Как заряжали дуэльные пистолеты во времена пушкина. Как дрался на пистолетах Пушкин: разбор знаменитой дуэли Дуэльные пистолеты 19 века устройство

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Дуэльные пистолеты. October 6th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Коль мы с Вами продолжаем педалировать тему дуэлей, то уж точно никак не можем обойти тему дуэльного оружия, а конкретно дуэльных пистолетов. Иных видов оружия сейчас касаться не буду, но скорее всего немного расскажу о них в следующем посте. Как мы уже с Вами выяснили, именно пистолет стал основным дуэльным оружием в России. И в этом есть своя логика, ведь драться на пистолетах мог практически любой дворянин. Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени тренированности. Стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. И на первое место выходили случай и психологическая уравновешенность стрелка. Ведь как гласит часть русской национальной поговорки "пуля - дура" :-)

Дуэльный пистолет - это особый, отличающийся от иных вид оружия. И не в том смысле, что они технически как то уж сильно отличались, вовсе нет. Чаще всего, это было своего рода произведение искусства. И очень красивое произведение. Большинство дуэльных гарнитуров (мы чуть ниже поговорим с вами, что это) отличались особо тщательной выделкой. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из ценных сортов деревьев. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. В декоре часто использовали арабески и гротеск. В общем, красота.

Сие и неудивительно. Стрелялись то дворяне, и многие из них были людьми далеко не бедными. Ну и в последние минуты перед возможной гибелью им хотелось держать в руках что-то изящное и красивое. Этакая почти японская эстетика смерти.
Хотя главным, конечно, в дуэльном пистолете было не красота и эстетика, а надежность и убойная сила. Кстати, тут в середине 20 века, некая комиссия, исследовавшая причины гибели Лермонтова на дуэли произвела для сравнения контрольные выстрелы и из дуэльного пистолета и армейского ТТ, состоявшего на вооружении тогда. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. Вот такие вот пироги...

Но мы немного отвлеклись.
Итак, говоря о дуэльных пистолетах, мы должны понимать, что говорить о них в единственном числе - это абсолютно неверно. Пистолеты приобретались в так называемом гарнитуре, сиречь дуэльной паре пистолетов, отличающихся друг от другом только цифрой на рукояти (cоответственно I и II), зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Все это компактно было расположено в особом ящике. Это и называлось гарнитуром.

До первой трети XIX века дуэльный пистолет оснащался так называемым «французским батарейным» замком, то есть кремневым замком. В чем суть. замок представлял собой две "собачки" в одной из которых находился кремень, а другая огниво. При нажатии курка, "собачки" сходились и вышибали искру, которая попадала на находящуюся под ними пороховую полку и воспламеняла порох на ней и в стволе, после чего следовал выстрел. Ну, на всякий случай расскажу, если кто забыл или не знал, что пистолет был однозарядный и дульного заряжания. То есть перед выстрелом, надо было положить тужа порох, а затем забить пулю обернутую пыжом. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 грамм.

Кремневый замок

Понятно, что сей замок не способствовал успешности дуэли. Очень много было осечек. При дожде вообще стреляться было очень проблематично. А если еще секунданты договорятся и положат двойной или тройной заряд пороха, чтобы отдача была посильнее и дыма побольше - то попасть было и вовсе сложно.
Настоящую революцию в дуэльном деле произвело создание Александром Джоном Форсайтом (священником, кстати) так называемого капсульного замка. Собачка теперь была по капсулю - сиречь медному колпачку, защищенного от непогоды и внутри которого была химическая смесь, которая воспаменяла порох в стволе. Практически полностью были исключены осечки, влияние погоды, уменьшилось количество дыма и как следствие - точность стрельбы. Именно такие дуэльные пистолеты приобрели самое широкое распространение.

Капсульный замок

Так как обычно по негласным правилам дуэлянты должны были стреляться из незнакомого оружия, то гарнитур приобретался на один раз. Дальше или сдавался в ломбард, или оставлялся для собственной коллекции. Кстати, неважно какие пистолеты могли использоваться в дуэли - нарезные или гладкоствольные. Главное - чтобы они были одинаковые.

Первоначально, самыми лучшими, самыми стильными и модными считались английские дуэльные пистолеты. Но со временем мода на них прошла, и в тренде стали французские и немецкие. Однако и наши оружейники не отставали: в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды
Но пожалуй, самыми знаменитыми стали изделия Анри Лепажа, которые можно было заказать в Париже на улице Ришелье, или в его представительстве в России.

Дуэльный гарнитур от Лепажа

Под конец, предлагаю Вам полюбоваться сим изящным, но смертельным произведением искусства

Пистолеты от Ивана Аристова

от Кухенрейтеров

Изделия от Буте

Товар от Гастин-Ринетта

от Девима

Оружие Антонина Винсента Лебеды

Приятного времени суток.

Пистолеты с капсюльным ударным замком, в зависимости от применения, конструкции и особенностей внешней отделки можно условно разделить на несколько разновидностей.

Во первых это обычные военные пистолеты, применявшиеся в армии. Это относительно качественное оружие, как правило лишенное излишних элементов украшения и имеющее строгие черты.

Во вторых это гражданское оружие, предназначенное для целей самообороны. В эту категорию могли попасть как очень дешевые и безвкусно оформленные пистолеты, так и уникальные высокоточные, созданные знаменитыми мастерами. Особенности декоративной отделки и применяемые материалы некоторых образцов позволяют назвать их настоящими произведениями искусства.

В отдельную категорию стоит выделить дуэльные пары и спортивное оружие. К этим пистолетам предъявлялись особые требования. Они как правило, сочетали в себе высокую точность и изящество в убранстве. Если про дуэльные пистолеты известно достаточно много, то спортивное оружие 19 века мало изучено. Возможно спортивное оружие порой использовалось и в качестве дуэльного.

Попытаемся подробно проиллюстрировать устройство спортивного пистолета с капсюльным ударным замком на примере пистолета Эдуарда Эбигта (Eduard Ebigt 1811—1883).

Калибр представленного пистолета 10 мм (что в общем-то маловато для дуэльного или военного оружия), длина ствола 187 мм, общая длина оружия 325 мм, вес 670 грамм.

Конструктивно Eduard Ebigt Pistol percussion состоит из ствола, ложа, капсюльного ударного замка, спускового механизма, спусковой скобы и шомпола.

Шомпол стальной с латунным наконечником, шарнирно закреплен под стволом у дульного среза. Шарнирное крепление шомпола предотвращает его потерю при ношении и эксплуатации. Рукоятка шомпола представляет собой стальную «пуговицу» на конце шомпола, имеющую округлую форму.

Ствол пистолета имеет восьмигранное сечение. Канал ствола нарезной, восемь нарезов прямоугольной формы имеют правонаклоное закручивание.

Ствол расширяется в казенной части и у дульного среза. Самая тонкая часть ствола расположена на расстоянии примерно в ¼ длины ствола, считая от дульного среза. В нижней части ствола в паз «ласточкин хвост» установлено ушко с прямоугольным отверстием для крепления ствола к ложу с помощью плоского фиксирующего клина (задвижки). Ушко для шарнирного соединения с шомполом припаяно к стволу. Интересно, что элементы декоративной отделки в казенной части, в местах где ствол закрывает ложе, не выполнены. Золотая проволока всечена в гравированный рисунок на верхней и наклонной гранях ствола, а так же примерно на ½ длины вертикальных граней. На поверхности ствола у дульного среза золотое кольцо полностью замкнутое.


В казенную часть ствола установлен казенный винт с выступающим вправо приливом и резьбовым отверстием под брандтрубку. Казенный винт заканчивается крюком для крепления ствола к съемному хвостовику и соответственно к ложу.

Капсюльный ударный замок размещен с правой стороны пистолета. Поверхности курка и замочной доски обильно покрыты гравировкой растительного орнамента.

Ложе в месте установки замка имеет вырезы под выступ спускового рычага, уздечку и боевую пружину. Нижний край замочной доски фиксируется в ложе винтом.

Крепление замка в ложе осуществляется за счет винта, установленного в сквозное поперечное отверстие в ложе. Головка винта размещена в круглой втулке с потайным отверстием.

