Кто построил церковь спаса на нередице. Реконструкция росписи церкви спаса преображения на нередице. Схема расположения росписей. Прорись

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Близ Новгорода. Его роспись, исполненная в 1199 году 15 , принадлежала к числу наилучшим образом сохранившихся средневековых фресковых ансамблей во всей Европе. Но фрески Нередицы поражали не только своей сохранностью, а и редкостной полнотой в подборе сюжетов, дававших почти исчерпывающее представление о системе церковной росписи XII века.

15 I Новгородская летопись под 1199 годом [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, с. 44 и 238]. Так как с окончанием росписи очень спешили, она была выполнена в предельно короткий срок (около месяца).

Искусство Нередицы - суровое искусство. Воплощаемые им идеи знаменуют одно из самых строгих направлений христианской мысли на русской почве. Здесь нет радостного и широкого приятия мира, как в рельефах владимиро-суздальских храмов и в иконах XV века, здесь все пронизано страхом перед магическим всесилием божества и перед муками загробной жизни. Недаром огромному изображению Страшного суда, в котором подробно переданы все виды адских мучений, отведено главное место среди росписей Нередицы. Куда бы ни глянул зритель - на своды или на конху, на купол или на аркосолии, - всюду он видел лики святых, как бы гипнотизировавших его своим взглядом и внушавших ему чувство индивидуальной беспомощности. Рядом с этими святыми, чьи могучие фигуры крепко вросли в землю и в чьих черных как уголь глазах было что-то острое и пронизывающее, человек ощущал себя маленьким и ничтожным. Эмоциональная сила воздействия этого искусства была настолько велика, что оно захватывало даже современного зрителя, позволяя ему понять, что чувствовали новгородцы XII века, когда они робко вступали в построенную их князем церковь и со страхом вглядывались в сцену Страшного суда, напоминавшую им о бренности существования и о неизбежности расплаты за содеянные грехи.

Фрески Нередицы отличаются большой монументальностью. Фигуры даны в застылых фронтальных позах. Если они двигаются, то у них тяжелая поступь; если они стоят, то кажутся прикованными к месту. Композиции распадаются на отдельные, замкнутые звенья; обычно они строятся на основе точного соответствия частей, причем художники всячески избегают перекрещиваний и перерезываний. Изображения стелются вдоль стены, подчиняясь ее торжественному с. 162
с. 163
¦ мерному ритму. Благодаря тому что действующие персонажи почти всегда обращены лицом к зрителю, все евангельские сцены развертываются в замедленном темпе, приобретая вневременной характер. Тяжелые фигуры с большими головами и крупными конечностями еще более усиливают монументальность этого искусства - торжественного и величавого, мужественного и волевого.

Как уже отмечалось, идеалы, которые воплотили художники Нередицы, отмечены печатью суровости. Но эти суровые идеалы претворены с предельным для того времени реализмом. Некоторые лица святых прямо поражают своей выразительностью и правдивостью. Им присуща чисто крестьянская сила. Таковы головы пророков, евангелистов Луки и Матфея, пророка Илии, отдельных святых жен и мучеников, особенно же головы святых в апсиде. Николай Чудотворец, Дометиан, Власий, Григорий Богослов, Фока, Лазарь - это незабываемые по своей экспрессии образы, в которых сквозь оболочку византийского канона пробивается струя такой жизненной силы, что от канона мало что остается. Эти лица, резкие и решительные, имеют в себе нечто неповторимо новгородское. Исполненные в смелой, широкой манере, при помощи контрастов зеленых теней и белильных светов, они знаменуют одну из высших точек в развитии новгородской монументальной живописи XII века.

