетов: приложение Opera Free VPN

Для устройств на базе iOS и Android есть абсолютно бесплатное приложение Opera Free VPN.

Это приложение устанавливается на ваш смартфон или планшет и работает в фоновом режиме. Вы можете продолжать пользоваться своими любимыми браузерами — доступ к сайтам будет осуществляться через один из серверов канадской компании SurfEasy, Inc. (дочерняя компания норвежской Opera Software — ни канадцам, ни норвежцам власти РФ не указ).

Для установки:

. В AppStore (iOS) или Play Market (Android) введите в поиске Opera Free VPN.

. Установите приложение и дайте ему все запрашиваемые разрешения по установке «профиля VPN».

. Запустите приложение и убедитесь, что VPN включен. Открывайте sputnikipogrom.com в вашем любимом браузере. Всё!

. Вы можете изменить регион по клику на значок молнии ⚡️

Платные VPN: для любых устройств

Кроме бесплатных сервисов есть еще и платные, предоставляющие намного большую скорость — при включении платного VPN вы потеряете не больше 10% от вашей обычной скорости интернета.

Собственно, вся наша редакция в интернет без платного VPN уже много лет как не выходит.

Из платных сервисов, которыми пользуемся сами, мы рекомендуем PrivateInternetAccess (PIA) — всего за 3 доллара в месяц вы получаете великолепную скорость и с хохотом плюете на все блокировки-запреты.

Платный VPN работает через небольшую программу, которая ставится на ваш компьютер — или через приложение на вашем смартфоне или планшете (один платный аккаунт позволяет поставить PIA на 5 разных устройств).

При работе платного VPN ваш интернет-траффик будет проходит через иностранный сервер. Ни российские провайдеры, ни сам PrivateInternetAccess не будут знать, какие сайты вы посещаете (PIA не ведет логов посещений).

Все инструкции по установке есть на сайте PrivateInternetAccess .

Если вам что-то непонятно — напишите им в поддержку или нам на [email protected] . Мы подскажем, что и как установить конкретно на вашей системе.


Если у вас остались какие-то вопросы, напишите, пожалуйста, письмо по адресу [email protected] — наши специалисты с удовольствием помогут вам настроить инструменты обхода блокировок и ответят на все ваши вопросы.

Ну и, само собой, вы можете подарить подписку на «Спутник и Погром» своему другу, коллеге или члену семьи, оформив подарок

Купил месячную подписку на «Спутник и погром». Последний раз поступал так год назад: как раз за пару недель можно прочитать лучшие их тексты, написанные за год, после чего - с чистой совестью отписаться, заплатив 5 баксов за то, за что другие платят в 10 раз больше.

Что же это за «СиП»-то такой? Это онлайновое платное СМИ, публикующее новости и материалы с уклоном в русский национализм. Национализмов, как известно, много, в том числе и русских, но «СиП» держится наиболее мне симпатичной линии: Российская империя как идеал русского государства; непризнание границ 1991 года; в публичной жизни господствует демократия и консервативные европейские ценности; русским является тот, кто считает себя русским и кого признают русским другие, а украинцы и белорусы - тоже русские, только одичавшие. Спрашивается, почему же я отказываюсь поддержать финансово такой приятный и полезный проект? Ох, тому есть много причин. Главной из них является та, что главным редактором сего ресурса является Егор Просвирнин, который по некоторым данным - гомосексуалист, наркоман и сотрудник внутренних органов. Из нее вытекают и все остальные. Вот они:

Во-первых, меня не устраивает качество текстов на портале. Типовая статья на «СиП» представляет собой бойко написанный студенческий реферат по той или иной теме. Автор, как правило, прилежно использует доступную на русском языке литературу, а иногда даже пользуется англоязычной википедией. Но, конечно, это чистый современный журнализм с сильным уклоном в агитпроп: практически каждому из материалов присуща заданность, крикливость, верхоглядство и отсутствие серьезного анализа. И это в лучшем случае. Даже с помощью такого безудержного строчкогонства не удается выполнить план по статьям. И в дело идут не очень-то чистоплотные желтогазетные приемы.

В проекте, посвященном русскому национализму должны быть статьи о русском национализме и спектре тем с ним связанных - русской истории, философии, литературе и т. п. Но иногда «СиП» переклинивает и они публикуют материалы вовсе на посторонние темы. Ну зачем вот там нужны сбивчивые повествования людей без профильного образования о завоевании Мексики Кортесом? Это имеет отношение к России или национализму, или автор открывает нам какую-то ранее неизвестную информацию? - да нет, по сути тупо пересказывает учебник.

