Эсминец арли. Эсминцы «Арли Берк» — рекордсмены с ракетным вооружением. боевые возможности эсминца «Arleigh Burke»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Эсминцы давно стали рабочими лошадками современного военного флота. Самая последняя и самая сложная версия подобного корабля эсминец класса «Arleigh Burke ». Современная платформа для вооружения и самая современная радарная система позволили этим кораблям доминировать в морях на десятилетия вперед. Именно эти военные корабли определяют стандарты мирового военного кораблестроения вот уже много лет. В чем секрет известных эскадренных миноносцев.

На фото выше представлены современные эскадренные миноносцы класса «Arleigh Burke ». Они состоят на вооружении ВМС США и считаются самыми лучшими кораблями в мире из-за их универсальности. Мало того на сегодняшний день «Arleigh Burke » это эсминцы рекордсмены - их водоизмещение составляет 5000 тонн. По этому показателю они считаются самыми большими надводными кораблями за всю послевоенную историю американского флота.

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » американские конструкторы начали разрабатывать еще в конце 70-х годов. Новые корабли должны были прийти на смену другим эсминцам, которые воевали еще во времена Второй мировой войны и считались устаревшими, причем главным требованием при разработке эсминцев нового типа стала универсальность. Корабль должен был превосходить все, что к тому моменту имел флот СССР.

В итоге 4 июля 1991 года американские верфи построили первый эсминец новой серии «USS Arleigh Burke » (бортовой номер DDG 51), который стал настоящим шедевром военного кораблестроения. Его назвали в честь адмирала Arleigh A. Burke - легендарного командира эсминца периода Второй мировой войны. Сражаясь в Тихом океане Arleigh A. Burke командовал 23 эскадрой эсминцев; выиграл несколько ключевых сражений с японским флотом, включая битву при мысе Сент-Джордж в ноябре 1943 года. А также сыграл существенную роль в формировании послевоенного флота.

новые подходы судостроения эсминцев класса «Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » демонстрируют новые подходы судостроения и одной из самых впечатляющих изменений - форма корпуса. Традиционно эсминцы были длинными и узкими. Конструкторы данного корабля подошли к этой проблеме по-другому. В корабельной архитектуре эсминца «Arleigh Burke » сохранилась одна уникальная величина это соотношение длины к ширине, что означает увеличение остойчивости. Опыт эксплуатации эсминцев этого класса подтверждает преимущества нового дизайна. При волнении моря и высоте волн до 7 метров эти боевые корабли способны сохранять скорость хода до 25 узлов.

Помимо уникальной формы корпуса эсминцы получили и другие изменения корабельной архитектуры. Например, возвращение к стальной конструкции. Дело в том, что эсминцы Второй мировой войны были сделаны из стали, а к 60-м и 70-м годам сталь была заменена алюминием. Изменение материала было вызвано утяжелением радаров и прочих датчиков, расположенных на мачтах. Алюминий превосходная альтернатива стали (прочность при меньшем весе), но у него имеются определенные недостатки - уязвимость к огню. Конструкторы современного эсминца «Arleigh Burke » решили вернуться к стали, но в тоже время сохранили многие современные электронные системы, ставшие незаменимыми во всех современных кораблях. Жизненно важные помещения эсминцев этого класса дополнительно защищены листами брони толщиной 25 мм и покрыты кевларом.

Эсминцы «Arleigh Burke » имеют более компактный дизайн, чем его предшественники. Их надстройки более спокойны, менее суматошны, чем у прежних конструкций.

боевые возможности эсминца «Arleigh Burke»

Изменения в архитектуре придали эсминцу живучести в бою, но первоначально корабли этого класса могут показаться просто лишенными оружия. Однако внешность обманчива.

Эсминцы класса «Arleigh Burke » оснащены вооружением не имеющих аналогов в мире - установкой вертикального пуска Mk-41. Удивительно, но эта система способна выпускать по одной управляемой ракете в секунду, а это значит, что всего за несколько минут американский эсминец способен поразить около ста целей неприятеля. Весь боекомплект может быть выпущен за две минуты.

Каждый корабль оснащен 29 носовыми и 61 кормовыми вертикальными пусковыми установками, в которых размещаются ракеты четырех типов. Зенитные управляемые ракеты SM-2 «Standard» способные уничтожать цели противника находящиеся на расстоянии 166 км. Противолодочные ракеты-торпеды RUM-139 «VL-Asroc» с дистанцией эффективной стрельбы свыше 16 км. Противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», угрожающие даже из-за горизонта и наконец, главный калибр крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk».

Помимо пусковых установок на борту эсминцев класса «Arleigh Burke » устанавливается 127 мм артиллерийская установка с боекомплектом 680 снарядов, две шестиствольные 20 мм зенитно-артиллерийские установки «Phalanx » и четыре пулемета системы «Browning » калибром 12,7 мм. Кроме палубного вооружения на борту могут размещаться два вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противокорабельного и противолодочного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца, позволяя обнаруживать и атаковать вражеские цели за десятки километров. С таким арсеналом на борту эти военные корабли могут не только защитить эскадру, но и нанести высокоточные удары по кораблям противника. Другими словами эти военные корабли являются не просто тактической единицей вооружения, а и оперативно-тактической, то есть поражать цели в глубине противника.