В Нередице фрески шли почти от пола и покрывали все стены и своды, располагаясь друг над другом регистрами. Но компоновка фресок в пределах каждого регистра очень свободна. В них нет никакой симметрии. Медальоны произвольно вклиниваются в поле фризов, многофигурные сцены чередуются с единоличными изображениями, вертикальные членения соседних регистров часто не совпадают, прямоугольники, включающие в себя отдельные сцены и фигуры, не имеют стандартной формы, композиции смело загибаются за угол стены, переходя на прилегающие к ней плоскости. Все это уподобляет фрески гигантскому цветистому ковру, сплошь затягивающему с. 163
с. 164
¦ стены и своды. Среди красок преобладают желтые, голубовато-синие, красно-коричневые, белые и зеленые цвета, образующие напряженную и несколько пеструю колористическую гамму. Уже одна эта декоративная система в корне отлична от византийской, в которой господствуют принципы строгой архитектоники. В греческих церквах мозаики обычно украшают лишь верхние части интерьера (своды, люнеты, паруса, тромпы, купол), стены же облицовываются мрамором. При этом вся декорация подчиняется ведущим архитектурным линиям. Она облегчает несомые части и утяжеляет несущие. Если стены декорируются мозаиками или фресками, то последние даются в замкнутых обрамлениях, заставляющих зрителя воспринимать их как картины, хранящие живые отголоски эллинистического искусства. Совсем по-иному была построена система росписи в Нередице. Здесь живописные изображения образовывали сплошную поверхность, шедшую от пола до вершины сводов и купола. При такой трактовке несущие и несомые части получают равноценное значение. Тем самым интерьер утрачивает свой расчлененный характер, стенные же плоскости, наоборот, выигрывают в единообразии, поскольку они оформляются при помощи одного и того же фактурного приема (то есть фрески). Поэтому в интерьере появляется та преувеличенная массивность, которая сближает его с малоазийскими, кавказскими и романскими ансамблями и аналогии которой было бы напрасно искать на константинопольской почве. Эта близость фресок Нередицы к памятникам восточным и романским подтверждается также иконографическим составом ее росписей, хранящих, как доказал В. К. Мясоедов, множество архаических пережитков.

В алтарной апсиде представлена Богородица-Оранта, на груди которой расположен медальон с полуфигурой Христа (так называемое Знамение). К ней подходят с обеих сторон процессии святых мужей и жен, возглавляемые Борисом и Глебом. Все эти фигуры даны в гораздо меньшем с. 164
с. 165
¦ масштабе 16 . Под Орантой идут три фриза с традиционной Евхаристией и святителями. Внизу алтарной апсиды, в нише, над горним местом для епископа, изображен стоящий Христос в образе священника. Это тот же иконографический тип, который мы уже встречали среди мозаик собора св. Софии в Киеве. Слева от Христа-священника расположен медальон с Иоанном Крестителем, а справа - медальон с Марией (ошибочно обозначенный в надписи Марфой) 17 . В левом аркосолии представлен питаемый вороном пророк Илия, в правом - епископ Петр Александрийский, согласно легенде никогда не решавшийся сесть на «горнее седалище», потому что он видел на нем «свет небесный и некую божественную силу пребывающую» 18 . Наличие полуфигуры пророка Илии в алтарной апсиде также имеет свой глубокий смысл, поскольку питаемый вороном Илия обычно рассматривался как ветхозаветный прообраз новозаветного жертвоприношения.

16 Подобные процессии святых в апсиде совсем неизвестны на Востоке, зато мы их находим в ряде западных памятников (Сан Сильвестро в Тиволи, около 1100; Санта Мария ин Трастевере, около 1145; Санта Франческа Романа, около 1161, и др.).

17 Н. П. Сычев (Syčev N. Sur l"histoire de l"église du Sauveur à Neredicy près Novgorod. - L"art byzantin chez les slaves, II. Paris, 1932, p. 84–92) объяснял изображение в Деисусе Иоанна Предтечи и Марфы тем, что основатель церкви князь Ярослав Владимирович носил христианское имя Иоанна, а его супруга - имя Марфы. Но А. Фролов, правильно возражая против такого вольного толкования Деисуса, трактует надпись с именем Марфы как искажение непонятой монограммы Богоматери МР ΘΥ (Frolov A. Sainte Marthe ou la Mére de Dieu? - Bulletin of the Byzantine Institute, I, 1946, p. 79–82). В Нередице встречается еще одна описка подобного рода: около изображения Оранты в куполе дана монограмма МР ΘР . Эти ошибки в надписях ясно указывают на работу местных новгородских, а не заезжих греческих мастеров.

18 Толстой И. и Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства, VI. СПб., 1899, с. 137.

Над головой Богоматери-Оранты помещен фланкированный ангелами Престол уготованный (Этимасия) , а в замке алтарного свода дано изображение Иисуса Христа Ветхого деньми. Христос представлен в образе белого как лунь старца. Этот иконографический тип был теснейшим образом связан с догматом о нераздельности трех лиц св. Троицы. Поэтому Иисуса Христа изображали в виде ветхозаветного творца, чем подчеркивалась нераздельность отца и сына.

Жертвенник украшен изображением Богоматери типа Знамения, которой поклоняются две фигуры. Здесь представлено моление св. Алексия человека Божия нерукотворенному образу Богоматери в Эдессе, который заменен Богоматерью, данной в излюбленном новгородцами типе Знамение. Вдоль стены жертвенника расположены фигуры Акакия, основателя ордена бенедиктинцев Бенедикта Нурсийского (ум. 547) и Зосимы, а на сводах - сцены из жизни Иоакима и Анны, пользовавшихся особой популярностью на Руси.