Чего мы ждем от "СиП"овских статей, и чем они оказываются на самом деле.

Или какой-нибудь полуграмотный кретин типа педофила Егора Холмогорова начинает рекомендовать список «необходимых к прочтению» книг по истории древней Руси... Мало того, что эдакие профаны и недоучки не имеют права никому ничего советовать, так еще и речь идет об эпохе, сто раз мифологизированной и сфальсифицированной - пожалуй, в книгах Толкина больше исторической правды, чем в писаниях разных там грековых и мавродиных. К русскому самосознанию это не имеет никакого отношения.

Типичные комментарии пользователей к статье с "СиПа".

СиПовцы постоянно норовят облегчить себе задачу и вместо авторских и эксклюзивных материалов печатают НОМЕРА ГАЗЕТЫ «КИЕВЛЯНИН» ЗА 1917 ГОД! Кому, черт побери, пришла такая «умная» идея в голову? Достаточно бессмысленным видится и идея публиковать экономические сводки за неделю с комментариями тамошних «экспертов» - по сути, это такая же пропаганда, что и на кремлевских или антикремлевских ресурсов, правда, со своим специфическим креном и рассчитана на людей, которым хочется «правильной» информации, но лень добывать ее самостоятельно. Да и уровень этих «экспертов» - в лучшем случае на уровне табуретки, или даже хуже - выпускника современного экономфака частного вуза. Все эти "политдруги", "холмогории" и прочая сволочь с IQ небольшого негритянского племени, конечно, лишь порочит идеи русского национализма, активно помогая коммуно-либеральному режиму в компрометации единственной идеи, обреченной на успех в исторической перспективе.

Типичная статья с "СиПа".

Ну и такой момент - я, конечно, большой русский патриот, но от пропаганды меня корежит, даже если это прорусская пропаганда. Постоянные причитания, которыми снабжен каждый второй текст, все эти «Постоим за Россиюшку, братья!», «Русский может разговаривать с совком только через прорезь прицела», и прочие «Мы русские, с нами Бог» осточертевают очень быстро, и тонны детского пафоса уже не воспринимаются организмом. Вообще, конечно "СиП" ориентирован на инфантильных хипстеров лет 15-20, отчего-то решивших, что они националисты. Среднестатистический текст оттуда пересыпан тоннами актуальных мемов, упрощен до уровня лозунгов, лишен всякой аналитики и прочих "головоломок". Взрослому человеку там делать нечего.

Сотрудник редколлегии "СиПа" пилит зарплату, выданную Кремлем.

В целом, конечно, "Спутник и погром" - огромная мусорная куча, в которой только по теории вероятности попадаются достойные статьи. Именно поэтому "СиП" - финансово несостоятельный проект и его окончательное закрытие - лишь вопрос времени. Чего я этой дурацкой конторе от души и желаю.

«Сегодня в Херсон с предвыборной агитацией за Порошенко приехала вдова недавно умершего известного русофоба Левко Лукьяненко Надежда Лукьяненко. Выступала немолодая, но хорошо выглядящая женщина в актовом зале Херсонского музыкального училища перед учениками и согнанными бюджетниками. Кроме чиновников, в президиуме её окружали представители местного украинского актива.

Ну, выступление было на тему томос-вышиванки-агрессия-геть вид Москвы. Оно прошло в унылой тишине. А потом кто-то из президиума спросил: у кого есть вопросы? И тогда ученики, молодые люди 16-17 лет, сначала робко, а потом всё активней стали спрашивать. Причём на чистом русском языке, хорошо поставленными голосами, т.к. там есть не только музыканты, но и певцы.

Один юноша поинтересовался: А зачем вы вообще приехали, какая цель мероприятия?
В президиуме напряглись.Ответ был: агитировать за Порошенко, или Путин нападёт.
Потом девочка спросила: вы говорите о стремлении в Европу, но замыкаете страну в узких рамках национальной сельской культуры. Как можно отказаться от великой русской культуры?

В президиуме стала начинаться истерика. Вдова авторитетного товарища уже несколько нервно ответила, что музыка это не только ваш Чайковский (а в зале стоит его большой бюст), но и Лысенко. Зато вы теперь типа можете в Европу поехать и музыку в венской опере послушать, а в СССР не могли.

Тогда другой мальчик сказал, что поехать-то он хотел бы, но вынужден слушать иностранных классических исполнителей через интернет, ибо в их семье денег на поездку в венскую оперу нет.

