Экологические игры 5. "экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста". Дидактическая игра "Найди листок, какой покажу"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Светлана Барабаш
Подвижные игры по экологии

Подвижные игры по экологии .

«Воробьи зимой» .

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей.

1. Все игроки «воробьи» летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение, после слова «воробей» называет имя водящего. То кого назвали громко «чирикает» , все воробьи должны быстро собраться в стайку вокруг него. Кто опоздал, «остался голодным» и выбывает из игры .

2. Все игроки «воробьи» делятся на группы. У каждой группы свой вожак. Воробьи летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение. После слова «воробей» , вожаки громко «чирикают» , все воробьи должны слететься к своему вожаку, клевать зерно. Кто замешкался «остаётся голодным» и выбывает из игры .

Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьёв зимой.

«Воробей на часах» .

Выбирается «воробей» - часовой, «ястреб» . Остальные игроки «воробушки» . Водящий пересказывает рассказ Л. Н. Толстого «Воробей на часах» . Игроки выполняют действия по тексту.

«В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

Игра повторяется несколько раз.

Перед началом игры необходимо ознакомить детей с текстом рассказа. Разобрать действия каждого героя.

«Земля, вода, воздух» .

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из четырех слов : «земля» , «вода» , «воздух» . Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры .

«Птицелов» .

Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят :

В лесу, в лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Птицелов вдруг тут как тут!

Он в неволю нас возьмет.

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.

Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.

«Птичка» .

Игроки усаживаются и выбирают водящего. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа) . Каждый должен запомнить свое название.

Водящий говорит : «Прилетела птичка, птичка-невеличка. Полетала, полетала, села на дуб» . Дуб должен ответить : «На дубе не была, улетела на елку» . Елка называет другое дерево и т. д. Кто замешкается - выполняет задание водящего.

Перед началом игры необходимо познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.

«Раз, два, три! Беги!»

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.

«Ну-ка, лови» .

Выбирается водящий. Остальные игроки выбирают себе название птиц (зверей, рыб, насекомых, становятся в круг. Водящий становится в центр круга с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх и называет какую-нибудь птицу, например ястреб. Все разбегаются, а ястреб ловит мяч и догоняет. Тот кого он поймал, становиться водящим. Выигрывает тот кто ни разу не попался.

«Ловля рыб» .

Выбираются два игрока - «рыболовы» . Остальные дети - «рыбы» , разделены на несколько групп. Каждая группа имеет своё название рыб. В начале игры между «рыболовами» и «рыбами» происходит разговор :

Что вы вяжете? - спрашивают рыбы.

Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

Что вы будете ловить?

«Рыбы» - щуки бегут до установленной черты. «Рыболовы» стараются поймать их. Пойманные игроки выбывают из игры . Игра повторяется, но называется другая рыба.

Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами речных и морских рыб.

«Лягушки в кадушке» .

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зеленые ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошла -

Они в воду бултых!

На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры . Каждый играющий - рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых!» , дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.

Ведущий словами : «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки» , дает сигнал для новой игры .

ЗОО-эрудицион

Дополни пословицу

Ведущий называет первую половину пословицы, ребята специальных листочках дописывают вторую часть.

1. Волка... (ноги кормят).

2. Сколько волка не корми... (он все в лес смотрит).

3. Слово не воробей... (вылетит — не поймаешь).

4. Волков бояться... (в лес не ходить).

5. Ворон ворону... (глаз не выклюет).

6. Где б, ворона не летала... (а к ястребу попала).

7. Выкормил змейку... (на свою шейку).

8. Змея меняет шкуру... (но не натуру).

9. От худого козла... (ни шерсти, ни молока). 10. Корова во дворе... (так и еда на столе).

ДА ИЛИ НЕТ

Игра проходит в два тура.

I тур : диалог ведущего с ребятами. Надо внимательно слушать и выбрать правильный ответ.

Ведущий. Может ли сазан забраться в океан?

Все. Нет. (Это речная рыба.)

Ведущий. Может ли дрозд отморозить хвост?

Все. Нет. (Он зимует на юге.)