С. 165
с. 166 ¦ Конха диаконника заполнена полуфигурой Иоанна Предтечи, своды украшены сценами из его жизни, апсида - фигурами святых жен, которые размещены здесь не случайно, поскольку в диаконник, в отличие от жертвенника, допускались диаконисы. Среди изображений святых жен привлекает внимание Рипсимия. Хотя она рано вошла в общие святцы восточной церкви, особым почитанием она пользовалась на Кавказе. Возможно, в Нередице находилось изображение еще одной тесно связанной с Кавказом святой - Нины, которую Ш. Я. Амиранашвили склонен отождествлять с неизвестной женой, представленной в позе Оранты 19 .

19 Amiranaschvili Ch. Quelques remarques sur l"origine des procédés dans les fresques de Néredicy. - L"art byzantin chez les slaves, II, p. 114.

В куполе Нередицы, в отличие от киевских храмов, мы видим не Пантократора, а Вознесение : восседающий на радуге Христос окружен шестью ангелами, ниже даны фигуры апостолов; живо жестикулируя, они указывают на чудо вознесения и одновременно принимают на себя руководство миром (надпись «вси языцы восплещите руками» как бы воспроизводит их слова); посреди апостолов стоит Богоматерь, а по сторонам ее - два ангела; в простенках барабана изображены пророки; они представлены в спокойных позах, погруженными в раздумье. Обширная композиция купола является пережиточной формой того иконографического типа, который встречается лишь в ранних византийских памятниках и который уже в IX веке был вытеснен на константинопольской почве новым типом - полуфигурой Пантократора. Более старая редакция купольной композиции удержалась на периферии Византийской империи (в частности, в Малой Азии), а также на Кавказе, на романском Западе и на Руси.

Паруса Нередицы заполнены традиционными фигурами сидящих евангелистов, между которыми помещены изображения Иоакима и Анны и двух нерукотворных образов Христа - св. Убрус (лик Христа на ткани) и св. Чрепие (лик Христа на черепице). По подпружным аркам идут с. 166
с. 168
¦ медальоны с полуфигурами севастийских мучеников. В северной, южной и западной люнетах останавливают на себе внимание крупные поясные фигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила. В сочетании с Михаилом и Гавриилом, написанными, по обычаю, на восточном своде, и фигурой херувима в люнете восточной стены жертвенника эти архангелы образуют сложную «ангельскую иерархию», которая была здесь введена, вероятнее всего, по желанию основателя церкви великого князя Ярослава Владимировича. Известно, что ангелы рассматривались на Руси как покровители доблестного воинства и в первую очередь князей. Вот почему им отведено столь важное место в церкви Нередицы, являвшейся великокняжеской постройкой.

Остальная часть церкви украшена сценами из Священного Писания. Новозаветные сцены сосредоточены по преимуществу в трансепте (Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие и цикл Страстей), ветхозаветные (Жертвоприношение Авраама, Явление Троицы Аврааму и др.) отнесены в западный неф. Многофигурные композиции чередуются весьма произвольно с многочисленными рядами святых. Ближе к алтарю расположены изображения мучеников и святых воинов, дальше от алтаря - святых жен. В западном нефе представлен отец Александра Невского Ярослав Всеволодович, подносящий модель церкви восседающему перед ним Христу. Эта фреска была, как доказал Ю. Н. Дмитриев 20 , позднейшим дополнением и возникла около 1246 года вместе с наружными фресками, украшавшими фасад храма (фланкированное фигурами Владимира и Ольги Успение и изображение св. Николая; Преображение было выполнено одновременно с росписями 1199 года).

20 Дмитриев Ю. Н. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII века. - Новгородский исторический сборник, 3–4. Новгород, 1938, с. 39–57

Пожалуй, наиболее интересной частью нередицкой росписи была композиция Страшный суд , размещенная под хорами на западной стене и на примыкающих к ней стенах южного и с. 168
с. 169
¦ северного нефов. Помимо обычных элементов эта сцена включала в себя и ряд не часто встречающихся фигур и эпизодов. Мы видим здесь Ад в образе Сатаны, восседающего на звере и держащего в руках Иуду; апокалипсическую блудницу, которая едет на чудовищном звере, грызущем человека; отдающее мертвецов Море, персонифицированное плывущей на драконе женщиной с сосудом в руках и в венце; отдающую мертвецов Землю, олицетворенную едущей на фантастическом звере женщиной; различные адские мучения, которые изображены в виде темноокрашенных квадратов с головами и надписями: «тьма кромешная», «смола», «иней», «скрьжату зубом», «мраз» и др. Особенно занимательна полная юмора сценка с богачом. Он сидит в огне и молит Авраама, на лоне которого расположилась душа бедняка Лазаря, облегчить ему страдания. Показывая себе на язык, он взывает к нему: «Отче Аврааме, помилуй мя и поcли Лазаря, да смочить пьрстъ свой въ воде и устудить ми языкъ, изьмагаю бо въ пламени семь». На это стоящий перед ним Сатана подносит ему сосуд с огнем и говорит: «Друже богатый, испей горящаго пламени».