Замок состоит из замочной доски, оси курка с боевым и предохранительным выступами, уздечки с винтами крепления, спускового рычага с винтом и двуперой боевой пружины. Верхнее (длинное) перо боевой пружины через поводок соединено с осью курка. Нижнее (короткое) перо является возвратной пружиной спускового рычага.

Спусковой механизм капсюльного пистолета Эдуарда Эбигта типа Stecher (французский шнеллер), состоит из спускового курка, спусковой личины, фиксирующего рычага, пружин и регулировочного винта.


Конструкция спускового механизма позволяет производить плавный спуск, что существенно повышает точность стрельбы.

Так называемый французский шнеллер имеет регулировочный винт, позволяющий настраивать усилие спуска. Для постановки спускового крючка на шнеллер, спусковой крючок необходимо просто продвинуть вперед.

В нижней части цевья установлено металлическое основание для крепления шомпола в «боевом» положении пистолета.

Основание представляет собой изогнутую стальную пластину с полостью для установки шомпола и зажима в виде «губок» удерживающих стержень шомпола. Основание крепится к цевью с помощью двух винтов.

Ложе в местах установки ствола, замка, спускового механизма, хвостовика казенного винта, ушка для крепления ствола, основания для шомпола имеет соответствующие вырезы.

Отверстия в ложе позволяют разместить крепежные винты основания крепления шомпола, фиксирующей задвижки ствола, винтов крепления замка, хвостовика казенного винта, спусковой скобы и хвостовика рукоятки. Рукоятка пистолета имеет фигурную форму, образованную продольными пазами.

Хвостовик рукоятки стальной, повторяющий контур сечения рукоятки. Поверхность хвостовика украшает гравировка растительного орнамента. Крепления хвостовика рукоятки в ложе осуществляется с помощью винта с фигурной головкой. Препятствует осевому перемещению вокруг крепежного винта два боковых выступа с тыльной части хвостовика.

Крепежные винты имеют различную форму и предназначены для крепления в металлических резьбовых отверстиях деталей оружия или в древесине ложа. Фиксирующий клин (задвижка) ствола представляет собой плоскую пластину с ограничительным выступом овальной формы с одной из сторон. Брандтрубка (сосок) имеет резьбовую цилиндрическую часть для вкручивания в отверстие казенного винта, основание с двумя плоскими гранями, для удобства откручивания ключом и стержень для надевание капсюля.

Наружная поверхность спусковой скобы покрыта гравировкой растительного орнамента.

Спусковая скоба имеет в нижней части выступ под палец. Крепление спусковой скобы в ложе осуществляется с помощью крюка в передней стойки, который входит в паз спусковой личины и винтом через сквозное отверстие в нижней части.

Прицельные приспособления капсюльного пистолета состоят из мушки и целика. Мушка установлена в верхней части ствола у дульного среза и может перемещаться поперечно каналу ствола в пазу «ласточкин хвост». На основании слева от мушки нанесена метка, указывающая вероятно правильное (пристреленное при испытаниях) положение мушки.

Хвостовик казенного винта двухступенчатый, сужающийся к задней части. Хвостовик покрыт гравировкой. Крепление хвостовика в ложе осуществляется с помощью винта, который проходит сквозь ложе и вкручивается в спусковую личину.


В хвостовике казенного винта установлена мушка, которая регулируется по высоте. Позади мушки размещен регулировочный винт, вкрученный в нижний выступ мушки.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке целик поднимается, при вращении против часовой стрелки опускается, за счет чего стрелок может корректировать прицельную дальность.

Маркировки, нанесенной на оружие не так много. В нижней части казенного винта имеется буквенно-цифровой текст «MB 1», в нижней казенной части ствола имеется символ, напоминающий литеру «С».

В верхней части ствола пистолета золотом выполнена инкрустация с именем мастера и местом изготовления оружия «E. EBIGT IN FREIBERG». Имя мастера Эдуарда Эбигта из Фрайберга (Саксония) крайне редко упоминается в оружейной литературе и обычно в связи с изготовлением им охотничьих ружей. Более подробной информации о мастере не смог нам представить и владелец пистолета.

Очень приятно, когда появляется возможность подробно проиллюстрировать устройство какого-нибудь пистолета. Еще приятнее, когда это оригинальный кремневый или капсюльный пистолет, который изготовлен более сотни лет назад. Огромная благодарность неравнодушным людям, как в нашей стране, так и за ее пределами, благодаря которым сайт имеет возможность демонстрировать качественные и подробные фотографии.

Сто восемьдесят лет назад камер-юнкер Александр Пушкин дрался на дуэли с поручиком кавалергардского полка Жоржем де Геккереном (Дантесом). Обстоятельства и ход поединка вроде бы изучены досконально, но до сих пор историки не могут точно сказать, почему противник Пушкина остался жив, несмотря на попадание пули в грудь? Спасла ли его собственная рука, которой он защищался, медная пуговица или же он смухлевал и воспользовался дополнительной защитой — такая версия время от времени всплывает в публикациях.

На дуэли Пушкин, как известно, был смертельно ранен в живот. Дантес, согласно отчету старшего полицейского врача, был ранен «в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

Мы решили рассмотреть технические аспекты поединка — тактику, уровень подготовки стрелков, характеристики оружия и т. д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два материала, где показаны эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим пластинам-пуговицам, получить комментарий хирурга и эксперта по дульнозарядному оружию.


Уроки нравственности и хороших манер

Строго регламентированный поединок не только позволял дворянину ответить на оскорбление, но, по замыслу европейских моралистов, способствовал улучшению нравов в обществе. Ведь неловкая шутка или неуместный каламбур могли закончиться для острослова фатально. Правда, дуэль требовала полностью уравнять шансы противников, а в поединках на холодном оружии преимущество в здоровье, возрасте и подготовке нередко превращало поединок в узаконенное убийство. Этим пользовались, чтобы, не нарушая закон, расправиться с соперником и даже политическим оппонентом.


Все изменил пистолет. Не зря его прозвали уравнителем шансов: старик мог сразить юношу, силач — уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским практиковаться в стрельбе так же тщательно, как и военным. Наконец, в поединке на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине XVIII века дуэли на пистолетах стали доминировать, а к концу XIX почти вытеснили другие виды поединков.

Первые дуэльные наборы выпустила мастерская британского оружейника Ментона (Manton) — пара полностью идентичных пистолетов (их отличали только номера «1» и «2» на деталях) в специальном футляре из дорогих пород дерева. Помимо оружия, в набор входили пороховница, запас пуль, пулелейка, шомполы, молоток и масленка.

Кто дрался на дуэлях

Драться на дуэли могли только дворяне — межсословные поединки не допускались. Также исключались дуэли между кровными родственниками, больными; считалось нелепым драться со стариками или подростками, нельзя было принять вызов по карьерным или экономическим соображениям, кредитор не мог драться с должником.

Фото: предоставлены российским отделением Ассоциации дульнозарядного оружия

Правила были очень разными. Противники могли стрелять с места, а кому делать первый выстрел, определялось жребием. Но чаще стреляли на опережение, например, противники вставали спинами друг к другу, по команде секунданта быстро поворачивались, взводили курки и производили выстрел. Наиболее известный вариант — дуэль с барьерами, именно так дрались Пушкин и Дантес. В русском варианте барьеры — любой предмет, шпага, плащ — ставились на 10-15 шагах, это семь-десять метров. Противники разводились на 20-30 шагов. По команде секунданта они начинали идти в направлении барьеров и могли стрелять в любой момент с любого расстояния.

Если стрелявший первым промахивался, он оставался на месте (в так называемой «позе дуэлянта» — полубоком, рука прикрывает грудь, пистолет — голову), а его оппонент мог подойти вплотную к барьеру, прицелиться и выстрелить. На ответный выстрел, обычно давалась минута, раненому стрелку — две. Промедливший терял право на выстрел. Осечка тоже считалась выстрелом.

У Пушкина и Дантеса барьеры стояли на 10 шагах, противников разводили на 20 — по пять шагов до барьера каждому.