Тут ещё одна девочка, уже не дожидаясь ответа спросила: А зачем вы нам про томос рассказывали? На дворе XXI век, я и мои родители атеисты, нам это совсем неинтересно. Я хочу получить качественное музыкальное образование и стать известным музыкантом, ваши предрассудки мне не нужны.

После этого в президиуме началась форменная истерика. Одного из укронациков начальник департамента культуры гладила по голове и успокаивала, ибо его стрясло как перед припадком. Пцу-священник орал что-то вроде держите сепаратистов. Какая-то психическая активистка стала в дверях и орала типа смерть Донбассу.

Дети стали расходиться, а преподаватели оттеснили президиум, чтобы они ушли спокойно.

Вот это проявила себя настоящая культурная элита. Боюсь правда, что директору училища на своей должности не удержаться».


959 79 0 ER 0.9071

Вот некоторые спрашивают, а почему в Первую Чеченскую такая большая Россия не смогла снести такую маленькую Чечню? А потому, что все крупные СМИ были как телеканал «Дождь»: стреляешь по боевикам, а попадаешь по правозащитникам. Сейчас это дикостью выглядит абсолютной, а тогда такой настрой общественного мнения был нормой.


719 49 0 ER 0.6710

На пятый год Великой Украинской Национальной Революции во второй тур президентских выборов вышли два вскормленных Россией еврея. Причем программа первого «А катись оно все к чертям!», программа второго - «С другими еще хуже будет». Это как если бы в СССР в 1923 году развернулась борьба за власть сразу между Андроповым и Черненко, без проживания всех предыдущих революционных стадий, причем оба были бы вдобавок банкирами с Уолл Стрит (но типа хорошими банкирами, социалистическими).

По-моему довольно очевидно, что если даже война со страшной Россией (классическое событие Основания Нации) неспособна произвести из украинского субстрата не то, что там Бисмарка или Аденауэра, а кого-нибудь масштаба хотя бы Лукашенко (каковой Лукашенко, конечно же, колхозник, но колхозник хотя бы белорусский), то никакой незалежной соборной Украины нет и уже никогда не будет.

Дали вам, украинцы, 5 лет истовой национальной свободы, и что мы, ваши русские господа, видим по прошествии 5 лет?

Жидовский КВН, буквально.


505 36 0 ER 0.4728

Рекламные записи

Продолжаем праздновать День Смерти Сталина, позвольте минутку поэзии:

Сала шмат в котомке, под полой обрез.
Парубки кулацкие уходили в лес.
Скоро кровь прольётся тех, кто дом отнял,
Храм в селе разрушил, батьку расстрелял.

Батя был трудяга, крепкий середняк.
Комиссар латышский закричал: Кулак!
Мироед проклятый, хватит жировать!!
Велено декретом землю отобрать!

Взяли и угнали лошадей в колхоз.
И добра народец вывез целый воз.
На ворьё папаня кинулся с косой
И упал с пробитой пулей головой.

А хозяин справный! Жизнь в труде прожил.
Рожь, пшеницу сеял, горожан кормил.
Потом поливал он каждый колосок
И вложил всю душу в каждый бугорок.

Нажито горбом что - забирает власть.
И за то сыночки покуражат всласть!
Пётр, Федот, Данила-встал кулацкий род.
Будет краснопузым жаркий хоровод!

Загорят амбары, скирды, сельсовет,
Нищеты домишки, кто вошёл в комбед-
Землю кто не сеял, пил и воровал,
А потом к Советской власти примыкал.

Лихо погуляли дети кулаков,
Люто отомстили за своих отцов.
Ждали, что восстанет русское село,
Но в дурмане красном замерло оно.

Парадокс создала Ленинская рать:
Дня кто не работал - превратился в знать.
Кто снабжал Европу хлебом и зерном -
В сёлах тот тамбовских заживо сожжён.

С корнем выдирали тягу у людей,
Жить чтоб и работать на земле своей.
За своё боролись с властью мужики,
Задавили силой их большевики.

Вспомним тех, кто выслан, раскулачен, пал,
Кто на стройках века от цинги страдал.
Не забудь, Россия, этих злых времён,
Чтоб не возвратился коммунизма сон!