Ведущий. Может ли оса взлететь на небеса?

Ведущий. Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Все. Нет. (Барсук по деревьям не лазает.)

Ведущий. Может ли кулик прикусить себе язык?

Все. Нет. (У птиц нет зубов.)

Ведущий. Может ли тюлень на боку лежать весь день?

Ведущий. Может ли синица на крыше поселиться?

Ведущий. Могут ли собаки отодрать всем ракам баки?

Все. Нет. (Раки живут на дне водоемов.)

Ведущий. Может ли медведь зимою потолстеть?

Все. Нет. (Зимой медведь спит.)

II тур: необходимо подготовить карточки «Да» и «Нет». Можно играть по одному, парами, группами.

Ведущий читает вопрос, затем через 30-40 секунд просит поднять карточку-ответ. Побеждает обладатель большинства правильных ответов.

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да)

2. Лягушка — домашнее животное. (Нет)

3. У кукушки кукует самец. (Да)

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда, как и на родине. (Нет)

5. Волк, лиса, рысь — хищники? (Да)

6. Лягушка дышит под водой кожей. (Да)

7. Пеликан ловит рыбу про запас. (Да)

«МЫ С ВАМИ ГДЕ-ТО ВСТРЕЧАЛИСЬ», ИЛИ КТО ЕСТЬ КТО?

Узнайте по имени литературных и сказочных животных, птиц, насекомых (1 очко). Можно получить дополнительные очки, если сумеете назвать автора (1 очко) и название произведения (1 очко).

Вопросы

2. Крококот

3. Тяни-Толкай

4. Рикки-Тикки-Тави

5. Ма-Тари-Кари

6. Господин Нильсон

8. Людвиг XIV

9. Матрена Ивановна

10. Матроскин

11. Матеуш

12. Зззззз

14. Заплаткин

16. Карудо

17. Серая Шейка

19. Шушара

20. Тортила

21. Братец

Ответы

1. Крокодил Э. Успенский «Крокодил Гена»

2. Крокодил Д. Биссет «Мистер Крококот»

3. «Конь» с двумя головами К. Чуковский «Доктор Айболит»

4. Мангуст Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

5. Птичка Тари Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»

6. Обезьянка A. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»

7. Удав Р. Киплинг «Маугли»

8. Лисенок Я. Экхольм «Тутта Карлсон, первая и единственная»

9. Слониха К. Чуковский «Слон и пес»

10. Кот Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

11. Скворец Я. Бжехва «Академия пана Кляксы»

12. Муха Д. Биссет «Про Зззззз»

13. Муравей О. Секора «Муравьи не сдаются»

14. Гусенок В Медведева «Приключения гусенка Заплаткина»

15. Пчела B. Бонзельс «Приключения пчелы Майи»

16. Попугай К. Чуковский «Доктор Айболит»

17. Уточка Д. Мамин-Сибиряк «Серая шайка»

18. Гусь С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса...»

19. Крыса А. Толстой «Золотой ключик»

20. Черепаха А. Толстой «Золотой ключик»

21. Кролик Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

22. Кенгуру А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

23. Медведь Р. Киплинг «Маугли»

24. Лев Э. Успенский «Крокодил Гена»

УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ

Ведущий зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор (от 4 до 2 баллов).

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.

Подсказка . Зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка . Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка . Его считают большим трусишкой.

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.

Ответы

1. Белка. 3. Ёж. 5. Лиса.

2. Волк. 4. Заяц. 6. Медведь.

ВЫ - СЧАСТЛИВЧИКИ!

Для проведения игры подготовьте наборы карточек с литерами: «А», «Б», «В», «Г» (по количеству участников или команд). Ведущий читает вопрос и варианты ответов, на выбор ответа отводится 30-60 секунд. Затем игроки поднимают карточку с литером своего ответа. За правильный ответ — 3 очка, Если мнения игроков одной команды разделились и подняты две карточки (среди которых есть правильный ответ), то команде начисляют одно очко. Побеждают обладатели самой большой суммы очков. Остальные получают поощрительные призы.

1. Каких животных дрессирует Юрий Куклачев?

А. Слонов.

