Кто такой дональд кук человек. Американский эсминец Дональд Кук (фото). А что это было

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

Госсекретарь США Джон Керри лично обсудит с главой российского МИД Сергеем Лавровым ситуацию с пролетом Су-24 рядом с эсминцем ВМС США в Балтийском море.

В связи с этим официальный представитель Госдепа США Джон Кирби пояснил, что "госсекретарь был оповещен об этих полетах, инциденте над кораблем ВМС США Donald Cook, видел кадры и сообщения. По его мнению, они (полеты) непрофессиональны, почти провокационны и несомненно опасны".

Американцы, разумеется, уже завили, что поведение российской авиации было безрассудным и провокационным.Напомним, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 несколько раз якобы "опасно приблизились" к эсминцу США USS Donald Cook.

Последний инцидент произошел в нейтральных водах Балтийского моря, где американский военный корабль проводил учения совместно с другими членами НАТО. Со своей стороны, в минобороны России отметили, что никакой угрозы эта ситуация не представляла. Москве непонятна причина такой болезненной реакции США, поскольку полёты выполняются в соответствии с международными правилами.

Немного истории: 12 февраля 1988 года американский крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды. В связи ис этим сторожевые корабли Черноморского флота "Беззаветный" и СКР-6 пошли на таран нарушителей. По данным экспертов, это была типичная демонстрация силы - США это практикуют везде, где появляются. Но еще во времена противостояния США-СССР стало понятно, что американцы - хорошие мореплаватели, но психологически слабее. Погибать за родину в их планы, как правило, не входит.

Отсюда и такая болезненная реакция на отпор любого рода - военные США за много лет привыкли делать исключительно то, что нужно им, не считаясь с интересами остальных. Напомним, еще 18 июля американский самолёт-разведчик "пролетел больше 200 километров внутри шведского воздушного пространства, уходя от российского истребителя". При этом подчиняющиеся США шведы "попытались скрыть информацию", однако пресса о ней узнала.

Также известен случай, когда самолеты ВВС США нарушили границы воздушного пространства Финляндии. Но упаси боже кого-то затронуть истинные или мнимые интересы США - вопрос сразу ставится ребром.

Хотя сами американцы понимают, что "Россия выполняет свои полеты в соответствии с международным правом". Об этом заявил глава Северного командования ВС США адмирал Уильям Гортни.

Такое заявление прозвучило в связи с тем, что в последнее время российские ВВС возобновили полёты над нейтральными территориями, в том числе в Европе, а также у границ США и Канады.Последние отреагировали крайне нервно и обвинили Россию в нагнетании напряжённости.

По словам Гортни, "мы очень внимательно следим за тем, что они делают... Российские летчики придерживаются всех международных стандартов, которые действуют для любых самолётов, которые находятся над нейтральными территориями. Они летают в профессиональной манере, и мы тоже, поскольку следим за ними очень близко."

Экс-генерал НАТО Харальд Куят в интервью немецкому порталу Web.de также признал, что "Россия своими "военными маневрами" не нарушала границы никаких государств". В отличие от США - с 1981 по 1983 годы американские бомбардировщики несколько раз в неделю "патрулировали в направлении советского воздушного пространства", отворачивая лишь в последний момент перед нарушением государственной границы.Сами же США рассекретили множество операций такого рода. Но что позволено Юпитеру...

Российское минобороны уже выступило с заявлением, что полет Су-24 выполнялся в соответствии со всеми международными нормами. "Все полёты самолётов российских ВКС выполняются в соответствии с международными нормами, - заявил официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. - Лётчики совершили отворот от корабля с соблюдением всех мер безопасности".

"Я скорее склонен к тому, чтобы солидаризироваться с теми разъяснениями, которые были предоставлены представителями министерства обороны", - в свою очередь добавил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Стоит отметить, что обмен любезностями с "Дональдом Куком" не говорит о какой-то особой напряженности в регионе. Это, скорее, обычная практика: именно так сопровождают иностранные военные корабли и в других странах.

Напомним, в марте этого года в акваторию Черного моря вошел отряд аж из шести кораблей НАТО, проведший учения с Турцией и Румынией. В мае в Черное море «заглянул» американский ракетный эсминец «Росс», тоже для поддержания партнеров - Украины и стран НАТО. Побывал здесь с грозным видом и вооруженный крылатыми ракетами эсминец "Джейсон Данхэм".

А уж экипаж эсминца ВМС США «Дональда Кука», видимо, не скоро забудет предыдущее близкое знакомство с российским Су-24, который не только 11 раз подлетел «поприветствовать» корабль, но и, между делом, отключил весь «Иджис», которым оснащен супер-эсминец.

По словам высокопоставленного офицера ВМФ, "флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России - более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут". То есть сбить-то можно...Но результат будет очевидно трагический для всех.