Иконография росписи Нередицы родственна не константинопольским, а восточным памятникам. Иконография большинства евангельских сцен восходит к старым сирийским источникам, откуда широко черпали свои образы и кавказские мастера. Примечательно также наличие изображений популярных на Востоке святых и апокрифов. К этим восточным мотивам присоединяются романские (процессия святых в конхе апсиды, римская версия легенды об Алексее человеке Божием и изображение западного святого Бенедикта Нурсийского). Все византийские иконографические типы в Нередице выглядят так, как будто они были заимствованы не из первоисточника (то есть Константинополя), а окружным путем, из восточных провинций. Об этом же говорит архаичный по строю своих форм стиль росписей. При всем его своеобразии он обнаруживает с. 169
с. 170
¦ немало точек соприкосновения с памятниками Малой Азии и Кавказа. Однако было бы неверно делать отсюда вывод, что работавшие в Нередице фрескисты испытали непосредственное воздействие малоазийских или грузинских мастеров. Их искусство есть одно из многочисленных ответвлений той богатой восточнохристианской художественной культуры, которая пустила глубокие корни на обширной территории не только восточных, но и западных провинций Византийской империи и которая была гораздо понятнее молодым народам Кавказа, Древней Руси и романского Запада, нежели рафинированная культура Константинополя. Именно в силу этой переутонченности последняя часто оставалась для варварского мира сокровищем за семью печатями.

В Нередице работало от восьми до десяти мастеров, что было, по-видимому, обусловлено сжатыми сроками выполнения заказа. Почерки отдельных мастеров распознаются довольно легко, но порою четкая стилистическая классификация росписей Нередицы наталкивается на значительные трудности, так как художники нередко сознательно меняли манеру письма, учитывая расстояние фрески от зрителя. На верхних фресках контрасты светлого и темного резче, лики покрыты сплошь зеленым цветом, по которому густо и широко проложены желтоватые света. На нижних фресках света положены по охре; местами они перекрыты узкими белильными мазками бликов. Краски здесь менее густые.

В целом роспись Нередицы отличается большой живописностью. Она исполнена в смелой, размашистой, энергичной манере, порою граничащей с некоторой небрежностью. Работавшие в Нередице мастера в совершенстве владели фресковой техникой, которую они обогатили новыми фактурными приемами и новыми цветовыми решениями. Надо видеть, как ловко они прописывают черной краской брови, ресницы и ноздри, как виртуозно наносят той же черной краской зрачок поверх голубоватой прокладки белков глаз, как легко они пишут седые волосы, сочетая с. 170
с. 171
¦ белильные мазки с зеленым или голубоватым тоном, как остроумно варьируют оттенки волос при помощи желтых, красных, черных и голубоватых мазков, чтобы по достоинству оценить вклад новгородцев в средневековую монументальную живопись.

Несмотря на то, что Нередица была княжеским храмом, ее роспись лишена тех черт, которые обычно так ценились в высших кругах феодального общества. В ней нет утонченного спиритуализма, ей чужда сложная символика и нарочитая отвлеченность замысла. Это искусство глубоко почвенное, в полнокровности его образов с необычайной силой пробивается народная струя. И это тем более показательно, что мы имеем здесь дело с росписью, украшающей, как уже было отмечено, княжеский храм. Следовательно, сам княжеский двор подпал на данном этапе развития под воздействие вкусов тех социальных кругов, которые во главе с прославленными новгородскими ремесленниками стали играть все большую роль в общественной жизни Новгорода.

