Еврейский танк на дорогах россии. Стальной кулак израиля Название израильского танка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

На протяжении всей недолгой истории независимости Израиль был вынужден воевать, отстаивая свои границы и защищаясь от атак террористов . Чтобы выстоять израильтянам пришлось уделять большое внимание развитию вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Сегодня армия Израиля (ЦАХАЛ) является одной из самых передовых и боеспособных вооруженных сил в мире, не менее продвинутым считается и ВПК страны. В 2010 году Израиль экспортировал продукции военного назначения на сумму 7,2 млрд долларов, выйдя на четвертое место в мире. Лучшие показатели имели только США, Россия и Германия.

В этом нет ничего удивительного: практически все израильские военные разработки проходят обкатку в реальных боевых условиях. Военное руководство страны большое внимание уделяет развитию бронетанковых войск и созданию новых, все более совершенных образцов бронетехники.

Уже несколько десятилетий основным танком ЦАХАЛа является «Меркава», его приняли на вооружение в конце 70-х годов прошлого столетия. С иврита «меркава» переводится как «боевая колесница», но значение этого слова несколько глубже. Оно встречается в ветхозаветных текстах и обозначает колесницу Бога и одновременно его трон, запряженную фантастическими животными.

Авторитетное американское аналитическое агентство Forecast International каждый год выпускает рейтинг лучших танков мира. В последние годы «Меркава» практически всегда занимает в нем лидирующую позицию, опережая немецкий «Леопард» и российский Т-90 . По своей компоновке и некоторым характеристикам «Меркава» - это действительно уникальная боевая машина, которая не имеет аналогов среди современных боевых танков .

Особенностью «Меркавы» является ее разработка под специфичный театр военных действий и ее «заточенность» под тактические приемы, которые чаще всего используют танкисты ЦАХАЛа. С 1979 года были созданы четыре модификации «Меркавы»: Mk.1, Mk.2, Mk.3 и Mk.4. В настоящее время ведутся работы над созданием следующей модификации танка, но, скорее всего, «Меркава-5» будет боевой машиной нового поколения, непохожей на своих предшественников.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых. Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» - один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Описание конструкции

Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.

Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.

Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.

Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.

В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.

Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.

В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.

«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.

Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия - CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.

Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.

Модификации танка

«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.

Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.

Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.

Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.

«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3».
Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.

«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.

Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.

Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».

На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.

После Ливанской войны 2006 года на «Меркаву Mk.4» был установлен комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи». Боевые машины, оснащенные КАЗ, получили обозначение «Меркава Mk.4M». «Трофи» предназначен для борьбы с противотанковыми ракетами (ПТУР) и реактивными гранатами. Система состоит из 4 РЛС, они обнаруживают боеприпас, подлетающий к машине, и дают команду уничтожить его.

КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.

Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).

Оценка боевой машины и ее будущее

ОБС «Меркава» - это, без сомнения, один из лучших танков современности. Он имеет определенные недостатки, вызванные, в первую очередь, его нестандартной компоновкой. Из-за расположения двигателя в передней части машины нос танка сильно перетяжелен, что создает при стрельбе сильные продольные колебания корпуса и снижает точность. Тепло от двигателя сбивают работу прицельных приспособлений.

Нынешняя масса танка достигла 70 тонн, что говорит о невозможности дальнейшего наращивания брони. Массовое внедрение на танках СУО изменило статистику попаданий, теперь их больше приходится на корпус. У «Меркавы» он защищен меньше, чем башня.

Однако общая защищенность «Меркавы», удобство работы экипажа, высокая огневая мощь перевешивает вышеуказанные недостатки. При поражении израильского танка его экипаж просто превращается в пехоту, а любое серьезное поражение советских танков (российских, украинских) практически гарантировано приводит к гибели танкистов.

Технические характеристики

Экипаж 4 человека
Масса с боекомплектом 65 тонн
Длина танка 7 м 45 см
Длина с пушкой 9 м 40 см
Клиренс 53 см
Ширина по гусеницам 3 м 72 см
Высота по люк башни 2 м 70 см
ХАРАКТЕРИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Мощь двигателя, 12-цилиндровый четырёхтактный дизель водяного охлаждения с турбонатдувом 1500 л. с.
Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость 1400 литров 500 км
Скорость по трассе 65 км/ч
Скорость по пашне 50 км/ ч
Преграда угол подъема 30 градусов
Преграда барьер 1 м
Преграда ров 3 м
Преграда брод 1 м 38 см
БОЕВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Тип пушки; калибр Гладкоствольная калибра 120 мм
Боекомплект пушки 10 снарядов в автомате + 36 снарядов + 14 экстренно
Спаренный с пушкой пулемет FN MAG 7,62 мм
Зенитный пулемет 7,62 мм
Миномет 60 мм
ЗАЩИТА И ОБОРОНА
Броня стальная литая комбинированная, активная, динамическая защита.