Как мы уже сообщали ранее, эсминец США USS Donald Cook в настоящий момент находится всего в 100 километрах от побережья Сирии:

В очень непростой и напряженной ситуации, которая складывается сейчас вокруг Сирии, такая странная позиция корабля вызывает много вопросов. Тем не менее, её подтверждает ряд других источников:

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» – самые массовые корабли ВМФ США, в строю их более 50-ти и потому даже просветленные адмиралы в Пентагоне затруднятся их перечислить. Но так получилось, что USS Donald Cook – один из самых прославленных кораблей США, это имя в памяти даже у румынских домохозяек:

Исходя из этого эпизода, нахождение USS Donald Cook, корабля с таким брендовым именем чуть ли не в прямой видимости от российских военных баз в Сирии вызывает вопросы и подозрения. С чего бы?

Для стрельбы по сирийским целям крылатыми ракетами дистанция 100 км, мягко говоря, маловата, разве что предположить, что доблестные матросы будут забрасывать боевые части «Томагавков» вручную:

Для каких-то шпионских целей 100 км – это тоже довольно близко. Более того: эсминец – не совсем профильный корабль для дистанционного наблюдения. Да и информация о его «шпионской миссии» как-то странно быстро просочилась в социальные сети.

И в этой загадочной ситуации сразу почему-то вспоминается история другого американского корабля – история броненосного крейсера «Мэн».

В конце января 1898 «Мэн» прибыл с дружественным визитом в кубинскую Гавану, где через несколько недель корабль спонтанно взорвался прямо на рейде. США моментально обвинили в этом взрыве испанцев, которые подвели мину под корабль. И это стало поводом для последующей войны.

Как уже не раз обращали внимание историки, у военных США очень плохо обстоит с креативом и поводы для войны в последующие десятилетия они готовили практически по одному и тому же сценарию.

Последний раз это было в июле 1964 года, года США направили в Тонкинский залив для патрулирования у берегов Северного Вьетнама военные корабли Седьмого флота. Второго августа экипаж эсминца Maddox, как бы выполнявшего радиотехническую разведку, как бы сообщил о приближении к нему трех северовьетнамских торпедных катеров.

О том что было дальше официальные историки путаются, кто по кому первый начал стрелять очень малопонятно. В любом случае, Maddox находился в территориальных водах Вьетнама и вьетнамские катера имели на стрельбу полное право. И как следствие последовавшей стрельбы, от которой, по большому счету, никто особо не пострадал, США вступили в войну.

Исходя из вышеизложенного, неведомая миссия USS Donald Cook теперь вызывает страшные подозрения. А что он, собственно, делает в сотне километров от Тартуса?

История с “химической атакой животного Асада” у американцев с самого начала не задалась, один и тот же фейк нельзя гонять бесконечное количество раз. Теперь, если из-за этого фейка начнется ядерная война, мир может и не понять: нужен более серьезный повод для обращения этого мира в труху.

В этой ситуации если USS Donald Cook вдруг резко утонет – в гибели корабля можно обвинить русских. И тогда повод для ракетного удара будет железный, никто ведь не будет разбираться в причинах ибо не намерен. Более того.

В случае ракетного удара по Сирии МО России обещало американцам топить их флот. Отсюда, если начинать ракетный удар, то начинать его нужно с атаки российских кораблей, находящихся в Средиземном море. Но как это можно сделать? Даже если натягивая сову на глобус повесить “химическую атаку” на “происки Путина” – все равно повод для превентивного удара по российским кораблям слабый. В то же время если USS Donald Cook в удачный момент утонет – то повод для превентивной атаки флота сразу и как бы будет.

Отсюда, исходя из вышеизложенного, мы бы на месте МО России отправили к американскому эсминцу какой-нибудь самолет или вертолет – с врачами, спасателями и кинологами. Надо бы за американскими парнями присмотреть, чтобы они случаем сами с собой чего-то плохого не сделали.

Следим за развитием событий.

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

Технические характеристики, малоизвестные факты, а также истинные причины болезненной реакции Вашингтона на «очень опасное сближение» Су-24 с американским эсминцем - в материале «Русской Весны».

13 апреля представители главного военного ведомства США обвинили российских летчиков в имитации атак на эсминец «Дональд Кук» в Балтийском море и обнародовали фото и видеоматериалы, на которых был зафиксирован пролет Су-24 военно-космических сил РФ на малой высоте вблизи от американского эсминца.

При этом один из высокопоставленных сотрудников Пентагона Стив Уоррен назвал действия российских летчиков «провокационными и непрофессиональными». Комментарии были также сделаны в Белом доме, где данный «инцидент» был назван «не соответствующим нормам поведения военных».

Последовала и реакция со стороны Госдепартамента США. «Госсекретарь зафиксировал наш решительный протест в отношении небезопасных маневров, которые совершил российский военный самолет над кораблем ВМС США „Дональд Кук“ в Балтийском море», - заявил официальный представитель Госдепа США Джон Кирби на брифинге для представителей прессы 14 апреля .