Боевую мощь эсминцев класса «Arleigh Burke » уже нельзя оценивать только по вооружению. Куда более важны электронные сенсоры. Они позволяют точно определить цель на дальних подступах и направить оружие с потрясающей точностью. Это стало возможным благодаря новейшей системе управления «Aegis ». Ее отличия от предыдущих систем заключается в том, что она объединяет все технические и боевые средства эсминца и сама управляет ими. В зависимости от тактической обстановки «Aegis » перераспределяет цели в зависимости от степени угрозы. Например, при отражении массированного нападения с воздуха система прекращает поиск новых целей и сосредотачивается на сопровождении и уничтожении обнаруженных. «Aegis » это вычислительный центр из двадцати мощных компьютеров, принципиально новыми радарами с предельной дальностью обнаружения целей до 450 км. Ее шестигранные излучающие антенны спрятаны от глаз противника и вмонтированы в плоскости надстройки эсминца.

Эсминцы «Arleigh Burke » являются самыми распространенными военными кораблями своего класса. Морские силы самообороны Японии имеют на вооружении корабли класса «Atago », в ВМС Южной Кореи корабли класса « » и все они являются аналогами американских «Arleigh Burke » и имеют на своем вооружении системы «Aegis ». Кроме азиатских стран подобные корабли имеются у Норвегии и Испании. Многие из стран пытаются создать подобные корабли, но получается пока только у Китайской Народной республики.

…К своим двадцати пяти годам Вася совершенно опустился и потерял смысл жизни. Дурная наследственность и сокращение финансовой помощи от богатых родителей сыграли с ним злую шутку: в общем-то неплохой парень, по словам соседей и знакомых, он окончательно «выбился из колеи» и подсел на иглу. Изможденный скелет с опухшим лицом - все, что осталось от прежнего спортсмена, кандидата в мастера спорта по вольной борьбе.

Бывший претендент на титул победителя областных соревнований по боевым искусствам полностью утратил связь с реальностью и теперь придает значение вещам, мягко говоря, странным - изредка разминает свои дряблые мышцы, обижая малышей во дворе, а большую часть времени проводит в коматозном состоянии, сотрясаясь в судорогах очередной передозировки…

Как уже догадался читатель, речь идет не о живом человеке, а о корабле - эскадренном миноносце с управляемым ракетным оружием (эм УРО) типа . Эсминец во многом необычный, признанный рекордсмен по ряду боевых характеристик и по объёмам строительства.

62 построенных корабля на 2013 год - количество американских «Берков» превышает число эсминцев под флагами всех остальных стран мира, вместе взятых! При этом строительство «Берков» продолжается: еще два корабля новой серии IIA+ были заложены в 2011 году. Всего, согласно планам, серия IIA+ будет включать 9 единиц. А потом хлынут стальной лавиной еще более совершенные «Берки» серии III (Flight III) - двадцать единиц после 2020-го года.

Спуск на воду USS John McCain (DDG-56), 1992 год

Это без учета зарубежных «реплик» американского -эсминца» - японских «Атаго» и «Конго», испанских «Альваро де Басан», южнокорейских «Кинг Сёджон»… Ситуация принимает просто пугающий оборот. «Иджисы» расползаются по миру, словно ядовитые насекомые.

Массовое появление «Берков» - результат максимальной стандартизации и унификации ВМС США: в ближайшей перспективе в составе флота должен сохраниться только один тип универсального эсминца, который заменит собой все существующие (или существовавшие) типы ракетных крейсеров, эсминцев и фрегатов.

Насколько справедливо подобное решение? Сможет ли «Иджис»-эсминец эффективно решать задачи кораблей других классов?

Ответ очевиден - эсминец «Берк» блестяще справятся с задачами любого фрегата, но экономика любой страны «загнется» от такой «стандартизации» - эсминец водоизмещением 10 тыс. тонн вместо 4-5- тысячетонного фрегата! Янки строят свои кораблики в неоплаченный кредит, потому не слишком задумываются насчет непомерных расходов на флот. При том, что стоимость последних «Берков» оценивается в пределах 1,8…2 млрд. долл.

Адмиралы попросят еще 20 эсминцев? Да не вопрос…


Сценарии развития ВМС США до 2042 года. Первый, оптимистичный, предполагает 40-летний жизненный цикл эсминцев. Второй, пессимистичный, при ограниченном финансировании, предполагает 35-летний цикл. В планах - удержать количество эсминцев на отметке 90 ед.
Крейсера типа «Тикондерога» (CG-47) будут однозначно списаны к 2028 году «Берки» I и II серии (DDG-51) постепенно заменяются на DDG-51 серии III «Замволты» (DDG-1000) - узкая полоса, серия из трех экспериментальных эсминцев DDG(X) - эсминец нового поколения. Пока даже никто не знает, как он будет выглядеть

Почему отечественный БПК не уступает «Берку»

90 ракетных пусковых установок. Боевая информационно-управляющая система «Иджис», объединившая в себе все средства обнаружения и связи, комплекс вооружения и системы борьбы за живучесть корабля. Надежная и эффективная ГЭУ. Корпус, построенный с учетом технологии «стелс». Многофункциональный корабль-робот, способный громить цели на земле, под водой и в воздухе.