Видео о танке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только , но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.


Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

«Меркава» (Израиль) Т-90 (Россия) «Абрамс» (США) «Леопард 2» (Германия)
Вес, т 70 46,5 54,4…63,1 50,5…63
Толщина брони, мм 800 750 750-950 лобовая 700
Орудие 120-мм MG253 125-мм 2А46М-5 120-мм М256 Rheinmetall Rh-120 мм
Скорость, км/ч 60 65-70 66-72 68-72
Запас хода, км 500 550…650 440…480 500…550
Количество единиц, шт 1970 Более 2000 Более 10000 3264

Как видно из таблицы, Меркава обладает невысокими ходовыми характеристиками, но сила ее в другом.


Расположение силовой установки серьезно повышает бронированность и безопасность экипажа на случай попадания средств ПТО противника. Не учитываются также развитие систем активной и динамической брони танков. Важен и момент боевого использования машин. Опыта экипажам израильских танков не занимать, чего нельзя сказать о, к примеру, немецких танкистах.

Боевая служба танков «Меркава»

Боевое крещение первенцы Таля получили в Ливанской войне 1982 года. Тогда, правда, новым разработкам не получилось померятся силами с советскими Т-72, стоявшими на вооружении сирийской армии. Возможно, оно и к лучшему, так как на первых машинах было огромное количество недочетов, связанных с ходовой частью и двигателями.

Вызывали вопросы и бронирование, и огневая мощь.

Это послужило причиной доработки и введения в строй последующих модификаций машины. Насчет этой войны имеется множество легенд, каждая сторона говорит о сотнях уничтоженных танков противника, поэтому верить всему просто нельзя.


С тех пор танки появляются всякий раз, когда государству Израиль грозит война. Широкое применение танки получили во время второй ливанской войны. Тогда израильские машины получили значительные повреждения, однако задумка Таля оказалась верна. Основная масса членов экипажей выжила и смогла продолжить службу.

Споры вызывает боевая эффективность машин в ходе столкновения с палестинцами. Официально потери в этой войне сводятся к легким повреждениям. Однако палестинцы утверждают, что данные ЦАХАЛА серьезно занижаются для создания ореола непобедимость «Меркавы».

Заключение

Среди современной бронетехники израильский танк «Меркава» выглядит одним из лучших образцов. Это неоднократно отмечалось многочисленными военными обозрениями и специалистами.

Важно помнить, что танк был разработан для выполнения конкретных целей и задач в конкретной местности.

Каким бы замечательным не был танк в Палестине, боевое применение его в условной Калужской области или где-нибудь на Одере вызовет множество вопросов и проблем. У танка есть неоспоримые преимущества, но и недостатков у него достаточно. Красноречиво говорит факт отсутствия этой модели на международном оружейном рынке.

Стальной кулак Израиля
Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах. Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск


Израильские танки Меркава Мк1 ведут бой в городе. Бейрут.1982г.


Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2003-2009
2003-2009 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора - запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр ШУЛЬМАН
Стальной кулак Израиля

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск: израильские генералы-танкисты Исраэль Таль и Моше Пелед представлены в зале Великих Танковых Полководцев в Центре танковых войск США им.генерала Паттона, вместе с германским фельдмаршалом Эрвином Роммелем и американским генералом Джорджем Паттоном.



Эмблема бронетанковых войск Израиля (Хейль а-Ширьон) Создание танковых войск

Израильские танковые войска, главная ударная сила сухопутных войск ЦАХАЛа, родились в боях Войны за независимость. В феврале 1948 года была создана Бронетанковая Служба под командованием Ицхака Саде, однако самих танков еще не было - основные производители танков - США, Великобритания и Франция, ввели запрет на продажу вооружений еврейскому государству.

Уже в ходе боев Войны за Независимость удалось приобрести 10 танков Гочкис Н-39, которые вместе с похищенными у британцев танком Шерман М4 и двумя танками Кромвель поступили на вооружение первого танкового подразделения - 82-го танкового батальона. Командиром батальона был бывший майор Войска Польского Феликс Беатус, прошедший от Сталинграда до Берлина. В составе экипажей батальона были танкисты — еврейские добровольцы из разных стран мира, сражавшиеся против нацистов в рядах британской армии и Войска Польского.