Оружием служили капсюльные пистолеты, предположительно, знаменитого французского мастера Лепажа с нарезным стволом калибром 12 миллиметров. «По точности эти пистолеты не уступают современным. Рекорд на 25 метров — 100 очков. Современная спортивная мишень, обычная десятка, хорошие стрелки укладывают в нее 10 пуль», — говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, поясняя, что сегодня во многих странах, в том числе Финляндии, Польше, Прибалтике, проводятся соревнования по стрельбе из старинного оружия.

Навеска пороха в дуэльных пистолетах колебалась от трех до восьми грамм, в зависимости от калибра. Пуля 50-го калибра весом около 12 грамм покидала ствол со скоростью порядка 350 метров в секунду. Ее энергия достигала 730 Джоулей — это чуть больше, чем у пистолета ТТ, однако пробивная способность круглой свинцовой пули была значительно ниже, и скорость она теряла быстрее, чем современная пуля. По наиболее распространенной версии, секунданты зарядили в пистолеты Пушкина и Дантеса ослабленные заряды пороха.

Как это делали русские

Считается, что русские дуэли отличались особой кровавостью — в Европе барьеры ставились обычно на 30 шагах, и для сатисфакции достаточно было выстрелить в сторону противника. В России поединки часто велись до тех пор, пока один из дуэлянтов не будет убит или тяжело ранен. Практиковалась дуэль «через платок» — с дистанции развернутого платка, концы которого дуэлянты удерживали руками. В 1824 году будущий декабрист Рылеев стрелялся с князем Константином Шаховским с трех шагов, из-за близкой дистанции пули дважды попадали в пистолеты противников.

Дуэльные пистолеты Лепажа

В первой половине XIX столетия в России для военного отказ от дуэли фактически означал выход в отставку, для светского человека — отлучение от высшего общества. Историки считают, что немалую роль в этом сыграли войны начала века — русско-шведская война 1808-1809 годов и заграничные походы русской армии в ходе наполеоновских войн. С одной стороны, множество офицеров познакомилось с традициями европейской аристократии, в том числе дуэльными, с другой, многие военные были подвержены посттравматическому синдрому — боевые офицеры привыкли смотреть смерти в лицо, чувствовали себя победителями сильнейшей армии мира и освободителями Европы. Это отразилось в гипертрофированных представлениях о чести и отношении к дуэлям.

Как проходили поединки

Литература и кино сформировали стереотип поединка: дуэлянты медленно шагают навстречу друг другу, не спеша поднимая пистолеты, тщательно целятся… На самом деле поединок мог выглядеть совсем не так. «Была такая стратегия — ее предпочитали опытные дуэлянты — быстро, чуть ли не бегом пройти свое расстояние и стрелять в приближающегося противника, поясняет Игорь Вербовский. — Стрелок создавал себе выгодные условия: его противнику на ходу трудно сделать прицельный выстрел, вдобавок, встав боком, ты максимально уменьшаешь свою проекцию, а когда идешь, это сделать трудно».

Технически для подготовленного стрелка пробежать пять шагов и с семи метров быстро поразить мишень размером с человеческий торс несложно. По словам Вербовского, на костюмированном стрелковом шоу в Финляндии, российские стрелки из дульнозарядного оружия специально ставили эксперимент: средне подготовленный стрелок, прежде не имевший дела с дуэльными пистолетами, практически подбегал к барьеру и стрелял в картонную мишень навскидку. Из шести попыток пять увенчались успехом. Одна пуля поразила край мишени, остальные попали ближе к центральной линии.

Эту стратегию выбрал в последней дуэли и Пушкин, он очень быстро преодолел расстояние до барьера и начал целиться. Но Дантес переиграл его, выстрелив сходу, не доходя до барьера буквально одного шага.

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, — рассказывает Вербовский. — В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что будучи тяжело раненным, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.



Картина Адриана Волкова «Последний выстрел А. С. Пушкина»

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй — так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.

Почему выжил Дантес

В ожидании выстрела Дантес, как и положено, стоял боком, прикрываясь рукой с пистолетом. Пуля прошила предплечье и ударила в туловище — получив ранение, он упал, но быстро поднялся.

По официальной версии, от пули Дантеса спасла пуговица, однако на суде она не была предъявлена. Это породило слухи о том, что убийца Пушкина вел нечестную игру, надел кольчугу или специально изготовленную для него кирасу, плотно прилегающую к телу. Ведь перед дуэлью противников не осмотрели.

Мнение современных экспертов на сей счет расходятся. «Пуля, выпущенная поэтом, пробила рукав, мягкие ткани руки, вновь рукав и ударилась о ткань мундира, пробить который уже не смогла. На передней поверхности грудной клетки, защищенной мундиром, вполне могло не остаться вообще никаких повреждений, в том числе ссадин. Хотя раненый, безусловно, почувствовал бы удар в грудь», — прокомментировал «Ленте.ру» врач-хирург Михаил Храменков.

В ходе финского эксперимента производились выстрелы в манекен (пластиковый мешок с землей, одетый в куртку М65), на который крепились медные пластины толщиной два миллиметра и диаметром около пяти сантиметров — они играли роль пуговиц. При уменьшенной навеске пороха, до 3,5 грамма (тот самый ослабленный заряд), пуля не пробила пуговицу, оставив вмятину и прорвав мешок. Конечно, этот эксперимент нельзя считать научным, хотя бы из-за материала манекена. Тем не менее в подтверждение «пуговичной» версии говорят европейские, в частности английские источники XVIII-XIX века, описывающие случаи, когда пуговицы и монеты спасали от пистолетной пули, а жертва в результате попадания испытывала сильную боль, но оставалась практически невредимой.

С другой стороны, нам неизвестно точно, сколько пороха было в пистолете, из которого стрелял Пушкин, ведь при падении ствол его пистолета забился снегом, и секунданты подали ему другой. Авторы документально-постановочного фильма «Пушкин. 29-я дуэль» тоже экспериментировали с оружием XIX века. У них пуля, выпущенная по манекену из баллистического желатина, прошила тело и вогнала в него пуговицу.


*****

От пули Пушкина лечили клизмой

Причина смерти Александра Пушкина, великого русского поэта и писателя, известна каждому пятикласснику. Поэт был смертельно ранен в дуэли с французским офицером Жоржем Шарлем Дантесом.

По подсчетам историка литературы Владислава Ходасевича, до дуэли с Дантесом у Пушкина было уже несколько десятков вызовов на дуэль, причем сам Пушкин был инициатором пятнадцати, из которых в итоге состоялись только четыре.

Конфликт между Пушкиным и Дантесом, спровоцированный влюбленностью Дантеса в жену Пушкина, Наталью Гончарову, и ревностью поэта, длился несколько лет. Точку в нем поставила дуэль, состоявшаяся 8 февраля 1837 года у Черной речки на окраине Санкт-Петербурга.

Пушкин и Дантес стрелялись с расстояния 20 шагов. Дантес стрелял первым. Пуля попала поэту в живот, задев шейку бедра. После ранения Пушкин смог выстрелить в ответ, но серьезной раны противнику не нанес. С места дуэли Пушкин был доставлен домой.

В дни после ранения Пушкин находился в сознании. Он находил в себе силы общаться с многочисленными посетителями, желавшими справиться о его здоровье.

В то же время его мучили настолько сильные боли, что ночью жена, дремавшая в соседней комнате, вскакивала от его криков.

Причиной болей, как отмечал историк и литературовед Петр Бартенев, в частности, были клизмы.

«Доктора, думая облегчить страдания, поставили промывательное, отчего пуля стала давить кишки...» — писал он.

Пушкин часто просил холодной воды и делал лишь несколько глотков.

К полудню следующего после дуэли дня поэту стало легче. Он разговаривал с Владимиром Далем и шутил, а окружающие получили надежду на выздоровление поэта. В первоначальных прогнозах засомневались даже доктора — они говорили друзьям раненого, что предположения медиков иногда бывают ошибочными и, возможно, Пушкин поправится. Он даже сам помогал ставить себе пиявок.