Стефан Лиманский, у него еще много хорошего на ту же тему - https://www.proza.ru/avtor/limansky1

P.S. На фото – повстанцы-крестьяне, участники т.н. Чапанного восстания, во время которого до 150 000 крестьян Самарской губернии поднялись против большевиков. Но до того, как ударные части из австрийцев и мадьяр смогли подавить плохо организованное крестьянское сопротивление, русские мужики знатно погуляли, разбив несколько чекистских отрядов – привыкшие убивать выстрелами в затылок красные палачи оказались так себе бойцами. В отместку народная советская власть сжигала взбунтовавшиеся села дотла, буквально. Командарм Михаил Фрунзе докладывал Ленину: «При подавлении восстания убито, пока по неполным сведениям, не менее 1000 человек. Кроме того, расстреляно свыше 600 главарей и кулаков. Село Усинское, в котором восставшими сначала был истреблён наш отряд в 110 человек, сожжено совершенно». Видимо, в селе Усинском жили "буржуи, капиталисты, аристократы"...


1466 236 0 ER 1.4865

С Днем Защитника Отечества! 22 февраля 1918 года начался легендарный Ледяной поход - несколько тысяч солдат и офицеров только-только формирующейся Добровольческой армии вышли из Ростова-на-Дону, стараясь избежать окружения от подступавших со всех сторон большевицких отрядов. Из сытого, полного припасов города небольшая группка русских фанатиков вышла в страшную зимнюю степь, без особой надежды, но с одним лишь отчаянием. Как сформулировал генерал Алексеев: «Мы уходим в степи. Можем вернуться, только если будет милость Божья. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы…».

В лед, тьму и неизвестность под постоянными атаками большевиков ушли менее 3000 человек - все, что на тот момент оставалось от некогда блистательной Российской Империи. Вернулось же… На пике Вооруженные Силы Юга России насчитывали 270 000 штыков и сабель (и это не считая сотен тысяч русских людей, поднявшихся на других фронтах). Ледяной поход - это не только история о русских отчаянии и отваге, но и о надежде вопреки всему, надежде, которая в конце концов оправдывается и превосходит все ожидания. Вряд ли те бредущие по ледяной степи 3000 надеялись, что станут искрой, которая зажжет пламя сопротивления по всей России, от Прибалтики до Владивостока. И тем не менее они стали этой искрой. И пусть в итоге Белая Россия проиграла, но она погибла с честью, ушла на дно, паля из всех орудий (в отличие от смешного и позорного развала СССР в 1991 году), оставаясь примером мужества и надежды даже 100 лет спустя.

Эта история нам кажется особенно важной сегодня, когда многие потеряли надежду, многие - смирились, многие - раздавлены пессимизмом и думают, что Многонациональная Федерация и ее бесчисленные полчища - это навсегда, «и что мы можем сделать, когда нас - тысячи, а их - тьмы, тьмы и тьмы».

НЕТ! СВЕТ - ЕСТЬ!

И чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть подборку наших текстов о святом и яростном Белом деле:

Кубанский Ледяной поход - https://sputnikipogrom.com/history/59015/march-of-ice-and-fire-1/

Борьба за Царицын - https://sputnikipogrom.com/history/57700/tsaritsyn-one/

Дроздовский - https://sputnikipogrom.com/history/60122/drozdovsky-1/

Антология белогвардейских воспоминаний - https://sputnikipogrom.com/books/40762/white-guard-memoirs/

200 дней: Врангель в Крыму - https://sputnikipogrom.com/history/37998/200-days-1/

Гражданская война на Донбассе сто лет назад - https://sputnikipogrom.com/history/31077/donbass-100-years-ago-1

Ярославское восстание: 16 дней свободы - https://sputnikipogrom.com/history/15602/16-days-of-freedom/

Керченский эпизод эвакуации Русской армии из Крыма в 1920 году - https://sputnikipogrom.com/history/22554/russia-exodus/

Белогвардейцы в кино - https://sputnikipogrom.com/film/39108/white-guard-in-cinema

P.S. Сегодня в 21 час по Москве на канале «Царь-Геймер» стартует конфо-стрим, на котором мы будем играть с подписчиками в BF 1 «Во имя царя» (а там как раз есть борьба с большевиками за Царицын), вспоминать подвиги Белой Гвардии, говорить про послание Путина недавнее и про много чего еще, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить - https://www.youtube.com/czargamer

Лев Пирогов о Захаре Прилепине

Его принято не любить. Дружба с ним кажется заискиванием, а высокомерие оставляет чувство неловкости, как обычно бывает, когда смотришь сверху вниз на то, что выше тебя. Я бы не решился писать о таком неудобном писателе, если бы не счастливый случай. Захар Прилепин с романом «Обитель» стал лауреатом литературной премии «Большая книга», и это вызвало возмущение некоторой части общественности.