Израильский танк Шерман М4. Война за Независимость. 1948г.

Среди них было и несколько бывших офицеров-танкистов Красной Армии. Их называли "смертниками" - они дезертировали из советских оккупационных войск в Германии и разными путями добрались до Эрец Исраэль. В СССР они были заочно приговорены к смерти за "измену Родине". Они прошли через смертельные опасности, чтобы сражаться за еврейское государство.

Уже к середине 1948 года были сформированы 7-я и 8-я танковые бригады, принявшие участие в боях с арабскими агрессорами.



Израильский генерал-танкист Моше Пелед. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в

В те годы начала формироваться доктрина танковой войны, принятая на вооружение ЦАХАЛом. Она основывается на следующих принципах:
Первый — «Тотальность танка». Это означает, что танковые соединения, за счет мобильности, брони и огневой мощи способны самостоятельно решать основные задачи сухопутной войны.
Второй — «Бронекулак» как основной танковый маневр», заключающийся в вводе в прорыв крупных танковых сил, способных вести наступление на большой скорости, уничтожая на своем пути силы противника.
Основным боевым соединением израильских бронетанковых войск является танковая бригада. В ходе боевых действий из танковых бригад формируются танковые дивизии и корпуса.



Израильский генерал-танкист Исраэль Таль. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

Анализ танковых сражений показал высокий процент потерь среди танковых командиров. Это связано с требованиями своеобразного кодекса командирской чести, принятого в израильской армии:
«За мной!» — основная команда в ЦАХАЛе, командир обязан личным примером вести за собой подчиненных.
В бой танки идут с открытыми люками - командир, стоя в башне танка с откинутым люком, управляет действиями экипажа. Это заметно расширяет обзор и позволяет вести бой с "открытыми глазами", однако командир становится первоочередной целью для огня противника.

Становление танковых войск

Первая проверка боем этой доктрины прошла в ходе операции Кадеш 1956 года. За три дня 7-я и 27-я танковые бригады, взаимодействуя с пехотными и парашютно-десантными частями, взломали оборону противника и, пройдя Синайскую пустыню, вышли к Суэцкому каналу. В ходе боев было уничтожено или захвачено до 600 единиц вражеской бронетехники, израильские потери составили 30 танков и БТР.



Израильские танки AMX-13. Операция Кадеш.1956г.

Танковый парк ЦАХАЛа начал пополняться современной боевой техникой. В ходе боев хорошо показали себя закупленные во Франции танки AMX-13 - первые современные танки, поступившие на вооружение ЦАХАЛа. Всего на вооружение ЦАХАЛа тогда поступило около 200 таких танков.
В начале 60-ых годов на вооружение ЦАХАЛа поступили сотни танков Супер-Шерман М-50 и М-51.



Израильские танки Супер-Шерман

В начале 1960-х годах США, наконец, согласились продать танки М48, получившие в Израиле название Магах Однако американцы попытались скрыть эту сделку от своих арабских друзей. Поэтому сделка была заключена между Германией и США, а Израиль фомально закупал эти танки у Германии. Всего в рамках этой сделки на вооружение ЦАХАЛа поступили боле 200 танков М48.



Израильские танки Магах М48.

Примерно в то же время на вооружение бронетанковых войск поступили несколько сотен британских танков Центурион, получивших в Израиле название Шот (в переводе с иврита - "кнут")



Израильский танк Шот Центурион.

С этим обновленным танковым парком Израилю предстояло вести ожесточенные танковые сражения в
Шестидневной Войне 1967г. и Войне Йом Кипур 1973г.

В 1964 году главкомом танковых войск стал генерал Исраэль Таль. Этот опытнейший танкист, основываясь на боевом опыте, развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. В их числе - ведение снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции - до 5-6 километров и даже на 10-11 километров. Это сразу дало заметные преимущества в бою.

Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе "Битвы за воду" в 1964-1966гг. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан, и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог.
Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.

С этой целью израильское командование укомплектовало подразделения танков Шерман и Центурион подготовленными экипажами, причем место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, а заряжающего - командир 7-ой танковой бригады полковник Шломо Лахат

В качестве приманки израильтяне пустили на нейтральную полосу трактор. Сирийцы немедленно купились на уловку и открыли огонь. Цели немедленно были засечены. Снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все выбранные цели на расстоянии до 6 километров, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии в 11 километров.