Но поэт чувствовал, как слабеет. Он то и дело подзывал к себе жену, но на долгие разговоры у него не было сил. К ночи ему снова стало хуже.

На следующий день Пушкину снова стало немного лучше. Иван Спасский, один из врачей, занимавшихся лечением Пушкина, отмечал, что у того потеплели руки, пульс стал более явным. К семи вечера, как писал Спасский, «у него теплота в теле увеличилась, пульс сделался гораздо явственнее и боль в животе ощутительнее».

«Собственно, от боли страдал он, по словам его, не столько, как от чрезмерной тоски, что нужно приписать воспалению брюшной полости, а может быть, еще более воспалению больших венозных жил», — вспоминал Даль.

Утром 10 февраля собравшиеся доктора единогласно признали положение Пушкина безнадежным. Жить ему, по их оценкам, оставалось не более двух часов.

Дом Пушкина был окружен таким количеством людей, что его друзьям пришлось прибегнуть к помощи Преображенского полка. Поэту становилось все хуже, но он продолжал оставаться в сознании. Незадолго до смерти ему захотелось морошки. Пушкин пожелал, чтобы жена покормила его из своих рук.

«Вот увидите, что он будет жив, он не умрет», — сказала она, обнадеженная, Спасскому.

Но уже совсем скоро он попросил находившихся у кровати Спасского, Даля и Константина Данзаса, своего лицейского товарища, повернуть его на правый бок.

Вскрытие тела проводил Спасский. Даль писал: «При вскрытии оказалось: чресельная часть правой половины раздроблена, часть крестцовой кости также; пуля затерялась около оконечности последней. Кишки были воспалены, но не убиты гангреной; внутри брюшины до фунта запекшейся крови, вероятно, из двух бедренных или брыжеечных вен. Пуля вошла в двух дюймах от верхней передней оконечности правой чресельной кости и прошла косвенно или дугою внутри большого таза сверху вниз по крестцовой кости. Пушкин умер, вероятно, от воспаления больших вен в соединении с воспалением кишок».

Произойди дуэль сегодня, Пушкин имел бы шансы выжить, считают современные врачи. Объем кровопотери, по оценкам историка хирургии Удермана, составил 40% от всего объема крови в организме, что сейчас уже не считается смертельным благодаря возможности переливания крови. Пушкин же донорской крови не получил. Вместо госпитализации Пушкина отвезли домой, волоком дотащив до саней, усугубляя травматический шок.

Раненых в живот в то время не оперировали, а наука не знала ни асептиков, ни антибиотиков, ни наркоза. Их рекомендовалось лечить с помощью припарок, касторки, слабительного и клизм.

Применение пиявок усугубило кровопотерю. К тому времени, по словам доцента Пермской медицинской академии Михаила Давидова, автора книги «Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга», у поэта уже начался перитонит. Благодаря попавшим в брюшную полость инородным телам — пуле, которую никто не вытащил, частям одежды, костным осколкам — туда проникла инфекция. Кровь из поврежденных сосудов тем временем заполнила малый таз и оттуда тоже изливалась в брюшную полость. Туда же попали и бактерии из гангренозно измененного участка стенки тонкой кишки. Болезнь могла осложниться еще и остеомиелитом тазовых костей.

В современной интерпретации диагноз Пушкина звучал бы так:

«Огнестрельное проникающее слепое ранение нижней части живота и таза. Многооскольчатые огнестрельные инфицированные переломы правой подвздошной и крестцовой костей с начинающимся остеомиелитом. Травматогенный диффузный перитонит. Гангрена участка стенки тонкой кишки. Инфицированная гематома брюшной полости. Инородное тело (пуля) в области крестца. Флебит тазовых вен. Молниеносный сепсис. Травматический шок. Массивная кровопотеря. Острая постгеморрагическая анемия тяжелой степени. Острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность. Полиорганная недостаточность».

Для спасения Пушкина необходимо было после ранения оказать первую помощь, наложив асептическую повязку и введя обезболивающие и кровоостанавливающие средства.

Далее его следовало в лежачем положении транспортировать в хирургическое отделение, по дороге вводя заменители плазмы крови и противошоковые средства. В стационаре надо было бы провести срочное обследование, включающее рентгенографию и УЗИ, а затем оперировать поэта под общим наркозом. В послеоперационный период необходима была бы интенсивная терапия с применением антибиотиков.

«При выполнении в полном объеме указанных мероприятий смертельный исход в связи с тяжестью ранения мог бы все равно наступить, однако шансы на выздоровление составили бы не менее 80%, ибо летальность при подобных огнестрельных ранениях ныне составляет 17,2 — 17,5 %», — отмечает Давидов.

Но в первой половине XIX века об аспектах, сейчас кажущихся самими собой разумеющимися, никто и не подозревал. Даже в 1980-х годах, по оценкам крупного советского хирурга Бориса Петровского, шансы Пушкина на выживание составили бы 30-40%.

На специальной научной конференции, посвященной ранению и смерти поэта, он так сформулировал общее мнение собравшихся: «С позиции современной хирургии мы можем сказать, что перед тяжелым ранением А.С.Пушкина наши коллеги первой половины XIX века были беспомощны».


Как происходила дуэль и чем дуэлировали

Правила дуэлей (Дуэльный кодекс Дурасов Василий Алексеевич)

Прежде всего, дуэль – занятие дворян, простолюдины и разночинцы к ней касательства иметь не должны, причём занятие равных по положению и статусу дворян. По «Дуэльному кодексу Дурасова» 1912 года, оскорбления бывают:

Первой степени – задевающие самолюбие и нарушающие приличия (видимо косой взгляд, в кодексе не уточняется что именно).

Второй степени – задевающие честь (жесты, ругань).

Третьей степени – обычно оскорбление действием (от раны, до удара или броском перчатки, достаточно касания).

Если есть отягчающие обстоятельства: оскорблена женщина или немощный – тяжесть автоматически повышается на степень, если наоборот – тяжесть понижается.

Оскорблённый выбирает оружие, в зависимости от тяжести оскорбления может иметь привилегии (при оскорблении действием может назначать расстояния, драться своим оружием, выбрать тип дуэли и т.д.).

Если кто-то не может драться, то его может подменить родственник или заинтересованный человек.

Одна ссора – одна дуэль.

ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО СЕЙЧАС – за клевету журналиста, если тот недоступен – дуэлирует редактор или хозяин листка, где напечатан пасквиль.

Дуэли делятся на:

Законные (по правилам на пистолетах, шпагах или саблях);
- исключительные (имеющие отклонения от кодекса в условиях);
- по секретным мотивам (не хотят выносить сор из избы, но продырявить друг друга готовы).

Секунданты назначаются из достойных, из них же суд чести – трое решают спорные вопросы, секунданты могут убить нарушившего правила дуэли.
Получив оскорбление, оскорблённый должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами. Далее общаются через секундантов.

Перед дуэлью составляется «Протокол встречи», где описывают как пройдёт дуэль и «Протокол поединка» - как прошла (в кодексе есть бланки, не шучу).
На поединке нельзя говорить, издавать лишние звуки кроме «Ёптваю мать!» после попадания или укола, нарушать приказы руководителя дуэли(!), нарушать команды «стой», «стреляйте», «1,2,3».

Для шпаг выбирают аллею широкую и длинную, для пистолетов открытую местность.

Лучше раздеться до пояса, но можно и в одежде, проверенной на защиту.
На шпагах дерутся либо, имея возможность скакать вокруг и около, либо левые ноги ставят на указанную точку и пыряют друг дружку, отход на три шага – поражение. Можно биться до упора, можно с перерывами по 3-5 минут на раунд. Дерутся той рукой, какой привыкли, менять нельзя.

Шпаги либо свои, либо чужие, одинаковой длины, секундантам иметь слесарный инструмент для срочного ремонта, включая тиски и напильники (не шучу).

Куча правил типа выбил оружие, упал, ранил – добивать нельзя, иначе проиграешь, чуть что громко ори и защищайся, а атаковать уже нельзя, в общем, нарушил что-то - накажут.

Пистолетная дуэль на 25-35 шагах в Европах, 10-15 в России.