Б. Сумчатых медведей коала.

В. Кошек. +

Г. Енотов.

2. Как зовется популярный зверек, который бегает в колесе?

Б. Белка. +

Г. Бурундук.

3. Как называют яркую говорящую птицу?

A. Птица-говорун.

Б. Попугай. +

Г. Колибри.

4. Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда?

А. Кукушка +

Б. Птица-говорун.

В. Страус.

Г. Куропатка.

5. Как зовется ученый, изучающий насекомых?

А. Ихтиолог.

Б. Эколог.

В. Энтомолог. +

Г. Астроном.

6. Как спят летучие мыши?

A. Вниз головой. +

Б. Расправив крылья.

Г. С открытыми глазами.

7. Какое название имеет самая опасная тропическая рыба?

A. Карась.

Б. Плотва.

B. Крокодил.

Г. Пиранья. +

8. Как называется самая сильная птица?

B. Кондор. +

Г. Кречет.

9. Кого называют «лесным соловьем»?

A. Дрозда. +

B. Каркушу.

Г. Заблудившегося грибника.

10. С какой целью рыба отправляется в верховье рек?

A. Чтобы позагорать.

Б. На нерест. +

B. Поймать добычу.

Г. Порезвиться.

11. Как называется самое прожорливое насекомое?

A. Бабочка.

Б. Жук-олень.

Г. Саранча. +

12. Кто стал самым первым домашним животным?

A. Корова.

Б. Собака. +

13. Как называется запечный ночной певец в русских избах?

A. Попугай.

Б. Паук-птицеед.

B. Сверчок. +

Г. Древесная жаба.

Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, рас­тениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких иг­рах уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систе­матизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для за­крепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связан­ные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения на­правлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.

Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувс­тво детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Часть 1. Игры для детей первой младшей группы

«Воробушки и кот» Подвижная игра

Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на­рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне пло­щадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вы­летают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

«Вышли дети в сад зелёный» Сюжетная игра

Вышли дети в сад зеленый танцевать, танцевать. Стали гуси удивленно гоготать, гоготать.

- Га-га-га, га-га-га! -- вторят дети-гуси. Все остальные танцуют. Серый конь заржал в конюшне:

«И-го-го, и-го-го!

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего?».

- И-го-го, и-го-го! - подражает ребенок коню. И корова удивилась:

«Му-му-му, му-му-му! Что вы так развеселились, Не пойму, не пойму?».

- Му-му-му, му-му-му! - вторит другой ребенок.

Движения, имитирующие поведение гусей, коня и коровы, может под­сказать воспитатель, но могут придумать и сами дети.

«Зимний хоровод» Хороводная игра

Особенности игры и ее воспитательное значение Участие в хороводе сближает малышей друг с другом и дает им возмож­ность представить красоту зимней природы. Как и в предыдущих играх, дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения должны быть очень выразительными, образными и дополнять слова, что является новым для детей.

В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.

Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие. Описание игры и приемы ее проведения

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Дви­гаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движени­ями.

Вот пришла зима-зима, Зима-зимушка, зима. Выпал беленький снежок, Выпал снег холодный. (два раза)

На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит, Крыши побелели, Вот как побелели. (два разгО крыши домов. Надо шубки надевать И сапожки обувать, Стало холодненько, Ох как холодненько! (два раза)

«Мы Осенние листочки» Подвижная игра

В руках у детей веточки с осенними листочками. Мы листочки, мы листочки, Мы осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул - полетели. Мы летали, мы летали. Все листочки так устали. Перестал дуть ветерок, Все уселися в кружок. Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида» Дидактическая игра

Игра может быть использована в ясельной - средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, ос­новных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспита­тель задает вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что еще есть у рыб?

Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвес­ти по очереди все части тела.

Воспитатель уточняет: Голова спереди, хвост сзади, плавники на спи­не, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жа­берные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим играть с рыбками.

Бегают по комнате, размахивая веточками.

Присаживаются на корточки.

Снова разбегаются, машут.

«Сравнение живой и игрушечной птичек» - игра, аналогичная преды­дущей, проводится с детьми ясельной - средней групп.