Хотя росписи церкви св. Георгия в Старой Ладоге отличаются по сравнению с фресками церкви Благовещения в Аркажах и церкви Спаса на Нередице более грекофильским характером, все же они могут быть объединены в единую стилистическую группу, обладающую специфически новгородскими чертами. Это говорит о том, что в Новгороде сложилась во второй половине XII века своя школа фрескистов, претворившая на свой лад все заимствованные со стороны элементы (как византийские и восточнохристианские, так и романские). Вот почему так беспочвенны попытки ряда исследователей приписать эти фрески заезжим греческим мастерам 21 . Здесь работали, без сомнения, новгородские художники, опиравшиеся на крепкие местные традиции. с. 171
¦

21 Diehl Ch. Manuel d"art byzantin, II, p. 586, 588; Sсhweinfurth Ph. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter, S. 100, 108, 109; Hamilton G. The Art and Architecture of Russia. Baltimore, 1954, p. 54. Среди росписей позднего XII века следует упомянуть открытые в 1962 и 1963 годах фрагменты ликов, платов и орнаментов восточного типа при раскопках безымянного храма «на Протоке» на окраине Смоленска. Стиль этих фресок, отличающихся высоким качеством исполнения, указывает на зрелый XII век. См.: Воронин Н. Н. Смоленская живопись XII века. - Творчество, 1963, № 10, с. 16–17; Его же. Памятник смоленского искусства XII в. - Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР, № 104, 1965, с. 18–32. [Полное научное издание: Воронин Н. Н. Смоленская живопись 12–13 веков. М., 1977].



Марина Михайловна Бреслав —
главный в группе фотограф-интуитивист…

Когда мы вернулись из Баварии, то почувствовали: как бы ни было прекрасно ЧУЖОЕ, нельзя жить без СВОЕГО — того, с чем ты породнён изначально и навсегда.

Мы взяли в охапку своих друзей из Германии, что гостили у нас, и отправились в Великий Новгород — к Спасу на Нередице, непременно. Я так всегда делала в самые тяжелые периоды моей жизни и не тяжелые тоже..


Вид на Волхов с автомобильного моста,
по которому мы едем на правую сторону реки,
где находится Спас на Нередице…

Чувствуете, «Новгородской вольницей» повеяло?
То ли Волхов колдовской столь широк.
То ли Небо, за тучами прячущееся, столь высоко.
То ли наша память не спит — бережёт
лучшее в истории Древней Руси, воинственной…


До начал XX века храм дошел без крупных утрат, однако первоначальный облик в результате ремонтов существенно изменился. В 1903 - 1904 годы архитектором П. П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).

Уже летом 1944 года начались работы по консервации остатков храма. Разбирали завалы, бережно собирали каждую крупицу, каждый осколок старой кладки. Скрепив стены скрытой арматурой, реставраторы принялись возводить своды и купол. И Нередица поднялась из небытия.

Реставрация была выполнена настолько точно, что сегодня даже многоопытный глаз специалиста не найдет ни малейших указаний на то, что перед нами «новодел».


Великий Новгород. Храм Спаса на Нередице на правом берегу Волхова,
напротив Юрьева монастыря, что на левом берегу.
В 1941 году огнем немецкой артиллерии, бившей из монастыря,
храм превращен в руины. Уцелело 40 % кладки и 15 % фресок.

Помню, жизнь кипела в студенческие годы. Мы общались с самыми интересными людьми, которых, оказалось, было так много в городе. Наши преподаватели тоже охотно общались с нами, раскрывая себя во многом неожиданном.

Так на одном из «четвергов» историк архитектуры Владимир Иванович Пилявский рассказывал, как советские войска входили в Новгород. Он стоял на спуске к Волхову у Юрьева монастыря и искал взглядом шлем Спаса на Нередице на противоположном берегу. Шлема на было и Спаса не было тоже. Рассказывая о давно прошедшем, он плакал, того не замечая.

ДЛЯ НАС ЭТО БЫЛ УРОК ЛЮБВИ
К АРХИТЕКТУРЕ, РОДИНЕ, ЗЕМЛЕ И НЕБУ.
Я НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛА ЕГО…




«Ангелы, поддерживающие купол». 1199.
«Сретение Господне». 1199.

«Христос, ветхий деньми». 1199.

«Введение Богородицы во храм» и «Сретение Господне». 1199.
Не сохранились, и никто не увидит, как, войдя в храм,
маленькая Мария встала на путь, предначертанный ей свыше.

Церковь Cпаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три месяца в 1198 году. Спустя год после постройки, расписана вся — от полотенец в нижнем ярусе до Пантократора в куполе.

В работе принимала участие довольно большая артель живописцев, что свидетельствует о срочности заказа. При всем различии индивидуальных манер, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким соеобразием, демонстрируя принадлежность мастеров к общему потоку местной новгородской культуры.



«Рождество Христово». 1199. Не сохранилась картина рождения Сына — счастливого момента в жизни каждой Матери, только не Марии,
взгляд которой выдает понимание Предстоящего…

«Крещение Господне». 1199. Из всей фрески сохранился левый фрагмент, на котором изображен народ, принимающий крещение
на берегу Иордана. Христа, Иоанна Предтечи и Ангелов нет.