Шесть типов законных пистолетных дуэлей:

1. Дуэль на месте по команде: стреляют с 15-30 шагов стоя после команды: «один», но не позже «три».
2. Дуэль на месте по желанию: стреляются с 15-30 шагов после команды «стреляйте» как хотят, могут стоять спинами и разворачиваться.
3. Дуэль на месте с последовательными выстрелами: стреляют с 15-30 шагов определив кто первый жребием.
4. Дуэль с приближением: сходятся с 35-45 шагов до барьера (отметки) с расстоянием между барьерами 15-25 шагов, стрелять можно сразу как поступит команда «сближайтесь». Стрелять на ходу нельзя, остановился и выстрелил раньше барьера, стой жди на том же месте, противник может подойти к самому барьеру.
5. Дуэль с приближением и остановкой: те же расстояния, но можно стрелять на ходу, после первого выстрела все замирают как кролики и стреляют с места остановки.
6. Дуэль с приближением по параллельным линиям: идут навстречу друг другу по параллельным линиям, на расстоянии 15 шагов, стрелять сходу нельзя.

Во всех дуэлях имеется ограничение по времени на второй выстрел.

Руководитель дуэли верховодит действом, следит за заряжанием оружия секундантами или специально приглашённой прима-балериной от заряжальщиков, как они расшаркиваются при начале, во время и после, строча доносы в офицерское собрание(!)

Выстрелов дают обычно два, осечка как правило считается за выстрел (даже исправный кремнёвый замок высокого качества изготовления на 100 выстрелов давал 15 осечек).

Можно выпендриться: выстрелить в воздух, это законно только второму, первому нельзя, хотя так делали, если выстрелить в воздух первым и второй так сделает – проиграл первый, а второй может в него стрелять, не попадёт – не накажут.

Нельзя говорить, рыгать, пукать – посчитают недостойным и засчитают проигрыш.

Условия дуэли на саблях одинаковы с условиями дуэли на шпагах. Единственное различие заключается в том, что дуэль данного рода оружия может происходить на прямых или кривых саблях. В первом случае противники могут рубить и колоть, во втором только рубить. (Ремарка: полез искать «прямую саблю», нашёл «прямая сабля кавалериста, пять букв - палаш». Или я что-то не знаю или палаш стал прямой саблей или сабля кривым палашом, но спишем это на шок, поди Дурасов-то разбирался в «прямых саблях» получше нашего).

Вот такие правила, вкратце. Надо только понимать, что как сказано в «Пиратах Карибского моря» - «Пиратский кодекс» не свод законов, а рекомендованные понятия». Тут так же – хотите дуэлировать на двуручниках – никто не запрещает, дело ваше «благородное». Под конец ХХ в. стрелялись на десяти шагах из «морских» Кольтов – осадная артиллерия, в Первую мировую и Гражданскую из Маузеров и Наганов. Рекомендации они на то и рекомендации, чтобы не исполнять, главное найти таких же сумасшедших единомышленников.

Сумасшедшие находились регулярно, поэтому не описанные в кодексе, но приключавшиеся «исключительные» дуэли:

1. На благородном расстоянии: назначение расстояния свыше 15 шагов, вероятность результативного исхода была невелика. Между тем, именно при изначальной удалённости в 20 шагов от своего противника был смертельно ранен Александр Пушкин.
2. Неподвижная дуэль вслепую: противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
3. Приставить пистолет ко лбу: чисто русский вариант, противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
4. Дуло в дуло: чисто русский вариант, условия аналогично предыдущим, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
5. Через платок: поединок со стопроцентно смертельным исходом назначался в исключительных случаях. Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. Заряжен был только один пистолет.
6. Дуэль в могиле: стрелялись на расстоянии не более десяти шагов, почти 100% смертельный исход для обоих.
7. Американская дуэль: самоубийство по жребию. Соперники тем или иным образом бросали жребий, и тот, на кого он выпадал, был обязан в течение какого-то непродолжительного времени покончить с собой. К «американской дуэли» прибегали чаще в тех случаях, когда не было возможности устроить традиционный поединок (из-за юридических запретов, слишком неравного положения соперников, физических ограничений), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Как вариант дуэли «русская рулетка» с одним патроном в барабане, а бывало из барабана вынимали всего один патрон. Называется она ещё гусарская рулетка, также сопрано, хотя есть большие сомнения как в русском происхождении этого явления (первое упоминание в 1937 году в статье «Русская рулетка» в американском журнале «Collier’s Weekly»), так в его широком применении из-за отсутствия документальных источников. Есть ряд нестыковок, в частности в статье описываются русские офицеры в Первую мировую, но число патронов Нагана 7 шт. (сам в шоке, перепроверил, тоже думал, что 6), а там описывается, револьвер с 6 патронами, поэтому возможно «русская рулетка» не такая уж и «русская».

Оружие дуэлей

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом - курковые однозарядные пистолеты. Страшное оружие - однозарядный, снабжённый кремнёвым или капсюльным замком дуэльный пистолет - в руке опытного стрелка оставляло мало шансов противнику. Различия боевого опыта, моральных и физических качеств участников никогда не делали дуэль абсолютно равной. Утверждение, что одинаковые пистолеты давали равные шансы дуэлянтам во время поединка, верно только в сравнении с более древними орудиями выяснения отношений типа шпаги или сабли. В середине XVIII века дуэли на пистолетах становятся наиболее распространёнными, окончательно сложился и внешний облик дуэльного оружия. Прежде всего, следует отметить, что пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались, за исключением цифр «1» и «2» на элементах конструкции. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами. В XVIII и в первой трети XIX века пистолеты снабжались кремнёвым, так называемым «французским батарейным» воспламенительным замком, который изобрёл механик и литератор шевалье де Обиньи. Этот замок был усовершенствован великими английскими оружейниками Джозефом Ментоном, Джеймсом Перде, Чарлзом Ланкастером, Харви Мортимером, Генри Ноком и являлся весьма прогрессивным для своего времени механизмом. Принцип его действия был достаточно прост и во многом напоминал обычную зажигалку. В жёстких губках курка зажимался кусочек специально заточенного и отбитого кремня. Напротив него располагалось стальное огниво, под ним находилась так называемая «полка» с мелким затравочным порохом. При нажиме на спусковой крючок курок с кремнём сильно бил по огниву, полка автоматически откидывалась и на порох сыпался яркий пучок искр. Через специальное затравочное отверстие в казённике ствола огонь попадал внутрь и воспламенял основной заряд. Следовал гулкий, раскатистый выстрел. Однако у кремнёвых пистолетов имелись некоторые недостатки: прежде всего яркая вспышка пороха на полке и облачко дыма мешали точности прицела. Несмотря на изобретение англичанами специального «водонепроницаемого» замка, стреляться в дождливую, сырую погоду было крайне рискованно, ибо влага подмачивала порох на полке и часто приводила к осечке, а осечка по суровым правилам дуэли приравнивалась к выстрелу.

На ударно-кремнёвых замках со временем появился предохранительный взвод курка, или полувзвод: стрелок взводил курок до половины, при этом шептало спускового механизма попадало в глубокий поперечный вырез лодыжки курка, и спусковой крючок блокировался. Для выстрела курок нужно было взвести на боевой взвод, при этом шептало входило во второй, менее глубокий вырез боевого взвода, с которого курок уже мог быть спущен нажатием на спусковой крючок. Это стало необходимо, в том числе, благодаря появлению первых (дульных) патронов, созданных с целью повышения скорострельности военных с дула заряжаемых ружей. При использовании такого патрона его бумажная оболочка использовалась в качестве пыжа над пулей, поэтому порох сначала отсыпали на полку замка, а лишь потом высыпали в ствол. Если бы курок оставался во время досылания пули в ствол на боевом взводе, мог бы произойти случайный выстрел, который неминуемо закончился бы тяжёлой травмой стрелка. До появления дульных патронов порох для безопасности обычно насыпали из пороховницы сначала в ствол, а лишь потом на полку.