Однако, первое впечатление обманчиво. Восхищение при знакомстве с «Арли Берком» быстро сменяется подозрением по поводу несоответствия его заявленных боевых возможностей реальному положению дел.

Ведь, создававшийся как «кастрированная» версия ракетного крейсера «Тикондерога», эсминец «Берк» изначально не блистал высокими характеристиками и являлся «шагом назад» в плане создания надводных боевых кораблей. Единственное, что привлекало адмиралов в этом проекте - заявленная дешевизна и эффективность: согласно первоначальным расчетам, эсминец должен был сохранить 2/3 возможностей крейсера при 1/2 его стоимости. Но даже эти цифры оказались чересчур оптимистичным.

Спущенный на воду под звуки фанфар, головной USS Arleigh Burke (DDG-51) оказался далек от представлений об «идеальном» эсминце.

Истина познается в сравнении. Чтобы понять основные проблемы, с которыми столкнулись американские моряки, предлагаю взять для сравнения его советские/российские ровесники - большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1.

Даже по своему прямому назначению - в качестве корабля ПВО - конструкция «Берка» вызывала массу вопросов. Первое и самое важное - отчего у суперэсминца имеется всего три РЛС подсветки целей? Из них на переднюю полусферу приходится всего лишь одна. Явное свидетельство того, что эсминец, вопреки заявленным качествам, не способен отражать массированные атаки с воздуха .

Для сравнения - советский БПК, который никогда не позиционировался как корабль ПВО, оснащался двумя антенными постами наведения ракет ЗР95. Каждая РЛС с ФАР обеспечивала ОДНОВРЕМЕННОЕ наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60 х 60 градусов.

Малое число РЛС подсветки и ограниченное число обстреливаемых целей - далеко не все проблемы американского эсминца. Руководство ВМС США оставило без внимания претензии моряков к многофункциональному радару AN/SPY-1 (еще бы! после того, как в программу по созданию суперрадара были вложены миллиарды - назад пути нет).

Главный компонент системы «Иджис» - мощная трехкоординатная РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, способная засекать и автоматически брать на сопровождение сотни воздушных целей, программировать автопилоты выпущенных зенитных ракет и следить за целями на низкой околоземной орбите.

На практике она показала обратное. Несмотря на свой суперсовременный облик и широкие возможности по контролю воздушного пространства на больших дистанциях, радар AN/SPY-1 оказался «подслеповат» при обнаружении низколетящих целей (НЛЦ) - и поделом!

Обычно на боевых кораблях для обнаружения скоростных НЛЦ применяются специализированные радары - например, отечественная РЛС «Подкат» с узконаправленным лучом поиска и высокой частотой обновления данных или двухдиапазонный японский радар с активной ФАР FCS-3A, работающий в диапазонах частот С (длина волны 7,5 до3,75 см) и Х (длина волны от 3,75 до2,5 см).

Американцы, вероятно, полагали, что они умнее всех, потому пытались решить проблему обнаружения НЛЦ с помощью многофункционального AN/SPY-1 - один радар на все случаи жизни! Ценой огромных усилий команде программистов удалось «заглушить» помехи и научить AN/SPY-1 сканированию узконаправленным лучом по небольшому углу места. Но насколько эффективной оказалась работа AN/SPY-1 в таком режиме?

В открытой печати до сих пор отсутствует информация о поражении «Иджисом» сверхзвуковых воздушных целей на предельно малой высоте - вероятно, американские «Берки» так и не научились бороться с подобными угрозами. Выпущенный «Москит» или русско-индийский «Брамос» с высокой вероятностью прорвется сквозь систему ПВО/ПРО эсминца и поразит цель.

Ко всему прочему, возможности AN/SPY-1 по обнаружению НЛЦ ограничены ввиду неудачного расположения антенных устройств: в отличие от других кораблей, где антенные посты стараются разместить на вершинах мачт, фазированные антенные решетки AN/SPY-1 висят на стенах надстройки, словно картины в Третьяковской галерее.

Это придает кораблю стильный, современный облик, но уменьшает дальность обнаружения НЛЦ (проблема радиогоризонта). Наконец, как следует из специфики работы самого радара, четыре неподвижные ФАР - не самое лучшее решение при отражении массированных атак с одного направления. Одна из решеток становится перегружена информацией, в то время как три остальные бездействуют.

К настоящему времени «Арли Берк» со своим AN/SPY-1 полностью устарел - современные британские «Дэринги», франко-итальянские «Горизонты» или японские «Акидзуки» на голову превосходят американский эсминец по возможностям ПВО, особенно в вопросах перехвата скоростных НЛЦ.