Лишь два столетия тому назад сами русичи начали принимать крещение. Канонов в изображениях еще нет: по содержанию своему все фрески церкви философичны. Св. Иоанн Предтеча возлагает десницу на главу Христа. Тем самым акцентируется принятие Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» — поется в тропаре на водоосвящении. Справа и слева от центральных фигур стоят Ангелы небесные с полотенцами в руках подобно восприемникам от купели. Ангелы отделены небесными сферами от происходящего на земле. Христос еще Человек, но, судя по нимбу, уже Сын Божий. Взгляды всех участников крещения устремлены на Христа, и в них читается видение чуда — БОГОЯВЛЕНИЯ.

Сохранись фрески так много можно было бы узнать
о становлении ВЕРЫ на Руси языческой…



«Архангел Михаил», «Ветхозаветный пророк Моисей». 1199.

«Князь Ярослав Владимирович преподносит церковь Христу». 1199.























Она была построена в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем в память о двух погибших сыновьях. Возведение её заняло всего три месяца. Через год стены были расписаны фресками, которые представляют собой потрясающий по красоте и исполнению комплекс (подробнее см. Фрески Спаса на Нередице). Достаточно сказать, что именно с них началось изучение древнерусского искусства после того, как копии фресковых композиции, выполненные Н.А. Мартыновым, получили в 1867 г. медаль Всемирной выставки в Париже.
До середины XX века храм дожил практически без утрат (хотя перестраивался, конечно).

Но в 1941 г. был почти полостью разрушен артиллерийским огнём (сохранилось только 15% фресок).

Сразу после войны руины были разобраны, а фрагменты разрушенных фресок собраны. В 1957-58 г. здание было восстановлено, а восстановление фресок идёт до сих пор. Сейчас работы по реставрации ведёт бригада художников МКРХУ под руководством Татьяны Анатольевны Ромашкевич. Они проводят работы по укреплению уцелевших фресок, а также собирают осыпавшиеся фрески из кусочков и устанавливают их обратно на стену.

Татьяна Анатольевна провела для нас экскурсию, и рассказало о храме и его истории.

Было невероятно интересно. Вообще, на мой взгляд, лучше всего о храмах могут рассказать реставраторы, посвятившие им большую часть своей жизни.

Сейчас внутри возведены леса и идёт работа.

Алтарная часть -

Окно и фрески на верхнем ярусе -

Инструменты реставраторов -

Леса, с одной стороны, заполняют пространство и загораживают общие виды, а с другой стороны, позволяют взглянуть вблизи на живопись, находящуюся на верхних ярусах.

Сохранившиеся фрески

Это собранное из кусочков изображение князя-строителя Ярослава Владимировича, подносящего храм Христу-

Можно сказать, что именно с него началось восстановление разрушенных фресок. Одним из самых первых найденных и установленных фрагментов был кусочек штукатурки с изображением креста на куполе макета храма, который князь держит в руке.


Это, кажется, Илья-пророк, которого кормит ворон -


Святые на верхнем ярусе -

Пётр Александрийский -

Небольшой сохранившийся фрагмент сцены страшного суда -

Но кроме фресок у храма есть ещё одна особенность - граффити. На стенах находится множество процарапанных в древности надписей и изображений, оставленных прихожанами и служителями. Некоторые участки штукатурки покрыты ими почти полностью.

Однако следует сказать, что наносившие их были очень аккуратны и практически никогда не "залезали" на изображения и лики, оставляя граффити на "фоновых частях" росписей.

Вот здесь видно несколько рисунков -

Можно разглядеть всадников -

Грамота -

Чудовище с рукой в пасти. Кажется, василиск -

Воин с оружием -

А вот это очень интересная надпись -

Читается как -
НЕПОУСЕЧЕ
ПЯСУ

Татьяна Анатольевна рассказала, что увидевшие это болгары сказали, что по-болгарски это означает - не бейте пса. Надо сказать очень странная надпись для храма. Но нашлась версия, которая позволяла прочитать и объяснить эту надпись, которая к болгарскому языку отношения всё-таки не имеет.
Кто-нибудь может разгадать, что означает надпись?

(Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.

История

Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.

Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.

На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903-1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна - Нередица - Кириллов - Ковалево - Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращенные в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, еще в августе - октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся - за очень немногими исключениями - роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».

Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. Полностью восстановлен в 1956-1958 годах.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.

Современное положение

В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект.

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.

Церковь Спаса на Нередице

Невысокий холм среди волховских заливных лугов почти не видно из-за ветвей прибрежных деревьев. Над ними поднимается только массивная, как богатырский шлем, глава храма – всемирно известной церкви Спаса на Нередице.