Такие танковые огневые удары осуществлялись многократно на протяжении года. Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.

Шестидневная война. 1967 год
Шестидневная война 1967 года стала подлинным триумфом израильских танковых войск. Впервые израильские танковые соединения действовали одновременно на трех фронтах. Им противостояли многократно превосходящие силы пяти арабских государств, но и это не спасло арабов от тотального разгрома.


Шестидневная Война 1967г. Израильские танкисты

На южном фронте удар был нанесен силами трех танковых дивизий генералов Таля, Шарона и Иоффе. В наступательной операции, получившей название «Марш через Синай», израильские танковые соединения, взаимодействуя с авиацией, мотопехотой и парашютистами, совершили молниеносный прорыв обороны противника и двинулись через пустыню, уничтожая окруженные группировки арабов. На северном фронте по труднопроходимым горным тропам наступала 36-я танковая дивизия генерала Пеледа, которая через трое суток ожесточенных боев вышла в предместья Дамаска. На восточном фронте израильские войска выбили иорданские части из Иерусалима и освободили древние еврейские святыни от чужеземных захватчиков.


В ходе боев было уничтожено более 1200 танков противника, захвачены тысячи единиц бронетехники, в основном русского производства. Трофейные русские танки Т-54/55 прошли капитальную модернизацию на израильских танковых заводах и поступили на вооружение танковых войск под названием «Тиран-4/5».



Трофейная русская бронетехника, захваченная в Шестидневной Войне, на параде в Иерусалиме.

9 сентября 1969 года бронегруппа в составе 6 трофейных русских танков Т-55 и трёх бронетранспортеров БТР-50, захваченных в Шестидневной Войне, была скрытно переправлена на десантных судах на египетский берег Суэцкого канала. Основной целью было уничтожение русской системы ПВО, препятствовавшей действиям израильской авиации. В ходе этой блестяще задуманной и исполненной операции, получившей название Равив, израильские танкисты в течении 9 часов огненным валом прошлись по тылам врага, безжалостно уничтожая РЛС, позиции ракетных войск и артиллерии, штабы, склады и армейские базы. Успешно завершив рейд без потерь, израильская бронегруппа благополучно вернулась на десантных кораблях на свою базу.

Война Йом Кипур. 1973г.

Самым тяжелым испытанием для Израиля стала война Судного дня, начавшаяся 6 октября 1973 года, в день одного из самых главных еврейских праздников, когда большинство военнослужащих находились в отпусках. Израиль был внезапно атакован на всех фронтах многократно превосходящим силам агрессоров, включавшими армии Египта, Сирии Ирака, Марокко, Иордании, Ливии, Алжира, Ливана, Судана, тысячи русских "военных советников", кубинских и северокорейских "добровольцев". На просторах от Синая до Голанских высот развернулось одно из крупнейших танковых сражений в мировой военной истории — с обеих сторон в нем приняли участие до шести тысяч танков.

Особенно опасная ситуация сложилась на Голанских высотах — там всего 200 танков 7-й и 188-й танковых бригад противостояли на участке протяженностью 40 километров почти 1400 танкам сирийцев. Израильские танкисты стояли насмерть, демонстрируя массовый героизм.

Имена героев-танкистов, остановивших врага, вошли в историю Израиля. Среди них командир взвода лейтенант Цви Грингольд, командир роты капитан Меир Замир по прозвищу «Тигр», командир батальона подполковник Кахалани.


Лейтенант (на фотографии уже капитан) Цви Грингольд - танкист, совершивший беспримерный подвиг: в ходе боя, продолжавшегося около суток, он уничтожил до 60 русских танков

Танкисты дрались до последнего снаряда, из уцелевших в бою танкистов, только что покинувших горящие танки, тут же формировались новые экипажи, которые вновь шли в бой на отремонтированных боевых машинах. Лейтенант Грингольд трижды шел в бой на новых машинах. Будучи контужен и ранен, он не оставил поле боя и уничтожил до 60 русских танков. Израильские танкисты выстояли и победили, подоспевшая 210-я танковая дивизия под командованием генерала Дана Ланера завершила разгром врага.



Израильские танки Центурион. Война Йом Кипур 1973г. Синайская пустыня

Израильский танк Центурион.Война Йом Кипур 1973г. Голанские высоты

В ходе боев был разгромлен и иракский танковый корпус, брошенный на помощь сирийцам. Израильские войска перешли в контрнаступление и 14 октября были уже в пригородах Дамаска.