Часть 2. Игры для детей второй младшей группы

«Где спряталась матрёшка»

Игровое упражнение

Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любоз­нательность, находчивость.

Описание: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны, и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет плоскую матрешку под рас­тением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

«Где спряталась рыбка?»

Игровое упражнение

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия рас­тений, расширять словарный запас .

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

Описание: Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? - спрашивает вос­питатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Где что найдешь?»

Дидактическая игра

Цель: закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группиро­вать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу.

Игровое задание: расставить предметы по местам.

Правила игры: найти предмету место среди близких ему по примене­нию. Поставить предмет на место по сигналу.

Материал: предметы или картинки, изображающие" посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или ме­дицинского кабинета.

Ход игры: в комнате расставьте «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет», «игровую площадку», «кух­ню» и др. Обратите внимание детей на то, что все они пока пусты. Попроси­те детей помочь вам разложить предметы (или картинки) по местам. Дети разбирают предметы (картинки), внимательно рассматривают их, думают, куда что положить.

Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие группки (2- 3 человека), которые решают, все ли предметы (картинки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и потом все вместе думают, куда их надо определять.

«Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Игровое упражнение

Цель: найти дерево по названию.

Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Описание: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, име­ющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

- Кто быстрее найдет березу?

- Раз, два, три - к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

«Мои друзья»

Дидактическая игра

Цель: закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним.

Игровое задание: накормить своих друзей-животных. Правила игры: выбрать корм для определенного животного.

Материал: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

Ход игры: в начале игры прочитайте детям стихотворение С. Капути- кян «Маша обедает». Игрушки или большие картинки расставьте так, что­бы они были хорошо видны. Под ними разложите маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Поче­му животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго оп­ределенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны ими­тировать звуки, которые издают те или иные животные.

Вариант.

Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разбросаны картинки с кормом. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто пра­вильно подберет корм.

Можно использовать следующие стихи, загадки:

Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

- Хорошо пока живем,

На лугу траву жуем.

Куры, куры, как живете

Куры, куры, что жуете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем!

Мы клюем проворно

На дорогах зерна.

Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А дерем мы поутру

С молодых осин кору!

Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?

- Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем А грызем мы ловко Свежую морковку.

Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете

- Хорошо пока живем Но, простите, не грызем. Пьем мы понемножку Молоко из плошки.

Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете

- Хорошо пока живем, Но из плошки мы не пьем А поем мы песни вам

По утрам и вечерам!

В. Степанов

«Найди пару» Дидактическая игра

Дидактическая задача: найти предмет по сходству. Игровые действия: поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у кото­рых одинаковые листья.

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. Ход игры

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по пло­щадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три - пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

Часть 3. Игры для детей средней группы «Берегите воду»

Игровое упражнение. Игра-соревнование

Педагогические задачи : научить детей не лить воду без нужды, беречь ее. Содержание и методика: игроков делят на 2 команды. Ребят каждой ко­манды выстраивают в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой - это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают ого­род (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: Мы носили воду, воду От колодца к огороду.

П. Воронько

Советы педагогу: знак, который бы означал, что кран следует закрывать плотно, повесьте в умывальнике. Выучите стихотворение С.Я. Маршака: Бережливым будь с водой Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!

«Где чей дом?» Дидактическая игра

Оборудование: картинки с изображением различных животных и их «домов». Ход игры

Воспитатель читает стихотворение: Воробей живет под крышей. В теплой норке - домик мыши. У лягушки дом - в пруду. Домик пеночки - в саду Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом!

И предлагает вспомнить, кто где живет. Для этого показывает изображе­ние животного, а дети должны выбрать изображение его «дома», и наоборот.

Вариант.

Игру можно проводить с мячом

«Живая или неживая природа»

Дидактическая игра

Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если на­зван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дере­во - поднимают руки, «растут», если животное - прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы - дети замирают на месте.

«Какая сегодня погода?»

Дидактическая игра

Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.

Игровые действия: придумывание условных обозначений разных со­стояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.

Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя ри­сунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисун­ка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объясняет, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах - для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах - для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем, педагог предлагает детям придумать, как можно обозначить ясный солнеч­ный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Если у них не будет получаться, подбираются отдельные картинки или делаются небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень про­стыми и легко узнаваемыми.

Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их по­мощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Воспитатель

дает сведения о погоде, а ребята сообщают их жителям города (кук­лам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, педагог объявляет, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбирает воспи­татель.

Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предла­гается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре.

Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (сол­нце и ветер, дождь и тучи и т.д.).

«Кто знает, пусть продолжает»

Словесная игра

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети - слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые - это...

Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы - это...

Дети: .. карась, щука,...

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар - это...

Дети:... насекомые.

Воспитатель: Золотая рыбка, карась - это...

Дети:... рыбы.

Часть 4. Игры для детей старшей группы

«Весной, летом, осенью»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от­дельных растений (например: нарцисс, тюльпан - весной, золотой шар, астры - осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Вкусная и полезная пища»

Дидактическая игра

Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).

Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов пита­ния - овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермар­кет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).

«Где спрятано растение?»

Дидактическая игра

Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти из­менения в их расположении.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для после­дующих - до 7-8.

Ход игры

Вариант 1

Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить расте­ния и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь от­кройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. - Какие рас­тения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показы­вают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание

Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает орга­низовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них - растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет расте­ния (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).

«Кто кем будет?»

Дидактическая игра

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, же­лезо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры за­ключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпле­нок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусени­цей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.

«Кто летает, прыгает, плавает?»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знако­мых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треу­гольника), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; разви­вать внимание, память.

Игровое действие: дети выбирают трех звеньевых, которым воспита­тель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто лает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, - вокруг звеньевого с синим квадратом.

Правила игры: дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.

Часть 5. Игры для детей подготовительной группы

«Вырастим яблоки»

Дидактическая игра

Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бе­режное отношение к результатам их труда.

Игровые задания: «вырастить» яблоки.

Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Допол­нять друг друга, не повторяясь.

Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приго­товленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фиш­ки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

Ход игры

Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но... их угостят, если они захотят стать садоводами.

Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рас­сказ.

Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие мо­гут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но кар­тинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображаю­щей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. На­стало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко, (яблоко)

Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

«Загадывание желаний»

Словесная игра

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая са­мые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в об­щий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

Ход игры

Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие же­лания, например:

- Если бы я был котом, я бы...

- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

- Если бы я стал птицей, я бы...

- Если бы я стал насекомым, я бы...

- Если бы я был цветком, я бы...

- Если бы я стал деревом, я бы...

- Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться - реальные или фантас­тические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объеди­нить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

«Консервный завод»

Дидактическая игра

Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему при­знаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухоф­руктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поста­вить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

Ход игры

Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

«Экосистемное домино»

Дидактическая игра

Место: групповое помещение.

Материалы: плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножни­цы.

Понятия и взаимосвязи: пищевая цепь, хищник - жертва, производи­тель - потребитель. Стабильность экосистем.

Мотивация: побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.

Задание: выберите растения и животных, проживающих в да ной эко­системе (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.

Ход игры

Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготов­ленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сто­рон, учитывая реальные взаимосвязи.

«Энергия»

Дидактическаяигра

Цель: дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания - лесом и лугом. Познакомить детей с пи­щевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие «пи­щевая цепь».

Реквизит: куклы, тарелка с печеньем.

Схема занятия:

1. Показать детям кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?» После спектакля обсудить важность совместного проживания раз­ных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рас­смотрению пищевых связей.

2. Предложить поиграть в игру «Пищевая цепочка», раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.

Ход игры

Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 че­ловека), лиса (1 человек).

Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процес­сов травинки, а второе передает мышкам. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким об­разом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.

После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может по­лучать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши - травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса - плотоядное живот­ное.

Изготовить коллективный коллаж «Луг». Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему «Луг», наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисун­ки).


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Экологическая игра «Тайны живой природы».

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению живой природы, организация содержательного досуга детей.

Задачи:

    закрепление и углубление знаний о богатстве и многообразии живой природы;

    развитие интеллектуальной сферы;

    формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, умения работать сообща .