Церковь была построена летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем. Расположенная близ княжеской резиденции, церковь Спаса на Нередице стала последней каменной постройкой новгородских князей. При крайне скромных размерах она воспринимается как весьма внушительное и монументальное сооружение. Когда-то к храму примыкала лестничная башня, ведущая на хоры, но ее давно уже нет.

Церковь Спаса на Нередице

В следующем, 1199 году, церковь была расписана. Затем последовали столетия почти полной безвестности. И лишь во второй половине XIX века на Нередицу обратили внимание историки и любители старины.

Широчайшую известность храм приобрел в начале ХХ столетия, когда стало ясно, что фрески Спаса на Нередице по целостности, сохранности и художественной ценности представляют собой явление, выходящее далеко за рамки отечественного искусства и имеющее мировое значение. Фрески Нередицы – наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл.

Изучение фресок Нередицы началось только в 1910-е годы. Тогда Н.К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих знаний жизни» . В 1903–1904 годах под руководством архитектора П.П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма.

На изучение и зарисовку фресок Нередицы, как оказалось, судьба отпустила всего сорок лет. В 1941 году всемирно известный памятник погиб. Оказавшись на линии фронта, церковь Спаса на Нередице попала под огонь фашистской артиллерии и была обращена в руины. Рухнули верхние части стен, своды и купол. От здания храма уцелело около сорока процентов, от бесценных фресок – ничтожные фрагменты.

«Росписи Спаса-Нередицы (1199 г.), являвшиеся крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но и во всей Европе, были почти полностью варварски уничтожены фашистами , – пишет В.Н. Лазарев. – Для русской культуры гибель росписей Нередицы – это ничем не вознаградимая утрата, потому что в них новгородские черты выступали с такой силой, как ни в каком другом памятнике. Фрески Нередицы поражали своей изумительной сохранностью и ни с чем не сравнимой полнотой в подборе сюжетов, которые почти исчерпывающим образом знакомили зрителя с системой средневековой росписи. Кто не имел счастья видеть фрески Нередицы, тому трудно составить достаточно полное представление о монументальной живописи Средних веков».

Церковь расстреливали с западного берега Волхова, из Юрьева монастыря, захваченного фашистами, и поэтому лучше всего уцелели восточные стены церкви. После войны сюда пришли реставраторы. Уже летом 1944 года начались работы по консервации остатков храма. Разбирали завалы, бережно собирали каждую крупицы, каждый осколок старой кладки. Скрепив стены скрытой арматурой, реставраторы принялись возводить своды и купол. И Нередица поднялась из небытия.

Реставрация была выполнена настолько точно, что сегодня даже многоопытный глаз специалиста не найдет ни малейших указаний на то, что перед нами, по существу, «новодел». И только войдя в храм и увидев вместо фресок мертвые стены, остро чувствуешь боль невосполнимой утраты…

Но история Нередицы не стала безвозвратно ушедшим прошлым. Ее судьба не оставляет равнодушными ни местных жителей, с особым чувством относящихся к Спасу на Нередице и выделяющих его среди других новгородских церквей, ни многочисленных ревнителей русской старины, приезжающих из разных дальних мест поклониться великому памятнику. Нет, не зарастает народная тропа, ведущая к храму!

Нередица чем-то сродни церкви Покрова на Нерли – так же, как владимирский храм, Нередица стоит за чертой города, она так же неразрывно связана с окружающим пейзажем и немыслима без него, такой же отрешенной задумчивостью веет от стен храма… Возвышаясь среди равнины над гладью речных вод, по своему внешнему облику церковь Спаса на Нередице ничем не отличается от скромных боярских, купеческих и уличанских построек Новгорода конца XII века – это небольшой кубического типа одноглавый храм, сложенный из плитняка. Этот местный строительный материал обладает одной особенностью – его невозможно обрабатывать идеально ровно, поверхность сложенной из него постройки всегда будет шероховатой, неровной, и поэтому все новгородские и псковские храмы кажутся вылепленными из глины. Нередица – не исключение.

Внутреннее пространство церкви, погруженное в полумрак, кажется стиснутым со всех сторон массивными толстыми стенами и тяжелыми столбами, несущими как бы «оплывшие» своды. Уцелевшие фрагменты фресок можно сегодня увидеть в центральной апсиде храма, а также на южной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображение Павла Алеппского – оно сохраняет яркую цветовую насыщенность, характерную для фресок Нередицы в целом. Образность фресок Нередицы сродни образам архитектуры храма – в них та же властная мощь, то же сконцентрированное выражение духовной силы.

Нередица была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол – все было покрыто сплошным ковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор», подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция «Вознесение», западную стену занимала огромная фреска «Страшный суд». Все изображения были охвачены единым ритмом движения и тесно переплетены друг с другом.