На эсминцах других флотов уже давно применяются РЛС с активными ФАР (SAMPSON, S1850, FCS-3A). Вовсю летают зенитные ракеты с активными головками самонаведения (европейский ЗРК PAAMS с ракетами семейства Aster). Но у американцев нет ничего подобного! «Берк» по-прежнему использует устаревшие технологии с подслеповатым радаром AN/SPY-1 и ЗУР семейства «Стэндерд-2» и RIM-162 ESSM с полуактивным наведением. При том, как уже упоминалось выше, у эсминца всего три РЛС подсветки AN/SPG-62, способных одновременно наводить лишь по одной ракете.

Наличие супербоеприпасов SM-3, способных поражать цели на заатмосферных высотах, ничего не дает эсминцу в реальном бою - трехступенчатый перехватчик SM-3 бесполезен против самолетов и низколетящих ПКР.

Вот такие дела. Супергерой оказался на деле «фраером» с весьма посредственными характеристиками.

Если возможности эсминца «Берк» по отражению воздушных атак можно определить как «средние», то его противолодочные и противокорабельные возможности оцениваются как «ниже среднего», а то и вовсе «никакие».

К примеру, первые 28 эсминцев (Flight I и II) вообще не имели вертолетного ангара - только посадочную площадку на корме. В то время, когда отечественные БПК несли на борту по два противолодочных вертолета!
Дальнейшее сравнение противолодочных (ПЛО) возможностей первых «Берков» с БПК пр. 1155 (шифр «Удалой») подобно «игре в одни ворота».

Наши БПК оснащались грандиозной гидроакустической станцией «Полином» массой 800 тонн. Дальность обнаружения подводных лодок, торпед и морских мин при благоприятных гидрологических условиях могла достигать 40-50 км. Едва ли такими характеристиками смогут похвастаться даже самые современные модификации американского сонара AN/SQS-53.

На борту БПК имелись восемь противолодочных ракето-торпед с дальностью пуска до50 км («Раструб-Б»/«Водопад-НК»), не считая вспомогательных средств в виде РБУ. Для сравнения: модернизировавнные американские ракето-торпеды RUM-139 Vertical Launch ASROC способны поражать цели на дальности не более22 км. С точки зрения реальных условий, 22 и50 км уже не имеют особого значения, ввиду сложности обнаружения субмарин на таких дистанциях. Тем не менее, цифры свидетельствуют против «Берка»…

Противолодочные возможности «Иджис»-эсминцев заметно возросли, лишь начиная с серии IIA (головной эсминец - «Оскар Остин» был введён в боевой состав ВМС в 2000 году). У кораблей этой серии была полностью перекомпонована вся кормовая часть, где появились два ангара для размещения вертолетов «Си Хок» системы ПЛО LAMPS III.

Как ловко выразился один из читателей «Военного обозрения», современные корабли не предназначены для морского боя. Они созданы для комфортного прохождения службы контрактников в мирное время .

Данное утверждение в полной мере относится к эсминцам типа «Арли Берк» - Wi-Fi, бассейны и ресторанное питание,4,4 кв. метра жилого пространства на каждого моряка… Единственное, о чем забыли конструкторы корабля - эсминец должен уметь вести морской бой. А современный «Берк» на это категорически не способен.

БПК «Адмирал Чабаненко» (пр. 1155.1), принят в состав ВМФ в 1999 году.
Новый комплекс ПЛУР «Водопад-НК» с запуском через обычные ТА позволил разместить на борту восемь сверхзвуковых ПКР «Москит». Носовая батарея 100-мм орудий заменена на спаренную автоматическую 130-мм установку АК-130. Скорострельные АК-630 заменены на 2 ЗРАК «Кортик»

Помимо общей «хлипкости» конструкции, свойственной всем современным кораблям (эсминец «Коул» вышел из строя после подрыва лодки с 200-300 кг ВВ рядом с его бортом, 17 погибших моряков, 34 раненых. Полная потеря хода и боеспособности - нетрудно представить, что произойдет в случае прямого попадания в эсминец ВМС США самой скромной ПКР) - помимо низкой живучести и устойчивости к боевым повреждениям, современный «Берк» полностью лишен противокорабельного оружия!

Наличием универсальной «пятидюймовки» и теоретической возможности стрельбы ЗУР по надводным кораблям можно пренебречь.

Как же так?

Очень просто. Эсминцы первых серий оснащались двумя грозными системами морского боя:
- специализированными дозвуковыми ПКР «Гарпун» (дальность стрельбы 130 км, скорость 0,85 М, масса боевой части 225 кг) в двух счетверенных пусковых установках Mk141 на корме эсминца;
- противокорабельными ракетами BGM-109B TASM, являющимися модификацией известной КРМБ «Томагавк». Рельефометрическая система наведения TERCOM заменена на активную радиолокационную ГСН, аналогичную ракетам «Гарпун».

Несмотря на насмешки по поводу дозвуковой скорости (0,75М), противокорабельный «Томагавк» представлял собой труднообнаруживаемый смертоносный боеприпас, летевший на маршевом участке на высоте всего нескольких метров над гребнями волн (в отличие от советских монстров П-500/700/1000, взмывавших ввысь на пару десятков километров). Малая скорость и устаревание данных ЦУ компенсировалось особыми режимами полета на конечной участке траектории (поиск «змейкой»). Наконец, дальность полета в полтысячи километров и боевая часть массой 450 кг - в 2-3 раза больше, чем у обычных малогабаритных ПКР (экзотические громоздкие «Граниты» и «Вулканы» не в счет).