Некоторая часть общественности готова прощать ему архаично-левые взгляды (а не прогрессивно-левые - экология и педерастия), в этой старомодности был даже известный комизм («Как кончилась? А я сорок лет поезда под откос пускаю…»), но не в то время, когда нефть падает, а кредит к отдаче растёт. С одной стороны, хорошо, конечно, - сдохнет проклятый Путин («А теперь, ехидна, когда я вырвал твоё жало, жаль, если сможешь»), с другой - на какие шиши теперь чувствовать себя европейцем, непонятно. Колонки в глянце, выставки, конференции, литературные фуршеты - их же тоже из нефти делают. Вот и обуревают противоречивые чувства - то ли летать хочется, то ли в волосы вцепиться кому-нибудь.

Впрочем, важен не скандал (как обычно копеечный) и не награждение, а тот факт, что Прилепин неуклонно продолжает становится главным русским писателем. Я специально не написал «большим», чтобы не задеть ничьих чувств.

Давайте посмотрим.

Есть такая литературная премия - «Национальный бестселлер». Она существует уже больше десяти лет - более или менее одинаково, но каждый год находятся умные люди, которые говорят: «Ха!.. Да что вы там голову ломаете-то? Посмотрите статистику, кто из писателей продал больше книжек, того и награждайте! Чтобы по справедливости!..» А премиальный комитет всё к ним не прислушивается. Почему? Да очень просто. Посмотрим статистику. В прежние годы я для смеху следил за ежегодными отчётами Книжной палаты. Самые продаваемые (а значит, и читаемые) авторы в секторе «художественная литература» были такие:

2006 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Полякова.

2007 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Шилова.

2008 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Шилова.

Потом мне это надоело, и я перестал следить. А сейчас - дай, думаю, опять загляну. Столько воды утекло: мировой финансовый кризис, крушение издательского мегамонстра АСТ, Болотная, Олимпиада, Крым наш, Новороссия, санкции, псаки - в другой стране живём! Заглянул…

2013 год: 1. Донцова. 2. Устинова. 3. Шилова.

А вы говорите «откуда может быть у Путина такой рейтинг». Вообще, мне тут, прямо как тому Гегелю, пришла на ум парадоксальная мысль: а что, если на самом деле всё так, как в действительности? И тогда все наши беды - мыслящего, образованного, болеющего душой за страну сословия - не оттого, что действительность не дотягивает до уровня нашего её понимания (не хочет становиться такой, какой должна быть), а оттого, что наше понимание до того, какая она есть, не дотягивает.

Ну вот взять литературу. Она «отражает действительность», то есть моделирует её. Для того и нужна, на модели проще понять явление. Ну, жизнь. Но почему же мы тщимся понять её не по книжкам самых читаемых, а значит, влиятельных и «релевантных действительности» писательниц, а по книжкам тех, кто даже в первую десятку не входит?

Не напоминает ли это сказку про медведя и бурундучка, которые встречали рассвет, соревнуясь, кто первым увидит солнышко? Только бурундучок сидел мордочкой на восток, а медведь на запад… Очень гневался, когда проиграл. Мы массовую литературу тоже не любим - презираем её. А теория Успеха учит, что презрение есть признак рессентимента.

Нам хочется, чтобы литература отражала что-нибудь достойное. Отражала наши представления о действительности, а не её саму. Должное, а не насущное. Поэтому, говоря об актуальной литературе, мы обычно рассматриваем лишь какой-нибудь её определённый сегмент. То, что нас, пекущихся о действительности, устраивает. И даже из этого сегмента всё то, что не устраивает, норовим удалить.

Отсюда все эти литературные войны в стакане воды: «Пятнадцать человек вышли из зала после объявления победителя литературной премии „Вижу большую фигу“». Ужас, скандал. Литературная общественность спохватилась: не хочет признавать Захара Прилепина главным писателем десятилетия. Хотя именно она его таковым и сделала.