На следующий день, 15 апреля, глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов Джон Керри заявил журналистам, что Пентагон мог дать команду сбить российские бомбардировщики СУ-24.

«Мы осуждаем подобное поведение… Это безрассудно. Это провокационно. И это опасно. И согласно правилам применения вооруженной силы, (российские бомбардировщики) могли быть сбиты», - сообщил журналистам Керри.

При этом, говоря о «провокационном поведении» российских самолетов, Керри не стал пояснять, почему, несмотря на «наличие оснований» для открытия огня, американские военные все же отказались от применения силы.

На этот вопрос в интервью «Navy Times» ответил бывший командир одного из военных судов военно-морского флота США Рик Хоффман , по словам которого в ситуации, когда Соединенные Штаты не находятся в состоянии войны, капитан должен действовать на основании собственной оценки той или иной ситуации.

«В том случае, если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если вы видите, что он не вооружен, и если вы не видите никаких признаков… указывающих на то, что на корабль направлена ракета, то ничего делать не надо», - прямо заявляет бывший военный, добавляя при этом, что «нельзя убивать людей просто потому, что они вас раздражают».

Согласно комментариям американских военных, в период с 10 по 12 апреля 2016 года российские Су-24 находились «в опасной близости» от «Дональда Кука» несколько раз.

Американцы вынуждены были признать, что ни в одном из случаев бомбардировщики не имели ни бомбардировочного, ни ракетного оружия, однако капитан «Дональда Кука» Чарльз Хемптон заявил, что российские бомбардировщики «симулировали атаку» на корабль.

«Наш корабль разработан так, чтобы обнаруживать и отслеживать подобные контакты, подобные самолеты, с расстояния в несколько сотен миль. Это соответствует нашей подготовке и нашим сценариям, которые мы практикуем на регулярной основе. Мы отслеживали самолеты в течение длительного времени. Мы следили за обоими на расстоянии 100 морских миль. ВМС США продолжит работать, продолжит работать с сотрудниками и партнерами и планировать мероприятия в море и, делая это, мы не уступим пространство», - заявил командир корабля.


На фото: капитан эсминца «Дональд Кук» Чарльз Хемптон

Кроме того, по данным Пентагона, 11 апреля к эсминцу на низкой высоте приближался также российский военный вертолет-Ка-27, с которого, как предполагают американцы, производилась фотосъемка судна.

Позиция России

Со своей стороны, в Министерстве обороны России не согласились с американской оценкой действий российских военных летчиков и выразили недоумение в связи с болезненной реакцией Вашингтона на рутинный инцидент.

Так, официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков заявил , что «обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности».

По его словам, «13 апреля экипажи самолетов Су-24 ВКС России выполняли плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря.

Маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США „Дональд Кук“, примерно в 70 км от российской военно-морской базы».

Представитель российского оборонного ведомства отметил, что командованию вооруженными силами «откровенно говоря, непонятна причина такой болезненной реакции наших американских коллег» и что, «находясь в оперативной близости от российской военно-морской базы Балтийского флота, принцип свободы судоходства эсминца ВМС США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов».

По его словам, «все полеты самолетов российских военно-космических сил выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами».

Член комитета по международным делам Совета Федерации Игорь Морозов , комментируя действия военных и реакцию на них американской администрации, заявил, что если бы США действительно сбили российские Су-24, пролетевшие вблизи американского военного корабля «Дональд Кук», на это последовал бы жесткий ответ.

В частности, в ответ на высказывание государственного секретаря Джона Керри о возможности применить оружия против наших самолетов, он сказал, что «они (американцы) должны знать, что „Дональд Кук“ подошел к нашим границам и может уже от них не отойти».

При этом российский политик выразил предположение, что военно-политическое руководство США до сих пор не может понять, что эпоха доминирования Вашингтона на международной арене уже закончилась. Он добавил, что в условиях многополярного мира необходимо уметь идти на компромиссы и в качестве положительного примера умения договариваться привел взаимодействие Соединенных Штатов и России в ходе проведения военной операции в Сирии.

Мнение сенатора подтвердил председатель комитета Государственной думы по обороне адмирал Владимир Комоедов , который, также комментируя ситуацию с «Дональдом Куком», выразил уверенность в том, что российские самолеты не имели на борту вооружения, а следовательно не могли имитировать атаку.

Согласно мнению парламентария, летчики не нарушили никаких международных норм, так как «на подвеске российских самолетов не было ни бомб, ни ракет, а на многочисленных видеороликах, размещенных американскими же матросами в интернете, видно, что самолеты не выполняют никаких пилотажных фигур над американским кораблем».

Он отметил, что «плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря проходили в непосредственной близости от российской военно-морской базы и мест дислокации российских ВВС», а «вот что делали там американцы, мне непонятно».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»