В 1990-е годы некоторое количество BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle обычно имелось в ячейках установок вертикального пуска на борту эсминцев и крейсеров ВМС США.

Стандартная компоновка кормовой части «Арли Берка» серии I. Две РЛС подсветки AN/SPG-62 для прикрытия кормовых углов (за дымовыми трубами), лафет «Фаланкса» (сам комплекс демонтирован по тех. причинам), наклонные пусковые установки Mk.141 для ПКР «Гарпун» и, наконец, ячейки УВП с «Томагавками»

Увы, к настоящему времени «Берк» совершенно деградировал. Ввиду исчезновения единственного достойного противника - ВМФ СССР, противокорабельный «Томагавк» превратился в ненужный балласт. BGM-109B полностью сняли с вооружения в начале 2000-х.

На эсминцах серии IIA установку противокорабельных ракет вообще почитали ненужным и бесполезным мероприятием. В результате «Берк» лишился своего последнего оружия - ПКР «Гарпун». Разумеется, моряки не думали отказываться от ракет - все решило за них командование флота, стремившееся сократить и без того непомерные расходы.

В результате возникла позорная ситуация: любой иранский корвет или МРК может «огреть» беззащитный «Берк» парой противокорабельных ракет, а американскому эсминцу будет даже нечем огрызнуться.

Понимая свою беспомощность, моряки подняли шум. Результатом прений стал проект LRASM (Long Range Anti Ship Missle) - разработка дозвуковой стелс-ПКР большой дальности на основе авиационной крылатой ракеты AGM-158 JASSM, запускающейся из ячеек УВП Mk41.

Вместо скоростной «гонки на выживание», LRASM делает ставку на «интеллектуальный» прорыв системы ПВО/ПРО противника - высокая автономность, малозаметность, сложные маневры уклонения, постановка помех. Ожидается, что новая ракета поступит на вооружение ВМС США во второй половине этого десятилетия.

Ну а пока… американцы бессильно сжимают кулаки при виде иранских ракетных корветов.

Другой момент деградации «Арли Берка» - последние эсминцы вступают в строй без систем ближней самообороны . Привычный признан устаревшим оружием, взамен эсминец получил … пустое место. Изначально предполагалось, что на смену зениткам с радарным наведением придут ракетные комплексы RIM-116 Rolling Airfame Missle (RAM) - 21-зарядная пусковая установка на лафете «Фаланкса»; конструкция ракеты - фюзеляж от авиационного «Сайдвиндера» + инфракрасная ГСН от ПЗРК «Стингер». Комплекс годится для поражения воздушных целей на дальности до 9 км.

Однако, на ЗРК самообороны было решено сэкономить. «Берк» лишился последнего рубежа обороны.

USS Spruance (DDG-111) эсминец серии IIA. На корме - устаревший «Фаланкс». Спереди - пустота

В настоящий момент ударное вооружение эсминцев типа «Арли Берк» ограничивается крылатыми ракетами «Томагавк» - множество модификаций с различными алгоритмами наведения и типами боевых частей. В этом зачете американским эсминцам равных нет - «Берк» в «ударном» варианте способен принять на борт 56 «Топоров». Мощный ракетодром для ведения локальных боевых действий, способный одним залпом прикончить ПВО любой «банановой республики». Главное - не приближаться близко к берегу, иначе можно здорово «огрести» от контрафактных китайских ПКР C-802 и прочего «вундерваффе», расплодившихся по миру в чрезвычайных количествах. Надежды на AN/SPY-1 нет, а вместо старого доброго «Фаланкса» у американцев теперь, пардон, голый зад.

Планов громадье

Интересно, каким образом янки собираются воевать на этих, даже сейчас устаревших «лоханках», в течение следующих 50 лет? Ведь как бы ни пыжился Пентагон, других эсминцев у ВМС США в ближайшей перспективе не будет (три экспериментальных «Замволта» погоды не делают).

Даже если допустить появление перспективных эсминцев DD(X) в 2030-х гг., «Берки» останутся основой надводного компонента ВМС США как минимум до середины века. А по ряду прогнозов, последние из эсминцев «Берк» покинут действующий состав 2070-х годах! Еще ни один тип корабля в истории не оставался на службе в «первой линии» столь продолжительное время.

Изменением длины ствола пушки с 54 до 62 калибров здесь не отделаешься. Как и добавлением различных хай-тек систем (например, MASKER, подающей к днищу корабля пузырьки воздуха для снижения гидроакустической заметности). Автономные роботы-миноискатели RMS, активно-реактивные снаряды, пять бронированных переборок в надстройке… нет! Нужно что-то принципиально другое!

Янки очень надеются на Третью серию (Flight III). Точная информация по этим кораблям отсутствует. Наверняка даже сами разработчики еще не определились с обликом модернизированного «Берка».