Уничтоженная и захваченная русская бронетехника - танки Т-62. Октябрь 1973г. Голанские высоты

Не менее ожесточенное танковое сражение шло в песках Синая, где арабам вначале удалось потеснить части 252-й танковой дивизии генерала Мендлера. Генерал Мендлер погиб в бою, но остановил дальнейшее продвижение врага. 7 октября в бой вступили 162-я танковая дивизия под командованием генерала Брена и 143-я танковая дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона. В ходе тяжелых танковых боев были уничтожены основные силы арабов.


Командир 162-ой танковой дивизии генерал Авраам Адан (Брен)

14 октября произошел крупнейший со времен Второй мировой войны встречный бой танковых соединений, «танки против танков», в котором были уничтожены 260 танков противника. Израильские танкисты потеряли 20 своих боевых машин.

16 октября израильские танковые войска перешли в контрнаступление. Танкисты генерала Шарона прорвали фронт, установили понтонную переправу через Суэцкий канал, и на африканский берег хлынули израильские танки. В последовавших боях была окружена египетская армия, уничтожены все ее резервы, открылась прямая дорога для наступления на Каир.



Видео о 14-ой танковой бригаде, сражавшейся во время Войны Иом Кипур на Синае


Война Иом Кипур. Октябрь 1973

В ходе ожесточенных танковых сражений войны Судного дня израильские танковые войска вновь доказали свое превосходство: в боях были уничтожены более 2500 танков противника (Т-62, Т-55, Т-54) и тысячи единиц другой бронетехники. Однако за победу пришлось заплатить высокую цену — в боях погибли более тысячи геройски сражавшихся израильских танкистов.

Танк Меркава

Одним из итогов прошедших войн стало создание собственного танка, в котором наиболее полно были реализованы требования израильских танкистов к боевой машине и учтен их боевой опыт. Еще одной причиной, подтолкнувшей к созданию израильского танка, стали эмбарго на поставки боевой техники, вводимые зарубежными производителями всякий раз, как только начинались войны. Это положение было нетерпимым, поскольку к арабам всегда шел непрерывный поток русских вооружений.

Во главе израильского танкового проекта встал генерал Исраэль Таль, боевой офицер-танкист, прошедший все войны. Под его руководством буквально за несколько лет был создан проект первого израильского танка «Меркава-1», который уже в 1976 году был запущен в серийное производство на израильских танковых заводах. Таких темпов создания танковой промышленности еще не знала история мирового танкостроения.



Командир парашютно-десантной бригады полковник Рафаэль Эйтан и командир танковой дивизии генерал Исраэль Таль. 1967г. Шестидневная Война

Новому танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.



Танк первого поколения Меркава Мк1


Танк второго поколения Меркава Мк2


Танк третькго поколения Меркава Мк3


Танк четвертого поколения Меркава Мк4

Первыми танками «Меркава» был оснащен танковый батальон, которым командовал сын генерала Таля. Танк «Меркава» признан лучшим в мире танком для ближневосточного театра военных действий. Сейчас выпускается уже четвертое поколение танков «Меркава», а израильская танковая промышленность стала одной из крупнейших в мире — на более чем 200 предприятиях работают десятки тысяч инженеров и рабочих.

Война в Ливане. 1982г.

«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) - так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г. в ответ на нападения палестинских террористов, действовавших с ливанской территории.

На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление: Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам, Центральным направлением - генерал-лейтенант Ури Симхони, Восточным направлением - генерал-лейтенант Януш Бен-Галь. Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Танковые дивизии наступали на приморском направлении и уже 10 июня вошли в пригороды столицы Ливана Бейрута. Позднее Бейрут был полностью захвачен израильскими войсками. В ходе наступления была проведена крупнейшая морская десантная операция, когда в тылу врага с десантных кораблей израильского ВМФ были высажены танковые и мотопехотные части.

Особенно ожесточенные бои развернулись на восточном направлении, где целью наступления было стратегически важное шоссе Бейрут-Дамаск. По условиям соглашения о прекращении огня израильские танки были остановлены примерно в 30 километрах от столицы Сирии Дамаска.



Израильские танки и пехота ведут уличный бой в Бейруте. 1982г. Операция в Ливане. 2006г.

В ходе операции в Ливане в июде-августе 2006г. ЦАХАЛ отрабатывал абсолютно новые методы ведения войны против террористических формирований.