Первые предохранительные устройства в их современном виде появились ещё при ударно-кремнёвых, и даже колесцовых замках. На дорогих кремнёвых охотничьих ружьях и винтовках имелся предохранитель в виде расположенного на замочной доске позади курка движка, который в переднем положении фиксировал курок на полувзводе, так, что тот не мог быть не только спущен, но и взведён на боевой взвод. Это обеспечивало полную безопасность при ношении заряженного оружия. У колесцового замка предохранитель обычно имел вид расположенного в задней части замочной доски флажка, который в заднем положении не давал спустить взведённый курок, блокируя шептало. Такой же предохранитель могли иметь и наиболее дорогие варианты фитильных замков.

В начале XIX века скромным шотландским священником из округа Белельвью Александром Джоном Форсайтом был совершён поистине революционный поворот в истории огнестрельного оружия. Он изобрёл принципиально новый воспламени тельный замок, который впоследствии назовут «капсюльным». Смысл новации сводился к тому, что теперь на затравочной полке воспламенялся не порох, а специальный химический состав. Позднее загорающийся от удара состав поместили в медный колпачок-капсюль, надеваемый на стальной стержень - брандтрубу, по которой огонь мгновенно уходил в ствол.

Дуэльная пара помещалась в изящном ящике вместе с принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов - отвёртки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Секунданты противников на глазах друг друга, ревниво следя за всеми тонкостями, отмеривали равное количество пороха, заботливо обертывали свинцовую пулю специальным кожаным пластырем и при помощи шомпола заколачивали в ствол ударами молоточка. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10- 12 г. Чёрного дымного пороха клали 3-8 г. По правилам разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы они были совершенно одинаковые. Все дуэльные пистолеты имели прицельные приспособления. На самых ранних образцах прицел и мушка были неподвижными, как у армейского оружия. Позже появились регулируемые прицелы - мушка по горизонтали, целик - по вертикали, для корректировки линии прицеливания. Иногда спусковой механизм пистолета снабжался особым смягчающим усилие спуска устройством - шнеллером, однако большинство дуэлянтов предпочитало обычный «тугой» спуск. Объясняется это просто - в волнении, не совладав с собственным пальцем, стрелок мог дать непроизвольный, случайный выстрел мимо цели. И без шнеллера пистолет позволял произвести очень точный выстрел.

Известный историк оружия Ю.В. Шокарев в одной из своих статей рассказывает, что «в середине прошлого века экспертная комиссия, изучавшая все обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльного пистолета и мощного армейского ТТ. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. А ведь большинство дуэлей происходило на расстоянии 15 шагов…» Некоторым невольникам чести случалось стреляться и на 6 шагах. Однако следует сказать, что в особых, абсолютно исключительных случаях секунданты противников, не желая смерти друзьям, допускали по взаимному уговору некоторые вольности при заряжании пистолетов. Самым невинным был двойной или даже тройной заряд пороха: пистолет при выстреле сильно подбрасывало и пуля летела мимо цели.
«Криминальным» с точки зрения кодекса чести было простое неопускание пули в ствол, что так хорошо описал М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени».

Пистолеты можно было купить без особого разрешения полиции в любом крупном оружейном магазине или непосредственно у оружейного мастера. Лучшими считались изделия английских оружейников, но… в 1840 году в Англии по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого клятвенно обязались не принимать более участия в дуэлях. Таким образом, под воздействием британской элиты, протестующей против дуэлей, поединки были отвергнуты и все конфликты разрешались в суде.

С этого времени изготовление дуэльных пистолетов в Англии практически прекратилось, а оружейники переключились на создание спортивного, дорожного и охотничьего оружия. Пальма первенства перешла к французским и немецким мастерам. Пистолеты покупали во всех европейских столицах и даже выписывали по почте. Надо ли говорить, что дуэльные гарнитуры всегда отличались особо тщательной выделкой. Эти совершенные механизмы убийства украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из выдержанного комля итальянского ореха, чёрного дерева или карельской берёзы. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в чёрный, коричневый или голубой цвета. Рукояти пистолетов покрывались красивыми желобками - каннелюрами. В декоре часто использовали арабески и гротеск - стилизованные орнаменты из цветов и растений, причудливые изображения полулюдей-полуживотных, загадочных масок, ликов сатиров, мифических чудовищ и листьев аканта. Дуэльные пистолеты стоили дорого, но кто бы посмел торговаться, приобретая орудие чести.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы, например «морской» Кольт. Дуэль на винтовках и ружьях была популярна в Америке и Мексике, «американская» дуэль состояла в том, чтобы вдвоём или группой войти в дом, в лесок, ущелье, найти там противника и посмотреть что получится. Это уже совершенно дикий вид дуэли, скорее не дворянской, а простолюдинов.

Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг. Шпага появилась, как многие виды меча в Испании в 1460-х годах. Постепенно меч облегчался и превратился в шпагу, бывшей поначалу всего лишь лёгким мечом с несколько усложнённым эфесом, позволяющим не носить латную перчатку. Шпагой изначально рубили, лишь со временем она стала преимущественно колющим оружием.

То, что можно назвать боевой шпагой является рейтарским мечом, распространённым у бронированных всадников-рейтар (от нем. Schwarze Reiter - «чёрные всадники»), они предпочитали не врубаться после стрельбы в строй пехоты как кирасиры, а планомерно расстреливать пехотуру из пистолетов. Вспомогательным оружием у них был меч, так как большинство рейтар были из Южной Германии, знаменитые на всю Европу легендарные наёмники дали имя и своему мечу. Рейтарский меч (нем. Reitschwert («меч всадника») – колюще-рубящее оружие с прямым клинком, общая длина – 1000-1100 мм, длина клинка – 850-950 мм, ширина клинка – от 30 до 45 мм, ширина крестовины – 200-250 мм, вес от 1100 г. до 1500 г., встречаются ранние образцы весом до 1700 г. Был наиболее популярен в кавалерии XVI века, в основном им пользовались как мечем, причём более рубящим, чем колющим.

Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах, где они вынуждены от незнания режиссёров размахивать ей и колоть как более поздними образцами. На самом деле фехтование такой рапирой было довольно бедным, колющий выпад, несколько простых защит, скорее уклонений, клинками звенели редко и пара основных рубящих ударов, например «мужицкий», когда шпагой ухваченной двумя руками наносили удар со всей дури. Примерно этому учили мушкетёров, чьи фехтовальные навыки были крайне бедными, во времена д’Артаньяна фехтовать считалось зазорно, ты должен был выиграть за счёт силы, рубя, иное считалось непорядочным. Стреляли мушкетёры плохо (фитильный мушкет они не носили, предпочитая за свои деньги покупать ружья), фехтовали ещё хуже, но порой только со шпагами врывались на бастионы, внушая заслуженный ужас, впрочем, как и гвардейцы кардинала, ничем им не уступавшие. А в основном мушкетёры занимались разгоном крестьянских восстаний и политическими арестами, для чего им рапиры вполне хватало. Вышла из употребления в XVII веке, применялась часто в паре с кулачными щитами, затем дагами (кинжалами).

Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d"Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии почти вытеснил другие типы шпаг. Это как раз знакомые нам по более поздним временам шпаги, которыми обладали офицеры, иногда солдаты, разумеется дворяне, согласно статусу, она позже полагалась студентам университетов или их выпускникам, была отличием статуса гражданских чиновников и постепенно выродилась в церемониальное оружие, используемое до сих пор и спортивные шпаги и рапиры.

Сабля в её привычном понимании появилась в VII веке у тюркских народов как результат модификации палаша, первые сабли найдены в куруке у с. Вознесенки (ныне г. Запорожье). Сабля (венг. szablya от венг. szabni - «резать») рубяще-режуще-колющее клинковое холодное оружие со средней длиной изогнутого односторонней заточки клинка 80-110 см, с массой 0.8-2.6 кг. Сабля появилась, как идея уменьшить вес клинка при тех же рубящих способностях, за счёт уменьшения площади контакта и в целом с задачей справляется. Как бонус при небольшом изгибе появилась возможность наносить резаную рану, что значительно увеличивает шансы к быстрому выведению противника из строя за счёт большой кровопотери.