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация игры, карточки с заданиями, объекты живой природы (например, шишки ольхи, лиственницы, раковины моллюсков и др.)

Ход мероприятия.

Учащиеся делятся на две команды. Перед ними на экране игровое поле, которые представлено пятью группами вопросов о живой природе (рыбы, птицы, звери, насекомые, деревья). Каждая группа распределена по цветам (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). В каждом вопросе имеется 3 подсказки. Задача каждой команды ответить на вопрос, используя наименьшее количество подсказок. За правильный ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, если команда отвечает правильно со второй подсказки – 2 балла, если с третьей – 1 балл. В игре побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

Участники команд поочередно выбирают категорию вопроса, совещаются в течение 30-50 секунд и стараются правильно ответить на вопрос с первой подсказки. Если команда использовала все три подсказки и не дала правильного ответа, на этот вопрос может ответить команда соперников, сохраняя за собой право очередного выбора вопроса.

При выборе отельных категорий необходимо выполнить задание. В этом случае участвуют обе команды и зарабатывают баллы по усмотрению ведущего.

Для избегания конфликтной ситуации при ответах детей имеет смысл выбрать капитанов команд и принимать в качестве правильного ответа команды тот ответ, который озвучит капитан.

Вопросы игры

Подсказки

Ответ

Рыбы

    Масса этой рыбы может достигать 300 килограмм.

    Обитает в омутах, на большой глубине.

    Имеет усы. Глаза этой рыбы очень маленькие.

Сом

Рыбы

    Аквариумная рыбка.

    Имеет длинный хвостовой плавник.

    Умеет «исполнять желания».

Золотая рыбка

Рыбы

    Крупная хищная рыба.

    Живет в море.

    Может напасть на человека в воде и съесть его.

Акула

Рыбы

    Мелкая речная рыба.

    Имеет колючий спинной плавник.

    Уха из этой рыбы считается особо наваристой.

Ёрш

Птицы

    Крупная птица.

    Перьями этой птицы украшали шляпы.

    Не умеет летать.

Страус

Птицы

    Эти птицы часто дерутся между собой.

    Масса может достигать 5 и более килограмм.

    Кричит КУ-КА-РЕ-КУ

Петух

Птицы

    Питается насекомыми.

    Остается зимовать в городе.

    Грудка желтого цвета.

Синица

Птицы

    Лесная птица.

    Питается семенами сосны и ели.

    Эту птицу называют лесным доктором

Дятел

Звери

    Живет в лесу.

    Хищник.

    Всю зиму спит в берлоге.

Медведь

Звери

    Небольшой зверек, грызун.

    Делает запасы на зиму.

    Корм переносит в защечных мешках.

Хомяк

Звери

    Хищная кошка.

    Живут небольшими группами (прайдами).

    Это животное называют царем зверей.

Лев

Звери

    Питается растительной пищей.

    Имеет пушистый хвост.

    Живет в лесу на деревьях.

Белка

Насекомые

    Прыгающее насекомое.

    Питается растительной пищей.

    Имеет зеленую окраску тела.

Кузнечик

Насекомые

    Хищное насекомое.

    Живут большой семьей.

    Строят жилища до полутора метров в высоту.

Муравей

Насекомые

    Мелкое летающее насекомое.

    Имеет два крыла.

    Кровью питаются только самки.

Комар

Насекомые

    Опыляет растения.

    Может больно ужалить.

    Один из продуктов его жизнедеятельности - мед.

Пчела

Насекомые

    Хищник.

    Имеет огромные глаза.

    Личинка развивается в воде.

Стрекоза

Деревья

    Цветет одновременно с распусканием листьев.

    Очень прочная древесина.

    Плод этого дерева – желудь.

Дуб

Деревья

    Теневыносливое дерево.

    Хвойное дерево.

    Украшают новогодними игрушками.

Ель

Деревья

    Используется в озеленении улиц города.

    Об этом дереве сложено много песен и стихов.

    Ствол белый.

Берёза

Деревья

    Дерево особенно красиво осенью.

    Имеет большие рассеченные литья.