Во фресках Нередицы византийско-киевский канон наполнился новым содержанием. Исследователи уже давно подметили, что росписи Нередицы соответствовали строю чувств, мыслей и представлений средневекового новгородского общества. Росписи храма нельзя назвать утонченными – в этих образах святых с пламенными глазами, грозно-внушительных в своей неподвижности или, наоборот, в мерной, тяжелой поступи, дышит некая первозданная мощь, волевая и мужественная сила. Покрывая весь интерьер храма, живопись со всех сторон властно обступала молящихся, огромные глаза пророков требовательно вглядывались в глаза человеку: кто ты? Чего ищет душа твоя?

Среди погибшей росписи Спаса на Нередице была интересная фреска «Богач и черт». Надпись на ней передавала их диалог. Изнемогая в аду от огня, голый богач просит хоть каплей воды остудить ему язык. Но черт, премерзкого вида, отвечает ему, протягивая нечто вроде паникадила: «Друже богатый, испей горящего пламени».

Заказчик храма, князь Ярослав Владимирович, был женат, по одним данным, на осетинке, а по другим – на чешке. Как считают, в его окружении находился некий бенедиктинский монах, так как в росписи Нередицкого храма присутствуют два явно западноевропейских мотива – изображение покровителя ордена бенедиктинцев Св. Бенедикта Нурсийского и изображение Эдесской Богоматери, перетолкованное как Богоматерь «Знамение». Кстати, среди росписей Нередицкой церкви был и портрет строителя храма – князя Ярослава Владимировича, а также изображения первых русских святых – князей Бориса и Глеба.

Царь Давид. Фреска церкви Спаса на Нередице

Мастера, расписывавшие храм – их было трое или четверо, – несомненно, были новгородцами, но принадлежали они к разным художественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере и, вероятно, учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали к местной, новгородской школе и писали в ярко выраженной графической манере; один из них явно тяготел к примитивизму.

Сегодня фрески храма Спаса на Нередице можно увидеть только в альбомах – исследователи первой половины ХХ века все же в основном успели скопировать их и сохранить тем самым для потомков великое наследие древнерусских мастеров. И люди продолжают тянуться в опустевший храм, на побеленных стенах которого бесплотными тенями продолжают жить бессмертные фрески Нередицы…

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Андроников Спаса Нерукотворного монастырь История этой древней обители поистине легендарна. Ведь в ней есть даже отблески величия огромной Византийской империи и золотых куполов её столицы – Царьграда (Константинополя).По легенде, в 1356 году в бухте Золотой Рог по

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Собор Спаса Нерукотворного образа Главная домовая церковь Зимнего дворца официально именовалась Собором Спаса Нерукотворного образа. Однако в повседневной жизни и в официальных документах он значился просто как Большая церковь (собор) Зимнего дворца.Расположение

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ Между католической церковью и «Куманн на нГаэдхил» сразу образовалась тесная связь. Церковь ясно заявила о своей политической позиции, осудив в 1922 году ИРА, выступившую против договора. Вплоть до 1930-х годов она враждебно относилась к де Валера и его «Фианна Файл».

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

У Спаса на Песках Ставшее обычным нынешнее название этой московской усадьбы – «Спас-хаус», резиденция посла Соединенных Штатов Америки на Старопесковской площади, в конце Старого Арбата, можно сказать и иначе – усадьба чеховской маленькой княгини из рассказа

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Церковь Задачей всех лиц духовного звания было служение Богу, однако имелось одно весьма важное различие между духовенством, жившим в миру, - священниками, которые служили в светском обществе (но соблюдали безбрачие), и духовенством, которое жило в монастырях. Священники

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Христианство на Северо-Западе: Андрей Первозванный и монастырь на острове Валаам «Повесть временных лет», Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме Во второй половине X столетия на Руси

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Снос Спаса на Сенной В феврале 2011 года исполнилось пятьдесят лет со дня взрыва церкви Успения Божией Матери на Сенной площади. Спустя два с небольшим месяца после этого, 12 апреля в космос отправился первый человек, гражданин нашей страны Ю.А. Гагарин. Связаны ли эти

Из книги Верный слуга Алексея Михайловича. Две жизни Симеона Полоцкого автора Костин Борис Акимович

ГЛАВА IX. ИГУМЕН МОНАСТЫРЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО СПАСА Дочь боярина Ильи Даниловича Милославского Мария была сосватана государю Алексею Михайловичу по тогдашней традиции - из девиц, собранных со всех концов России. Выбор невесты и заведомо удачное сватовство устроил

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Церковь в V–XI вв Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»