В последней фразе можно усмотреть злорадство: дескать, не талант помог, а промоушинг, - ничего подобного. Просто талантливых писателей много, да кто ж их знает? Пребывая в творческой изоляции, вне поля активного обсуждения и критики, они теряют ориентацию, как космонавт в невесомости, движутся не туда, зарывают свои таланты и впадают в гомеостаз, как чукчи или аборигены. Попав под софиты, тоже можно потерять ориентацию, но Прилепин, несмотря на все претензии к нему со стороны ревнителей Хорошего Вкуса, всё делает правильно. Он ярок - но осторожен. Дерзок - но приятен во всех отношениях. Он эстетически умерен, а сдержанность, умеренность - признак классики. В эстетике, как в картах: недобрав, ещё можно выиграть, перебрав - нет.

…Именно она его таковым и сделала - вручив ему все сколько-нибудь значимые литпремии - от «Ясной Поляны» до «Бронзовой Улитки» и от «Нацбеста» до «Большой книги» (только «Русский Букер» пока держится, но это мужество обречённых). А именно премии определяют, кто главный, когда статистика не рассматривается. Поэтому, когда я говорю «Прилепин главный современный русский писатель», я не излагаю своё мнение, а констатирую объективный факт.

Разлюбили литобщественники Прилепина за Новороссию. Поддерживать русских, что бы они ни делали (что бы с ними ни делали) - это хуже, чем запихивать в себя курицу, «перебор». А за что ж полюбили? Тут тоже секрета нет, можно ответить одним словом - за мужественность. Даже Авдотья Смирнова-Чубайс (вот раньше была Александра Осиповна Смирнова-Россет, а теперь Смирнова-Чубайс, красиво) и та другая, глазастенькая, во славу демократии мочившие в своей передаче всех идеологических недругов, перед Прилепиным млели, как барыньки, заглядывающиеся на кучера.

Дело тут не во внешности, хотя, конечно, для шоу-бизнеса, задрипанным филиалом которого является успешная литература, это немаловажно. Просто если окинуть орлиным взором все литературные дискуссии за последние пятнадцать лет (до этого не интересовался, не знаю), выяснится, что самой популярной темой в них была «проблема героя». При этом стыдливо опускалось, но подразумевалось определение - «положительного». Не интеллигентски-положительного, задавленного обстоятельствами, терпящего поражение и вызывающего жалость, а побеждающего. (Можно ведь погибнуть, но победить). Даже сильно умным потихоньку от себя всё равно хочется того же, чего хотят все.

В крошечном сегменте «народной литературы» (в смысле не про средний класс), допущенной к пиршественному столу (Борис Екимов, Роман Сенчин, ещё три-четыре имени под сомнением - Лихоносов, Личутин, Павлов? Кто?), преобладали жалобные интонации - «всё плохо», а тут пришёл такой - спокойный, уверенный - и говорит, типа: «Вокруг шум? Пусть так. Не кипишуй, всё ништяк». И литературный народ сомлел. Ну, подсознательно.

Кроме того, Прилепин обладает несомненным изобразительным лирическим даром, не заметить этого нельзя, и это сбивает настройки. Обычно антидемократические писатели берут сентиментальностью, чувствительностью, многословием. А тут - коротко, но точно. Ватники так не пишут. Кроме того, он не выглядел, как ватник (скорее уж как сутенёр - это у него поди от Фифти Цента, от рэпа), не проповедовал, не велел покаяться, держался скромно, почтительно, этаким Молчалиным, - всё это тоже сбивало настройки. Хоть он и говорил при этом открытым текстом: «Я ватник». Но кто ж поверит прямо сказанному в наше хитрое время? «Нет, - успокаивали друг друга, - не ватник. Просто деверь Суркова. Или нет… шурин?»

А теперь поздно.

То, что изряднопорядочных ввело в соблазн, других раздражает. Раздражает гибкость в суждениях (пуссирайток не осудил), пижонский внешний вид, хождения в собрания нечестивых и, конечно же, подозрительная успешность. Один товарищ так прямо мне и сказал: «Не может быть, чтобы он „Обитель“ сам написал». (Прямо уже как Шолохов). Ну, на это можно сказать так: дух дышит, где хочет. Кабы талант давался исключительно за хорошую учёбу и примерное поведение, мы бы жили в Солнечном городе.

(Кстати, перечитывая «Приключения Незнайки в Солнечном городе», обнаружил, что там изображено не коммунистическое общество, а современная толерантная и социально ориентированная Европа. Все такие правильные, постные, нудные - жуть. И с мигрантами, случившимися из осликов, не знают, что делать. А рыночные механизмы, несмотря на высокий уровень социальной защиты, у них хорошо развиты - вспомним главу, где на швейной фабрике Незнайке объясняют механизм моды: не то модно, на что спрос, а то модно, что мы втюхиваем. Главный закон рынка - расширенное воспроизводство, и пусть мир провалится. Гениальное чутьё было у Николая Николаевича.)