В странах Центральной и Западной Европе сабли не распространены до второй половины XVI века, признание они получили в XVIII-XIX веках, а в основном использовались мечи и шпаги. В XVII-XVIII веках под восточноевропейским влиянием сабли распространяются по Европе и являются кавалерийским оружием, ими вооружают гусаров, драгун и конных гренадёров. Они происходили от сабель польско-венгерского типа. Во время Египетского похода французы ввели моду на сабли мамлюкского типа, а казаки, щеголявшие с таким популярным оружием в Париже только усилили её. Сабли стали применяться повсеместно в европейских армиях, независимо от родов войск, вплоть до авиации. В качестве церемониального оружия сабли и палаши (или драгунские шашки) во многих странах применяются до сих пор.

Оружие и дуэльный кодекс

То был приятный, благородный,

Короткий вызов, иль картель:

Учтиво, с ясностью холодной

Звал друга Ленский на дуэль.

(А.С.Пушкин)

Дуэльное оружие , каким оно было? До XIX, дуэльного, века и на поединках, и в войнах тысячелетиями использовали холодное оружие. Обучение фехтованию было весьма популярно в Древней Индии и Древнем Китае, а в средние века любой свободный человек в Европе имел право носить оружие.

Когда начали использовать дуэльное оружие?

Пиратская дуэль. Рисунок Говарда Пайла.

Когда, после изобретения пороха, рыцарские доспехи стали толще и крепче, начали уменьшать тяжесть меча: он становился уже. Снова, как и в Древнем Риме, появилась шпага. Итальянская шпага так и осталась тонким и узким мечом для укола. Но такой клинок легко гнулся и ломался. И его стали делать трехгранным: раны, наносимые им, были очень тяжелы.

С конца XV в. шпага прочно входит в вооружение рыцарей Западной Европы, а фехтование становится искусством. Появляются и книги-пособия для желающих овладеть этим мастерством. Первое руководство по фехтованию было издано в 1474 году Жаком Понсем и Петром Торресом.

Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм. Они были небольшого размера и назывались брокели . При этом сами щиты снабжали металлическими шипами наподобие кинжалов. Они были разной длины, и ими можно было и рубить, и колоть. Сама шпага конца XV-XVII веков тоже могла и рубить, и колоть. В XVI в. от щита постепенно отказываются, заменив его дагой (разновидность кинжала). В Испании для действия левой рукой стали применять плащ (откуда и выражение «рыцари плаща и шпаги»). Его либо наматывали на руку и отбивали им удары как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.

После изобретения французами правил дуэли она стала формой досуга, и дуэльная лихорадка во многих странах Европы обернулась эпидемией. Во Франции при Генрихе III (1519-1559) и Генрихе IV (1553-1610) дуэльный азарт отправил на тот свет больше дворян, чем десятилетняя гражданская война. Правила предусматривали и поединки между секундантами: дуэли перерастали в настоящие бои. Короли грозили тюрьмой и смертной казнью - ничего не помогало. Победителем считался тот, кто умирал последним.

Необычная популярность фехтования требовала и большого количества учителей. Многочисленные преподаватели фехтования, а также профессиональные убийцы и дуэлянты объединялись в союзы. Первой такой корпорацией был «Фехтовальный союз святого Марка» (1478 г. Франкфурт). В Испании возникло «Фехтовальное братство » или «Браво » - каста дуэлянтов и наемных убийц.

На дуэлях дрались также кавалерийскими и пехотными шпагами и саблями. Такой поединок, как правило, заканчивался смертью одного из противников, поскольку ранения, наносимые таким оружием, были очень тяжелыми.

Когда же появились первые фехтовальные школы на Руси?

В сочиненной по велению Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717 год) среди прочих наставлений есть и такое: «Младый шляхтич, или дворянин, ежели в обучении своем совершенен, а наипаче в языках, конной езде, танцевании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть». А научиться шпажной битве дворянин уже мог. В 1701 г. была основана школа математических и навигационных наук, в программе которой с 1702 года предмет «рапирная наука » стал обязательным (он практиковался в учебных заведениях вплоть до первой мировой войны). Преподавали фехтование и в открытой в 1719 г. Морской академии наук в Санкт-Петербурге, а со второй половины XVIII в. фехтование вводится и в некоторых военных учебных заведениях. Ну и женщины тоже не уступали мужчинам в этом искусстве.

Дуэль Мастальо. Деталь почтовой открытки. 1905 г

Пистолетные дуэли

По мере совершенствования огнестрельного оружия споры начинают разрешаться при его помощи. Применение пистолетов снимало главную проблему всех дуэлей – разницу в возрасте. Уравнивали они и шансы дуэлянтов разной физической подготовки. Что же касается стрелкового мастерства, то трудной найти военного человека не могущего попасть в цель с расстояния в 10 шагов (семь метров). Со второй половины XVIII века пистолетные дуэли становятся преобладающими, тем более, что общественное мнение всегда было на стороне дуэлянтов. К концу этого столетия окончательно сформировался облик дуэльных пистолетов. Прежде всего следует отметить, что дуэльные пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Обычно дуэлянты не получали знакомого им оружия, не разрешалось даже пробовать качество спуска у выданного пистолета.

Исключение составляла дуэль по причине очень тяжелого оскорбления, но тогда второму участнику тоже разрешалось взять свое оружие. Во время дуэли Пушкина с Дантесом оба участника пользовались чужим оружием. Пушкин стрелял из пистолетов, взятых для него Данзасом напрокат. К сожалению, они не сохранились. Дантесу были даны пистолеты его секундантом д’Аршиаком, который одолжил их у своего друга барона Эрнеста де Баранта. В настоящее время эта пара пистолетов хранится в музее небольшого французского городка Амбуаза. Сделаны они были дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом, который не числится среди известных мастеров.

По правилам дуэли, разрешалось применять, как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы у стреляющих они были одинаковые. Спусковой механизм пистолета мог иметь смягчающее устройство – шнеллер, ведь это изобретение существовало со времен арбалетов. Однако, как ни странно, многие дуэлянты предпочитали пистолеты с грубым спуском. Объясняется это очень просто: в волнении дуэлянт незнакомый с чувствительным шнеллером, мог произвести случайный выстрел до того, как хорошо прицелится. Эргономика пистолета, плавных ход деталей замка позволяли произвести весь точный выстрел. Известно, к примеру, что Пушкин попадал в карточного туза на расстоянии 10 шагов. Количество пороха и масса пули были достаточны, чтобы обеспечить убойную силу. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10-12 гр. Пороха могли класть до 3,8 гр.

В 60-х годах уже нашего столетия экспертная комиссия, изучавшая обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльных пистолетов. Оказалось, что их пробивная способность лишь немногим уступает пистолету ТТ, пуля которого пробивает насквозь 8 сосновых досок на расстоянии 25 метров. При столь высоких боевых свойствах дуэльных пистолетов и малом расстоянии между дуэлянтами остается только удивляться, почему они не перестреляли друг друга. Объяснения этому можно найти в особенностях выстрела из кремневого пистолета. После вспышки пороха на полке должно пройти около секунды, прежде чем воспламенится заряд в стволе и последует выстрел. Чисто психологически удержать в нужном направлении пистолет после поджога затравочного заряда крайне сложно, рука невольно сдвигается. Кроме того, облако дыма с полки заслоняет цель и лезет в глаза. В каждой стране были свои знаменитые мастера по изготовлению дуэльного оружия. В Англии это Джозеф Ментон и семейство Мортимеров, в Германии род Кюхенрейторов из Регенсбурга, работавших в пистолетном деле почти два столетия, во Франции – Николя Бутэ и Анри Ле Паж. Последний настолько был знаменит в России, что его пистолеты считались синонимом дуэльного оружия. Как известно, в «Евгении Онегине» описывается дуэль на кремневых пистолетах, а сам Пушкин стрелялся уже на капсюльных.

Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Для сравнения: с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы); с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 - по решению судов чести, 47 - с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем - 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских. Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 - легким ранением и 73 - бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 - легким ранением и 131 - бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков- 10-11% от общего числа. Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 - на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 - по две, в 12 - по три, в одной - по четыре и в одной - по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до… трех лет(!), но чаще всего - от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести).