Но уже ясно одно - радар AN/SPY-1 отправится в отставку. Вместо него появится РЛС с активной ФАР AMDR или нечто подобное - чрезвычайно энергоёмкое, для контроля верхних слоёв атмосферы и НОО. Потерпев фиаско с «универсальным» эсминцем, янки все сильнее склоняются к идее превращения «Берков» в плавучие ракетодромы национальной системы ПРО.

Имеются планы по перекомпоновке машинных отделений - взамен газовых турбин эсминцы оснастят полным электродвижением. При необходимости один из вертолетных ангаров будет пожертвован для установки дополнительного генератора.

155-мм дальнобойная пушка AGS вместо носового орудия, активные системы защиты на основе лазерного оружия, новые типы ракетных боеприпасов, целеуказание от радаров истребителей F-35…



Полным ходом идут испытания и мелкосерийная сборка зенитных ракет SM-6. Фирма Raytheon обещает поставить ВМС первую крупную партию в 2015 году. Янки с опозданием на 10 лет все-таки надеются принять на вооружение ЗУР с активным наведением.

«Деградация» эсминца «Берк» - не более чем злобная шутка. Современный американский эсминец действительно не блещет своими ТТХ, но количество рано или поздно переходит в качество. У янки действительно много эсминцев, и еще больше планов по их модернизации.

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» (англ. the Arleigh Burke class destroyers) - тип эскадренных миноносцев УРО (с управляемым ракетным оружием) третьего поколения. Эсминцы строятся по заказу ВМС США с 1988 года,

строительство кораблей этого типа продолжается.Название типу было дано по головному кораблю, эсминцу УРО «Арли Бёрк», названному в честь американского адмирала Второй мировой войны Арли Альберта Бёрка.

Первый эскадренный миноносец типа «Арли Бёрк» был введён в состав Атлантического флота США 4 июля 1991 года.
После списания 21 сентября 2005 года последнего эсминца типа «Спрюэнс» USS Cushing в ВМС США остался единственный тип эскадренных миноносцев УРО - эскадренные миноносцы «Арли Бёрк».
На сентябрь 2009 года эсминец «Арли Бёрк» является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота. Учитывая достаточно низкие темпы строительства эсминцев в других государствах, в ближайшие годы ни одно государство мира не сможет побить этот своеобразный рекорд.

Помимо флота США, 4 корабля типа «Арли Бёрк», правда с несколько изменённой конструкцией и построенные по гражданским стандартам (эскадренные миноносцы типа «Конго»), стоят на вооружении морских сил самообороны Японии.
На 2000 год планировалось ввести в состав ВМС Японии к 2010 году ещё три корабля, модернизированных до уровня серии IIA, но в настоящее время от строительства этих кораблей отказались в пользу более совершенных эскадренных миноносцев типа «Атаго».

Назначение

К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренными миноносцами УРО типа «Арли Бёрк», относятся:

1. Защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, который использует противокорабельные ракеты, запускаемые как с надводных кораблей, так и с атомных подводных лодок с ракетными комплексами.

2. Противовоздушная оборона собственных сил (флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей) от авиации противника.

Второстепенными задачами кораблей этого типа являются:

1. Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника;

2. Обеспечение морской блокады тех или иных районов;

3. Артиллерийская поддержка десантных операций;

4. Слежение за кораблями противника;

5. Участие в поисково-спасательных операциях.

Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.
По сравнению с крейсерами «Тикондерога», эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.

При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк», конструкторы проекта попытались реализовать выдвинутое флотом обоснование этого типа: создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа «Тикондерога» за 2/3 цены последних.

История разработки

Разработка эсминцев УРО нового типа, способных дополнить 31 эсминец типа «Спрюэнс» и заменить эсминцы предшествующих типов, началась в конце 1970-х годов и, в итоге, привела к созданию облика кораблей данного типа и появлению программы по их строительству. Принципиально новый тип эсминцев УРО должен был стать средством для достижения превосходства ВМС США над Военно-морским флотом Советского Союза.
Первоначально разработка нового проекта эскадренного миноносца была предложена в 1980 году конструкторам 7 судостроительных предприятий. Их число уже в 1983 году сократилось до 3 компаний: Todd Shipyards, Bath Iron Works, и Ingalls Shipbuilding.

В итоге 5 апреля 1985 года контракта на постройку первого корабля серии Ι добилась судостроительная верфь Bath Iron Works. Контракт был заключён на сумму в $ 321,9 млн, а общая стоимость эсминца-первенца вместе с вооружением составила $ 1,1 млрд (в ценах 1983 года). Верфь Bath Iron Works получила также контракт на постройку 3-го и 4-го эсминца в серии, а позднее добивалась всё новых и новых контрактов. Второй эсминец первой серии был заказан второй компании, Ingalls Shipbuilding (компания Todd Shipyards не смогла добиться получения контракта вообще).