    Лист – символ Канады.

Клён

Задание №1. «Изобрази живой предмет»

От каждой команды выходят по 2 – 3 человека. Ведущий раздает им карточки, на которых изображены (написаны) различные живые объекты. Каждому участнику необходимо молча с помощью жестов, мимики изобразить это животное (например, одуванчик, ель, пингвин, лиса, бабочка, кузнечик, кошка, цапля и т.д.). Оставшиеся участники команд пытаются определить, что было изображено. Ведущий оценивает качество выполнения заданий и степень участия обеих команд.

Задание №2. Игра «Рыба, птица, зверь».

Все участники обоих команд встают и запоминают движения. Рыба – рукой необходимо показать, как плывет рыбка (волнообразные движения). Птица – подпрыгивание на обеих ногах на одном месте. Зверь – все участники должны присесть на корточки. Насекомое – похлопать в ладоши. Дерево – поднять руки вверх. Ведущий называет животных и деревья. Например, заяц – участники команд должны присесть, потому что заяц- это зверь. Например, бабочка – участники команд должны похлопать в ладоши, потому что бабочка - насекомое. Например, щука – участники команд должны рукой показать волнообразные движения, потому что щука – рыба. Например, тополь – участники команд должны поднять руки вверх, потому что тополь – дерево. Ведущий называет животных и деревьев по своему усмотрению и следит, как выполняют задания участники команд. Те ребята, которые ошиблись при выполнении задания – переходят на противоположную строну напротив своей команды, и продолжают выполнять следующие задания вместе с оставшимися участниками команды. По своему усмотрению ведущий прекращает игру и смотрит, сколько игроков из каждой команды перешло на противоположную сторону. Большее количество баллов набирает та команда, участники которой меньше допустили ошибок. Ведущий оценивает выполнение задания. Например, первая команда - 3 балла, вторая команда – 2 балла.

Задание № 3. Игра «Передай предмет».

Одному из участников каждой команды передается предмет живой природы, например, плод каштана, шишка сосны и т.д. Под музыку участники обоих команд передают этот предмет по цепочке, так, чтобы он побывал в руках у каждого участника своей команды. Когда музыка останавливается, участники команд, в руках которых остался предмет, выходят в середину зала. Предмет снова возвращается в команду, и игра продолжается до тех пор, пока в середину зала не выйдут по 2-3 участника из каждой команды. Затем ведущий убирает предметы живой природы и тем участникам, которые вышли из команды задает вопросы, связанные с данным предметом, (например, как называется предмет живой природы, или в какое время цветет дерево, плод которого вы передавали?). Очень интересно использовать мелкие или хрупкие предметы живой природы, например засушенные листья деревьев, сережки березы, плоды липы и др.

Большее количество баллов получает та команда, которая точнее ответит на вопросы.

    1. Экологическая игра « Планета животных».

Цель: развитие познават ельного интереса к миру природы, организация содержательного досуга детей.

Задачи:

    з акрепление и углубление знаний о многообразии животного мира»;

    расширение кругозора учащихся;

    развитее логического мышления.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация игры, карточки с ответами, бумага, ручка.

Ход мероприятия.

Перед каждым участником мероприятия на столе разложены карточки с названиями животных (слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра), ручка и бумага для подсчета баллов.

Ведущий задает вопрос о животных (вопрос появляется на экране) , учащиеся некоторое время думают, затем поднимают карточку или несколько карточек с названиями тех животных, которые, по их мнению, соответствуют правильному ответу . За каждую правильно поднятую карточку участники игры записывают один балл, за каждую неправильно поднятую карточку – один штрафной балл. Правильных ответов на вопрос может быть разное количество: один правильный ответ, несколько правильных ответов, правильных ответов может не быть.

Если при ответе на вопрос были подняты не все карточки, штрафные баллы не ставятся, а ставится только то количество баллов, сколько поднято карточек с правильными ответами. В конце игры каждый участник подводит итоги: находит разницу между количеством баллов за правильные ответы и количеством штрафных баллов.

Вопросы игры:

Вопросы

Ответы

Максимальное кол-во баллов

Это животное умеет летать.