Террористическая организация Хезболла создала в южном Ливане глубокоэшелонированную систему укрепленных районов, включавшую множество замаскированных подземных бункеров, соединенных десятками километров туннелей. Оружия и снаряжения, накопленного бовиками, по их планам, должно было хватить на многомесячную оборону, в ходе которой они рассчитывали нанести тяжелые потери израильской армии.

Особенное внимание терристами было уделено противотанковой войне - на танкоопасных направления они осуществили сплошное минирование, в том числе закладку десятков фугасов с сотнями килограммов тротила в каждом. Террористы были вооружены самым современным русским противотанковым оружием: ПТУРы «Малютка», «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э», а также гранатомёты РПГ-7 и РПГ-29 «Вампир».

Несмотря на столь внушительную подготовку боевиков, ЦАХАЛ с минимальными потерями успешно решил все поставленные задачи и полностью ликвидировал террористическое присутствие в приграничных районах.

По израильским данным в ходе боев боевики осуществили сотни пусков противотанковых ракет, однако эффективность их была достаточно низка: отмечается лишь 22 случая пробития брони танков, поврежденные танки вернулись в строй после ремонта еще в ходе боев в Ливане. Безвозвратные потери составили всего 5 танков, из них два подорвались на фугасах. В ходе боев погибли 30 израильских танкистов.


Бронетанковые войска Израиля

Все военные специалисты отмечают высокую живучесть израильских танков, особенно самого современного танка Меркава 4.
Опыт боев в Ливане показал, что несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боев, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя является использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

В Израиле разработка средств активной защиты бронетехники ведется военно-промышленным концерном RAFAEL, среди многочисленных проектов следует отметить комплексы активной защиты Iron Fist и Trophy. Израиль лидирует в этом направлении - система активной защиты Trophy стала первой в мире, устанавливаемой на серийно выпускаемых танках Меркава Мк4.


Израильские танковые войска прошли славный боевой путь и по праву считаются одними из сильнейших в мире — по открытым данным известно, что сейчас на вооружении ЦАХАЛа находится до 5000 танков. Это больше, чем, например, в таких странах, как Великобритания, Франция и Германия. Но главная сила израильских танковых войск заключена в людях, чей бесценный боевой опыт и мужество являются гарантом безопасности Израиля.
Alex Shulman ( shaon )

Сегодня Израиль самая развитая и технически оснащенная военная держава мира. Ее по праву можно считать мощной страной, с превосходным современным вооружением.

Считают и не безосновательно великой танковой страной, ведь танковый парк – ЦАХАЛ, один из самых крупных в мире. Сегодня на вооружении в израильской армии насчитывается более 5 тысяч мощных машин. Одним из самых мощных и усовершенствованных танков Израиля по праву считается танк «Меркава», изготовленный на военных танковых предприятиях страны.

Мнение мировых экспертов в области вооружения сходиться воедино: «Меркава» – лучший в мире боевой танк, а израильские танкисты – отличные военные, получившие опыт не в теории или на полевых стрельбах, а в боевых сражениях, многочисленных войнах и военных конфликтах.

Как же создавался столь мощный боевой танковый парк Израиля? Сегодня, без сомнения, танковые войска Израиля – это его главная ударная мощная сила армии ЦАХАЛ. Танковые войска родились в боях первой войны независимого государства – Войны за Независимость, когда молодое еврейское государство отстаивало в жестоких боях свой суверенитет. Именно тогда, в 1948 году была впервые создана первая Бронетанковая Служба Израиля, но танков Израиля в этой службе не было, так как основные страны-производители бронетехники, а именно Соединенные Штаты, Франция, Великобритания запретили продажу вооружения еврейскому молодому государству.

В ходе боевых действий в 1948 году Войны за Независимость, армии Израиля удалось все-таки приобрести десять танков. Первая десятка танков Израиля, приобретенная государством, плюс, выкраденный у британцев танк Шерман и два танка Кромвель – стали основой первого израильского танкового подразделения. Командиром 82 танкового батальона, первого в Израиле, стал Феликс Беатус, бывший майор Войска Польского, который прошел большой боевой путь от Сталинграда до Берлина. Экипажи танков Израиля, первого танкового батальона, составляли еврейские добровольцы, сражавшиеся танкистами против немецких фашистов в армиях Великобритании и Войска Польского.
Среди экипажей израильского танкового батальона были и бывшие офицеры-танкисты Советской армии. Они назывались «смертниками», потому, что бежали из оккупационных войск Красной Армии, стоявших в Германии, и разными путями доехали или дошли до Эрец Исраэля. Естественно, за такой поступок они были заочно приговорены в Советском государстве к смертной казни «за измену Родине».