Серийное строительство

После заказа на постройку первых трёх эсминцев (DDG-51 - 53) 13 декабря 1988 года последовал заказ на строительство ещё 5 эсминцев серии. За этим заказом 22 февраля 1990 года последовал новый на строительство дополнительных 5 эсминцев, далее судоверфями был получен заказ (от 16 января 1991 года) на ещё 4 эсминца.
Последний заказ на 5 эсминцев первой серии корабля был получен верфями Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding 8 апреля 1992 года, причём последний из 5 заказанных в 1992 году эсминцев, «Мэхэн», достраивался уже как корабль серии Flight II.
Заказы на корабли II серии были распределены следующим образом: 19 - 21 января 1993 - 4 эсминца (DDG-73 - DDG-76), 20 июля 1994 - 3 (DDG-77 - DDG-79), причём последний из этих 3 эсминцев, «Оскар Остин», строился по проекту Flight IIA.

Заказы на строительство кораблей серии IIA были осуществлены: 6 января 1995 - 3 ед. (DDG-80 - DDG-82), 20 июня 1996 - 2 ед. (DDG-83 - DDG-84), 13 декабря 1996 - 4 ед. (DDG-85 - DDG-88), 6 марта 1998 - 13 ед. (DDG-89 - DDG-101), 13 сентября 2002 - 11 ед. (DDG-102 - DDG-112). На начало октября 2009 года запланирована постройка 62 эскадренных миноносцев данного типа, из которых 56 кораблей уже построено и по 2-3 новых корабля вводится в строй ежегодно.
Последний, 56-й эсминец серии, «Джейсон Данхем», был принят в состав ВМС США 10 октября 2009 года. После отказа в июле 2008 года от серийного строительства эсминцев типа DDG-1000, существуют планы для постройки ещё 8 - 11 кораблей типа «Арли Бёрк», так что, возможно, общее число построенных эсминцев «Арли Бёрк» достигнет 70 - 73 единиц.

Строительство новых эсминцев типа «Арли Бёрк», следующих за USS Michael Murphy (DDG-112), позволит судостроительным верфям США не прерывать производство эскадренных миноносцев до начала серийного производства на этих предприятиях крейсеров новых типов CG(X) и CGN(X), которое ожидается не ранее 2015 года (если не считать малосерийное строительство эсминцев DDG-1000).

Крейсер «Белкнап» до пожара

Стоимость строительства

Стоимость постройки головного эсминца в ценах 1983 года составляла $ 1,1 млрд. На 2004 год усреднённая стоимость постройки одного корабля серии IIA равнялась $ 1,1 - 1,25 млрд, а ежегодная стоимость обслуживания одного корабля (при одном ремонте раз в два года)= $ 20 млн.
К 2009 году, в связи с инфляцией, стоимость одного эсминца третьей подсерии (Flight IIa) возросла до $ 1,4 млрд (равноценных по паритету покупательной способности 26,32 млрд рублей, а ежегодная стоимость обслуживания до $ 25 млн.

Основная доля средств от общей стоимости постройки и вооружения эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» идёт непосредственно на приобретение и монтаж на эсминцах систем вооружения.
Так, 6 корпусов эсминцев, заказанных Bath Iron Works к закладке в 2002-2005 годах обошлись в $ 3 170 973 112, стоимость 4 корпусов, заказанных Ingalls Shipbuilding в эти же сроки = $ 1 968 269 674, из чего легко можно вычесть среднюю цену корпуса одного эсминца, равную ≈ $ 500 млн, то есть чуть более трети от общей стоимости корабля.
Таким образом, почти две трети расходов на ввод корабля в строй составляет его вооружение. Самым дорогостоящим элементом вооружения эсминцев «Арли Бёрк» является боевая система «Иджис» - её стоимость равна приблизительно $ 300 млн.

Следующий после USS Michael Murphy (DDG-112) эсминец типа «Арли Бёрк» (строительство предполагается начать в 2009 году) обойдется бюджету Военно-морских сил США в $ 2,2 млрд.
Предполагается, что средняя стоимость остальных эсминцев будущей серии, строительство которой пока только планируется, не превысит $ 1,7 млрд.

Рост расходов обусловлен, помимо инфляции, также установкой на строящиеся корабли новых систем вооружения.

Корпус и надстройка

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 длиннополубачной конструкции. Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготовливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты.
К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны, выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек).

Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника - проекта эсминцев типа «Спрюэнс».
Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества.
Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим.

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении.
Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная - 2,9 м.

Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства.
Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев.
Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина», затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.

Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология Стелс. Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния.
В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработанных газов.

В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца.
В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек.

Серия IΙ

Метацентрическая высота кораблей 2-й серии понижена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, улучшена топливная эффективность кораблей за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна.
Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровней кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих.
В целях увеличения боевой живучести эсминцев «Арли Бёрк» в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок.

Серия IΙA

По сравнению с эсминцами «Арли Бёрк» первой серии корпус, удлинен на 1,37 м - до 155,29 м. Ширина корпуса осталась прежней. Для строительства эсминцев серии IΙA применяется ранее не использовавшаяся технология, при которой насыщение секций происходит до их интеграции в основные модули корпуса.
Начиная с USS Shoup (DDG-86) для уменьшения уровней вторичного радиолокационного поля вертолётные ангары изготовляются из композитных материалов. Все эсминцы серии IIA оборудованы средствами спутниковой связи, позволяющей членам корабельной команды звонить в любое время домой, либо пользоваться Интернетом.
На всех эсминцах, начиная с USS McCampbell (DDG-85), имеется специальная прачечная самообслуживания. Помимо этого в конструкцию и оборудование эсминцев типа «Арли Бёрк» серии IIA внесён ряд других, более незначительных изменений.