В первый раз я увидел Евгения Николаевича Прилепина на церемонии вручения (не ему) премии «Национальный бестселлер». Поэтому, наверное, она вначале и вспомнилась. Я там болел за книгу «Сергеев и городок» Олега Зайончковского, потому что она хорошая, и на всех прочих претендентов смотрел зверем. Претенденты сидели за отдельными столиками в компании своих номинаторов (тех, кто их на премию выдвинул) - две человекоединицы и книжка. А Прилепин с «Патологиями», которые мне не нравились (и не нравятся до сих пор) сидел один, потому что его номинатор, Василина Орлова (вот кто добытчица, кто волчица - первой разглядела нового Гоголя), заболела.

Более того, всем финалистам досталось хоть по одному баллу от жюри в ходе голосования, а за него, одинокого, не проголосовал никто. Я бы, наверное, после такого дебюта заслуженно возненавидел мир, а он ничего. Написал ещё одну книгу (там в ней всем понравилось, как гроб по снегу тащили), потом ещё несколько, и вот, наконец, «Обитель». Некоторое время Прилепин дружил с Быковым, и, думаю, Дмитрий Львович поделился с ним секретом мастерства: названия книжек должны начинаться на «о». «Оправдание», «Орфография», «Окуджава», «Остромов, или Ученик чародея».

Попробовал на «о» и сразу перешёл на качественно новый уровень. Даже Артём Владиславович Рондарев, интеллигентно морщась, как Гарри Галер на лекции о, кажется, как раз Моцарте, признал, что Прилепин написал то, что воспринимается неразумной публикой в качестве «большого романа». Выдержал жанр. Ну а что, жизнь крупнеет - война скоро, надо и романам крупнеть.

Помню, как читал эту книгу, сидя на скамейке в Милютинском саду, возле дома, где живёт Митя Ольшанский. Там, где на стене какого-то сарая написано: «Читай „Спутник и Погром“, становись умнее». А рядом теми же красивыми печатными буквами: «Мама, я хочу разучиться читать». Мне было холодно, и людям в книжке тоже было холодно, так что между нами, книжкой и мной, можно сказать, установилась связь на физиологическом уровне.

Хотя связь установилась ещё раньше, едва я прочёл вступление. Там было два момента, и оба они взяли меня, как говорят в приличном обществе, «за живое». Первый момент - автор рассказывает, что у них была большая, дружная, шумная семья, и все они любили собраться вместе, и маленьком автору приятно было «скакать младенцем меж людей», да только вдруг как-то постепенно и незаметно все умерли, остался один автор. Теперь на нём вся ответственность: будет дальше семья, не будет… А он и думает: как же я смогу, они же были - ого, кряжистые деды и прадеды, былинные герои, а он чувствует себя по-прежнему четырнадцатилетним мальчишкой. Вся разница только в том, что теперь у него самого почему-то сын четырнадцати лет.

Это довольно тонкое лирическое наблюдение, если оно понятно, то понятно сразу, до слёз, и чем-то очень важным и значительным кажется; Андрей Горохов даже специальный философский термин придумал для этого - «категория Великого Своего». Ну, а если непонятно, то и говорить не о чем; как сказал нобелевский лауреат Октавио Пас, «поэзию можно понять, но нельзя объяснить». Лирические состояния беззащитны перед объяснением. Всё равно что медузу, царственно переливающуюся всеми цветами радуги, вынуть из воды и на берег выбросить. Ничего царственного - сопли одни.

Второй момент - связан в овчинным тулупом, который лежал, как положено, на печи, и автор вспоминает его запах, мне этот запах чудесный тоже памятен, и не потому, что у нас в армии зимой в них часовых заворачивали (хотя часовой в тулупе - это просто подставка для бесплатного автомата: подходи - бери, он даже не почувствует ничего), не поэтому, а потому, что один из моих прадедов был скорняком.

Всё-таки в тулупе тепло. Если бы он не пропускал радиацию и давал возможность пошевелить рукой, в нём можно было бы космонавтов выпускать из орбитальной станции на верёвочке. А в Милютинском саду было холодно, хотя и не так, как этим людям, конечно. Но я почему-то чувствовал, что нельзя встать и уйти. Как и им нельзя было встать и уйти из барака. Какая-то тяжесть бытия навалилась.