Танковая армия Израиля росла не по дням, а по часам, и уже к середине 1948 года было сформировано еще две танковые бригады – 7 и 8, которые получили первое боевое крещение в боях против арабских захватчиков в Войне за Независимость. Уже тогда количество танков Израиля возросло в 2 раза. В это же время формируется основная доктрина танковой войны Израиля, которая была принята на вооружение в ЦАХАЛ. Доктрина базируется на следующих основополагающих принципах: первый принцип – «Тотальность танка». Что это значит? Это значит, что танковые подразделения, за счет своей мобильности, огневой мощи, брони, могут и способны решать независимо и самостоятельно боевые задачи сухопутной войны. Второй принцип доктрины имеет название – «Бронекулак, как важнейший танковый маневр». Суть принципа в том, что крупные танковые войска вводятся в прорыв, ведут наступление на огромной скорости, уничтожая по ходу движения огромные силы противника. Основное боевое соединение бронетанковых войск Израиля – танковая бригада. В боевых действиях из танковых бригад создаются танковые корпуса и дивизии.

Доктрина танковой прошла первое боевое крещение и проверку в 1956 году в ходе операции под названием «Кадеш». Тогда 7 и 27 танковые бригады армии Израиля в тесном взаимодействии с пехотой и парашютно-десантными частями в течение трех дней сокрушительным ударом разгромили оборону армии противника и, пройдя на высокой скорости по Синайской пустыне, вышли к Суэцкому каналу. Результатом операции стало уничтожение и захват 600 единиц бронетехники противника, в то же время потери со стороны израильской армии составили 30 танков Израиля и БТР.

Танковый парк израильской армии ЦАХАЛ пополнялся современной бронетехникой. Во Франции были закуплены для танковых войск Израиля танки АМХ-13, которые в дальнейшем показали отличную боевую мощь в военных действиях. Это были первые современные танки Израиля, поступившие на вооружение в ЦАХАЛ. В то время на вооружении израильской армии таких танков было около 200.

60 годы для армии Израиля ЦАХАЛ были ознаменованы тем, что на вооружение поступили танки Супер-Шерман М-50 и Супер-Шерман М-51.Это были американские танки. В конце 60-годов прошлого столетия Соединенные Штаты продали танки М48, которые в Израиле стали называться Магах. Но американцы не хотели, чтобы об этой сделке узнали арабские государства, а потому формально сделка на куплю-продажу была заключена между США и Германией. же эти танки якобы покупал у Германии. Тогда на вооружение в ЦАХАЛ таких танков было закуплено более 200 боевых единиц.

Примерно в одно и то же время на вооружение в израильскую армию поступили танки Центурион – британские боевые машины. В Израиле Центурион получил название Шот, в переводе с иврита это означало – «кнут». Таким образом, танковый парк Израиля был пополнен несколькими сотнями современных боевых машин за довольно короткий период. В 1967 году в Шестидневной войне Израилю предстояло провести самые ожесточенные и крупные танковые сражения за всю историю существования израильского государства.

Но, исходя из итогов прошедших войн, вооруженных конфликтов, назрело решение о создании своего собственного танка Израиля. В нем, по задумке конструкторов, должен быть учтен весь боевой опыт израильских танкистов, прошедших боевые действия, и максимально реализованы все требования. Еще одна причина, которая подтолкнула решение о создании собственного танка Израиля, стали эмбарго, вводимые иностранными производителями боевой техники на поставки танков, каждый раз, когда начиналась война или проводились военный действия. Такое положение вещей израильтяне считали нетерпимым, так как в то же время арабы получали непрерывный поток русской военной боевой техники. Танковый проект возглавил боевой генерал Исраэль Таль, который прошел все войны Израиля. Под его руководством проект буквально за несколько лет был воплощен в реальность, и уже в 1976 году первый танк Израиля – «Меркава-1» был запущен на танковом заводе в серийное производство.

Сегодня многие военные эксперты отмечают, что танки Израиля – самые живучие танки, а особенно выделяется среди них самый современный танк «Меркава-4».