Стрекоза, серый сорокопут, репейница.

Это животное живет в воде.

Синий кит, щука, выхухоль

Это животное хищник.

Стрекоза, кобра, щука, панда, серый сорокопут.

Это животное занесено в Красную Книгу Ульяновской области.

Серый сорокопут, выхухоль.

Это животное улетает зимовать в теплые страны.

Репейница.

У этого животного есть сердце.

Слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра.

У этого животного есть чешуя.

Репейница, кобра, щука.

Это животное самое крупное на Земле.

Синий кит

У этого животного нет позвоночника

Репейница, стрекоза

Это животное ядовитое.

Кобра.

У этого животного есть особый орган чувств – боковая линия.

Щука.

У этого животного 2 крыла.

Серый сорокопут.

Это животное может ужалить.

У этого животного нет усов.

Серый сорокопут, слон, щука, кобра.

У этого животного есть когти.

Серый сорокопут, морская свинка, панда, выхухоль.

Детеныши этого животного питаются молоком матери.

Морская свинка, слон, панда, выхухоль, синий кит.

У этого животного очень слабое зрение. Выберите двух животных, у которых по вашему мнению зрение хуже, чем у остальных .

Выхухоль, кобра.

У этого животного хорошо развиты резцы.

Морская свинка, слон.

У этого животного нет хвоста.

Стрекоза, репейница, морская свинка.

Детеныши этого животного рождаются опушенными, зрячими, вполне готовыми к самостоятельной жизни .

Морская свинка.

У этого животного есть хобот.

Слон, выхухоль, репейница.

Это животное изображено на эмблеме М еждународного союза охраны природы.

Панда.

Данную игру можно использовать в качестве диагностики знаний учащихся по теме «Многообразие животного мира». Результаты диагностики приведены ниже.

Высокий уровень: от 41 балла и выше;

Уровень выше среднего: от 31 до 40 баллов;

Средний уровень: от 21 до 30 баллов;

Уровень ниже среднего: от 11 до 20;

Низкий уровень: до 10 баллов.

    1. Экологическая викторина « Люблю тебя, мой край родной!»

Данное мероприятие может быть использовано как контрольное занятие по теме «Природа родного края». Перед проведением экологической викторины целесообразно организовать экскурсию в природу для того, чтобы обучающиеся могли обобщить и закрепить свои знания о растительном и животном мире.

Цели и задачи:

    контроль знаний обучающихся о природе родного края;

    пропаганда экологических знаний;

    развитие познавательного интереса к изучению родной природы;

    воспитание экологической культуры детей.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация викторины, бланки для ответов, ручки.

Ход мероприятия.

Каждому участнику мероприятия необходимо письменно ответить на вопросы. В целях экономии времени целесообразно подготовить бланки для ответов, в которых пронумерованы вопросы и задания.

Вопросы и задания викторины.

    «Деревья и кустарники родного края». По внешнему виду необходимо определить название растительного объекта:

    Дуб

    Клен

    Липа

    Вяз

    Рябина

    Осина

    Лиственница

    Тополь

    Ива

    Сосна

    Каштан

    Ясень

    Береза

    Лещина (орешник)

    Ель

Время для выполнения задания – не более 15 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.

    «Следы животных». По внешнему виду следов необходимо определить млекопитающих Ульяновской области:

    Лось

    Белка

    Медведь

    Лиса

    Волк

    Заяц

    «Звуки природы». Прослушав аудиозаписи голосов животных, необходимо определить вид животного:

    Соловей

    Сорока

    Ворона

    Курица

    Кузнечик

Время для выполнения задания – не более 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.

    «Природный символ Ульяновской области». Чередуя буквы в определенной закономерности необходимо составить название животного, который является природным символом Ульяновской области: Солнечный орёл.

Время для выполнения задания – не более 3 минут. Правильный ответ - 3 балла.

    «Правила поведения в природе». Используя подсказки (знаки), необходимо составить правила поведения в природе. Чем больше и точнее будет составлено правил поведения в природе, тем больше количество балов могут заработать участники викторины. Время для выполнения задания – не более 10 минут.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»