Двигатель

Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцах «Арли Бёрк» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива.
Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля).

Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. Головной эсминец серии I USS Arleigh Burke (DDG-51) на ходовых испытаниях при полном водоизмещении корпуса развил 30-узловую скорость при 35-футовой (10,67 м) волне и суммарной мощности на валу в 75 000 л. с.
На кораблях всех серий имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого - 2,5 МВт), на которых корабли способны передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминцев «Арли Бёрк» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa.

Запас корабельного топлива - 1300 т. Максимальная дальность хода эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» серии I на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), на кораблях II и IIA серий за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность хода корабля была повышена до 4890 миль (9056 км).

Дальность хода эскадренных миноносцев на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км). Дальность хода эсминцев «Арли Бёрк» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев США - эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.


Тактико-технические характеристики

Тип «Орли Бёрк» (Arleigh Burke)
Водоизмещение: 8300 т. стандартное, 9200 т. полное.
Размерения: длина 142,1 м, ширина 18,3 м, осадка 7,6 м
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 105 000 л. с.
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун» (на первых 25 кораблях), две УВП Мк 41 (90 ЗУР «Стандарт» SM-2MR, КР «Томагавк» и ПЛУР ASROC на первых 25 кораблях, 106 - на остальных), ЗРК «Усовершенствованный Си Спэрроу» на кораблях серии IIA; одна одноорудийная универсальная 127-мм АУ Мк 45, два 20-мм ЗАК «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (противолодочные торпеды Мк 46/50); вертолетная площадка, начиная с DDG 79, два вертолета SH-60B (SH-60R) системы LAMPS III.
РЭВ: РЛС - многофункциональная SPY-1D системы AEGIS с четырьмя фазированными антенными решетками, ОНЦ SPS-67, навигационная SPS-64, три управления стрельбой SPG-62 (ЗУР «Стандарт»); система РЭР SLQ-32; две ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС -подкильная SQS-53 и SQR-19 с буксируемой антенной решеткой.
Экипаж: 303-327 человек.

Эсминцы УРО типа «Орпи Бёрк», оснащенные газотурбинной ЭУ, пришли на смену ЭМ УРО типа «Кунтц» и крейсерам УРО типа «Леги» и «Белкнап».
Первоначально предполагалось, что это будет более дешевый, чем крейсер типа «Тикондерога», корабль, обладающий меньшими боевыми возможностями. Однако он стал многоцелевым боевым кораблем с очень большими боевыми возможностями, основанными на наличии современного вооружения и других боевых систем.

Эсминец УРО «Орпи Бёрк» (DDG 51) стал первым крупным американским боевым кораблем, построенным с применением технологии «стелс», что уменьшило радиолокационную заметность корабля. Первоначально планировалось использовать эти корабли в противостоянии с ВМФ СССР, но в настоящее время они осуществляют противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону передовых группировок ВМС США, а также наносят удары по наземным объектам в ходе проведения операций в кризисных регионах.
Конфигурация корпуса этих кораблей значительно улучшила их мореходность и позволила поддерживать высокую скорость хода в сложных морских условиях. Конструкции корабля, кроме мачт, изготовленных из алюминиевых сплавов для снижения массы, выполнены из стали. Боевые посты и помещения ЭУ дополнительно защищены кевларовой броней. Как это ни удивительно, эсминцы этого типа стали первыми кораблями в ВМС США, способными вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения за счет полной герметизации корпуса и надстроек.
РЛС AN/SPY-1D с фазированными антенными решетками значительно повысила возможности системы AEGIS, особенно в условиях применения противником средств РЭБ.



Система AEGIS способна отразить массированный удар существующими и перспективными крылатыми ракетами по кораблям американской группировки. Обычная РЛС с вращающейся антенной «видит» цель, когда луч антенны подсвечивает ее один раз за полный оборот вокруг своей оси. Для сопровождения же этой цели требуется другая РЛС.
В РЛС же системы AEGIS эти процессы совмещены. Четыре антенны с фазированными антенными решетками РЛС SPY-1D излучают энергию сразу во все направления, обеспечивая постоянный поиск и сопровождение одновременно. РЛС SPY-1D и система управления стрельбой Мк 99 обеспечивают поражение самолетов и крылатых ракет противника на большой дальности ракетами «Стандарт», запускаемыми из УВП. Для самообороны используются ЗАК «Фаланкс» Block 1.

ВМС США планировали иметь в боевом составе к 2004 году 57 эсминцев типа «Орли Бёрк», однако бюджетные ограничения, наложенные Конгрессом США, отодвинули этот срок до 2008 года. Одним из элементов проекта этих кораблей, подвергавшимся критике, было отсутствие ангара для вертолета, хотя на первых 28 эсминцах имеется площадка для вертолета SH-60.
Вертолетный ангар устанавливается на эсминцах серии ПА. Они также оснащены УВП увеличенного размера, новой 127-мм АУ и усовершенствованным РЭВ.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»