Сегодня танковые войска Израиля – считаются самыми сильными в мире, они имеют прославленную боевую историю. На сегодняшний день по открытым данным на вооружении в израильской армии находиться более 5 тысяч единиц боевой бронетехники. Это намного больше, чем количество танков в таких развитых странах мира, как Франция, Германия, Великобритания. Но все-таки главная сила и мощь танковых войск Израиля – это люди, чьи опыт, героический характер и необычайное мужество самый лучший гарант безопасности Израиля.

Танки армии обороны Израиля

Первые танки ЦАХАЛа

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ № ГОКО-1227с от 11 мая 1942 года Москва, Кремль. О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ВОДКИ ВОЙСКАМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 1. Прекратить с 15 мая 1942 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.2. Сохранить ежедневную

Из книги Маршал Баграмян. «Мы много пережили в тиши после войны» автора Карпов Владимир Васильевич

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ В СРЫВЕ БОЕВОГО ПРИКАЗА О СОСРЕДОТОЧЕНИИ ТАНКОВЫХ ЧАСТЕЙ В 40-й АРМИИ № 006 20 января 1944 г. Согласно боевому приказу, отданному мною и военным советом 1-го Украинского фронта, должны были

Из книги Израильские танки в бою автора Барятинский Михаил

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О ЗАПРЕЩЕНИИ НАГРАЖДЕНИЯ АВТОМАШИНАМИ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ № 148 от 3 августа 1944 г. Некоторые военные советы и командующие фронтов и армий, а также командиры соединений и частей награждают отдельных

Из книги Сталинградская битва. От обороны к наступлению автора Миренков Анатолий Иванович

Заместитель Министра обороны СССР, Начальник Тыла Министерства Обороны Кандидатуры командующих войсками военных округов рассматривались, обсуждались и утверждались на заседании Политбюро. (В те дни оно называлось Президиумом ЦК.)Маршал Малиновский предложил

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

Беседа В. В. Карпова с начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Исаковым Владимиром Ильичом - Владимир Ильич, простому читателю Маршал Советского Союза Баграмян известен в первую

Из книги Курская битва. Наступление. Операция «Кутузов». Операция «Полководец Румянцев». Июль-август 1943 автора Букейханов Петр Евгеньевич

Танки армии обороны Израиля Первые танки ЦАХАЛа Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

№ 10 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР № 227 О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДКА В КРАСНОЙ АРМИИ И ЗАПРЕЩЕНИИ САМОВОЛЬНОГО ОТХОДА С БОЕВЫХ ПОЗИЦИЙ 28 июля 1942 г.Без публикацииВраг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет

Из книги Бронеколлекция 1996 № 04 (7) Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 автора Барятинский Михаил

№ 19 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ № 298 С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О ШТРАФНЫХ БАТАЛЬОНАХ И РОТАХ И ШТАТОВ ШТРАФНОГО БАТАЛЬОНА, РОТЫ И ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 28 сентября 1942 г.Объявляю для руководства:1. Положение о штрафных батальонах действующей

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

3. ПРИКАЗ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ НА КОМАНДОВАНИЕ 6-Й АРМИИ, КОМАНДИРОВ РЯДА ЧАСТЕЙ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ 10 ноября 1939 г.16 октября на имя т. Сталина и мое поступило письмо военного прокурора 6-й армии т. Нечипоренко о

Из книги автора

1.2. Состояние обороны Орловского плацдарма германской армии, группировка германских войск на плацдарме и планы германского командования по его обороне С августа 1942 года германское командование принимало все меры, чтобы превратить Орловский плацдарм в мощный

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Документ № 7.11 Доклад Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Н. Чернавина Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову Докладываем.Военный совет Военно-Морского Флота 22 февраля 1990 года рассмотрел многочисленные заявления и просьбы общественных организаций и

Из книги автора

Документ № 7.12 Служебная записка Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову МАРИНЕСКО Александр Иванович, бывший командир подводных лодок М-96 и С-13. Капитан 3 ранга. 1913 г. р., украинец.Подвиг: 30 января 1945 г. подводная лодка С-13 под командованием Маринеско А. И. после

Из книги автора

Американские танки и САУ в английской армии Поражение английских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 своих танков заставили британцев обратиться за помощью к заокеанскому союзнику. Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не

Из книги автора

Французские танки в итальянской армии После поражения Франции в 1940 году Италия получила 109 трофейных легких танков Renault R35, 32 средних танка Somua S35 и несколько тяжелых танков В1 bis. Доработка полученной материальной части была сведена к минимуму. На танки установили только



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»