Неважно, что там говорят герои и в каком количестве говорят. Важна «химия», как мы, филологи, выражаемся. Это давящее тягучее чувство, что жизнь тяжёлая, страшная. Не «общественный строй», не «время», не «обстоятельства» - просто жизнь. Когда они там пьют ночью на заимке с Эйхманисом, и главный герой (Антон, кажется), пользуясь моментом, без приглашения берёт со стола кусочек съестного, а кто-то из мелкого начальства тяжело смотрит на него, но не говорит ничего, не трогает - при Эйхманисе. Вот это страшно. Вам это знакомо? Так рядовой Усубалиев или младший сержант Журба смотрели в присутствии замполита на никуда не денущегося от них русского паренька Лёвочку.

Надо объяснить, что произошло. Эйхманис, начальник Соловецких лагерей, занимается культурным строительством: пытается организовать переработку водорослей, разводит каких-то выдр (или песцов, не помню), организовывает спортивные праздники, проводит метеорологические замеры - и среди прочего занимается поиском кладов, которые монахи тут закопали. Антон, рядовой заключённый, попадает в поисковую команду. Это по сравнению с бараком и работами по нарядам почти что рай. Тем более, Антон начитанный человек, Эйхманису забавно поболтать с ним, он его, можно сказать, приблизил. Сидит, выпивает с ним, изливает душу. Главный начальник! Антон будто бога ухватил за бороду. А взгляд тот тяжёлый напоминает: куда ты денешься…

Жизнь всё равно получит с тебя своё, как бы ты ни вознёсся, как бы тебе ни повезло. Её тёмные, ворочающиеся в подполье законы неотвратимы, они сильнее всего того, что на свету. Сильнее лагерного устава, газетных заметок и официальной идеологии. Сильнее справедливости. Ты привык жить с мыслью, что тебя не убьют, не покалечат, не дадут сильно оголодать или замёрзнуть, дадут выспаться и скажут «пожалуйста» в ответ на твоё «спасибо», а тут… Никто из окружающих тебя людей не является гарантией твоего существования и комфорта. Даже благоволящий к тебе начальник. Жизнь относится к обстоятельствам, не зависящим от твоей воли.

Эрих Фромм писал, что неподвластность бытия нашему хотению (и нашему разумению, добавлю) является причиной аффекта. Я это понимаю просто, на пальцах: не понравилось тебе, что сепару Прилепину вручили премию, - встал и вышел. Мать-перемать! Хлопнул дверью ещё. И все о тебе говорят, весь фейсбук. Слава тем, кто вышел на площадь! Даёшь массовые протесты! «Товарищи! Так жить нельзя, товарищи!» Это броско. Это попадёт в летописи, в историю, это будут изучать потом. Это запомнится. А о тех, кто остался (о том, что осталось), не напишут, и ни фига оно не запомнится, хоть чисто статистически, количественно только это в жизни и есть. И сколько революции не устраивай, останется всё равно то, что останется (когда замполит уходит). Не напишут (вон, журнал «Форбс» составляет собственный рейтинг самой продаваемой литературы, вовсе исключив из неё Шилову, Донцову и им подобных - любо-дорого почитать), не вспомнят. Да только есть оно. И крепко нас за живые места держит.

Можно, если ты дурак, обвинить Прилепина в том, что он в романе оправдывает репрессии. Дескать не кровавый сталинский режим у него виноват - а жизнь виновата, сами люди такие. Но именно из этой нехитрой мысли и начинается большая литература - не обращали внимания? Как бы ни возмущали писателя кровавые режимы, предметом его внимания в конечном счёте оказывается не «время», не «общественный строй», а жизнь. То, что не меняется. То, что неинтересно. И, может быть, талант писателя как раз в том, чтобы обращать на это наше внимание. Не призывать к чему-то, не учить, не провозглашать, а просто обращать наше внимание на то, что есть.

Потому что сами мы внимания на это почему-то не обращаем.

Друзья, материал, который вы только что прочли, публикуется в рамках больших культурно-исторических чтений «Спутника и Погрома» о русских композиторах (автор - музыкальный критик Артем Рондарев) и русских писателях (автор - литературный критик Лев Пирогов). Подготовка материалов этой серии (заказанных у лучших авторов и специально оформленных нашими дизайнерами) возможна только благодаря вашимподпискам и щедрым финансовым благодарностям. Поэтому, если вам нравится читать о самых заметных представителях русской культуры именно в таком формате - пожалуйста, поддержите наш проект финансово, чтобы публикации могли продолжиться. Спасибо!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»