Виды пистолетных дуэлей

Признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей. Три из них были главными: дуэль с неподвижными стрелками, дуэль с «барьерами» и дуэль на параллельных линиях. Кроме того, существовали поединки с разными условиями, к которым относились стрельба на укороченной дистанции, дуэль на одном пистолете, поединки на ружьях, карабинах, револьверах и, наконец американская дуэль. Дуэль не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием. При простом оскорблении обиженный выбирал оружие, при позорном – оружие и вид дуэли, при последнем – оружие, вид дуэли и расстояние.

На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять запонки и застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов на предохранительном взводе. Дуэль начиналась по команде старшего секунданта со слов «Взводите» или «Стреляйтесь», произносимых беспристрастным голосом. Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием либо тяжестью обиды. И первый, и второй выстрел должны были последовать друг за другом не более, чем через минуту, кто проволынит – теряет право на выстрел, но промежутки могли быть короче по договоренности.

Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой стрелки стояли спинами друг к другу, а после команды поворачивались, взводили курки и стреляли в установленном порядке. При этих дуэлях расстояние составляло от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. К примеру, в 1802 году дуэль между князем Щербатовым и Йозефом фон Саксонским состоялась на 8 шагах. Русский князь стрелял первым и поразил в грудь своего соперника.

Интересной выглядела так называемая дуэль с «барьерами» . Дистанция вначале равнялась 35-40 шагам. Перед обоими противниками на расстоянии 10 шагов от каждого рисовалась черта, обозначаемая тростью или белым флажком. В итоге окончательное расстояние оказывалось 15-20 шагов. По команде «Вперед» противники взводили курки и шли на встречу друг другу, держа оружие дулом вверх. Скорость движения произвольная, возможны остановки без выстрела. Начать огонь мог любой дуэлянт с любого расстояния, но если один из них дошел до барьера, второй остановился, то никто не мог принудить его двигаться дальше. Первый выстреливший обязан ждать ответного выстрела в течение минуты, при этом его соперник может подойти к барьеру вплотную. Раненому на выстрел отводилось две минуты.

Похожей была дуэль на параллельных линиях . Противники двигались каждый по своей черте, расстояние между которыми составляло 15 шагов. Перед началом дуэли они были отдалены друг от друга на 25-30 шагов. В процессе перемещения дистанция сокращалась до минимума, но каждый оставался на своей линии. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже.

Совершенно особняком стояла американская дуэль. Иногда «Американской» называлась не дуэль, а вытягивание жребия, после чего вынувший черный шар был обязан застрелиться в течение года. Настоящая американская дуэль представляла собой скорее охоту, когда соперники отправлялись в лес на несколько дней и отслеживали там друг друга, используя всякие хитрости, вроде ложных костров, чучел и засад. Порой американская дуэль выглядела, как обычный поединок с револьвером или ножом, но проводилась без секундантов на глазах у зрителей. Этакий демократический без условностей вид «соревнований».

Самой острой являлась дуэль без свидетелей в запертом помещении , как она описана у Майн Рида в романе «Всадник без головы». Однако наиболее изощренной формой дуэли была дуэль под названием «ку-ку». Этот поединок проводился в полностью затемненной комнате, со снятой обувью. Один из противников кричал «ку-ку», а другой стрелял на звук. Тот, кто крикнул, был обязан оставаться на месте. После чего роли менялись, пока один не был убит ли ранен.

Спортивные дуэли на шпагах и саблях ушли в прошлое, но страсть к дуэлям в мужских сердцах неистребима. Сколько придумано видов дуэли! Например, во время войны за независимость Америки генерал Исаак Путнам получил вызов, но от дуэли на шпагах отказался. Он предложил поставить на бочку с порохом стеариновую свечку и сесть рядом, кто первым поспешит удрать - трус. Генерал уселся у бочки и начал дымить сигарой, но в это время явился секундант противника и с извинением сообщил, что тот отказывается от поединка.

Другой американский генерал во время военных действий в 1808 году предложил сопернику гулять вместе по городской стене осажденного города на глазах противника. Кого убьют - тот и проиграл. Убили обоих. Снова Америка, но уже конца XIX века. Некто майор Брайт пришел на дуэль не со шпагой или пистолетом, а с тарелкой, на которой лежали два зеленых яблока, одно из которых он предложил противнику - в то время в тех местах была эпидемия холеры. Противник поспешил отказаться…

Дуэльный кодекс

Дуэль может и должна происходить только между равными.

Основной принцип и назначение дуэли — решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.

При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

Между разночинцами дуэли возможны, но являются аномалией, не отвечая своему назначению.

Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство и честь. Оно может быть нанесено на словах, письменно и действием.

По степени тяжести оскорбления бывают трех степеней оскорбление простое или первой степени, оскорбление тяжкое или второй степени, оскорбление действием или третьей степени…

Оскорбления первой степени: оскорбления, направленные против самолюбия, не затрагивающие честь, нарушение вежливости, несоблюдение известных обязанностей относительно лица, исполнение которых последнее вправе ожидать.

Оскорбления второй степени: оскорбления, направленные против чести или достоинства лица, диффамация, оскорбительные жесты, не переходящие в область оскорбления действием.

Диффамация есть вменение известному лицу такого поступка, который не допускается правилами чести или не согласуется с достоинством данного лица.

Угроза нанести оскорбление действием – также составляет оскорбление второй степени.

Оскорбления действием или третьей степени есть реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

При оскорблении действием прикосновение равносильно удару. Степень тяжести оскорбления не зависит от силы удара. Нанесение ранения равняется оскорблению действием.

Если в ответ на оскорбление действием оскорбленный нанесет также оскорбителю оскорбительное действие, то это отнюдь не может считаться удовлетворением, и оскорбленным остается получивший первым оскорбление.

Обстоятельства, изменяющие степень тяжести оскорбления, зависят: от личности оскорбленного, от личности оскорбителя, от способа нанесения оскорбления. Тяжесть оскорбления, нанесенного женщине, повышается на одну степень.

При неверности жены муж считается оскорбленным.

Все оскорбления, нанесенные имени рода, суть оскорбления второй степени.

Все оскорбления, нанесенные женщиной, считаются оскорблениями первой степени.

Оскорбления могут быть нанесены умышленно или неумышленно. В последнем случае при извинениях инцидент должен считаться исчерпанным.

Оскорбленный имеет право выбора для дуэли рода оружия: шпаг, пистолетов или сабель.

При оскорблении действием оскорбленный имеет право выбора оружия, рода дуэли, расстояния и пользования собственным оружием, причем остальные условия дуэли решаются секундантами, или по взаимному соглашению, или по жребию.

Оскорбления имеют личный характер и отмщаются лично.

Неумение пользоваться оружием ни в коем случае не может служить поводом для замены или для отказа от дуэли.

Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну ступень.

Нравственное и честное поведение женщины является необходимым условием для допустимости дуэли.

Если в момент нанесения оскорбления женщина будет без сопровождающего лица, то права требования удовлетворения за нанесенное оскорбление принадлежит любому из присутствующих посторонних лиц.

Ответственность за нанесение оскорбления женщиной падает на ее ближайшего дееспособного родственника до троюродных степеней родства включительно, наличность которого освобождает всех остальных от ответственности.

Все оскорбления, нанесенные женщиной, включая оскорбление действием, считаются оскорблениями первой степени.

За одно оскорбление должно и может быть только одно удовлетворение.

Секунданты

Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения.

Секундант должен обладать следующими обязательными качествами:

  1. честностью,
  2. беспристрастием,
  3. отсутствием личных выгод в исходе данного дела,
  4. физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения.

Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.

При оскорблении действием извинения не допускаются.

Действительны только извинения, сделанные в присутствии всех секундантов.

Извинения на месте поединка не допускаются.

Виды дуэлей

Дуэль не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием.

При простом оскорблении обиженный выбирал оружие.

При позорном – оружие и вид дуэли.

При последнем – оружие, вид дуэли и расстояние.

На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»